Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Шествие на осляти — православный обряд, совершавшийся в Русском государстве в праздник Вербного Воскресенья и символизировавший вход Господень в Иерусалим — въезд Иисуса Христа на осле. На осла обычно садился митрополит, позднее – патриарх, а под уздцы лошадь вел царь. За эту работу, за то что вел под уздцы «ослика», царь получал от патриарха денежное вознаграждение – 100 рублей. Обычай шествия на осляти в Вербное воскресенье существовал в русских землях с середины 16 века до времени Петра I. В Москве на «осле», ведомом государем, шествовал патриарх, а в других городах – на «осле» ехал епископ или архимандрит крупнейшего монастыря, ездовое животное под уздцы вел воевода. С ослами на Руси была некоторая напряженность, поэтому под ослика маскировали низкорослую лошадь. На нее шили белую попону с длинными ушками. Избранного на такую почетную роль коня готовили задолго. Подготовка лошади, играющей роль осла, заключалась в следующем. Целый месяц до Вербного воскресенья ее держали на диете, чтобы сходство с ослом было большее. А за три дня до крестного хода не кормили вообще, во избежание недоразумений во время хода. Также в течение месяца лошадь водили по маршруту крестного хода, чтобы она привыкла и не пугалась. Описание На полотне изображена процессия, шествующая с богослужения в Церкви «Вход Господень в Иерусалим» (одной из девяти церквей Покровского собора) к Спасским воротам Кремля (бывшие Фроловские). Изображение условно делится на две части – справа пеший царь Алексей Михайлович с придворными боярами и челядью, слева Патриарх «верхом на осляти» с группой митрополитов и епископов. Духовенство и Царя связывает тоненький красный шнур, идущий от узды импровизированного «осла» через центр картины к руке царя. На царе Алексее Михайловиче шапка Мономаха, он в роскошном праздничном наряде, с золотым крестом на груди, под руки его поддерживают придворные, так называемые ближние бояре, а слуги и дети раскатывают перед ними ковровые дорожки. В левой руке царя пальмовая ветвь, а в правой  красный шнур от уздечки. Ведя под уздцы лошадь, наряженную ослом, с восседающим на ней Патриархом в образе Господа Иисуса Христа, царь показывает народу пример своего смирения.

http://azbyka.ru/art/shestvie-na-oslyati...

Особое место в послании Никона к Паисию Лигариду отводится его недругам – Крутицкому митрополиту Питириму, боярину Семёну Лукьяновичу Стрешневу, трём монахам, не принявшим текст толкования на литургию, присланный Никону цареградским патриархом Паисием: всех их Никон предал анафеме «не безвинно». Больше всего внимания уделено в послании объяснению причин церковного проклятия, наложенного Никоном на крутицкого митрополита 16 февраля 1662 г. в праздник Торжества Православия на литургии в Воскресенском монастыре 458 . Никон предъявил Питириму следующие нарушения церковных правил. Первое: в Вербное воскресение 1659 г.. 1660 г. и 1661 г. митрополит совершил шествие на «осляти» («Еже бывает святая лития Вайя, и той без всякого сомнения сде на отчее сдалище пред всми людьми непостыдно. И самое то священное//Евангелие пишет, яко един Христос всде и никоему же от апостолъ повел творити тако» – Паисий, л. 149об.–150), и Никон воспринял этот поступок, по его словам, как «духовное прелюбодеяние» 459 . Такая реакция Никона объясняется, по мнению Б. А. Успенского , его представлением об особой харизме патриарха: с точки зрения Никона, патриарх, в отличие от прочих епископов, изображает Христа, поэтому именно патриарх должен участвовать в обряде шествия на «осляти» в Вербное воскресенье; отсутствие патриарха лишает данное действие мистической значимости – шествие на «осляти» превращается в выгуливание лошади с седоком 460 . В качестве аргументов, подтверждающих несоответствие повеления Питирима евангельскому учению, Никон ссылается на первоисточник: «И самое то священное//Евангелие пишет, яко един Христос всде и никоему же от апостолъ повел творити тако, и не вм, аще есть праведно и нам самм тако творити. А их же повел Господь всм творити, глаголюще: „Болныя исцеляйте, прокаженные очищайте, мертвыя воскрешайте, бсы изгоните и друг другу ноги умывайте“, „Алчен б, накормисте, жажден б, напоисте“ и прочая. И ни едино от сих, мню, что-любо сотворил, а яже противная правилом тмами много дют по царскому указу» (Паисий, л. 149об.–150). Кроме того, Никон подметил ещё одну важную в отправлении обряда деталь; участник церемонии был назначен царём. В этой связи острейшая реакция Никона на происходившие события объяснялась не столько самим фактом участия Питирима в шествии на «осляти», сколько то обстоятельство, что местоблюститель не поставил под сомнение своё право исполнять обряд, не возразил, что оно принадлежит только патриарху и тем самым не понудил царя к примирению с Никоном 461 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

истор. Т. IV 199 стр. 371). В 1668 г., указом царя Алексея Михаиловича и грамотою патриарха велено было преосвященному Корнилию митрополиту Сибирскому и Тобольскому в предбудущия лета, в Сибирской митрополии, в неделю 6-ю Великого поста Ваий или Цветоносныя, еже есть Вербное воскресенье, действовать литию над вербою, и на осля вседать архиерею; а водить под ним осля боярам и окольничим и думным людям, и стольникам и дворянам, кто будет в Тобольску на воеводстве большим седоком, в то время кто приключится 17 . Шествие митрополита на осляти в неделю Ваий было также в Рязани и Ростове. Это можно заключить из того, что список новгородского архиерейского Чиновника, или Устава (XVII столетия), в котором указан чин шествия на осляти, находится в Рязанской архиерейской ризнице 18 и в Ростовском Успенском соборе 19 . Затем, весьма вероятно, обряд совершался и в других городах, но не во всех. Прекратилось совершение действа Ваий не везде одновременно. Сперва оно перестало совершаться в городах, кроме Москвы, затем и в самой Москве. В городах, кроме Москвы, оно подверглось запрещению соборным определением при патриархе Иоакиме в 1678 г. В определении похваляется действо Ваий, когда оно совершается в Москве патриархом, что оно «приятно и похвально, наипаче яко благочестивейшие Самодержци наши благоволят в нем, показания ради народу православному образа смирения своего и благопокорения пред Христом Господом, ибо обычай всесмиренный прияша, еже возседшу патриарху на жребя во память въехания Господня в Иерусалим смиряти высоту свою царскую и скипетрокрасными рукама си узде того осляти прикасатися и тако ведуще то даже до храма». Затем в определении говорится о неприличии совершать действо архиереями в городах, кроме Москвы. «Несть бо лепо, едва самому патриарху соизволяемое дело низшим архиереям совершати... От иныя страны (т. е. кроме Москвы) не весьма видится быти прилично. Ибо еже благочестия ради венценосцев попустися… то архиереи по иным городам творити дерзают 20 , идеже, царское лице образующе, и не великия чести начальницы осляти предводитилие сотворяются.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Форма и объём воскресенских посланий Никона находятся в прямой зависимости от количества и содержания обсуждаемых в них вопросов. Послания, посвящённые одному конкретному событию и составленные вскоре после того, как оно произошло, имеют небольшой объём; их композиция проста. Единственный источник, обращение к которому служит основой для убеждения адресата, – книги Священного Писания . Таких писем Никона из Воскресенского монастыря четыре: 4, 10, 11, 14. Остановлюсь на характеристике каждого письма. Весной 1659 г. в Вербное воскресенье Крутицкий митрополит Питирим с позволения царя Алексея Михайловича совершил обряд хождения на «осляти», т. е. занял место патриарха в полном соответствии со своей ролью местоблюстителя патриаршего престола. Убеждённый в том, что это священное действо мог отправлять только патриарх – глава Церкви, Никон написал к царю 4, л. 19–22). Обряд шествия на «осляти» в неделю ваий – один из самых красочных и торжественных религиозных праздников на Руси 132 ; вербное шествие неоднократно было описано путешествовавшими по России в XVII в. иностранцами 133 . Праздник Входа Господня в Иерусалим, с которым символически был связан обряд, принадлежит к числу двунадесятых праздников Господних 134 . Появившийся в Москве в XVI в., обряд этот непосредственно восходил к новгородской традиции. Новгородские наместники вели под узцы «осля» (обычно это был конь, ряженый под осла) с восседающим на нём архиепископом; в Москве соответствующие функции выполняли царь и митрополит (в дальнейшем патриарх). Первосвятитель, восседающий на «осляти» в Вербное воскресенье, представлял Христа, входящего в Иерусалим; царь, ведущий «осля» под узцы, демонстрировал свою причастность к Христу и к общему процессу духовного воскресения; таким образом утверждалась сакральность царской власти, которая определялась её отношением к власти духовной. В столице порядок шествия был измен при патриархе Никоне в 1656 г. 135 : шествие начиналось у Лобного места и направлялось в Успенский собор 136 , что не только подчёркивало восприятие Лобного места как Елеонской горы 137 , Кремля – и вообще Москвы – как Нового Иерусалима, но в определённой мере отвечало и общей культурной направленности реформ патриарха Никона , отражало переосмысление им русской обрядовой практики.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Форма и объем воскресенских посланий Никона находятся в прямой зависимости от количества и содержания обсуждаемых в них вопросов. Послания, посвященные одному конкретному событию и составленные вскоре после того, как оно произошло, имеют небольшой объем; их композиция проста. Единственный источник, обращение к которому служит основой для убеждения адресата, – книги Священного Писания . Таких писем Никона из Воскресенского монастыря четыре: 4, 10, 11, 14. Остановлюсь на характеристике каждого письма. Весной 1659 г. в Вербное воскресенье Крутицкий митрополит Питирим с позволения царя Алексея Михайловича совершил обряд хождения на «осляти», т.е. занял место патриарха в полном соответствии со своей ролью местоблюстителя патриаршего престола. Убежденный в том, что это священное действо мог отправлять только патриарх – глава Церкви, Никон написалк царю 4, л. 22 – 19). Обряд шествия на «осляти» в неделю ваий – один из самых красочных и торжественных религиозных праздников на Руси 131 ; вербное шествие неоднократно было описано путешествовавшими по России в XVII в. иностранцами 132 . Праздник Входа Господня в Иерусалим, с которым символически был связан обряд, принадлежит к числу двунадесятых праздников Господних 133 . Появившийся в Москве в XVI в., обряд этот непосредственно восходил к новгородской традиции. Новгородские наместники вели под узцы «осля» (обычно это был конь, ряженный под осла) с восседающим на нем архиепископом; в Москве соответствующие функции выполняли царь и митрополит (в дальнейшем патриарх). Первосвятитель, восседающий на «осляти» в Вербное воскресенье, представлял Христа, входящего в Иерусалим; царь, ведущий «осля» под уздцы, демонстрировал свою причастность к Христу и к общему процессу духовного воскресения; таким образом, утверждалась сакральностъ царской власти, которая определялась ее отношением к власти духовной. В столице порядок шествия был измен при патриархе Никоне в 1656 г. 134 : шествие начиналось у Лобного места и направлялось в Успенский собор 135 , что не только подчеркивало восприятие Лобного места как Елеонской горы 136 , Кремля – и вообще Москвы – как Нового Иерусалима, но в определенной мере отвечало и общей культурной направленности реформ патриарха Никона , отражало переосмысление им русской обрядовой практики.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В XVII в. чин шествия на осляти начинает играть особую роль во взаимоотношениях между царской и церковной властями. Патриарший престол после падения Никона стал терять свой авторитет и значение. А этот обряд символизировал «смирение царя земного пред Царем Небесным», что было особенно важно для Русской Церкви именно теперь. С одной стороны, он показывал православному народу «образ смирения и благопокорения пред Христом Господом», укрепляя тем самым веру и помогая в борьбе с расколом. С другой стороны, демонстрировал, что патриарший престол остается столь же значимым, как и прежде. Патриарх Иоаким с помощью соборного постановления решил усилить значение чина шествия на осляти, запретив его проведение всем лицам духовного звания, кроме патриарха, и вне столицы государства. Соборное духовенство под влиянием патриарха постановило оставить право совершать этот чин только патриарху в Москве в присутствии царя и «лишить оного всех без исключения архиереев». Свое постановление они мотивировали, с одной стороны, тем, что обряд этот, совершаемый в епархиях, «унижает честь государя», так как «по иным градом царское лице образующе и не великия чести начальницы осляти предводителем сотворяются», а с другой — тем, «что дело это едва может быть соизволено самому патриарху». Таким образом, решение было вызвано тем, что «инии архиереи тожде действие совершати обыкоша и по иным градом творити то дерзают». И тогда патриарха заменял архиерей, а царя – воевода, даже незнатного происхождения. Такова была официальная версия созыва Собора. Но, кажется, существовала еще одна причина, которая могла бы послужить ответом на многие вопросы, касающиеся соборных постановлений 1678 г. Дело в том, что в это время был еще жив низложенный патриарх Никон, который в условиях прихода к власти нового царя, Феодора Алексеевича, мог снова пытаться претендовать на престол. Соборное осуждение патриарха Никона, по мнению многих современников, было несправедливым. Возможно, даже царь Алексей Михайлович полагал так, по крайней мере, он старался всячески облегчить участь ссыльного.

http://sedmitza.ru/lib/text/436206/

– В жизнеописании патр. Никона (изд. Воскр. мон.), стр. 34, о посвящении Никона в патриарха сказано: «новопоставленный патриарх совершил обычное шествие на осляти, которого вел под ним сам царь». Но в указанной записке, в которой изложено все до мельчайших подробностей, не видно, чтобы при этом случае, во время шествия патр. Никона на осляти, находился царь. Участие царя в подобной процессии, совершавшейся в вербное воскресенье, означало христианское смирение, которое могло быть кстати пред наступлением страстной седмицы; но при поставлении на патриаршество, во время шествия патриарха на осляти, царского участия не было; этого сведения не сообщают сохранившиеся документы. 19 Ист. р. церкви 1847 г. ч. IV, стр. 169. – Эти крюковые ноты сохранились. Они, вместе с прочими бумагами приказа тайных дел, поступили в государственный архив. Ноты эти, в которых заключается все церковное песнопение, употреблялись при богослужении в кремлевских церквах в царствование Алексея Михайловича и, без сомнения, при патриархе Никоне . В Петербурге не находилось никого, кто мог бы их разбирать, поэтому в 1865 г. они отосланы в Московский главный архив М-ва иностр. д., так как в Москве в то время еще были любители старинного пения, которые желали заняться изучением крюковых нот. 25 Моровая язва в Москве и бывшие по этому случаю волнения и неудовольствия земских и разных слобод людей на оставление Москвы патриархом Никоном описаны в истории России Соловьева, т. X, стр. 322–326. Но там пропущено, по какой причине и для чего Никон велел с некоторых икон соскоблить лики, о чем волновались земские люди. В ответной грамоте царицы и царевича к боярину Мих. Петр. Пронскому с товарищи на их донесение говорилось, чтоб они, собрав к себе гостинной и суконной сотен лучших людей и всех слобод сотских и старост, сказали им, что они святейшего Никона патриарха бесчестят, ибо «которые иконы скребены и те иконы написаны были не по отеческому преданию, с папешского и с латынского переводу». – Госуд. арх., дело о моровом поветрии в Москве 1654 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Современное шествие выглядит совершенно иначе, но осел у Исаакиевского собора все же будет. 10 апреля. ПРАВМИР. В Вербное воскресенье в Петербурге в этом году возродят средневековую традицию «шествия на осляти». Древнюю традицию модернизируют с учетом средневековых реалий, — сообщает Фонтанка.Ру Более 2 тысяч детей будут задействованы в ближайшее воскресенье, 13 апреля, в так называемой «Детской Божественной литургии с крестным ходом по архиерейскому чину».  Богослужение возглавит митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий.  Кроме того, в крестном ходе примут участие курсанты военных училищ. Ранее обряд был запрещен Петром I из-за того, что Патриарх во время шествия должен был ехать верхом на осле, а царь должен этого осла вести. По версии православных источников, молодого царя-реформатора не устроило такое положение дел, когда церковная власть становится главенствующей над светской. Современное шествие выглядит совершенно иначе, но осел у Исаакиевского собора все же будет. Животное повезет тележку с ворохом цветов и, в соответствии с традицией, с наряженной вербой, а следом вокруг собора пойдут юные православные. «Всем детям вручат памятные подарки. Дети будут с родителями. Мне кажется, участием детей мы подчеркнем, что царица всех добродетелей — это любовь, – сообщил вице-губернатор Василий Кичеджи, пообещав принять участие в мероприятии: – Конечно, бюджетных денег на праздник не потрачено. Однако всегда, когда проходят такие большие праздники, мы в них участвуем».         Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 22 апреля, 2016 26 июля, 2014 23 мая, 2014 25 марта, 2014 24 мая, 2013 14 мая, 2013 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/v-peterburge-vozrodyat...

Также чин упоминается в расходных книгах Новгородского Софийского дома за 1548 год: «Месяца марта в 25 день на Вербное воскресение наместники новгородские водили под архиепископом осла от Софии Премудрости Божией до Иерусалима и назад» 645 . Вероятно, именно архиепископ Геннадий впервые ввёл этот чин на Руси, в связи с духовным кризисом. На Руси тогда ожидалось Второе Пришествие Господа и была популярна мысль, что Христос придёт по истечении семи тысяч земных лет. Такое мнение пришло на Русь из Византии, где считалось, что конец света наступит 1 сентября 1492 года, так как мир был сотворён за 5508 лет до пришествия в мир Господа. Также в Новгороде была распространена ересь жидовствующих, последователи которой не верили в Воскресение Христа, Второе Пришествие и всеобщее воскресение всех людей. Всё это побудило, по мнению Майкла Флайера, архиепископа Геннадия ввести чин хождения на осляти, целью которого было дать утешение верующим и утвердить мысль о всеобщем воскресении 646 . В Москве чин появился после 1542 года, когда митрополитом Московским стал архиепископ Новгородский Макарий. Большинство историков считает, что именно он привёз этот чин в Москву. Первое упоминание о совершении шествия на осляти в столице относится к 1558 году. Тогда его увидел английский посол Э. Дженкинсон и описал его 647 . Московский чин отличался особой пышностью и торжественностью. Вначале шествие происходило только в Кремле, а с XVII столетия оно стало выходить за его пределы. В хождении на осляти также всегда принимал участие царь, который вёл за узду осла, на котором сидел Патриарх. Данный обычай, по мнению исследователей, был заимствован из поддельного документа VIII века «Дар Константина», где повествуется об исцелении Константина Великого от проказы. Во сне ему явились апостолы Пётр и Павел и повелели найти Папу Сильвестра и покреститься у него. Приняв крещение, Константин исцелился и в знак благодарности сделал его главным епископом, повелел носить белый клобук, а также вёл за узду его лошадь, тем самым почитая первого епископа Рима апостола Петра.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Ваия (от греч. βαα — пальмовые ветви (ед. ч. βαον — пальмовая ветвь)) — пальмовые ветви. В практике православного богослужения и богопочитания этим словом обозначается 6-я Неделя (6-е воскресенье) Великого поста : день Праздника Входа Господня в Иерусалим . Согласно Евангелию, когда Господь, незадолго до Своих Крестных Страданий и смерти, въезжал в Иерусалим, «множество народа…взяли пальмовые ветви (τ βαα τνφοινκων), вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен Грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» ( Ин.12:12-13 ). В этой связи день празднования данного события обозначается в церковном календаре как «Неделя ваий». Евангелисты Марк и Матфей свидетельствуют о том, что народ устилал перед Христом путь срезанными с деревьев ветвями (στιβδας ( Мк.11:8 ), κλδους ( Мф.21:8 )). Евангелист Иоанн ( Ин.12:13 ) указывает, что люди приветствовали Спасителя, выйдя навстречу Ему с ветвями финиковых пальм. В воскресенье, когда Церковь празднует это событие, в храме совершается благословение (иногда называемое освящением) молящихся, держащих в руках вербы, символизирующие, в северных широтах, ваии. Этот обычай пришел из Иерусалима, где в богослужении этого праздника использовались (и до сих пор используются) пальмовые и масличные ветви. Использование пальмовых ветвей, наряду с вербами, можно наблюдать сегодня и в храмах в России. В России в допетровские времена существовал обычай на праздник Входа Господня в Иерусалим совершать крестный ход с древесными ветвями (ветвями вербы), при котором патриарх, в подражание Иисусу Христу, въехавшему в Иерусалим на осленке, ездил верхом на «осляти» (роль которого обычно выполнял конь) от Лобного места в Москве до Успенского Собора, а царь водил под ним «осля» (коня). Перед ними везли украшенное и обвешанное сладостями вербное дерево, ветки которого раздавались по окончании чина. На повозке с вербой и вокруг нее находились певцы.Такую церемонию совершали и архиереи в своих городах с градоначальниками. При Патриархе Иоакиме обычай совершать шествие на осляти в епархиях был сочтен нововведением и отменен. В правление Петра I чин «шествия на осляти» перестал совершаться вовсе.

http://azbyka.ru/vaiya

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010