Черты ликов, волосы и контуры личного – крученым темно-коричневым шелком. Борода внизу заканчивается двумя завитками. Светло-коричневым шелком выполнены линии от глаз к вискам, нижняя часть ликов и линии у Христа на груди, животе, на локтях и коленях. Гроб шит сканым золотом: наверху – с серым шелком, передняя стенка и плат – со светло-коричневым. Препоясание Христа, одежды, ангелов, нимбы и крылья шиты пряденым золотом и серебром с малозаметной прикрепой (швы – «ягодка в четыре клетки», «клетчатый городок», «ягодка», «городок», «черенок», «двойная ягодка», «перышки»). По всем контурам рисунка (кроме тела Христа), перекрестия, надписей на фоне проложены белые нити от утраченной жемчужной обнизи. По внешним контурам – еще и золотная «веревочка». На нимбе Христа – два сверленых голубых стекла без оправ. Каймы из коричневого (выцветшего вишневого?) бархата, с внутренней стороны обрамлены настилом из трех белых нитей и золотной «веревочкой», с наружной стороны – тройным рядом мелкого жемчуга по настилу, также в окружении золотной «веревочки». Так же шито и песнопение на каймах: во гроб плотски во ад ж с душею//к бгъ в раи же с разбоиникомъ//и на престол былъ еси хр(с)те со дхмъ вс и неписа(н)ныи. Надпись (пасхальные часы) без лигатур начинается на левой кайме, переходит на нижнюю, затем на правую и верхнюю. Буквы на всех каймах направлены наружу произведения. Подкладка – красно-коричневого цвета из камки с узором хризантем и роз. На ней наверху – два кольца, в углу – следы бумажной наклейки. СОХРАННОСТЬ Полностью утрачена жемчужная обнизь на среднике, внутренней рамке и на надписи нижней половины правой каймы; небольшие утраты по другим каймам. Нити настила местами отстают. Выцвел и сильно сечется атлас на фоне, небольшие потертости бархата на каймах, подкладка по краям сечется, загрязнена. ИКОНОГРАФИЯ Иконография повторяет воздухи мастерских Дмитрия Ивановича Годунова и царицы Ирины Федоровны. (см. кат 44, 48, 52, 55, 61). АТРИБУЦИЯ В. Т. Георгиевский относил этот воздух «простого немноголичного извода, характерного для годуновских воздухов» к концу XVI в., хотя отмечает, что его рисунок «отступает от тонкого рисунка годуновских вкладов», а фигура Христа мало напоминает «прекрасные стройные фигуры годуновских композиций».

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

На фоне, сплошь зашитом «под аксамит» прядеными золотными нитями с серебряным узором вьющихся веток с цветами и плодами граната, вышито прямоличное, в рост, изображение московского митрополита Филиппа в саккосе, омофоре и святительской шапке. Левой рукой он прижимает к груди Евангелие с Распятием на окладе. Пальцы правой руки сложены именословно. Личное шито тонким крученым шелком песочного цвета швом «в раскол», с резкими полосами серого шелка вокруг глаз, к вискам, на переносице, по абрису лика. Маленькая курчавая бородка и курчавые, спускающиеся до плеч волосы – темно-коричневые. Коричнево-вишневым шелком шиты черты лика и пряди в бороде. В волосах – пряди серого цвета. Одежды, нимб и Евангелие шиты прядеными серебряными и золотными нитями с голубой, зеленой, малиновой и желтой шелковой прикрепой разнообразными швами («черенок», «ягодка», «ягодка двойная», «денежка в четыре клетки», «клетчатый городок» и другие). На саккосе вышиты кресты в кругах, на зарукавьях и подоле – полосы орнамента в виде лежащих S-oбpaзhыx завитков, такой же орнамент на нимбе. На митре – херувим. Обувь митрополита шита коричневым шелком, таким же шелком со сканым золотом шит крест на Евангелии. Контуры фигуры, складки одежды, круги, кресты и орнаменты на одежде и нимбе, Евангелие и другие детали обнизаны крупным и средним жемчугом, местами (в кругах и по опушке нимба) в несколько рядов. На нимбе в жемчужный узор вкомпанованы пять золотых запон с драгоценными камнями. В середине центральной – каст с синей эмалью, алмазами и мелкими камнями вокруг. У плеч святого в прямоугольных шитых жемчугом рамках низанная жемчугом надпись: аги илиппъ митрополит московски чюдотворецъ. Вокруг средника – обрамленные с двух сторон тесьмой из серебряного трунцала и золотной «веревочки» каймы красного бархата с такой же, как обрамление, вкладной надписью вязью: повелние(м) блговрна(г) гдр цр кнз всеа и е(г) блговрные великие кнгини и ихъ блгородны(х) чаде(х) при блгодно(м) црвче велико(м) кнзе алеие блгодно(м) црвче велико(м) кнзе еодоре блгодно(м) црвче велико(м) кнзе симеоне при блгородны(х) црвна(х)//здела(н) покро(в) во стую соборную апстльскую црко(в) на гро(б) во ста(х) тца ншего илиппа моско(в)скаго всеа чюдо(т)ворца лта ,зрод=1665] го декабр въ кв днь. Надпись начинается на верхней кайме, переходит на левую, затем – на нижнюю и на правую. Буквы направлены наружу от центра. Подкладка покрова из голубой камки с узором вазонов с цветами, коронами над ними и расходящимися в стороны толстыми стеблями с листьями, плодами граната, гвоздиками.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Контуры и детали обнизаны мелким жемчугом. В нимбах Христа, ангелов и между крыльев херувима – красные, зеленые, голубые стекла в серебряных оправах (всего девятнадцать). Подкладка из зеленой камки. На ней надпись черными чернилами: 130/8 гл. . и две металлические петли. Воздух составляет комплект с двумя сударями (кат. 86 и 87). На среднике по малиновой камке вышито изображение младенца Христа, лежащего на дискосе с фигурным стояном. Ноги Младенца чуть согнуты в коленях, руки приподняты, правая благословляет, ладонь левой раскрыта. Над дискосом под звездицей с восьмилепестковой розеткой в перекрестье изображен в перекрещивающихся ромбах символ Святого Духа – голубь. По сторонам дискоса стоят, склонив головы, два ангела. Каждый из них держит рипиду с изображением серафима. Наверху в вытянутом сегменте неба с облаками и сиянием – поясная фигура Саваофа с простертыми благословляющими руками. На фоне пряденым серебром шиты надписи: хс, дхъ сты, аггли гсдни, гдь савлоъ. На каймах, обрамленных с двух сторон тройными золотными полосами, по зеленой камке прядеными золотными нитями четкой вязью с небольшим количеством лигатур шит евхаристический канон: приимте и дите//се есть тло мое//еже за вы ломимое//во грховъ. Песнопение начинается па верхней кайме, переходит на правую, затем на левую и нижнюю. Буквы на двух первых направлены внутрь сударя, на последних – наружу. В углах кайм изображены прямоличные херувимы и серафимы с чередующимися надписями: херувим (дважды), сераим, . Личное шито слабокрученым песочного цвета шелком «атласным» швом и «в раскол» со светло-коричневыми оттенениями. Темно-коричневым шелком прошиты черты ликов, контуры и детали рисунка, волосы ангелов и Младенца. Волосы у Саваофа – светло-коричневые, подкрылья у ангелов и херувимов шиты голубым, зеленым и песочным шелком, ромб за Святым Духом – голубым, облака – белым и голубым. Все остальное – серебряными и золотными прядеными нитями с малозаметными цветными прикрепами (швы – «ягодка», «клетчатый городок», «черенок», «двойная ягодка», «перышки»), Стоян дискоса, розетка в звездице, рипиды и сияние за Саваофом шиты рельефно. Контуры и детали рисунка обнизаны мелким жемчугом. В нимбах Христа и ангелов – мелкие зеленые и красные стекла в серебряных оправах (всего девять). На стояне – одно зеленое стекло без оправы. Подкладка из зеленой камки. На ней – надпись черными чернилами: 7/129 130/8 и две металлические петли. Сударь составляет комплект с сударем (кат. 87) и воздухом (кат. 85).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Инв. ТК-3375, ТК-2808 (каймы). Кат. 18 Митрополит Иона 438 изображен в рост, прямолично, в крестчатом саккосе, омофоре и круглой шапке с херувимом на очелье. Обе руки его подняты к груди: правая в молении, в левой – Евангелие с Голгофским крестом на окладе. Личное шито некрученым шелком охристого тона «в раскол», местами «по форме», под глазами рельефные морщинки. Усы и борода шиты крученым шелком того же тона. Черты, пряди волос и контуры отмечены темно-коричневой нитью. Одежды шиты малокрученым шелком ярких расцветок довольно крупными стежкам «в раскол». На саккосе по незашитому фону фиолетово-коричневой тафты – темно-голубые четырехконечные кресты, обведенные светло-коричневыми кругами, между которыми такие же кресты. По бокам – малиновые, голубые, светло-коричневые, зеленые и светло-желтые полосы. По подолу и зарукавьям – орнамент в виде толстой ветки с цветами, также шитыми яркими шелками. Разноцветные полосы вышиты на нижней одежде и белом омофоре со светло-коричневыми крестами. На зеленовато-серой шапке митрополита пряденой золотной нитью вышит херувим (шов – «перышки»). Такой же нитью шиты Голгофский крест на Евангелии (шов – «клопчик») с ярким малиновым обрезом и нимб вокруг головы святого (шов – «рядки»), украшенный пятью рельефными квадратными розетками с цветами в виде отходящих от центра трилистников. С наружной и внутренней сторон нимб окружен веревочкой из перевитых золотных и коричневых нитей. Ноги митрополита в коричневой обуви, зеленый позём. Все контуры и детали изображения прошиты малиновым шелком. Фигура святого вырезана с древнего фона (красно-коричневой камки), видного в незашитых местах на одежде и по контурам изображения, и переложена на более новый голубой атлас. По сторонам плеч святого нашиты два куска позднейшего красного атласа со стилизованной под древнюю вязь надписью золотисто-желтым шелком: олги митрополит//киевскии все руси. По краям покрова пришита широкая золото-серебряная тесьма с включенными в нее зелеными нитями. Подкладка из желтой тафты, на ней три петли из шнура.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Прямоличная, в рост, фигура митрополита вышита по голубой камке с крупным орнаментом. Обе руки его у груди: одна держит Евангелие с Распятием на окладе, пальцы другой сложены молитвенно. На митрополите – клобук с четырехконечным крестом на очелье, крестчатый саккос и омофор. Личное шито тонким крученым светло-серым шелком «атласным» швом «по форме». Чуть более темным шелком даны светотеневые моделировки и рельефно морщины. Тем же шелком шита окладистая борода с рельефными прядями. Абрис лика и черты отмечены темно-коричневой нитью. Глаза шиты красно-коричневым шелком. Одежды, нимб, Евангелие – прядеными серебряными и золотными нитями с малозаметными цветными шелковыми прикрепами (швы – «черенок», «ягодка», «двойная ягодка», «ягодка в четыре клетки», «рядки», «клетчатые рядки»). На зарукавьях и подольнике саккоса по серебряному полю золотной нитью с коричневым очерком шит узор в виде извивающихся толстых стеблей с листьями и цветами (на подольнике они расходятся из центра цветущего куста). Обувь шита толстым крученым коричневым шелком. Контуры фигуры, складки и детали одежды проложены золотной «веревочкой». На фоне над головой святого пряденой золотной нитью в одну строку вязью вышита надпись: сты(и) петръ митрополи(т) киевъски(и) и все чю(до)творецъ. На каймах, обрамленных с двух сторон шитыми золотом полосами, по такой же, как на среднике, голубой камке прядеными золотными нитями четкой вязью с небольшим количеством лигатур шиты тропарь и кондак святому: тропарь гла(с) д наста дне(с) всеча(ст)ныи праздникъ принесение ч(с)тныхъ мощеи твоих(ъ) стаю петре весел(ши) изр(д)но//твое стадо врнаго цр и люди них же не скудевали молс х(с)ту богу иже т него даровани ти паств сохранитис т врагъ ненавтованны(м) и спастис душамъ нашимъ//ко(д) гла(с) и ко врача преизрдна и исто(ч)ника чюде(съ)… мъ… би… на… сошешес любовию дховна пи//и чада въ пренесение ч(с)тны(х) моще(и) твои(х) архиерею петре молимъ т моли ха бга даровати ч(с)тны(м) ти пренесение(м) врному црю нашему на враги победителна() да твоим(и) къ бгу млтва(ми) находщи(х) зо(л) избавише(с)и радо(с)ною дшою и веселие(м) ср(д)ца блгодарна() ти во(с)пое(м) глюще ради с тче петре архиереи(м) все() руски зе(м)л(). Песнопение начинается на верхней кайме, переходит на левую, затем на нижнюю и правую. Буквы на всех каймах направлены наружу. На подкладке по такой же голубой камке, как на лицевой стороне, пряденой золотной нитью вязью в пять строк вышита вкладная надпись: соверше(н) покро(в) ве(ли)каго свтта х(с)ва петра//митрополит(т)а московска(г) и все чю(до)творца//по обещанию димитре андрева сиа строганова лта ,зрв=1653] г го(ду) декабр в(ъ) кл на пам(т) иже во сты(х)//(т)ца ншго петра митрополита московска(г) чю(д)отворца. По краям подкладки нашиты петли с металлическими кольцами.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Таврики. Л., 1979; Goldschmidt A. , Weitzmann K. Die byzant. Elfenbeinskulpturen des X.-XIII. Jh. B., 1979. Bd. 1-2; Metzger C. Les ampoules à eulogie du musée du Louvre//Notes et Documents des musées de France. P., 1981. N 3; Miljkovitch-P é p é k P. Splendeur de Byzance: Europalia 82. Hellas-Grèce. 2 oct.- 2 dec. 1982//Musées royaux d " Art et d " Histoire. Brux., 1982; The Anatolian Civilisations: Greek, Roman, Byzantine. Istanbul. May 22 - Oct. 30, 1983. Istanbul, 1983; Залесская В. Н. Визант. белоглиняная расписная керамика: Кат. выст./ГЭ. Л., 1985; она же. Прикладное искусство Византии IV-XII вв.: Опыт атрибуции. СПб., 1997; Kalavrezou-Maxeiner I. Byzantine Icons in Steatite//Byzantine Vindobonensia. W., 1985. Vol. 15/1; Randall R. H. Masterpieces of Ivory from the Walters Art Gallery. N. Y.; Baltimore, 1985; Mundell Mango M. Silver from Early Byzantium: The Kaper Koraon and related Treasures. Baltimore, 1986; Harden D. B. Glass of the Caesars. Mil., 1987; Th é ocharis M. Pavement brodes d " or: Patmos: Les trésores du monastère. Athènes, 1988; Пуцко В. Г. Прикладное искусство Византии XIII-XV вв.//Культура Византии: XIII - 1-я пол. XV в. М., 1991. С. 509-527; Средневек. лицевое шитье: Византия. Балканы. Русь/Авт. вступ. ст. и сост. Н. А. Маясова. М., 1991; Афонские древности/Авт.-сост. В. Н. Залесская, Ю. А. Пятницкий, И. Н. Уханова. СПб., 1992; Eclesiastical Silver Plate in VIth Cent. Byzantium: Papers of the Symp. (May 16-18, 1986, Walters Art Gablery)/Ed. S. A. Boyd, M. Mundell Mango. Wash., 1993; Cutler A. The Hand of the Master: Craftsmanship, Ivory and Society in Byzantium (Ixth-XIth cent.). Princeton (N. J.), 1994; Греч. документы и рукописи, иконы и памятники прикладного искусства моск. собраний/Сост. и отв. ред. Б. Л. Фонкич. М., 1995; Die Artuqiden-Schale im Tiroler Landesmuseum Ferdinandeum Innsbruck: Mittelalterliche Emailkunst zwischen Orient and Occident/Wiss. Konzeption und Katalogred.: Th. Steppan. Münch., 1995; The Medieval Treasury: The Art of the Middle Ages in the Victoria and Albert Museum: Cat./Ed.

http://pravenc.ru/text/387113.html

пелены же жемчужные бархатные... за ветхостью и полипялостью бархата перенизать на новую материю» 33 . В основном это касалось риз, покровов и пелен с Голгофским крестом (ил. 4), но одновременно перешивали или уничтожали «за ветхостью» и вещи с лицевым шитьем. Некоторые древние вещи в конце в. оказались грубо заштопанными или лики на них записаны краской, к иным были пришиты новые каймы с литургическими надписями. 4. Покров на гроб царевича Димитрия. Вклад царя Алексея Михайловича. Знаменщик Карп Тимофеев. 1651. Музеи Московского Кремля Сразу после Октябрьской революции и национализации памятников культуры и старины началась их научная реставрация. В Оружейной палате хранителем тканей в 1919 г. стал крупнейший ученый того времени, известный исследователь шитья В. Т. Георгиевский , под руководством которого и осуществлялись первые реставрационные работы. Заведующей мастерской с 1920 г. являлась Н.П. Шабельская – большой знаток технических приемов древнерусского шитья. Уже в 1927 г. на III Реставрационной выставке мастерская могла показать реставрацию замечательного покрова преподобного Зосимы Соловецкого 1583 г. (кат. 35) 34 . Среди реставраторов тканей кремлевского музея послевоенного периода следует назвать Н.П. Ярмолович, перенявшую свое искусство от старших мастериц, работавших еще в начале века (ее учителем была А.Д. Меркулова), и в свою очередь обучившую этому мастерству молодых специалистов. В настоящее время в музее работает третье и четвертое поколения реставраторов. Основная задача современной реставрационной практики – не допустить дальнейшего разрушения тканей и шитья и по возможности вернуть произведениям первоначальный художественный образ. Наряду с применением традиционных приемов – промывка дистиллированной водой, дублирование тканей тонированным газом с помощью мучного клея, укрепление и восстановление утраченного шитья иглой, – выработались и новые методы реставрации, предусматривающие индивидуальный подход к каждому произведению и наименьшее вмешательство в его структуру. Причем не всегда непременно уничтожаются поздние наслоения. Иногда, чтобы не разрушать общее впечатление, оставляют новые каймы или фон, консервируя фрагменты древней ткани для сохранения «духа времени» 35 . Формирование и состав кремлевского собрания шитья Основу коллекции лицевого шитья Музеев Московского Кремля составили ризницы церквей и монастырей, находившихся в самом Кремле, а также собрания Патриаршей ризницы и Оружейной палаты. В нее вошли также памятники шитья из других церквей и монастырей, закрытых после Октябрьской революции 1917 г.: московских монастырей – Богоявленского, Ново-Спасского, Андроникова, Сретенского, костромских Ипатьевского и Богоявленского, а также Соловецкого монастыря. Часть предметов поступила из Владимира и Суздаля, из имущества царских дворцов, из Государственного музейного фонда и частных коллекций. В основном собрание сформировалось в 1918–1930-х гг. Впоследствии сюда поступали лишь единичные вещи.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Э.П. Винокурова Василий Григорьевич Дружинин – известный историк и археограф. Основной областью его занятий было изучение Поморья, в частности Даниловского старообрядческого монастыря. Помимо выговской литературной школы внимание ученого привлекали различные виды изобразительного творчества, получившие в пустыни немалое развитие. В.Г. Дружинин по существу был первым, кто сумел увидеть в изделиях отдаленных северных скитов произведения искусства, составляющие неотъемлемую часть нашей материальной культуры. Эта счастливая прозорливость ученого направила его на путь собирательства не только литературных сочинений выговцев, но всего, что так или иначе могло охарактеризовать 160-летнюю культурную традицию Выговского монастыря и подтвердить не только документами, но и вещественными памятниками искусства его значение как культурного центра на Севере в XVIII в. О своей собирательской деятельности рассказывает сам В.Г. Дружинин в своих интересных и чрезвычайно насыщенных фактами «Воспоминаниях о литературных встречах и знакомствах». 1 Он заключил контракты с рядом петербургских букинистов и антикваров из числа старообрядцев, в лавки которых стекались интересующие В.Г. Дружинина предметы. Вскоре о нем стало известно в определенных кругах, и памятники пошли к нему большим потоком, в первые руки, минуя лавки. Иногда ему случалось платить вдвое против той цены, которая назначалась в лавке обычным путем, но собиратель шел на это, желая сконцентрировать у себя все самое ценное и значительное, что еще можно было найти у населения. 2 Несколько позже, около 1907 г., он познакомился с Ф.А. Каликиным, который на долгие годы становится его близким приятелем и помощником по собиранию коллекции. 3 В руках В.Г. Дружинина постепенно сосредоточивались разнообразные материалы, воочию раскрывавшие богатство и цельность художественного комплекса Выга. Иллюминированные рукописи давали представление о характере поморского книжного декора, обложки книг – об искусстве переплетного дела на Выгу. Коллекцию пополняли акварельные настенные листы, живописные и резные на дереве иконы, меднолитая пластика и церковная утварь, лицевое и орнаментальное шитье.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

Художественное наследие Выга исключительно обширно и многообразно: живописные произведения (иконы, лубки, книжные миниатюры, картины маслом), предметы мелкой пластики (резные деревянные и литые металлические иконы и кресты, предметы церковного и домашнего обихода) и прикладного искусства (лицевое и орнаментальное шитье, роспись и резьба на мебели и предметах домашней утвари из дерева, плетение из бересты). Творческое развитие древнерус. традиций, приведшее к выработке собственного стиля, получившего название «поморский», во всех видах искусства и высочайший профессионализм позволяют говорить о выговском наследии как об уникальном явлении в рус. культуре XVIII-XIX вв. К 10-30-м гг. XVIII в. относятся также многочисленные хозяйственные достижения: полное обустройство муж. и жен. общежительств (последнее было заново отстроено после пожара 1727), организация обширной хлебной торговли, постройка пристани на берегу Онежского оз. в Пигматке (1731). Благодаря умелой политике руководителей В. о. сумело упрочить свое положение и, найдя сочувствующих в высших сферах власти, обезопасить себя от негативных последствий общегос. политики по отношению к старообрядчеству. Подъем хозяйственной деятельности В. о. продолжался и в последующие годы. В 40-70-х гг. XVIII в. на Пигматской пристани было заведено «судовое строение» (1749), построены 2 пильные мельницы (1759, 1767), жен. и муж. больницы на Выге (1762, 1766), столовая (1768), 2 новые часовни на Выге и на Лексе (1769, 1776). По ревизии 1763 г., в Выговском старообрядческом суземке было записано 1036 душ обоего пола в общежительствах и 1640 в «скитах». Однако данный период, связанный с деятельностью наставников Филиппова (1740-1744), М. Петрова (1744-1759), Н. Семёнова (1759-1775), А. Т. Киселёва (1775-1780), характеризуется нек-рым расстройством внутренней жизни общежительств. Несколько ранее, в 1737 г., под угрозой закрытия пустыни выговцы были вынуждены принять моление за царя. Это действие стало решающим в конфликте между иноком Филиппом и С.

http://pravenc.ru/text/161059.html

Глаза – белым шелком и коричневым двух тонов. Коричневым шелком отмечены контуры и суставы рук, выполнены контуры композиций «Распятие», «Троица» и волосы ангелов. Клобук и омофор святого шиты прядеными серебряными нитями, саккос и подризник – золотными с цветными прикрепами (швы – «клетчатый городок», «двойная ягодка», «черенок», «ягодка», «денежка в четыре клетки»). Крест и концы клобука, кресты и полосы на омофоре, кресты и круги на саккосе, а также контуры фигуры, Евангелия и изображения Распятия на нем, складки одежды низаны крупным, средним и мелким жемчугом. На зарукавьях и подоле саккоса и на шитом золотом нимбе – низанный жемчугом узор в виде S-oбpaзhыx завитков. На нимбе среди узора – три золотые запоны с одним средним рубином, четырьмя крупными и четырьмя мелкими жемчужинами в каждой и две запоны в виде эмалевых белых цветов с черными бантами с семью мелкими рубинами в каждой. «Троица» выполнена золото-серебряными нитями теми же швами, на фоне, зашитом «в раскол» голубым и белым шелком, имитирующим небо. Утварь и овощи на столе шиты цветными шелками. Контуры и детали обнизаны крупным и средним жемчугом. Фон за фигурой митрополита зашит «под аксамит» золотными прядеными нитями с серебряным узором извивающихся веток с плодами граната, гвоздиками и листьями. По сторонам плеч святого в двух прямоугольных, обнизанных жемчугом рамках, по золотому полю жемчугом вязью шита надпись: петр мтрополи(т)//моско(в)скиы чюдотворец. На узких каймах из красного бархата, обрамленных с двух сторон тесьмой из серебряного трунцала и тонкой золотной «веревочкой», трунцалом же с «веревочкой» вязью шита вкладная надпись, переходящая в тропарь святому (гл. 4): гдр цр кнз всеа его блгов(р)ные и црцы марьи здла(н) покровъ в сбо(р)ную црков прчстые бцы чюдотво(р)ца петра на чюдтворны дне(с) всечесныи праз(д)ни(к) пренесени ч(с)тны(х) стлю петре весел//зр чдо твое стадо в(р)наго цр и люди они же неоскудва молс х(р)у бгу т него дарование ти пастве сохранитися тврати навтованы(м) спастис дшамъ нши(м).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010