Одно время для того, чтобы народ не беспокоил и не теснил Владыку во время богослужения, в соборе, вокруг кафедры была сделана оградка. Но простояла она недолго – Владыка велел ее убрать. Он не захотел даже внешним образом отделять себя от народа. – Я люблю своих чад, – сказал он, – и они меня, надеюсь, тоже любят. А если кто нечаянно толкнет при большом стечении народа, то не беда. Пусть только больше народа приходит в храм Божий! А народу в то время в собор ходило действительно очень много. Большое внимание Владыка уделял исповеди. Много было сказано им слов о покаянии и о значении истинного покаяния. Владыка отвергал общую исповедь. Он говорил, что только на индивидуальной исповеди христианин может по-настоящему очистить свою совесть от грехов и получить разрешение от них. Когда с кем-нибудь случалось несчастье или кто-либо заболевал, Владыка первым долгом советовал как можно строже исповедаться, причаститься и только после этого приступать к исправлению того положения, в котором человек оказался, или к лечению болезни. – Значит какой-то грех не исповедан тобой, как нужно. Перебери все в памяти, вспомни и открой духовнику. Подумай хорошенько, может быть постеснялась какой-то грех исповедать? Вот Господь посылает тебе напоминание, чтобы ты не понесла из-за этого греха еще большее наказание. Помни всегда, что нераскаянный грех ведет к духовной смерти. – Нечистая исповедь – вот корень всех наших бед. А почему? Потому, что Господь хочет, чтобы все спаслись, вот и спасает нас через всевозможные напасти. Только в напасти мы вспоминаем о Боге, а в благополучии нашем нам не до Него. – Исповедь воспитывает христианина, – говорил Владыка. – Если ты откровенно исповедуешь грехи, у тебя есть гарантия впредь их не повторять. Воспоминание о том стыде, который переживает кающийся во время исповеди, вовремя остановит в другой раз от совершения подобного греха, поможет в целом бороться со грехом. Часто бывало, что Владыка сам исповедовал, особенно новоначальных. Он давал им особую молитву, где перечислялись все возможные грехи, которые человек может совершить и благословлял в течение некоторого времени читать эту молитву ежедневно, тщательно вспоминая все свои грехи, содеянные в течении всей жизни, начиная с семилетнего возраста и записывать все, что вспомнится. А потом Владыка принимал эту исповедь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Mogile...

«Слово облеклось в тварное тело, чтобы мы могли в Нем обновиться и обожиться» (св. Афанасий Великий). Христос есть основание Церкви в том смысле, в каком Он исповедан. Не богословие Петра как сумма теоретических положений и предметов веры лежит в основании Церкви. Бесы тоже веруют в Божество Христа ( Иак.2:19 ), но они вне Церкви. «Святая Церковь Божия есть образ Бога, потому что она, подобно Богу, объединяет верующих» (преп. Максим). Святоотеческое богословие в воплощении Сына Божия видит основу нашего спасения и краеугольный камень Церкви. Под камнем ( Мф.16:18 ) мы можем разуметь Сына Божия воплотившегося, то есть самое Воплощение, не учение о нем, не идею, но факт. Толкование католиков как слишком житейское является жалким в смысле идейно-богословском. Школьное богословие подпадает упреку святого Иринея Лионского , упреку в маловерии, потому что оно не ставит во главу угла истину воплощения Сына Божия и эту истину не соединяет с истиной Церкви, как это должно быть по слову Самого Господа. Церковь живет идеалом обожения, которым жила и в древности, за который боролись до крови ее выдающиеся богословы и учители. Прислушайтесь к церковным песнопениям, вчитайтесь внимательно в молитвы ее – всюду и неизменно слышится гимн воплощению и учению о воплощении. Все богослужебные книги проникнуты этим святоотеческим духом, этой святоотеческой мыслью. Особенно догматически глубокий и прекрасный гимн воплощению воспевает Церковь в день Рождества Христова. В предпразднственный день на повечерии поется в каноне: «Не дивися ныне, о Мати, видящи яко Младенца, Егоже из чрева прежде денницы роди Бог: восставити бо и спрославити человеческое падшее естество приидох явственно». А в службе на самый праздник мы слышим: «Видев Зиждитель гиблема человека, руками егоже созда, преклонив небеса сходит: сего же от Девы воистину воплощся, всего осуществует (принимает все его существо». «Уподобившийся (нам) чрез соединение и бренным убожеством (нашим) и восприятием земной плоти соделавший (нас) причастниками Божественного естества».

http://azbyka.ru/prosteckoe-bogoslovie

Прошу и о р.Б.Валентине молитв,что не ушла в Вечность во мраке неверия. Также прошу ваших молитв о тяжело болящей р.Б.Елене,рак. С благодарением р.Б.Виктори(прошу молитв и о себе,благословлена в монашество). Виктория 2017/12/16, 17:48:34 Афонские Отцы и братья ,прошу Ваших молитв чтоб мне попасть на Гору Афонт р.б.Дмитрию.Спаси Господи Вас.Аминь. Дмитрий 2017/12/16, 17:41:03 Просим молитв о спасение души для Царствия Небесного , у вас и Божьей Матушки И Покрыла ОМОФОРОМ.СВЯТЫМ нас. р.б.Прт.Георгия,иреямонаха Кирилла,Дмитрия, болящей Татьяны со чад,младенца Иоанна.Аминь. Дмитрий 2017/12/16, 05:27:56 Здрасвуйте. Братья святой горы Афона.дорогие прошу вас страх .и он следит юрий .мне сьрашно за себ детей моих.умоляю вас Прошу вас умоляю слезно помолиться за нашу семью один человек из прошлой жизни психически больной следить за детьми за нами.прошу вас умоляю помолиться что б наш господь избавил нас от страха боятся наша семья она очень большая помогите умоляю вас.нам страшно он следит пускай этот человек уйдёт из нашей жизни юра.помоги господи умоляю тебя Он сидел много лет за убийства он психичиски больно помоги господи умоляю тебя .помоги Полиция не чего не делает. Спасибо 2017/12/16, 00:56:39 дорогие отцы и братия! Прошу ваших святых молитв о здравии и помощи в учении и успешной здачи екзаменов рабов Божьих: Экатерини Юлиани, Экатерини . Спаси Господи экатерина 2017/12/15, 23:19:11 Дорогие Братья! Прошуваших молитвза моего брата Валентина, сегодня внезапно потерял сознание, клиническая смерть,еле успели врачи, теперь он в искусственной коме. Срок на всё- три дня,если не пойдет за это время на поправку, значит уйдет в мир иной..а .он совсем не готов...к уходу,не исповедан, не Причащен...может болезнь приведет его к покаянию, прошу молитв, чтобы Господь дал ему еще время и он примирился с Богом,а там -как Господу угодно. Главное ,чтобы не должником.Храни вас Господи! 2017/12/15, 22:31:21 Прошу молитв о здравии Веры, Ольги, Артемия, Кирилла. 2017/12/15, 21:44:44 Дорогие старцы! Молю Вас помолитесь за мою маму рабу Божью Тамару. Прошу здоровья для нее. Прошу милости Господней. До земли кланяюсь Вам и Господу нашему. Храни всех Господь

http://isihazm.ru/?id=1785&c_pid=81

Принадлежит ли он, если он истинен, к числу таких догматических теорем, которые до времени оставались вне догматического поля зрения и лишь с определенного момента вступают в него? Может ли такой догмат явиться догматическим новшеством (хотя бы в том относительном смысле, в каком это вообще возможно), или же он принадлежит к числу конститутивных условий всякого религиозного опыта, есть как бы а priori церковности? В том виде, как папский примат понят и установлен на Ватиканском Соборе, очевидно, может быть только последнее. Своеобразный экклезиопапизм, там провозглашенный, объявляющий подчинение папе условием церковности и делающий последнего живым начальником Церкви на земле, земным викарием Христа, то есть земным Христом относительно Церкви, очевидно, мог бы быть лишь столь же изначальным, как и та аксиома веры, что Христос есть Глава Церкви. И очевидно, что провозглашение такого догмата возможно только как торжественная декларация, а не как плод обсуждения и разрешения догматической проблемы, поставленной в виде «схемы» Собору для обсуждения и принятия или непринятия. Собор, провозглашающий непогрешительную власть в Церкви ex sese sine consensu ecclesiae, совершает акт противоречивый и бессмысленный, сам себя уничтожающий, есть reductio ad absurdum (сведение к нелепости (лат.) – Прим. ред.) самого этого Собора. Поэтому Ватиканский догмат внутренне саморазлагается. Такой догмат вообще не мог быть провозглашен Собором в форме догматического постановления, а разве только исповедан в виде верноподданнического адреса с изъявлением преданности и послушания. Такой догмат, по смыслу его, властен произнести только папа, притом всякий папа и во всякое время, не только Пий IX в Ватикане, но и, например, Мартин V в Констанце или Евгений IV в Базеле. Поэтому не только оба последние Собора, но даже и Ватиканский с его борьбой и попытками противодействия со стороны меньшинства оказываются фактическим отрицанием мнимой догматической аксиомы. Самые эти попытки являются уже незаконным действием членов Собора, их обязанностью, но прямым церковным бунтом и ересью.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Но Ульянов не утерпел и скоро стал совершать требы для раскольников, а потому по приказанию преосвященного от 16 дек. 1759 г. велено было отослать его в Капшин монастырь в число 6ратии, как «оказавшегося прихожанам своим к содержанию раскольнического суеверия потатчиком». В августе месяце 1760 года жена попа Ульянова подает еп. Вениамину самое слезное прошение, чтобы престарелого больного мужа её освободили из Капшина монастыря и опять позволили жить во Ржеве в своем доме Другой эпизод. Октября 7 дня 1771 года дьякон Оковицкой церкви Федор Харлампиев доносил преосвященному Тверскому Платону следующее. «Ржевские купцы с начала моего поступления нападают на меня ...ругают и бьют смертно и впредь похваляются убить до смерти за едино только, что я их раскольническому суеверию не склонен. Затем в доносе дьякона перечисляются случаи таких нападок. В 1766 году марта против 5-го, пишет дьякон, во 2-м или 3-м часу ночи шел я мимо ржевского магистратора и в то время от этого магистратора нагнав меня жительствующие во Ржеве отставной регистратор Кирилл Иванов Хромцовский с детьми Семеном и Степаном и прочими своими родственниками – ржевскими купцами, били меня дубьём и кистенями и ограбили у меня несколько платья и пр. по цене на 13 руб. 70 коп. и пограбивши меня, волокли за власы ко оному магистрату втащивши в том магистрате в избу паки тирански мучили, и проломив голову и оковав мои ноги, и на шею надели стул с цепью и отвели в тюрьму и потом меня били же смертно и оставили едва жива, и на утро в оном магистрате я чаял себе смертного часу, для чего преображенским священником Михаилом Семеновым исповедан и св. Таин сподоблен, и содержался в том магистрате 15 дней, а потом просил я о защищении и боевым моим ранам осмотре, – и описать; точию ничего не учинили» 51 . Второй случай нападения на дьякона, о котором он упоминает в доносе, был в ноябре 1770 года. Тогда Ржевские купцы, записные раскольники – Афанасий Григорьев Берсенев, Афанасий Федотов Долгополов и Алексей Петров с товарищами схватили в доме купца Немилова – упомянутого дьякона и били его «озорнически яко сущего злодея немилостивно, от коих их смертных побоев едва мог ко двору своему уйти».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

После приобщения Святых Таин надо просить Господа, чтобы Дар сохранить достойно и чтобы подал Господь помощь не возвращаться на прежние грехи (преподобный Амвросий Оптинский). Следует всякому христианину трижды в год причащаться Пречистых Таин и каяться в своих грехах, а по нашей слабости хотя однажды в год – в Великий пост. Если кто и этого не сотворит, а случится ему смерть, лучше бы ему и не родиться (святитель Иоанн Златоуст). Кто старцу или духовнику исповедается в винах своих со смехом, тот не имеет страха Божия и, не имея желания отстать от любимого греха, кается лицемерно… После перечисления грехов хорошо говорить духовнику: «Нет возможности перечислить все грехи мои по множеству их». Но не следует говорить: «Всем грешен» или: «Нет греха, которого бы не совершил». Так сказать – не значит ли клеветать на себя? Ибо во всяком случае найдется немало грехов, которых мы не имели, а о иных и понятия не имеем. Грехи, которые прежде были разрешены на исповеди и после не повторялись, нет надобности снова исповедовать; если же о них духовник спросит, то следует сказать: «Прежде было, но покаялся». Когда духовник спросит о таком грехе, который еще не был исповедан, то следует отвечать: «Грешен» (из иноческого календаря). Не скажи сам себе в унынии и расслаблении душевном: «Я впал в тяжкие грехи, я стяжал долговременною греховною жизнию греховные навыки, они обратились от времени как бы в природные свойства, сделали для меня покаяние невозможным». Эти мрачные мысли внушает тебе враг твой, еще не примечаемый и не понимаемый тобою: он знает могущество покаяния, он боится, чтоб покаяние не исторгло тебя из его власти, и старается отвлечь тебя от покаяния, приписывая Божию всемогущему врачевству немощь. Установитель покаяния – Творец твой, создавший тебя из ничего; тем легче Он может воссоздать тебя, претворить твое сердце, соделать боголюбивое из сердца грехолюбивого, соделать сердце духовное, святое (святитель Игнатий (Брянчанинов)). Покаянием начинается христианская нравственная жизнь человека. Чтобы начать новую, благодатную жизнь, нужно покинуть прежнюю, греховную; нельзя полюбить добро, устремиться к нему, не возненавидев предварительно или одновременно зла, не отказавшись, не отвернувшись от него. Покаяние есть акт нравственного воссоздания человека.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ О УМИРАЮЩИХ. Сведения о умерших У кого, когда исповедовались Где погребены смерти исповеди и причастия и святых тайн причащались С.Петербугской Партикулярной верфи кузнец Игнатий Яковлев, 50 лет. Оный показанный кузнец умер скоропостижной смертью , а погребен он по указу Духовного правления, а наперед сего имел отца духовного Ипатия повсягод-но. В Московской ямской церкви Иоанна предтечи. Ведомства дворцовой конторы квасника Федора Стефанова сын Стефан, году. Оный младенец к церкви ко принятию св. Таин приношен был и сподоблен от священника Гавриила Павлова, при церковнике Иване, Деменьеве сыне. В Московской ямской церкви Церкви св. великомученика Пантелеймона священника Ипатия Васильева попа-дья его Анна, Васильева дочь, преставися ноября 3 числа, от рождения жития её 60 лет. Исповедана и причащена от священника Аврамиева, октября 26 числа. Погребен у Вознесенья Местами погребения, чаще всего, означаются Ямская слобода и церковь Сампсония странноприимца, но изредка пишется, что погребены одни на Охте, другой – у Вознесенья, третий – в Екатерингофе. При этом, по вышеприведенному распоряжению, кладбищенским причтам посылались от приходских священников свидетельства для погребения усопших. Это видно из следующей отметки, в третьей части метрических книг Пантелеймоновской церкви за 1738 год, о смерти крестьянина Захара Вонифатьева, 47 лет: «исповедан и причащен священником Самуилом Васильевым мая 25 дня, и погребен на Охте живоначальной Троицы по прошению словесному, а не по письму». Других отметок в этом роде, за все эти годы, мы не встретили, значит, письма вводились в употребление. С 1737 года, стали подавать причты, по третям года, так называя табели о числе родившихся, сочетавшихся браком и умерших. Тогдашним статистам трудно было привыкнуть к составлению этих арифметических таблиц, и только с течением времени табели становились, год от года, более правильными и отчетливыми. Здесь представляется образчик табели, какая составлена была причтом Пантелеймоновской церкви за майскую и сентябрскую треть 1740 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Первая из них есть благовонный ландыш, только что расцветший к Светлому празднику, а вторая – возделанный огородец с хорошими овощами и поучительными орехами. Много священных лучезарных ликов греческих возникает теперь в душе моей. Много вещаний их витийственных я припоминаю; и в то же время чувствую и нуждусь говорить, что греческая церковь есть живая часть церкви вселенской, животворимой главой её Богочеловеком и Духом Святым. Ибо в ней непрестанно льются свыше потоки благодати, и текут струи поучений. Во вселенской церкви Христовой постоянно действуют две духовные силы, просвещение и освящение: просвещение посредством Слова Божия, содержащегося в Св. Писании, посредством устных наставлений пастырей церкви и помазания от Святого ( 1Ин. 2:20–27 ), сообщающего христианину полное и совершенное ведение предметов веры, любви и надежды и вместе живое и сильное убеждение в их важности, лепоте и способстве к спасению души, освящение посредством таинств и молитвословий. Как солнце освещает и согревает наши тела, так церковь озаряет и животворит наши души. Действие солнца на природу постоянно и неистощимо; таково же действие и церкви на человечество. В ней, не говоря о благодати, непрерывно повторяются глаголы Божии, так что вселенскую церковь по справедливости должно назвать неумолкаемым отголоском Бога Слова, учредившего её на земле. Отголоском Его всегда была и есть и частная церковь греческая на Востоке. Известны имена и число богоглаголивых учителей и витий, сиявших на тверди сей церкви до падения греческого царства. Но и после сего события она не умолкла. Слово жизни и спасения непрестанно предлагаемо было его верующим. Невозможно мне теперь передать всей полноты и всего обилия сего слова; и я ограничиваюсь кратким указанием на одни лучшие проявления оного. К сему побуждают меня благоговение к сей церкви-матери и нужда благовестия об её духовном плодородии в урок многим. Жизнь и крепость церкви в догмате. Был ли же он исповедан греческими пастырями и учителями в услышание всего христианского мира в последние четыре столетия? Да.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Находясь под разными искушениями, отец Пахомий неоднократно собирался оставить скит и перейти в другую обитель, забывая о том, что от искушений никуда невозможно уйти. По убеждению настоятеля обители отца архимандрита Ксенофонта и старца отца Иосифа он, однако, отлагал свое намерение навсегда проститься со скитом, куда всеблагий Промысл Божий привел его для спасения души. Наконец в исходе февраля 1908 года он заболел пятнистым тифом и перевезен был в монастырскую больницу. Здесь он был исповедан, сообщен Святых Христовых Таин и особорован. После сего он скоро впал в беспамятство. Но для всех замечательно и удивительно было, что, находясь в беспамятстве, отец Пахомий постоянно твердил Иисусову молитву: " Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго " . Оказалось, что вскоре, по поступлении в скит и потерявши голос, он по необходимости во время служб церковных становился в храме Божием позади и, вместо того чтобы петь басом, пел уже мытаревым гласом, непрестанно повторяя про себя молитву Иисусову, и так свыкся с ней, что даже и в беспамятстве повторял ее. 1908 года 9 марта, на память святых сорока мучеников, отец Пахомий скончался и похоронен на скитском кладбище. По кончине его на столе в его келлии осталось приготовленное им письмо, в котором он убедительно просил одного настоятеля из другого монастыря о принятии его в свою обитель. И это было последнее для отца Пахомия предсмертное искушение. Такое же явление, как непрестанно произносившаяся в беспамятстве отцом Пахомием молитва, показывает, как полезно всем и каждому из православных христиан навыкать Иисусовой молитве, ибо при исходе из сей жизни только в молитве душа и находит для себя опору и утешение. Монах Петр (Иванов) (†12/25 декабря 1867) В миру Петр Иванович Иванов. Родился в 1794 году. Пришедши в возраст, служил в военной части обер-аудитором 6-го пехотного корпуса. По выслуге пенсии вышел в отставку в чин титулярного советника. При воспоминании о своей мирской жизни Петр Иванович говорил, что жил весело.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Протокол заседания облисполкома того времени − один из трагических памятников расказачивания, проведённого в Верненском уезде в мае-июне 1918 года. Вот выдержки из него: «Слушали. Заявление Быкова о том, что многие из бывших казаков-контрреволюционеров возвращаются обратно на свои места жительства и снова начинают своё тёмное провокационное дело. Областной исполнительный комитет, стоя на страже интересов трудового народа, дабы раз навсегда покончить с этой заразой, постановил: Не касаясь краевых полномочий тов. Мураева, выразить ему полное доверие и представить полную свободу действий по своему усмотрению по борьбе с контрреволюцией, казачьими выступлениями и провокацией. Начальнику Городской милиции немедленно сделать распоряжение и приступить к работе не позднее 7-го июня по наведению справок, сбору сведений, по составлению списков и домов казаков − контрреволюционеров, возвратившихся обратно на свои места жительства. Списки вместе с лицами немедленно представить на рассмотрение и распоряжение следственной комиссии при Ревтрибунале. Объявить всем бывшим казакам, чтобы немедленно очистили свои квартиры, куда возвратились и пусть живут, где хотят и как хотят. Трутням демократии контрреволюционерам не может быть пощады, и они немедленно должны быть изъяты из среды трудовой демократии» 377 . Это было первое в России расказачивание периода гражданской войны, проведённое советской властью раньше широко известного расказачивания, осуществлённого в станицах Донского войска в начале 1919 года 378 . Верненского владыку не могло обойти обжигающее дыхание междуусобной розни. Это был крещёный мир: отбиваясь от казаков, защитники крепости просили прислать священника. Умиравшие от тяжёлых ран с той и другой стороны исповедовались. И те, и другие просили отпевать умерших. В метрические книги градо-верненских церквей 379 в апреле-июне 1918 года священники десятки раз вписывали в графу «причина смерти»: убит, либо расстрелян. Вот некоторые записи. Константин Наумович Доронин, 17 лет, воспитанник Верненской гимназии, расстрелян 6 апреля 380 1918 г.; Василий Афанасьевич Зазулин, 22 лет, убит в бою 4 апреля 1918 г.; Тихон Андреевич Мацуцын, 37 лет, убит 11 апреля; Лев Илларионович Романенков, 18 лет, сын веренского купца, убит 2 мая в бою (…) Всех отпевал священник Всесвятской кладбищенской церкви Кондратий Казанский. В другой метрической книге: Иван Фёдорович Бородихин, 58 лет, казак Малой станицы, убит в тюрьме 12 мая 1918 г. «Исповедан и приобщён не был из-за внезапного расстрела, отпевал священник Парфений Красивский». Успел же этот священник исповедать и приобщить умерших от ран казаков Малой станицы: Фёдора Васильевича Роденкова, 33 года; Михаила Тихоновича Трубачёва, 20 лет; Павла Михайловича Белослюдова, 27 лет; Андрея Фёдоровича Нестерова, 34 лет Павла Фёдоровича Волохова, 49 лет; Ивана Капитоновича Белослюдова, 19 лет; сотника Ивана Георгиевича Войкова, 22 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010