Русское лицевое шитье: история и современность Работа золотошвейной мастерской Сретенского монастыря Таинство евхаристии есть центр духовной жизни Церкви. В теснейшей связи с литургическим богослужением, которое складывается из многих видимых и невидимых действий, стоит и церковное искусство. В искусстве Церкви, как и в богослужении, следует четко видеть две стороны: внутреннюю и внешнюю. Основной, существенной стороной является внутренняя – духовно-догматическая. Внешнюю, видимую сторону составляют те технические и изобразительные формы, которые служат раскрытию внутреннего содержания. И главное, что всегда выделяет церковное искусство из прочих, есть четкое соотношение этих сторон без ущерба каждой из них. Из всех видов церковного искусства более других приближена к литургическому действию православная иконопись. Природа (символы) богослужения и иконописи одинаковы, различны только способы выражения. Как христианское богослужение стало возможным после воплощения Сына Божия и Его искупительного подвига, так и иконопись стала возможна только после Нового Завета. Она становится зримым выражением сущности Церкви. Видимое и невидимое, реальное и условно-символическое служит единой цели – спасению человека. Еще отцы VII Вселенского Собора, утвердившие догмат иконопочитания, говорили об учительной и назидательной роли изображений в Церкви. По определению богословов, «икона есть богословие в красках». К этому определению иконы можно добавить и другие: икона – это откровение Божие, выраженное в линиях и красках; икона – это воплощенная молитва. С иконографическими и цветовыми традициями древней иконописи тесно связаны традиции и лицевого шитья. Лицевое шитье – это своего рода «живопись иглой». Как и прочие виды церковного искусства, лицевое шитье пришло на Русь из Византии. Высочайшее художественное и техническое мастерство византийских мастеров получило свое логическое продолжение и техническое развитие в художественном творчестве Руси, вместе с этим сохранив и во многом преумножив уже сформировавшиеся традиции старых мастеров.

http://pravoslavie.ru/985.html

Н.А. Маясова Принятые сокращения Вишневская 1989 – Вишневская И. И. Орнаментальное шитье//Русское художественное шитье XIV – начала XVIII века: Каталог выставки/Авт. вступ. ст. и сост. Н. А. Маясова и И. И. Вишневская. М., 1989. С. 83–131. Вишневская 1998 – Вишневская И. И. Саккос из ризницы храма Христа Спасителя//Искусство христианского мира: Сб. статей. М., 1998. Вып. 2. С. 93–101. Вишневская, Смирнова 2000 – Вишневская И. Я, Смирнова H.A. Облачения Соловецкого монастыря Ц Соловецкий монастырь: Книга-альбом. м.; СПб. Вкладная книга Кирилло-Белозерского монастыря 1602 – Вкладная книга Кирилло-Белозерского монастыря 1602 года – РНБ, 78/1317. Вкладная книга Новодевичьего монастыря 1б75 – Вкладная книга 7183 года Московского Новодевичьего монастыря – Музей «Новодевичий монастырь», инв. 104027/1-НДМ. Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря 1987 – Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря 1673 г. М., 1987. Выставка VIII Археологического съезда 1890 – Выставка VIII Археологического съезда//Труды VIII Археологического съезда в Москве в 1890 г. M., 1897. Т. 4. С. 207–242 и табл. Выставка шитья допетровского времени 1923 – Выставка шитья допетровского времени – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20,1923, д. 2, прот. 1 декабря 1923, л. 75–77. Вьюева 1991 – Вьюева H.A. Живописец Василий Познанский (К истории создания иконостаса церкви Распятия в Большом Кремлевском дворце)//Русская художественная культура XVII века. М., 1991. С. 97–110 (Материалы и исслед./Гос. музеи Моек Кремля; 8). Георгиевская-Дружинина 1929 – Георгиевская-Дружинина Е. В. Строгановское шитье в XVII веке//Русское искусство XVII века. Л., 1929. С. 109–132. Георгиевская-Дружинина 1945 – Георгиевская-Дружинина Е.В. История женского художественного труда в XVII веке: Работа строгановских золотошвейных мастерских. Дис. канд. искусств. М, 1945. Георгиевский 1895 – Георгиевский В. Т. Краткое описание церковно-исторического древлехранилища при братстве Александра Невского во Владимире. Вязники, 1895. Георгиевский 1911 – Георгиевский В. Т. Фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. СПб., 1911.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Н.А. Маясова Предметный указатель 970 Бармы (от греч. βpημα – ожерелье?), или диадима – широкое оплечье, одеваемое поверх парадного верхнего одеяния при возведении на престол и торжественных выходах византийских императоров и русских царей как символ власти. В этом значении на Руси бармы впервые упоминаются в 1498 г. при венчании Дмитрия, внука великого князя Ивана III. Выполненные из драгоценных тканей бармы бывали украшены камнями, эмалями, жемчугом, а также изображениями святых на золотых или серебряных дробницах или вышитых – кат. 51, 93. Воздух (греч. p) зд. – третий, больший, верхний покров на священные сосуды. Во время чтения Символа веры священник им «веет воздух» над дарами. По некоторым определениям, символизирует камень, приваленный ко гробу Господню. Обычно имеет изображение Христа во гробе с летящими над ним ангелами с рипидами, иногда (с конца XVII в.) – многофигурную композицию «Положение во гроб». Большим воздухом, или плащаницей, в древности называли также вышитые пелены большого размера; к ним относятся хранящиеся в Историческом музее воздух «Распятие» XII в., воздух 1389 г. «Спас Нерукотворный» с предстоящими вклада великой княгини Марии Александровны, воздухи с изображением Евхаристии и житий Иоакима, Анны и Богоматери начала XV в. и конца XV в. из Рязанского музея – кат. 44, 48, 52, 55, 61, 72, 78, 80, 85, 130, 135, 159, 160, 163, 169, 170. Епитрахиль (от греч. επι – на и τpχηλος – шея) – часть одежды священника, обнимающая шею сзади и спускающаяся спереди донизу двумя полосами, соединенными пуговицами. Символизирует несение креста Христом и означает исходящую свыше благодать Святого Духа. Без епитрахили нельзя совершать службу. На епитрахилях обычно изображали один под другим кресты, святых или ангелов – кат. 66, 70, 110, 147. Знамя воинское (стяг) – полотнище, укрепленное на древке, наверху которого насаживалось металлическое яблоко с копьем или крестом. Нередко нижний угол полотнища, не прилегающий к древку, срезался, а оставшаяся часть составляла откос, из которого часто делали два или три клина, называвшиеся «клинцами» или «лопастями». Вокруг средней части полотнища шла широкая кайма. Средник и кайма украшались живописными или шитыми изображениями и узорами – кат. 105,180.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Н.А. Маясова Указатель русских святых 973 Авраамий Ростовский (ум. 1077 ?), преподобный, основатель и архимандрит ростовского Богоявленского монастыря, почитался с XII в., канонизирован до 1547 г., память 29 октября – с. 12, 36, 41 Александр Невский (1220–1263), князь Новгородский, с 1252 г. – великий князь Владимирский, почитался с конца XIV в., память 30 августа, 23 ноября – с. 70, 72; кат. 9, 93 Александр Свирский (ум. 1533), преподобный, основатель Александро-Свирского монастыря, канонизирован в 1547 г., память 30 августа – с. 41, 47, 51 Алексий (1290-е гг. – 1378), митрополит Киевский и всея Руси с 1354 г., канонизирован в 1447 г., память 12 февраля – с. 15, 16, 17, 24, 30, 32, 51, 64, 73; кат. 9, 17, 18, 45, 48, 64, 66, 69, 70, 93, 96, 98, 101, 108, 109, 117, 118, 125, 129, 149, 150, 151, 152, 153 Андрей Рублев (ок. 1360 – ок. 1430), преподобный, московский иконописец, память 4 июля – с. 23, 24, 44; кат. 6, 42, 43, 176 Андроник (упоминается в 1395 г.), преподобный, основатель Московского Спасского монастыря, почитался с XVI в. (?), память 13 июня – кат. 73 Антоний Печерский (ок. 983–1073), преподобный, основатель Киево-Печерского монастыря и монашества на Руси, почитался с конца XI в., память 10 июля – с. 63; кат. 10, 23, 108, 174 Антоний Римлянин (1067–1147), преподобный, основатель новгородского монастыря Рождества Богородицы, канонизирован в 1597 г., память 17 января и 3 августа – с. 51, 72 Арсений Коневский (упоминается в 1447 г.), преподобный, основатель Коневского монастыря на острове Ладожского озера, память 12 июня – с. 58 Борис (в крещении Роман) (убит в 1015 г.), князь-мученник, сын великого князя Киевского Владимира Святославича, князь Ростовский, канонизирован в 1072 г, память 24 июня – с. 24; кат. 9 Варлаам Хутынский (ум. 1192), преподобный, основатель Хутынского монастыря, почитался с XIII в., мощи обретены в 1440 или в 1452 г., память 6 ноября – с. 21, 41; кат. 2, 3, 10, 108 Василий Блаженный (ум. 1552), московский юродивый, канонизироваи в 1588 г., память 2 августа – с. 39 ,41, 42

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Н.А. Маясова Кремлевская коллекция древнерусского лицевого шитья среди других собраний России Собрание тканей Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль» насчитывает около четырех тысяч единиц хранения, среди них – около семисот предметов, украшенных вышивкой. Произведения же древнерусского изобразительного, или лицевого, шитья составляют сравнительно небольшую их часть – менее двухсот единиц. Однако это – одна из самых значительных коллекций в нашей стране, не только в количественном, но и в качественном отношении 1 . Кремлевскую коллекцию лицевого шитья, как и собрания других музеев, составляют в основном предметы церковного назначения: воздухи и покровцы (судари) на священные сосуды (дискос и потир), плащаницы (воздухи большие), шитые иконы, выносные и подвесные под иконы пелены, хоругви, одежды и покровы на престолы и жертвенники, покровы на гробы святых, а также облачения духовенства – саккосы, фелони, стихари, епитрахили, палицы, омофоры, набедренники, поручи, клобуки и архиерейские шапки (митры). Особенностью кремлевской коллекции, предопределенной самим местом ее существования – в центре российской государственности, – является наличие в ней таких уникальных предметов, как царские бармы, воинские знамена, предметы парадного конского убранства и вооружения 2 . Общие сведения о древнерусском лицевом шитье Лицевое шитье, пришедшее на Русь с принятием христианства как государственной религии (988), сформировалось, как и иконопись, фресковая живопись и миниатюра, под непосредственным воздействием Византии. Этот вид церковного искусства достиг здесь необычайного расцвета, обогатившись разнообразными техническими и художественными приемами и колористическими решениями. Почвой для него, несомненно, послужил богатый опыт ткацкого и вышивального мастерства, всегда процветавшего у оседлых народов, к которым принадлежали и славянские племена, образовавшие Киевскую Русь. Об этом наследии свидетельствуют многочисленные орнаментальные мотивы, несущие в себе элементы миропонимания людей тех далеких времен. Эти мотивы нередко украшают и произведения с лицевым шитьем.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Н.А. Маясова Выставки 1913 Москва – Собрание памятников церковной старины в ознаменование трехсотлетия царствования дома Романовых, м., 1913. 1923 Москва – Выставка шитья допетровского времени (без каталога). 1927 Москва – III Реставрационная выставка. Апрель–май 1927. М., 1927. 1931–1939 Москва – Эксплуатация женского труда в веках, (без каталога). 1964 Токио-Киото – Древнерусское искусство: Каталог выставки (на японском языке). Токио, 1964. 1964–1965 Ленинград – История культуры Московской Руси веков, (без каталога). 1966 Гаага – Historische Schatten uit de Sowjet-Unie. Haagsgementemuseum (17 September – 20 november 1966). Haaga, 1966. 1967 Эссен – Historische Schätze aus der Sowjet-Union. 27 juni bis 28 August 1967 in Villa Hügel. Essen-Bredeney, 1967. 1967–1968 Париж – L " art Russe des Scythes a nos jours. Tresors des musees Sowjetiques. Paris, 1967. 1969 Москва – Культура и искусство Древней Руси (без каталога). 1969–1970 Москва – Живопись древней Твери: Каталог выставки в Музее древнерусского искусства имени Андрея Рублева, м, 1970. 1972 Прага – Выставка, посвященная 50-летию русско-чешских связей (без каталога). 1972–1973 Москва – Реставрация произведений искусства в Государственных музеях Московского Кремля (без каталога). 1976–1977 Москва – Итальянские и французские ткани в столетиях в России (без каталога). 1977 Москва – Реставрация музейных художественных ценностей в СССР. М, 1977. 1979 Нью-Йорк – Treasures from the Kremlin. An Exhibition from the State Museum of the Moscow Kremlin at the Metropolitan Museum of Art. New York (19 may – 2 September, 1979) New York, 1979. 1979–1980 Париж – Tresors des Musees du Kremlin. Paris. Grand Palais (12 oktobre 1979 –14 janvier 1980). Paris, 1979. 1982 Мехико – Tresoros del Kremlin. Mexico, 1982. 1982–1983 Рим – Tcsori del Cremlino. Firenze, 1982. 1985 Москва – Реставрация музейных ценностей в СССР: Каталог, м, 1985. 1985–1986 Белград-Скопле – Trezori museja Moskovskog Kremlja. Narodni muzej Beograd: Katalog izlozbe. Moskva, 1985.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Н.А. Маясова Каталог В каталоге дается описание 180 произведений древнерусского лицевого шитья 309 . Каталог построен по хронологическому принципу. Хронологическая последовательность несколько нарушается только для близких по времени выполнения произведений одной мастерской, составляющих единую группу. Это относится к мастерским, работавшим на протяжении столетия и более, таким, как великокняжеские, царские и строгановские. Точные датировки даются только в случаях обозначения дат в надписях на самих произведениях или в архивных документах (около трети предметов). Большинство произведений получили приблизительную датировку по художественным и технологическим признакам, аналогиям или историческим обстоятельствам. В случаях сомнительных ставится знак вопроса. То же относится и к другим моментам атрибуции. Несколько произведений, датировки которых вызывают серьезные сомнения, выделены в отдельную группу и помещены в конце каталога. Каждое каталожное описание начинается с порядкового номера произведения в данном каталоге. Затем следует название предмета, наименование изображений на нем, ниже – основные данные: художественный центр, мастерская, мастера, дата выполнения. Далее – материал (для тканей в скобках указывается дата и место производства); техника; размер (в сантиметрах), для объемных вещей, таких, как саккос, шапка, обозначаются высота, длина и ширина: (в., дл., ш.). Затем следуют данные о происхождении предмета (вклад, принадлежность), источник и дата поступления в музей. После основных сведений о произведении приводится его инвентарный номер. Описание предмета дается по возможности подробное, в определенной последовательности: отмечается вид и цвет ткани фона и описывается композиция изображения на среднике, затем – на каймах. В процессе описания приводятся все надписи (именующие, вкладные, литургические) и указывается их характер (полуустав, вязь) и расположение; воспроизводятся они славянскими буквами, в том числе и даты (в квадратных скобках дается цифровое обозначение с переводом на новую эру). Выносные буквы в надписях пишутся в круглых скобках в строке, утраченные или плохо читаемые обозначаются отточиями. Строчки надписей разделяются двумя косыми чертами. Следует отметить, что надписи нередко трудно читаются как из-за утраты нитей, так и из-за многочисленных ошибок словописцев и особенно мастериц. Тексты их значительно отличаются от современных. Однако мы старались привести их без исправлений и дополнений. После композиции и надписей следует описание материалов, технологических приемов, орнамента. В конце описывается подкладка (ткань, надписи на ней и прочее).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Н.А. Маясова Словарь терминов Агнец (ягненок) – ветхозаветная жертва, преобразовавшая Христа; Иисус Христос; часть просфоры, вынимаемая на проскомидии и предназначаемая к таинственному пресуществлению в тело Иисуса Христа. Акафист – молитвословие, состоящее из одного кондака, который поется, и из двенадцати кондаков и икосов (поровну), которые читаются. Аксамит, оксамит – драгоценная ткань с шестью нитями основы, затканная по шелковому фону пряденой серебряной или золоченой нитью, плотная и ворсистая, как бархат. Алавастр – сосуд с узким горлом для хранения ароматов. Алтабис – драгоценная ткань, затканная по шелковому фону волоченой серебряной или золоченой нитью. Апалав – то же, что параманд – принадлежность монашеского облачения, небольшой прямоугольный плат с изображением Страстей Господних. Атлас – шелковая гладкая блестящая ткань. Басми – ювелирная техника ручного тиснения по матрице на тонких металлических листах Бить – тонкая серебряная или золоченая плоская полоска. Ворворка – шарик, прикрепляемый сверху к кисти, золотой, серебряный, жемчужный, шелковый и проч. Вязь – декоративное письмо, буквы которого связываются в сложный непрерывный орнамент. Галун – декоративная тканая лента из металлических или шелковых нитей для обшивки и украшения одежд и других предметов. Шматий – верхняя одежда в виде прямоугольного куска ткани, надеваемая поверх хитона. Далматика – парадное одеяние, род мантии с широкими рукавами. Дискос – литургический сосуд в виде блюда на стояне для евхаристического хлеба. Дробницы – небольшие металлические накладки различной формы, часто с чеканкой, резьбой, чернью, эмалью, камнями. Евхаристия (благодарение) – приношение великой жертвы Тела и Крови Христовых, совершающееся на божественной литургии, во время которой происходит пресуществление Святых Даров для таинства причащения. Ердань – часть оплечья епитрахили, которая охватывает шею. Запона – золотая или серебряная бляха декоративного назначения, часто с камнями. Звездица – две крестообразно соединенные металлические дуги, устанавливаемые на дискос. Знаменует Вифлеемскую звезду, приведшую волхвов к новорожденному Иисусу Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Э.П. Винокурова Василий Григорьевич Дружинин – известный историк и археограф. Основной областью его занятий было изучение Поморья, в частности Даниловского старообрядческого монастыря. Помимо выговской литературной школы внимание ученого привлекали различные виды изобразительного творчества, получившие в пустыни немалое развитие. В.Г. Дружинин по существу был первым, кто сумел увидеть в изделиях отдаленных северных скитов произведения искусства, составляющие неотъемлемую часть нашей материальной культуры. Эта счастливая прозорливость ученого направила его на путь собирательства не только литературных сочинений выговцев, но всего, что так или иначе могло охарактеризовать 160-летнюю культурную традицию Выговского монастыря и подтвердить не только документами, но и вещественными памятниками искусства его значение как культурного центра на Севере в XVIII в. О своей собирательской деятельности рассказывает сам В.Г. Дружинин в своих интересных и чрезвычайно насыщенных фактами «Воспоминаниях о литературных встречах и знакомствах». 1 Он заключил контракты с рядом петербургских букинистов и антикваров из числа старообрядцев, в лавки которых стекались интересующие В.Г. Дружинина предметы. Вскоре о нем стало известно в определенных кругах, и памятники пошли к нему большим потоком, в первые руки, минуя лавки. Иногда ему случалось платить вдвое против той цены, которая назначалась в лавке обычным путем, но собиратель шел на это, желая сконцентрировать у себя все самое ценное и значительное, что еще можно было найти у населения. 2 Несколько позже, около 1907 г., он познакомился с Ф.А. Каликиным, который на долгие годы становится его близким приятелем и помощником по собиранию коллекции. 3 В руках В.Г. Дружинина постепенно сосредоточивались разнообразные материалы, воочию раскрывавшие богатство и цельность художественного комплекса Выга. Иллюминированные рукописи давали представление о характере поморского книжного декора, обложки книг – об искусстве переплетного дела на Выгу. Коллекцию пополняли акварельные настенные листы, живописные и резные на дереве иконы, меднолитая пластика и церковная утварь, лицевое и орнаментальное шитье.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

Н.А. Маясова Источники и литература ААЭ – Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедицию Академии наук АИЗ – Археологические известия и заметки, издаваемые МАО Александрова-Дольник 1926 – Александрова-Дольник Т. Н. Шитье московской мастерской XVI века/Вопросы реставрации. М, 1926.Т. 1. С125–136. Алешковский 1972 –Алешковский MX. Русские глебо-борисовские энколпионы 1072– 1150 годов//Древнерусское искусство: Художественная культура домонгольской Руси. М., 1972. С. 104–125. Антонова 1956 –Антонова В. И. О первоначальном месте «Троицы» Андрея Рублева//Материалы и исслед./Гос. Третьяковская галерея. М., 1956. Вып. 1.С. 21–43. Антонова 1957 – Антонова В. И. Московская икона начала XIV в. из Киева и «Повесть о Николе Зарайском»//ТОДРЛ. 1957. Т. 13. С. 357–392. Антонова 1960 – Антонова В. И. Иконографический тип Перивлепты и русские иконы Богоматери в XIV веке/Из истории русского и западноевропейского искусства. М., I960. С 103–117. Антонова 1966 – Антонова А И. Новый памятник художественного шитья XVI века/Культура Древней Руси: Сб. в честь H. Н. Воронина. М., 1966. С. 26–29. Антонова – Антонова В. И. Древнерусское искусство в собрании Павла Корина. М., Антонова 19б7 – Антонова В. И. Московский иконник Посник Дермин//Культура и искусство Древней Руси: Сб., посвященный М. К Картеру. М.; Л., 1967. С. 144–152. Антонова, Мнева 1963 – Антонова В. И, Мнева//. Е. Каталог древнерусской иконописи [ГТГ]. М., 1963. Т. 1,2. Антушев 1885 – Антушев Н. Историческое описание Московского Новодевичьего монастыря. М., 1885. Арсений, иером. 1910 – Арсений, иеромонах Сударь 1511 года из Патриаршей ризницы//ЧОЛДП. 1910, февраль. С. 155–158. Бадяева 1973 – Бадаева Т. А. О внутреннем убранстве памятников древнерусского зодчества XV века//Проблемы истории СССР. М., 1973. Вып. 3. С. 415–429. Бадяева 1974 (1) – Бадяева Т. А. Ткани и лицевое шитье в убранстве древнерусского храма XV века/Проблемы истории СССР. М, 1974. Вып. 4. С. 56–75. Бадяева 1974 (2) – Бадяева Т.Н. Декоративные принципы древнерусского шитья XV столетия. Дис... канд... искусств. М., 1974.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010