По словам Эгерии, после обычного воскресного богослужения народ вместе с епископом шёл на Елеонскую гору, где собирался в церкви. Там пелись различные праздничные гимны, затем, в девятом часу, люди шли на место Вознесения Господня, где и продолжалось богослужение. В одиннадцатом часу, после чтения Евангелия, народ с пальмовыми и масличными ветвями шёл с вершины горы в храм Воскресения, сопровождая епископа «в том образе (in eo typo), в котором некогда сопровождали Господа» 637 . Указание на то, что епископ шел в «том же образе», что и Господь, говорит о том, что с большой долей вероятности он был верхом на осле. Таким образом, можно предположить, что традиция совершать шествие верхом на осле зародилась именно в Иерусалимской Церкви, где и происходили сами события торжественного Входа Господня. С этим мнением также согласен известный литургист и богослов М.Н. Скабалланович , который пишет: «...древний обычай шествия на осляти в неделю ваий и нынешний повсеместный обычай употребления (и благословения) ваий в эту неделю получил начало в Иерусалимской Церкви» 638 . Чин шествия на жребяти в Константинополе в веках В веках в Константинополе в праздник Входа Господня в Иерусалим также совершалось шествие Патриарха на жребяти. Протоиерей К. Никольский сомневается в существовании в Византии данного чина. Своё мнение он аргументирует тем, что византийский император Константин Порфирородный (Х в.) в трактате «О церемониях» De ceremoniis) говорит о праздновании Вербного воскресения в Константинополе, но совершенно не упоминает о том, что Патриарх верхом на коне совершает шествие 639 . В более позднее время в своих трудах этот обычай не упоминает ни византийский Патриарх Феодор Вальсамон (XII в.), ни византийский писатель XV века Георгий Кодин. По нашему мнению, данные авторы могли не упомянуть о существовании чина по той причине, что езда Патриарха верхом на жребяти в Неделю ваий для жителей Константинополя не являлась чем-то особенным. Тот же Константин Порфирородный свидетельствует, что в Византии епископы всегда передвигались верхом, в частности, они ездили верхом во всех крестных ходах, а не только в Неделю ваий.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Теперь мы представим черты учения о Божестве Иисуса Христа из писаний того поборника истины, которого последние дни относятся уже к 4 веку, именно: Святого Мефодия 112 В писаниях святого Мефодия, Епископа Патарскаго и потом Тирского, учение о Божестве Иисуса Христа является между наставлениями нравственными. Приведем некоторые места из Слов его о Симеоне и Анне (или на день Сретения Господня) и в неделю Ваий. В слове о Симеоне и Анне св. Мефодий делает весьма замечательное приложение к событию вифлеемскому видения Пророка Исайи ( Ис. 6:1 ): «Вот престол высокий и превознесенный славою Создателя – Дева-Матерь Царя, Господа Саваофа! На сем престоле, разумею престол – Деву, созерцай Господа, ныне пришедшего к тебе во плоти, благоговей пред Тем, Который благосовершил сие новое и прехвальное к тебе пришествие» 113 . «Взирай очами веры, и ты увидишь окрест Его царственное оное священноначалие Серафимов; ибо присутствие небесного Царя не бывает без спутников небесных. И тогда они славословили не просто Триипостасное единое Божество, но воспевали и ту достопокланяемую славу Божества, которая открылась ныне в явлении на землю Бога, единого от Святыя Троицы; ибо они говорили: исполнь вся земля славы Его ( Ис. 6:3 ). Мы веруем, что в Сыне, по благоволению хотения ( Еф. 1:5 ) соделавшемся ради нас человеком, по нераздельному Божеству пребывает Отец со Духом единосущным Ему. Так священнотаинник Павел говорит: Бог бе во Христе, мир примиряя Себя, не вменяя им согрешений их ( 2Кор. 5:19 )« 114 . «Скажи пред Ним (родившимся), как Моисей: Сей Мой Бог, и прославлю Его: Бог отца моего, и вознесу Его ( Исх. 15:2 ).» «Дева без мужа родила Первенца, Единородного от Отца Сына, родила, говорю, Того, Который в вышних без Матери просиял из сущности единого Отца» 115 . В слове на неделю Ваий говорит: «Благословен грядый ныне в образе смирения и паки Имеющий прийдти во славе, Являющийся теперь на осляти кротким, и Сопровождаемый радостными восклицаниями младенцев, дабы исполнилось написанное: видена быша шествия Твоя, Боже, шествия Бога моего Царя, иже во святем ( Пс. 67:25 ), а в другой раз Имеющий прийдти на облаках грозных, окруженный Ангельскими Силами» 116 !

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Теперь мы представим черты учения о Божестве, Иисуса Христа из писаний того поборника истины, которого последние дни относятся уже к 4 веку, именно: Святого Мефодия 417 В писаниях святого Мефодия, епископа Патарского и потом Терского, учение о Божестве Иисуса Христа является между наставлениями нравственными. Приведём некоторые места из Слов его о Симеоне и Анне (или на день Сретения Господня) и в неделю Ваий. В слове о Симеоне и Анне св. Мефодий делает весьма замечательное приложение к событию Вифлеемскому видения пророка Исаии ( Ис.6:1 ): «Вот престол высокий и превознесённый славою Создателя – Дева-Матерь Царя, Господа Саваофа! На сем престоле, разумею престол – Деву, созерцай Господа, ныне пришедшего к тебе во плоти, благоговей пред Тем, Который благо совершил сие новое и прехвальное к тебе пришествие» 418 . «Взирай очами веры, и ты увидишь окрест Его царственное оное священноначалие Серафимов; ибо присутствие небесного Царя не бывает без спутников небесных. И тогда они славословили не просто Триипостасное единое Божество, но воспевали и ту достопокланяемую славу Божества, которая открылась ныне в явлении на землю Бога, единого от Святой Троицы; ибо они говорили: исполнь вся земля славы Его ( Ис.6:3 ). Мы веруем, что в Сыне, по благоволению хотения ( Еф.1:5 ) соделавшемся ради нас человеком, по нераздельному Божеству пребывает Отец со Духом единосущным Ему. Так священнотаинник Павел говорит: Бог бе во Христе, мир примирял Себе, не вменяя им согрешений их ( 2Кор.5:19 )» 419 . «Скажи пред Ним (родившимся), как Моисей: Сей Мой Бог, и прославлю Его: Бог отца моего, и вознесу Его ( Исх.15:2 )». «Дева без мужа родила Первенца, Единородного от Отца Сына, родила, говорю, Того, Который в вышних без Матери просиял из сущности единого Отца» 420 . В слове на неделю Ваий говорит: «Благословен грядый ныне в образ смирения и паки Имеющий прийти во славе, Являющийся теперь на осляти кротким, и Сопровождаемый радостными восклицаниями младенцев, дабы исполнилось написанное: видена быша шествия Твоя, Боже, шествия Бога моего, Царя, Иже во святем ( Пс.67:25 ), а в другой раз Имеющий прийти на облаках грозных, окружённый ангельскими Силами» 421 !

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Собор освидетельствовал новоисправленный Часослов (М., 1666 г.; Зернова, 314 ).   Последующие соборы 1672, март. Собор о учреждении Нижегородской епархии. 1675, май – 15 октября. Закрытие Монастырского приказа ( Успенский Б. А. II, 315 (прим. 13) ). Переход церковной администрации, суда и финансов в руки духовенства . Вопрос о границе епархий. Порядок церковного суда. Вопрос об архиерейском служении и архиерейском облачении (см.: Попов ) . 1678. Вопрос о чине шествия на осляти в Вербное воскресенье: право совершать шествие было предоставлено только патриарху в Москве. 1681, ноябрь. Собор против скитов. Постановление о передаче раскольников гражданскому суду и об уничтожении старообрядческих пустыней ( Белякова, 341 ). Постановление о Чине освящения воды посредством мощей (см.: Мусин, 367 ) . 1682. Отклонено предложение царя Феодора Алексеевича (с подачи греков) о реформировании административно-территориального устройства церкви и увеличении числа архиереев, и проект открытия новых 34 епархий. Вопрос о вдовых священниках, об отношении к местам погребения и общественной молитвы. Запрет организации базаров и ярмарок около монастырей и церквей. О Соборе см.: Виноградский . На Соборе был освидетельствован и подписан правленый издаваемый Типикон (М., 1682) . 1677-1678. Соборы (два) о деканонизации блгв. Анны Кашинской (см. Голубинский, 164-169; Ключевский, 268 ) . 1690, январь. Собор, осудивший католическое учение о времени пресуществления Святых Даров и запретивший ряд сочинений украинских богословов. 1698. Собор о крещении и других обрядах, совершенных нерукоположенным дьячком Юшком Микляевым (Михеевым), и о диаконе Петре Артемьеве, принявшем католичество. Библиографический список  Анна Кашинская - “Святая благоверная великая княгиня Анна Кашинская”, М., 2004г. Белокуров I - Белокуров С. А. “Материалы: Чин избрания, наречения, благовестия, посвящения и шествия около города патриарха Никона. Список с настольной грамоты патриарху московскому Никону”, ХЧ, 1882г., 7-8. Белокуров II - Белокуров С. А. “Деяние Московского церковного Собора 1649г. (Вопрос о единогласии в 1649-1651гг.)”,//ЧОИДР, 1894(4), отд.3, стр.29-52.

http://bogoslov.ru/article/376316

Анализируемый нами памятник с несомненностью устанавливает факт существования в IX–X вв. в Константинополе обряда «шествия на жребяти», по примеру спасителя, 2  вселенского патриарха в храм 40 мучеников, сопровождаемого духовенством и певцами, имеющими в руках ваии, финиковые пальмы и кресты металлические – малые и большие, с пением тропари праздника. Но тот же памятник позволяет нам и углубить время образования этого обряда в Константинопольской церкви. Рукопись, привода текст обряда, как мы изложили его выше, в конце замечает, что она излагает этот обряд κατ τν νν συνθειαν, по ныне действующему обычаю, тогда как прежний порядок его, κατ τν πρτην συνθειαν, был иной, и патриарх совершал шествие на жребяти не в храм 40 мучеников, а в мартирий св. Трифона близ Хамунда и оттуда в мартирий св. Романа в Елевихе и, наконец, на форум св. Константина. Какие причины вызвали эти изменения в обряде недели ваий – трудно сказать определенно, но, по всей вероятности, его сложность и отдаленность названных пунктов от св. Софии и форума – вот причины к этому. Но было необходимо, конечно, иметь время на то, чтобы признать неудобство этого второго направления в шествии патриарха на жребяти для освящения ваий. В виду этого можно с полною несомненностью датировать данный обряд по времени его образованния в Константинополе IX в. Переходя теперь к нашему обряду шествия первоиерарха русской церкви на осляти в неделю ваий и оставляя пока в стороне вопрос о времени перехода его в русскую церковь в домонгольский период, о чем нерешительно высказывается академик Б.Б. Голубинский в своей «Истории русской церкви», 3  чему нисколько не противоречит дата установления обряда в Византии, мы намереваемся здесь указать черты сходства и различия в византийском и русском обрядах. Черт сходных сравнительно мало, но это можно объяснить тем, что мы имеем не одинаковые по времени памятники: славяно-русские памятники чина «действа ваий» мы имеем не ранее XVI в., а большею частию XVII столетия и притом в полных уставных и самостоятельных изложениях в отдельных сборниках, тогда как византийский чин находится в рукописи X–XI века и притом с практикою краткого уставного изложения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Божественная литургия для детей и крестный ход совершены в Санкт-Петербурге в Вербное воскресенье апреля 2014 Около 15 тыс человек собрала " детская " Божественная литургия, совершенная в  Исаакиевском соборе  Санкт-Петербурга в праздник Входа Господня в Иерусалим, 13 апреля. Богослужение, посвященное 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, покровителя учащихся, возглавил  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий . Среди гостей праздника были  вице-губернатор Василий Кичежди , представители администрации города, депутаты Законодательного Собрания. За богослужением молились дети из Санкт-Петербурга, Украины, Грузии и Сербии, юные суворовцы, нахимовцы и кадеты. Одним из организаторов праздника стал фестиваль " Академия православной музыки " . За богослужением пели его участники - грузинский хор мальчиков " Бичеби " , хор мальчиков петербургского училища имени Михаила Глинки, а также сербская певица Дивна Любоевич с ансамблем " Мелоди " . Разноязыкость многоголосий подчеркивала вселенскость православной веры и то, что, несмотря на события, потрясающие мир, православные - все равно родные друг другу люди.  Крестный ход по давней традиции, которую решили  возродить  в Санкт-Петербурге, был совершен с подобием " шествия на осляти " . Специально к этому дню по историческим документам была изготовлена повозка с украшенным вербным деревом, которая двигалась позади юных хоругвеносцев.  После молитвенного шествия и пения в соборе величания празднику митрополит Варсонофий обратился к присутствующим с архипастырским словом.  " Всегда приятно видеть в храме детей, но как приятно видеть много детей, привлеченных для прославления Господа! Дети - это всегда дар Божий, это райские цветы на нашей земле. Конечно, дети первые встречали Христа Спасителя, когда Он с Елеонской горы спускался в Иерусалим " , - сказал владыка. Правящий архиерей также поблагодарил тех родителей, которые привели детей в храм.  " Наша с вами задача - быть детоводителями ко Христу, чтобы наши дети знали Его, были с Ним. Именно в этом счастье для любого человека - быть со Христом, держаться за Него " , - отметил митрополит Варсонофий. В честь юбилейного года детям раздали иконки преподобного Сергия Радонежского, житие и акафист святому.  " Вода живая " , 13.04.14 Поделиться 28 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 21 апреля 2024 11 апреля 2014 27 апреля 2024 26 апреля 2024 19 апреля 2024 18 апреля 2024 28 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=507...

«Вот что мы писали в докладной записке 1905 года: Если бы такое событие (восстановление патриаршества) совершилось в великом посту, то не позже Троицы состоялся бы и законный собор поместный с участием восточных патриархов, а к осени святая церковь процвела бы такою сплою благодатной жизни и духовного оживления, что оно бы увлекло паству далеко-далеко от тех зверских инстинктов, которыми теперь раздирается наша родина, и Самодержавная Власть непоколебимо и радостно стояла бы во главе народной жизни. По лицу родной страны раздавались бы священные песнопения, а не марсельезы, в Москве —267— гудели бы колокола, а не пушечные выстрелы; черноморские суда, украшенные бархатом и цветами, привозили бы и отвозили преемников апостольских престолов священного востока, а не изменников, не предателей, руководимых жидами; и вообще революции ни тогда бы не было, ни теперь, ни в будущем, потому-что общенародный восторг о восстановлении православия после долгого его плена и подступиться не дал бы сеятелям безбожной смуты». 1788 Вот как полярно противоположны мнения по вопросу об установлении патриаршества в русской церкви. Как же отнестись к этим двум крайним мнениям? По-видимому, такая рознь во мнениях и такое резкое их выражение обуславливаются разностию источников, из которых представители того и другого мнения черпали свои сведения и составляли свои представления о будущем российском патриархе. Они стояли на совершенно разных плоскостях, когда решали существенный в данном случае вопрос: что есть патриарх? Какие это плоскости? Эти плоскости – литературные, бытовые, исторические и канонические. По первой патриарх есть высший архипастырь, своим священным саном превосходящий всех епископов, архиепископов и митрополитов поместной Церкви. Священнослужение его отличается необычайною торжественностью и благолепием. Для любителей церковной обрядности восстановление его действительно очень желательно и сделать его весьма легко: патриаршая ризница и библиотека сохранили все детали патриаршего священнослужения и ритуала до полного описания обряда «шествия на осляти».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Старинная традиция празднования Входа Господня в Иерусалим возрождается в Санкт-Петербурге апреля 2014 Старинная традиция празднования Входа Господня в Иерусалим возрождается в Санкт-Петербурге. О том, как будет отмечен предстоящий праздник в Исаакиевском соборе , где впервые богослужение возглавит митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , шла речь 11 апреля в пресс-центре северо-западного представительства " Интерфакса " .   Событие Входа Господня в Иерусалим описано в Священном Писании. О смысле праздника и его сути рассказал ректор СПбПДА архиепископ Петергофский Амвросий . С давних пор в этот день на богослужениях присутствуют внешние атрибуты - ветви пальмы и вербы. Литургия, которую называют " детской " , уже не раз совершалась в некоторых храмах северной столицы, но детей собирается мало, обычно это учащиеся воскресных школ. В нынешнее Вербное воскресенье состоится масштабное богослужение с пением детских хоров, а в крестном ходе примут участие более 2 тыс детей. " В этом году мы отмечаем 700 лет со дня рождения преподобного Сергия Радонежского - покровителя детей. Ему посвящен этот детский праздник. Участники получат подарки - иконки с изображением преподобного и книги с его житием и акафистом. Это событие положит начало традиции и, наверняка, всем запомнится. Такого рода праздники привлекали в Москву много иностранцев. О том, как на Руси проходили " шествия на осляти " , мы узнаем из иностранных источников, которые в восторге это описывали " , - добавил архиепископ Амвросий. В предстоящее воскресенье в северную столицу приедут дети из Сербии и Грузии, добавил вице-губернатор Василий Кичеджи. " Это будет приятный, хороший и добрый праздник. Царицей добродетели является любовь - к детям и друг другу. Чем больше будет таких традиций в нашем городе, тем жить нам станет легче " , - сказал вице-губернатор. Уникальность предстоящего богослужения и в том, что впервые в России будет петь соборный разноязыкий хор. В него войдут мальчики из петербургского хорового училища имени Глинки, хор из Грузии, сербская певица Дивна Любоевич с ансамблем " Мелоди " . Подобная традиция " разноязыкости "   существует с XVII века. Крестный ход пройдет под звучание возрожденной звонницы Исаакиевского собора - и этим тоже продолжается историческая традиция, рассказала научный консультант фестиваля " Академия православной музыки " Екатерина Смирнова.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=506...

Центральным местом проведения торжеств в честь преподобного в нашей епархии стала возрождающаяся  Троице-Сергиева мужская пустынь . И хотя, в силу известных причин, монастырь подошел к юбилею в еще только восстанавливаемом виде, праздник все же состоялся на высоком организационном уровне. Также в рамках юбилея состоялись научно-практические конференции, крестные ходы, молебны, выставки, фотовыставки, концерты, кинопоказы, чтения, конкурсы, презентации изданий и многое другое.  Событиями, оставившими глубокий след в сердцах жителей города, стали пастырские визиты Предстоятеля нашей Церкви Святейшего Патриарха Кирилла. В этом году он оказал нам большую честь, посетив пять раз свой родной Санкт-Петербург. Духовенство и верующие с любовью и радостью встречают Его Святейшество, поскольку его приезд всегда вдохновляет, настраивая на созидательную работу во благо Церкви и города.  В рамках братских визитов в пределы Русской Православной Церкви северную столицу посещали главы Поместных Православных, а также христианских Церквей. Высокими гостями были Святейший Патриарх Болгарской Неофит, Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион, Коптский Патриарх Феодор II, Блаженнейший митрополит Американский и Канадский Тихон. Встречая высоких гостей, епархия вносит заметный вклад в дело общения нашей Церкви с мировым христианством.     Нельзя не отметить еще одно беспрецедентное по масштабу и значимости событие - пребывание с 14 по 17 января в Санкт-Петербурге христианской реликвии с Афона - Даров волхвов. К святыне пришло 165 тысяч человек. Такие события оживляют религиозную жизнь народа, помогают обратить внимание на верующих жителей города. Около 15 тысяч человек собрала " детская " Божественная литургия в Исаакиевском соборе в праздник Входа Господня в Иерусалим 13 апреля. Богослужение было посвящено юбилею преподобного Сергия Радонежского - покровителя учащихся. Певчими и чтецами выступили юные воспитанники православных гимназий и воскресных школ. За богослужением молились дети из Санкт-Петербурга, Украины, Грузии и Сербии, юные суворовцы, нахимовцы и кадеты. После состоялся ставший уже традиционным крестный ход с подобием " шествия на осляти " . 

http://mitropolia.spb.ru/docs/doklad-mit...

Б.А. Успенский 57 использует «Возражения или Разорения...» в трактовке обряда шествия на осляти в Вербное воскресенье и соотнесении Патриарха Московского и Папы Римского. Д.Ф. Полознев рассматривает 8-й и 11-й вопросы-ответы «Возражения» и приходит к выводам о довольно цельной системе представлений Патриарха Никона , опиравшейся на церковную традицию и ориентированного на сложившуюся в связи с «делом Никона» ситуацию. В другой работе он отмечает значение «Возражения» в исследовании проблем церковного суда в России XVII в. 58 С.В. Лобачев называет «Возражение или Разорение» своеобразным духовным завещанием, в котором Никон высказался по всем волнующим его вопросам, причем ни разу не обмолвившись о церковной реформе. Очевидно, главным делом Никона была не реформа, а возвышение роли священства и Вселенского Православия, что нашло отражение в новом внешнеполитическом курсе Русского государства 59 . Таким образом, несмотря на то, что «Возражение или Разорение» Патриарха Никона уже более 150 лет введено в научный оборот, использовалось оно исследователями мало и очень специфично: выявлялся комплекс «теократических» воззрений Святейшего, а богословская составляющая и принципы написания отходили на второй план. Исключением можно считать работы М.В. Зызыкина, в которых рассматривались вопросы соотношения священства и царства в «Возражении», текстологические комментарии Г.В. Вернадского и В.Б. Туминой, где были выявлены источники (не все) «Возражения», и В.В. Шмидта, в которых воззрения Патриарха Никона рассматривались через призму состояния православной богословской мысли X–XVII вв. При этом указанными исследователями не были освещены принципы составления «Возражения», методы цитирования Священных Писания и Предания, детально не прорабатывались отдельные отрасли богословия на предмет соответствия вклада Патриарха Никона в развитие религиозной философии в контексте полемики третей четверти XVII в. В свою очередь мы обращаем внимание на то, что в «Возражении» можно выделить несколько пластов традиционных текстов: Писание и Предание, постановления Вселенских, Поместных соборов, правила святых отец, правила свт. Василия Великого , правила и апостольские заповеди архиепископа Александрийского Кирилла, градские законы греческих и русских царей, заповеди царей Константина и Мануила, устав св. князя Владимира, Кормчую книгу, Соборное уложение и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/bo...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010