Хороший рисунок и высокое качество исполнения, сюжет, особенно распространенный в Москве, предполагают ее столичное происхождение. Так как все добавления прошиты насквозь через подкладку из репса XIX в., они могут быть датированы этим временем. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 16, 17323; Маясова 1998. С. 48, примеч. 73. 69. ПАЛИЦА МИТРОПОЛИТ АЛЕКСИЙ Москва, конец XVI и XVIII в. Атлас (XVI в., иностранное производство), камка (XVII в., иностранное производство), бархат, галун (XVIII в., Россия), шелковые, серебряные и золотные пряденые и сканые нити; ткачество, шитье. 45x46 Поступила из Чудова монастыря Московского Кремля в 1918 г. 609 Инв. ТК-2431 Кат. 69 Изображения вырезаны из фона и перенесены на красный бархат (первоначальная красная камка видна по контурам и складкам одежд). Митрополит Алексий изображен в рост, прямолично, с отведенными в стороны руками. Правой рукой благословляет, левой – держит на плате закрытое Евангелие. На святом – крестчатый саккос, омофор и клобук с херувимом на очелье. Личное шито тонким, некрученым темно-песочного цвета шелком «в раскол» «по форме» с небольшими оттенениями по абрису лика и под глазами святого. Белки шиты белым, губы – красным шелком, усы и бороды – тонким крученым серым шелком «атласным» швом. Черты лика святого, пряди волос, контуры лика и рук прошиты темно-коричневой нитью. Одежды, нимб, Евангелие вышиты прядеными серебряными и золотными нитями с малозаметной прикрепой однообразным простым швом. На подольнике и зарукавьях саккоса святителя зеленой нитью шиты ромбики. На нимбе – рельефный орнамент из гирлянды цветов и листьев, шитый пряденым золотом «по веревочке». На позёме – сканое золото с зеленым шелком. Контуры фигуры святого и позём обведены золотным шнуром. По сторонам нимба митрополита – две накладные полосы с надписью золотным шнуром по красному бархату с(т)ы На фоне под позёмом нашито частично сохранившееся изображение орлеца, направленное в противоположную относительно фигуры святителя сторону.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

По каймам по такому же атласу жемчугом вязью вышита молитва: есть ко во блажити т бце присно блаже//нную мате(р) бга ншго славниную во слова рож(д)ъшую сущую бцу т влчае. Надпись начинается на верхней левой кайме, переходит на верхнюю правую, затем – нижнюю правую и заканчивается па нижней левой. На всех каймах буквы направлены внутрь произведения. Лики Богоматери и Спаса Нерукотворного шиты некрученым песочного цвета шелком «в раскол» без оттенений, черты тонко прорисованы черным шелком. В глазах – белый шелк, в светло-коричневых волосах – черные пряди. Остальные лики (Младенца, ангелов, херувимов) шиты более грубо (возможно, при поновлениях) тем но-коричневым шелком, в волосах ангелов – толстый крученый коричневый шелк с рельефными прядями, крылья херувимов и ангелов шиты «живописно» полосками из некрученого зеленого и голубого шелка и золотных нитей. У ангелов – красные тороки. Одежды, трон, сияние сзади него шиты тонкой пряденой золотной нитью с незаметной прикрепой простым швом «рядки». У Спаса нимб шит швом «ягодка». На одеждах Богоматери и Младенца оставлены незашитые круги с остатками коричневых нитей (от камней?). Весь фон в ореоле за троном и ангелами зашит пряденым серебром «по настилу», как и все золотное шитье. Контуры и детали рисунка обнизаны мелким жемчугом с «веревочкой» так же, как надписи, ореол и рамки, отграничивающие каймы. На одежде Богоматери жемчугом вышиты крупные розетки, на нимбе – звезды. К боковым углам палицы пришиты две кисти из золотных нитей с блестками. На верхнем углу, вместо крючка, – длинная голубая лента. Подкладка из малинового штофа. Палица считалась принадлежавшей митрополиту Фотию и даже привезенной им из Константинополя, что вызывает большие сомнения. Поновления сильно исказили облик памятника. О том, что он выполнен до XVII в., свидетельствует первое дошедшее до нас упоминание, в Описи Патриаршей ризницы 1631 г.: «Палица Фотия митрополита шита по червчатой камке пряденым золотом, Спаса Нерукотворного образ, да Воплощение Пречистые Богородицы, по сторонам ангелы, в исподи по сторонам херувими с шелки, около пугвицы обнизаны жемчугом слова «Достойно есть...» У нее два крюки серебряных да две кисти шелк червчат с золотом, ворворки, на них низаны репейки, подкладка тафта вишнева ветха, жемчугу посыпалось в расных местех».

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Опись Патриаршей ризницы 1904. С. 222; Опись Патриаршей ризницы 1910. С. 116; Древности 1849. Отд. 1. Рис.92; Савва 1863. С. 32, 46, табл. IX; Павел Алеппский 1898. Вып. 3. С. 23,175; Вып. 4. С. 107; Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 13, 12277; Романенко 2001. С. 17. 110. ENUTPAXIЛЬ СПАС ВЕЛИКИЙ APXIEPEЙ; БОГОМАТЕРЬ; ИОАНН ПРЕДТЕЧА; АПОСТОЛЫ Москва, мастерская царицы Марии Ильиничны (?), 1652–1658. Атлас, камка и тафта (XVII в., иностранное производство), шелковые, пряденые серебряные золотные нити, жемчуг, серебро; ткачество, шитье, низание, скань. 103x31 Принадлежала патриарху Никону . Поступила из Патриаршей ризницы в 1920 г. 784 Инв. ТК-2495 Кат. На ердани по малиновому атласу в круглом ореоле с надписями он, хс вышит поясной Спас Великий Архиерей с благословляющей рукой и с Евангелием, в митре и омофоре. На вороте епитрахили – профильные херувимы, по три с каждой стороны. Ниже в киотчатых лопастных арках с колоннами и трехлепестковыми цветами в углах изображены в рост в молитвенном предстоянии Богоматерь и Иоанн Предтеча. Под ними в таких же арках один под другим в трехчетвертном повороте к центру – двенадцать апостолов с книгами или свитками в руках и двумя обозначающими их буквами. Слева – ап, ан, ам, ал, ас, ав; справа – ал, ам, ан, ав, ан, а. Два нижних апостола молодые, по-видимому – Варфоломей и Фома. Под ними шита надпись: здлана патрахль никону. Около фигур апостолов – серебряные звезды. Личное шито некрученым шелком песочного цвета «атласным» швом «по форме» со светло-коричневыми оттенениями по абрису и вокруг глаз. Черты ликов и контуры прошиты темно-коричневым шелком, волосы и бороды – желтым, светло-коричневым и серым (шов «в раскол»). Одежды, арки, цветы, звезды шиты серебряными и золотными прядеными нитями с малозаметной прикрепой простыми швами («ягодка», «черенок», «рядки»). Все контуры и детали изображения, арки, цветы, надписи, рамки (кроме звезд) обнизаны жемчугом с обводкой золотными нитями. По каймам из фиолетового атласа, в середине епитрахили и по краям жемчугом с обводкой золотной нитью вынизаны растительные побеги с трилистниками. По центру соединенных частей епитрахили сверху вниз пришиты тридцать серебряных сканых пуговиц. Внизу – двадцать кистей из серебряных нитей с жемчужными ворворками. Подкладка из розовой тафты, под кистями – желтая камка. На подкладке под кистями черными чернилами написано: 4.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

ВЫСТАВКИ 1969 Москва; 1979 Нью-Йорк, 82; 1979–1980 Париж, 82; 1985–1986 Белград – Скопле, 51; 1991–1992 Москва; 1992 Москва; 2002–2003 Москва, 54. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 13, 12663; Маясова 1971 (1). С. 15, ил. 15; Маясова 1998. С. 47–50; Лифшиц 1998. Ил. с. 80; Маясова 1999. С. 210–212, ил. 2; Гусева 1999. С. 122, ил. с. 123, примеч. 11. 11. ПЕЛЕНА БОГОМАТЕРЬ ОДИГИТРИЯ Суздаль, мастерская Покровского монастыря (?), изображение и надписи – конец XV в., орнаментальная кайма – середина XVI в. Тафта (XV в., Восток), золотный алтабас (XVI в., Турция), узорный золотный атлас (XVI и XVIII вв., Турция), хлопчатобумажная крашенина, шелковые, хлопчатобумажные и пряденые золотные нити, жемчуг, серебро; ткачество, шитье, низание, тиснение. 65х62 (средник); 99х95 (с орнаментальной каймой); 99х131 (вся) Происходит из Покровского монастыря в Суздале. Поступила из Владимирского музея в 1931 г. 395 Инв. ТК-2777 Кат. 11 На среднике из алтабаса с красным контурным растительным узором по золотому фону размещено шитое по тафте песочного цвета изображение поясной Богоматери с Младенцем на левой руке. Правая рука ее прижата к груди, голова повернута к Младенцу, сидящему прямолично со свернутым свитком в одной руке и с простертой благословляющей другой. По сторонам изображения на голубой тафте в двух кругах, обведенных белым настилом под жемчуг, настилом же выложены монограмма мр у и на двух полосах такой же тафты надписи: хс. Личное шито светло-коричневым некрученым шелком крупными стежками без выделения объема. Черты ликов и контуры рисунка отмечены черным шелком, губы – красным. Некрученым же голубым шелком крупными стежками шиты чепец и зарукавья у Богоматери и коричневым – ее мафорий. Полосы по очелью и вороту ее одежды, одежда Младенца и нимбы шиты пряденым золотом «рядками». Тонкой золотной нитью очерчено зарукавье у Богоматери, красной нитью – складки на одежде Младенца и перекрестье на его нимбе. Контуры фигур и круги (от камней?) на нимбе Богоматери выстланы белыми нитками под жемчуг. На обрамленных с двух сторон жемчужными полосами широких каймах из темно-синей тафты жемчугом по настилу вынизан узор из соединяющихся ромбов с отростками, кругами и трилистниками, с включенными в него серебряными позолоченными тиснеными плашками разной формы (круглыми с оттиснутыми розетками, треугольными и четырхлепестковыми). К этим каймам пришиты другие: слева – из золотного атласа с узором крестов в кругах, справа и внизу – из золотного атласа с цветочным узором. Подкладка из зеленой хлопчатобумажной крашенины. На подкладке пришиты бумажка с надписью черными чернилами: 469//Глав. Опи; и вторая – с такой же надписью, а также шесть матерчатых петель и одно металлическое кольцо.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

СОХРАННОСТЬ Небольшие потертости шитья, утраты блесток, иордань – поновление XIX в., бархат вытерт и выгорел. Гафта сечется, имеет прорывы и заплаты. ИКОНОГРАФИЯ Состав святых и их иконография традиционны. Особенностью епитрахили является сочетание лицевых изображений с пышным орнаментом, имитирующим восточные ткани и заполняющим весь фон. АТРИБУЦИЯ Основанием для атрибуции служит рельефный орнамент, а также грубоватая манера лицевого шитья, характерная для конца XVII в. ВЫСТАВКИ 1986–1987 София, 13; 1988 Буэнос-Айрес, 102; 1988 Сан-Пауло – Рио-де-Жанейро, 102; 1989–1990 Москва, 31. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Пшеничников 1894. С. 63, ил. 11; Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 13, 12324. 148. ПЕЛЕНА СВЯТАЯ ТРОИЦА Сольвычегодск, мастерская Строгановых, конец XVII – начало XVIII в. Атлас (XVII в., иностранное производство), холст (XX в., Россия), шелковые, серебряные и золотные пряденые нити; ткачество, шитье. 94x87 Происходит из Успенского собора Московского Кремля. Поступила из Патриаршей ризницы в 1920 г. 882 Инв. ТК-2814 Кат. На среднике подвесной пелены к иконе на фоне зеленого атласа изображены три ангела, сидящие за полукруглым престолом с гремя высокими чашами на нем. Средний ангел прямоличный, с поднятыми вверх крыльями, именословно благословляющий, два других – в трехчетвертном повороте к центру. Их правые руки именословно благословляют чаши, левые сжаты и как бы держат отсутствующие посохи. Слева от ангелов – Авраам с чашей на стояне; справа – Сарра с глубоким блюдом. Их изображение мельче, чем ангелов. За средним ангелом – крона дуба Мамврийского, за левым – башнеобразные палаты с тремя ярусами окон, за правым – горки. Личное шито тонким крученым шелком серовато-песочного цвета «атласным» швом «по форме». Черты ликов «прорисованы» черным шелком; широкие брови вразлет, густые тени по абрису ликов; тени в виде «капель» под носами и в форме «бантика» на подбородках шиты светло-коричневым. Более светлые линии идут под глазами и от глаз к вискам. У ангелов радужки глаз шиты малиновым крученым шелком, как и волосы с обведенными черным шелком кудрями. У Авраама борода и волосы – темно-песочные. Одежды, архитектура, горки, престол и прочее шиты прядеными серебряными и золотными нитями разнообразными швами («черенок», «городок», «ягодка», «ягодка в четыре клетки», комбинации «ягодки тройной» и «разводной клетки»). Дуб шит сканым золотом с зеленым шелком. Черным шелком шиты листва дуба и проемы окон, красным – обувь Сарры. Контуры рисунка, складки одежд, арочки стола, чаши и другие детали обшиты серебряной рельефной «веревочкой». Подкладка из холста.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

СОХРАННОСТЬ Имеются утраты шитья, на подкладке – прорывы, капли воска. ИКОНОГРАФИЯ На сударе представлен краткий иконографический вариант Распятия. То, что он служил покровцом на священные сосуды, подтверждает расположение святых на каймах, направленных в разные стороны. Изображение Распятия на покровцах вместо обычных Агнца на дискосе или Богоматери Знамения является редким, хотя в мастерской Строгановых оно встречается 797 . Необычным, встречающимся также только в произведениях мастерской Строгановых, является и заполнение кайм святыми в киотчатых клеймах; редок и состав комплекта, где оба покровца имеют одну и ту же иконографию, хотя они не совсем повторяют друг друга. На описываемом произведении фигуры на каймах более мелкие и менее «выписанные». Нельзя исключить того, что два сударя с Распятиями первоначально входили в разные комплекты. АТРИБУЦИЯ Сударь входит в комплект с другим сударем (кат. 118) той же иконографии, отличаясь от него лишь в деталях. Художественные и технико-технологические особенности дают возможность считать оба произведения вышедшими из мастерской Строгановых. Здесь те же косящие глаза, те же швы и рельефные «веревочки» по контурам, свойственные мелким произведениям мастерской. На описываемом сударе сохранились надписи около святителей. Изображение среди них двух Григориев подчеркивало, что» кладчиком сударя был Григорий Дмитриевич Строганов (род. 1656 г.). К 1670–1680-м гг. произведение отнесено А. Г. Силкиным. ВЫСТАВКИ 1989–1990 Москва, 29; 2002 Москва, с. 49. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 13, 12244; Маясова 1985. С. 212; Маясова 1989 (2). С. 78. ил. с. 58; Силкин 2002. С. 351, кат. 156. 118. СУДАРЬ РАСПЯТИЕ С ИЗБРАННЫМИ СВЯТЫМИ Сольвычегодск, мастерская Строгановых, 1670–1680-е гг. Тафта (XVII в., Восток), голубой шелк (XVII в., Китай ?), шелковые, пряденые и сканые серебряные и золотные нити; ткачество, шитье. 52х52 Происходит из Успенского собора Московского Кремля Поступил из Патриаршей ризницы в 1920 г. 798

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Поэтому он полагал, что кайма вишневого бархата была вышита в мастерской Ирины Годуновой, а средник заменен другим, вышитым, может быть, «в местной мастерской». Мы же считаем, что хотя рисунок повторяет хорошие образцы, но не всегда выявлен мастерицами. Так, на одеждах не отмечены складки, вместо крыльев херувимов на рипидах весь фон за их ликами зашит золотом, брошенный у гроба плат имеет геометрическую форму. К тому же в совокупности с качеством тканей, характером надписей, развитым золотным шитьем с разнообразными швами и упрощенным шитьем в личном можно отнести воздух к самому концу XVII – началу XVIII в. Надпись мы считаем выполненной значительно позже (конец XVIII – XIX в.). Такие надписи на бархате встречаются на ряде поновленных произведений, например происходящих из Кирилло-Белозерского монастыря. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 17, 18846; Георгиевский 1927. С. 20. Табл. XII, рис. 1. 170. ВОЗДУХ РАСПЯТИЕ Москва, Царицына мастерская палата (?), украинские мастера (?), конец XVII в. Репс и атлас (конец XVII в., Западная Европа), штоф (XIX в., Россия), шелковые, серебряные и золотные пряденые нити, трунцал, жемчуг, сапфир, изумруды; ткачество, шитье, низание. 58х74 Происходит из московского Богоявленского монастыря. Поступил в 1922 г. 946 Инв. ТК-2574 Кат. В центре средника на фоне розового репса изображено Распятие с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом и орудиями Страстей (процветшим копнем и тростью с губкой). Под крестом – череп Адама. Под ногами у предстоящих и в основании креста – золотые «облачка». На верхней перекладине креста вышита надпись (Иисус Назорей Царь Иудейский), на средней перекладине хс. Сверху вниз между крестом и фигурами идут надписи – мари, иванъ. Крест и фигуры шиты отдельно по желтому шелку и наложены на общий фон. По сторонам Распятия, в углах средника – восемь накладных прямоличных херувимов, шитых по красному шелку. Личное шито плотными стежками «атласным» швом тонкими кручеными шелковыми нитями песочного цвета.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

На покрове по темно-коричневому шелку вышито прямоличное, в рост, изображение митрополита Алексия 433 . Обе руки его подняты к груди. Левая держит закрытое Евангелие, пальцы правой молитвенно сложены. На святом – крестчатый саккос, омофор и клобук с херувимом на очелье. Изображение вырезано по контурам с древнего фона (виден в местах утрат шитья) и переложено па новый, сшитый из двух вертикальных полотнищ фиолетовый камки с узором хризантем. Личное, усы и борода шиты «в раскол», частично «по форме», некрученым блестящим шелком песочного цвета. Радужки глаз и губы – желтым. Черты лика, контуры и детали рисунка – темно-коричневым. На саккосе, шитом крученым темно-фиолетовым шелком «атласным» швом – золотые кресты и точки, обведенные синими кругами. Сверху вниз по краям саккоса идут золотые полосы, пряденым же золотом шиты подольник и зарукавья, украшенные красными и синими овалами, кружками и треугольниками, имитирующими драгоценные камни. Такие же «камни» на «золотом» окладе Евангелия. Подкладка саккоса шита шелком песочного цвета; клобук, омофор и нижняя одежда – пряденым серебром; концы клобука, херувим, полосы на нижней одежде и кресты на омофоре – пряденым золотом. Шитый золотной же нитью нимб окружен золотным с коричневым шелком шнуром. В золотном шитье – крупные простые швы («рядки», «черенок», «городок»). На обрамленных с двух сторон золотыми полосами каймах по темно-коричневой камке пряденой серебряной нитью вязью шиты тропарь и кондак святому: тропа(р) гла(с) и ко апо(ст)л сопр(с)толиа и врача предобра и служител благопри(т)на к рац твоеи бж(ст)вен(н)и притека//юще и стлю але(к)сие бгому(д)ре чюдоно(с)че сшедше днес любовию к памя(т) твою свтло пра(з)днуем во псалм(х) и пнии(х) радующес и хр(с)та слав(ще) (же) и таковую благода(т) теб даровавшаго исцлениее(м) и граду твоему москв великое утверждение//ко(н)да(к) гла(с) и ко (же) слнце незаходимое тче подобие браза твоего т гроба воси на(м) т много бо л(т) сокровенны ч(с)тны//тво мощи бртошас нетлнны стлю алексие применитые же гра(д) москва тою бо благодат приемле(т) вси бо страну сии сияши аве чиде(с) бо добродтнл мни богащаеши вс(х) на(с) с дяниемъ благодати поющих ти аллилуи. Надпись начинается на верхней кайме, переходит на левую, затем на нижнюю и правую. Буквы направлены наружу. Подкладка из тафты розового цвета. На ней пришито шесть петель с металлическими кольцами и привешен номерок: ОПИСИ ЧАСТЬ//ОБЩ. 20554//ЧАС. 1968//СР 945.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Губы – малиновые, черты ликов и контуры рисунка – темно-коричневые. Брови Марии и волосы Младенца – светло-коричневые с темными прядями. Чепец Богоматери – голубой со сканым серебром, нижняя одежда шита пряденым серебром с густой голубой прикрепой (шов «ягодка»). Ее ворот и зарукавья, а также кайма мафория шиты золотом с узором голубых, светло-зеленых и малиновых ромбиков. Мафорий шит золотной нитью с густой вишневой прикрепой (шов – «черенок»). Золотом с малозаметной прикрепой шиты одежды Младенца и нимбы (швы – «ягодка» и «городок»). За Младенцем в круге шито голубым шелком с золотыми звездами. Контуры рисунка, складки одежд, монограммы и другие детали выложены настилом из белых льняных нитей, окруженном золотной «веревочкой» под жемчужное шитье. На широких каймах, обрамленных с двух сторон настилом под жемчуг с золотной «веревочкой», по темно-зеленой тафте настилом же выложен узор в виде ветки с усиками, образующей цветочные штамбы, направленные то вверх, то вниз и напоминающие человеческие фигурки, в него включены серебряные позолоченные гладкие ромбовидные дробнички (сохранилось одиннадцать). Подкладка из гладкой желтой хлопчатобумажной ткани. На подкладке – бумажная наклейка с надписью чернилами: 485//ОБЩ. ГЛАВ. ОПИС. и кусок желтой хлопчатобумажной ткани с надписью: ОРУЖ. ПАЛ.//18980//ДН. 303, а также две матерчатые петли. На среднике по малиновому шелку в круге вышито поясное изображение Богоматери Воплощение. Перед грудью Марии – поясной Младенец, благословляющий обеими руками. Личное шито слабокрученым песочного цвета шелком «по форме». Черты ликов и волосы Младенца – коричневым, губы – красным, повой Богоматери – голубым. Одежды и нимбы – прядеными золото-серебряными нитями с малозаметными прикрепами (швы – «клопчик» и «городок»). Контуры рисунка и детали прошиты коричневой нитью. Вокруг ворота Богоматери, нимба и перекрестья у Младенца проложена нить серебряной канители. В круге вокруг изображения, очерченного золотым жгутиком, канителью и битью вышита надпись, буквы которой направлены внутрь круга: мр у, хс.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

СОХРАННОСТЬ Утраты шитья в личном (виден фон). На нимбе утраты серебряных нитей до настила. Золотные нити секутся и отстают. Атлас фона сечется, имеет большие прорывы и штопки, загрязнен. Подкладка отсутствует (на обороте холст, подложенный под фон). На нем местами толстые красные шелковые нити, по-видимому, от поновлений. ИКОНОГРАФИЯ На хоругви представлен один из распространенных иконографических вариантов «Спаса Нерукотворного» – с ангелами. Об иконографии Спаса Нерукотворного см. кат. 105. АТРИБУЦИЯ Основанием для атрибуции, помимо стилистических и технологических признаков (чрезмерно удлинные фигуры ангелов, упрощенная трактовка ликов в сочетании со сложными золотными швами), является так же именословное перстосложение рук ангелов. ВЫСТАВКИ 2000 Москва, 116. ИСТОЧНИКИ Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 13, 13663. 142. ПЕЛЕНА СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ Россия, вторая половина XVII в. Атлас (XVII в., иностранное производство), холст (Россия), шелковые, пряденые серебряные и золотные нити; ткачество, шитье. 41х82 Источник поступления неизвестен. Поступила в музей в 1920–1930-е гг. Инв. ТК-2530 Кат. На среднике подвесной пелены к иконе по светло-коричневому атласу шито изображение Спаса Нерукотворного на плате, поддерживаемом двумя ангелами. У ног ангелов – фигуры двух коленопреклоненных преподобных, с простертыми в молении руками. Лик Спаса с примитивно прорисованными чертами и с тонкими повисшими усами обрамляет борода в виде отдельных коротких прядей с раздвоенным завитком посредине. Личное шито крученым шелком песочного цвета крупными гладьевыми швами «по форме» с оттенениями более темным под глазами, в виде «ласточкина хвоста» на подбородке и линиями на переносице и к вискам. Черты ликов и волосы шиты темно-коричневым шелком. У преподобных в волосах – песочного цвета пряди. Плат шит серебром с малозаметной прикрепой (шов «рядки»), нимбы – золотом (шов «перышки»). Одежды и крылья ангелов также шиты прядеными золото-серебряными нитями с малозаметной прикрепой (швы – «черенок», «городок», «двойная ягодка», «рядки», «денежка в четыре клетки», «клетчатые рядки», «перышки», «разводная клетка»).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010