Не очень искусные, нередко с ошибками надписи на средниках некоторых произведений, отличающиеся от четких букв на каймах, заставляют предполагать, что их выполняли сами мастерицы после окончания шитья изображения. Возможно, иногда вышивальщицы и специализировались на этом. Так, в царицыной светлице под 1638 г. значится «светлишная писица» Ненила Волонская 10 . Однако это, по-видимому, было исключением, так как и надписи, и архивные документы, и стилистические аналогии свидетельствуют, что знаменщиками шитых произведений обычно были мужчины – профессиональные иконописцы, орнаменталисты и каллиграфы. О мужчинах же, вышивавших церковные пелены и покровы, вопреки предположению некоторых исследователей, достаточно убедительных известий не сохранилось 11 , тогда как посещавшие Россию иностранцы неизменно отмечали, что «лучшее, что умеют здесь делать женщины, это хорошо шить и вышивать шелком и золотом» 12 . «Золотные мастерицы» упоминаются и в материалах Царицыной мастерской палаты XVII в., и во вкладных книгах и синодиках монастырей, и в других исторических документах 13 . Имена мастериц гораздо чаще, чем имена знаменщиков, встречаются в надписях на самих произведениях. Нам известно их более двух десятков. Среди них – и царицы, и княгини, и боярыни, и инокини, и купеческие жены, и женщины простого звания. Ибо каждая женщина Древней Руси должна была уметь прясть, ткать и вышивать, а шитье церковных пелен считалось делом богоугодным. Не случайно в Повести о местночтимой муромской святой Ульянии Осорьиной подчеркивается, что она «по вся нощи без сна пребываше, в молбах и в рукоделиях, в прядиве и в пяличном деле» 14 . В каждом более или менее богатом доме Древней Руси были особые светлые комнаты, отведенные для женского рукоделия, – светлицы. В этих светлицах под руководством хозяйки дома работало иногда до полусотни мастериц. Их специально обучали. Так, в знаменитом сборнике советов на все случаи жизни XVI в. «Домострое» говорится: «...которая женщина или девка рукодельна и той дела указати: рубашки делати или убрус брати, или ткати, или золотное или шелковое пяличное дело, и которая чему учена – того всего досмотрити и дозрети; и всякой мастеры самой прядево, и тафта, и камка, и золото, и серебро отвесити и отмерити, и сметити, и указати, сколько чего надобно и сколько чего даст, и прикроити, и примерити, самой все свое рукоделие знати, а малых девок учити, которая чего пригоже» 15 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

СОХРАННОСТЬ Ткани выцвели, подкладка загрязнена, следы воска. ИКОНОГРАФИЯ Иконография сударя повторяет произведения мастерских царицы Ирины Федоровны и Дмитрия Ивановича Годунова (см. кат. 46, 53,56,62,67). Отличием является отсутствие вкладной надписи на фоне. АТРИБУЦИЯ Рисунок находит аналогии в произведениях царицыных светлиц конца XVI в. Однако здесь несколько иные пропорции фигур, более резкие оттенения в личном, начертание букв, что заставляет датировать сударь, как и весь комплект, более поздним временем 665 . ИСТОЧНИКИ Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 15, 16529. 87. СУДАРЬ БОГОМАТЕРЬ ВОПЛОЩЕНИЕ Москва, мастерская царицы Евдокии Лукьяновны, знаменщик Иван Паисеин, словописец Иван Гомулин (?), 1628–1630. Камка (XVI в. и начало XVII в., Италия), шелковые, серебряные и золотные пряденые нити, жемчуг, рубины, изумруды, серебро; ткачество, шитье, низание. 60х59 Происходит из московского Сретенского монастыря 666 . Инв. ТК-2700 Кат. 87 На среднике по малиновой камке в ореоле вышито изображение Богоматери Воплощение (фигура немного больше поясной). В одной руке Младенца – свиток, другая сложена в двуперстном благословлении. По углам средника чередуясь вышиты профильные херувимы и серафимы. На фоне – шитые пряденым золотом надписи: мр у, хс, (дважды), (дважды). На каймах, обрамленных с двух сторон тройными золотными полосами, по зеленой камке золотной пряденой нитью четкой вязью с небольшим количеством лигатур шит евхаристический канон: пиите т не вси се есть кро(в) мо новаго//завта же за вы//и за многие изъли//ваема во ставление грховъ. Песнопение начинается на верхней кайме, переходит на правую, затем на левую и нижнюю. На первых двух буквы направлены внутрь сударя, на двух последних – наружу. Личное шито тонким слабокрученым шелком телесного цвета «атласным» швом и «в раскол». По абрису ликов, вокруг глаз, к вискам, по суставам – светло-коричневые оттенения. Волосы Младенца, херувимов и серафимов, черты ликов, контуры и детали прошиты светлокоричневым шелком. Подкрылья у херувимов и серафимов – зеленым. Все остальное шито серебряными и золотными прядеными нитями с цветными прикрепами (швы – «ягодка», «черенок», «клетчатый городок», «перышки»). Нимб Богоматери окружен рельфной золотной «веревочкой». Контуры и детали рисунка обнизаны мелким жемчугом. На очелье Богоматери «репей» с четырьмя мелкими камешками и жемчужинами. На нимбах и зарукавьях – изумруды и рубины покрупнее в серебряных оправах (всего девять). Подкладка из зеленой камки. На подкладке надписи черными чернилами: ГЛ. ОП. 130/8 и две металлические петли. Сударь составляет комплект с сударем (кат. 86) и воздухом (кат. 85).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

От него на Младенца нисходит луч со Святым Духом в виде голубя в ореоле. Около изображений – низанные жемчугом надписи: хс, гд саоъ, аг(г)ли гсдни. Личное шито «атласным» швом и «в раскол» крученым песочного цвета шелком со светло-коричневыми оттенениями. Волосы – светло-коричневым, черты ликов и кудри у ангелов – темно-коричневым, по контурам прошито светло-коричневой нитью. В шитье голубя, сияния за ним, неба, ромбов за Саваофом и подкрыльев у ангелов – серый, синий, зеленый и красные шелка. Все остальное шито прядеными серебряными и золотными нитями с малозаметной прикрепой, в том числе и весь фон на среднике и каймах (швы – «двойная ягодка», «черенок», «клетчатый городок», «ягодка», «клопчик», «перышки», «ягодка с крестиком» и вольная прикрепа). Все контуры и детали рисунка обнизаны мелким жемчугом. На каймах, обрамленных с двух сторон жемчужными полосами по фону, зашитому золотной нитью, серебряной пряденой нитью «по веревочке» вязью вышит евхаристический канон: приимте дите//се есть тло мое//еже за вы ломимое//во оставление грховъ. Песнопение начинается на верхней кайме, переходит на правую, затем на левую и нижнюю. Буквы на первых двух каймах направлены к центру произведения, на двух других – наружу. В углах кайм – прямоличные херувимы и серафимы с жемчужными надписями: наверху – херу (у одного), вими (у другого); внизу – сера (у одного), вими (у другого). Подкладка из темно-красной камки с мелким цветочным узором 860 . На ней два металлических кольца. Составляет комплект с сударем «Богоматерь Знамение» и воздухом «Христос во гробе» (кат. 137, 135). СОХРАННОСТЬ Отставание золотных нитей. Под шитьем на каймах виден зеленый атлас. Помятость по сгибам, загрязненность. ИКОНОГРАФИЯ Иконография произведения повторяет произведения мастерских царицы Ирины Федоровны и Дмитрия Ивановича Годунова (см. кат. 46, 53, 56, 62, 67). Однако здесь несколько иной рисунок стояна и иначе изображен Святой Дух. АТРИБУЦИЯ Основанием для атрибуции являются художественные и технологические признаки.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

кат. 53). Особенности иконографии характерны для конца XVII в. (тонкий стоян, облака под дискосом и ангелами, прямолетящий голубь) и встречаются на других произведениях мастерской Акулины Бутурлиной 933 (см. кат. 161). АТРИБУЦИЯ Основанием для атрибуции являются художественные особенности (тяжелые фигуры ангелов в одеждах без складок, «неустойчивая форма» дискоса; высокая звездица, изображенная как бы позади дискоса); именословное перстосложение у Младенца; длинные узкие буквы вязи надписи; а также технологические признаки, характерные для произведений мастерской Акулины Бутурлиной. Составляет комплект с сударем «Богоматерь Знамение» (кат. 165) и воздухом «Христос во гробе» (кат. 163). ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Опись Архангельского собора 1730, л. 47; Опись Архангельского собора 1771–1773, л. 109–109 об.; Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., 12240; Маясова 2002. С. 343. 165. СУДАРЬ БОГОМАТЕРЬ ЗНАМЕНИЕ Москва, мастерская Акулииы Петровны Бутурлиной, конец XVII в. Камка (XVII в., Италия и Китай), атлас (XVIII в., иностранное производство), шелковые, серебряные и золотные пряденые и сканые нити; ткачество, шитье. 55x60 Происходит из Архангельского собора Московского Кремля. Поступил из Патриаршей ризницы в 1920 г. 934 Инв. ТК-2545 Кат. На среднике по кирпично-красной итальянской камке с рисунком крупных хризантем в круглом ореоле изображена Богоматерь Знамение. На ее груди в круглом ореоле – поясной Младенец. Одна рука его держит свернутый свиток, другая с именословным благословением перед грудью. В углах средника – небольшие профильные херувимы и серафимы (всего четыре). Около Младенца шито коричневой нитью: хс 935 , по сторонам от нимба Богоматери золотной нитью: мр у. Личное шито слабокрученым шелком песочного цвета «атласным» швом и «в раскол» с небольшими притенениями «по форме». Черты ликов, контуры и волосы темно-коричневым. Все остальное шито прядеными серебряными и золотными нитями с тонкими цветными прикрепами (швы – «черенок», «ягодка», «городок», «клопчик», «клетчатый городок», «перышки», «ягодка двойная»).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

На концах омофора – по три широких полосы с жемчужным узором гирлянд из веток, стянутых жгутами, с зашитыми мелким жемчугом фоном вокруг. Узор окружен золотной «веревочкой». Внизу каждого конца омофора по пятнадцати жемчужных ворворок с длинными кистями из золотных нитей. По длинным сторонам омофора и на фоне между изображениями пришито несколько серебряных пуговиц и петель. Подкладка омофора из камки кирпичного цвета. СОХРАННОСТЬ И РЕСТАВРАЦИЯ Согласно описи Патриаршей ризницы 1686 г.» 1675 г. па омофоре «патриарх Иоаким приказал старую материю заменить новой, оставив без переделки лишь «Христовы страсти, Спасов образ и наконечники». В Описи Патриаршей ризницы 1720 г. фоном уже значится «объярь серебряная». К этому же времени относится подкладка. Шелковое шитье местами имеет утраты, золотное – потертости, есть выпады жемчуга и потертость тканей. ИКОНОГРАФИЯ Сравнительно редким является изображение на омофоре Христа Еммануила, стоящего «в славе» на крылатых колесах, обычно здесь – Спас Вседержитель. Иконография этой сцены восходит к иллюстрации кондака Акафиста Богоматери («Всякое естество Ангельское удивися великому Твоего воплощения делу...») 602 . Заслуживает внимания иконография «Снятия со креста», где изображено пять святых жен. Изображение Страстного цикла характерно для омофоров, хотя на них вышивают праздники, Софию Премудрость Божию и другие изображения 603 . АТРИБУЦИЯ Основанием для атрибуции являются указания описей Патриаршей ризницы на принадлежность омофора патриарху Иову, не противоречащие общему стилю произведения, схожему с датированной шапкой этого патриарха (кат. 64). ВЫСТАВКИ 1923 Москва; 1989–1990 Москва, 19; 1999 Москва. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Опись Патриаршей ризницы 1876. С. 7; Опись Патриаршей ризницы 1904. С. 278; Опись Патриаршей ризницы 1910. С. 40, 6; Выставка шитья допетровского времени 1923, л. 75–77; Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 13, 12086. 66. ENUTPAXIЛЬ СВЯТИТЕЛИ Москва, мастерская царицы Ирины Федоровны (?), середина – вторая половина XVI в.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

По сторонам от головы Богоматери мелким жемчугом вышито мр у левом углу у ворота – сияние, исходящее на Богоматерь из облаков. Под ногами архангела и Богоматери пол «шахматного» рисунка из чередующихся незашитых (красного бархата) и зашитых золотной нитью косых прямоугольников. Личное шито крученым шелком песочного цвета в одном направлении, под глазами и на лбу – «по форме». Черты, контуры ликов, рук и ног и некоторые детали обведены черным шелком, волосы архангела коричневым, обувь – светло-коричневым со сканым золотом. Золотом же с цветными шелками шиты цветы и листья. Зеленый шелк разных оттенков со сканой золотной нитью – в сооружении за архангелом. В остальном шитье использованы пряденые золотные нити (швы – «черенок», «перышки», «ягодка», «двойная ягодка»), сканые и волоченые. По подолу одежды Богоматери черной нитью прочерчен орнамент в виде кружков и овалов. Позади Богоматери на завесе независимо от расположения складок вышиты цветы, обведенные золотной «веревочкой». Контуры и детали рисунка обнизаны мелким жемчугом. В нимбе архангела – два бриллианта в золотых оправах, в нимбе Богоматери – один бриллиант. Скрижали обрамлены узкими полосками узора в виде гирлянды трехлепестковых цветов, шитых золотной волоченой нитью и «веревочкой» из шелковых и золотных пряденых нитей. На подоле мантии у разреза находятся нижние скрижали в виде небольших четырехугольников красного бархата. На них в восьмиугольных рамках из толстых золото-серебряных пряденых нитей выложена из толстых шелковых и серебряных перевитых «веревочек» надпись вязью: (на левом; в слове второе р перевернуто ошибочно в другую сторону), (на правом). Нижние скрижали обрамлены такими же узкими орнаментальными полосами, как и верхние. Под нижними скрижалями на подкладке пришиты два серебряных позолоченных звонка. Подкладка из желтого атласа подложена по оплечью, разрезу и подолу. На среднике палицы на фоне малинового бархата изображена Троица. Ангелы сидят за столом с тремя чашами. Лик среднего обращен влево, голова правого чуть наклонена.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Буквы на первых двух направлены внутрь произведения, на двух других – наружу. Личное шито тонким крученым шелком темно-песочного цвета с легкими сероватыми оттенениями. Черты ликов очерчены темнокоричневой нитью. В светло-коричневых волосах Христа и ангелов – золотые пряди. Раны Христа отмечены малиновым шелком, белки глаз – белым, тороки – голубым, подкрылья – голубым, зеленым и красным. Одежды и крылья ангелов, нимбы, препоясанье Христа шиты серебряными и золотными нитями с цветными прикрепами (швы – «черенок», «перышки», «клетчатый городок», «ягодка двойная»). Рипиды и детали орнамента на нимбах рельефные. Гроб и плат шиты скаными золотными нитями с зеленым и вишневым шелком. Контуры рисунка, его детали, орнамент на нимбах ангелов, перекрестье и буквы он на нимбе Христа низаны средним и мелким жемчугом. Подкладка того же розового атласа, что и средник. В левом нижнем углу подкладки – надпись черными чернилами: ВСЕГО ЖЕМЧУГА СОЧ//ТЕНО НА СЕМЬ ПО//КРОВЕ СРЕДНЯГО//И МЕЛКАГО 5043//4951 ЗЕРНА. САК. 46//ЛИСТ 91 (цифра 5043 замазана). Сверху на подкладке пришиты три металлические петли. СОХРАННОСТЬ И РЕСТАВРАЦИЯ Изображение вырезано по контуру и переложено на новый фон. Древний фон (синий шелк) просвечивает в местах утраты шитья в личном. Каймы с литургической надписью, подкладка, жемчужные надписи на фоне относятся к переделкам XVII в. Возможно, в это время был перенизан жемчуг. Ткани выцвели, загрязнены, есть утраты жемчуга. ИКОНОГРАФИЯ Иконография воздуха повторяет воздухи мастерских Дмитрия Ивановича Годунова и царицы Ирины Федоровны (см. кат. 44, 48, 52, 55, 61). АТРИБУЦИЯ Четкий рисунок, тщательное шитье с небольшими оттенениями в личном, характерный для второй половины XVI в. растительный орнамент дают основание считать изображение на воздухе московской работой этого времени. В XVII в. воздух составлял комплект с сударями «Агнец Божий» (кат. 138) и «Богоматерь Воплощение» (кат. 139). Оба эти сударя идентичны по художественным и технологическим признакам, с воздухом же их связывают каймы, несомненно выполненные в одной и той же мастерской.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

На нижней же кайме начинается вкладная надпись и продолжается на правой кайме. Буквы на всех каймах направлены наружу. Подкладка из голубой камки с узором крупных цветов и листьев. На ней пришиты четыре петли из тесьмы и одно металлическое кольцо. СОХРАННОСТЬ Утраты шитья в личном (виден фон). Потертость золотного шитья. Небольшие утраты жемчуга, утрачен один алмаз. Подкладка сечется, загрязнена. ИКОНОГРАФИЯ Принадлежит к группе надгробных покровов московских святителей, выполненных в 1650–1660-е гг. в Царицыной мастерской палате (кат. 120,121) и отличающихся одинаковыми трактовкой личного, иконографическими особенностями (именословным благословением, изображением Распятия на окладе), решением фона, палеографией надписей и богатством убранства. АТРИБУЦИЯ Покров не может быть точно датирован по вкладной надписи, так как последние одна или две буквы в дате отсутствуют. В Описи Оружейной палаты, а за ней и в других документах и публикациях датой покрова значится 1662 г., то есть предполагается, что отсутствует буква «О» и дату следует читать как «7170». В «Светличных знаменных делах» Царицыной мастерской палаты под 30 ноября 1650 г. числится: «...иконник Степан Резанец знаменил (5 дней) под шитье по камке два покрова Алексия да Ионы митрополитов» 801 , а 13 января 1652 г. боярыня Аксинья Еропкина (одна из руководительниц мастерской) «приняла шелк на покров Ионы митрополита» 802 . Наш покров по трактовке личного не похож на единственный сохранившийся покров митрополита Алексия (почти без моделировки), вложенный Алексеем Михайловичем и имеющий в надписи дату «1650 г.» (кат. 101), по близок к группе покровов, выполненных в Царицыной мастерской палате в 1660-х гг. (кат. 120–122). На одном из них (кат. 120) есть точная дата: 1665 г. Если данные «Светличных дел» относятся к нашему покрову Ионы, то его выполнение, вероятно, задержалось до начала 1660-х гг., чем и объясняется недописанная дата 803 . Словописцем и травщиком были, вероятно, те же мастера, что выполняли покров митрополита Алексия. По мнению старшего научного сотрудника Музеев Московского Кремля М. В. Мартыновой, запоны с эмалью выполнены западноевропейскими мастерами. ВЫСТАВКИ 1995–1996 Роттердам, 24. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Описи Успенского собора 1876. Стб. 762–763; Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 13, 12209; Маясова 1985. С. 209. 120. ПОКРОВ НАДГРОБНЫЙ МИТРОПОЛИТ ФИЛИПП

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Песнопение начинается на верхней кайме, переходит на правую, затем на левую и нижнюю. Буквы двух первых направлены внутрь произведения, двух других – наружу. Подкладка из темно-красной камки с мелким черным узором 863 . Входит в комплект с сударем «Агнец Божий» и воздухом «Христос во гробе» (кат. 136, 135). СОХРАННОСТЬ На среднике и на углах кайм в местах утрат шитья виден зеленый атлас. Потертость золотного шитья, небольшая осыпь жемчуга, загрязненность. ИКОНОГРАФИЯ Иконография традиционна для второй половины XVII в. (см. кат. 114, 140). АТРИБУЦИЯ Основанием для атрибуции служат художественные и технологические признаки, те же, что и па других произведениях комплекта. Из той же мастерской вышли и три произведения, принадлежавшие Троице-Сергиевой лавре – сударь «Богоматерь Воплощение», воздух «Христос во гробе» и палица «Спас Вседержитель» 864 . ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Пшеничников 1894. С. 64, ил. 6; Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 13, 12315. 138. СУДАРЬ АГНЕЦ БОЖИЙ Москва (?), вторая половина XVII в. Камка (XVII в., Италия), тафта (XVII в., Восток), шелковые, серебряные и золотные пряденые и сканые нити; ткачество, шитье. 61х64 Происходит из Архангельского собора Московского Кремля. Поступил из Патриаршей ризницы в 1920 г. 865 Инв. ТК-2550 Кат. На среднике по малиновой камке шит младенец Христос, лежащий на дискосе с фигурным стояном. Ноги Христа чуть согнуты в коленях, руки приподняты, одна с раскрытой ладонью, другая благословляющая. Над ним в перекрещивающихся ромбах – Святой Дух в виде голубя, выше – звездица с розеткой в перекрестье. По сторонам дискоса на облаках стоят два ангела, держащие рипиды с серафимами. Наверху в полуовале неба с облаками и сиянием изобретен поясной Саваоф с распростертыми благословляющими руками. На фоне – шитые пряденым серебром надписи: хс, аггли г(с)дни, саваъ. На обрамленных с двух сторон серебряными полосами каймах по зеленой камке пряденым серебром вязью шит евхаристический канон: приимите и дите//сие есть тло мое еже за вы ломимое во ставление греховъ.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

На переднем плане – сложенная в виде горки плащаница. Над гробом – прямоличный херувим и два ангела, каждый из которых держит две рипиды. На рипидах изображены прямоличные херувимы. На нимбе Христа жемчугом вышиты буквы он, так же исполнены надписи на фоне: хс, аглъ//гнь (дважды), херувимъ. На обрамленных золотными полосами каймах голубой камки золотными нитями вязью с небольшим количеством лигатур шит тропарь Великой субботы: во гробе пло(т)ски и во ад ж съ дшею//ко бгъ в раи же с разбоиникомъ//и на престоле бше х(с)е со тцемъ//и дхомъ вс исполн неписенныи. Надпись начинается на левой кайме, переходит на верхнюю, затем нижнюю и правую. Буквы верхней каймы направлены внутрь произведения, остальных – наружу. Личное шито тонким некрученым шелком песочного цвета «в раскол» «по форме» с оттенениями тем же шелком. Черты ликов, волосы ангелов и контуры – светло-коричневым, белки глаз – белым, губы – красным, борода и усы Христа – темно-коричневым, тороки у ангелов – голубым, подкрылья – голубым и зеленым шелком. Одежды, нимбы, крылья и рипиды шиты прядеными серебряными и золотными нитями с яркими цветными прикрепами (швы – «черенок», «перышки», «клетчатый городок», «ягодка»), Гроб и плат – сканым золотом с серым и светлокоричневым шелком. Контуры и детали рисунка обнизаны мелким жемчугом. Подкладка из более поздней фиолетовой тафты. На ней пришиты три металлических кольца. СОХРАННОСТЬ И РЕСТАВРАЦИЯ По-видимому, воздух подвергся переделкам. К добавлениям относятся каймы с песнопением, вертикальная полоса бежевой камки (выцветшей?) на среднике, вставленная справа (свидетельствует о меньших размерах первоначального средника) подкладка, а также, возможно, темно-коричневый шелк на бороде и усах Христа. Камка выцвела и сечется, закапана воском. Утраты жемчуга. Подкладка загрязнена с прорывами. ИКОНОГРАФИЯ Иконография повторяет воздухи мастерских Дмитрия Ивановича Годунова и царицы Ирины Федоровны (см. кат. 44, 48, 52, 55, 61). АТРИБУЦИЯ Четкий рисунок и тщательное исполнение с однотонными оттенениями в личном и небольшим набором простых швов в золотном шитье дают основание не выносить изображение за пределы первой четверти XVII в.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010