К ак приходит к человеку Царствие Божие в этой жизни? Через сердечное покаяние. П ростецы при исповеди без вопросов обыкновенно упускают из виду свои наиболее пагубные прегрешения, каются во внешних нарушениях обрядового закона, иногда исчерпывая всю исповедь приблизительно такими фразами: «Рано ем, пью», «Селедки постом покушали», или: «С маслом поела», «Глоток молочка проглотила, когда ребенка кормила», или: «Что ни ступила – согрешила». А что живет без церковного венца или в ссоре с соседями, пьянствует, блудничает, враждует, матерится, – о том и помину нет. П ришед от исповеди к себе домой, первее поблагодари сердечно Бога, что Он удостоил тебя и допустил до святой Исповеди и умиротворения совести. К то имеет дурное сердце, не должен отчаиваться, потому что с помощью Божиею человек может исправлять свое сердце. Господь тогда только прекращает жизнь человека, когда не видит никакой надежды на его исправление (преподобный Амвросий Оптинский ). Г решники весьма часто и не считают себя великими грешниками, потому что самолюбие и гордость ослепляют им глаза; если же почитают себя грешниками, то предаются адскому отчаянию, которое разливает глубокий мрак в их уме и сильно ожесточает их сердце (святой Иоанн Кронштадтский ). П осле приобщения Святых Таин надо просить Господа, чтобы Дар сохранить достойно и чтобы подал Господь помощь не возвращаться на прежние грехи (преподобный Амвросий Оптинский ). С ледует всякому христианину трижды в год причащаться Пречистых Таин и каяться в своих грехах, а по нашей слабости хотя однажды в год – в Великий пост . Если кто и этого не сотворит, а случится ему смерть, лучше бы ему и не родиться (святитель Иоанн Златоуст ). К то старцу или духовнику исповедается в винах своих со смехом, тот не имеет страха Божия и, не имея желания отстать от любимого греха, кается лицемерно… После перечисления грехов хорошо говорить духовнику: «Нет возможности перечислить все грехи мои по множеству их». Но не следует говорить: «Всем грешен» или: «Нет греха, которого бы не совершил». Так сказать – не значит ли клеветать на себя? Ибо во всяком случае найдется немало грехов, которых мы не имели, а о иных и понятия не имеем. Грехи, которые прежде были разрешены на исповеди и после не повторялись, нет надобности снова исповедовать; если же о них духовник спросит, то следует сказать: «Прежде было, но покаялся». Когда духовник спросит о таком грехе, который еще не был исповедан, то следует отвечать: «Грешен» (из иноческого календаря).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

В отличие от Византии каноническая дисциплина на Западе (poenitentia sollemnis/publica - покаяние торжественное/публичное) обрела в течение IV в. стабильный характер. Разряд кающихся (пенитентов) не только не исчез, но постепенно принадлежность к нему стала превращаться в один из видов пожизненной аскезы. В кон. IV в. в Риме покаянные обряды совершались накануне Пасхи в Латеранской базилике , как об этом говорит блж. Иероним Стридонский ( Hieron. Ep. 77. 4-5). Однако все проч. источники однозначно свидетельствуют о том, что принятие кающихся происходило в Великий четверг ( Innocent. I, papa. Ep. 25. 7). Сами обряды подробно описывает Созомен: «Там есть даже открытое место для кающихся, где они стоят унылые и как бы плачущие. Когда богослужение приходит уже к концу, кающиеся, не получив общения в принятии даров, со стоном и воплями повергаются на землю. В это время выходит к ним, плача, епископ и, также падая на землю, исповедует свое сострадание; а вместе с ним проливает слезы и все церковное собрание. Потом епископ встает первый и, подняв лежащих, возносит за кающихся грешников подобающую молитву и отпускает их. Пришедши домой, каждый смиряет себя либо постом, либо омовениями, либо воздержанием от яств, либо каким-нибудь другим предписанным способом, ожидая времени, которое ему назначено епископом. Наконец, в определенный срок, понесши наказание и тем как бы заплатив долги, он получает прощение во грехе и вместе с народом входит в церковные собрания. Римские иереи соблюдают это от самого начала и до нашего времени» ( Sozomen. Hist. eccl. 7. 16). Ключевую роль в каноническом покаянии играли епископы. Правила Карфагенских Соборов сообщают о епископском суде, во время которого назначались епитимии (Карф. 43(52)), а также о том, что кающийся исповедовался епископу тайно, наедине (Карф. 132(147); ср.: Aug. Ep. 153. 21). Блж. Августин, еп. Гиппонский , говорит о том, что не каждый грех должен быть исповедан публично ( Aug. Ep. 95. 3), и в связи с этим проводит различие между грехами, известными другим (coram omnibus), и грехами, совершенными тайно (secretius) ( Idem. Serm. 82. 10). Однако в Риме, вероятно, из-за разного рода недоразумений и скандальных ситуаций, подобных той, что описали Сократ Схоластик и Созомен, свт. Лев I Великий в 459 г. запретил публично перечислять свои грехи ( Leo Magn. Ep. 168. 2).

http://pravenc.ru/text/675011.html

Пальмер как бы упрекает Русскую Церковь в неблагодарности к великому её деятелю и ждет от Русской Церкви, «чтобы она воздала памяти великого Патриарха то же воздаяние, которое было сделано Св. Златоусту и Св. Филиппу митрополиту преемниками Государей согрешивших против Бога и Церкви, преследовавшей её великих заступников, и чтобы имя Никона было присоединено на литургии к именам Св. Митрополитов Петра, Алексея, Ионы и Филиппа». Такое суждение высказал Пальмер, не зная, повидимому, о чудесах у гроба Никона, ибо он о них не упоминал, принимая католическую точку зрения на канонизацию по человеческой оценке. Но, так как были свидетельства о Никоне и свыше через чудеса, то он подлежит канонизации и по правилам нашей Православной Церкви. Надлежит совершить такое же обращение к нему с мольбой о прощении, с каким обращался в свое время Царь Алексей Михайлович за своего предшественника Грозного Царя, чтобы общественный грех, тяготеющий за несправедливость, учиненную Никону, был снят с царской власти и со всего народа русского. Мы уже цитировали слова Пальмера о том, что «судьбы России были бы иными, если бы Никон остался Патриархом, но Никон пал, и его падение повлекло за собой заслуженное наказание и духовенства и боярства и предержащих властей, наказание, которое не могло быть отвращено, пока грех, причинивший его, не был бы достаточно исповедан и пока не была бы воздана справедливость тем правам Церкви, которыя представлял Никон. Ибо это была не личная только борьба, но борьба двух противоположных начал, встретившихся между собой около личности человека, который по своему положению и характеру становился представителем и олицетворением одною из них». Причину ссоры Никона с Царем Пальмер усматривает в обширном соумышлении бояр. «Их ненависть была напряжена до чрезвычайности, и такая напряженность вызывалась не церковными преобразованиями Никона, не защитой им прав Церкви, а чрезмерным влиянием на Царя и блеском его дарований. Наиболее раздражал бояр титул великого Государя, который и стал несправедливым и глупым обвинением против Никона.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Относительно поездки в Москву ты ничего не пишешь: куда и зачем, а потому мне трудно определенно сказать что-то. Впрочем, у меня есть мысль, что проехать можно. Бог благословит; только не делай там опрометчивых шагов; прежде чем что-либо сделать помолись и подумай, будет ли это разумно и Богу угодно. Да хранит Господь в путешествии сем. Относительно исповеди: не могу посоветовать скрывать грех продолжающийся или бывший вообще после исповеди; но про прежний грех не следует говорить, ибо он уже исповедан как должно, и потому повторения не требуется; даже не советую говорить про прежнее. При исповеди настоящего можно вовсе не касаться прошедшего, сказав, что за прежнее время ничего скрытого нет, все исповедано, – и этим ты освободишься от лишних вопросов. А с неисповеданным грехом не должно приступать к Чаше святой; да и самая исповедь при скрывании главного греха теряет свое значение. Да поможет тебе Господь! Помни, чадо мое, что не попускает Господь искушений выше меры, и сил наших, поэтому не должно опускать руки; нужно мужественно стать противу греха, – и с Божиею помощию он будет побежден. Поверь мне, что за мое краткое служение я имею много примеров восстания из тины греховной. Не должна и ты погибнуть, нет на это воли Божией. Господь хочет твоего спасения. Сестрице твоей В[алентине] мой привет и Божие благословение. Да хранит ее Господь! О брате твоем N. помолюсь по мере сил моих. Да исцелит его недуги и душевные и телесные Всещедрый Господь. Девице N. Божие благословение. Мое здоровье, пока, слава Богу, хорошее, а далее что Бог даст. Усердно желаю тебе всех милостей Божиих. Приветствую с грядущими св. днями поста и праздника. Грешный Иеромонах Никон. Козельск. 15/28 декабря 1924 г. ПИСЬМО К Лидии Межековой Боголюбивая девица Лидия! Божие благословение да пребывает над тобою во веки. Письмо твое получил с запозданием, и сам, паче чаяния, замедлил по сложившимся обстоятельствам. Если еще дело не ушло, я поехать тебя к Батюшке Нектарию благословляю, если это тебе возможно по средствам и другим обстоятельствам. Но всегда при всякой поездке к духовному отцу или Старцу надо с молитвой ехать, как это я уже тебе говорил. Да управит же Господь все на пользу души твоей и спасение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=105...

9 июля. Резолюция на прошении студентов Калужской духовной семинарии о включении их в число казеннокоштных студентов Московской духовной академии: «Академической конференции предлагаю, не в пример другим, обратить внимание на особенную ревность просителей к учению, которой они преодолевали трудности терпеливо и постоянно следовали, и, взяв о них сведения от наставников и испытав их, смотря по тому, что окажется, постановить надлежащее определение» (Резолюции. Т. 4. С. 250–251. 9561). 10 июля. Резолюция на докладе учрежденного при Лавре собора с мнением о том, что пользование простыми лекарствами иеромонаха Анастасия не считает противозаконным: «Иеромонах Анастасий во многом поступает неправильно. Пользуется полным здоровьем, а служит в больнице. В лечение, распространяющееся вне монастыря, вступил без благословения. Монашеские обязанности службы исполняет менее других, а между тем время и труд употребляет на дела, не относящиеся к его обязанности; хотя он оправдывается тем, что употреблял лекарства простыя и безвредныя, но в удостоверение о сем ничего не представляет; а между тем подвергает свое действование оспориванию и тем затрудняет начальство» (Резолюции. Т. 4. С. 247–248. 9553). 12 июля. Резолюция на рапорте исполняющего доджность бдагочинного о том, что диакон во время Божественной литургии случайно коснулся св. потира, из которого на св. антиминс вылилась Кровь Господня: «Диакона послать в Чудов монастырь на недедю с запрещением священнослужения, с тем чтобы неупустительно ходил ко всякому богослужению и, сверх того, ежедневно читал акафист Господу Иисусу и полагал поклоны по силе; потом чтобы был исповедан и, есть ли духовный отец не найдет сомнения, служил и приобщен был Святых Таин в обители святителя Алексия» (Резолюции. Т. 4. С. 219–220. 9497). 13 июля. Подписание Россией и западными державами (Англия, Франция, Пруссия, Австрия) второй Лондонской конвенции, регулирующей судоходный режим Босфора и Дарданелл и ослаблявшей безопасность России в Черном море и ее влияние в Османской империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

В первую очередь, [следует заметить, что] никто из персов, или римлян, или франков, или индийцев не мог бы воспринять Моисея, или пророка, или Самого Господа, изъясняющего благочестивые учения (поскольку не были известны прежде всем этим народам речения [Писания] в тех собственно выражениях, в каких они сказаны ими), если бы они не были истолкованы им через некоторые другие речения, выражения и множество разных перифраз. Иначе бы ни евреи не были убеждены в том, что Слово – 1805D это «образ ( εκν) Божий» ( 2Кор. 4, 4 ; Кол. 1, 15 ), и «начертание ( χαρακτρ)» [ипостаси Отца] ( Евр. 1, 3 ) и «сияние ( απαγασμα)» [славы] (там же), поскольку этого не сказано точно в тех же словах нигде в Ветхом Завете; да и самаритяне не приняли бы ничего относительно будущего суда, поскольку об этом ясно не говорится нигде Моисеем; как и ариане и евномиане и другие [кто из них потом обратились в православие] не допустили бы к себе выражений о единосущии и совечности Отца, Сына и Святого Духа, поскольку в точно таких словах это нигде не говорится в Священном Писании , да и в написанном христианами в прежнее по отношению к ним время. Да и мы бы не приняли тогда само выражение отца нашего Афанасия о Господе, когда он говорит: 1808А «единая природа Бога Слова воплощенная», ведь и его никто прежде него [буквально в таких словах] не изрекал, хотя смысл [содержащейся в этом выражении] мысли уже издавна был исповедан. «Слово стало плотью» ( Ин. 1, 14 ) мы услышали от Богослова, и конечно же вместе с этими словами мы не услышали: «единая природа Бога Слова воплощенная», но поняли это из того же: «Слово стало плотью» ( Ин. 1,14 ). Проще говоря, если мы не убеждаемся лучше благочестивыми мыслями, как бы они не были провозвещены, но следуем [исключительно] букве речений, то всякое учение, провозглашенное впервые, даже когда оно совершенно правильное, будет осуждено как вводящее новые выражения и будет соблазнять слушающих. Ведь новые наставления [в вере] ( διδγματα) изрекаются, конечно, посредством нового сочетания речений, даже и там, где зачастую мы принимаем благодаря 1808В рассудительности, что ясное использование самих Священных Писаний истинно.

http://azbyka.ru/otechnik/Leontij_Ierusa...

—107— кревского с уведомлением об уволенном из московских мещан для поступления в монашество Андрее Андрееве 36 лет, выдающем себя за монаха: «Мещанин Андреев находится в незаконном положении и имеет признаки сектатора: ибо 1) получив увольнение в монастырь, живет в городе и ходить по домам; 2) выдает себя за монаха, не будучи таковым; 3) ходит по домам и благословляет, следственно принимает на себя самозванно власть священнослужительскую; 4) найденный у него портрет его с наперсным крестом обличает, его в том что он присвояет себе звание, ему непринадлежащее, и даже отличие, даруемое только Высочайшей властью; 5) найденные у него деньги, в значительном числе, показывают, что он наружные виды благочестия употребляет не по чистой совести, а для корысти. Посему справедливым признается, чтобы вещи, служащие у него злоупотреблением: кресты, пелены, вериги, череп, костыль, были у него отобраны и он подвергнут был законной ответственности. Но предварительно не излишне было бы сделать опыт дознания религиозного образа мыслей его и увещания о возвращении на путь православия и законности, для чего, можно было бы поместить его на некоторое время в монастырь, с надлежащим распоряжением о испытании и наставлении его. О сем от меня ответствовать». 181 . Резолюция от 16 апреля 1856 г. на отношении моск. обер-полицеймейстера А. А. Тимашева-Беринга с испрашиванием разрешения, следует ли предать земле без погребения тело умершего 11 апреля от пореза горла дьячка Петропавловской, в Лефортове, церкви Семена Виноградова: 1) «Как донесено, что нанесший себе рану дьячок Виноградов, сохраняя память и объясняясь знаками, покаялся в своем преступлении, исповедан и на исповеди разрешен, только не приобщен святых Таин по невозможности; и посему правила церковные и тяжкого преступника покаявшегося в смертном случае велят разрешать и удостаивать причастия святых Таин: то посему Виноградов христианского погребения удостоен быть может, но без облачения в стихарь. 2) О сем ответствовать. 3) поскольку живущие у Виноградова показали, что он жизнь вел нетрезвую: то консистории допросить благочинного и местного священника, почему не доносили мне о его нетрезвости, что могло бы

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Они исполняли все по закону, но пользовались и другими писаниями, явившимися после закона, однако большую часть позднейших пророков отвергали. Назареи, что значит необузданные, запрещают всякое мясоястие, вовсе не вкушают одушевленного, в Пятикнижии святые имена патриархов до Моисея и Иисуса Навина принимают и верят в них, разумею Авраама, Исаака, Иакова и старейших, а также самого Моисея, Аарона и Иисуса. Учат, однако же, что Пятикнижие не Моисеево писание, и утверждают, что вместо сего есть у них другие писания. Иродиане по всему были иудеи, но Христом признавали Ирода и сему последнему воздавали честь и приписывали имя Христа. Вот первое отделение, содержащее в себе обличение всех двадцати ересей; тут же и рассуждение о пришествии Христовом и изложение исповедания истины, единой и единственной истинной веры Божией. Доселе излагаемо было опровержение бывших до Христа двадцати ересей и слово о вере и о пришествии Христа во плоти. Когда вскоре последовало пришествие во плоти Господа нашего Иисуса Христа, оно застигло вышеупомянутые семь ересей в Иерусалиме, и сила Его угасила и рассыпала сии ереси. Все прочие ереси произошли уже после Его пришествия,– после благовещения Марии в Назарете и зачатия Слова, сошедшего с неба из недр Отчих, рожденного предвечно и безначально, пришедшего же в последние дни, Бога Слова, истинно рожденного от Бога Отца, единосущного Отцу и ни в чем не инакового со Отцом, но непреложного и неизменяемого, всецело бесстрастного, но состраждущего нашему роду, сошедшего с неба, зачатого во утробе не от семени мужского, но истинно от Духа Святого, возъимевшего тело от Марии, создавшего Себе плоть от святых ложесн, принявшего душу человеческую и ум, и все, что есть человек, соединившего в Себе со Своим Божеством. Сей Бог – Слово, рожденный в Вифлееме и обрезанный, был принесен в Иерусалим, принят здесь в объятия Симеоном, исповедан Анною пророчицею, дочерью Фануиловою, и отнесен был в Назарет. В следующий год пришел (в Иерусалим), чтобы явиться перед Господом, ради родства отнесен был Матерью в Вифлеем, потом опять взят был в Назарет.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

Года через два послушник Прохор тяжело заболел. Сначала думали, что он страдал водянкою: тело распухло, невозможно было двинуть ни рукой, ни ногой. В течение трех лет болезнь мучила его, полтора года Прохор провел в постели. Часто в тот период вспоминались слова Киево-Печерского схимника Досифея, предрекшего ему кончину в стенах Саровской обители. В эти месяцы открылось, как все в обители уважали и жалели молодого послушника; отец Иосиф часто сам служил у одра его. По просьбе болящего и по собственному усердию отслужил старец о здравии Прохора всенощное бдение и Божественную литургию, за которой больной был исповедан и причастился Святых Тайн. В тот миг, когда отец Иосиф приблизился к нему со Святыми Дарами, в правом боку Прохора открылась продолговатая рана. Сквозь нее стала истекать водянистая жидкость, причинявшая ему столько страданий. Лишь на склоне дней отец Серафим рассказал ученикам, что в ту минуту ему предстала Матерь Божия с апостолами Иоанном Богословом и Петром и, указав на страждущего, сказала: «Сей нашего рода», а затем возложила руку на голову страдальца. Таким чудесным образом был вторично избавлен от смертельного недуга. Прошло восемь лет со дня поступления Прохора в Саровскую пустынь. 13 августа 1786 года совершено было пострижение его в монашеский чин, при котором он получил новое имя Серафим, то есть, в переводе на русский, – Пламенный. В том же году монах Серафим посвящен был в сан иеродиакона. Обязанности иеродиакона отец Серафим, храня чистоту души и тела, исполнял в течение семи лет. Иногда во время богослужения он видел в алтаре близ Престола облаченных в священнические одежды ангелов, сослужащих и поющих с братией. «Сердце мое, – вспоминал старец, – как воск, таяло от неизреченной радости такого лицезрения, и не помнил я ничего, что было со мною, а только помнил, как я входил в церковь и как после служения выходил из нее». Рассказал он одному из собеседников незадолго пред кончиною и о таком его видении в бытность иеродиаконом: «Случилось мне служить с отцом Пахомием и казначеем Иосифом во Святый Великий Четверг 528 . Божественная Литургия началась в два часа пополудни, и по обыкновению – вечернею 529 . После малого выхода и паремий 530 возгласил я, убогий, у Святого Престола: «Господи, спаси благочестивыя и услыши ны», – и, вошедши в Царские врата, навел на предстоящих орарем 531 и возгласил: «И во веки веков». Тут озарил меня свет, как луч солнечный. Обратив глаза на сияние, я увидел Господа Бога нашего Иисуса Христа во образе человеческом, во славе, сияющего светлее солнца неизреченным светом и окруженного, как бы роем пчел, небесными силами: ангелами, архангелами, херувимами и серафимами. От западных церковных врат Он шел по воздуху, остановился против амвона и, воздвигши Свои руки, благословил молящихся. Затем Он вступил в икону, что близ Царских врат. Сердце мое возрадовалось тогда чисто, просветленно, в сладости любви ко Господу...»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

56. Мой дедушка был исповедан перед смертью о. Игорем и отпет 22 февраля 1981 г. духовником нашей семьи протоиереем Георгием Лысенко, свечи матери Марии я затеплил и установил по четырем сторонам гроба. Образок преподобного Сергия и по сей день хранится у меня. 57. В частности, в кн.: Василевская В. Я. Указ. соч. С. 240, 285, 290. Много фотографий подвижницы хранилось в семье Мальцевых. Протоиерей Игорь рассказывал, что после возвращения с фронта в сентябре 1945 г. он сфотографировал на трофейную " Лейку " мать Марию в схимническом облачении и домашней одежде - глухом темном платье и платке. Мне доводилось неоднократно рассматривать эти снимки, к сожалению, фотоальбом, в котором хранились эти фотографии и снимки, посвященные восстановлению лавры, был впоследствии утерян. 58. Архив УФСБ РФ по Саратовской области, д. 495. Передача снимка стала возможной благодаря старшему офицеру УФСБ А. Е. Сабурову († 2005 г.). 59. Василий († 1919 г.), иеросхимонах (в монашестве Анатолий), старец-затворник, жил в начале XX в. в Сарове на одном из монашеских хуторов, редко кому показывался и отвечал на вопросы приходивших к нему через своего келейника монаха о. Исаакия (Житие и страдания преподобномученицы Евдокии (Шейковой) и послушниц ее Дарии (Тимолиной), Дарии (Сиушинской) и Марии//Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви XX столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Кн. 1. Тверь, 1992. С. 95, примеч.). 60. Архив УФСБ РФ по Саратовской области, д. 495. 61. Опровержением данной гипотезы не может служить информация о том, что схиигумения Мария скончалась в 1961 г. в возрасте около 81 года (см.: Василевская В. Я. Указ. соч. С. 31). Если верно отождествление матушки Марии с инокиней Ксенией, родившейся в декабре 1863 г., то подвижница скончалась на 98-м году жизни. Однако, поскольку она жила по чужим документам (Сарычевой), то и возраст ее при кончине был указан, вероятнее всего, в соответствии с паспортом Сарычевой. Все знавшие мать Марию в 1940-1950-х гг. свидетельствовали о ее физической немощности и болезненности, что было, вероятно, следствием очень преклонного возраста.

http://sedmitza.ru/lib/text/475551/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010