Около Лобного места стояло осля, у которого находились Патриарший боярин и несколько дьяков, и тут же ставилась заблаговременно приготовленная верба на санях. Царь и Патриарх, выйдя из Собора, сходили на Лобное место. Патриарх подносил царю ваию и вербу и раздавал их духовным и светским властям, Митрополиты же раздавали вербу низшим светским чинам и народу. После раздачи вербы архидиакон читал Евангельское повествование о входе Спасителя в Иерусалим и когда произносил слова: «И посла два от учениковъ…», соборный протопоп и ключарь подходили к Патриарху, который благословлял их и, произнеся собственные слова Евангельского текста, посылал их по осля. Посланные говорили находившимся подле осля также словесами Евангельского текста и приводили осля к Лобному месту. Тогда Патриарх брал в руки Евангелие и крест, благословлял крестом царя, садился на осля, и шествие начиналось: впереди шли государевы меньшие чины, за ними везли на санях вербу, около которой стояли певчие и пели стихиры. За вербой шло духовенство с иконами, высшие государевы чины с вербой, а за ними царь в большом царском наряде, поддерживаемый под руки ближними людьми, вел осля за конец повода. Перед царем стольник и ближние люди несли царский жезл, вербу, свечу и полотенце. За царем шли чины его, а за Патриархом, следовавшим на осляти, духовные власти. По пути шествия дети стрельцев стлали перед царем сукна и кафтаны. Эти кафтаны – верхняя одежда, символизировали плоть, которая как бы приносилась в жертву. Во время шествия Патриарх осенял народ крестом. Все шествие при звоне колоколов вступало в Кремль через Спасские ворота к западным дверям Успенского Собора. Здесь Патриарх сходил с осляти и вступал в Собор, где архидиакон дочитывал Евангелие, после чего следовали ектении и отпуст. После этого Патриарх брал у царя ваию, благословлял его, целовал в десницу и мышцу и здравствовал его, а певчие пели многолетие царю. После действа следовала литургия. В Византийском чине император на первом плане. Он накануне раздает ваии с крестом в храме Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Типикон этот не испытал той печальной участи, которую испытал Апостол, исправленный под руководством же п. Иоакима. Он был отпечатан и вошел в употребление, и нужно заметить, что текст его остался почти неизмененным в последующих изданиях Устава 181 ; в том же почти виде он остается и в настоящее время. Таким образом, критическое начало, пробудившееся в русской Церкви соответсвенно наступившей новой на Руси гражданской жизни, и с необыкновенною энергией приложенное п. Никоном в деле исправления книг, нашло себе поддержку и в лице п. Иоакима; но этого мало. П. Иоаким в этом случае не был только продолжателем дела п. Никона , – нет, он дал названному началу обширнейшее применение к церковной практике. Историко-критический принцип при нем приложен был и к другим сторонам церковной жизни. В 1678 году п. Иоаким созвал в своей крестовой палате собор. На этом соборе русские святители, по предложению патриарха, «советовались о нуждах церковных», – о том, «чтобы церкви быти хранимой в том ея виде, в каком она была сооружена от св. апостол, и как украшена чины же и различными служенми и действии от богодухновенных отец». Во время совещаний их внимание было остановлено на известном совершавшемся в неделю Ваий обряд шествия на осляти «оной комедии, игр папежской», – по выражению одного из замечательных иерархов восточной церкви того времени, Иерусалимского п. Досифея 182 . Дело было признано, «достойным прилежнаго взискания» тем более, что обряд этот вошел в употребление во многих епархиях. Отцы собора решили изследовать «когда и коею виною начася обряд яждения на осляти». И так как по прилежному испытанию устному и в книгах, тако церковных, яко летописных, нималейшее того действия обретеся воспоминание», то они и предположили (почесому домыслитися мощно есть) «яко не от древних век, но мало прежде жития их, во время мятежное, бывшу в государстве смятению великому, сие действие воведеся во церковь », – предположили, что во время между – патриаршества инии архиереидействие то совершати обыкоша; а потому отцы собора и постановмли оставить право совершать этот обряд одному патриарху в Москве в присутствии Государя, и лишить оного всех без исключения архиереев.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/i...

В тот же день царь пригласил обоих патриархов к праздничному столу в Золотой палате. За великим столом с государем сели патриархи, за другими столами — духовные и светские лица и находившиеся в то время в Москве послы из Иверии. Патриарх Иеремия благословил трапезу. Греки были поражены убранством, богатством и разнообразием яств, вин и посуды . Во время третьей «яствы» Патриарх Иов встал, запели «Достойно есть», и он отправился со святой водой и воздвизальным крестом в руках совершить объезд на осляти вокруг Кремля и Китай-города в сопровождении духовенства, дворян, бояр и гостей. На Фроловском мосту он сошел с осляти, произнес молитву о благоденствии города, царя и Русского государства, благословил крестом врата, окропил их святой водой и продолжил путь к дворцу. Во время шествия пелись избранные стихиры праздников и великих святых. При въезде Патриарха Иова в Кремль раздался звон всех колоколов. У лестницы Грановитой палаты его встретили Борис Годунов и бояре, которые вновь отвели Патриарха к столу. Здесь были подняты чаши, по русскому обычаю, во имя Богородицы, в память Святителя Московского Петра, произнесены заздравные тосты в честь царской четы и новопоставленного Патриарха Иова . После обеда государь щедро одарил обоих патриархов и греческую свиту. Святитель Иов получил в подарок от государя «кубок двойчат в 7 гривенок, два бархата рытый и гладкий, две объяри, камки и два атласа разноцветных и 40 соболей в 50 рублей» . Вечером Патриарх Иов послал Патриарху Иеремии с сопровождавшими приглашение с просьбой посетить его на следующий день. 27 января Патриарх Иов служил Божественную литургию в своем дворе, после чего он отправил трех епископов и царских приставов за греческим Патриархом. У входа в палаты Московского Патриарха Святейшего Патриарха Иеремию встречали архиереи и бояре, а когда гости вошли, их приветствовал Патриарх Иов. Оба патриарха произнесли слова молитвы «Достойно есть». Патриарх Иеремия первый просил благословения у Святителя Иова, но тот смиренно заметил: «Ты мне великий господин и старейший отец; от тебя аз восприял благословение и поставление патриаршеское, и теперь нам от тебя нужно благословляться». На эти слова Иеремия ответил: «Во всей подсолнечной один благочестивый царь, а впредь это Бог изволит; здесь подобает быть вселенскому Патриарху, а в старом Цареграде, за наше согрешение, вера христианская изгоняется от неверных турок» . По настоянию русского Первосвятителя вначале Иеремия благословил Московского Патриарха, затем сам принял от него благословение, и после братского приветствия они проследовали в палаты. На этот раз впереди шел Патриарх Иов.

http://sedmitza.ru/lib/text/439782/

Среди пострадавших оказался патриарший сын боярский кн. Д. Мещерский. Мещерский сказал, что он патриарший человек, но был еще сильнее избит. Узнав о случившемся, Н. обратился к царю, но тот «не пожаловал, оборони не дал» ( Гиббенет. 1882-1884. Ч. 1. С. 178-179). Столкновение с Хитрово стало поводом для окончательной размолвки патриарха с царем. Алексей Михайлович не пришел в Успенский собор на патриаршую службу в праздник Положения Ризы Господней 10 июля. В этот день, отслужив литургию, Н. «перед всем народом… отрекся от своего патриаршескаго звания и на амвоне разоблачился от всей архиерейской одежды… вздел на себя простую мантию и клобук» и покинул собор (Дворцовые разряды. 1854. Стб. 142-143). На следующий день он уехал в Воскресенский монастырь. 12 июля к Н. по царскому указу прибыли кн. А. Н. Трубецкой и думный дьяк Ларион Лопухин. Н. дал им свое благословение на избрание нового патриарха, чтобы «Церковь Божия не вдовствовала и безпастырна не была». До избрания нового патриарха Н. благословил Крутицкого митр. Питирима управлять церковными делами, добавив, что «только-де я похочу быть патриархом, проклят буду и анафема» (Дело о патр. Никоне. 1897. С. 17). 27 марта 1659 г. митр. Питирим совершил обряд шествия на осляти . Н. воспринял это как оскорбление патриаршего достоинства, хотя сам совершал шествие на осляти, будучи Новгородским митрополитом. Он послал царю жалобу, что «без первого архиерея действовати о вайи митрополитом не достоит, а Крутицкой-де митрополит в митрополитах меньший» (Там же. С. 13). Жалоба последствий не имела, и в авг. 1659 г. Н. неожиданно прибыл в Москву под предлогом получения новостей о продвижении к Москве татар после поражения рус. армии под Конотопом. Царь не сразу принял патриарха, разговаривал с ним в присутствии бояр и отпустил, не пригласив на придворные мероприятия. Вскоре Н. отправился в Иверский и Крестный мон-ри, вернулся в Воскресенскую обитель осенью 1659 г. О событиях в столице он узнавал из писем боярина Н. А. Зюзина, человека незнатного происхождения, который при покровительстве Н.

http://pravenc.ru/text/2566254.html

" Дом Божий должен оставаться домом Божиим " апреля 2017 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в Исаакиевском соборе В праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье), 9 апреля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил в Исаакиевском соборе Божественную литургию с участием детей. При входе в собор митрополита приветствовал с букетом цветов директор ГМП " Исаакиевский собор " Николай Буров. Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, ключарь собора протоиерей Алексий Исаев , архимандрит Иероним (Тестин), протоиереи Александр Пелин, Роман Вепхвадзе и другие священнослужители. В храме молился вице-губернатор Игорь Албин. Богослужение украсили пением хор Исаакиевского собора, сводный хор православной молодежи и детский Владимирского собора . Дети читали часы и стихи третьего антифона. Было совершено поминовение жертв теракта, произошедшего 3 апреля в метрополитене. Молящиеся причащались из восьми чаш. В богослужении и крестном ходе приняли участие около восьми тысяч человек. Для шествия были доставлены три тысячи пальмовых ветвей.  Крестный ход был совершен с подобием " шествия на осляти " : впереди следовала запряженная лошадью повозка с детьми, за ней шли юные хоругвеносцы от благочиний епархии, детские хоры и все молящиеся. После молитвенного шествия и пения в соборе величания празднику митрополит Варсонофий произнес архипастырское слово. " Навстречу Господу вышло множество людей, потому что они узнали, что Он недавно воскресил четверодневного Лазаря, - сказал владыка. - Он, въезжая в Иерусалим на осле, видел, что люди радостно приветствуют Его, особенно дети, которые чувствуют Спасителя сердцами, потому что их сердца - чистые. Но Господь среди этой радости скорбел, потому что понимал, что Его въезд в Иерусалим будет понят неправильно, и люди не узнают своего Мессию " . " Господь шел в Иерусалим, а на самом деле - на Голгофу, - продолжил архипастырь. - И ничто не может отменить Промысла Божия о Нем и обо всех нас. Мы помним, как Спаситель рассказал ученикам, что Ему предстоит пострадать, и они стали отговаривать Его (Мф. 16:21-25). Во всех Евангелиях говорится, что Пилат хотел отпустить Его (Мф. 27: 15-21; Мк. 15:6-15; Лк. 23:17-25; Ин. 18:39-40), но ничего не получилось: воля Отца Небесного такова, чтобы Господь Иисус Христос шел на страдания и крестную смерть. Это первый урок для нас - мы должны понимать, что у каждого есть свое предназначение. Часто счастливые дни сменяются скорбями, потерями, и все это надо мужественно переносить, потому что такова воля Божия о нас " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Неподалёку от гробницы святого Василия Блаженного находится и другая гробница святого Иоанна Христа ради юродивого. Он, Иоанн Юродивый родился в Вологде. Он с юных лет начал проводил духовную жизнь, и для более строгой подвижнической жизни, надел на себя железные вериги и юродствовал в Москве. Царь Борис Годунов всегда чтил Блаженного Иоанна за его подвиги и благочестие. Святой Иоанн юродивый скончался в 1599 году и погребён был в Покровском соборе, в приделе Рождества Богородицы, где святые мощи его почивают под спудом. Во времена Всероссийских патриархов, в Покровскому собору совершался в неделю Ваий обряд шествия патриарха на осляти, напоминающий собой шествие Иисуса Христа во Иерусалим на вольное страдание и смерть. Шествие на осляти начиналось от Успенского собора, в сопровождении самого царя, бояр и народа, с ветвями Ваий. В этот собор каждодневно первого октября, совершался крестный ход из Успенского собора, в честь Псково-Покровской иконы Божией Матери. В воспоминание избавления города Пскова от нашествия поляков, бывшего в 1581 году, помощью и заступлением Богоматери, и в память победы над турками и татарами, после войны с ними, бывшей с 1726 по 1740 год 81 . Казанский собор (Близ Кремля на Никольской улице) Казанский собор построен был в 1630 году, в честь чудотворной Казанской иконы Божией Матери, помощью которой совершилось чудесное избавление Москвы и всего русского царства от нашествия поляков. Здесь находится и чудотворная икона Божией Матери, которая составляет главную святыню Казанского собора. В 1579 году в городе Казани в одном благочестивом семействе явилась Божия Матерь, одной девице, которой повелевала дабы взяли икону Её из недр земли и указала место, где она была сокрыта. «Я видела во сне, говорила девица, икону Божией Матери, от которой исходило ужасное пламя, устремлявшееся на меня, и слышала голос говорящий: если ты не поведаешь глаголов Моих, то погибнешь». Когда стали копать землю на указанном месте, то обрели святую икону, как бы новоначертанную. Тогдашний архиепископ Казанский Иеремия со всем духовенством и народом совершил крестный ход к чудотворной иконе, и с великой честью препроводили её в ближний храм святого Николая. Когда сия новоявленная икона сделалась известной в городе, то все благочестивые христиане стали стекаться к этому новому источнику благодати; день и ночь совершались молебствия пред чудотворной иконой Богоматери, причём следовал ряд чудотворений.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Интронизация Московских митрополитов в XV-XVI вв. Интронизация Московских митрополитов в XV-XVI веках совершалась по тому же чину, что и епископские настолования, но с большей торжественностью. Интронизуемый возводился не на горнее место (как возводились Предстоятели греческих Церквей), но также и не на кафедру, поставленную у дверей жертвенника (как простые епископы), но на кафедру, стоявшую посреди собора на святительском амвоне (т. е. на возвышении, в русской практике доныне устраиваемом в храме при архиерейской службе, которое на Руси в XV-XVII вв. имело значительно большую высоту, чем сейчас). Вместо священников митрополита усаживали на его кафедру архиепископ и епископы, при этом пели: «Ис полла эти, деспота». После этого митрополит снимал «служебные одежды», и архиепископ с прочими епископами возлагали на него «крест золот с перемандом, да икону золоту воротную святительскую, да мантию со источники и клобук белой» и вели его на митрополичье место у одного из столпов собора. Там царь произносил особую речь и вручал митрополиту первосвятительский жезл, после чего пелись многолетия. По окончании богослужения митрополит посещал великого князя, следовали трапеза и шествие на осляти новопоставленного митрополита по городу (см. описания поставления митрополитов Московских свт. Иоасафа 1539 г. (АИ. Т. 1. 184. С. 159-161) и Афанасия 1564 г. (Там же. 264. С. 299-300)). Во время шествия на осляти, совершавшегося весьма торжественно, новопоставленный Предстоятель Русской Церкви осенял народ воздвизальным крестом, а у ворот города читал молитву Господи Боже наш, иже от не сущих... — ту же, что читали и епископы при вступлении в свои города. В 1589 году Московские митрополиты получили титул Патриарха, но чин интронизации продолжил совершаться практически так же, как и при поставлении митрополитов (см.: Дмитриевский. 1884. С. 377-380). Интронизация Московских Патриархов до Патриарха Никона включительно С другой стороны, от поставления епископов поставление автокефальных Московских митрополитов и затем Патриархов до Никона включительно отличалось весьма существенным обстоятельством: по не вполне ясным причинам (о которых, впрочем, можно строить некоторые предположения) Предстоятели Русской Церкви поставлялись не только через чин интронизации, но и через совершение над ними полного последования архиерейского рукоположения — даже если до своего избрания на Московскую кафедру они уже были епископами. В глазах членов Русской Церкви это, несомненно, наделяло фигуру Патриарха особой сакральностью; тем не менее, этот обычай противоречил церковным канонам и учению о таинствах и был поэтому окончательно оставлен — последним Патриархом, получившим при своем поставлении вторую архиерейскую хиротонию, был Никон (подробнее см.: Успенский. 1998. С. 77-107). Вероятно, с этой же идеей была связана и традиция облачения Патриарха в две епитрахили — одна одевалась, как обычно, а вторая была нашита на патриарший саккос; эта традиция была также оставлена при Никоне.

http://patriarchia.ru/db/text/545862.htm...

3 . 1 Сентября бывало исхождение в начало индикта, или новопровождения лета, которое в Выходных книгах 1640–1647 г. именуется действом многолетнего здоровья. С крестным ходом из Успенского собора шествовал, по окончании утрени, Патриарх, сопровождаемый Духовенством и св. иконами, на место, приготовленное на площади между Архангельским и Благовещенским соборами. Там ставились седалища для Царя и Святителя, стол для водосвятия, на налое полагалась икона из Архангельского собора Св. Симеона летопроводца. Дай Господи, вы, Государь Царь и Великий Князь, всея Русии Самодержец, здрав был с своею Государевою Царицею, и Великою Княгинею, а с нашею Великою Государынею и с своими Государевыми благородными чады, и с своими Государевыми Богомолцы, с Преосвященными Митрополиты и со Архиепископы и Епископы, и со Архимариты и Игумены и со всем освященным собором и с боляры и с Христолюбивым воиньством и с доброхоты и со всеми православными Християны. Здравствуй, Государь, нынешний год и в предыдущие многие лета в род и род и во веки». После сего Патриарх, благословив Царя крестом и окропив св. водою, с Духовенством и св. образами возвращался в Успенский собор, где совершалась божественная литургия. 4 . По вступлении своем на Святительский престол, Всероссийские Митрополиты и Патриархи ездили на осляти вокруг Кремля и других частей города; в цветоносную же неделю, или неделю Ваий, совершался торжественный и великолепный обряд шествия Святителя на осляти: пред обеднею собирался народ Московский в Кремль. Из Успенского собора выносили большое древо, обвешенное искусственными цветами и птицами, разными естественными плодами, и ставили его на больших санях, обитых красным сукном, бляхами и полосами; под деревом стояли пять отроков в белой одежде и пели ирмосы 423 ; позади саней на отводах – подъяки. Сию санную вербу везли тихо кони Великого Государя, покрытые алыми сукнами. За санями шли многие юноши с зажженными свечами и большим фонарем, за коим несли хоругви, св. иконы и шесть кадей с вербою; за образами следовало Духовенство в богатых облачениях; за ними бояре и сановники, наконец сам Государь и Святитель; последний ехал верхом, сидя боком на осле, или на коне, покрытом белою попоною; в левой руке держал он и ходовое Евангелие, а правою благословлял народ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Лобное место также приводили в порядок: убирали все бархатом и сукнами, ставили аналой, покрытый зеленым бархатом. На аналой клали Евангелие и иконы святых Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца, иногда – Казанской иконы Божией Матери. Путь от Лобного места к Спасским воротам ограждался и обивался красным сукном. Стрельцы и солдаты отделяли простой народ от праздничного места, а капитан солдатского строя со специальным знаменем забирался на крышу одной из лавок для того, чтобы подавать сигналы во время церемонии. Недалеко от Лобного места стояла накрытая попоной лошадь. Всехсвятский каменный мост. Москва конца XVII века. Васнецов А. М.      После выхода из собора патриарх поднимался на Лобное место, где вручал государю пальмовую ветвь и ветки вербы, частично завернутые в бархат. Также веточки верб раздавались всем, окружавшим царя. Протопоп и ключарь отправлялись к осляти, накрывали его ковром и зеленым сукном и подводили его к патриарху. Первосвятитель, с Евангелием в одной руке и крестом в другой, садился на осля. Далее начиналось шествие, которое возглавляли самые младшие чины, а в конце шел государь, который вел осля с патриархом. Когда вся процессия вступала в Спасские ворота Кремля, во всех его храмах начинался колокольный звон. Этот праздничный благовест продолжался до тех пор, пока шествие не входило в Успенский собор. В соборе дочитывалось Евангелие, а затем государь и патриарх целовались. После этого царь уходил в одну из своих домашних церквей, а патриарх завершал Божественную литургию в Успенском соборе. Завершением праздника являлось благословение патриархом вербы. Ключари отрезали части освященной вербы для алтаря, членов государевой семьи и ближних бояр, а остальное раздавали стрельцам и простому народу. В настоящее время в некоторых епархиях Русской Православной Церкви возрождается традиция шествия. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/78444.html

То же ведение провидело вопрос хозяина осляти: почто отрешаета? Та же власть над сердцами предварительно дала на сие с виду нимало не убедительный для незнакомого, но на самом деле непреоборимым оказавшийся ответ: Господь требует ( Лк. 19:31 ). И посланные взяли и привели осля, не зная чье; и хозяин осляти отдал его, не зная, кому и на что. Между тем народ мног, не царски созванный, но пришедый в праздник ( Ин. 12:12 ), не по гласу проповедника, но по славе воскресения Лазарева, исходит в сретение Иисусу; и, объятый внезапным восторгом, вместо приготовленных украшений постилает Ему ризы, вместо царских знамен и оружия вземлет ветви древесные; предшествует, последует, восклицает кроткому Царю, без всякой царской пышности несомому спокойно ослятем, которого никакая человеческая рука не приобучала до сей минуты ни к какому бремени. Как произошли все сии нечаянности? Поистине, сие все бысть, да сбудется реченное пророком. Сбылось несбыточное, дабы ясно было видно, что действует Тот, у Которого не изнеможет всяк глагол ( Лк. 1:37 ). Изощрим взор – и увидим в самом событии новое пророчество еще более дивного события. Вход Господень в Иерусалим не есть простое изъявление настоящего, но паче пророчество и предзнаменование будущего воцарения Его. Царство Его не есть сей Иерусалим, который вскоре разрушат, или земля Иудейская, которую вскоре опустошат и поработят, но Церковь , которой и врата адова не одолеют ( Мф. 16:18 ). Осля и жребя, на котором Он восседает для царского Своего шествия, означают два рода людей, над которыми Он пришел духовно царствовать, – иудеев и язычников. Осля подъяремное есть образ иудеев, долго носивших на выях своих иго закона, иго, егоже – признается лучший из них – ни отцы наша, ни мы возмогохом понести ( Деян. 15:10 ), и которое поэтому нужно было переменить на иго Христа благое и бремя Его легкое. Жребя необученное знаменует язычников, не укрощенных учением, не знающих закона. Апостолы беспрепятственно берут жребя и осля; то есть апостолы, несмотря на препятствия, покоряют Царствию Христову иудеев и язычников. Господь восседает на жребя; осля за ним последует; то есть сперва покоряются Царствию Христову большею частью язычники, а когда предопределенные из язычников войдут в полноту Церкви, тогда и оставшиеся иудеи обратятся и постигнут их. Необученное жребя благочинно несет на себе Царя; то есть невежественные и своевольные прежде язычники вскоре образуются учением и заповедями Христовыми. Ризы постилают Царю; то есть совершенные последователи Христовы все свое отдают Ему. Дети приемлют и славословят Царя, то есть сердца, детские по простоте и искренности, приемлют Христа верою, прославляют Его любовью. Читать далее Источник: Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия с библиографическим указателем : [В 2-х том.]/Сост. инспектор Симбирской духовной семинарии М. Барсов. - Москва : Лепта Книга, 2006./Том 2. – 832 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010