1. СУДАРИ (два) СПАС ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ; БОГОМАТЕРЬ ВОПЛОЩЕНИЕ; АПОСТОЛЫ И ЕВАНГЕЛИСТЫ Новгород (?), XIII в. (?) Тафта (XIII и XVII вв., иностранное производство), холст (XIII в., Русь), шелковые, льняные, серебряные и золотные пряденые нити; ткачество, шитье. 69х67,5 каждый. Приобретены у С.П. Тюлина в 1925 г. 310 Инв. ТК-2558 Кат. 1. Спас Вседержитель, апостолы Первоначально изображения были шиты по малиновой тафте (видна в местах утрат шитья), в настоящее время фоном служит тафта песочного цвета. На одном сударе в круглом ореоле изображен поясной Спас Вседержитель. Обе руки его у груди; правая – обращена ладонью к зрителю, левая держит свернутый свиток. По сторонам нимба монограмма хс, шитая золотной нитью узорной вязью. По сторонам ореола – три прямоличных херувима (четвертый утрачен). В углах, в ореолах, – три прямоличных погрудных апостола. На другом сударе в ореоле – поясное изображение Богоматери в типе «Воплощение». Младенец оплечный, с благословляющей рукой (другая не видна). По сторонам ореола – четыре прямоличных херувима. В углах – четыре медальона с погрудными прямоличными евангелистами с книгами в руках. Личное шито некрученым песочного цвета шелком, крупными стежками «в раскол», в одном направлении, без оттенений; черты ликов и волосы – коричневым шелком. Одежды, нимбы, крылья серафимов, ореолы шиты пряденой золотной нитью с незаметной прикрепой (швы – «клопчик» и «городок»). По контурам и деталям рисунка – остатки настила из белых льняных нитей под жемчужное низание. Под тафтой фона виден древний крупнозернистый холст. СОХРАННОСТЬ И РЕСТАВРАЦИЯ Произведения подвергались переделке, вероятно, в вв.: шитье было вырезано по контурам с обветшавшего фона и переложено на новый. При этом малые медальоны поменяли место и расположение. Утрачены каймы и надписи, один апостол, один херувим на стороне со Спасом и весь жемчуг. Большие утраты шитья в личном и в складках одежд, золотное шитье потерто. Ткани поновленного фона в руинированном состоянии, имеются прорывы, загрязнения.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Дл. 17, в. 14,5 Приобретена у М. М. Успенского в 1986 г. 727 Инв. ТК-3267 Кат. Донышко камилавки Кат. Тулья камилавки Имеет форму шапочки из фиолетового атласа. На плоском донышке в круге вышито Рождество Богоматери: на фоне двух архитектурных сооружений с перекинутым между ними велумом слева изображена Анна на ложе, перед столом с чашей. К ней подходят две женщины с опахалом и кубком. В нише правого сооружения виден сидящий с поднятыми перед грудью и обращенными к зрителю ладонями Иоаким. Ниже, в проеме другого сооружения, сидит служанка с Марией на коленях, пробуя рукой воду в купели. Личное шито песочным шелком «в раскол», волосы – темно-песочным, черты и контуры личного – коричневым. Одежды – прядеными золото-серебряными нитями с красной, зеленой, голубой и желтой прикрепами (швы – «городок», «клетчатый городок», «ягодка», «двойная ягодка», «денежка в четыре клетки», «черенок»), архитектура – скаными серебряными и золотными нитями с цветными шелками. Контуры рисунка, его детали и весь круг с изображением обведены золотным шнуром. На тулье золотной нитью вышиты один прямоличный и два профильные херувим и серафим с рельефными надписями – сера//ими, (дважды). В золотном шитье крыльев – шов «перышки», в нимбах – «черенок». Между ними – шитые золотом кружки. Все, как и на донышке, обведено рельефным шнуром. По опушке проложена шитая золотом с желтой прикрепой полоса (шов – «ягодка»), обрамленная шнуром. С внутренней стороны шапки под шитьем видна голубая крашенина. СОХРАННОСТЬ И РЕСТАВРАЦИЯ Ткань на тулове ветхая, сильно сечется. Камилавка в 1987–1988 гг. прошла реставрацию в мастерской музея (реставратор Л. А. Барбинова). Она была очищена от грязи, восстановлена ее форма, укреплено шитье и ткань. ИКОНОГРАФИЯ Редчайший пример шитых лицевых композиций на камилавке 728 . АТРИБУЦИЯ Развитое золотное шитье, оконтуривание рисунка золотным шнуром указывают на XVII в. Отсутствие признаков «школы», неумелый, грубоватый рисунок не дают оснований для точного определения даты произведения и художественного центра. Вероятно, камилавка выполнена в провинциальной мастерской в первой половине XVII в. и была дана как награда представителю белого духовенства (см. Предметный указатель), поскольку она фиолетового цвета.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

СОХРАННОСТЬ Возможно, утрачены древние каймы с надписью. Золотное шитье местами сечется. Ткани выцвели, помяты, секутся, имеют прорывы. Сильно загрязнена и отстает объярь на плате. На подкладке большой прорыв в середине и мелкие загрязнения сбоку. ИКОНОГРАФИЯ В отличие от распространенной на воздухах конца в. иконографии, Христос изображен не с вытянутыми руками, а со сложенными на груди, у летящих ангелов не две рипиды, а одна, головка херувима изображена с густыми волосами и необычным рисунком крыльев. АТРИБУЦИЯ Характер тканей, применение аппликаций, рыхлое золотное шитье, полное отсутствие оттенений в личном дают возможность предположительно относить произведение к мастерской Акулины Петровны Бутурлиной 921 . Об исполнении воздуха не ранее конца XVII в. говорят не только техника, но и некоторые детали рисунка, например, пышные волосы на голове херувима, длинные перья на концах крыльев у ангелов и херувима. ИСТОЧНИКИ Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 13, 13151. 160. ВОЗДУХ ХРИСТОС ВО ГРОБЕ Москва, мастерская Акулины Петровны Бутурлиной, начало XVIII в. Атлас (XVII в., Западная Европа), камка (XVII в., Китай), шелковые, серебряные и золотные пряденые и сканые нити, жемчуг; ткачество, шитье, аппликация. 67х82,5 Происходит из Соловецкого монастыря. Поступил в 1923 г. 922 Инв. ТК-2744 Кат. На среднике на фоне малинового атласа изображен лежащий во гробе Христос. Глаза его открыты, руки скрещены на чреслах, конец препоясания развевается. Перед гробом – сосуд для мирры, над гробом – херувим и два летящих ангела. У каждого ангела по две рипиды с ликами серафимов. В перекрестье нимба Христа монограмма ошн. На фоне – надписи пряденым золотом: хс, херувимъ, аггли г(с)дни. Личное исполнено аппликацией атласом песочного цвета. Черты ликов, волосы, контуры фигур и детали шиты темно-коричневым, почти черным, шелком. В глазах ангелов и на губах – белый шелк. На теле Христа ребра отмечены стежками песочного шелка. Препоясание Христа также выполнено аппликацией. Гроб шит скаными серебряными и золотными нитями с серым, светло-коричневым и желтым шелком, по краям со сдвоенными золотными скаными нитями.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

СОХРАННОСТЬ И РЕСТАВРАЦИЯ Шитье в лике, справа на усах, бороде и руках имеет большие утраты, золотное шитье потерто. Покров реставрирован в ГЦРМ в 1922 г. (удалена часть подкладки, в местах прорывов подведена полоса тонированного миткаля, на который закреплены прорывы, и вновь поставлена подкладка). Ткани секутся, имеют прорывы и штопки, загрязнены, сильно выцвели (на среднике до желтого цвета). В реставрационных документах отмечено: «Ткань утратила свой первоначальный голубой цвет» 905 . ИКОНОГРАФИЯ Иконография образа традиционная. Редкими особенностями являются изображение на груди святителя панагии, а также убора шапки с дробницами 906 . АТРИБУЦИЯ Основанием для атрибуции является идентичность художественных, технологических и палеографических признаков с другими произведениями мастерской Акулины Петровны Бутурлиной 907 . ВЫСТАВКИ 1964–1965 Ленинград. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 13, 12212; Маясова 1985. С. 211; Маясова 1996. С. 394, примеч. 27. 156. ПОКРОВ НАДГРОБНЫЙ МИТРОПОЛИТ ФИЛИПП Москва, мастерская Акулины Петровны Бутурлиной, конец XVII – начало XVIII в. Камка (XVII в., Италия), крашенина (XIX в., Россия), шелковые, серебряные и золотные пряденые и сканые нити; ткачество, шитье. 174x91 Происходит из Успенского собора Московского Кремля. Поступил в 1919 г. 908 Инв. ТК-2996 Кат. Митрополит изображен на фоне голубой камки в рост, прямолично, с закрытым Евангелием в левой руке и с прижатой к груди именословно благословляющей правой. Он облачен в саккос с омофором и палицей, на голове – святительская шапка. Личное шито тонким крученым шелком песочного цвета атласным швом «по форме». Борода и волосы – некрученым шелком того же цвета «в раскол», радужки глаз – коричневым; контуры и черты лица – темно-коричневым; обувь – сканым золотом с коричневым шелком; одежды, Евангелие и нимб – прядеными золотными и серебряными нитями с малозаметными серыми, зелеными и желтыми прикрепами (швы – «клетчатый городок», «черенок», «ягодка», «ягодка двойная», «разводная клетка»).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Фон между буквами зашит палевым (выцветшим красным?) шелком. С четырех сторон от круга отходит сияние, шитое голубым шелком и окруженное двойным золотым жгутиком. Под сиянием видна синяя хлопчатобумажная ткань. Весь фон внутри круга по сторонам изображения покрыт позолоченной фольгой. На ней искусственным жемчугом вынизана надпись: мти стла пречиста свтла…пснею чтуще т поемъ и величаемъ и пришиты две крупные запоны с разноцветными стеклами в медных кастах, окруженных искусственным жемчугом. Три такие же запоны поменьше на челе и плечах Богоматери и восемь – в круге между словами надписи. На нимбе Богоматери – три крупных стекла в кастах, вокруг – восемь более мелких. Средние и мелкие цветные стекла – на нимбе Христа, одеждах, на фоне (частично обнизанные искусственным жемчугом), а также среди узора такой же «жемчужной» сетки по углам средника. Обнизь искусственным жемчугом окружает и контуры фигуры Богоматери, а также с двух сторон (кроме низа) круг с надписью. На каймах по малиновому шелку проложен настил под жемчуг из двух спаренных белых нитей, образующих узор в виде растительных побегов, по-видимому, прежде включавших металлические дробнички. Ткань с шитье натянута на доску (справа к ней добавлена планка) так, что каймы с орнаментом завернуты на боковые стороны доски и прибиты гвоздями. На обороте доски – круглая бумажная наклейка с надписью частью карандашом, частью печатная, частью чернилами: шитый ОБРАЗ ЗНАМЕНИЯ, описи ЧАСТЬ II, ОБЩ. 4476; ЧАСТ. 3996. СОХРАННОСТЬ Произведение подвергалось значительным переделкам. Первоначальны, по-видимому, только само изображение и орнамент на каймах. Надпись же, канитель, бить, стекла, искусственный жемчуг, фольга внесены при переделке пелены в икону в XVIII в. (?). Шитье сильно загрязнено, возможно, было записано краской. Серебряные нити потерты, утрачен весь жемчуг по каймам и частично в обнизи, есть утраты стекол, ткани выцвели, загрязнены. ИКОНОГРАФИЯ 485 В лицевом шитье (на пеленах и сударях) Богоматерь с Младенцем на груди изображается в двух иконографических вариантах, один из которых, известный по чудотворной новгородской иконе XII в., принято называть «Знамение», а другой, представленный на иконе начала XIII в.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Шитые покровы и пелены обычно имеют средник с основным изображением (евангельских или библейских сюжетов, святых, житийных сцен) и каймы с подобными же изображениями или орнаментальными узорами, но чаще всего с литургическими и вкладными надписями. Дошедшие до нас произведения выполнены в основном по дорогим привозным тканям (камкам, тафтам, атласам и бархатам) привозными же шелковыми, серебряными и золотными (позолоченными) нитями (ил. 1). Личное обычно вышивали тонким некрученым и крученым шелком разных оттенков песочного цвета гладьевыми швами, «атласными» и «в раскол» (ил. 2). Одежду и все остальное – шелком же или серебряными и золотными прядеными, скаными и волочеными нитями, иногда «на проем», но обычно «в прикреп», когда золотные нити укладывались на ткань параллельными рядами и пришивались шелковыми нитями («прикрепами»), создающими разнообразные швы или узоры. Иногда под золотную нить подкладывали толстую льняную или хлопчатобумажную для придания рельефности (шитье «по веревочке» и «по карте»). Нередко шитое произведение украшали драгоценными камнями, металлическими дробницами и жемчугом, который обычно нанизывался на шелковую нить, прикрепляемую между жемчужинами шелковинкой же к двум уложенным параллельно толстым льняным или хлопчатобумажным нитям. Для прочности под шитье, выполненное по шелковой ткани, клали холст или крашенину (окрашенный холст), а затем пришивали подкладку, часто из такой же дорогой материи, как и фон иод вышивкой 3 . Ткани привозили как с Востока (Ки тай, Иран, Турция), так и с Запада (Италия, Испания). Особенно часто в лицевом шитье встречаются восточная шелковая тафта и итальянская камка самых разных расцветок, причем при упоминаниях тканей в документах тонко различались оттенки цвета. Например, для красного – червчатый, малиновый, жаркий, маковый, вишневый, алый, брусничный, кирпичный, мясной; для желтого – желтый, песочный, лимонный и другие. Лишь с XVII в. в России пытались наладить свое производство шелков и бархатов. В 1620-х гг. дважды эти попытки кончались неудачей, и только в 1630–1631 гг. на берегу Москвы-реки за Кремлем между Тайницкой и Водовзводной башнями под руководством Ефима Финбранта начал работать Бархатный двор. В 1633 г. здесь было 36 русских учеников во главе с Захаром Аристовым. Когда прекратилась его деятельность – неизвестно 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Н.А. Маясова Кремлевская коллекция древнерусского лицевого шитья среди других собраний России Собрание тканей Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль» насчитывает около четырех тысяч единиц хранения, среди них – около семисот предметов, украшенных вышивкой. Произведения же древнерусского изобразительного, или лицевого, шитья составляют сравнительно небольшую их часть – менее двухсот единиц. Однако это – одна из самых значительных коллекций в нашей стране, не только в количественном, но и в качественном отношении 1 . Кремлевскую коллекцию лицевого шитья, как и собрания других музеев, составляют в основном предметы церковного назначения: воздухи и покровцы (судари) на священные сосуды (дискос и потир), плащаницы (воздухи большие), шитые иконы, выносные и подвесные под иконы пелены, хоругви, одежды и покровы на престолы и жертвенники, покровы на гробы святых, а также облачения духовенства – саккосы, фелони, стихари, епитрахили, палицы, омофоры, набедренники, поручи, клобуки и архиерейские шапки (митры). Особенностью кремлевской коллекции, предопределенной самим местом ее существования – в центре российской государственности, – является наличие в ней таких уникальных предметов, как царские бармы, воинские знамена, предметы парадного конского убранства и вооружения 2 . Общие сведения о древнерусском лицевом шитье Лицевое шитье, пришедшее на Русь с принятием христианства как государственной религии (988), сформировалось, как и иконопись, фресковая живопись и миниатюра, под непосредственным воздействием Византии. Этот вид церковного искусства достиг здесь необычайного расцвета, обогатившись разнообразными техническими и художественными приемами и колористическими решениями. Почвой для него, несомненно, послужил богатый опыт ткацкого и вышивального мастерства, всегда процветавшего у оседлых народов, к которым принадлежали и славянские племена, образовавшие Киевскую Русь. Об этом наследии свидетельствуют многочисленные орнаментальные мотивы, несущие в себе элементы миропонимания людей тех далеких времен. Эти мотивы нередко украшают и произведения с лицевым шитьем.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Н. Манушина. М., 1983. Кат. 76; Сокровища Киево-Печерского заповедника: Фотопутев. К., 1985. С. 65; Musicescu М. А., Dobjanschi А. Broderia veche româneascâ. Bucur., 1985. P. 33. Pl. 1; Описи новгородского Софийского собора. Новгород, 1988. Вып. 1; 1993. Вып. 2, 3; Patmos: Les trésors du monastère/Sous la dir. A. D. Kominis. Athènes, 1988. Ill. 8-10. P. 19-194; Рус. худож. шитье XIV - нач. XVIII в.: Кат./Авт. вступ. ст.: Н. А. Маясова, И. И. Вишневская. М., 1989. С. 122-123. Кат. 39, 46, 47, 51, 62, 76, 77, 86, 87; В. J., С., В. Nampujapшuja. Београд, 1990. С. 332. Ил. 215; Sinai: Treasures of the Monastery of St. Catherine/Ed. K. A. Manafis. Athens, 1990. P. 238-239, 252-253. Fig. 13-16; Искусство строгановских мастеров: Реставрация, исслед., проблемы: Кат. выст. М., 1991. Кат. 100; Средневек. лицевое шитье: Византия, Балканы, Русь: Кат. М., 1991. Кат. 8, 21, 23. С. 36-37, 70-71, 74-75. Ил. 16-18; Simonopetra: Mount Athos/Ed. S. Papadopoulos. [Athens], 1991. Fig. 127a, 127b-132, 138b. P. 192, 213, 214; Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода: Худож. металл XI-XV вв. М., 1996. Кат. 65. С. 267-269; Fotopoulos D., Delivorrias A. Greece at the Benaki Museum. Athens, 1997; Лихачева Л. Д. Произведение шитья Софии Палеолог из Кирилло-Белозерского мон-ря//ТОДРЛ. 1997. Т. 50. С. 723-729; Glory of Byzantium: Art and Culture of the Middle Buzantine Era, A. D. 843-1261/Ed. H. Evans. N. Y., 1997. Cat. 106. P. 159-160; Treasures of Mount Athos: Cat. of Exhibition/Ed. A. A. Karakatsanis. Thessal., 1997. Cat. 11. 6, 11. 7, 11. 8. P. 386, 391-394; Опись строений и имущества Кирилло-Белозерского мон-ря 1601 г./Сост.: З. В. Дмитриева, М. Н. Шаромазов. СПб., 1998. С. 148; Христ. реликвии в Моск. Кремле: [Кат. выст.]. М., 2000. Кат. 77. С. 218; Города России XVI в.: Мат-лы писцовых описаний. М., 2002; Патриарх Никон: Облачения, личные вещи, автографы, вклады, портреты/Сост.: Е. М. Юхименко. М., 2002. С. 85. 35; Силкин А. В. Строгановское лицевое шитье. М., 2002. Кат. 79-81, 88. С.

http://pravenc.ru/text/190057.html

Причем в переписи знамен 1678 г. значится: «...у того знамени опушка тафта переменена, положена опушка камчатая червчатая лапчатая, а в откосе вшиты пять звезд да два креста лудановые, камки желтой...». Во всех описях XVII–XIX вв. отмечается, что оно «ветхое, полинялое» 968 . Но действительно ли дошедшее до нас знамя является знаменем Ивана Грозного? Имеющиеся на знамени ангелы ранее 1687 г. не упоминаются. И самое главное – лик Спаса на знамени, художественный стиль его исполнения не соответствует образам середины XVI в. Было ли знамя Грозного полностью утрачено, а легенда связала с ним другое знамя или в последней четверти XVII в. до составления описи 1687 г. была «переменена» не только опушка и вшиты кресты и звезды, но «поновлено» и само изображение? Нельзя исключить и того, что шитое изображение было существенно поновлено во время «исправления» знамени в 1861 г. К образам середины XVI в. ближе второе шитое знамя, считающееся знаменем царя Алексея Михайловича 1653 г. (кат. 105), которое было построено по приказу Бориса Михайловича Морозова «по образу знамени, которое снес сверху Казенного Приказа дьяк Григорий Понкратьев, знамя то было тафтяное лазоревое, на нем шит «Спасов образ да херувими» 969 . Возможно, знамя, в 1653 г. послужившее образцом для знамени Алексея Михайловича, и было недошедшее до нас знамя, участвовавшее в Казанском походе и к концу XVII в. обветшавшее, утраченное и замененное этим новым знаменем. ВЫСТАВКИ 1913 Москва; 2000 Москва, 117. ЛИТЕРАТУРА Яковлев 1865. С. 3–5, 3572; Опись Оружейной палаты 1884–1893. Ч. 3, кн. 1. С. 5–7, 4060, табл. 322; Речменский 1913. Палата царя Алексея Михайловича, ил. 156. 309 В данный каталог не пошли близкие к ним произведения византийского и молдо-влахийского лицевого шитья, хранящиеся в Музеях Московского Кремля. Они были опубликованы нами в специальной статье (см.: Маясова 1995 и в каталоге выставки (см.: Средневековое лицевое шитье 1991) 310 Акт от 1925 г. – ОГПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20, 1925 г., д.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

– Жизнь человеческая – это ответ на вопрос, кто мы, откуда и куда. Все мы у Господа уникальны, каждому даны свои таланты. И каждый должен реализовать себя в том направлении, которое определил ему Господь. Когда мы разбираемся с самими собой, понимаем смысл своего бытия и находим возможность его реализовать – слава Богу! Своей жизнью, своей реализацией я доволен. Жизнь человеческая – это ответ на вопрос, кто мы, откуда и куда. Каждый должен реализовать себя в том направлении, которое определил ему Господь Зарабатываю я ремеслом. В деревне Огарково построил и организовал ремесленный центр: в нем собираются люди, увлеченные древними русскими технологиями. Вместе восстанавливаем старинные ремесла. Моя супруга, художник Марина Бирюкова, член Союза художников России, занимается церковным лицевым шитьем. Вместе создаем свою деревенскую керамику; изделия из дерева, из камня, из веток… И игрушки, и мебель, и утварь. У нас в деревне нет телевизоров, но Интернет есть, поскольку наша жизнь во многом зависит от обмена информацией. Мы общаемся с мастерами, участвуем в конкурсах и выставках. Марина занимается с детьми С моей супругой мы вместе уже 11 лет. Из Сергиева Посада она переехала ко мне в деревню. В отличие от городских супругов, которые видятся только утром и вечером, мы вместе сутками – а это совсем другой формат общения. Вместе делаем наши проекты – то, на что у нас есть таланты от Бога и благословение от наших духовников. Работы мастерской, в которой душа моей Марины, участвовали уже более чем в 50 выставках, из которых половина – международные: во Франции, Италии, Польше, Сербии. К сожалению, наше потрясающее русское церковное лицевое шитье почти неизвестно в России. Недавно проходила конференция в Академии художеств Санкт-Петербурга, где были представлены работы мастерской лицевого шитья «Сень». И там снова говорилось о том, что лицевое шитье – это наше «никому не нужное чудо». Мы в России настолько одарены Богом, что относимся к этому как к должному. Как будто ослеплены этим даром, и не видим сами себя, не видим, где мы живем. Попадаем в силки ярких картинок, которые нам показывают, хотя всё ценное, что есть на Земле, в самом лучшем виде представлено именно у нас. Наша беда в том, что последние несколько веков мы как народ постоянно попадали в разные социальные эксперименты и мясорубки, которые нас калечили. Мы разучились себя любить. У нас постоянный дефицит любви. Чтобы это преодолеть, нужно идти в храм – это первый шаг. Начинать задавать себе вопросы: кто мы, откуда и куда. Восстанавливать ниточки, которые связывают нас с нашими предками. Традиционные ремесла как раз залечивают эти раны.

http://pravoslavie.ru/127762.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010