Н.А. Маясова Сведения об авторе НАТАЛИЯ АНДРЕЕВНА МАЯСОВА – ведущий специалист в области изучения древнерусского лицевого шитья, автор более пятидесяти научных трудов, вошедших в основную библиографию по истории средневекового искусства, старейший музейный деятель нашей страны, в общей сложности проработавший в музеях около шестидесяти лет. Наталия Андреевна – воспитанница археологического факультета ИФЛИ (Института философии, литературы и истории им. Н. Г. Чернышевского), в трудные предвоенные годы сохранявшего блестящий преподавательский состав; среди ее учителей был и специалист по истории русской культуры вв. Константин Васильевич Базилевич. Обучение, прерванное из-за войны, было завершено Н.А. Маясовой в 1943 г. уже на историческом факультете МГУ, куда влился ИФЛИ. В марте 1945 г., после преподавания в школе, Наталия Андреевна пришла в Загорский историко-художественный музей-заповедник. Здесь окрепло ее желание заниматься историей древнерусского искусства. Решающую роль в становлении Н.А. Маясовой как исследователя сыграла Наталия Алексеевна Демина, часто работавшая в те годы в Троице-Сергиевой лавре, немаловажным было и общение с Виктором Никитичем Лазаревым, Михаилом Владимировичем Алпатовым, Михаилом Андреевичем Ильиным, Николаем Николаевичем Ворониным, бывавшими в те годы в Загороском музее и выступавшими перед его сотрудниками с докладами. В 1948 г. Н.А. Маясова поступила в аспирантуру Государственного Исторического музея, на существовавшую там кафедру истории материальной культуры, ученым секретарем которой был Георгий Леонидович Малицкий, и избрала редкую для той эпохи специализацию по древнерусскому искусству. Ее научным руководителем был Михаил Николаевич Тихомиров, в те годы заведовавший отделом рукописей ГИМ, а темой – «История древнерусского лицевого шитья». В конце 1940 – начале 1950-х гг. именно Исторический музей являлся в нашей стране ведущим центром по изучению культуры Древней Руси, здесь трудились замечательные специалисты Николай Рудольфович Левинсон, Марфа Вячеславовна Щепкина, Татьяна Григорьевна Гольдберг, Марина Михайловна Постникова, Лидия Ивановна Якунина, Мария Николаевна Левинсон-Нечаева, Александр Борисович Салтыков, реставратор тканей Екатерина Сергеевна Видонова. Их консультации помогли Наталии Андреевне стать серьезным исследователем и одновременно подлинным знатоком-музейщиком. Ее первая научная работа была опубликована в 1953 г., а диссертация, превратившаяся в фундаментальное исследование «Древнерусское лицевое шитье XVI века», защищена уже в 1971 г., так как научную деятельность Н. А. Маясова всегда сочетала с активной музейной практикой. В 1952 г. она стала заместителем директора по научной работе Загорского музея и много сделала для активизации в нем научной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Многие произведения впервые получили атрибуцию. Несмотря на краткость описаний и неизбежные ошибки, огромную значимость этой работы невозможно переоценить. На этой Описи основывали свои выводы все позднейшие исследователи в изданиях, посвященных Оружейной палате и общим вопросам русской культуры. Лишь некоторые памятники впоследствии получили новую или более полную атрибуцию, как, например, так называемая «Пучежская плащаница» 1441 г. благодаря исследованию А.Н. Свирина 61 . В его монографии по древнерусскому шитью рассматриваются и другие произведения, хранящиеся в Музеях Кремля. 62 Оценив их художественные достоинства и определив место в истории этого искусства, автор, однако, не внес существенно нового в атрибуцию этих памятников. Несколько кремлевский произведений лицевого шитья нашли место в монографии Л.И. Якуниной и небольшой книжке К.В. Доновой, посвященных, жемчужному шитью 63 . Примечательно, что Донова предприняла попытку идентифицировать одно из сохранившихся произведений с архивным данными и, таким образом, определить исполнителя. За последние годы упоминания о памятниках кремлевского лицевого шитья в отдельных работах по иконописи, а также в каталогах выставок. Все эти публикации отмечены в каталожных описаниях. Во всех своих работах, так же как и в предлагаемом каталоге, автор исходит из определенных методических предпосылок, изложенных в 1968 г. в докладе, а затем в специальной статье и диссертации 65 . Прежде всего, автор считает неправомочным безоговорочно относить, как это делает большинство исследователей, древнерусское лицевое шитье к декоративно-прикладному искусству, и согласен с И.А. Стерлиговой, которая, имея в виду прежде всего древнерусский художественный металл, пишет: «В понятии „прикладное» есть нечто второстепенное, идейно менее значимое по отношению к искусству высокому, тогда как в изучаемую эпоху то, что мы сегодня называем декоративно-прикладным искусством, было равноправной частью синкретической художественной культуры» 66 . Сказанное тем более относится к лицевому шитью, сюжетные изображения которого в сочетании с характерными для него литургическими и вкладными надписями иногда с не меньшей убедительностью, чем иконы и фрески, выражали мировоззренческие представления эпохи.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

В последнее десятилетие XVI века наиболее известной была мастерская которой руководила царица Ирина (в монашестве Александра) Годунова. Все произведения этой светлицы во многом продолжали традиции лицевого шитья мастерской Ефросинии Старицкой. Грандиозным творением царициной светлицы стал вышитый в 1592 году походный четырехрядный иконостас, в состав которого входило около 100 вышитых икон. В XIV - XVI веках общие тенденции развития лицевого шитья и иконописи практически полностью совпадают. В произведениях лицевого шитья по-прежнему остается главным выявление внутреннего духовного строя сложными техническими средствами. Если в иконописи в своем преимущественном большинстве, техническое мастерство исполнения образа во многом скрыто от зрительного восприятия, то в искусстве лицевого шитья оно представляется в более отрытом, зрительному восприятию виде. Сложнейшая техника исполнения диктует особую строгость к восприятию шитого образа. В начале XVII в. памятники лицевого шитья представлены небольшим количеством произведений в основном выполненных в Строгановских мастерских вне столицы. Начиная с 50-х годов века наиболее известна мастерская Анны Злобиной (Строгановой). Среди известных произведений этой мастерской саккос митрополита Ростовского Ионы и митрополита Казанского Лаврентия. Для этих работ во многом уже характерна попытка совместить традиции русского шитья с новыми тенденциями в иконописи этого времени. Последняя наиболее известная мастерская, работавшая в Москве, была возглавляема Акилиной Буторлиной. Из этой мастерской вышло более 30 шитых произведений. Во всех работах этой мастерской со всей остротой проявились все противоречия сложившиеся к этому времени в иконописи. Кратко освятив основные этапы развития русского лицевого шитья, необходимо отметить основные моменты на которые оно опиралось в своем развитии. Во первых, лицевое шитье всегда следовало за традиционной иконописью, вбирая лучшие иконографические образцы. Во вторых, лицевое шитье всегда развивалось на основе уже сложившихся традиций, приумножая и во многом обогащая их. И самое главное оно всегда было в нераздельной связи с молитвой и духовным возрастанием, тех кто занимался этим сложным видом церковного искусства.

http://pravoslavie.ru/90.html

АТРИБУЦИЯ Качество тканей и золотных нитей, применение аппликации, грубоватое шитье ликов, отсутствие прорисовки складок и других деталей рисунка, палеографические признаки дают основание относить произведение к началу XVIII в. и считать вышедшим из мастерской Акулины Петровны Бутурлиной 928 . ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Опись Соловецкого монастыря 1866, л. 114; Опись Оружейной палаты 1948, д. 44, 5614 соб.; Маясова 1996. С. 393, примеч. 20; Маясова 2003. С. 88. 163. ВОЗДУХ ХРИСТОС ВО ГРОБЕ Москва, мастерская Акулины Петровны Бутурлиной (?), конец XVII – начало XVIII в. Атлас (XVII в., Италия), хлопчатобумажная крашенина (XVII в., Средняя Азия), шелковые, серебряные и золотные пряденые и сканые нити; ткачество, шитье. 76x82 Происходит из Архангельского собора Московского Кремля. Поступил в 1919 г. 929 Инв. ТК-2816 Кат. На среднике воздуха по малиновому атласу вышит лежащий во гробе Христос. Глаза его закрыты. Одна рука вытянута, другая приподнята, пальцы ее сложены в благословении, препоясание трудноразличимо. По сторонам гроба на «облаках» стоят два ангела с круглыми рипидами, на которых изображены повернутые в три четверти серафимы. Над ними надпись: агии г(с)дни. За гробом и перед ним – четыре фигурных подсвечника с горящими свечами. На нимбе Христа в перекрестье шитая серебряной веревочкой монограмма он, над гробом на фоне, буквы: хста, внизу – пвпн. сна б (возможно, это часть надписи, именующей композицию). Личное шито некрученым блестящим шелком песочного цвета «в раскол» «по форме» без оттенений. Волосы шиты светло-коричневым шелком с рельефными прядями, черты ликов и контуры рисунка – темно-коричневым. Одежды и крылья ангелов, нимбы, гроб, рипиды, надписи шиты серебряными и золотными нитями с малозаметными цветными прикрепами (швы – «черенок», «городок», «клопчик», «перышки», «ягодка в четыре клетки»). Перья на крыльях ангелов шиты рельефно, часть внутренних кругов рипид осталась незашитой, сами круги рипид, подсвечники, свечи, облака, обувь ангелов шиты сканым золотом и серебром с зеленым, голубым, серым и песочным шелком.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Яркими цветными прикрепами «выписан» орнамент в виде балясин и трилистников на скамье и сияние на нимбе Саваофа. Древки рипид и звезды шиты рельефно, золотной пряденой нитью. На каймах, обрамленных с двух сторон шитыми золотом полосами, по зеленому атласу прядеными золотными нитями вязью четкими буквами без лигатур шито песнопение: не мене мати взирающе//во гроб его же плотию без смени зачала еси сна востану славень буду вознесу со славою//не мольчно ко бгь верою любовию т величающа 755 . Надпись начинается на левой кайме, переходит на верхнюю, затем на правую и нижнюю. Буквы на всех каймах направлены внутрь произведения. Подкладка из малиновой тафты. 105. ЗНАМЯ ВОИНСКОЕ СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ Шитье и роспись – Москва, Мастерские Кремля (Шатерный Приказ), 1653. Тафта (XVII п., иностранное производство), шелковые, серебряные и золотные пряденые нити, твореное золото; ткачество, двустороннее шитье, роспись. 158х252 Происходит из основного собрания Оружейной палаты. Инв. 3H-203 Кат. Знамя имеет форму длинного полотнища со скосом. На нем в технике двустороннего шитья изображен Спас Нерукотворный. Лик с длинными усами и небольшой клиновидной бородой шит некрученым золотисто-песочного цвета шелком «атласным» швом и «в раскол» по форме. Вокруг глаз, на крыльях носа, на лбу он кажется более светлым, так как швы положены в других направлениях. Белки глаз шиты белым, радужки, брови, усы, борода и длинные волосы – коричневым, пряди в бороде и волосах – песочным. Коричневым шелком отмечены черты лика, веки со слезницами, морщины на лбу. Нимб, очерченный коричневым шелком, шит прядеными золотными нитями с серебряным перекрестьем (шов «городок») и надписью он. Вокруг головы Спаса песочным шелком вышиты четыре профильных херувима с золотыми и серебряными крыльями (шов «городок») и шесть таких же прямоличных на скосе знамени. Над головой Спаса у левого херувима – фрагмент синего шелка и надпись золотными нитями херуви(м). Внизу под головой Спаса – четыре звезды и нечитаемые фрагменты надписи, выполненные творенымзолотом 756 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

ВЫСТАВКИ 1969 Москва. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Журнал МВД 1848. С. 143; Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 16, 18652; Свирин 1926. С. 13; Svirin 1932. Р. 2–11; 1933. S. 115. Tabl. 67-а; Некрасов 1937. С. 217, ил. 155; Лазарев 1947. С. 130, ил. 133; Rybalwv 1962. Abb. 86, 87; Свирин 1963. С. 29–30, ил. с. 31 и 32; Маясова 1971 (1). С. 16–17; Маясова 1971 (3). С. 39, ил. 7; Николаева 1971. С. 42, табл. 12, 73. С. 17; Смирнова, Лаурииа, Гордиенко 1982. С. 80; Государственная Оружейная палата 1988. С. 321, 324, ил. 322–323. 8. СУДАРЬ АГНЕЦ БОЖИЙ; ЕВАНГЕЛИСТЫ Москва, середина XV в. Камка, тафта (XV в., Италия), шелковые, серебряные и золотные пряденые нити; ткачество, шитье. 57х58 Происходит из Архангельского собора Московского Кремля. Поступил из Патриаршей ризницы в 1920 г. 369 Инв. ТК-2696 Кат. 8 В среднике по красной камке в двойном золотом и серебряном ореоле изображен младенец Христос, лежащий под звездицей па дискосе с низким фигурным стояном. Ноги и левая рука его вытянуты, пальцы согнутой правой сложены молитвенно. Над дискосом на фоне ореола красным шелком вышита монограмма: хс. Из четырех углов к дискосу летят архангелы с крестчатыми рипидами. Рядом золотом вышиты начальные буквы их имен: м, г, у, р (Михаил, Гавриил, Уриил, Рафаил). На каймах из синей камки, обрамленных шитыми золотом полосками с красным очерком, золотной нитью с таким же очерком полууставом без лигатур вышит евхаристический канон: приимте и есть тло мое еже//за вы ломимое въ //ставление грхомъ. Надпись начинается на верхней кайме, переходит на правую, затем на нижнюю и левую каймы. Буквы на всех каймах направлены к центру сударя. По углам сударя, в шитых золотом кругах с красным очерком вышиты прямоличные поясные изображения четырех евангелистов с книгами в руках, направленные головами к центру. Рядом надписи с их именами: оа(г)ма(т), oa(r)лV(k), оа(г)мир(к). Личное шито тонким некрученым темно-коричневым шелком «в раскол» крупными стежками, губы – красным, черты ликов – черным, волосы – коричневым шелком разных оттенков. Тело младенца Христа обведено черной нитью. На архангелах и евангелистах –шитые серебряной нитью хитоны и золотой – гиматии. Тонкие шелковые красные и желтые прикрепы образуют в золотом шитье несложные узоры («рядки», «городок», «перышки»). Контуры и детали одежд обведены красной и серебряной нитями. Толстый песочного цвета шнур окружает ореол. На рипидах высоким швом вышиты кресты по незашитому фону. Подкладка из желтой тафты.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Надпись начинается на оплечье (спереди справа), переходит на подольник передника, затем на подольник задней стороны саккоса, на ее правый сторонник и левый сторонник, а затем правый и левый сторонники передника. Буквы направлены наружу. Наверху сторонников надписи заканчиваются растительными штамбами, шитыми жемчугом с крупными жемчужинами посредине. В нижних углах сторонников и в верхних и нижних наружных углах полосы с изображением ангелов расположены фигурные накладки черного бархата с вышитыми гирляндами крупных листьев золотной канителью. К вороту пришита золотая пуговица грушевидной формы с чернью и один рубин. На рукавах и сторонниках – двенадцать серебряных «звонков». Подкладка саккоса из красной тафты. СОХРАННОСТЬ И РЕСТАВРАЦИЯ Объярь сечется, ветхая; бархат потерт (особенно на зарукавьях); осыпь жемчуга. Саккос в 1965 г. был реставрирован в Музеях Московского Кремля (реставратор М. Г. Бакланова). При этом объярь была сдублирована на маркизет клеевым способом, золотное шитье укреплено иглой, жемчуг промыт и закреплен. ИКОНОГРАФИЯ Иконография отдельных образов святых на саккосе традиционная. Однако следует отметить, что среди саккосов с лицевыми изображениями не удается проследить определенной традиции в выборе сюжетов 814 . Так, несколько необычно изображение ангелов на переднике, Деисусного чина и поклонения святителей Богоматери на зарукавьях. Последняя особенность, по мнению А. С. Силкина, посходит к саккосу ростовского митрополита Ионы Сысоевича 815 . Необычны и сами композиции, составляющие образ Православной Церкви. Одна – Христос во славе с предстоящими апостолами, другая – Богоматерь Знамение, которой поклоняются вселенские святители и дьякон. Необычна и «учительная» надпись на саккосе, раскрывающая символику этого важнейшего церковного облачения. АТРИБУЦИЯ Включение в деисусную композицию Алексия Человека Божия и Марии Египетской – небесных покровителей царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны, – а также сведения, приведенные И.Е. Забелиным, что Авдотья Яковлевна Волынская в 1672 г. на Патриарший дом «низала передник на саккос и шила анфор Страсти Господни» 816 , дают основания для атрибуции саккоса. ВЫСТАВКИ 1972–1973 Москва. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Опись Патриаршей ризницы 1904. С. 245–246; Опись Патриаршей ризницы 1910. С.24, 60; Савва 1863.С.24, 24; Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 13, 12027. 125. ПАЛИЦА РАСПЯТИЕ; СВЯТИТЕЛИ Москва, мастерская царицы Натальи Кирилловны, мастерица Марья Горяинова, 1680. Атлас (XVII в., иностранное производство), шелковые, пряденые и сканые серебряные и золотные нити, жемчуг; ткачество, шитье, низание. 43x44 Принадлежала патриарху Иоакиму. Поступила из Патриаршей ризницы в 1920 г. 817 Инв. ТК-2577

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Надпись начинается на нижней кайме, переходит на правую, затем па верхнюю и левую. На всех каймах буквы направлены наружу. Подкладки нет. СОХРАННОСТЬ И РЕСТАВРАЦИЯ Изображение было небрежно вырезано со старого фона и вместе с каймами приметано к крашенине. Ткань на лике сечется, на руках частично утрачена (виден фон). Штопки на бороде и руке. Золотное шитье сечется, рыхлое, утраты золотных нитей и серебряного шнура. Ткань на каймах имеет прорывы, штопки, выцвела. Литургическая надпись на левой кайме частично утрачена, загрязненность. ИКОНОГРАФИЯ Повторяет два более ранние сохранившиеся надгробные покровы Савватия Соловецкого 918 . АТРИБУЦИЯ Основанием для атрибуции является идентичность художественных, технологических и палеографических признаков с группой произведений, вышедших из мастерской Акулины Бутурлиной 919 . ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Опись Троицкого собора Соловецкого монастыря 1923, л. 26; Опись Оружейной палаты 1948, д. 44, 5577 соб.; Маясова 1996. С. 393, примеч. 21; Маясова 2003. С. 87. 159. ВОЗДУХ ХРИСТОС ВО ГРОБЕ Москва, мастерская Акулины Петровны Бутурлиной (?), конец XVII – начало XVIII в. Штоф и атлас (начало XVIII в., Россия), камка (XVII в., Китай), объярь (XVII в., иностранное производство), крашенина в., Россия), шелковые, серебряные, золотные пряденые и сканые нити; ткачество, шитье, аппликация. 46х70 Происходит из Архангельского собора Московского Кремля. Поступил в 1920 г. 920 Инв. ТК-2718 Кат. На среднике по желтовато-розовой атласной ткани с вытканными на ней редкими цветами изображен лежащий во гробе Христос со сложенными на груди руками, над ним – прямоличный херувим и два летящих ко гробу ангела, каждый с рипидой в руках. На рипидах изображения серафимов. Внизу у гроба – сложенная в виде горки плащаница. На фоне золотной пряденой нитью вышиты надписи: хс, херувимъ, агли г(с)дни. Личное шито крученым шелком песочного цвета «атласным» швом крупными стежками в одном направлении без оттенений, волосы, черты лица, контуры и детали рисунка – темно-коричневым. Борода внизу прошита тонкими штрихами песочного и коричневого шелка. По контурам фигуры Христа идут полосы желтоватого шелка. Препоясанье Христа, одежды ангелов, нимбы, рипиды, крылья шиты прядеными золото-серебряными нитями крупными швами (швы – «клопчик», «ягодка», «ягодка в четыре клетки», «перышки»). Рипиды шиты рельефно. В изголовье гроба и по крыльям шито сканым золотом с коричневым и серым шелком. В подкрыльях у херувима – зеленый шелк. Верх гроба не зашит (кроме угла в изголовье), на передней стенке по фону пришит коричневый атлас, на нем на месте плащаницы нашита зеленая объярь, по которой пряденой золотной сдвоенной «веревочкой» отмечены контуры и складки. Такой же «веревочкой» обведена стенка гроба. Каймы из розовой камки. Подкладка синей крашенины. В правом нижнем углу подкладки белыми нитками вышито: H А//386.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

ВЫСТАВКИ 1964–1965 Ленинград. ИСТОЧНИКИ Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 13, 12242. 141. ХОРУГВЬ (одна сторона) СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ Россия, вторая половина XVII в. Атлас (XVII в., Италия), холст (XVI в., Россия), шелковые, серебряные и золотные пряденые нити; ткачество, шитье. 55х55,5 Происходит из московского Андроникова монастыря. Поступила в Музей в начале 1920-х гг. 869 Инв. ТК-2697 Кат. На среднике одной из сторон хоругви по малиновому атласу вышито изображение Спаса Нерукотворного на падающем крупными складками плате, поддерживаемом с двух сторон стоящими и именословно благословляющими плат ангелами. Лик Иисуса Христа с клиновидной бородой с двумя завитками на конце, обрамлен длинными, без пробора волосами, спадающими на плат вьющимися локонами и окружен золотым нимбом. Фигуры ангелов имеют сильно удлиненные пропорции и частично скрыты складками плата. Личное шито тонким некрученым песочного цвета шелком, «атласным» швом и «в раскол», «по форме», с легкими оттенениями под глазами. Черты лиц, пряди волос, контуры и детали рисунка прошиты толстым крученым голубым и малиновым шелком. Волосы Христа шиты коричневым, завитки на бороде – голубым, волосы ангелов – малиновым шелком. Все остальное шито по настилу из белых толстых нитей прядеными серебряными и золотными нитями с тонкими цветными прикрепами (швы – «черенок», «клопчик», «перышки», «ягодка двойная», «ягодка в четыре клетки», «разводная клетка»). Над изображением по фону золотными нитями шиты надписи: хс, анггли На каймах по такому же малиновому атласу, как и на среднике, вязью, почти без лигатур (кроме конца надписи) шито песнопение: пречи(с)тому ти бъра(зу) поклонемс просще проще//н(и) нши(м) хе бже волею во блг(с)ои во(з)лие(м) си взы//ти на кр(с)тъ да (из)бав(и)ши(с) со(з)да т рботы в(р)ажи тм блг//ъ д(а)р(ще) вопие(м) и (с)трасти в(с) (ис)полнивы (и) сп(с)е нши дшы… спти ми(р). Надпись начинается на верхней кайме, переходит на правую, затем палевую и нижнюю. Буквы на двух первых направлены внутрь произведения, двух других – наружу.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Нимбы, одежды, крылья и рипиды шиты прядеными золотными нитями с тонкими малозаметными шелковыми прикрепами (швы – «ягодка с крестиком», «ягодка в четыре клетки», «перышки»). По контурам рисунка проложен серебряный жгутик. Нимбы, перекрестье и монограмма на нимбе Христа обнизаны мельчайшим жемчугом. На каймах по светло-коричневой китайской камке прядеными золотными нитями шит тропарь Великой Субботы: блгобразны(и) з древа снмъ пречстое тло//твое площеницею чистою бви(в)ъ блгоуханми во гроб нов закрыв о тридневенъ во(с)къреслъ еси гсдн пода мирови велию мл(с)ть. Надпись имеет небольшое количество лигатур, начинается на верхней кайме, переходит на правую, затем на левую и нижнюю. На первых двух буквы направлены внутрь произведения, на двух других – наружу. Подкладка из фиолетово-коричневой китайской камки с рисунком облачков. На подкладке в верхнем углу пришит кусок бязи и надпись чернилам: 473/СОЛ. Вверху пришиты две матерчатые петли. Входит в комплект с сударями «Агнец Божий» (кат. 161) и «Богоматерь Знамение» (кат. 162). На среднике малинового атласа изображен младенец Христос, лежащий на дискосе с фигурным стояном и облаком над ним. Ноги Младенца вытянуты, руки согнуты в локтях и подняты вверх (одна благословляющая, другая с раскрытой ладонью). Над ним – звездица с розеткой, под ней в перекрещивающихся ромбах Святой Дух в виде голубя. Наверху в сегменте неба – поясной Саваоф с распростертыми благословляющими руками. По сторонам дискоса на облаках стоят два ангела, каждый с двумя рипидами в виде розеток. На крестчатом нимбе Христа монограмма он, на фоне около изображений надписи золотными нитями: хс, дхъ с(т)ы(и), аггли г(с)дни, г(с)дь сава. Личное исполнено аппликацией из атласа песочного цвета. Песочным шелком на теле Христа отмечены ребра. Черты ликов, волосы Христа и ангелов и контуры рисунка шиты темно-коричневым, глаза, губы, а также волосы и борода Саваофа – белым шелком. В облаках – сканые серебряные и золотные нити с голубым шелком, сканые серебряные и золотные нити с незаметными и яркими шелками–в шитье обуви, нижних одежд, орарей ангелов, сиянии у Саваофа, а также чаши и стояна дискоса.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010