СОХРАННОСТЬ Шитье в личном имеет большие утраты (виден фон красного шелка), утраты шитья в доличном. Золотные нити секутся, отстают. Утрачен весь жемчуг, что отмечено в документе 1931 г. (см. примеч. 1), остался настил и две серебряные дробницы. Другие дробницы помяты, позолота потерта. На плече Богоматери остались нити от утраченного камня или дробницы. Бархат на кайме вытерся, сечется, имеет прорывы (виден белый и синий холсты), сильно выцвел. Подкладка сечется, по краям отстает, местами грубо прикреплена белыми и красными шелковыми нитями, в левом нижнем углу – заплата. Общая загрязненность. ИКОНОГРАФИЯ Иконография традиционная (см. кат. 9). Особенностью изображения являются перекрещенные пальцы правой руки Богоматери. АТРИБУЦИЯ Художественные и технологические признаки (тонкий рисунок ликов и рук, отсутствие в них оттенений, небольшой набор золотных швов, использование шелкового шитья в одеждах) дают возможность датировать пелену не позднее середины XVI в. Узор же на каймах встречается на нескольких пеленах, поступивших из Суздаля 481 , что может подтвердить их суздальское происхождение. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 17, 18975; Георгиевский б/г. С. 4. 26. ПЕЛЕНА БОГОМАТЕРЬ ЗНАМЕНИЕ Суздаль, мастерская Покровского монастыря (?), середина XVI в. Атлас (XVI в., Восток), тафта (XVI в., Западная Европа), хлопчатобумажная ткань (XVI в., Восток), шелковые, льняные, серебряные и золотные пряденые и сканые нити, серебро; ткачество, шитье, тиснение. 37х33 Происходит из суздальского Покровского монастыря. Поступила из Владимирского музея в 1931 г. 482 Инв. ТК-2559 Кат. 26 На среднике подвесной пелены к небольшой моленной иконе по малиновому атласу вышито изображение поясной Богоматери Знамение. На ее груди в круге – поясное изображение Младенца, одна рука которого – в молитвенном жесте, другая держит свернутый свиток. На нимбе Младенца буквы – он, на фоне – мр у, хс. Личное шито тонким некрученым шелком песочного цвета «в раскол» «по форме», что создает чуть заметные оттенения.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

СОХРАННОСТЬ При срезе изображения покров утратил не только древний фон и подкладку, но и именующую надпись и кайму с песнопением. Золотное шитье сечется, потерто. Общая загрязненность. ИКОНОГРАФИЯ Святой определяется по иконографическим признакам (округлая небольшая борода, клобук и тому подобное, см. кат. 14). Особенностью иконографии является изображение херувима на палице и сильно расширяющийся книзу саккос. АТРИБУЦИЯ Основанием для атрибуции является идентичность художественных и технологических признаков с группой произведений, на которых имеются даты и имя хозяйки мастерской 902 . ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 13, 12213; Маясова 1996. С. 394, примеч. 26. 155. ПОКРОВ НАДГРОБНЫЙ МИТРОПОЛИТ ИОНА Москва, мастерская Акулины Петровны Бутурлиной, конец XVII – начало XVIII в. Камка (конец XVII в., Китай?), крашенина (XIX в., Россия), шелковые, серебряные и золотные пряденые и сканые нити; ткачество, шитье. 173,5х91 Происходит из Успенского собора Московского Кремля. Поступил в 1919 г. 903 Инв. ТК-2994 Кат. Прямоличное, в рост, изображение митрополита вышито по зеленовато-голубой камке с узором гирлянд из хризантем и листьев. В левой руке святого – закрытое Евангелие с четырехугольным фигурным крестом и угольниками; правая рука с именословным благословением прижата к груди. На митрополите – саккос с омофором и палицей с четырехугольными фигурными крестами на них; на голове – архиерейская шапка с киотчатыми дробницами. На груди изображена овальная панагия с крестом. Личное шито топким крученым песочного цвета шелком «атласным» швом; морщины и абрис шиты «по форме» тем же шелком. Черты и контуры лика и глаза – коричневые, белки глаз – белые. Волосы и окладистая борода шиты тонким некрученым шелком песочного цвета. Обувь – сканым золотом с вишневым шелком. Все остальное – прядеными серебряными и золотными нитями (швы – «клопчик», «ягодка», «ягодка с одним стежком», «ягодка двойная», «денежка с ягодкой в четыре клетки», «разводная клетка»). По контурам и деталям рисунка проложен золотный шнур. На фоне по сторонам головы святого золотом шита надпись вязью: аги(с) митрополитъ. На каймах, обрамленных золотными полосами, по коричневой камке тонкими буквами вязью вышит тропарь святому (гл. 4): т юности свое весь самъ себе г(с)дви возложивъ в молитвахъ трудхъ постхъ образъ бывъ добродтели тону//дуже вид бгъ твое блгое произволение архиере т//и пастыр цркви своеи оустроет тм же и по честное тло твое цло и нетлнно соблюде//с ионо свтлю моли хр(с)та бга да спасе(т) дши нша 904 . Ткань кайм заходит на средник. Надпись начинается вверху на левой кайме, переходит на нижнюю, затем на правую и верхнюю. Буквы на всех каймах направлены наружу. Подкладка из светло-коричневой крашенины. На ней наверху – три металлических кольца.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

СОХРАННОСТЬ И РЕСТАВРАЦИЯ Изображение вырезано по контуру и перешито на новую ткань. Добавлены каймы. Утраты шитья на одежде Богоматери (виден древний фон песочного цвета). Под надписями и на каймах с жемчужным орнаментом ткани секутся, имеют прорывы, под которыми видна коричневая крашенина. Утрачен весь жемчуг на изображении, надписях и частично на каймах. Утрачены две серебряные плашки и заменены на плоские пластинки, другие помяты. На среднике ткань обветшала, золотные нити отстают. Ткань на левой кайме ветхая (видна синяя крашенина). Имеет прорывы и другая золотная ткань на каймах, а также подкладка по углам. «Крайнее обветшание» пелены отмечено уже в акте ее приема в Оружейную палату (см. примеч. 1). ИКОНОГРАФИЯ Название «Одигитрия» (по-гречески «Путеводительница») предание связывает с константинопольским монастырем Одигон. «Богоматерь Одигитрия» была самой чтимой иконой Константинополя, его палладиумом. Особенное распространение на Руси эта иконография получила в конце в. Разные ее варианты имеют наименования по месту их особого почитания – «Смоленская», «Тихвинская» и другие 396 . В шитье этот образ был не менее популярен, чем в иконописи. Изображение его встречается как в шитых иконах и подвесных пеленах, так и в многофигурных композициях. Например, на пелене, вышитой в 1498 г. в мастерской невестки Ивана III Елены Волошанки с изображением церковной процессии с иконой «Богоматерь Одигитрия», видимо, древней греческой иконой кремлевского Вознесенского монастыря, поновленной Дионисием в 1482 г. после пожара 397 . АТРИБУЦИЯ Несоответствие маленького изображения Богоматери значительным размерам средника и всего произведения, а также разновременность тканей дают основание считать, что здесь соединены два разных произведения – небольшая пелена «Богоматерь Одигитрия» конца XV в. и большая пелена или покров на престол с орнаментальной каймой середины XVI в. По Описи монастыря 1597 г. эта пелена висела у местного образа Одигитрии. В XVII в. к пелене добавили боковые каймы из разных кусков золотногоузорного атласа. Ткань с крестами относится к интересным образцам ткачества, выполняемым в Турции специально для христианского населения и на вывоз. Основанием для атрибуции шитого изображения, кроме признаков художественного стиля, являются такие технологические особенности, как шитье личного без подчеркивания форм, преобладание шелковых нитей, а также надпись, эпиграфические признаки которой встречаются в иконах круга Дионисия 398 . Орнамент на каймах характерен для ряда пелен середины – второй половины XVI в., происходящих, как и описываемая пелена, из Суздаля 399 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Композиция заключена в восьмилепестковое клеймо, низанное жемчугом. От него в разные стороны расходятся жемчужные завитки со стилизованными цветами и листьями нескольких видов, шитых трунцалом, жемчугом, сверлеными изумрудами и стеклами. Средник заключен в жемчужную рамку. Вокруг пришиты каймы из черного атласа с низанной жемчугом гирляндой цветов, листьев и кустов такого же типа, что и на среднике, образуемых плетенками, квадратиками, треугольничками и силуэтным рисунком, но без камней. Каймы также обрамлены жемчужной обнизью, которую, как и везде, сопровождает золотная «веревочка». Подкладка из темно-зеленого штофа. Сударь составляет комплект с воздухом (кат. 170) и сударем с изображением Распятия (кат. 172). СОХРАННОСТЬ Фон средника выцвел, атлас на каймах сечется, небольшие прорывы и утраты жемчуга. Подкладка поздняя. АТРИБУЦИЯ См. кат. 170. ИСТОЧНИКИ Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 15, 16425. 172. СУДАРЬ РАСПЯТИЕ Москва, Царицына мастерская палата (?), украинские мастера (?), конец XVII в. Репс и атлас (конец XVII в., Западная Европа), штоф (XIX в., Россия), шелковые, серебряные и золотные пряденые нити, трунцал, жемчуг, изумруды, стекла; ткачество, шитье, низание. 47,5х48,5 Происходит из московского Богоявленского монастыря. Поступил в музей в 1922 г. 949 Инв. ТК-2576 Кат. Аналогичен сударю кат. 171, с которым составляет комплект, при некоторых отличиях в деталях (например, фигура верхнего левого ангела изображена почти прямолично, ниже пояса). СОХРАННОСТЬ Фон средника выгорел, атлас кайм сечется, имеет прорывы, утрачены три изумруда и незначительное количество жемчуга. АТРИБУЦИЯ См. кат. 170. ИСТОЧНИКИ Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 15, 16426. 173. ПОКРОВ НАДГРОБНЫЙ ЦАРЕВИЧ ДИМИТРИЙ УГЛИЧСКИЙ Россия, первая треть XVIII в. Бархат и тафта (конец XVII в., иностранное производство), шелковые, серебряные и золотные пряденые и сканые нити, жемчуг, изумруды, серебряная бахрома; ткачество, шитье, низание. 168,5х100 Происходит из Архангельского собора Московского Кремля.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

АТРИБУЦИЯ Гонкий рисунок удлиненных фигур, одежды с проработанными складками, изящный очерк рук, лик Марии с большими глазами, тщательность самого шитья почти без оттенений в личном, скромный набор золотных швов дают основание не выводить изображение за пределы конца XVI – начала XVI I в. ИСТОЧНИКИ Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 14, 15526. 75. ПЕЛЕНА БОГОМАТЕРЬ ТОЛГСКАЯ Москва(?), конец XVI – начало XVII в. Атлас (XVI п., Италия), холст (XVI в., Россия), шелковые, серебряные и золотные пряденые нити; ткачество, шитье 38х29 Находилась в коллекции П.И. Харитоненко. Поступила через Госфонд в 1927 г. 624 Инв. ТК-2692 Кат. 75 На среднике подвесной пелены к иконе по малиновому атласу вышито поясное изображение Богоматери Толгской. Младенец, обхватив ручкой шею Марии, прижимается к ее щеке. Личное шито зеленовато-серым крученым шелком «атласным» швом «по форме». Черты ликов, контуры и детали рисунка, волосы Младенца обведены темно-коричневой нитью. Одежды и нимбы шиты золотной пряденой нитью с цветными прикрепами (швы – «ягодка», «двойная ягодка», «ягодка в четыре клетки», «перышки»). Контуры нимбов, перекрестье на нимбе Христа, звезды на очелье и плече Богоматери прошиты золотной нитью. По сторонам нимбов на фоне золотной нитью шиты монограммы мр у и хс, на нимбе Христа – он. Нимб Богоматери заходит на верхнюю кайму. На каймах, обрамленных с двух сторон шитыми «по веревочке» золотыми полосами по тому же малиновому атласу, что и на среднике, пряденым серебром вязью с наличием узорных букв шит тропарь: заступнице христиномъ непостыдна ходатаице ко творцу непре//ложьна не презри гршных молени гласы но пре//двари ко благии помощь нашу врно вопиющих ти ускори//на млтву и потщис на умоление заступающи присно бце чтущихъ т. Надпись начинается на верхней кайме, переходит на правую, затем на левую и нижнюю. Буквы на двух первых каймах направлены внутрь произведения, на двух других – наружу. Подкладка у пелены отсутствует. На оборотной стороне произведения обнажен подложенный под малиновый атлас фона белый холст, на котором видно шитье цветными шелковыми некручеными и кручеными нитями.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

По бокам головы – по одной такой же звезде и пять – на скосе. СОХРАННОСТЬ И РЕСТАВРАЦИЯ Имеются утраты шитья в лике, бороде и волосах (виден первоначальный синий фон). Вторичный фон (алая тафта) также сохранился фрагментарно. В Описи Оружейной палаты 1687 г. отмечено, что изображение «вшито в алую тафту, поизмарано и поизбилось»; в описях вв. оно значится как «ветхое» и в 1861 г. «для предохранения от дальнейшего разрушения знамя наклеено на тюль» 757 . В 1975–1976 гг. реставратором Музеев Московского Кремля Н.П. Ярмолович лицевая сторона знамени с фрагментами древнего фона была заключена в двойной тонированный газ. ИКОНОГРАФИЯ Изображение Спаса Нерукотворного 758 на русских знаменах традиционно и известно в нескольких иконографических вариантах 759 . В шитье Спас Нерукотворный изображается не только на знаменах и хоругвях, но и на каймах пелен в центре Деисусной композиции, где он заменяет Спаса Вседержителя. Самое раннее известное нам изображение Спаса Нерукотворного в русском шитье – воздух 1389 г. с подписью вкладчицы великой княгини Марии Александровны, жены Симеона Гордого, где этот образ представлен в центре полнофигурного Деисуса 760 . АТРИБУЦИЯ Основанием для атрибуции служит исследование Л. Яковлева «Русские старинные знамена», где он ссылается на описи Оружейной палаты вв. и утверждает, что именно это знамя было «построено в Шатерном Приказе» в мае 1653 г. «по приказу боярина Бориса Ивановича Морозова по образу знамени, которое снес сверху Казенного Приказа дьяк Григорий Понкратьев; знамя то было тафтяное лазоревое, на нем шит «Спасов образ да херувими»... Оно сопровождало Государя в его Государских походах под Смоленск, под Вильно и под Ригу. По возвращении в Москву, знамя это бывало в строю перед Государем во время его Государских походов, для смотра ратных людей его государева полка, как о том значится в Описи 1664 года». В Шатерной казне над знаменем работали и знаменщики, и словописцы, и шатерные мастера, кроившие полотнище и укреплявшие его на древке, и мастерицы, вышивавшие шелками лик Спаса.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Москва, конец XVII – начало XVIII в. Атлас (XVII в., иностранное производство), золотный атлас (XVII в., Иран), штоф (XVII в., Франция), шелковые, пряденые и сканые серебряные и золотные нити, трунцал, жемчуг, рубины, сапфиры, изумруды, альмандины, золото, хрусталь; ткачество, шитье, низание, эмаль. 201х90,5 Происходит из Чудова монастыря Московского Кремля. Поступил в 1919 г. 886 Инв. ТК-2183 Кат. Прямоличная, в рост, фигура митрополита шита по светло-зеленому атласу. Обе руки его у груди: одна рука держит Евангелие, пальцы другой сложены именословно. На святом – крестчатый саккос, омофор с кистями, палица с четырехконечным крестом на ней и клобук с херувимом на очелье. На окладе Евангелия изображено Распятие с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом на среднике и в угольниках – поясные прямоличные евангелисты с книгами в руках. Личное шито тонким крученым шелком песочного цвета «атласным» швом «по форме»; усы, борода и оттенения вокруг глаз – более толстым крученым шелком того же цвета. Светло-коричневой линией очерчено вокруг глаз, шитых тем же тоном с белыми белками. Черты ликов митрополита и Христа (на Евангелии) прошиты черным шелком. Одежды и Евангелие шиты прядеными серебряными и золотными нитями с малозаметными тонкими прикрепами (швы – «простой», «рядки», «городок», «ягодка», «клопчик»). Сверху вниз по саккосу идут три орнаментальные полосы: на одной – узоры овалов, на двух других – извивающиеся гирлянды с завитками. На зарукавьях и подольнике саккоса – широкие каймы с рельефным узором толстых извивающихся стеблей с трилистниками. На подольнике среди этого узора – цветочный штамб с крестом, а на краях – круги с отростками и розетками в центре. В отдельных деталях одежды – рельефное шитье и сканые с цветным шелком серебряные и золотные нити (у евангелистов). Обувь шита темно-коричневым шелком с серебряной окантовкой. Контуры изображения обведены серебряным трунцалом. В обводке деталей рисунка – трунцал, коричневые нити, перевитые с золотными, или черный шелк.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Вокруг нимба – шитая серебром полоса. Украшающие одежду ромбики и круги зашиты зеленой и желтой синелью. По сторонам нимба Димитрия на фоне – две полосы малиновой камки с шитой пряденым серебром надписью вязью: црвич кнз димит(р)и(и) углецкии московски(и) новы(и) чюдотворецъ. Подкладка из холста. На ней в левом нижнем углу черными чернилами написано: 49–12 л. – 93//НА СЕМЬ ПОКРОВЪ ВЪ ОЖЕРЕЛЬЕ СОЧТЕНО ВСЕГО ЖЕМЧУГА//135 ЗЕРЕНЪ 1857 СОХРАННОСТЬ И РЕСТАВРАЦИЯ Покров переложен на новый фон, кайма отсутствует, синель и подкладка позднейшие (до 1857 г.). Утраты шитья в личном (на руке), потертость, загрязнения, местами сечется золотное шитье, надпись на выцветшей камке также сечется. Новый фон (из кусков) имеет прорывы, загрязнен; прорывы на подкладке. ИКОНОГРАФИЯ Первые иконные изображения царевича Димитрия 640 появились уже в 1606–1610 гг. 641 Данный покров является самым ранним из пяти сохранившихся (см. кат. 106, 122,173; инв. ТК-2985 642 ). Обычно царевич изображался в шубе, с ожерельем и короной на голове. Популярны его изображения в XVII в. и в шитье, особенно в произведениях, связанных с «именитым человеком» Дмитрием Андреевичем Строгановым. И в житийных живописных иконах, и в шитых пеленах царевич Димитрий изображался как в молитвенном предстоянии, так и в сценах его «убиения» 643 . На нагробных покровах царевич изображался только в рост, прямолично, как и другие святые. В его иконографии менялись только положение рук и некоторые детали одежды, в основном форма головного убора. АТРИБУЦИЯ Основанием для атрибуции служат художественные и технологические признаки, общая характеристика образа, тщательность исполнения. Считаем возможным идентифицировать его с покровом, упоминаемым в царицыных «Светличных делах», где отмечено, что 12 сентября 1626 г. знаменщик Иван Володимеров знаменил «белилами покров царевича Димитрия Углицкого», а несколько ранее, 5 марта 1625 г., знаменщик «Андрюша Моисеев знаменил около покрова царевича Димитрия тропарь да кондак» 644 . Применение красно-коричневого шелка в волосах и глазах царевича на покрове напоминает некоторые произведения мастерских Строгановых 645 , что не исключает возможность привлечения к его выполнению в это трудное время для кремлевских мастерских строгановских вышивальщиц.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Русскому церковному шитью XVII-XXI веков посвящена выставка в Музее истории религии октября 2014 В Государственном музее истории религии 23 октября открылся уникальный выставочный проект " Нить молитвы сквозь века " , представляющий более сорока предметов русского церковного шитья с XVII по XXI век: священнические облачения, церковную утварь, иконы, оклады. Большинство из них экспонируется впервые.   Из 7000 единиц хранения фонда " Ткани " Музея истории религии для выставки были отобраны лучшие образцы золотного шитья.  Экспозиция состоит из двух разделов: в первом памятники XVII столетия соседствуют с произведениями эпохи модерна и работами современных мастеров церковного шитья, во втором собраны образцы русского шитья XVIII-XIX вв. " На выставке есть вновь поступившие два комплекта облачений, они попали в музей путем закупки. Это современные облачения, они созданы несколько лет назад, но исполнены с уважительным поклоном к древности, - рассказывает Татьяна Шубина, хранитель фонда " Ткани " , заведующая отделом хранения драгметаллов и тканей ГМИР куратор выставки. - Эти облачения выполнены полностью вручную, и мы не случайно поместили их рядом со старинными образцами шитья: потому что есть перекличка, творческое использование, а не рабское копирование. Это две разные мастерские, " Покров " и " Убрус " ; каждая имеет свое лицо, но обе следуют канонам, продолжают художественные традиции Древней Руси " . Татьяна Георгиевна рассказала, что традиция лицевого шитья была в петровскую эпоху утрачена, лики на вышитых облачениях стали делать живописными. Сейчас, напротив, лицевое шитье возродилось, и живописных ликов на облачениях и плащаницах уже не встретишь. " Настоящие мастерицы возрождают не только шитье, но и ручное крашение. Создаются тонкие градации цвета, мастерицы ищут шелк, который хорошо окрашивается. Здесь очень серьезный научный подход. Мастерицы изучают шитье Востока и Запада, различные приемы. Диффузия техник - обычная вещь, технические приемы кочуют из страны в страну, из народа в народ " . 

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Все фоны средника и кайм зашиты пряденой золотной нитью с желтой прикрепой (шов – «двойная ягодка»). Контуры рисунка и детали в среднике и на каймах обнизаны мелким жемчугом. Жемчугом шиты звезды на очелье и плече Богоматери, монограмма на нимбе Младенца, узор вьюнка на нимбе Богоматери, надписи на каймах, киотчатые клейма и полосы, обрамляющие средник и каймы. Среди жемчужного узора на нимбе Богоматери – три изумруда в гладких золотых оправах. По сторонам нимбов пришиты три серебряные позолоченные крестовидные дробницы с резным с чернью растительным орнаментом и надписями: мр у, хс. По боковым сторонам пелены пришита восточная золотая тканая тесьма (шириной 5 см) с золотым геометрическим узором по вишневому фону. Подкладка из малиновой камки. Наверху подкладки пришито десять петель из цветного шнура. СОХРАННОСТЬ Лики несколько деформировались, потер гость и перегибы золотных нитей, особенно на фоне. Небольшие утраты жемчуга. Подкладка местами грубо прошита, загрязнена. ИКОНОГРАФИЯ 709 Образ Богоматери с Младенцем в среднике и шитые изображения двунадесятых праздников на каймах восходят к двум иконам Успенского собора Московского Кремля: чудотворной «Богоматери Владимирской» (начало XII в., Византия), поновленной в 1514 г. 710 , в золотом «фотиевском» окладе с праздниками (первая четверть XV в., греческие мастера в Москве) 711 , и иконе-списку начала XVI в. с праздниками и святыми на полях 712 . Сплошное золото е шитье пелены имитирует золотой оклад чудотворного образа. Однако иконографические и композиционные особенности большинства изображений праздников (а также их расположение на клеймах пелены 713 ) восходят к иконе начала XVI в. Согласно Описи 1701 г. 714 пелена предназначалась для древней чудотворной иконы. Однако не исключено, что изначально она была создана для иконы-списка начала XVI в. и выносилась в малый крестный ход 715 . АТРИБУЦИЯ Основанием для датировки пелены является запись в делах Царицыной мастерской палаты от 26 июля 1639 г.: «Иконники Марк Матвеев да Третьяк Гаврилов знаменили (14 дней) образ Бцы Владимирские, а около образа Дванадесятые праздники, по бумаге знаменовали и красками цветили и по тафте знаменовали» 716 . Для шитья пелены было нужно не менее одного-двух лет. Вероятно, ее вышивали две-три мастерицы. ВЫСТАВКИ 1985–1986 Белград – Скопле, 57. ИСТОЧНИКИ Описи Успенского собора XVII в. Стб. 758; Опись Успенского собора 1853, л. 175; Забелин 1901. С. 725; Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 13, 12223; Музеи Кремля 1969. Табл. 122; Маясова 1985. С. 207–208, ил. 67. 95. ПЕЛЕНА УСПЕНИЕ БОГОМАТЕРИ Москва, мастерская царицы Евдокии Лукьяновны, знаменщики Марк Матвеев и Сидор Осипов, 1640–1642. Шелк (XVII в., Италия), бархат (XVII в., Турция), шелковые, серебряные и золотные пряденые и сканые нити, жемчуг; ткачество, шитье, низание.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010