ВЫСТАВКИ 1977 Москва; 1985 Москва, с. 158; 1989–1990 Москва, 26; 2000(2), Москва, 115. ЛИТЕРАТУРА Яковлев 1865. С. 10, 3574; Опись Оружейной палаты 1884–1893. Ч. 3. Кн. 1. С. 10–11, 4062. 106. ПОКРОВ НАДГРОБНЫЙ ЦАРЕВИЧ ДИМИТРИЙ УГЛИЧСКИЙ Москва, мастерская царицы Марии Ильиничны (?), середина XVII в. Камка (XVII в., Италия и Китай), штоф (XIX в., Россия), холст (XVII в., Россия), шелковые, серебряные и золотные пряденые нити, жемчуг, трунцал, золото, изумруды, рубины, турмалины, перламутр, стекла, бить, кожаный шнур; ткачество, шитье, низание. 159х90 Происходит из Архангельского собора Московского Кремля Поступил из Патриаршей ризницы в 1920 г. 761 Инв. ТК-35 Кат. Прямоличное, в рост, изображение Димитрия шито на голубом шелке. Обе руки царевича у груди: одна держит свиток, другая сжата в кулак. На Димитрии – городчатая корона, поверх длинной нижней одежды с узорными каймами накинута шуба с широким воротом, длинными, узкими, свисающими по бокам рукавами и горизонтальными полосами застежек. Личное шито тонким крученым шелком золотисто-песочного цвета «атласным» швом с оттенениями широкими полосами сероватого тона. Черты лика, волосы, глаза и контуры рисунка – темно-коричневые, белки – белые. Одежда, корона и нимб шиты прядеными золотными нитями с малозаметными прикрепами песочного, голубого и малинового цвета (швы – «черенок», «ягодка с крестиком», «ягодка в несколько клеток», «разводная клетка»). Вертикальные полосы у застежек и сами застежки шиты серебряными нитями. По вороту, передку и подолу нижней одежды царевича идут полосы с бархатными зелеными кружочками и малиновыми ромбиками. Обувь шита малиновым шелком. Контуры изображения и детали обведены серебряным жгутиком. Корона и нимб обнизаны мелким жемчугом. На короне – пять золотых запон с семью камнями в каждой (средняя большая запона обшита фестонами из кожаного шнура, обвитого битью). Ниже запон – семь обвитых трунцалом камней в золотых кастах, два пустых каста и пять сверленых зеленых и красных камней, обнизанных мельчайшим жемчугом, на вороте нижней одежды – две обнизанные жемчугом полосы со сверлеными розовыми камнями и перламутровыми плашками.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Курчавые волосы, свисающие усы и растущая низко под подбородком маленькая борода «космочками» – коричневые. На голове святого – шитая золотной нитью с густой желтой прикрепой, создающей крестчатый узор, княжеская шапка, отороченная коричневым мехом со светлыми штрихами. На плечи накинута шуба с длинными свисающими рукавами, подбитыми коричневым мехом, и таким же широким воротом с треугольным вырезом. Шуба, нижняя одежда, сапожки, нимб, меч и крест шиты золотными и серебряными нитями с цветными прикрепами разнообразными швами («клопчик», «ягодка» трех вариантов, «разводная клетка»). На плечах шубы мелким и средним жемчугом вынизаны две веточки с цветами и листьями. В каждой по одному среднему изумруду и одиннадцати мелких. Вокруг нимба и по верху шапки проложена золотная «веревочка». Контуры фигуры прошиты коричневой нитью. По сторонам головы святого золотной нитью вязью в две строки вышита надпись: аги(с) блговрны кнзь//михаилъ черьниговс//ки. На окруженных золотной тесьмой каймах зеленого атласа золотной нитью вязью вышит тропарь святому: жизнь свою совершивше венцы укра//сивщес к небеснымъвостекосте премдре с доблимъ едоромъ молите хрста бга сохранити течеств// ваше цр же люди по велиции его млсти црство земное ни во что же вмени в славу ко//преходащу стави песчном зван пришел мо(с)вичомъ троцу по тоб даетси пред нечестивым мчтелем страссотепче црви сил предсто моли со хри(с)та. Надпись начинается на верхней кайме, переходит на правую, затем на нижнюю и на левую. Буквы направлены внутрь произведения. Подкладка из зеленой камки с узором веток с цветами граната. В левом углу на подкладке надпись черными чернилами в четыре строки: 52–15 л. 94/ВСЕГО ЖЕМУГА НА СЕМЬ ПОКРОВЪ/СОЧТЕНО 2531 ЗЕРНО 2431 ЗЕРНО/1857 Наверху три петли и два медных кольца. СОХРАННОСТЬ Шелковое шитье в личном потерто, золотное сечется. Ткань фона сечется, помята, палевой кайме ткань сохранилась фрагментарно (виден холст), штопки, прорывы от гвоздей. Утраты жемчуга. На подкладке – заплаты зеленого штофа.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Черты ликов отмечены темно-коричневой нитью, как и отдельные пряди в более светлых волосах Младенца. Белым шелком шиты белки. Одежды и нимбы шиты серебряными и золотными прядеными нитями с тонкими цветными прикрепами (швы – «черенок», «городок», «ягодка с одним стежком»). На нимбе Марии, обрамленным снаружи и изнутри золотной рельефной полоской, – рельефный золотой узор в виде вьюнка. В нимбе Младенца – голубое стекло. По контурам рисунка, складкам одежд, перекрестьям нимба у Христа, монограммам и другим деталям проложены белые льняные нити, предназначавшиеся под жемчужное низание. По каймам черного бархата, обрамленным с двух сторон золотной «веревочкой» и таким же настилом под жемчуг, белыми же льняными нитями выложен узор в виде гирлянды расположенных в противоположные стороны цветов с отростками, напоминающих человеческие фигурки. В узор включены ромбовидные рельефные серебряные дробнички (всего двадцать восемь штук). Подкладка из малиновой тафты. На ней наверху справа песочного цвета шелком тамбурным швом вышита надпись в одну строку: венедихты путиловы. В верхнем углу пришита желтая хлопчатобумажная ткань с надписью черными чернилами: ОРУЖ. ПАЛ.//18971 и пришиты две матерчатые петли. СОХРАННОСТЬ Утраты шелкового шитья в личном и всего жемчуга, что отмечено в акте приема 1931 г. На очелье и плече Богоматери и нимбе Христа остатки ниток, видимо, от утраченных камней. Дробнички помяты. Ткани секутся, на бархате утрачен ворс, имеются прорывы, загрязненность. ИКОНОГРАФИЯ Иконография изображения традиционная (см. кат. 11). АТРИБУЦИЯ В. Т. Георгиевский на основании технологических особенностей исполнения и трактовки личного относил пелену к XVI в., отмечая, что лицо и руки Богоматери «очень хорошего и топкого рисунка» 505 . Воздержавшись от более узкой датировки, он, к сожалению, не обратил внимания на подпись на подкладке пелены. Основанием для атрибуции пелены служат художественные и технологические особенности (незначительная моделировка в личном, развитое золотное шитье, орнамент).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

СОХРАННОСТЬ Ткань подкладки сечется. ИКОНОГРАФИЯ Иконография сударя имеет ряд особенностей: от ореола вокруг Богоматери расходятся четыре луча, херувимы наверху и внизу изображены не в профиль, а в фас, фигура Богоматери заходит на ореол. Особенностью является текст тропаря, посвященного другой иконе. АТРИБУЦИЯ Схематичность черт ликов, попытки изображения херувимов в ракурсе, большое количество ошибок в надписи с тонкими, длинными, некрасивыми буквами дают основание считать сударь провинциальным произведением конца XVII в. ИСТОЧНИКИ Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 15, 16364. 146. ПОРУЧИ БЛАГОВЕЩЕНИЕ Россия, конец в. Атлас (XVII в., Восток), камка (XVII в., Китай), полосатая шелковая ткань (XVII в., Средняя Азия), шелковые, серебряные и золотные пряденые нити; ткачество, шитье. 16,5х28 (каждая) Приобретены у неизвестного лица в 1920 г. 879 Инв. ТК-143/1–2 Кат. На поручах по малиновому атласу в круглых арках вышито Благовещение. На одной поручи изображен стоящий в трехчетвертном повороте вправо архангел Гавриил с жезлом, благословляющий двуперстно, у его ног – стилизованные облака в виде кругов. На другой – Дева Мария, сидящая на престоле с высокой спинкой, подушкой и подножием, в трехчетвертном повороте влево, с простертыми руками. В рисунке ряд неточностей: левая рука архангела как бы выходит из колена, жезл не в его сжатой правой руке, а за ним и ниже руки не продолжается, искажен также рисунок шеи архангела и его нимба, неверно изображены правая рука и складки одеяний Богоматери. Личное шито крупными стежками крученым шелком песочного цвета «по форме» без оттенений. Черты ликов с круглыми глазами шиты довольно грубо коричневым шелком. В волосах архангела светло- и темно-коричневый шелк. Все остальное шито серебряными и золотными прядеными нитями с цветными прикрепами (швы – «черенок», «перышки», «клопчик», «тройная ягодка», «ягодка в девять клеток»). Нимбы и арки окружает серебряная «веревочка». Контуры рисунка и детали прошиты темно-коричневым шелком. Около фигур на фоне – надпись серебряной нитью: арха(н)гел гавр, мр у. По сторонам арок с изображениями – толстые извивающиеся ветки с крупными цветами, лапчатыми листьями и завитками, шитыми рельефно серебряными и золотными нитями и очерченными золотной «веревочкой». Поручи по краям обшиты шелковой тканью с черными, розовыми и голубыми полосами. Подкладка – из коричнево-красной китайской камки.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Суздаль, мастерская Покровского монастыря, первая половина XVI в. Шелк, тафта (XVI в., Восток), бархат (XVI в., Италия), холст (Россия), шелковые, льняные, серебряные и золотные пряденые и сканые нити, серебро, стекло; ткачество, шитье, тиснение, позолота. 68х55,5 Происходит из суздальского Покровского монастыря. Поступила из Владимирского музея в 1931 г. 480 Инв. ТК-2694 Кат. 25 На среднике подвесной пелены к моленной иконе по красному шелку вышито поясное изображение Богоматери с Младенцем палевой руке. Ее голова повернута в сторону Младенца, правая рука прижата к груди. Младенец изображен прямолично, левой рукой он опирает о колено свернутый свиток; правой, отведенной в сторону, благословляет. Личное шито некрученым тонким шелком серовато-песочного цвета плотно «в раскол» «по форме» без оттенений. Черты ликов и волосы Младенца – темно-коричневые, зрачки глаз – желтые. Чепец у Марии и рубашка Христа шиты тонким некрученым голубым шелком «в раскол». Мафорий Марии – сканым золотом с малиновым шелком. Каймы на ее плечах шиты песочным шелком «в раскол», с золотой бахромой. Квадрат на очелье и круг на плече – пряденым золотом. Пряденой же золотной и серебряной нитью с тонкой прикрепой шиты гиматий Младенца, свиток, зарукавья, нимбы (швы – «ягодка с одним стежком», «городок», «денежка»). На нимбе Богоматери – синее просверленное стекло. Складки прошиты двойной серебряной «веревочкой». Контуры изображения и отдельные детали обведены настилом из белой нити под обнизь жемчугом. Фон средника сплошь зашит пряденым серебром с тонкой однотонной прикрепой простым швом. На фоне настилом белой нитью с обводкой золотной «веревочкой» выложены монограммы: мр у, хс . На обрамленных с двух сторон настилом под жемчуг широких каймах по темно-фиолетовому бархату по настилу белыми льняными нитями выложен узор в виде соединяющихся углами ромбов с завитками и включенных в них серебряных позолоченных дробниц разных типов (гладких «домиками», гладких треугольных, круглых выпуклых с тиснеными розетками, сердцевидных и ромбовидных с тиснеными на них лилиями и завитками). Подкладка из желтой тафты. На подкладке в верхнем углу пришита ярко-желтая хлопчатобумажная ткань с надписью чернилами: ОРУЖ. ПАЛ.//18975//ДН. 1441, пришиты шесть матерчатых петель и два металлических колечка.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Внутренность дискоса, его отдельные детали, одежды ангелов и Саваофа, нимбы и крылья шиты прядеными золото-серебряными нитями с незаметными прикрепами (швы – «рядки», «клетчатый городок», «клопчик», «ягодка», «городок», «перышки», «косичка»). Контуры и частично детали проложены золото-серебряной «веревочкой». На каймах из светло-коричневой камки пряденым серебром шито песнопение: ко вча на заколение ведес ко агнець//непороч(н)е прмо сътригущаго//безгласенъ тако нетверза//ешь оустъ ввоихъ во съмирении. Надпись начинается на верхней кайме, переходит на правую, затем на левую и нижнюю. На первых двух буквы направлены внутрь произведения, на двух других – наружу 925 . Подкладка из красновато-коричневой китайской камки, с узором «облаков». Наверху подкладки пришиты две матерчатые петли. Составляет комплект с сударями «Богоматерь Знамение» (кат. 161) и воздухом «Христос во гробе» (кат. 160). СОХРАННОСТЬ В чертах ликов имеются утраты коричневого шелка. Ткани на лицевой стороне помяты, подкладка сечется, загрязнена. ИКОНОГРАФИЯ Иконография повторяет произведения мастерской царицы Ирины Федоровны, однако здесь другая форма стояна, головы ангелов подняты к Саваофу, под ногами их и под стояном – облака, эти особенности характерны для произведений мастерской Акулины Бутурлиной (см. кат. 164). Необычно и песнопение, размещенное на кайме вместо евхаристического канона. АТРИБУЦИЯ Ткани, качество золото-серебряных нитей, применение аппликации, черты ликов, крупные швы золотого шитья, характер надписи (почти без лигатур) – позволяют датировать это произведение началом XVIII в. и с уверенностью предполагать, что оно вышло из мастерской Акулины Петровны Бутурлиной 926 . ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Опись Соловецкого монастыря 1866, л. 114; Опись Оружейной палаты 1948, д. 44, 5591 соб.; Маясова 1996. С. 392, примеч. 20; Маясова 2003. С. 88. 162. СУДАРЬ БОГОМАТЕРЬ ЗНАМЕНИЕ Москва, мастерская Акулины Петровны Бутурлиной, начало XVIII в. Атлас (XVII в., Западная Европа), камка (XVII в., Китай), тафта (XVII в., Средняя Азия?), шелковые, серебряные и золотные сканые нити; ткачество, шитье, аппликация, акварель(?) 49,5x48,5 Происходит из Соловецкого монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

На фоне средника над позёмом толстым малокрученым палевым шелком шита вкладная надпись в два столбца по три строки в каждом: слева – положе//ин кнже//е ..., справа – дреевы//книни На каймах из зеленовато-голубой камки, с двух сторон обрамленных рельефными золотыми полосами золотной нитью красивой вязью с небольшим количеством лигатур шит тропарь святому: тропарь во всю землю твое ко же//прие(м)ше слво твое и(м) же бго//лпно научилъ еси естество сущихъ. Надпись начинается на верхней кайме, переходит на правую, затем на левую и нижнюю. На двух первых буквы направлены внутрь произведения, на двух других – наружу. В углах кайм – прямоличные херувимы и серафимы с надписями, шитыми серебряными нитями: херуви(м) (дважды) серави(м), сераи(м). Личное шито тонким слабокрученым шелком песочного цвета швами «атласными» и «в раскол» «по форме». Губы – красным, волосы и борода Василия – коричневым, Иосифа – серым. Черты ликов и контуры прошиты тонкой коричневой линией. В одеждах – сочетание золото-серебряных нитей с цветными прикрепами (швы – «рядки», «городок», «черенок», «клопчик», «денежка», «ягодка», «двойная ягодка») и цветных шелков (голубые квадраты под золотыми крестами на фелони и плат за поясом Василия; розовые полосы на его нижней одежде, такие же обувь и кисти у палицы: малиновые, желтые, голубые, серебряные и золотные квадраты на крыше храма). Позём двухцветный (желто-зеленый). К кайме пришита вторая кайма золотной парчи и три такие же лопасти, отороченные золотной бахромой. С тыльной стороны подложен голубой штоф с вытканными разноцветными букетами. СОХРАННОСТЬ Произведение было выполнено и вложено как пелена 458 . Так она числится в Книге вкладной Соловецкого монастыря. В описях Соловецкого монастыря XVI в. пелена проходит как «сударь» 459 . По-видимому, в XVIII в. пелена-сударь была переделана в хоругвь, которая с одного бока была прикреплена к железной раме с двумя железными петлями 460 . Золотное шитье местами потерто, ткани сильно выцвели, секутся. Утрачена часть букв вкладной надписи.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Беляев Д. Ф. «Byzantina». Очерки, материалы и заметки по византийским древностям. СПб., 1893. Кн. 1. М. Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. М., 2002. T. l (1); Т.1 (2). Дмитриевский А. А. Богослужебные одежды священно-церковнослужителей//Руководство для сельских пастырей. Киев, 1903. Дмитриевский А. А. Ставленник. Киев, 1904. Долоцкий В. Н. О священнических одеждах//Христианское чтение. 1848. Ч. 1–2. Киреева Е. В. История костюма. Европейские костюмы от античности до XX в. М., 1970. Лортц Й. История Церкви, рассмотренная в связи с историей идей. М., 1999. Т. 1. Маясова Н. А. Средневековое лицевое шитье. Византия. Балканы. Русь: Каталог выставки к XVIII Международному конгрессу византинистов. М., 1991. Мерцалова М. Н. Костюм разных времен и народов. М., 1993. Т. 1. Пальмов Н. Об омофоре, саккосе и митре//Труды Киевской Духовной Академии. Киев, 1912. Т. 2. Православные святыни Московского Кремля в истории и культуре России. М., 2006. Православная энциклопедия. М., 2000–2017. Убрус. Церковное шитье. История и современность. СПб., 2009. Вып. 12. Ball J. L. Byzantine Dress. Representations of Secular Dress in Eighth to Twelfth Century Painting. N. Y.: Palgrave Macmillan Publ., 2005. Braun J. Die liturgische Gewandung im Occident und Orient: Nach Ursprung und Entwicklung, Verwendung und Symbolik. Freiburg i. Br., 1907. Byzantium. Faith and Power (1261–1557)/ed. by H. C. Evans. N. Y., 2004. Piltz E. Trois sakkoi byzantins. Analyse iconographique. Uppsala, 1976. Woodfin W. T. Late Byzantine liturgical vestments and the iconography of Sacerdotal Power. Illinois, 2002. Woodfin W. T. The Embodied Icon: Liturgical Vestments and Sacramental Power in Byzantium, Oxford University Press, 2012. Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia V: Voprosy istorii i teorii khristianskogo iskusstva. 2019. Vol. 35. P. 9–32 DOI: 10.15382/sturV201935.9–32 Tatiana Adamova, Researcher, St. Tikhons Orthodox University for the Humanities, 6/1 Likhov pereulok, Moscow, 127051, Russian Federation atv_73@mail.ru ORCID: 0000–0003–1553–2651

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

В первую очередь необходимо отметить, те позитивные процессы в церковном искусстве сложившиеся в последнее десятилетие XX века. Возрождаются монастыри, храмы постепенно возрождается многовековая традиция духовного образования и культуры. В крупных монастырях появляются иконописные мастерские, в которых силами насельников создаются новые иконописные образы необходимые для возрожденных храмов. Из иконописных мастерских постепенно выходят мастера, осваивающие золотное и лицевое шитье. Конечно, с утратой технических особенностей и традиций, такие процессы достаточно медленны и не имеют желаемой масштабности. Необходимо отметить, что лицевой шитье, наиболее успешно, впрочем, как и в древности, развивается в крупных монастырях и столичных золотошвейных мастерских. Связанно это в первую очередь с возможностью мастеров, как и раньше, непосредственно знакомится с памятниками лицевого шитья, которые хранятся в крупных музеях, ризницах и частных коллекциях. Во вторых, как и ранее, с возможностью иметь необходимые дорогостоящие исходные материалы. И в третьих, возможность знакомится с новыми работами современных мастеров. Работы в таких мастерских начинались с копирования произведений лицевого шитья старых русских мастеров. Только с получением необходимого опыта мастера приступают к разработке новых иконографических композиций и тем. Среди работ современных столичных мастеров необходимо упомянуть великолепный большой саккос для Святейшего патриарха Алексия II, в котором он совершал праздничное Рождественское богослужение в храме Христа Спасителя в 2000 г. Этот саккос представляет собой точную копию саккоса митрополита Московского Фотия. Прекрасные произведения лицевого шитья, в большей части повторяющие лучшие московские образцы прошлого, можно видеть в богослужебном обиходе Троице-Сергиевой Лары, выполненные современными мастерами. Большой вклад в современных условиях, в становление и развитие лицевого шитья вносят и мастерские лицевого шитья при Духовных учебных заведениях. Там будущие мастера обучаются иконному делу, реставрации, богословским дисциплинам, всему тому, что необходимо при создании любого произведения церковного искусства от фрески до шитой иконы. Среди наиболее известных и плодотворно работающих, мастерская лицевого шитья при Свято-Тихоновском Богословском институте и недавно появившаяся мастерская при иконописной школе Московской Духовной Академии.

http://pravoslavie.ru/90.html

Работы этого периода, а также уточнения датировок и атрибуций, предложенные М., не утратили своего значения и поныне. Итогом изучения сергиево-посадской коллекции шитья стал раздел в монографическом издании «Троице-Сергиева лавра: Художественные памятники» (М., 1967), в к-ром были продемонстрированы все научные приемы автора: многоплановость анализа с учетом исторических обстоятельств и персоналий, точность и обстоятельность характеристик. С 1962 г. М. начала работать в Музеях Московского Кремля как хранитель Благовещенского собора. Благодаря ей были систематизированы иконы, предметы утвари и убранства этого храма. Она создала новые экспозиции, напр. выставку икон из придельных церквей Благовещенского собора, организовала профилактику и реставрацию икон из деисусного и праздничного чина иконостаса (кон. XIV - нач. XV в.). М. возглавила комиссию по научной каталогизации музея, она разработала форму инвентарных описаний, составила программу каталогизации музейных собраний. В 1971 г. состоялась защита ее канд. дис. «Древнерусское лицевое шитье XVI в.» в Ин-те археологии АН. На должности зам. директора по научной работе (1972-1979) М. продолжала заниматься изучением лицевого шитья, активно участвуя в выставочной и научной деятельности музея, в различных музейных и научных конференциях. Темами ее исследования становились ведущие мастерские шитья Др. Руси - царские и боярские светлицы; изучение и атрибуция шедевров, происходивших из крупнейших соборов (московского Успенского, новгородского Софийского), монастырей (Кириллова Белозерского, Соловецкого). Для метода работы М. был характерен энциклопедический подход, удачно совпавший со счастливой возможностью изучать лучшие из древнерусских коллекций лицевого шитья: в ризнице Троице-Сергиевой лавры и соборах Московского Кремля. М. досконально знала архитектуру храмов Кремля, состав и историю произведений из др. собраний. Исследуя технологию и стиль шитья, она рассматривала произведения как исторические памятники, созданные в определенных обстоятельствах и связанные с крупными историческими деятелями Др. Руси. Ее работы открывали новые научные возможности для различных исторических дисциплин, для обогащения складывавшейся картины развития отечественного искусства. В фундаментальном труде, посвященном облику и убранству Благовещенского собора и опубликованном к 500-летию этого памятника, М. написала большой раздел о лицевом шитье, о предметах церковного убранства, выполненных в разных техниках (о вратах с золотой наводкой, ризничных драгоценностях и мощевиках), о рукописных книгах. Будучи сама уникальным специалистом, она ценила мнение коллег, учитывала их атрибуции (воспоминания об этом см.: Гусева Э. К. О Л. Д. Лихачёвой в окружении коллег, друзей, родных//Страницы истории отеч. искусства: К 75-летию со дня рожд. Л. Д. Лихачёвой. СПб., 2012. С. 186-194).

http://pravenc.ru/text/2562742.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010