Но что значит создать Церковь на Самом Христе или на исповедании, на вере Петра? Отцы Церкви при истолковании Мф. 16:18 не отвечают на этот вопрос, но мы можем найти достаточный ответ вообще в святоотеческом богословии. Не богословие Петра, как сумма теоретических положений и предметов веры, лежит в основании Церкви. Бесы тоже веруют в Божество Христа ( Иак. 2:19 ); они и исповедывали Христа подобно ап. Петру ( Мф. 8:29 ; Мр. 1:24 ), но они вне Церкви 45 . Вера или исповедание Петра лежит в основании Церкви по своему объективному значению, и Христос есть основание Церкви в том смысле, в каком Он исповедан. Ап. Петр исповедал воплощение Сына Божия и Христа как воплощенного Сына Божия. Не идея, не истина, но самый факт воплощения Сына Божия есть тот камень, на котором зиждется Церковь . Церковь – прямое следствие воплощения. Слова Христовы Петру неразрывно связывают христологию с экклисиологией. Религиозное собрание ветхозаветного народа называлось кагалом Иеговы. В ветхом завете к народу еврейскому прилагался образ строения; употреблялся тот же глагол οιχοσομησω, что и в Мф. 16:18 , означающий и создание и воссоздание. Так пророк Иеремия говорит об Израиле: «Я создам тебя и ты воссоздан будешь» ( Uep. 3:14. LXX σε χαι οιχοσομηυηση 46 ). Ветхозаветными словами Христос говорит о новозаветных истинах 47 , говорит о пересоздании человечества воплощением Бога и о создании нового религиозного целого – Церкви. В словах Христа дана сущность всего новозаветного и церковного богословия и это богословие, в свою очередь, своим общим духом и смыслом подтверждает наше понимание евангельского текста. Христос говорил о новом рождении ( Ин. 3:3–7 ) и ап. Павел – о возрождении и обновлении Святым Духом ( Тит. 3:5 ). Кто во Христе, тот новая тварь χαινη χτισιζ ( 2Кор. 5:17 Срвн. Гал. 6:15 ). Но новое творение во многих отношениях повторяет творение первое. Бог создал человека, взявши персть от земли ( Быт. 2:7 ). Первый человек из земли перстный; каков перстный, таковы и перстные, и мы носили образ перстного ( 1Кор. 15:47–49 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Ибо в день Обрезания ты окончил жизнь, все время прослужив Богу и в течение восьми лет занимая престол своей святительской кафедры. О сем говорит нам в вожделенном слове о тебе великий Григорий, напоенное коим богословие ярко сияет нам и свидетельствует и о тебе, как богослове, поелику вы оба одним вдохновлялись и одно созерцали. Казалось, что в обоих вас живет одна душа, но в двух телах. Вместе с ним (свидетельствует о тебе) и Григорий Нисский, истолкователь божественного, почти равный тебе по славе, при родственной близости к тебе по естеству. С ними и Ефрем, раскрывший сердцам верующих, при содействии божественного Духа, тайны божественного суда, открыто возвещает о тебе не знающим тебя и убежденно говорит, что ты был назначен для мудрствования о божественном и явился для блага Церкви Божией. Отче Василие! Блаженствуя вместе с сими божественными провозвестниками в обителях патриархов, в таинственных святилищах апостолов и пророков, наслаждаясь блаженною жизнию вместе с венценосными мучениками, сонмами иноков, божественными иерархами и всеми праведниками, вспомни и о нас и возбуди к молитве всех твоих сообитателей, дабы умолить общего нашего Владыку о спасении всех христиан. Помолись вместе с ними, чтобы Господь управил царя в правде и страхе Божии, дабы он в своих помышлениях имел сообщником Бога, вечного Царя, Коим он управляется с высоты, и дабы в благочестии руководил своими подданными, начальниками и военными правителями; помолись, чтобы Господь был союзником войска и остальной народ сохранил в единомыслии божественной веры и во взаимном мире, чтобы Он поставлял епископов мудрых в богопознании и способных добре управлять благоустроенною тобою и вверенною им Церковию. Помолись, чтобы Господь соблюл иереев в благочестии, дабы они богоугодно жили и достойно воспевали хвалу Тому, Кто ныне тебя восхитил к Себе, увенчал и всему верному народу явил пастырем преславным. Это Тот, Кто, будучи богатым, обнищал ради нас и явился во плоти, Кто, пребывая вместе с Отцем, родился в пещере и был повит в яслях, Кто был воспет ангелами и вызвал удивление в пастырях, Кто в настоящий восьмой день был обрезан и получил имя Иисус, Кто принес очистительную жертву, был исповедан Симеоном и Анною, получил дары от волхвов, бежал в Египет и «поколебал рукотворенная Египта», Кто, достигнув возраста совершенна, был крещен от раба и в воде скрыл грех мира, Кто явился в мир, был ненавидим иудеями, хотя и творил пред ними чудеса, был, наконец, предан, распят и потом погребен, дабы, пленивши ад, возвестить пребывающим во аде о своем воскресении.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Знай и еще твердо помни, что истинная христианская вера, вера наша православная, которая одна спасает и может спасти нас, есть сия: да единого Бога в Троице и троицу во единице почитаем: ниже сливающе Ипостаси, ниже существо разделяюще. Помни, что если кто не соблюдает сей веры целы и непорочны во всей ее чистоте, во всей неповредимости и целости, точь-в-точь: тот, кроме всякого недоумения, – без всякого сомнения, без всяких оговорок и недоразумений, – навеки погибнет. Скажете: «Не можно понять сего учения?» И всяк вам скажет, что понять не можно; а потому отнюдь не должно и пытаться понять оное, а должно просто веровать и принимать. Не должно пытаться, потому что сие великое учение превыше всякого ума и человеческого и Ангельского; есть оно глубочайшая и неизследимая тайна Божества, которую знает и ведает один только Он, Бог Триединый. Должно веровать и принимать, ибо сие учение не человеками выдумано, не от человек произошло, но от Бога, самим Богом открыто людям. «Так научены мы от самой вечной Истины, Иисуса Христа Спасителя нашего; так приняли от святых апостолов; так, а не иначе, учили, предали и утвердили вселенские и поместные Соборы и учители Церкви. То же самое содержит православная и кафолическая Церковь наша. За сию веру святые мученики пролили кровь свою. Так и мы должны веровать от всего сердца нашего, не имея никакого сомнения, и сохранять сию веру твердо и непоколебимо; даже, когда необходимость потребует умереть за нее» (Православн. Исповедан., част. 1, вопрос 93). Итак, повторяю вам, православные: всяк из вас твердо знай и всегда помни, что Бог наш есть Бог Един по существу и троичен по лицам: Отец Бог, Сын Бог и Дух Святой Бог, – Один и тот же Бог, не три Бога, а точно и праведно Бог единый, в Троице почитаемый. Трудно это помнить? Никакого нет труда; ибо Церковь непрестанно повторяет, непрестанно всякому напоминает о почитании, поклонении и прославлении Бога единого в Троице. Все мы крестимся во имя Пресвятой Троицы, отца и Сына и Святого Духа – Бога единого.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

«Желаю – хочу», – громко воскликнул мальчик и, увидя маленькую девочку, сестру свою, бывшую тут же на руках у нянюшки, заплакал и закричал: «милая моя, дорогая ты моя, прости меня, прости...» С особенным благоговением и благодарением к неизреченному о нас Промыслу Божию, мальчик был исповедан мною и приобщен Пречистых Таин Христовых... Слава Богу! Но еще более поразило меня, что явное чудо нисколько не тронуло загрубелое сердце отца раскольника: он даже как будто был и не рад, что сын его ожил для того только, чтобы причаститься и потом снова умереть...» – Как: «снова умереть?!» – с изумлением прерываю я чудный рассказ многочтимого батюшки. – «Да, умереть: малютка ожил и опять вскоре умер», – продолжал отец духовный. Вот это-то и чудо, в которое должно убедить всякого; потому что если бы вторично не умер мальчик, то можно бы подумать, что он замер в припадке и, по миновании оного, выздоровел. Но он, действительно, умер и только непостижимым смотрением Божиим ожил для того только, чтобы принять Тайны Христовы. Принял их и в тот же день, вскоре после напутствия, опять умер с радостною улыбкою, оставив безсердечного отца доживать свой век по его суемудрию...» II. При вышеозначенном рассказе отца духовного, невольно вспомнил я подобный же рассказ своей матушки родимой, который не могу не присовокупить здесь. В ее годы молодые, на ее родине, умирает в дому их ее тетушка, женщина пожилых лет. Она уложена уже была в гроб и на другой день по смерти назначена к выносу в церковь и затем к погребению. Топилась печка на утро дня, назначенного к погребению умершей, и матушка моя принимала участие в обычной стряпне для поминок... «Только вдруг смотрим», говорила матушка, «умершая раскинула сложенные на груди руки, открыла глаза и, приподнимая голову, как бы усиливается приподняться, но не может. Это всех нас так поразило, что у стряпухи бывший в руках сковородник выпал из рук, и мы – ни живы ни мертвы – страсть как испугались!..» – «Подойдите, родимые!» – вдруг слабым голосом заговорила ожившая: «не бойтесь, ведь я живая! Подойдите ко мне».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В скором времени я действительно ездил в Москву и имел там свидание с Иларионом Егорычем. Когда я сказал ему о своём решительном намерении присоединиться к Церкви, то услышал от него всё то же, что и прежде: «Погоди, да погоди», – а больше ничего. Чего же годить, и доколе ждать? Нет, по милости Божией, я не такого духу, чтобы хромать на оба колена, не принадлежать всем моим существом к вере. А как я уже вполне убедился в православии греко-российской Церкви, то по приезде из Москвы заявил своему приходскому священнику М.А.Воинову о своём желании присоединиться к Православной Церкви. Добрый пастырь, возблагодарив о сём Бога, советовал мне со своей стороны не отлагать на долгое время осуществление моего намерения. Дождавшись Великого поста, я, по христианскому долгу, приготовился к исповеди и причащению святых Христовых Таин, и в 25-й день марта 1865 года в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы был присоединён к Церкви Христовой, исповедан и приобщён. В веселии сердца возблагодарил я Господа Бога, Пречистую Богородицу и всех святых, выведших меня из тьмы заблуждения и сподобивших паки приобщиться к сынам Матери нашей Церкви Православной, от которой с юных лет, по козням врага рода человеческого, был я отторгнут 21 . В течение года человеколюбивый Господь привёл к Православной Церкви и всё моё не малое семейство. И вот уже девять лет, как я, по милости Божией, сын Православной Восточной Кафолической Церкви. Верую и исповедую, что сия Церковь , к которой принадлежу я, есть Церковь истинно Христова, Святая, Соборная и Апостольская, верую и исповедую, что вне сей Церкви нет спасения. Проникнутый сей верой и вполне успокоенный духом и совестью, об одном теперь усердно молю Господа, чтобы Он, по милосердию Своему, грех юности моея и содеянное мною прежде по неведению не помянул. 1 Видя, что я раздаю имение своё и веду себя строго и уединённо, народ стал звать меня монахом, какое прозвание осталось за мной и до сих пор. 2 Этот Ираклий, познав заблуждение старообрядчества, в Соловецком монастыре присоединился к Православной Церкви («Духовная беседа», 1864 год,

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rasskaz-...

Тихо скончался в 1845 году 4 февраля в воскресенье утром в 10 часов, на 74-м году от роду. 6-го числа настоятель обители отец игумен Моисей служил в скиту литургию собором с отцом игуменом Варлаамом и иеромонахом Никоном, а затем совершил и погребение. Монах Алексий (†28 ноября/11 декабря 1888) Монах Алексий Иванов — из крестьян Псковской губернии Великолуцкого уезда, Вяховской волости, деревни Марково. Служил младшим писарем старшего разряда Кронштадтской крепостной артиллерии. Поступил в скит в 1888 году 24 октября 30 лет от роду, а по монастырским записям 32 лет. Прибыл в скит по совету известного кронштадтского отца протоиерея Иоанна Ильича Сергиева, который сказал ему: " Торопись в монастырь поскорее, время не терпит: скоро Судия Праведный грядет " . Послушание его в скиту было помогать повару. Но недолго пришлось ему помогать. В один день он прибег к старцу отцу Иосифу и с оханьем объяснил ему, что чувствует нестерпимую боль в животе. Немедленно был он пострижен в мантию, особорован, исповедан и приобщен Святых Христовых Таин и, прожив в скиту только один месяц и четыре дня, скончался 28 ноября 1888 года. На третий день после его кончины были похороны. Монах Алексий (Лебедев) (†31 июля/13 августа 1894) В миру Александр Степанович Лебедев, заштатный пономарь Перемышльского уезда Калужской губернии села Любемского. Поступил в скит в 1875 году 25 мая вместе с сыном, мальчиком Василием, который, достигши совершенного возраста, призван был в военную службу и уже после в скит не возвращался. Сам же Александр вскоре по поступлении в скит пострижен был в рясофор. Несколько времени был трапезным, читал Псалтирь по благодетелям. Также и в церкви при богослужениях вместе с другими читал и пел на левом клиросе. Был вежлив и к старшим почтителен. Келейно принял постриг в мантию с именем Алексий. Скончался 31 июля 1894 года 75 лет от роду от старческого истощения сил. На третий день после кончины был похоронен. Инок Андрей (Свешников) (†4/17 декабря 1864) Андрей Иванович Свешников — отставной коллежский асессор, сын чиновника 12-го класса.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Д-е Подпись-автограф патриарха Никона . 1664 г. 14.Послание Никона о причинах его приезда в Москву с приложением «Сказания» о бывшем ему видении в Воскресенском монастыре (18 декабря 1664 г.) ГИМ, Синодальное собр. грамот, 1063, л. 45 – 44, 47 – 46. Два столбца, каждый из двух сставов. Ровный, четкий («парадный») полуустав. Бумага с филигранью «Голова шута» типа: Дианова (1664); в отдельных случаях (где знак плохо различим) отдаленно напоминает: (1660, 1662). Тексы изд.: Дело, 123 – 124, 124 – 126 33). (л. 45) Великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу, и государыне царице и великой княгине Марии Илъичне, и государю царевичю и великому князю Алексею Алексеевичю, и государю царевичю и великому князю Феодору Алексеевичю, и государыне царевне и великой княжне Ирине Михайловне, и государыне царевне и великой княжне Анне Михайловне, и государыне царевне и великой княжне Татиане Михайловне, и государыне царевне и великой княжне Евдокии Алексеевне, и государыне царевне и великой княжне Марфе Алексеевне, и государыне царевне и великой княжне Софии Алексеевне, и государыне царевне и великой княжне Екатерине Алексеевне и государыне царевне и великой княжне Марии Алексеевне, и государыне царевне и великой княжне Феодосии Алексеевне, благодать, милость, мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа. Богомолец ваш, смиренный Никон, Божиею милостию патриарх, Господа Бога молю, подаст вам Господь Бог душевное спасение и телесное здравие и царствие мирное и И есмь обретаюся днесь во святей Божии велицей соборней алостольстей церкви пресвятыя Богородицы, исповедан вашему царскому величеству, понеже отхождения своего вину исполнил, яже помыслил, и сотворил. И, се, приидох видети пресветлые лица ваша, и поклонитися пресвятей славе царствия вашего. Вину преим от священного Евангелия, идеже бе написано; а «„Вы, – рече, – взыдете в праздник сей. Аз не взыду в праздник сей, яко время Мое не у исполнися». И сия рек им, оста в Галилеи. Егда же взыдоша братия Его в праздник, тогда и Сам взыде, не яве, но яко И паки ино писание: Павел к Варнаве: „Возвращьшеся, посетив братию нашу по всех градох, в нихже возвестихом слово Божие, како суть " Такожде и мы пришли, како суть у вас, государей, и у всех сущих во царствующем граде Москве, и по всех градех.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Учение о троеперстном крестном знамении изложено в «Православном Исповедании» Киевского митрополита Петра Могилы . Православное Исповедание рассмотрено было особыми соборами, сперва в Киеве, потом в Молдавии, в Яссах, и после того одобрено восточными патриархами, за девять лет до патриаршества Никона, при предместнике его, патриархе Иосифе. 69. Какими словами в Православном Исповедании Петра Могилы изложено учение о троеперстном крестном знамении? «Како долженствуем знаменатися знамением честнаго и животворящаго креста? Десною рукою подобает творити крест, полагая на челе твоем три великия персты и «глаголати: во имя Отца»; и тогда низводи руку на перси тем же образом и глаголи: «и Сына», и оттуду на десное рамо, глаголя: «и Святаго Духа», преводя даже до леваго. И егда знаменуеши тя самого святым сим знамением креста, подобает совершати словом сим: «аминь» (Православн. Исповедан. Петра Могилы , часть перв., вопрос. 51). 70. Чему противно поставление Стоглавого собора о сложении перстов для крестного знамения? Постановление Стоглавого собора о сложении перстов для крестного знамения противно древнейшему списку Феодоритова Слова, противно примерам Антиохийского патриарха Мелетия, и православного грека Панагиота, Киево-Печерского преподобного Спиридона, противно древнейшим преданиям в Константинополе и на всем православном востоке. 71. От чего Стоглавый собор сделал противное постановление о перстосложении? От того Стоглавый собор сделал противное постановление о перстосложении, что сам он и начался и к суждению приступил незаконно. Начался он без разрешения и благословения Константинопольского патриарха, от которого тогда, в 1551 году, находилась в зависимости русская церковь . К суждению о крестном знамении, о деле касавшемся всего христианства, приступил с одними великороссийскими архиереями, и не указал, что троеперстно крестились в Киеве, в Константинополе, на Афонской горе, в Иерусалиме и прочих местах православного Востока. 72. После патриаршества Никона, на Московском соборе 1667 года, на котором были патриархи антиохийский и александрийский, какой сделали отзыв о клятве на троеперстие, изложенной в книге «Стоглав»?

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Kashmen...

Убеждал его, что Христова вера, которой он носит имя проповедника, вера – незлобия, любви, мира; едва ли не к стене горох; а жаль, человек с умственными способностями. 28 октября/9 ноября 1896. Понедельник. Крайне раздосадовало сегодня письмо этого мутителя-болтуна о. Павла Морита: на четырех с половиною листах, для прочтения которых нужен целый час; пишет то, что можно выразить в двух строках, именно: сколько нужно за квартиру в Такамацу и сколько недостало ему на дорогу по Церквам. И вечно все только о деньгах! Остается одно средство – не терять дорогое время и доброе расположение духа от чтения этого феноменального болтуна: выслушивать от секретаря вкратце содержание его писем после того, как секретарь на досуге в канцелярии одолеет их от слова до слова. 29 октября/10 ноября 1896. Вторник. Утром в четыре часа умер в госпитале звонарь Андрей Сукава от оспы. Царство Небесное! Сердечно жаль этой потери! Был первый звонарь японский и единственный почти благовестник, после него остался только один умеющий далеко не так, как он, звонить и трезвонить, – Марк, повар семинарский. Кроме того, лет двадцать служил Андрей миссионерам и Миссии, был всегда кроткий, безответный, послушный и исполнительный человек. Оставил жену и трех малюток; нужно будет позаботиться о них. Так как умер прилипчивою болезнью, то по полицейским правилам будет тело его сожжено сегодня вечером и завтра пепел в урне передан нам для отпевания и погребения. Панихида сегодня отслужена в Церкви (исповедан и приобщен был Андрей в госпитале третьего дня, в воскресенье, о. Павлом Сато). Был командир пришедшей на рейд в Иокохаму канонерской лодки «Манчжур» Качалов с двумя офицерами. Месяца два будет стоять, не мешали бы только переводу своими визитами. 30 октября/11 ноября 1896. Среда. Иоанн Исохиса, катехизатор, из Камеока описывает кончину и погребение рабы Божией Нины Хата, семнадцать лет пролежавшей в мучительных ревматизмах. Господь воспитал душу ее страданиями для горьких радостей; с принятия Христовой веры она все годы благодушествовала в своих страданиях, находя утешение в молитве и чтении Слова Божия; умерла ныне истинной праведницей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

21 После отделения Запада от Востока, много возникало на Востоке канонических вопросов относительно латин, напр. о признании их священства, евхаристии, смешанных с ними браках, и пр. Но не встречаем какого-либо недоуменного вопроса о крещении. См. эти вопросы у Леунклавия in jure graeco-romano lib. 5. 22 См. требник изд. 1639. сн. Спор с лютеранами в России в 1644 г., по случаю преднамеренного бракосочетания дочери царя Михаила Федоровича с принцем датским, в рукоп. соловецкой библиотеки. 33 Сократ. 5, 22. Augustin, de tempore serm. 160. opp. t. 10. s. Ambros. de pascha cap. 5. Concil. gallic, et h ispan. 39 Православ. исповедан. част. 1. вопр. 103. Православ. катехизис, о крещении. О восприемниках см. ниже. 43 См. книг. правил. Св. Афанасий великий, при исчислении книг св. Писания, замечает: «Ради большей точности присовокупляю и сие: яко есть, кроме сих, и другие книги, не введенные в канон, но назначенные отцами для чтения нововступающим, и желающим огласиться словом благочестия: Премудрость Соломонова, Премудрость Сирахова, Есфирь, Иудифь, и Товия, и так именуемое учение апостолов и Пастырь». Св. Афан. вел. прав. 3. 51 В книгах Апостольских постановлений сказано: «мужчину да воспринимает диакон, а женщину диаконисса». lib. 3. cap. 16. 53 В книге о должностях пресвитеров прибавлено: «если по каким-либо особенным обстоятельствам это случилось бы, то иноверный восприемник обязывается при крещении произнести символ Церкви православной». 61 Кормч. там же. Harmenopuli prochir. 4, 6. Blastar. ap. Leunclavium t. 1. pag. 488. Древние греческие канонисты считали духовное родство между воспринятыми от одного лица, хотя бы даже они принадлежали к разным семействам. vid. ibid. Правила западной Церкви полагают в духовном родстве даже пресвитера, совершающего крещение, с крещаемым и его родителями. Conecil. trident. sess. 24. de matrim. cap. 2. Читать далее Источник: Иоанн (Соколов), епископ. Обзор церковных постановлений о причащении и покаянии//Православный собеседник, 1859. Ч. 1. С. 259-297; Ч. 2. С. 377-394. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010