Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМИШИ [англ. Amish], последователи радикального протестант. движения, основанного в 1693-1697 гг. Я. Амманом . В наст. время в 22 штатах США живут ок. 100 тыс. А., в основном в Огайо (ок. 45 тыс.), Пенсильвании и Индиане, и ок. 900 человек - в Канаде (пров. Онтарио). А. являются прямыми наследниками двух групп анабаптистов , т. н. швейцар. братьев, с одной стороны, и голл. меннонитов - с др. Я. Амман положил в основу своего учения взгляды меннонитов. Он управлял общиной авторитарно, настаивая на букв. понимании Свящ. Писания и строгом образе жизни. Братья, нарушившие закон, изгонялись из общины, и поддерживать с ними отношения было запрещено. Он ввел обязательное ношение бороды для женатых мужчин и одежду особого покроя для мужчин и женщин. Формирование идеологии А. завершил У. Амман (его родственные связи с Я. Амманом не установлены), к-рый совместил учение Я. Аммана и швейцар. братьев, сохранил меннонитскую традицию «умовения ног» и практику изгнания согрешивших братьев из общины, но организовал управление общиной в соответствии с принципами Шлейтгеймского исповедания швейцар. братьев. Иммиграция А. из Европы в Сев. Америку, вызванная преследованиями из-за их пацифизма, началась в 1727 г. и продолжалась до 1865 г. С 1815 по 1865 г. в Америку (в штаты Пенсильвания, Огайо, Иллинойс, Индиана, Нью-Йорк и Айова), а также в Канаду (пров. Онтарио) переехали ок. 3 тыс. чел. В 1865 г. состоялся съезд А. Пенсильвании, Индианы и Огайо, результатом к-рого было окончательное разделение их на А. «старого обряда» и «меннонитских», к-рые в наст. время почти полностью слились с меннонитской церковью и др. консервативными меннонитскими группами. Жизнь А. строится в соответствии с «Хартией амишей» и уставом (нем. Ordnung), к-рые в основном передаются изустно и детально регламентируют повседневную жизнь. При крещении, к-рое А. принимают в сознательном возрасте, они дают клятву во всем следовать «Правилам».

http://pravenc.ru/text/амиши.html

1Кор.2:9 . «Но, как написано: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( Ис.64:4 ). Объясн. Господь говорит: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, любит Меня: Ин.14:21 , а в числе заповедей Господних есть повеление и о том, чтобы слушать тех, кого Он послал на дело проповеди: Лк.10:16 ; Мф.10:40 . Отвергающих пастырство, по словам Библии, постигла страшная кара от Бога: Чис.16:1–3:32 ; 2Тим.3:8–9 . Кол.3:14 . «Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства». Объясн. Оканчивая Свою заповедь о любви к ближним, возвышающейся до любви к врагам, Иисус Христос прибавил: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный»: Мф.5:48 , показывая тем, что любовь есть ближайший путь достигнуть богоподобного совершенства. Апостолы с достаточной ясностью показали силу и важность любви – христианской добродетели, в которой сокращается весь закон: 1Ин.3:23:4:21 ; Рим.8:10 ; из этой же любви вытекают все добрые дела: Иак.2:22 ; 1Кор.13:4 . Об исповедании имени Божьего Мф.10:32 . «Итак, всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным». Объясн. Не всякий исповедующий или призывающий Сына Божия будет исповедан перед Богом: Мф.7:21 , а только подвизающийся в истинной вере: Рим.10:9–10:15 ; 1Тим.6:12 . О служении Богу Лк.1:74–75 . «Небоязненно, по избавлении от руки врагов наших, служить Ему в святости и правде пред Ним во все дни жизни нашей». Объясн. Служение Богу разумеется в обширном смысле, жизнь по Богу в правде и преподобии истины: Евр.9:14 ; святость, без сомнения, разумеется здесь истинная: Еф.4:22–24 , а не внешняя только, которая не спасла фарисеев: Мф.23:28 . Служение Богу должно быть истинное: Ин.12:26:17:24–26 ; отпавшие от истинного вероучения Богу не служат: Евр.6:4–6 . Лк.7:42:47 . «Но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его?.. А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много; а кому мало прощается, тот мало любит».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Через какое-то время этот брат, уже с сияющим лицом, спускался от келии батюшки. Ученик спрашивает у него: – Ну, нашел старца? – Да, с помощью Божией, и теперь просто летаю от радости. Это дар отца Клеопы – избавлять нас от искушений. Благодать Духа Святого Один близкий ученик отца Клеопы говорил: «В последние годы жизни батюшка, будучи очень усталым, поручал мне говорить с людьми, пока он не придет. Я говорил им духовные вещи, которыми люди интересовались. Но когда приходил отец Клеопа, как только начнет говорить: «Да поглотит вас рай и да съест вас! Дорогие мои, посмотрите, я развалина, перетянутая проволокой, я гнилой старик; мне восемьдесят шесть лет, у меня шесть операций, обе руки сломаны, я болен, я не могу больше...» – и народ начинал плакать. Затем рассказывал какую-нибудь историю или говорил другое слово на пользу, а после всего люди говорили мне: «Батюшка, он поразил нас, он перевернул нам душу. Такого человека мы не видели в жизни». Отсюда я понял, что не слова трогали людей, а благодать Духа Святого, почивавшая в отце Клеопе, касалась сердец христиан, утешая их, изменяя и согревая своей любовью». Один отец часто ходил к старцу, становился на колени и просил благословить его. Отец Клеопа клал ему руку на голову и осенял его знамением Святого Креста, говоря: «Бог да благословит тебя!» И свидетельствует этот отец, что уходил от старца со многим миром и покоем, чувствуя на голове своей более получаса тепло, как от огня, а душа его наполнялась кротостью и слезами. Другой отец, когда был жив отец Клеопа, говорил: «Когда я выхожу после исповеди у него, то иду в келию и одно только говорю: «Господи Иисусе Христе, молитвами Пречистой Твоей Матери и отца Клеопы помилуй мя, грешного!» И находит на меня умиление и какие-то слезы, так что я больше не могу остановиться, плача». Однажды, сидя на скамейке, старец Клеопа пристально посмотрел на своего ученика и сказал искренне и чистосердечно: – Не знаю, чего ищет столько народау меня, гнилого старика! В другой раз, будучи исповедан старцем, один брат сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/da...

Уже один этот внешний перечень цитат даёт возможность заметить своеобразную особенность новозаветного употребления подлежащего нашему исследованию выражения: весьма употребительное в евангелиях, оно почти совершенно отсутствует в других произведениях священной христианской письменности. При более внимательном наблюдении своеобразность употребления становится ещё заметнее и значительнее. Прежде всего, обнаруживается, что в евангельских речах и изречениях Христа выражение: «Сын человеческий» является исключительно лишь в применении к Его собственной личности и никогда не употребляется Им в применении к кому-либо другому 3 . Если затем принять во внимание количество случаев употребления Им этого наименования, то оказывается, что не только в самом начале Его земной жизни и общественного служения, когда Он естественно мог представляться для своих современников простым «сыном человеческим» – простым человеком, но и впоследствии, уже после того, как он при Кесарии Филипповой торжественно был исповедан учениками, как Христос и Сын Божий ( Мф.16:16 , – ср. Мк.8:29 ; Лк.9:20 ), а при входе в Иерусалим и всем народом был приветствуем, как обетованный Мессия и царь Израилев ( Мф.21:9 , – ср. Мк.11:10 ; Лк.19:38 ; Ин.12:13 ), – это выражение остаётся наиболее употребительным самообозначением в устах Христа 4 . Говорит ли Он о предстоящих Ему страданиях, или о последующей затем славе и о Своём втором пришествии, – Он одинаково прилагает к Себе именно это название, предпочтительно пред всеми другими, какими называл себя Сам Он или Его другие. Тем заметнее выступает на вид та особенность, что – случайно или неслучайно – Он называет Себя этим именем только в речах и изречениях, произнесённых до принесения Им Его мессианско-искупительной голгофской жертвы и ни разу не называет Себя так по воскресении, неоднократно являясь ученикам. Наконец, замечательную особенность новозаветно-библейского употребления выражения: «Сын человеческий» составляет то, что в смысле обозначения исторической личности Христа это выражение употребляется только Им Самим и совершенно не применяется к Нему апостолами 5 , – обстоятельство во всяком случае обращающее на себя внимание и требующее объяснения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Gromoglas...

К этому абзацу добавлено новое примечание. Если жертва преступления умерла, и у нее нет родственников, это не отменяет обязательств возмещения. Напротив. В таком случае деньги должны быть переданы священнику и святилищу (ст. 8–10). И вновь повторяется основная идея. Божий стан должен быть святым местом, чистым местом. Не будут позволяться отклонения от Божьего плана ни левитам, ни мирянам. Нечистых людей быть не должно. Грех против ближнего должен быть отчетливо исповедан, в нем нужно раскаяться, подготавливая, таким образом, почву к полному восстановлению отношений, как с обиженной стороной, так и с Богом. Третья часть этой главы (ст. 11–31) продолжает тему поддержания святости среди Божьего народа. Здесь рассматривается, предположительно, совершенное женой прелюбодеяние. Муж подозревает ее в неверности, но этому нет свидетелей, и жена не была застигнута в неловкой ситуации. В предыдущей части рассматривался совершенный грех между двумя людьми. Данная часть обсуждает потенциальный грех между супругом и супругой. Интересно то, что даже возможный грех должен быть расследован. Если подозрения окажутся беспочвенными, то все на этом прекратится. Но если тревожащие и сбивающие с пути факторы остаются незакрытыми, то с ними нужно разобраться. Современный читатель Писания может отложить подобную историю, сомневаясь в ее законности. Почему, например, существовало испытание только для жены? А что если женщина подозревает своего мужа в неверности? Существовало ли для нее какое-то право выбора? А также давала ли такая процедура мужу право заставлять свою жену подвергаться тяжелому испытанию в любое время и каждый раз, когда у него появлялись подозрения относительно возможных выходок своей жены? Должна ли она принимать это «смешанное питье» только для того, чтобы удовлетворить его любопытство? Можно сделать следующие замечания. Во-первых, мы вполне можем предположить, что муж прибегает к этому испытанию тогда и только тогда, когда он не может подавить и искоренить свои подозрения. Его не покидают мучительные сомнения. Поэтому нужно что-то делать. Маловероятно, что неуверенному в себе мужу, испытывающему нездоровую ревность, позволялось бы постоянно испытывать свою жену.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

111 . Нельзя ничего делать без Бога. Невозмож­но ничего делать без Бога. Нужно просить у Бога благословение на любое дело. А после того, как мы его сделаем, нужно поблагодарить Бога или попросить у Него прощения, в зависимости от того, хорошо мы это сделали или плохо. 112 . Нужно подвергать духовной критике все, что мы делаем. 113 . Совершая все, что мы делаем, мы должны внутренне осенять себя крестным знамением. 114 . Если кто-то хочет с нами поспорить о вере, бросает нам обвинения в духе лукавства, нужно внутренне обратиться с молитвой к Святому Духу, чтобы Он просветил нас и указал, что нам следует ответить. 115 . Всякий грех, который не исповедан и не оплакан [в сокрушении], отсекает нас от Церкви. 116 . Если приходит дурной помысел, но мы в нем каемся, искренне желая думать и поступать иначе, этот грех изглаживается тут же. 117 . Если прогнать искушение, как только оно появилось в сознании, человек становится сво­бодный и не несет ответственности. И наоборот, если позволить помыслу проник­нуть вглубь и войти с ним в сговор, тогда следует каяться, вновь и вновь омывая себя покаянием. 118 . Нужно отсекать помыслы, не думая при этом, что они не вернутся, и не помышляя, что мы избавляемся от них навсегда. Ведь если мы воз­гордимся, то наши действия станут никчемными. 119 . В грехе нет предопределенности. Бог сильнее греха. 120 . Молиться нужно прежде всего о покаянии, о сокрушении, о смирении.      121. Корень божественных заповедей – в са­мой жизни, а не в теории. Поэтому не нужно ис­кать им теоретического обоснования. Если нам о чем-то говорят, что это яд, мы к это­му не прикасаемся; мы же не пытаемся лично провести химический анализ этого яда для того, чтобы решить, как к нему «относиться». 122 . Когда в момент молитвы мы находимся в неудовлетворительном состоянии, нужно бороть­ся с ним покаянием: просить у Бога прощения в том, что мы в таком состоянии находимся. Если в нас нет сокрушения, нужно в этом ка­яться. Если не удается покаяться, нужно каять­ся, что нам это трудно. Последнее слово всегда должно быть за нами.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Открытое ангелу Сардинской церкви И ангелу Сардинской церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. Семь звезд, как объяснили мы ранее, означают семь ангелов; семь духов — это или семь ангелов, или же семь даров Животворящего Духа, потому что и те, и другие находятся во власти Христовой; одними Он распоряжается как Владыка, а Другого есть Податель как Единосущный с Ним. Угрожает церкви за то, что она мертва добрыми делами и носит лишь одно имя живой веры. Бодрствуй и утверждай прочее, близкое к смерти, ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны перед Богом Моим. Вспомни, что ты принял и слышал, и храни, и покайся. Буди бдя. Отгони сон лености, говорит, и укрепляй своих членов, которым грозит совершенная смерть за их неверие, ибо делателя венчает не доброе намерение, но совершение дела. Итак, вспоминай, что ты получил и слышал, охраняй преданное апостолами, а в лености своей принеси покаяние. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя. Прииду на тя, яко тать. И справедливо. Ибо никому неизвестно время ни смерти, ни кончины мира. Для готовых это послужит успокоением от трудов, а для застигнутых неожиданно — это вор, несущий душевную смерть. Впрочем, у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны. Но имаши мало, иже не оскверниша риз своих. То доброе приобрела ты, что иные из твоих членов не осквернились греховными делами в своей душевной чистоте; они, сохранив одежду нетления неоскверненною, облекутся со Мною в пакибытие в светлые, брачные ризы. Побеждающий облечется в белые одежды, и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред ангелами Его. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам. Побеждающий диавола воссияет подобно солнцу одеждою своих добродетелей, имя его не будет изглажено из книги жизни. Он будет исповедан пред Отцом Небесным и воинствами Его; подобно добропобедным мученикам возсияют праведницы, яко солнце, по Евангелию (Мф. 13, 43; Дан. 12, 3). Статья восьмая

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

За то, что ты принес Господу искреннее покаяние, Господа и благодари. Покаяние, по учению святых отцов, открывает глаза, открывает зрение на грехи. Покаявшись в одних, человек начинает видеть другие, третьи, и т. п., начинает считать грехом то, что прежде таковым не считал, вспоминает нераскаянные грехи, давно минувшие, давно забытые, и самые грехи начинают казаться все тяжелее и тяжелее. От этого святые плакали о своих грехах, будучи уже святыми чудотворцами. Если после исповеди совесть не успокаивается, то хорошо понести какую-либо епитимию по определению духовника. Про прежний грех не следует говорить, ибо он уже исповедан как должно и потому повторного откровения не требует. Не советую даже говорить про прежнее. А вот с неисповеданным грехом не должно приступать к Святой Чаше. Да и сама исповедь, при которой скрывается главный грех, теряет свое значение. К духовному отцу или старцу всегда надо ехать с молитвой. Нельзя про духовного отца говорить неправду. Это большой грех. Не следует хвастаться тем, как тебя утешил духовный отец, чтобы не возбуждать зависти; ибо зависть прокрадывается иногда и в сердце людей высокой подвижнической жизни. И дневник мой был для всех тайной до самого последнего времени. А вот от всех я не могу добиться этого. Все друг перед другом хвастают, завидуют друг другу, расстраиваются, забывая то, что духовный отец не для человекоугодия говорит и делает, а для спасения душевного, что все души чад его духовных ему дороги. Когда грех по какой-либо причине прорвался наружу, т. е. совершен делом, то нужно считать себя совершенно виновным в том, что грех совершен, каяться сугубо в сем, не ища себе извинения. Опыт показывает, что человек умиротворяется только тогда, когда всецело себя признает виновным и кается в своем грехе, не стараясь его уменьшить в своих и чужих глазах. Итак, только сознание своей вины успокаивает совесть человека. Для чего нужен духовный отец? Чтобы при его помощи незаблудно шествовать и достигнуть Царства Небесного. А для этого необходимо главным образом на деле исполнять наставления, советы и указания духовника, жительство свое проводить благочестиво. Были примеры того, как некоторые люди, имея возможность часто бывать у старца, непрестанно слышали его наставления и указания, жительствовали с ним и – оставались бесплодными, а некоторые, редко имея возможность быть у старца и кратко слышать наставления, удостоивались и преуспевали. Так вот, не в том сила, чтобы часто бывать у отца духовного, а в том, чтобы его наставления исполнять, не быть бесплодными.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Не раз возбуждаем был вопрос и в духовных журналах, – неизбежен он еще более в пастырской практике: следует ли кающимся в первый раз у нового духовного отца упоминать о грехах прежде содеянных и уже исповеданных? Вопрос этот решается большею частию отрицательно и – в известных отношениях – вполне резонно. Что исповедано, то уже прощено от Господа и тому не потянется. Но, по-нашему по крайней мере мнению, правило это не без исключений. 1) А что, если совесть моя и по исповедании известного греха все же не спокойна? Уже ли я не должен из этого заключить, что дело тут не совсем ладное? И действительно: грех-то исповедан, да не вполне, без разъяснения обстоятельств и следствий его. Полная ли это исповедь? 2) И духовнику – разве не необходимо иногда знать прежние обстоятельства в жизни известного лица? Например: кается перед вами человек в блуде, раз, положим, допущенном – в год исповеди. Можно ли духовнику (всегда) довольствоваться таким открытием? Разумный духовник непременно должен испытать и спросить: грехопадение это не было ли следствием прежних грехопадений и т. п. Не надо забывать, что Таинство исповеди – не только суд 6 , а и врачевание. А врач, не знавши хода болезни, едва ли может приниматься за лечение. С пишущим был случай такого рода: пред исповедию сказано было им слово с подробным разбором всех 10 заповедей, – подробным не в том отношении, чтобы указать по рубрикам все видоизменения того или другого греха, а потому что очень часто, по-видимому, и правые пред тою или другою заповедию – на деле, однако, много виновны бывают в их нарушении. Праздники, наприм. почитают, а напиться в праздник... и т. д. Переждав почти всех исповедников, подходит к аналогию один старец и начинает: «выслушав ваше слово» я, батюшка, вижу теперь, что до сего дня я ни разу надлежащим образом не исповедовался. Я человек грамотный, заповеди знаю и исповедался, большею частию, так: грешен против такой-то заповеди, украл, оболгал ближнего и т. д. Но теперь вижу, что кража краже рознь, и оболгание оболганию – тоже. Теперь я исповедаюсь за год, а в конце поста позвольте мне снова явиться на исповедь и во всем уж – за всю жизнь ясно и отчетливо исповедаться. «Что и было им исполнено» 7 . Вообще, духовнику необходимо постоянно помнить, что разрешение во грехах может быть дано кающемуся не иначе, как под условием лишь обещания – оставить тот или другой грех . А отсюда, не ясно ли, что, приходящих на исповедь, следует спрашивать и о том: исполнили ли они свое обещание, прежде данное на исповеди. Возврат на исповеди к грехам, прежде исповеданным, необходим, как видите, во всяком случае – если не для самого кающегося, то для духовника. VII

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Belocv...

Если чего и добился дьявол сегодня, особенно среди православных, так это уязвил и уменьшил их веру. Не забывайте, что ключ всех таинств Церкви – это вера. Когда Господь вмешивался чудесно? Когда видел веру. «Женщина, велика твоя вера», – говорит Он одной. Другой говорит: «Вера тебя спасла». Третьей говорит: «Даже в Израиле столько веры не видел» Веруйте крепко и твердо, и у вас не будет нужды никакой. Веруйте, и Бог решит все ваши проблемы, пусть даже в самый последний момент. – Отец Ефрем, у меня были грехи, в которых я исповедовалась много лет назад. Сейчас эти грехи не совершаю, но очень мучает совесть. Что Вы посоветуете? Спаси Господи, крепости Вам души и здоровья тела. – Ничего не нужно делать сейчас. Сколько бы грехов мы ни делали, милость Божия все равно будет больше, и если вы исповедовались в этих грехах, переживать вам нечего. Не забывайте, что очень большие грешники сегодня написаны на иконах, и мы прикладываемся к их образам. Милость Божия очень велика, и богословы считают, что грех, который исповедан, не был совершен никогда. – Архимандрит Ефрем, Вы когда-нибудь пели на клиросе? Какие наставления Вы дали бы русским певчим? И как Вам русское клиросное пение? – Мне всегда очень нравилось петь, я и сейчас пою. Но будем опять внимательны к смиреннолюбию. Есть у нас в Афинах один певчий, он споет что-то, а потом смотрит, как народ на это реагирует. Такое пение Богу не угодно, нужны благоговение и смиренномудрие. – Скажите, батюшка, как правильно готовиться ко Святому Причастию? У нас в традиции – миряне должны поститься три дня, а священники не постятся перед Причастием. Чем объясняется такое различие? – Я знаю, что в России некоторые священники говорят, что перед Причастием надо поститься три дня, а некоторые – пять дней. На самом деле нет никакого обязательного закона, сколько дней поститься перед Святым Причастием. Доказательством этому служит то, что священники не постятся в обязательном порядке, а потом не только причащаются на следующий день, но и служат Литургию. Мы ведь соблюдаем посты определенные – четыре поста в году и посты в среду и пятницу, думаю, что этих постов достаточно. Если кто-то хочет поститься перед Причастием даже целую неделю ради аскезы, ради благоговения, пожалуйста, но чтобы это узаконивали духовники – об этом мы нигде и никогда не слышали. Если бы это было обязательным условием для Причастия, во-первых, священники должны были бы поститься всегда. Иногда говорят, что христианам надо только раз в два-три месяца причащаться, – такого закона тоже нет. Когда у христианина нет смертельных грехов, он вправе причащаться значительно чаще.

http://pravoslavie.ru/smi/49762.htm

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010