Послушник Владимир Кавелин (†6/19 марта 1855) Владимир Александрович Кавелин — из дворян сельца Гривы Козельского уезда Калужской губернии, родной брат жившего в то время в скиту рясофорного монаха отца Льва (впоследствии наместника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Леонида). Воспитанник земледельческого училища общества сельского хозяйства, получивший от оного право продолжать за счет общества курс наук в Горыгорецком Земледельческом институте. Поступил в скит в 1854 году 18 июля. В том же году он заболел и взят был родителями в свое родовое имение — в деревню за 12 верст от Оптиной, для удобнейшего за ним ухода. Недолго пришлось пожить этому юноше. 24 сентября того же года скитский духовник иеромонах отец Пафнутий вместе с братом болящего отцом Львом приехал в имение Кавелиных, и послушник Владимир отцом Пафнутием был исповедан. Целых полгода провел Владимир в томительной болезни. 18 февраля следующего, 1855, года над ним совершено было Таинство Елеосвящения духовником иеромонахом Пафнутием собором с другими скитскими иеромонахами. По желанию больного, кажется в начале марта, приехал навестить его Оптинский старец иеросхимонах Макарий в сопровождении, как должно полагать, своего келейника послушника Пармена, и прочитал над ним канон Господу Иисусу и Пречистой Его Матери на исход души из тела. В это время Пармен имел возможность, как замечено было в своем месте, особенно дружелюбно проститься с Владимиром, не ведая того, что в следующем году и ему самому придется отправиться за Владимиром в вечную жизнь. Два раза пред кончиною Владимир сообщался Святых Христовых Таин и в самый день кончины, 6 марта, в третий [раз] сподобился принятия сего небесного дара. Сего числа в шестом часу утра брат страдальца отец Лев вторично стал читать над ним канон на исход души. На шестой песни канона приспел конец земной жизни умирающего юноши, и он, прильнув охладевшими устами к святой иконе Царицы Небесной, тихо и незаметно для присутствующих испустил дух. Светлый лик усопшего ясно свидетельствовал о милости Господней к душе его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Н. собирался в Москву на коронацию имп. Александра II в надежде посетить Троице-Сергиеву лавру и поклониться могилам родителей. Члены Синода выехали из С.-Петербурга 1 авг. 1856 г., о путешествии в Москву и торжествах Н. оставил записи в дневнике (РНБ ОР. Ф. 15. А-143. Л. 240-245 об.). Поскольку все иерархи приехали на коронационные торжества, проходило обсуждение важных церковных вопросов. 4 авг. Н. встречался с митр. Филаретом (Дроздовым), следующая встреча святителей состоялась 8 авг. Во время этих встреч митр. Филарет представил Н. проект архиерейского исповедания и обещания перед рукоположением, из которого при переводе с греч. языка была изъята часть текста с изложением догмата о Св. Троице и добавлен текст о колдунах, босых и проч., отсутствующий в греч. оригинале, что митр. Филарет считал нужным исправить, и Н. согласился с ним ( Филарет Московский. 1883. Ч. 3. С. 418). 19 авг. 1856 г., в праздник Донской иконы Божией Матери, Н. служил в Донском мон-ре вместе с архиепископами Григорием (Постниковым) и Арсением (Москвиным), архиеп. Василием Кесарийским, еп. Филофеем (Успенским) , свящ. Василием Кутневичем, после богослужения все были приглашены на обед у архиеп. Евгения (Казанцева), управлявшего Донским мон-рем. По воле имп. Александра II коронование было совершено не первенствующим членом Синода Н., а старейшим - митр. Филаретом (Дроздовым) ( Жмакин. 1896. С. 157, 177, 178, 180). Последовавшую болезнь и скорую кончину Н. нек-рые современники приписывали его огорчению этим обстоятельством ( Львов. 1900. С. 364). 26 авг. после коронации Н. пожаловался на сильное недомогание. 27 авг. он произнес речь в Кремле по случаю коронации (РНБ ОР. Ф. 15. А-143. Л. 238-239). 30 авг., в день св. блгв. Александра Невского, в Успенском соборе на молебне читал Евангелие, но к вечеру снова занемог. 1 сент. Н. испросил Высочайшее разрешение отбыть в С.-Петербург досрочно, из-за болезни не присутствовал 2 сент. на обеде у митр. Филарета, где собралось 14 иерархов. 4 сент. Н. выехал из Москвы и 5 сент. прибыл в С.-Петербург. 12 сент. был исповедан и приобщен, больше не вставал. 16 сент. новым вик. Платоном (Фивейским) было совершено елеосвящение Н. В ночь с 16 на 17 сент. началась агония, и 17 сент. в 3 часа дня Н. скончался.

http://pravenc.ru/text/2565314.html

«Тако да просветится Свет ваш пред человека, Яко да видят ваша добрые дела, И прославят Отца вашего, Иже есть на небесех».   Мф. 5:16 .   Схимонах Варсонофий, в мире Василий Иванович Макарухин, по званию Московский «купеческий сын», а потом третьей гильдии купец. Родителями его были также московский купец Иван Григорьевич Макарухин и Евдокия Ивановна (по родительской фамилии Лащенова). По метрическому свидетельству Московской Духовной Консистории: «1805-го года, июля 27-го дня, у московского купца Ивана Григорьевна Макарухина родился сын Василий, крещен 30-го числа; восприемниками были: Московский купец Илья Иванов (Лащенов) и Московского купца Григория Тимофеева Макарухина жена Татьяна Иванова; крестил священник Иван Васильев с причтом». – Дом Макарухиных находился в Замоскворечье, на Пятницкой улице, близ Пятницкой городской части (в 4-м квартале, под 428-м), в приходе церкви Св. Великомученика Никиты, что в Татарской. По выписям из метрических книг приходской церкви, Ив. Гр. Макарухин «умер марта 6-го 1849-го года от чахотки, 65-ти лет, будучи исповедан и приобщен Св. Христовых Таин; погребен 9-го марта в Даниловом монастыре». А «в 1871-м году октября 4-го дня, умерла от старческого изнурения Евдокия Ивановна 89 лет, будучи исповедана и приобщена Св. Христовых Таин; погребена 7-го октября в Даниловом монастыре» 8 . По смерти отца, в числе наследников был и сын Василий, в седьмой части дома. – Но Василий не отделялся и не удалялся из родительского дома, как место рождения и воспитания. Здесь, в течение более 40 лет, он находился под постоянным добрым влиянием матери. Будучи еще мальчиком, Василий переживал и знаменитый 1812-й год и сохранил о нем немало воспоминаний. Между прочим, в то время, как французы заняли Москву, Василий, вместе с отцом, направлялся в Каширу. На дороге их повстречали французы, занимавшиеся фуражировкой. Одному из них понравились хорошие козловые сапоги на ногах отца – Ивана Макарухина; француз принудил его снять сапоги и взял, а ему отдал свои худые; Василий, видя это, заплакал; но француз, желая утешить мальчика, дал ему большой кусок сахару. Из того же времени Василий Иванович припоминал, как свидетель, то обстоятельство, что Наполеон, наслышав, будто крест на колокольне Ивана Великого весь сделан из золота, пожелал его непременно снять. Долго никто не отыскивался сделать это, или стыдясь позорного предложения, или страшась трудности исполнения самого требования. Наконец, нашелся некто, и это был … русский – православный! – Василий Иванович всегда, рассказывая это, обнаруживал сильное негодование 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Мак. Итак ты веруешь так же, как блаженный Лукиан? Прав. Я уже сказал, что мы веруем не только так как веровал блаж. Лукиан, но и так, как веровали все св. мученики и Апостолы. Мак. Значит ты подписался бы под символом Лукиана? Прав. Но что же ты осуждаешь в том, что изложено 318-тью отцами в Никее, Вифинском городе?.. Мак. А ты что осуждаешь в изложении Лукиана? Прав. Я осуждаю вашу прибавку, и я могу доказать, что эта прибавка сделана вопреки мысли того мученика. Мак. А разве вы ничего не прибавили к Никейскому изложению веры? Прав. Прибавили, но не противное ему. Мак. Всё-же прибавили. Прав. То, что в то время не было изследовано, что теперь благочестиво отцы истолковали (τ ττε μ ζητηθντα, νν ρμνευσαν ο πατρες εσεβς) 1557 . Какая здесь разумеется прибавка к символу Никейскому? – В свое время Гарнье видел здесь ясное указание на второй вселенский собор и составленный им символ, но Дрэзеке, принимая результаты изследования Гарнака о происхождении символа константинопольского, относит эти слова к тому, что сделано было на соборе Александрийском 362-го года, отцами которого Дух Св. был исповедан Богом и единосущным Отцу и Сыну. Следовательно, – заключает Дрэзеке, – слова православного о „ныне " истолкованном Никейском символе поставляют нас в 362 или 363-й год и указывают вообще на первую половину 60-х годов, как на время составления диалогов о Св. Троице. Переходя к вопросу об авторе этих диалогов, Дрэзеке рядом доказательств и хочет подробнее обосновать свое положение о принадлежности этого сочинения Аполлинарию. Эти доказательства состоят в сравнении учения и языка диалогов с учением и языком подлинных творений Аполлинария, – сравнении, часто сопровождаемым длинными выдержками и сопоставлениями текста 1558 , причем всегда в такой или иной мере обнаруживается сходство между теми и другими. Было бы слишком утомительно и излишне приводить эти сопоставления, – тем более, что в дальнейшем, при частичном разборе доказательств Дрэзеке, все они будут по существу изчерпаны, – и потому мы переходим к общей оценке гипотезы Дрэзеке.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

А мужи бы к святому причастью во волотах не приходили, но снимаа волоты; а на ком пригодится опашень или шуба, и они бы припоясывали” (Ср. И. Д. Мансветова митрополит Киприан в его литургической деятельности, М. 1882г., стр. 142–143). В ответах на вопросы игумена Афанасия митрополит Киприан между прочим пишет: „Правило же черньцем к причастию сицево достоить быти: с великим вниманием и страхом Божьим никакой же помысл оставити в своём сердци не исповедан, ниже злобу никоторую держати на кого, ниже смущение кое имети в мысли своей; но весь очистився душей и телом и правило уставленное управив себе, со всяким вниманием, и тако приступить к святым тайнам. Се же правило достоит и миряном православным. Попу же чернцу и мирянину попу единаково правило достоит быти; черньцем же не попом, такоже и миряном, мужем и женам, единаково правило есть к святому причастью, якоже прежде рехом: уставлении тропари и молитвы. Младеньца же сьблюдати от ястия и питиа к святому причастию, аще не к смерти будеть. – О имущих же дух лукавый, не годится таковым даяти причастиа, якоже святая правила указают нам; аще бо кто не крещен, таковою болезнью одержим, не прияти его к святому крещению, дóндеже болезнь престанет от него; такоже и о святом причащении. Суть бо таковии, иже на нов месяц емлеми суть таковою болезнью, ини же двожда на месяц; и сего ради немощно таковым святого и животворящего тела Господня даяти: нечисти бо суть, нечистым духом одержими, грех ради неких. – Черньцем же не причащатися у мирянина попа, кроме велит нужда; аще ли при смерти будет, а черньца попа не будеть, тогда мирянину попу покаяти его и причастье дать ему. Черницам же у попа у мирянина причастье имати годится, а в покаянии не быти у него, но старца многодетна держать собе духовника. – А в прежесвященной службе причащатися черньцем и миряном лзе. – О святем же причастьи въпрашаеши: в посты велит, или в иные посты, всегда ли даати им причастче, или ни? И се ти буди ведомо, яко аще кто млад, или стар, а житие его есть чисто и в послушании истинном живет, и правило своё исполняет по силе, и помыслы свои чисто исповедует, не възбраняет ничтоже почасту причащатися: достоин бо есть, таковый иже аще есть; а иже не таков, но некоторою леностию одержим, или преслушанием, или прекословием, или иной которою страстью, такового управляет игумен, якоже сам рассудить, и о причастии коли даяти, и коли не дати, противу устроению их.·- Егда же ли будеть им (черньцем) время причаститися, ино уставленыя молитвы святому причастию себе прочетши и управивши, и тако к святому приступает причастью”...

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Притом, кто изобразит множество твоих милостынь и щедрость, которые ты днем и ночью оказывал убогим, сирым, болящим, обремененным долгами, вдовам и всем просящим милостыни? Ты слышал слово Господне, сказанное царю Навуходоносору Даниилом: «царю, совет мой да будет тебе угоден, и грехи твоя милостынями искупи, и неправды твоя щедротами убогих» ( Дан. 4:24 ). Ты слышал сие, отец светоносный, и не удовлетворился одним слышанием, но совершил слышанное на самом деле: подавал милостыню просящим, одевал нагих, насыщал алчущих и жаждущих, посылал всякого рода утешения больным, искупал должников, освобождал содержимых в рабстве. Сия-то любезная Богу милостыня дает тебе великое дерзновение перед Ним, как присному рабу Христову. В этом утверждаюсь я на слове Писания: «хвалится милость на суде» ( Иак. 2:13 ); – утверждаюсь на словах Самого всесильного и милосердного Господа: «блажени милостивии, яко тип помиловани будут» ( Мф. 5:7 ). Апостол Иаков говорит: «обративши грешника от заблуждения пути его, спасет душу от смерти и покрыет множество грехов» (5:20). Если благий Бог воздает такую награду за обращение единого человека, то какое блаженство обрел ты, Василий? Какое бремя грехов ты рассыпал, обратив от заблуждения идолопоклонства не одного человека, не десять городов, но всю область свою? Сам Христос Спаситель показывает и уверяет нас, какой славы и почести Он удостоил тебя на небесах, когда говорит: «иже исповесть Мя пред человечи, исповем его и Аз пред Отцем Моим, иже па небесех» ( Мф. 10:32 ). Если исповедавший только Христа перед людьми будет исповедан Христом перед Богом Отцом, то какой похвалы сподобишься ты за то, что не только исповедал, яко Христос Сын Божий, но и утвердил сию веру по всей этой земле, воздвиг церкви Христу и поставил Ему служителей? Подражатель великого Константина, равный ему умом, равный любовию ко Христу и почитанием служителей Его! Тот со святыми отцами Никейского собора положил закон людям; а ты, часто собираясь с новыми отцами, нашими епископами, с великим смирением советовался с ними, как уставить закон сей среди людей, недавно познавших Господа. Тот покорил Богу царство еллинское и римское; а ты, блаженный, то же сделал в России; ибо как у тех, так и у нас уже Христос именуется царем. Тот с материю своею Еленою утвердил веру, когда принес крест из Иерусалима и разослал части его по всему миру своему; а ты утвердил веру с бабкою твоею Ольгою, принесши крест из нового Иерусалима, града Константинова, и поставив его на земли своей. И, как подобного Константину, Бог соделал тебя участником единой с ним славы и чести на небесах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Тогда же существовал другой обычай, относившийся к субботе накануне Троицына дня, когда мужчины и женщины собирались на кладбищах и плакали над могилами «с великим кричанием». Одновременно с плачем начинали играть скоморохи, «гудцы и прегудницы», плачь скоро сменялся скаканьем и плясками, и развеселившиеся начинали бить в ладоши и петь «сатанинския песни». В больших городах, как в Москве, этот обычай посещать кладбища на Троицкой неделе превратился в замечательный обряд погребения в самый семик, или четверг седьмой недели, всех умерших несчастной смертью . Для этой цели за городом отводились особыя места, называвшиися убогими домами, жальниками, буйвищами, гноищами или просто скудельницами, по примеру села Скуделнича в Иерусалиме для погребения странников. На убогих домах устраивались сараи с одной большой могилой. Сюда свозились тела всех умерших насильственной или внезапной смертью и потому не воспользовавшихся перед кончиной молитвами и таинствами Церкви. Здесь же полагались тела казненных, утонувших, сгоревших, замерзших, погибших от убийц, странников, нищих и вообще всех не принадлежавших ни к какому приходу и потому не нашедших себе места ни на одном из приходских кладбищ. В 1619 году патриарх Филарет приказал хоронить на убогих домах также тех, «которые вина обопьются, или зарежутся, или с качелей убьются, или купаючись утонут, или сами себя отравят, или иное какое дурно сами над собой учинят». Последний патриарх Адриан несколько ограничил это правило Филарета: «самоубийц и убитых на разбое и воровстве не класть на кладбищах и убогих домах, но зарывать в лесу или в поле без поминовения в семик, наказывал он поповским старостам. «Если же вор и разбойник при смерти будет исповедан и причащен св. тайн, то их положить без отпевания в городе в убогом дому, где такие воры и разбойники кладутся». Со времени царствования Петра I на убогие дома свозили трупы анатомированных в госпитале. В общей открытой могиле на убогом дому собиралось таким образом множество непогребенных тел.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Е. Шляков и С. А. Шухов – по 4,000; С. Я. Хесин – 3,700; М. А, Коган – 3,500; И. И. Алафузов, А. А. Балашев, Н. А. Варгунин, К. А. Метлин – по 3,000; А. И. Горвиц, К. П. Яковлев, В. И. Гот, I. Л. Янышев, К. А. Варгунин, И. П. Лесников, Н. М. Полежаев, А. И. Касатник – по 2,000 р., А. А. Кавфман, С. Н. Карали по 1,500 р. и т. д. 216 Дать такое наименование храму постоянно имелось в виду. Им воздавалась хвала Господу Богу, всегда особенно благоволившему к детям и, вместе с тем, напоминалось, что быстрое устроение приюта было знамением особенного благоволения Божия к детям. 218 До 1848 года дом этот назывался Домом призрения убогих или Домом убогих, а в просторечии Домом Порошина или Порошинской богадельней. В актах заведения нет указаний на то, почему Дом назван домом Порошина: дом не принадлежал Порошину и Порошин не был в числе благотворителей заведения. Есть предание, что эту фамилию носил купец, содержавший трактирные заведения и помещавший их в этом доме на арендных условиях. Понятно, что память о таком лице могла долго сохраниться среди окрестных жителей. 220 История вдовьего дома стоить в связи с историей Смольного монастыря. Так как история Смольного монастыря изложена при описании других церквей, то, не повторяя ее здесь, будем говорить прямо о вдовьем доме. 221 Этот Новосильцев убит на дуэли сыном полковника Чернова, Константином, при секундантах – известном декабристе Пестеле (? К. Ф. Рылееве) и Николае Пражевском. Смертельно раненый Новосильцев умер в ближайшей к месту дуэли харчевне и, будучи исповедан и приобщен сампсониевским священником Феодором Барсовым, умер в мире с врагами. Церковь поставлена на месте харчевни. Смерть Новосильцева была 14 сентября 1825 г. На месте дуэли, в парке местного института поставлены два гранитные круглые камня, а деревянный дом бывшей харчевни перенесен в сад богадельни и доселе находится в целости. 222 Богадельня основана в 1850 году в память Анастасии Николаевны Кирпичевой, урожденной Тарасовой, на земле гг. Тарасовых, в собственном их доме.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

3) См. на 1152 стр. 1 прим. 4) Хотя некоторые священники, при приобщении больного частицею запасных Даров, и приливают к оной воду (см. Ц.В. 1897, 28; сн. у Забелина, 180 стр.), но, согласно указанию Требника, в этом случае должно быть прилито именно вино. 5) См. на 1152 стр. 2 прим. 6) См. 1149 стр. печатного оригинала. 7) Сн. на 1149 стр. 3 прим. 8) После молитвы: «Господи Боже наш», следует непременно прочитать из чина исповеди разрешительную молитву («Господь и Бог наш Иисус Христос»), если только больной не был исповедан и разрешён заранее: иначе и священник, обязанный произнесть суд свой о грехах исповедующегося, останется в ложном положении, и совесть кающегося будет в неопределённом состоянии, поскольку он не будет знать, прощены или не прощены грехи его (Киш. Е.В. 1871, 20; Ц.В. 1896, 40). – См. ещё на 1152 стр. 3 прим. 9) Перед причащением больного священник, обыкновенно, читает молитвы: Верую, Господи, и исповедую… и проч. (см. на 795 стр. 4 прим.), которые больной повторяет за священником. «Причащает же запасными Дарами с лжицы дважды и трижды, дабы возмогли потребити» (Деян. Москов. 1667 г. Соб. – см. Пособие, 697 стр.). – Если положение больного слишком опасно, то, по прочтении разрешительной молитвы, должно произнести: «Со страхом Божиим и верою приступите», и немедленно преподавать больному св. Тайны (Рук. д.с.п. 1886, 46). Дополнительные примечания 1) Если приходится приобщать несколько больных в одной избе, то лучше сразу приготовить для них св. Дары по числу больных, чем делать это для каждого порознь, причем сначала следует приобщать более слабых. Впрочем, если иерей найдёт более удобным, то для каждого больного может растворять частицу тела Христова отдельно (Псков. Е.В. 1895, 3). 2) Третья молитва в чине причащения больного: «Господь Бог премилостивый», должна пониматься как совокупность не «благожеланий», а «благословений», выражаемых, притом, священником, как лицом, обладающим властью иерархической; а потому, по мнению некоторых, она обязательно должна произноситься с обращением к больному (а не к иконе, как это делается некоторыми) и с преподанием ему благословения (см. Тайн. испов., проф. А.И. Алмазова , 2 т., 101 стр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

1:21), то следует, что и слово наше должно быть о Христе, и мысль, и всякое действие должны держаться Его заповедей, и душа наша должна преображаться в Его образ. Потому радуюсь, что о таких предметах меня спрашивают, и разделяю радость спрашивающих. Итак, скажу одним словом: всем изложениям веры, составленным впоследствии, предпочитается у нас изложение отцов, собравшихся в Никее, в котором Сын исповедуется Единосущным Отцу и того же естества, какого и Родивший. Ибо Светом от Света, Богом от Бога, Благим от Благаго и всем сему подобным исповедан Он теми святыми; и то же теперь свидетельствуем мы, желающие ходить по следам их. Поелику же вопрос, возникший ныне от людей, замышляющих непрестанно нововведения, а прежде проходимый молчанием по беспрекословности, остается неразъясненным (разумею вопрос о Святом Духе), то предложу о сем слово, следуя мысли Писания, потому что как крестимся, так и веруем; как веруем, так и славословим. Итак, поелику Крещение дано нам Спасителем во имя Отца Сына и Святаго Духа, то произносим исповедание веры, согласное с Крещением, и славословие — согласное с верою, со Отцем и Сыном спрославляя Святаго Духа, спрославляя тою верою, что Он не чужд Божия естества. Ибо отчужденное по естеству не имело бы участия в тех же чествованиях. А о тех, которые Святаго Духа называют тварию, жалеем как о впадающих чрез таковое слово в непростительный грех хулы на Духа. О том, что тварь далека от Божества, нет нужды и говорить даже хотя мало упражнявшимся в Писании. Ибо тварь рабствует, а Дух освобождает; тварь имеет нужду в жизни, а Дух животворящ; тварь имеет нужду в научении, а Дух учит; тварь освящается, а Дух освящает. Наименуешь ли Ангелов, Архангелов и все премирные Силы: чрез Духа приемлют они освящение. Сам же Дух имеет в Себе естественную святость, не по благодати прияв ее, но содержа в Своей сущности, почему и приял по преимуществу наименование Святаго. Посему, Кто Свят по естеству, как Свят по естеству Отец и как Свят по естеству Сын, Того не соглашаемся отлучать и отсекать от Божественной и Блаженной Троицы и не принимаем с собою в общение, если кто сопричисляет Его к твари.

http://predanie.ru/book/68862-tvoreniya/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010