На каймах по зеленому атласу пряденой нитью вязью вытянутыми буквами шит тропарь: блгобразныи с древа снем пречистое тло твое плащаницею//чистою вивъ вонми въ гроб нов покрывъ положих в гробе//плотски во ад же с дшю ко бгъ в же с разбоиником и на престол былъ еси и хрсте//со тцемъ и дхомъ вс исполн и неписанны 930 . Надпись начинается на верхней кайме, переходит на правую, затем на нижнюю и левую. Буквы на всех каймах направлены в центр произведения. Подкладка из светло-зеленой хлопчатобумажной крашенины. На подкладке в левых углах пришиты два металлических кольца. Составляет комплект с сударями «Агнец Божий» (кат. 164) и «Богоматерь Знамение» (кат. 165). СОХРАННОСТЬ Утраты коричневого шелка в чертах ликов и на теле Христа. Местами секутся и отстают золотные нити. Ткани на среднике и каймах секутся. Подкладка помята, имеет прорывы, пятна. На лике левого ангела грубые поновления. ИКОНОГРАФИЯ Иконография воздуха отличается от традиционной: Христос представлен с закрытыми глазами, но благословляющим, вместо летящих ангелов изображены стоящие у гроба в дьяконских одеяниях, нет херувима над гробом и плащаницы перед ним, вместо этого изображены подсвечники. АТРИБУЦИЯ Нетрадиционность иконографии, особенности композиции и рисунок крыльев серафимов, подобных цветкам, искаженные пропорции фигуры Христа и неканоничность ликов, а также палеография надписи дают основания относить воздух к самому концу XVII в. Характер же надписи с длинными, узкими буквами аналогичен надписям на произведениях, вышедших из мастерской Акулины Бутурлиной 931 . Составляет комплект с сударем «Агнец Божий» (кат. 164) и сударем «Богоматерь Знамение» (кат. 165). ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 13, 12513; Маясова 2002. С. 343, ил. 8. 164. СУДАРЬ АГНЕЦ БОЖИЙ Москва, мастерская Акулины Петровны Бутурлиной, конец XVII в. Камка (XVII в., Италия и Китай), атлас (XVII в., иностранное производство), шелковые, серебряные и золотные пряденые и сканые нити, трунцал; ткачество, шитье.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

На фоне с четырех сторон центральной композиции помещены четыре восьмилепестковые розетки, шитые цветным трунцалом, мелким жемчугом и украшенные драгоценными камнями в кастах. От каждой розетки отходят два жемчужных завитка. По всему фону палицы нашиты кружочки бити. Широкие каймы обрамлены жемчужной обнизью. На них жемчугом вынизаны слова стихиры Богоматери: влдычице молит//ву рабъ своихъ изъ//бави насъ т вски//нужда и печали. В трех углах кайм размещены четырехлепесткопые розетки, шитые трунцалом и жемчугом и украшенные камнями. К четвертому углу пришит серебряный крючок, под ним – серебряная позолоченная пластинка с резной надписью: лта, зрле=1627]//[ ус] трои(л) сию полицу//пресщении сав//ва митрополитъ и астраханскии. К двум углам палицы прикреплены кисти из пряденых серебряных нитей. Подкладка из цветной коноватки. СОХРАННОСТЬ И РЕСТАВРАЦИЯ Осыпь жемчуга, двадцать четыре пустых места от камней, утрачена одна кисть. Подкладка ветхая, сечется, поломана серебряная пластинка. Укрепление нитей и жемчуга выполнено в 1968 г. в мастерских Музеев Кремля (реставратор М. Г. Бакланова). ИКОНОГРАФИЯ Иконографический тип Богоматери на престоле был широко распространен как в византийской, так и в русской живописи в разных композиционных вариантах. В вв. чаще всего это «Похвала Богоматери», где Богоматерь с Младенцем на коленях 658 или без него 659 окружена воздающими ей похвалу апостолами. На нашей палице представлена другая композиция, в которой Богоматери с Младенцем служат два ангела. По иконографии она ближе всего к палице, по преданию принадлежавшей митрополиту Фотию (кат. 174), возможно послужившей для нее образцом. АТРИБУЦИЯ Рисунок и шитье на палице несколько грубоваты и дают основание считать ее работой провинциальной мастерской, вероятно, астраханской. Интересно, что в делах Царицыной мастерской палаты под 1640 г. значится, что «иконники Баженко Савин и Марк Матвеев знаменовали образ Богородицы Владимирской, что велено по государеву указу послать в Астрахань», а в 1641 г.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Желтым шелком шита обувь святого («в прикреп», швом «рядки»), волосы у Христа в изображении Распятия и у архангелов в Троице (кудри – коричневым), ложки и ножи на столе; облака за архангелами – голубым и белым. Все остальное шито прядеными серебряными и золотными нитями с цветными прикрепами (швы – «ягодка», «двойная ягодка», «ягодка в четыре клетки», «черенок», «клетчатый городок», «перышки»). Выделяется густая красная прикрепа в шитье фона крестчатых кругов на саккосе. Крест и Голгофа на Евангелии шиты сканым золотом с коричневым и серым шелком. Весь фон средника зашит «под аксамит» золотными прядеными нитями с серебряными извивающимися ветками с цветами и листьями (шов «рядки»). Все контуры и детали рисунка обнизаны крупным, средним и мелким жемчугом (местами в деталях – в несколько нитей). На нимбе святого, зарукавьях и подоле низанные жемчугом гирлянды растительных побегов. На околыше шапки – тройная жемчужная обнизь. На нимбе – пять золотых запон с эмалью и драгоценными камнями. На плечах – четыре запоны с драгоценными камнями (всего 60). По сторонам плеч митрополита в четырехугольных жемчужных рамках по гладкому золотому фону жемчугом вязью низана надпись: сти митрополи(т) моско(в)ски(и) чюд(т)воре(ц). Над Троицей жемчугом же шита надпись: преста На Евангелии очень мелким жемчугом низано: расптие гда хса, т, м л р б 800 . На узких каймах по малиновому бархату, серебряной канителью, свитой вокруг толстой льняной нити в трубочку и обведенной золотным жгутиком, вязью шит тропарь святому: т свое весь самъ себе в моли(т)ва(х) в пост обра(з) бывъ тнюду же бгъ твое блгое т пастыр ус(т)роитъ тм же по чесное цло нетлно соблюдес моли ха//бга да спасетъ дша нша. Далее на той же кайме идет вкладная надпись: повелниемъ блгов(р)наго гдр цр кн(з)//алекс всеа руси его блгврны(е) и гдрни цры марь(и) (з)дла(н) си(и) покро(в) в собо(р)ную ц(р)ко(в) успени пр(с)ты(е) бцы чюдотво(р)ца московскаго все руси на пок(р)овение его чюдотво(р)ны(х) лта ,зр… Песнопение святому начинается на верхней кайме, переходит на левую, затем нижнюю.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Однако мы не исключаем участия в его выполнении знаменщика-тверитянина. Это сказалось в чертах, отмечаемых тем же Г. В. Поповым в качестве традиционных тверских: некоторой жесткости рисунка (формы куколя, угловатые очертания рук, опись всей фигуры), а также, несмотря на введение красного цвета, мягкости колорита, где преобладает серо-голубые и охристые тона. Широко представлены в собрании Музеев Московского Кремля произведения светлицы, работавшей в доме Дмитрия Ивановича Годунова. Окольничий, а затем боярин Дмитрий Годунов был одним из немногих высших придворных, уцелевших во всех перипетиях грозненской эпохи. Воспитатель осиротевших племянников Бориса и Ирины (будущих царя и царицы), Дмитрий являлся главой рода, способствующим его продвижению. Он ведал наиболее значительными для дворцовой жизни приказами: при Грозном – Постельным, а при Борисе Федоровиче – Конюшенным. Женат он был трижды, но дети его все умерли в раннем возрасте. Один из самых богатых людей своего времени, Дмитрий Иванович вкладывал значительные средства в возведение храмов и создание драгоценной церковной утвари. Бее заказанные им произведения отличались высоким художественным качеством. Основные вотчины Годуновых находились в Костромских землях, и Годуновы были главными ктиторами костромского Ипатьевского монастыря, где находилась их родовая усыпальница. Почти все произведения шитья с именем Дмитрия Ивановича Годунова поступили в Музеи Московского Кремля из Костромы 274 . Их можно разделить на три группы. Одна из них связана с его первой женой Агриппиной (ок. 1575–1588 гг.). В произведениях годуновской светлицы этого периода преобладает шитье разноцветными шелками, что свидетельствует о живучести в ней традиций XV – начала XVI в. Градация цветных шелков в одежде на одной из плащаниц Агриппины Годуновой (кат. 38) напоминает произведения мастерской новгородского архиепископа Евфимия середины XV в. С памятниками более ранними ее сближают и некоторые иконографические черты (отсутствие жен-мироносиц и ангелов перед гробом, сосуд в руках Никодима, гроб в виде каменной глыбы среди горок). В то же время, отдельные детали – объемная трактовка лиц швом «по форме», фигура и поза Богоматери, ритм склоненных мужских фигур – заставляют вспомнить плащаницы Евфросинии Старицкой, что говорит о несомненном влиянии ее произведений на последующее развитие лицевого шитья 275 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

21. Сударь «Троица». Вклад царя Бориса Федоровича Годунова. 1598–1604 Сергиево-Посадский музей Самым же значительным произведением годуновской мастерской является индития с изображением «Предста Царица одесную Тебе», шитая по дорогому испанскому рытому бархату (ил. 22). В поздних монастырских описях она названа работой 1601 г. царевны Ксении Борисовны 186 . Выразительная композиция с величественным Христом на троне, предстоящими Царицей Небесной и Иоанном Предтечей, получившая широкое распространение в иконописи XVI и XVII вв., являлась своего рода апологией самодержавной власти 187 . И только припадающие к трону Христа и молящиеся за вкладчика Сергий и Никон Радонежские вносят личностный мотив в установившуюся иконографическую схему. Несмотря на обилие жемчуга и камней, довольно сильных оттенений в личном, несколько огрубляющих лики, здесь виден тонкий рисунок знаменщика и искусное шитье мастериц, использовавших более пятнадцати золотных швов. Это одно из лучших произведений своего времени, свидетельствующее о высоких достижениях дворцовых светлиц. 22. Деталь индитии «Предста Царица» вклада царя Бориса Федоровича Годунова. 1602. Сергиево-Посадский музей «Лихолетие» – так русские люди называли время польско-литовской интервенции начала XVII в. – нанесло огромный ущерб всем кремлевским мастерским. Они прекратили работу и были разорены, как и царская казна и церковные ризницы. По свидетельству современников, Лжедмитрий «в цареву ризницу въеся казити и губити тое великое царское сокровище от многих лет многими государи... собрано и положено... и ныне те великия сокровища, тяжкоценные камки и и всякия вещи, иже нами неведомы и незнаемы, с своими единомышленники разбирает и вещь к вещи прибирает, к тому же и серебра и бисерия велия ковчеги насыпает, и к... нашему врагу, королю и похитителю... посылает» 188 . Другой современник пишет, что Самозванец посылает «в Литву, к Сандомирскому и к жене своей великую казну: золотые и деньги, и жемчуг, и каменья, и суды серебряные, и камки, и бархаты, и всякого узорчья без числа» 189 . Как уже упоминалось, известно несколько произведений шитья, вывезенных в это время из Москвы. Со старых вещей в это время спарывались украшения не только при грабеже, но и для нужд государства. Так, по приказу царя Василия Шуйского для уплаты жалованья дворянам и детям боярским «пороли жемчуг с государева и царицына платья и со всякой рухляди» 190 . В таких условиях дворцовые светлицы вряд ли что-то создавали. Неоконченные или не переданные по назначению вещи хранились в светлице вплоть до 1616 г. 191 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Что же представляет в своей сущности традиция в церковном искусстве? С одной стороны, это то, что сформировалось с течением долго времени и представляет собой неизменный изобразительный канон. С другой стороны церковная жизнь не есть нечто застывшее и неподвижное. Все в жизни Церкви изменяется и движется в своем историческом развитии. Изменяются и традиции. Однако основой их изменения является не удаление старых форм, а постоянное созидательное преумножение на их основе новых. Появляются новые иконографические образы, новые архитектурные формы и т. д. на незыблемой основе древних традиций. В этом есть одно из принципиальных отличий церковного искусства от прочего. Сохраняя традиции, как в Византии, так и на Руси лицевым шитьем занимались преимущественно в женских монастырях и в домах богатых князей. Лицевое шитье всегда развивалось в теснейшей связи с иконописью. Шитье требовало не только больших материальных затрат на приобретение необходимых материалов, но и участия мастеров различных специальностей. Мастер иконописец (знаменьщик) наносил на ткань прорись и отдельно «расцвечивал» этот рисунок на бумаге. Иконописец «травщик» наносил причудливый растительный узор. Словописец наносил на будущее произведение «вязи» литургического и вкладного характера. Лишь после этого начинали свой кропотливый труд вышивальщицы. Работа целой мастерской над одним произведением могла занимать значительное время. Работы и процесс обучения в мастерских лицевого шитья был во многом сходен с процессом обученья иконописному делу. Возглавляли мастерские самые опытные мастерицы, чаще всего настоятельницы монастырей или княжеские жены, если мастерская (светлица) находилась при дворе князя. Самая опытная мастерица набирала учениц, которые обучались всем премудростям этого сложнейшего мастерства в процессе работы. Самым молодым поручали выполнение менее значительных работ, затем им поручалось вышивать все доличное, и только самые опытные мастерицы могли приступить к вышиванию ликов святых. Ежедневные работы начинались с молебного пения, часто с прибавлением акафиста тому святому над которым шла работа в мастерской. Мастериц кропили святой водой и только после этого они приступали к работе. В процессе работы, обычно в порядке очереди начиная со старшей мастерицы, непрестанно читалась Псалтырь, жития и поучения святых. Тем самым вся продолжительная работа над изготовлением произведения лицевого шитья сопровождалась молитвой. По окончании работ совершался благодарственный молебен.

http://pravoslavie.ru/90.html

В среднике по малиновой камке вышито изображение младенца Христа, лежащего на дискосе. Руки Младенца подняты в локтях и согнуты, ноги вытянуты. Одна рука раскрыта, другая сложена в благословении. Над Младенцем в перекрещивающихся ромбах – Святой Дух в виде голубя, а наверху в полуовале неба – Саваоф, благословляющий обеими руками. По сторонам дискоса стоят два ангела. Они держат рипиды с изображением херувима. Стоян дискоса фигурный, звездица – с розеткой на перекрестье. Вверху на фоне жемчугом низаны надписи: господь саваь, се агнець взе(м)ли грхи Между стояном и ангелами – шитая золотной нитью вкладная надпись в пять строк вязью с небольшим количеством лигатур: л(т)а, зрз=1598] (г) си(и) суда(р)//дала во хра(м) собо(р) архистра//тига по бла(г)//в(р)но(м) цр и велико(м) кнзе е(до)ре//иванови(че) всеа руси(и) самоде(р)жце г(с)дрии црц и велика кнгии александра. На каймах по голубой камке вязью с небольшим количеством лигатур жемчугом с золотной «веревочкой» шит евхаристический канон: приимте и дите//се есть тло мое//еже за вы ломимое//во ставление грехов. Надпись начинается на верхней кайме, переходит на правую, затем па левую и нижнюю. Буквы первых двух кайм направлены внутрь произведения, двух других – наружу. В углах кайм с дважды повторенными жемчужными надписями наверху – прямоличные серафимы ( сера//имъ), внизу – херувимы ( херу//вимъ). Личное шито тонким слабо крученым шелком песочного цвета «по форме» «атласным» швом с небольшими оттенениями в ликах и по ребрам. Черты ликов, контуры тела Младенца, рук ангелов и волосы шиты коричневым шелком. В небе, на фоне за голубем, на рипидах, в подкрыльях и тороках ангелов использованы серые и голубые шелковые нити. Все остальное шито прядеными серебряными и золотными нитями с малозаметной прикрепой (швы – «рядки», «городок», «ягодка», «двойная ягодка», «черенок», «перышки»), На стояне дискоса – яркие малиновые и голубые прикрепы. Все контуры и детали рисунка, именующие надписи обнизаны жемчугом с золотной «веревочкой», как и рельефный растительный узор на нимбах ангелов. Нимбы украшены мелкими изумрудами и рубинами в золотых оправах (всего четырнадцать). Подкладка из ярко-зеленой камки с крупным цветочным узором. На подкладке и левом нижнем углу черными чернилами написано: всего жемчуга га//семъ воздух соч//тено 8833 зерно. 1857. 26/IX. 47–411 гл. Наверху – три петли из толстой ткани. Сударь составляет комплект с сударем «Богоматерь Воплощение» и воздухом «Христос во гробе» (кат. 61, 63).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

В углах палицы – крылатые символы евангелистов с книгами (наверху – прямоличный ангел, по сторонам и внизу – профильные телец, орел и лев). Фоном служит палевый атлас 852 . Личное шито тонким крученым шелком песочного цвета «в раскол», «по форме» с чуть заметными оттенениями. Черты ликов отмечены темно-коричневым, белки – белым, губы – красным. Одежды шиты прядеными серебряными и золотными нитями с яркими цветными прикрепами (швы – «городок», «клетчатый городок», «ягодка», «ягодка двойная» и «в четыре клетки», «черенок»). Мандорла шита серебряными нитями простым швом, горки – сканым золотом со светло-коричневым шелком., небо – с голубым. Сканое золото с разноцветным шелком – на гробах и под ними. Фон второго ореола зашит пряденой золотной нитью простым швом, а в медальонах – узором «городок». Все контуры изображения, некоторые детали и медальоны вынизаны средним и мелким жемчугом. Двойной жемчужной линией с золотной полосой внутри обведены оба ореола и каймы с внутренней и внешней сторон. На каймах по тому же атласу, что и на среднике, пряденым серебром вязью (без лигатур) шито пасхальное песнопение: твое христе спасе//ангели поютъ на небесехъ//и насъ на земли сподоби//чистымъ сердцемъ тебе славити. Надпись начинается на верхней правой кайме, продолжается на нижней правой, затем на верхней левой и завершается на нижней левой. В верхний угол палицы вшит тонкий серебряный крючок с фигурным концом 853 . На трех других концах – низанные жемчугом ворворки с кистями из пряденых серебряных нитей. Подкладка из малинового атласа 854 . СОХРАННОСТЬ Ткань фона сильно выцвела, местами сечется, следы воска, небольшие отставания золотных нитей. ИКОНОГРАФИЯ Композиция палицы необычна. В ней совмещены три иконографические темы: «Сошествие во ад», «Сошествие Святого Духа на апостолов» и «Новозаветная Троица». Такое соединение наглядно представляет основные идеи Нового Завета, которые должны были проповедывать по всему миру апостолы – единство Божества, выступающего в трех ипостасях, и значение жертвенности Христа во спасение рода человеческого.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

На среднике по малиновому атласу в круге вышито поясное изображение Богоматери Воплощение. Младенец Христос поясной, благословляющий одной рукой и со свитком в другой. На его нимбе буквы он, на фоне: мр у, хс, шитые рельефно золотной нитью. Вокруг ореола крупные профильные херувимы и серафимы с надписями херуви(м), хоруви(мм), сераи(м) (дважды). По всему фону пряденой золотной нитью вязью с небольшим количеством лигатур шита вкладная надпись: бжиею млстию при гдре цр и великомъ кнзе борис едоровиче все руси самодоржь//це и при его блговрно(и) црц(е) и велико(и) книне мрье и при и(х) блго//родны(х) чадехъ (и) при благов//рном црвиче о(д)оре//положила в до(м) хбу бго//влениб по своеи ду//ш и по своихъ родителехъ в вчныя блгъ. В надписи имеются ошибки: « ворис» вместо « борис», « самодоржьце» вместо « самодержце», « о(д)оре» вместо « едоре», « вместо « стеанида» , что говорит о неграмотности мастерицы. Личное шито тонким крученым серовато-песочным шелком «атласным» швом, плотно, «по форме», без оттенений. Черты ликов – коричневым, губы – красным, волосы Христа – светло-коричневым. Чепец Богоматери шит сканым золотом с голубым шелком, фоны нимбов – волоченой нитью. Все остальное – прядеными серебряными и золотными нитями с двойной и тройной шелковой цветной прикрепой (швы – «ягодка», «двойная ягодка», «черенок», «перышки»). Растительный узор на нимбе Богоматери, перекрестье и монограммы на нимбе Христа, контуры и детали изображения, круг шиты рельефно, золотной нитью. На кайме, обрамленной с двух сторон золотными полосами, по синему атласу пряденой золотной нитью рельефно вязью, почти без лигатур, шит евхаристический канон: придте и дите сеи есть тло мо//е еже за вы ломимое во//ставление греховъ при//ид и пьете кровь мо еже. Песнопение начинается на верхней кайме, переходит на правую, затем – на левую и на нижнюю. На первых двух каймах буквы направлены внутрь сударя, на двух других – наружу. Как и па сударе «Богоматерь Воплощение», вышедшем из той же мастерской (кат. 49), здесь совмещены песнопения, обычно вышиваемые на двух разных сударях, покрывающих дискос и потир. Подкладка из голубой камки. На ней черными чернилами написано: 46 й ТУ 9 й СТР. 92 и пришиты две петли из зеленого штофа.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Прямоличная, в рост, фигура митрополита с руками перед грудью вышита на голубой камке. Пальцы правой руки святого сложены молитвенно (двуперстно), левой он прижимает к груди Евангелие с изображениями дробниц и камней на окладе и полосок на обрезе. На святом – саккос, омофор и клобук с херувимом на очелье. Саккос орнаментирован крестами в двойных кругах и разного типа четырехугольниками между ними. На подоле и зарукавьях – гирлянды перекрещивающихся двойных ромбов. На омофоре – кресты, полосы (источники), орнамент в виде лилий, три кружка и две полосы внизу. Личное шито крученым шелком песочного цвета «атласным» швом и «в раскол» «по форме». Черты лика шиты рельефно коричневой нитью, губы – желтой, морщины – песочной. В усах и окладистой бороде – нить песочного цвета перемешивается с вишневой. Одежды шиты пряденым серебром и золотом с малозаметными разноцветными прикрепами (швы – «клопчик», «ягодка», «двойная ягодка», «черенок», «перышки», «клетчатый городок», вольная прикрепа). Четырехугольники, кружки и ромбы на одежде и Евангелии, имитирующие дробницы и драгоценные камни, шиты разноцветными шелками; обувь – розовым крученым шелком «в прикреп» (шов – «рядки»); позём – коричневым шелком, внизу с зелеными разных оттенков полосами. Контуры фигуры и все детали прошиты крученым вишневым шелком. По сторонам головы святого на фоне прядеными золотными нитями вязью вышито: аги(с) филипъ митрополитъ. На каймах, обрамленных с двух сторон золотными полосами, по зеленой камке пряденой серебряной нитью вязью шиты кондак и тропарь святому: кондакъ гла(с)г право(с)лавию на(с)тавника и(с)тиние согласника зла тоу(с)отаго ревнител ру(с)каго (с)ветильника фили(п)па//премудраго во(с)хвалимъ в наши (с)лове(с) своихъ разумно чада (с)во пита зыкомъ оубо хваление по оу(с)ты намаже пение веща ко таинникъ бжи благодати//тропарь гла(с) и первопрестолнико(м) приемниче столпъ правослаиа истинне поборниче новы исповдче//св(т)л филипьпе дшу за хр(с)тево ра(с)пньнение те(м) же ко имы дерзновение к нему моли за цр право(с)лавнаго за гра(д) же люди почитаю(х) свтую пам(т) твою. Надпись начинается на нижней кайме, продолжается на левой, затем на верхней и правой. Буквы направлены внутрь покрова. На подкладке из красного атласа внизу золотными прядеными нитями вязью в пять строк шита вкладная надпись: л(т)а ,з.рнз.=1649] (г).июн въ л. (дн) си(и) покровъ//великаго свтител и чюдотворца фили//ппа митрополита московскаго и все покро(в) ива(н) дмитрееви(ч) колычо(в) а моли(т)веное//им ока з детми своими с ывано(м) да с ондре(м) ивановичи.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010