Ореол за Младенцем шит сканым серебром. По контурам и деталям рисунка проложен серебряный жгутик. На каймах по зеленому атласу прядеными золотными нитями вязью вышит тропарь иконе «Богоматерь Знамение»: ко неборимую стну чюдес стжавши т//раби твои бдце прч(с)та сопротивныхъ ополчение//низлаагем тм же молим т миръ граду тво//ему даруи и дшам нашим велию мл(с)ть 936 . Песнопение начинается на левой кайме, переходит на нижнюю, затем на правую и верхнюю. Буквы направлены наружу. Подкладка из китайской камки бежевого цвета (выцветшая розовая?) с узором цветущих веток и облаков. На подкладке черными чернилами надписи: 46–9, СТР: 92 и две холстинные петли. СОХРАННОСТЬ Ткани выцвели, помяты; подкладка имеет штопки, загрязнена. ИКОНОГРАФИЯ Иконография традиционна для произведений второй половины XVII в. (см. кат. 114, 137, 140). АТРИБУЦИЯ Основанием для атрибуции служат технологические и художественные особенности, именословное перстосложение Младенца и характер надписи узкими длинными буквами, тесно расположенными друг к другу, как и на других произведениях этой мастерской 937 . Составляет комплект с сударем «Агнец Божий» (кат. 164) и воздухом «Христос во гробе» (кат. 163). ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Опись Архангельского собора 1730, л. 47; Опись Архангельского собора 1771–1773, л. 109–109 об.; Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 13, 12241; Маясова 2002. С. 343. 166. САККОС СПАС ВЕЛИКИЙ APXIEPEЙ Москва, Мастерская боярыни Матрены Тимофеевны Дашковой (?), 1690 Золотная объярь (XVII в., Турция), бархат (XVII в., Западная Европа (?)), атлас (XVII в., Италия (?)), золотное кружево (XVII в., Западная Европа), шелковые, серебряные и золотные пряденые нити, жемчуг, серебро; качество, шитье, низание, кружевоплетение. Дл. 134, подол ш. 134 Принадлежал патриарху Адриану (?). Поступил из Патриаршей ризницы в 1920 г. 938 Инв. ТК-24.37 Кат. Сшит из турецкой белой золотной объяри с орнаментом, в который включены головки херувимов, перемежающиеся с четырехконечными крестами в ромбовидных клеймах, образованных цветочными гирляндами, соединенными розетками 939 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

151). ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Опись Чудова монастыря 1861 г., л. 103 об., 140. 2; Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 13, 12424; Маясова 1996. С. 394, примеч. 25. 153. ПОКРОВ НАДГРОБНЫЙ МИТРОПОЛИТ АЛЕКСИЙ Москва, мастерская Акулины Петровны Бутурлиной, конец XVII – начало XVIII в. Камка (конец XVII в., Китай), атлас, мадаполам, крашенина (XIX в., Россия), шелковые, пряденые и сканые серебряные и золотные нити, жемчуг; ткачество, шитье, аппликация, низание. 204,5х100 Поступил из Чудова монастыря Московского Кремля в 1919 г. 898 Инв. ТК-44 Кат. Прямоличное, в рост, изображение митрополита вышито по зеленовато-голубой камке с узором гирлянд из хризантем и листьев. Левой рукой он поддерживает закрытое Евангелие, правая – сложена на груди в именословном благословении. На святом – саккос с омофором и палицей. На голове – клобук. Лик и руки митрополита выполнены в технике аппликации из атласа светло-песочного цвета. По нему коричневыми и песочными шелковыми нитями прошиты контуры и черты лица, морщины, контуры кистей рук. Радужки глаз шиты коричневым шелком, белки – белым. Длинная клиновидная борода и усы шиты «в раскол» некрученым шелком песочного цвета. Обувь – сканым золотом с коричневым шелком. Все остальное – прядеными золото-серебряными нитями с малозаметной прикрепой, по каймам одежды – с прикрепой более яркой, голубой или красной (швы – «клопчик», «клетчатый городок», «разводная клетка», «ягодка», «двойная ягодка», «ягодка с одним стежком», «денежка с ягодкой в четыре клетки» и другие). На серебряном клобуке золотом, шелком, аппликацией вышит прямоличный херувим с надписью херуви(м). На палице, шитой серебряными нитями, с золотыми каймами и серебряными кистями, также изображена головка херувима с золотыми крыльями и ликом, выполненным в технике аппликации, с вышитыми коричневыми чертами и волосами. На омофоре видны части трех крестов, внизу на конце – три круга над тремя полосами. На груди саккоса под правой рукой митрополита вышит крест в двойном круге. На Евангелии – овальный медальон в фигурном обрамлении, выполненный серебряным шнуром.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Младенец поясной, со свитком в одной руке и благословляющей другой. По углам средника – профильные херувимы. На фоне в ореоле – шитые серебром монограммы: мр у, хс. На ограниченных с двух сторон серебряными полосами каймах по зеленой камке прядеными серебряными нитями вязью шит евхаристический канон: пиите т не вси си есть кровь мо// новаго завта же//за вы и за многи//изливаема во ставление грховъ. Песнопение начинается на верхней кайме, переходит на правую, затем на левую и нижнюю. Буквы на всех каймах направлены внутрь произведения. Личное шито крученым песочного цвета шелком «атласным» швом и «в раскол» со светло-коричневыми оттенениями. Черты ликов, контуры и детали рисунка, волосы у Младенца и херувимов темно-коричневые. Подкрылья у херувимов голубые и зеленые. Все остальное шито прядеными серебряными и золотными нитями с тонкими цветными прикрепами (швы – «черенок», «ягодка», «ягодка двойная», «перышки», «разводная клетка»). Вокруг нимба Младенца обнизано жемчугом. Подкладка из желтой восточной камки с рисунком хризантем и гвоздик. На подкладке надписи черными чернилами: ВСЕГО ЖЕМЧУГА//НА СЕМЪ ПОКРОВЪ//СОЧТЕНО 39 ЗЕРЕНБ//1857 ЗЕРЕНЪ, 45–8//91 и две матерчатые петли. Составляет комплект с сударем (кат. 138) и воздухом (кат. 72). СОХРАННОСТЬ Небольшая деформация тканей. ИКОНОГРАФИЯ Иконография повторяет произведения мастерских царицы Ирины Федоровны и Дмитрия Ивановича Годунова (см. кат. 47,49,50, 54,57,60,63). Отличие в отсутствии вкладной надписи на фоне, а также в том, что изображение Богоматери почти поколенное. АТРИБУЦИЯ Оттенения в личном, характер надписи дают возможность датировать произведение второй половиной XVII в. ИСТОЧНИКИ Опись Архангельского собора 1730, л. 46; Опись Архангельского собора 1771–1773, л. 98 об.; Опись Архангельского собора 1857, л. 77; Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 13, 12262; Маясова 2002. С. 341. 140. СУДАРЬ БОГОМАТЕРЬ ЗНАМЕНИЕ Россия, вторая половина XVII в. Атлас и тафта (XVI в., Восток), шелковые, серебряные и золотные пряденые нити; ткачество, шитье.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Потертости серебряных нитей, утраты жемчуга. В надписи нити отстают. Ткани выцвели, секутся, у правого плеча святого – штопка. На подкладке – разрывы и заплаты. ИКОНОГРАФИЯ См. кат. 18. АТРИБУЦИЯ Упоминание в надписи «чад» свидетельствует о том, что покров был начат при жизни двух детей Анастасии – дочери Марии, родившейся 17 марта 1551 г. и умершей через несколько месяцев, и сына Дмитрия, родившегося 11 октября 1552 г. и умершего в июне 1553 г. Таким образом, покров был выполнен в 1551–1553 гг. ВЫСТАВКИ 1988 Нью-Дели, 70. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Опись Успенского собора 1876. Стб. 346, 450, 528, 765; Опись Успенского собора 1853, л. 181 об., 645–6; Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 13, 12204; Маясова 1971 (3). С. 95–97, табл. 38; Маясова 1985. С. 202, ил. 64; Государственная Оружейная палата 1988. С. 324; Маясова 1995 (3). Ил. 45 20. ПЕЛЕНА МИТРОПОЛИТ ИОНА Москва, середина XVI в. Камка, тафта (XVI в., Италия), шелковые, серебряные и золотные пряденые и сканые нити, жемчуг; ткачество, шитье, низание. 38,5х28 Происходит из Успенского собора Московского Кремля. Поступила из Патриаршей ризницы в 1920 г. 444 Инв. ТК-40 Кат. 20 Пелена подвесная к одноименной иконе, стоявшей у горнего места. На среднике по голубой камке изображен прямолично, в рост, митрополит Иона с распростертыми руками, в крестчатом саккосе, омофоре и архиерейской шапке с херувимом на очелье. Правая рука благословляет, в левой, покрытой платом, он держит Евангелие. Личное шито тонким некрученым светло-песочным шелком «атласным» швом и «в раскол» «по форме»; окладистая борода – крученым серым шелком с темно-коричневыми прядями. Коричневым же шелком отмечены черты, контуры рисунка и детали. Нимб, одежды, плат и Евангелие шиты прядеными серебряными и золотными нитями с цветными прикрепами (швы – «ягодка», «ягодка двойная», «рядки», «черенок», «разводная клетка»). На зарукавьях и подольнике саккоса, а также на окладе Евангелия вышиты разноцветные камни. Подкладка саккоса и обрез Евангелия шиты малиновым шелком, позём – сканым золотом с зеленым шелком.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

45х46,5 Происходит из Успенского собора Московского Кремля. Поступила из Патриаршей ризницы в 1920 г. 868 Инв. ТК-2743 Кат. На среднике по малиновому атласу в ореоле, шитом прядеными золотными нитями, изображена Богоматерь Знамение. Младенец со свитком в одной руке и сложенной в молении второй рукой. Фон ореола – незашитый, по углам средника – профильные херувимы. На фоне – шитые серебром надписи: хс, мр у. На обрамленных с двух сторон золотными полосами каймах по той же малиновой камке, что и на среднике, серебряной пряденой нитью вязью шит тропарь праздника иконы «Богоматерь Знамение»: ко неборимую стену и чюдесъ стжавъше т бце сопротивныхъ опо(л)чени ни(з)лагаемъ те(м) же моли(м) т ми(р) граду (т)воему//дару(и) душа(м) нши(м) велию мило(ст) честнаго браза твоего знамение пра(з)нующе и людие//твои бгородиче и лицемъ аще див(н)ую побе(д)ил сопроти(в)ных граду твоему дарова те(м) же верою взывае(м) раду(и)с дво христино(м) по(х)вала. Надпись начинается на верхней кайме, переходит на правую, затем на левую и на нижнюю. Буквы на первых двух направлены внутрь произведения, двух других – наружу. Личное шито тонким крученым сероватым шелком плотно «по форме» «атласным» швом с небольшими оттенениями под глазами и к вискам. Черты ликов, глаза, волосы Младенца и херувимов, контуры и детали рисунка шиты темно-коричневой нитью. Одежды и нимбы – прядеными серебряными и золотными нитями с густыми цветными прикрепами (швы – «ягодка», «черенок», «клопчик», «ягодка с крестиком», «перышки»). Подкладка из зеленой тафты. На подкладке сверху пришиты три матерчатые петли. СОХРАННОСТЬ Ткани загрязнены, на подкладке – разрывы. ИКОНОГРАФИЯ Иконография традиционна для второй половины XVII в. (см. кат. 114,137). АТРИБУЦИЯ Плотное шитье с умеренным оттенением в ликах, небольшой набор золотных швов, четкая, красивая вязь с большим количеством лигатур и выносных букв, при э том определенная линеарность и угловатость складок одежд, характерная форма носа Марии позволяют датировать произведение второй половиной XVII в.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Того же цвета усы и борода. Темно-коричневым шелком отмечены черты лица, глаза, пряди в волосах, контуры лица и рук. Все остальное шито прядеными серебряными и золотными нитями крупными швами с малозаметными прикрепами (швы – «клетчатый городок», «черенок», «ягодка», «ягодка в четыре клетки», «клопчик»). На зарукавьях и подольнике саккоса – узор из кругов и цветов. Кисти у омофора сканого золота с красным и зеленым шелком. Коричневой нитью со сканым золотом шита обувь. В нимбе святого – семь жемчужных розеток с рубинами и изумрудами в золотых оправах в центре. Жемчужная розетка с четырьмя более мелкими камнями – посреди куколя, пять таких же и четыре неполных – на Евангелии. Вокруг нимба, куколя, плеч и на зарукавьях – обнизь крупным жемчугом. Контуры и детали изображения обведены серебряной пряденой, свитой в спираль нитью. По сторонам нимба святого на фоне пряденой золотной нитью вышита надпись: аги(с) митрополи(т). Каймы покрова из малинового атласа с двух сторон оторочены золото-серебряным кружевом. По краям – серебряная бахрома. Подкладка из розовой хлопчатобумажной ткани. На верхнем крае подкладки – белая хлопчатобумажная полоса с пятью металлическими кольцами. С левого бока – пять колец. СОХРАННОСТЬ По-видимому, утрачена первоначальная кайма с литургической надписью, замененная каймой малинового атласа с кружевом и бахромой. Золотное шитье потерто. Ткани выцвели, помяты. Подкладка имеет пятна. ИКОНОГРАФИЯ Особенностями иконографии покрова являются положение благословляющей руки, развернутой к зрителю, а также изображение палицы. АТРИБУЦИЯ Принадлежность покрова к мастерской Акулины (Акилины) Петровны Бутурлиной определяется по художественным и технико-технологическим признакам, общим для всех ее произведений 896 . Наиболее близок покров к покрову с изображением архиепископа ростовского Исайи, хранящемуся в Ростовском музее 897 . Интересно отметить, что из одной и той же мастерской одновременно выходят два покрова (кат. 152 и 153) на гроб митрополита Алексия. Можно предположить, что один из них был выполнен Акулиной Бутурлиной по заказу, как и соловецкая плащаница (кат.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Личное шито некрученым шелком песочного цвета плотным швом «в раскол» с небольшими оттенениями светло-коричневым. Чепец и хитон Богоматери шиты сканым золотом с голубым шелком, мафорий Марии и одежды Христа – пряденым золотом с вишневой и светло-коричневой прикрепой (швы – «черенок» и «ягодка»), нимбы – пряденым золотом простым швом. На нимбе Богоматери, окруженном золотной рельефной «веревочкой», такой же «веревочкой» выложен узор в виде вьюнка. По контурам фигур, складкам одежд и монограммам проложен настил из белых нитей, предназначавшихся под жемчужное низание. Обрамленный золотной «веревочкой» средник наложен на турецкий золотный атлас с узором крупных растительных клейм и цветов. К этой ткани пришиты каймы также из турецкого золотного атласа с растительным узором другого рисунка (клейма с «перцами» и толстыми решетчатыми стеблями) по малиновой же земле. Пелену обрамляют широкие каймы со стихирой Одигитрии, шитой пряденым серебром вязью: иже на херувиме зд и и(с)певаемы и т сераимъ сшедъ есть с н(е)ба блжена гли во//спша//радостна дво не бнтьнаго//к бга во чреве своемъ бъемъше. Надпись выполнена с ошибками. Она начинается на верхней кайме, переходит на правую, затем на левую и нижнюю. Буквы на первых двух каймах направлены к центру, на двух других – наружу. По краям пелена обшита серебряной рамкой. Подкладка из малиновой тафты. На подкладке внизу пришита бумажка с надписью чернилами: 469. Наверху – кусок желтой хлопчатобумажной ткани также с надписью чернилами: ОРУЖ. ПАЛ. 1897. ДН. 1423. СОХРАННОСТЬ И РЕСТАВРАЦИЯ Пелена была переделана: турецкие ткани и кайма с надписью не первоначальны. Золотное шитье местами потерто, в надписи отставание нитей. Утрачен весь жемчуг, что отмечено в акте приема 1931 г. Ткани секутся, имеют прорывы. Подкладка имеет штопки, наверху – заплаты, загрязнена. ИКОНОГРАФИЯ Композиция пелены и несоответствие маленького изображения Богоматери Тихвинской 501 ее общему размеру связаны с переделкой. АТРИБУЦИЯ У В. Т. Георгиевского и в Описи Оружейной палаты 1914–1930-х гг.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Сольвычегодск, мастерская Анны Ивановны Строгановой, 1650–1660-е гг. Камка (XVII в., Италия), холст, шелковые, серебряные и золотные пряденые и сканые нити, жемчуг; ткачество, шитье, низание. 56,5х58 Приобретен у M. М. Успенского в 1986 г. 789 Инв. ТК-3264 Кат. На среднике по малиновой камке в широком ореоле вышито поясное изображение Богоматери Знамение. Младенец с согнутыми на груди руками, в левой держит свиток. На очелье и плечах Богоматери – звезды. В углах средника – два профильных херувима и два серафима. Личное шито плотно тонким крученым шелком песочного цвета «атласным» швом и местами «в раскол» «по форме». Черты ликов, контуры рисунка и детали прошиты темно-коричневым шелком; светло-коричневая линия соединяет брови, идет под глазами, от носа к глазам и вискам, по абрису ликов, отмечает суставы рук Марии. Тем же шелком даны тени под носом и на подбородке. Губы розовые. Голубой и зеленый крученый шелк – в подкрыльях херувимов и серафимов. Сканым золотом с голубым шелком шит чепец Богоматери. Все остальное (одежды, нимбы, ореолы, крылья) шито пряденой золотной нитью с вишневой, бледно-зеленой, голубой и желтой прикрепами (швы – «черенок», «городок», «ягодка двойная» и «в четыре клетки», «перышки», «рядки», «клопчик»). Выделяется голубая прикрепа на вороте, зарукавьях и кайме мафория, видной ниже ореола с Младенцем. Нимбы Богоматери, Христа и херувимов обнизаны мелким жемчугом. Еще более мелким жемчугом вышиты надписи он (на перекрестье у Христа), хс (на ореоле и на фоне), мр у, (дважды), (дважды). Средник и каймы обрамлены широкими шитыми золотной нитью полосками с цепочкой овалов. На каймах по фиолетовой (таусинной) камке четкой красивой вязью с наличием узорных букв шит евхаристический канон: пиите т не вси се есть кровъ//мо новаго завта же за вы//и за моги изливаема//во ставление грховъ. Песнопение начинается на верхней кайме, переходит на правую, затем на левую и нижнюю. Буквы на двух первых каймах направлены внутрь сударя, на двух других – наружу. Подкладка из светло-зеленой камки с рисунком крупных цветов. К ней наверху пришиты матерчатые петли.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Все три темы представляют распространенные иконографические схемы. Однако соединение их в одну композцию привнесло свои особенности. Так, апостолы изображены не сидящими, как обычно, а в виде поясных фигур, заключенных в медальоны. Святой Дух над ними одновременно входит в сцену «Новозаветная Троица». Прототипом описываемой палицы является хранившаяся в Патриаршей разнице другая палица первой четверти XVII в. – молдо-влахийского происхождения 855 . Повторяя ее, эта палица отличается не только общим художественным стилем и рисунком, но и отдельными композиционными моментами. Так, здесь нет ангелов над Христом, звезд, херувимов и цветов во втором круге и по углам и, основное, – вместо характерного для молдо-влахийского шитья заполнения кайм цветочной гирляндой, здесь помещена обычная для русских памятников литургическая надпись. АТРИБУЦИЯ Бытование обоих памятников в кремлевском собрании, так же, как и тщательность исполнения, надо думать, свидетельствует о выполнении нашей палицы в Москве во второй половине XVII в. ВЫСТАВКИ 1990–1991 Сиэтл – Вашингтон, 71; 2002–2003 Мемфис – Топика (США), Р. 57. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Опись Патриаршей ризницы 1910. С. 54, 5; Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 13, 12097; Опись Соловецкого собрания 1928/2, д. 69, л. 8 об., 137; Маясова 1995(1). С. 270. 135. ВОЗДУХ ХРИСТОС ВО ГРОБЕ Москва (?), вторая половина XVII в. Камка (XVII в., Франция?), холст, шелковые, серебряные и золотные пряденые и сканые нити, жемчуг; ткачество, шитье, низание. 59х81 Поступил из Вознесенского монастыря Московского Кремля в 1919 г. 856 Инв. ТК-2498 Инв. На среднике воздуха вышит лежащий во гробе Христос, руки которого вытянуты вдоль тела. Перед гробом – сложенная в виде горки плащаница. Два угла гроба не поместились на среднике и срезаны, вероятно, при присоединении кайм. Над гробом – прямоличный херувим и два летящих ангела. У каждого из них – две рипиды (одна круглая, другая ромбовидная) с кружком посредине, шитым песочным шелком. Около изображений – жемчужные надписи: на нимбе – он, на фоне – хс, анги г(с)дни, херувимъ.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

С ранними произведениями Строгановых (до 1660-х гг.) покров «царевич Димитрий» сближают и черты лика – тонкие дуги бровей, рисунок носа, ушей. Личное здесь также шито тонким крученым шелком сероватого тона, а украшение одежды – цветными кружочками, имитирующими камни, – встречается и в других произведениях мастерских Строгановых. А.В. Силкин считает, что участие в работе над покровом строгановских мастериц невозможно из-за отдаленности от Москвы этих мастерских (Сольвычегодск), а также из-за отсутствия на покрове характерной системы моделировки ликов, однако в 1620-х гг. эта система еще не выкристаллизовалась. Косвенным подтверждением датировки покрова является совпадение его иконографии с иконографией образа на серебряной раке Димитрия, созданной в 1628–1630 гг. 646 . В этот период, когда Михаил Федорович выбирал супругу, работой светлицы несомненно руководила его мать – старица Марфа. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Опись Архангельского собора 1730, л. 9–9 об.; Опись Архангельского собора 1771–1773, л. 140; Опись Архангельского собора 1857, л. 78; Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 13, 12214; Маясова 2002. С. 347–349, ил. 9 80. ВОЗДУХ ХРИСТОС ВО ГРОБЕ Москва, Царицына мастерская палата, знаменщик Иван Гомулин, 1627. Камка (XVI в., Италия), шелковые, серебряные и золотные пряденые и сканые нити, жемчуг, рубины, золото; ткачество, шитье, низание. 70х86,5 Поступил из Благовещенского собора Московского Кремля в 1919 г. 647 Инв. ТК-2745 Кат. На среднике по красной камке изображен лежащий в гробу Христос. Руки Христа вытянуты вдоль тела. Перед гробом – сложенная в виде горки плащаница. Над гробом – прямоличный херувим и два ангела, каждый ангел держит две рипиды. На фоне шитые жемчугом надписи: хс, аглъ гнь (дважды), херувимъ. Личное шито плотно тонким некрученым шелком золотисто-песочного цвета «в раскол» «по форме». Черты ликов и контуры отмечены коричневой нитью. Такой же нитью шиты и волосы ангелов. В полосах и бороде Христа – коричневая нить со сканым золотом. Сканым золотом с коричневым шелком разных оттенков шиты покров и гроб.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010