Безусловно, приверженцы «старой веры» действительно сыграли огромную роль в истории дореволюционного Балакова, особенно в развитии экономических отношений, поскольку большая часть балаковского предпринимательства была представлена старообрядчеством. Некоторые выходцы из старообрядческой среды занимали ответственные посты в местной администрации, например волостной голова П.М. Шикин 630 и, возможно, удельный голова Яблошников. После дарования Балакову в 1911 году статуса города было сформировано городское общественное управление, в котором почти треть состава (5 человек из 18) представляли старообрядцы 631 . «Старая вера» оказывала сильное влияние и на богослужебный уклад православных балаковцев. Когда в середине XIX века стали перестраивать в камне балаковскую Христорождественскую церковь , её прихожане выразили желание, чтобы иконостас в храме был такой, «какой вполне соответствовал бы образу верования жителей, кои, невзирая на большое число их Православного исповедания, а отчасти только единоверцев, ещё строго держатся старины» 632 . Несомненно, высокий уровень благосостояния Балакова был достигнут перед революцией 1917 года не только благодаря «усердию и трудолюбию старообрядцев» 633 , но и общими усилиями балаковцев всех вероисповеданий, и прежде всего – православных христиан. Православные, являясь на протяжении всей истории Балакова конфессиональным большинством, стояли у истоков возникновения села и дали своей малой родине и стране замечательных тружеников: земледельцев, рабочих, священнослужителей, промышленников и предпринимателей. Раздел VI. Литургика Чин шествия на осляти: история и последование Отпущенников Георгий, студент IV курса СПДС, протоиерей Михаил БЕЛИКОВ, старший преподаватель СПДС Введение Богослужение на Руси занимало важнейшее место в жизни общества. С момента принятия христианства русская богослужебная традиция постоянно развивалась и обогащалась новыми текстами и чинопоследованиями. В XVI–XVII веках появляется большое количество различных богослужебных чинов, поражавших своей торжественностью, пышностью и масштабностью выполнения. Одним из самых ярких дней года был праздник Входа Господня в Иерусалим, в который совершался необычный и красочный богослужебный чин – шествие на осляти. Его интересной особенностью было активное участие в нём государя, который, показывая народу образ смирения перед Христом, вёл за узду осла. Данный чин также именовался «действом в Неделю ваий». Действами назывались такие богослужебные чины, которые в лицах воспроизводили события Священной истории Ветхого и Нового Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Димитрия, а в Вербное Воскресение, приняв символы и крест, идет своей процессией, в сопровождении светских чинов, в храм Пресвятой Богородицы, встречаясь с крестным ходом в Фиале триклина, где крестный ход принимал его, и император вместе с ним заходил в Дворцовые храмы, где совершались ектении. Всюду император шел впереди Патриарха, остававшегося в тени. Иначе на Руси. Смирение царя в обряде Ваий было примером и для подданных, при чем это смирение было смирением царя перед Христом, которого изображал Патриарх. Этот обряд призван был усилить авторитет царской власти официальным выявлением преданности царя Церкви. Когда отцы Собора 1678 г. прекратили совершение обряда шествия на осляти по епархиям, то они сделали это ради возвышения Патриаршего достоинства: «Несть бо лепо едва самому Патриарху соизволяемое дело низшим Архиереям совершати». Они же и объяснили смысл этого действа: «Благочестивейшие самодержцы наши благоволят в нем (в действе Ваий) показания ради народу православному образа смирения своего и благопокорения перед Христом Господом, ибо обычай всесмиренный прияша, еже возседшу Патриарху на жребя, в память вехания Господня в Иерусалим, смирити высоту свою царскую, скипетрокрасныма рукама си узде того осляти прикасатися». Отцы Собора восхваляли такое смирение царя земного: «Ибо мнози толиким смирением царя земного перед Царем Небесным умиляются, и внутрь себя дух сокрушения стяжавши от Бога, ко глубине душеспасенного смирения нисходят». Особенность нашего обряда перед Византийским еще в том, что действия Ваий, присущия Византийским императорам, больше никем совершаться не могли, а на Руси его совершал не один царь, но и воеводы по провинциям вплоть до 1678 года. Самое действо Ваий прекратило свое существование на Руси вместе с Патриаршеством, когда получили господство другия идеи, и сама царская власть потерпела глубокое изменение в своей идеологии под влиянием немецкой философии и рационализма. Преосвященный Иннокентий указал, как на вероятную причину прекращения этого действа, на то, что стали в нем смотреть более на внешность, нежели на дух, выражаемый внешностью, и видеть более унижение царя перед Иерархом, нежели разительное напоминание о благодатном Христовом царствии и о иудейской превратности.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Отзывы тех же современников столь же привлекательными чертами обрисовывают и нравственный облик патриарха Ермогена, как «мужа благочестиваго», «известнаго чистаго жития», «истиннаго пастыря стада Христова», «неложнаго стоятеля по вере христианской», «разумнаго и твердаго адаманта», «человеколюбиваго отца», «кроткаго Учителя-Христа кроткаго ученика». Посвящение митрополита Казанского Ермогена в сан патриарха совершено было к Успенском соборе 3 июля 1603 года. Первенствовал при поставлении патриарха старейший среди русских иерархов Новгородский митрополит Исидор. Вместе с царем Василием он сидел на особо уготованном месте среди собора, когда святитель Ермоген читал перед ними «его рукою написанное исповедание православныя веры». В положенное время митрополит Исидор вручил патриарху посох святителя Петра, а царь подарил ему панагию, осыпанную драгоценными камнями, белый клобук и жезл. После литургии у царя был стол. Среди стола был перерыв, во время которого новопоставленный патриарх с воздвизальным крестом в руках совершил шествие на осляти «вокруг старого города». Во время этого шествия патриарх сошел на заранее уготованном месте с осляти, прочел молитву о благоденствии города, царя и царства, осенив затем честным крестом и покропив святой водой на все четыре стороны Руси Православной. О чисто церковной деятельности святого Ермогена в сане патриарха сохранилось очень мало известий. При нем начаты изданием и были отпечатаны Евангелие, «Месячныя Минеи» за сентябрь (1607 г.), октябрь (1609 г.), ноябрь (1610 г.) и первые двадцать дней декабря, напечатан «Большой церковный устав» (1610 г.). При этом святой Ермоген не ограничивался только тем, что благословлял печатать книги, но и «свидетельствовал печатные переводы», т. е. наблюдал за исправностью их текста. По указанию святителя Ермогена переведена с греческого на русский язык полная служба апостолу Андрею Первозванному и восстановлено торжественное празднование его памяти в Успенском соборе. По ходатайству патриарха царь Василий сделал новую «штанбу» для печатания богослужебных книг и новый «превеликий дом» для типографии, но все это сгорело во время страшного пожара 1611 года, когда Москва была подожжена поляками. Теми же заботами о соблюдении богослужебного чина вызвано и «Послание наказательно» патриарха Ермогена «ко всем людям, паче же к священникам и диаконам о исправлении церковного пения». Послание обличает священников в неуставном совершении церковных служб, в так называемом «многогласии», а мирян — в попустительстве неисправностям духовенства и даже поощрении такого невнимательного, неблагоговейного отношения к богослужению в храме. И в сане первосвятителя в Церкви Русской патриарх Ермоген не оставлял трудов литературных; он написал «Краткое слово» об обретении «честных и многоцелебных мощей во святых отца нашего Алексия, митрополита Киевского и всея России чудотворца». Наконец сохранились, правда очень скудные, известия о борьбе патриарха с латинством.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Выходы русских патриархов к богослужению совершались весьма торжественно. Лишь только патриарх появлялся из своих палат, как его уже окружали: иподиаконы с длинными свечами в руках, лампадчик в стихаре и певчие. При колокольном звоне и пении соответствующих церковных песнопений, шествие направлялось к Успенскому собору в предшествии лампадчика, который нес подсвечник со вставленною в него толстою свечою, а по обеим сторонам от лампадчика шли иподиаконы с ослопными (длинными, хотя и не толстыми) свечами в руках. Предношение светильника, как форма отличия, заимствовано из Греции, где этот обычай восходит к временам св. И. Златоуста и по свидетельству Вальсамона, составлял привилегию царьградских патриархов, императоров и даже императриц. Обычною формою подсвечников, предносимых в Греции пред патриархами, был односветный, но иногда и императорский, двухсветный, как особый почёт от итератора патриарху. У нас на Руси, до собора 1676 года, приношение светильника, как отличия, совершалось пред всеми епископами, а с этого года, когда вообще последовало, по определению собора, восстановление древних привилегий патриархов, рассматриваемая нами форма отличия усвоена была исключительно одному патриарху. Из Греции же заимствована и другая форма отличия при выходах патриархов – принесение св. креста. Известно, что пред константинопольскими патриархами даже в пути несли светильник и крест. Московские соборы 1675 и 1678 годов ревниво оберегали все решения прерогативы патриаршего сана, с одной стороны, устанавливая новые и восстанавливая древние привилегии греческих патриархов, с другой стороны – возвышая некоторые архиерейские прерогативы в исключительное пользование ими патриархов. С целью возвысить патриархов над остальными, архипастырями, собор 1678 года определил, чтобы обряд «шествия на осляти в неделю ваий» был совершаем только в г. Москве и исключительно патриархом в присутствии царя: «несть бо лепо, говорит собор, едва самому патриарху доизволяемое дело нижним архиереям совершати». Кроме преимущественного и даже единственного права патриархов на совершение означенного обряда, составлявшего уже в силу этого высокое патриаршее отличие, «шествие на осляти» отличало и возвышало патриархов над всеми современными им русскими иерархами и тем, что сам Царь вел осла (лошадь) за повод, при колокольном звоне и пени клиром «осанна», по пути, устланному одеждами или красным сукном. Отличия русских патриархов при погребении

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

Образа считаются необходимыми для . молитвы, а потому они находятся не только в церквах и при всех торжественных церковных ходах, но и у каждого на дому, в покоях и комнатах для того, чтобы во время моленья всякий мог иметь икону пред глазами своими». При такой потребности в иконах многие у нас занимались иконописанием. У государя были свои иконописцы, «жаловалные и кормовые», и они по поручению его вместе с «городовыми» иконописцами, в числе которых находились и диаконы, в 1642 г. заново подписали стенным письмом по золоту весь Успенский собор в Москве с его приделами, а в 1650 г. подобным образом подписали весь собор в Савино-Сторожевском монастыре. Патриарх, некоторые другие архиереи и монастыри имели также своих иконописцев. У Троице-Сергиева монастыря в 1624 г. было в подмонастырском селе Клементьеве восемь дворов иконописцев, получавших от монастыря денежное жалованье и отсыпной хлеб, а в 1641 г. была при лавре иконная слобода с 15 дворами иконописцев, и упоминаются в числе иконописцев некоторые и из братии. Эти лаврские иконописцы расписали в 1635 г. Троицкий собор в лавре и Никоновскую церковь. В Москве, недалеко от Кремля, по свидетельству Олеария, существовал особый иконный ряд, где исключительно продавались иконы, причем русские не называли этой продажи продажею или куплею, а говорили, что они выменивают иконы на деньги . О новых праздниках в Русской Церкви, о церковном пении, вообще о богослужении и богослужебных книгах нами сказано уже в своем месте. Здесь остается упомянуть разве только о некоторых частных церковных обрядах и обычаях, заслуживающих внимания. Обряд пещного действия пред Рождеством Христовым и обряд шествия на осляти в неделю ваий, появившиеся у нас около половины прошлого столетия, совершались и теперь при всех архиерейских кафедрах по прежнему чину. Адам Олеарий сам был очевидцем в Москве, как патриарх совершал в вербное воскресенье свое шествие на осляти (собственно на лошади, покрытой попоной, с длинными ушами наподобие ослиных) из Успенского собора в церковь Входа во Иерусалим и обратно и как царь в богатой одежде и с короной на голове, поддерживаемый под руки двумя знатнейшими вельможами, во всю дорогу вел на длинном поводу лошадь патриарха, за что и получал потом от последнего каждый раз по 200 рублей .

http://sedmitza.ru/lib/text/436134/

Из Новгорода чин был привезён в столицу митрополитом Макарием, откуда чин распространился по многим городам Руси и был очень популярен и любим народом. Традиция совершения шествия на осляти прекратила своё существование уже в 1697 году, а с ликвидацией патриаршества окончательно пропала. Основной причиной стало то, что во время обряда царь вёл осла, на котором сидел Патриарх, за узду. Этот обычай, который раньше являлся примером смирения государя перед Богом, в конце XVII получил совершенно иной смысл. Его стали понимать как унижение царского достоинства перед Патриархом. Естественно, что при таком понимании государь желал прекращения этого действа как нелестного для себя. В результате рассмотрения самого чинопоследования хождения на осляти можно предположить, что чин представлял собой практически полную копию иконописного изображения праздника Входа Господня в Иерусалим. Такие элементы чина, как участие в шествии отроков и плодоносное дерево, были заимствованы именно из иконописи и не имеют оснований в самом тексте Священного Писания. Убийство Авеля Каином (Быт.4:8) в Великом покаянном каноне святого Андрея Критского и влияние предшествующей традиции на экзегезу события Спицын Д.В., аспирант СПб. ДА Великий покаянный канон – гимнографическое произведение Православной Церкви, своим удивительным покаянным настроем поражающее миллионы верующих христиан. Огромное количество цитат, аллюзий, парафраз и просто упоминаний библейских персонажей показывает, как сильно святой Андрей Критский вдохновлялся Священным Писанием при написании канона. Однако не стоит забывать, что преподобный Андрей был образованным человеком своего времени, что означало его эрудицию не только в церковном Предании, но и вне его. Подобный взгляд на источники канона, не ограниченный трудами только канонизированных святых отцов, но допускающий знакомство автора с трудами Филона Александрийского, Оригена и др., позволит уточнить смысл отдельных песнопений, констатировать влияние на те или иные экзегетические мысли в каноне, а также определить степень оригинальности идей самого святого автора, преподобного Андрея Критского .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В Санкт-Петербурге пройдет Богослужение с участием уникального межнационального хора из 100 человек 4 апреля, 2014. Новостная служба Торжество состоится в честь Входа Господень в Иерусалим 4 апреля. ПРАВМИР. В Вербное Воскресенье в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга состоится Божественная Литургия и крестный ход. Богослужение будет сопровождаться пением уникального хора из 100 певчих из разных стран. Возглавит Богослужение митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. Украшением станут уникальные песнопения сербской и византийской традиции, грузинского церковного многоголосия, обработки распевов в исполнении хора мальчиков Петербургского хорового училища им. М.И. Глинки под управлением Василия Грачева, детского хора мальчиков «Бичеби» (Грузия) — руководитель Арчил Ушверидзе, ансамбля «Мелоди» и Дивны Любоевич (Сербия), пишет «Благовест-Инфо» . Управлять сводным хором будет из более, чем 100 певчих будет регент Праздничного мужского хора Московского Свято-Данилова монастыря Георгий Сафонов. Возродить традицию празднования Вербного воскресенья в России и организовать «разноязыкий» православный хор принадлежит Международному фестивалю православной музыки совместно с кафедрой древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. Ее работники работают с архивными документами, исследуя и возвращая к жизни некогда утраченные церковные чинопоследования и певческие традиции. В XVII веке Вход Господень в Иерусалим праздновался с великой торжественностью и красотой. Чинопоследование Праздника называлось «Действо цветоносия» или «Шествия на осляти». Продолжая традицию греческой Церкви, русская заимствовала у нее и обряд шествия архиерея на коне, переодетом ослом, символизировавший въезд Иисуса Христа в Иерусалим. Фото: perunica.ru Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/v-sankt-peterburge-pro...

Уступчивые и услужливые Константинопольские патриархи пошли навстречу придворной камарилье и обеспечили ей возможность и в «Обряднике», при изложений церемониала на этот день, избежать всякого рода осложнений. В угоду императору, чтобы не страдал его престиж и высокое представление об императорском абсолютизме, решено было пожертвовать некоторыми особенностями церковной торжественной литании и обряду шествия на жребяти патриарха придать характер полуцерковной церемонии. Крест и евангелие отправляются μετ τς θκησ заранее в храм 40 мучеников и в шествии на жребяти в праздник благовещения отменяется из года в год совершавшаяся торжественная праздничная благовещенская литания из Софийского в Халкопратийский храм. Что касается императора, то он, как это видно из Типикона Великой Церкви, в этот день совершал все, что было положено, по «Обряднику», во дворце (в гл. XXXI и XXXII «De ceremoniis») и слушал литургию в храме богоматери в Дафне, очевидно, тоже имевшим этот праздник храмовым. Затем, когда шествие патриарха на жребяти из храма Софийского в храм 40 мучеников оканчивалось, и патриарх раздавал ваия, император с архонтами кувуклия и другими природными чинами, с пением тропарая праздника,выходил из дворца и, и минуя св. Софию, отправлялся в храм40 мучеников. Отсюда, соединившись с патриархом установленным чином, он вместе с ним пешком в литании отправлялся на форум св. Константина, и потом, возвратившись в Халкопратийский храм, совершал с патриархом обычный малый вход и слушал литургию, по окончании которой обедал вместе с патриархом и с своими чинами в близком к храму дворце. Так были улажены и устранены в Византии возможные конфликты и шероховатости между императором и патриархом. Таким образом в обряде хождения патриарха на жребяти в неделю ваий византийский император никогда не принимал участия – и это составляет его крупное отличие от того же обряда у нас на Руси. Следовательно, правы была отцы Собора 1678 года, когда говорили, что у нас на Руси присутствие царя в обряде шествия патриарха на осляти «благочестия ради венценосцев попустися» «и от иные страны (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

17 Марта в Вербное воскресенье патриарха освободили из под стражи для обычного в этот день торжественного шествия на осляти. Но за вербою никто из народа не пошел. Разнесся слух, что Салтыков и поляки собираются в время этого шествия изрубить патриарха и безоружный народ. Салтыков хотел, как говорили, напасть на москвичей, прежде чем придет к ним помощь от Ляпунова, из отряда которого действительно пробрались тайком в московские слободы ратные люди, между ними князь Пожарский, Бутурлин и Колтовской. В воскресенье ничего не случилось. Поляки готовились на вторник, втаскивали пушки на башни Кремля и Китай-города. Утро вторника прошло тихо, москвичи ничего не предпринимали, купцы спокойно открыли лавки и торговали. Вдруг начался спор и крики. Один из поляков принуждал извозчиков идти помогать полякам таскать пушки на башню. Извозчики не соглашались. Тогда восьмитысячный отряд, находившейся в Кремле, подумав, что началось восстание, ринулся на толпу и стал бить русских. Началась ужасная резня безоружного народа. Погибло в Китай-городе до семи тысяч человек. Но в Белом городе русские имели возможность собраться и вооружиться. Ударили в набат, подняли страшный крик, загородили улицы столами, скамьями, бревнами и стреляли из-за этих укреплений в поляков. Из окон домов палили, бросали каменья, бревна и доски. Ратные люди, пробравшиеся в слободы, оказали помощь. На Сретенке поляки были остановлены князем Димитрием Пожарским. Поляки, загнанные в Кремль и Китай-город, окруженные восставшими москвичами, придумали средство – выкурить огнем неприятеля. Они подожгли Москву с разных сторон, и пожар распространился по всему городу. Пожарский, отбиваясь целый день из своего острожка у Введения на Лубянке, был весь изранен и отвезен в Троицкий монастырь. Великий четверг прошел спокойно, а в пятницу стало известно, что Просовецкий с тридцатью тысячами войска приближается к Москве. Гонсевский выслал против него Зборовского и Струся. Просовецкий, потеряв около двухсот человек казаков, засел в Гуляй-городах, на которые поляки не смели напасть и ушли в Москву. Просовецкий также отступил на несколько верст и ждал Ляпунова, Заруцкого и других воевод. В понедельник на Пасхе все ополчение в числе ста тысяч подошло к Москве, расположилось у Симонова монастыря и начало немедленно осаду.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

" Дети прославили Господа " апреля 2018 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в Исаакиевском соборе В Вербное воскресенье, Вход Господень в Иерусалим, 1 апреля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в Исаакиевском соборе . Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, ключарь собора протоиерей Алексий Исаев , архимандрит Алексий (Ганьжин) и другие священнослужители. На малом входе протоиерею Павлу Кудряшову была вручена медаль в память 100-летия восстановления патриаршества , иерей Павел Ермошкин был награжден правом ношения камилавки. Богослужение украсили пением хор Исаакиевского собора, детский хор Санкт-Петербургской митрополии и детско-юношеский хор Владимирского собора. Среди молящихся были вице-губернатор Игорь Албин, председатель Заксобрания Вячеслав Макаров, депутат Госдумы Михаил Романов. После богослужения был совершен крестный ход вокруг собора с подобием " шествия на осляти " : впереди следовала запряженная лошадью повозка с детьми, за ней шли юные хоругвеносцы от благочиний епархии, детские хоры и все молящиеся. Для шествия были доставлены три тысячи пальмовых ветвей. Красочность крестному ходу придали юные представители Курортного благочиния - казачата маленькой сотни святого цесаревича Алексия во главе с походным атаманом Иваном Немировичем и духовником общины архимандритом Гавриилом (Коневиченко). Они были одеты в историческую казачью форму и несли конвойскую икону императора Николая II и цесаревича Алексия. Митрополит Варсонофий произнес архипастырское слово. " Мы совершили сегодня крестным ходом то, что сделал Господь, когда торжественно вошел в Иерусалим как Царь, Христос Спаситель, - начал владыка. - Наше богослужение сопровождалось пением детских хоров. Всегда приятно видеть детей в храме. Когда Господь входил в Иерусалим, лучшее богохваление было от детей. Они, чистые сердцем, узрели в Иисусе Христе Мессию и Спасителя мира, поэтому восклицали: слава Сыну Давидову, слава в вышних Богу за то, что Он послал нам Спасителя (Мф. 21:9). У них было такое знание, потому что они воспитывались в благочестивых семьях, где им прививали веру в грядущего Спасителя " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010