Пресс-конференция, посвященная празднованию Вербного воскресенья в Исаакиевском соборе, прошла в северной столице 31 марта 2018 г. 14:21 Пресс-конференция, посвященная празднованию Вербного воскресенья в Исаакиевском соборе, прошла 29 марта 2018 года в медиацентре Правительства Санкт-Петербурга. Ключарь собора протоиерей Алексий Исаев напомнил о евангельских событиях Входа Господня в Иерусалим — одного из двунадесятых праздников Православной Церкви. Он рассказал, что в 2014 году в Исаакиевском соборе была возрождена допетровская традиция крестного хода в Вербное воскресенье с «шествием на осляти». Богослужение в этот день возглавляет архиерей, в крестном ходе участвуют учащиеся воскресных школ храмов епархии. В собор доставят пальмовые ветви, которые раздадут детям. О «шествия на осляти» напомнит украшенная повозка, запряженная белой лошадью. Богослужение начнется 1 апреля в 9.00, его возглавит митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий . Крестный ход начнется в 10.30. «Приглашаем всех желающих принять участие в крестном ходе, особенно тех, кто хочет прийти с детьми — это событие запомнится ребенку на всю жизнь», — сказал отец Алексий. «Город обязан обеспечить всем безопасность, содействовать тому, чтобы все прошло организованно. Все причастные ведомства к этому готовы, поэтому участники могут сосредоточиться на молитве и ощущении праздника», — сказал начальник городского отдела по связям с религиозными объединениями Владимир Иванов. По традиции в праздник Входа Господня в Иерусалим верующие держат в руках ветви деревьев. Это символ пальмовых ветвей (ваий), которыми встречали Иисуса Христа в Иерусалиме. В северных широтах к этому времени зацветает верба, сложилась традиция приходить в храмы с ее ветвями, что дало русское название празднику — Вербное воскресенье. В допетровской Руси в Вербное воскресенье в Москве (с 1669 по 1678 годы — и в других крупных городах) в «шествии на осляти» участвовали Патриарх и царь (или епископ и воевода). Крестный ход был отменен в царствование императора Петра I. Санкт-Петербургская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Таким образом, естественно, что воеводы, а тем более сам царь желал прекращения совершения действа в Неделю ваий как оскорбительного и нелестного для себя. Чинопоследование шествия на осляти Русский чин сохранился в нескольких памятниках, а именно в Чиновниках Новгородского Софийского и Московского Успенского соборов. Самое торжественное шествие на осляти совершалось в Москве, ведь в нём принимал участие сам царь. Зрителями столичного чина были многие путешествующие иностранцы, в записях которых мы также встречаем описание действа. Подготовка к хождению на осляти начиналась за неделю. Сторожа покупали дрова для приготовления вербных саней, которые устраивались на колёсах, а посередине их устанавливалось кресло и особое место для вербного дерева. Также они обвивали их красным сукном. Вербное дерево начинали заготавливать со среды. За ним ключари посылали сторожей, которые ходили и искали его по всей Москве. Когда дерево было найдено, его начинали украшать различными фруктами, нанизывая их на нити. «Емлют из казны с патриархова двора от казначея винные ягоды, и изюм, и рожки, и орехи грецкие, и финики, а яблоки емлют из государева дворца, и приготавливают, и в 3 дни нанизывают на нити» 663 . Фруктов для украшения использовали большое количество. Например, в 1625 году было закуплено 13 фунтов кафимского изюма, 13 фунтов винных ягод, 300 грецких орехов, 13 фунтов рожков. С 1634 года для украшения дерева стали использовать яблоки. В том году их было куплено 500 штук, а позже, в 1636-м, уже 1.000 штук. По мнению учёных, изначально все эти фрукты не случайно были выбраны для украшения дерева, так как они связаны с Иерусалимом, историей торжественного Входа Господня в город, а также служили напоминанием людям о покаянии и способствовали укреплению в вере. Изюм символизирует собой Христа, ведь Господь в Евангелии неоднократно сравнивается с виноградом. Однако, по мнению Е.В. Пчелова, «в контексте праздника Вербного воскресенья определённое значение, по-видимому, имела притча о работниках на винограднике, которую Иисус рассказал Своим ученикам перед входом в Иерусалим ( Мф.20:1–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Патриарх Иоасаф II ездил около Кремля в санях, а не на осляти (Доп. к акт. истор. Т. V, 26, стр. 103). Очевидно, он заменил шествие на осле ездою в санях, с дозволения или, вернее сказать, по научению двух патриархов – Паисия Александрийского и Макария Антиохийского, бывших при его поставлении на патриаршество. Только с их согласия он мог отменить укоренившийся примерами прежних российских патриархов обычай ездить на осле в день поставления на патриарший престол. Причиною отмены езды на осле могло быть желание ввести обычай греческой церкви, где, как мы видели из свидетельства Симеона Солунского , езда на осле совершалась только тем иерархом, который в день своего вступления на патриарший престол, не быв прежде епископом, получил благодать чрез хиротонию епископскую. Патриарх же, поставленный из епископов в патриархи, при этом поставлении уже не ездил на осле по городу, так как это было совершено им, при посвящении во епископа. В России прекращение шествия на осле новопосвященного патриарха было согласовано с переменою, происшедшею в чине поставления в патриархи. Когда чин поставления в патриархи был вполне подобен тому, какой бывает во епископа, был ничто иное, как повторение хиротонии архиерейской, что, например, видим при посвящении патриарха Филарета (Вифл. п. VI, стр. 152, 153); тогда было и хождение на осляти. Когда же, при назначении в патриархи, стало совершаться только поставление его (настолование), а не хиротония, что, например, видим в поставлении патриарха Иоакима (Дополн. к акт. истор. Т. V, 26, стр. 147); тогда и шествие на осле, по примеру греков, не соединялось с этим поставлением. Хотя Иоасаф II был поставлен в патриарха не из епископов, а из архимандритов, и потому мог бы, по примеру греков, ехать на осле; но, вероятно, он своим примером вводил порядок – ездить не на осле – для патриархов будущего времени, и чтобы только посвященные из архимандритов во епископы, в архиепископы, в митрополиты ездили на осле в день своего посвящения, а посвященные в митрополиты из епископов не совершали бы шествия на осле.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Русская земля в XVII столетии в обилии имела благоговейно чтимую православным народом святыню – мощи святых. Часто приходившие в это время в Россию греки приносили с собою частицы св. мощей. Св. мощи зашивались в антиминсы, заключались в кресты, панагии. В это время обретены мощи многих прославленных Богом угодников Божиих. В 1606 году обретены мощи царевича Димитрия, убиенного в Угличе. Царь Василий Иванович отправил в Углич митрополита ростовского Филарета и архиепископа Астраханского Феодосия с архимандритами и боярами перенести в Москву тело убиенного царевича. Когда вынули из земли гроб и сняли крышку, то увидели тело его неповреждённым. Июня 3-го мощи св. Димитрия, прославленные чудесными исцелениями, принесены были в Москву и поставлены в Архангельском соборе. В XVII столетии открыты мощи Германа Соловецкого, Александра Свирского , Даниила Переяславского, Саввы Сторожевского, Нила Столбенского, Никандра Псковского и др. Усердие русских украшало мощи святых драгоценными раками и собирало к ним бесчисленные толпы богомольцев. При перенесении мощей святителя Филиппа в Москве собралось так много народу, что он не вместился от Тверских ворот до Неглиненских; и по кровлям, и по переулкам яблоку негде упасть, нельзя было ни пройти ни проехать. Число праздников в русской Церкви в ΧVII веке увеличилось установлением новых в честь угодников русских и в память знаменательных событий. Так, в память освобождения Москвы от поляков заступлением Божией Матери установлен праздник 22-го октября в честь Казанской иконы Божией Матери; 26-го июня – в честь иконы Тихвинской Божией Матери, в память помощи от неё Тихвинской обители и Новгороду при нападении шведов в 1613 году. Русские любили торжественные чины и обряды, которые существовали в нашей богослужебной практике в XVI и в XVII веках. Множество народа привлекали обряды: шествия осляти в неделю Ваий, чин пещного действия, совершавшийся пред праздником Рождества, и действо страшного суда, совершавшееся в неделю мясопустную. Обряд шествия на осляти в неделю Ваий совершался таким образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Б.М. Соколов посвятил духовным стихам о Егории специальное исследование, которое до настоящего времени остается неопубликованным. Федотов мог знать о содержании этой работы непосредственно от Б.М. Соколова, с которым в начале 1920-х гг. они совместно преподавали в Саратовском университете, а также из статьи Б.М. Соколова в «Литературной энциклопедии»: «Известны два сюжета об этом „святом воине”, получившем в обработке духовных стихов довольно много общих черт с образом былинного богатыря; один, так называемый духовный стих большой об Егории, говорит о муках, которым подверг его злой царь Деклианище, и о чудесном выходе Егория из глубокого погреба и поездке его по „святой Руси” с книгой Евангелия в руках, с целью устроения Руси и утверждения в ней „святой веры”. Если сюжет мучений Егория целиком восходит к апокрифу на эту же тему, то всю вторую часть о подвигах Егория на Руси мы склонны объяснить как некогда самостоятельно существовавшую песню-былину о насаждении на Руси православия великим князем Георгием-Ярославом, сыном Владимира» ( Соколов Б.Духовные стихи//Литературная энциклопедия. М., 1930, т. 3, стлб. 610). 183 Обряд «шествия на осляти» совершался в Москве в Вербное воскресенье. «В этом обряде патриарх ехал на коне, которого вел под уздцы царь, его встречали отроки, которые постилали по пути его одежды, бросали ветви и пели: „Благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних” и проч. ... Во время шествия на осляти патриарх мистически олицетворял Христа, входящего в Иерусалим, и воспринимался как живая Его икона» ( Живов В.М., Успенский Б.А.Царь и Бог. Семиотические аспекты сакрализации монарха в России//Языки культуры и проблемы переводимости. М., 1987, с. 109-110). 184 Tertium comparamionis(лam.) - третье в сравнении, то есть то общее двух сравниваемых предметов, которое служит основанием для сравнения. 185 Согласно христианскому преданию, Мария Египетская (V в.) 17 лет была блудницей в Александрии, однако после раскаялась и удалилась в пустыню, где вела аскетический образ жизни. В западной традиции отдельные мотивы этой легенды были перенесены на Марию Магдалину, евангельскую последовательницу Христа, которая тоже начала изображаться как кающаяся блудница. 186

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=839...

235 Четии-Минеи(буквально «ежемесячные чтения») – сборники, в которых в календарном порядке приводятся жития святых, поучения и другие произведения церковно-исторической и духовно-учительной литературы. Федотов имеет в виду минейную, более подробную форму житий в отличие от краткой, проложной формы. 236 Б. М. Соколов посвятил духовным стихам о Егории специальное исследование, которое до настоящего времени остается неопубликованным. Федотов мог знать о содержании этой работы непосредственно от Б. М. Соколова , с которым в начале 1920-х гг. они совместно преподавали в Саратовском университете, а также из статьи Б.М. Соколова в «Литературной энциклопедии»: «Известны два сюжета об этом „святом воине”, получившем в обработке духовных стихов довольно много общих черт с образом былинного богатыря; один, так называемый духовный стих большой об Егории, говорит о муках, которым подверг его злой царь Деклианище, и о чудесном выходе Егория из глубокого погреба и поездке его по „святой Руси” с книгой Евангелия в руках, с целью устроения Руси и утверждения в ней „святой веры”. Если сюжет мучений Егория целиком восходит к апокрифу на эту же тему, то всю вторую часть о подвигах Егория на Руси мы склонны объяснить как некогда самостоятельно существовавшую песню-былину о насаждении на Руси православия великим князем Георгием-Ярославом, сыном Владимира» (Соколов Б.Духовные стихи//Литературная энциклопедия. М., 1930, т. 3, стлб. 610). 237 Обряд «шествия на осляти» совершался в Москве в Вербное воскресенье. «В этом обряде патриарх ехал на коне, которого вел под уздцы царь, его встречали отроки, которые постилали по пути его одежды, бросали ветви и пели: „Благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних” и проч. ... Во время шествия на осляти патриарх мистически олицетворял Христа, входящего в Иерусалим, и воспринимался как живая Его икона» ( Живов В.М. , Успенский Б.А.Царь и Бог . Семиотические аспекты сакрализации монарха в России//Языки культуры и проблемы переводимости. М., 1987, с. 109–110).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

изданиями Типикона, в т. ч. с принятым ныне в РПЦ, старопечатные Уставы в описании службы праздника имеют неск. незначительных отличий: не совпадают стихиры на малой вечерне и молитвы на благословение ваий; в послениконовских изданиях не указаны праздничные отпусты и не описаны особенности крестного хода. Большое значение в старой рус. практике придавалось чину шествия на осляти в Неделю ваий, известному на Руси не позднее чем с XVI в. ( Никольский. Древние службы РЦ. С. 45-97). Во время этого чина, представлявшего собой усложнение предписанного уставом праздничного крестного хода, патриарх или архиерей с крестом и Евангелием в руках ехал по городу верхом на осле (обычно осла заменяла наряженная лошадь), к-рого вел под уздцы царь или один из знатных горожан; перед ослом везли украшенное и обвешанное сладостями вербное дерево, ветки коего раздавались по окончании чина; на повозке с вербой и вокруг нее находились певцы; во время шествия на одной из остановок прочитывалось Евангелие о В. Г. в И. В кон. XVII в. чин был сохранен только за патриаршим богослужением, со времен Петра I перестал совершаться (см. Шествие на осляти ). Вход Господень в Иерусалим. Икона. 2-я четв. XV в. (СПГИАХМЗ) Песнопения малой вечерни: на «Господи, воззвах» стихиры праздника 6-го гласа, подобен «Тридневен»; на стиховне стихиры праздника 2-го гласа, подобен «Доме Евфрафов», со стихами из Пс 8; в конце оба отпустительных тропаря праздника (     и      ). Изменяемые части великой вечерни в составе бдения: на «Господи, воззвах» 5 самогласных стихир праздника на 10 (6-го гласа, нач. 1-й:        ), как на  , так и на     вновь повторяется 1-я стихира (        ); прокимен дня; паремии, как в Типиконе Великой ц.; на литии самогласные стихиры праздника, на       - стихира 3-го гласа          ; на стиховне самогласные стихиры праздника 8-го гласа с теми же стихами, что и на малой вечерне, на       - стихира        ; на благословении хлебов оба тропаря праздника (1-й дважды, 2-й единожды); великое чтение - «слово торжественное праздника».

http://pravenc.ru/text/161041.html

Рубрики Коллекции Фото Елены Добряковой Вербное воскресенье: 28 апреля 2024 года 2 мин., 21.03.2024 Поделиться Содержание Вербное воскресенье в 2024 году приходится на 28 апреля. Почему именно так называется праздник Входа Господня в Иерусалим? В чём смысл праздника, особенности богослужения, какие обычаи, приметы и традиции с ним связаны в России и других странах — читайте в нашей подборке о Вербном воскресенье. Что такое Вербное воскресенье? Вход Господень в Иерусалим — это переходящий двунадесятый праздник, то есть один из главных христианских праздников, в которые мы вспоминаем ключевые события новозаветной истории. Читать далее События Вербного воскресенья Особенности богослужения Вербного воскресенья Вход Господень в Иерусалим (Неделя ваий, Вербное воскресенье) — один из двунадесятых праздников. Таких праздников в церковном календаре 12, все они связаны с главными новозаветными событиями. Читать далее Молитва Входу Господню в Иерусалим Господи Иисусе Христе Боже наш, в вышних со Отцем на Престоле седяй, выну на крылу от Херувим носимый и певаемый от Серафим, во днех же плоти Своея на жребяти осли сести изволивый нашего ради спасения, и от детей воспевание приявый и во Святый град Иерусалим прежде шести дней бытия Пасхи на вольную страсть пришедый, да спасеши мир Крестом, погребением и Воскресением Твоим! Читать далее Икона Вход Господень в Иерусалим Иконография насыщена образами торжества и праздника, что соответствует самому событию, которое во многом предваряет Светлую Пасху Христову. Читать далее Обряд шествия на осляти В середине XVII столетия, во время патриаршества Никона и царствования Алексея Михайловича, обряд «шествия на осляти» совершался особенно пышно. Шествие начиналось от Царской площади у собора Василия Блаженного. Читать далее Погружение в Евангелие. День 12 Есть город золотой На одном метре этой земли больше жизни, чем в ином городе, — сказала я, глядя на мальчишек в кипах, которые гоняли мяч на тротуаре, у стены, сложенной из выпуклых камней. Табличка, написанная от руки на английском, русском и иврите, уведомляла, что за этой кладкой пыльного цвета томился апостол Петр. Читать далее

http://foma.ru/verbnoe-voskresene-28-apr...

Место патриарха занимает тогда епископ, или священник, а великого князя – воевода» (Чтен. в общ. истор. и древн. 1868, кн. 2, отд. IV, стр. 92). Кроме очевидной нелепости, что священник заменял собою Патриарха, неверно сказание Петрея и Олеария, будто бы обряд шествия на осляти в неделю Ваий совершался во всех городах страны. Нет данных утверждать, чтобы этот обряд был в Киеве и других городах западной России. И в восточной России он был не во всех городах. Несомненно, что он издревле был в Новгороде. Из расходных книг Софийского архиерейского дома (1548 г.) видно, что там он был совершаем архиепископами и митрополитами. В других же городах, сколько можем судить по имеющимся данным, главным образом, был совершаем только митрополитами, и притом по получении ими на то особой благословенной грамоты патриарха. Такое дозволение дано было, кроме митрополита новгородского и Великих Лук, митрополиту казанскому и свиязскому, митрополиту астраханскому, митрополиту сибирскому и тобольскому. Астраханскому митрополиту Иосифу в 1667 году дана была на совершение шествия на осляти в неделю Ваий благословенная грамота от трех патриархов – Паисия александрийского, Макария антиохийского и Иоасафа московского. Из грамоты видно, что астраханский митрополит получил дозволение – по примеру митрополита новгородского и Великих Лук и митрополита казанского и свиязжского. Патриархи писали в грамоте, что «советом и соизволением благочестивейшаго тишайшаго боговенчаннаго Государя нашего, Царя и Великаго Князя Алексея Михаиловича, всеа Великия, Малыя и Белыя России самодержца, благословихом преосвященнейшаго кр Иосифа, митрополита астраханскаго и Терскаго, яко да и он в неделю Ваий, иже празднуется праздник, вход Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во Святый град Иерусалим, да действует и на осля да вседает, яко же и преосвященнейшии митрополити, кр Великаго Новограда и Великих Лук и кр Казанский и Свияжский и прочии, яко же обычай есть Великороссийскаго Государства святой Великороссийской церкви» (Акт.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Во время этой церемонии главным лицом, предстоятелем и начальником, являлся патриарх. Русский же царь по входе в собор считал священным долгом воздать прежде всего поклонение местным иконам и затем принять благословение у патриарха. «И тако пришед Государь царь в соборную церковь и Государь святейший патриарх его Государя благословлял» (замечено очевидцем в Описании этой церемонии) и в другом месте «и как пришли Государи в собор, знаменались у св. икон и св. патриарх благословлял их рукою без креста». Совершенно также без всяких церковных церемоний шел государь и из церкви. Часто не было даже звона. Так в 1693 г. в неделю Ваий «благочестивые государи пришли в собор обое (Иоанн и Петр) и звону им не было; как пошли с красного крыльца, так преста позванивати благовестить в большой колокол в один без перестанку». Ведя за повод жребя, царь высказывал свое смирение пред Христом, лицо которого изображал патриарх. Царь этим резко отличал свою власть, как власть мирскую, хотя и Богом дарованную, от власти духовной и церковной, и тем ставил себя и свое государствование под высший авторитет церкви. Самый обряд «шествия на осляти» в день Ваий появился вероятно в патриарший период. Он установлен был, как высказывают участники соборного деяния 1678 г., собравшиеся для суждения об обряде, бываемом в неделю Ваий, «не от древних лет, не мало прежде жития нашего, и во время мятежное, бывшу в государстве сем смятению великому, введеся в церковь » 36 . Целью учреждения его, по всей видимости, было возвышение пред народом сана русских иерархов, но вместе с тем имелось вероятно в виду и упрочение авторитета гражданской власти государя чрез участие его пред лицом всего народа в религиозной церемонии. Русские государи XVII в. до Петра I, действительно, в силу ли религиозных или в силу политико–государственных побуждений, считали своею священною обязанностью принимать участие в «шествии патриарха на осляти». Да и сам Петр, вместе с братом Иоанном, в 1693 г., когда еще жива была Наталия Кирилловна, и когда сам он еще не принимал почти никакого участия в деле правления, оставался верен церковно–гражданской традиции и вместе с Иоанном Алексеевич ем держался за повод во время шествия патр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010