Если мы теперь приложим сделанное нами замечание собственно к истории нашей Церкви, то, кажется, не потребуют от нас доказательств на то, что все время ее существования от самого начала ее и до времени патриаршества мы назовем одним обширным периодом развития духа ее в обрядах. Где там доказательства развития учения? Где памятники достойного образования духовного? Что у нас собственного? Извлекли ли мы, по крайней мере, полезное и нужнейшее из указанных нам источников? Нет, почти что ничего такого еще не видим. Не усомнимся же одной же сею категорией означить и времена патриаршества: высокий сан патриаршества со всей особенностью его священнослужения не есть ли сам как бы дополнение благолепия храма, коего предстоятелем были прежде только митрополиты? Никакого иного преобразования в Церкви российской с патриархией не вошло. Не над тем же ли только трудились все патриархи, чтобы довершить, утвердить, сделать единообразный состав внешнего благолепия церковного в обрядах, в книгах, поддержать уже разрушающуюся буйным своеволием внешность церковного домостроительства. Мы должны исключить отсюда только Иова и Гермогена: это были люди, на особенное дело призванные. Филарет, доколе был митрополитом, был муж государственный; совершив сие служение, когда стал на престол патриарший, обратился к устроению внешности богослужения («Др. Вивл.» VI. стр. 162). Не он ли же возобновил старание об издании и исправлении книг для церковного богослужения? Не то ли же самое продолжали и последние патриархи? Не к сему ли времени относится большая часть торжественных церемоний нашей Церкви? Чин шествия патриарха на осляти при поставлении на престол патриарший, чин погребения патриарха, чин действия в неделю Ваий, чин малого елеосвящения и умовения ног в Великий четверг, чин омовения мощей в Великий пяток, чин пещного действия – не суть ли до наших времен драгоценные отрывки той светлой одежды, которой хотели одеть нашу церковную внешность патриархи? А для учения что сделано? Почти ничего решительно не сделал в пользу его и Никон; а более было некому на этом поприще и трудиться. Только внутренние волнения, давно уже продолжающиеся, касательно некоторых обрядов священнодействия, некоторых слов в книгах церковных, давали чувствовать нужду в близости перехода Церкви к развитию другого элемента религии; прелагали, углаждали путь с юга ученым святителям для просвещения севера. Только к концу правления патриархов или еще во время правления местоблюстителя начинаются разводиться училища, умножаться имена, сияющие собственным, незаимствованным светом и в сфере образования и на кафедрах епархий российских.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Раби Александри сказал: «Раби Йегошуа противопоставил друг другу два стиха. Написано:  Вот, с облаками небесными шел как бы сын человеческий  (Дан. 7, 13), в то время как в другом месте написано:  Вот, царь твой грядет к тебе… кроткий, сидящий на ослице  (Зах. 9, 9). (Он разрешил парадокс, говоря, что если люди заслуживают того, то он придет с облаками небесными (т. е. пришествие во славе —  О.С .), но если нет — скромно, сидя на осле» (Трактат Сангедрин 98а). То есть для иудеев было всегда трудно совместить пророчества о Пришествии Мессии на облаках, в славе и величии, и о Пришествии Мессии кротко, на осляти. Объясняя им церковное учение о ДВУХ пришествиях, мы помогаем им лучше понять ветхозаветных пророков и их собственную традицию — как отголосок тех времен, когда иудеи и иудаизм были истинной Ветхозаветной Церковью, которая прекратила свое существование в глазах Бога, когда в момент смерти Господа Иисуса Христа  завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись  (Мф. 27, 51).  См.:  Иустин Мученик , Диалог с Трифоном иудеем.  См.:  Блаженный Иероним , Толкование на Евангелие от Матфея.  «Надо заметить, что резать пальмовые ветви и постилать их по пути шествия паломников, входящих в Иерусалим, — это была устоявшаяся на тот момент традиция. Иногда такую дорожку, посыпанную листьями, еще и поливали водой. Можно вспомнить, что ветви символизируют победу; ими приветствовавшие Его оказывали почтение, достойное Бога. Евангелисты пишут, что, когда Он приблизился и готов был сойти с Масличной Горы, народ стал приветствовать Его, идя впереди, восхваляя Его и срезая ветви деревьев. Евангелисты ясно показывают, что это были ветви оливы; они и должны были быть ветвями оливы, потому что росли на Масличной Горе. Итак, олива указывает на примирение Бога, Его исполненный любви приход к нам, чтобы быть с нами. Не в силу праведности нашей Он совершил это — этой праведности даже не существовало, — а в силу Своей милости. Сходно с этим возвратился голубь со свежим масличным листом во рту, что стало знаком конца потопа во дни Ноя и смены гнева на милость мира, исходящую свыше» ( Север Антиохийский , Соборные проповеди 20).

http://pravoslavie.ru/102519.html

Из них мы назовем здесь лишь те, которые имеют непосредственное отношение к нашей теме. Исследователи, не задававшиеся целью писать истории русского богослужения, сосредоточивали свое внимание или на таких отдельных службах, которые теперь уже вышли из употребления, или же брали предметом своего исследования такие чинопоследования, которые до Никоновской реформы существовали в совершенно ином виде чем тот, в каком мы их видим в послениконовских богослужебных книгах. Задачи рассмотреть, описать и, насколько то возможно, объяснить некоторые, вышедшие из употребления, но существовавшие в наших старопечатных книгах церковные службы, взял на себя, между прочим, известный литургист, протоиерей К. Т. Никольский , написавший довольно обширное сочинение: «О службах русской церкви, бывших в прежних печатных богослужебных книгах» (СПБ. 1885 г.). Аналогичную задачу, но только по отношению к богослужебным рукописям Соловецкой библиотеки, взял па себя проф. Η. Ф. Красносельцев, автор небольшой книжицы: «К истории православного богослужения. По поводу некоторых церковных служб и обрядов, ныне не употребляющихся. Материалы и исследования по рукописям Соловецкой библиотеки» (Казань, 1889 г.). Кроме того, проф. Красносельцев написал обширную рецензию на указанную сейчас книгу протоиер. Никольского, и в этой своей рецензии, дает массу новых сведений, касающихся также, вышедших из употребления, древнерусских служб 6 . Такие интересные чины, тоже теперь оставленные, как чины пещного действа, шествия на осляти, помимо того, что рассмотрены в названных трудах прот. Нпкольского и проф. Красносельцева, были предметом и специальных монографий. Значительная часть чинов, вышедших теперь из употребления и уже обследованных учеными, относится к взятому нами отделу богослужения, т. е., к области богослужения частного. И, так как, эти службы дошли до нас или по старопечатным книгам, или по рукописям, чаще всего – века XVI, то естественно, что часть предпринятой нами на себя работы оказывается уже выполненной другими.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

В Мариинском театре завершился цикл лекций «Сакральная музыка русской культуры» 20 апреля 2019 г. 12:11 17 апреля 2019 года в Мариинском театре в Санкт-Петербурге прошла шестая, заключительная, лекция цикла «Сакральная музыка русской культуры», автором которой стал председатель Совета по культуре Санкт-Петербургской епархии иерей Илия Макаров. Последняя встреча «Молодые голоса Православия» была посвящена русской духовной музыке и участию детей и молодежи в праздничной культуре Русской Православной Церкви прошлых столетий. Рассказ священника сопровождали выступления Детского хора Санкт-Петербургской епархии и детского хора «Александрия» под управлением Валентины Королевой, а также Мужского хора Санкт-Петербургской духовной академии под управлением Максима Калинина. Лекцию посетил ректор СПбДА епископ Петергофский Серафим . Визуальным оформлением стала видеоинсталляция петербургского режиссера Алены Поликовской. Рассказывая об особенностях пения, ведущий отметил, что все церковные праздники неустанно показывают человеку важность той главной цели, к которой призван каждый христианин — стремление к вечной жизни со Христом. В качестве музыкальных иллюстраций были исполнены тропари, кондаки и стихиры главных церковных праздников, а также особые песнопения, которые исполнялись когда-то во время «Шествия на осляти» и «Пещного действа», которых уже нет в современной Церкви, однако память о них в виде песнопений жива до сих пор. Зрители услышали следующие композиции: «Ангел вопияше Благодатней», гимн-колядка «Слава буди в Вышних Богу», «Усладил мя еси», «Величание святителю Николаю», «Уне тебе бяше, Иудо», «Днесь Владыка твари», «Да воскреснет Бог» и другие. Особенно торжественно прозвучало песнопение «С нами Бог» в гармонизации митрополита Тульчинского и Брацлавскоо Ионафана — оно было исполнено детским и взрослым хорами вместе. В завершение вечера епископ Петергофский Серафим отметил, что своим прекрасным пением человек служит Богу. А в этом служении раскрывается подлинная суть человеческой жизни: «Мы должны прожить свою жизнь на земле не просто так, не впустую. Мы должны стяжать духовные плоды, которые и могут ввести нас в вечную жизнь, в Царствие Небесное. Когда человек приучается с юных лет служить ближнему тем, что у него есть, — талантами, способностями, дарованиями — из его жизни уходят эгоизм, эгоцентризм, нет места гордыне, он всецело погружается в атмосферу любви. А любовь, как известно, это и есть Сам Господь Бог». Цикл лекций «Сакральная музыка русской культуры» уже второй год проходит на Новой сцене Мариинского театра и собирает полный зал заинтересованных слушателей. Все шесть лекций, которые прошли в этом сезоне, в скором времени будут доступны для просмотра на православном телеканале «Спас». Пресс-служба Совета по культуре Санкт-Петербургской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

660 Полознев Д.Ф. Московские патриархи Иоасаф II, Питирим, Иоаким и Адриан [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://www.sedmitza.ru/lib/text/436206/(дата обращения: 12.04.2018). 664 Пчелов Е.В. Московское царство и Святая Земля: верба в церемонии шествия на осляти в вв. [Электронный ресурс]: сайт. URL: обращения: 17.04.2017). 667 Алеппский Павел. Путешествие антиохийского патриарха Макария. М.: Университетская типография, 1898. Ч. 3. С. 176. 668 Витсен Н. Путешествие в Московию в 1664–1665 [Электронный ресурс]: сайт. URL: (дата обращения: 19.03.2018). 679 См.: Голубцов А.П. Чиновник Новгородского Софийского собора. М.: Университетская типография, 1899. С. 180–188. 681 Принцип идентификации песнопений канона следующий: первое число означает номер песни согласно последованию Великого канона на утрене 5-й седмицы Великого поста, второе – номер тропаря в рамках указанной песни. 688 λιθοκτονσασα – причастие аориста женского рода единственного числа активного залога в именительном падеже от редкого глагола λιθοκτονω, образованного от существительного λιθοκτονα – «смерть через побиение камнями» (Liddel H.G., Scott R. A Greek-English Lexicon. Oxford, 1996. P. 1049). 689 «О како поревновах Ламеху, первому убийце, душу яко мужа, ум яко юношу, яко брата же моего тело убив, яко Каин убийца, любосластными стремленьми». 693 Например, ВК 1:3 «Первозданного Адама...», ВК 1:4 «Увы мне...», ВК 1:5 «Достойно из Едема...», ВК 2:34 «Мужа убих...», ВК 2:38 «Одожди Господь от Господа...», ВК 3:14 «Благословения Симова...» и многие другие. 694 Церковная и иудейская экзегетические традиции предложили ряд возможных способов убийства Авеля: мечом, кинжалом, железным орудием, стрелой, копьём, дубинкой, избиением руками/ногами, удушением. Об этом подробнее см.: Aptowitzer A. Kain und Abel in der Agada, den Apokryphen, der hellenistischen, christlichen und mohammedanischen Literatur. Wien; Leipzig, 1922. S. 50–52; Glenthoj J.B. Cain and Abel in syriac and greek writers (4th–6th centuries). Lovanii, 1997. P. 150.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

III. «Чиновник Нижегородского Преображенского собора». Это – сравнительно поздний, менее обширный, а потому и —77— менее богатый по содержанию памятник, чем выше рассмотренные. Вероятнее всего в главной своей части чиновник был написан в третьей четверти XVIII стол., при нижегородском епископе Феофане Чернуцком. Ранее того Феофан провел около 10 лет в Троицкой Сергиевой лавре в видных должностях казначея, келаря, а затем и наместника и много потрудился над устройством и украшением лавры, особенно после пожара 1746 г. К существующим в литературе сведениям об этом иерархе проф. Голубцов делает значительные добавления на основании лаврского архива, особенно – протоколов учрежденного собора лавры (Предисл. IV–VII). Значение нижегородского чиновника таково. Он служит наглядным показателем того, какими быстрыми шагами с началом XVIII в., при изменившихся условиях государственного строя, пошла на убыль наша церковно-обрядовая жизнь: сократилось число памятей, торжественно праздновавшихся древнерусскою церковью; вышла из употребления добрая половина так называемых действ, притом типичнейших из них – пещного, страшного суда, шествия на осляти, а некоторые чины, церемониально совершавшиеся, существенно изменились – чин летопроводства, православия; сократилась пышность богослужения кафедрального собора, а главное – столетиями создавшееся значение собора как средоточия церковно-государственной жизни мало-помалу ослабевало: порывалась, становилась лишь официальной идущая из глубокой христианской древности связь приходских церквей с соборною; охладевало усердие верующих к соборному храму, а вместе с тем оскудевали и средства. Всё это понижало литургическую практику кафедральных церквей, сближая её с церковно-приходскою. Служба соборных церквей стала теперь регулироваться не специальными соборными чиновниками, а обычными богослужебными книгами, приняла тот строй, с которым она известна нам теперь. Здесь конец той группе памятников, изучению которых посвятил свои силы проф. Голубцов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А на писмо не позазри, что худо и неисправно. Здрав буди, государь, дождався Велика дни праздником праздника. Примечания а На обороте первого столбца (л. 22 об.)основным почерком сделана запись об адресате Великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всея Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу. Скорописью другого почерка сделана помета о получении (?) 167 (1659)-го г[ода] марта в день. Б-В В ркп. слова между строк. Г-Д В ркп. слова между строк. е Слово написано напротив строки на левом поле. ж Слово испр. из какого-то другого, неразборчиво. З Слово испр. мной: перед частицей же какое-то слово правлено писцом и неразборчиво. И-К Слова испр. писцом из других, неразборчиво. Л Испр. мной, в ркп. Вифсасфагию. М Далее в ркп. зачеркнуто слово рабское. Н В ркп. слово между строк. О-П В ркп. слова между строк. Р Испр. мной: в ркп. разу. С В ркп. слово между строк. Т Последний слог, в слове -ще попал в стык; слово восстановлено мной. У Последняя буква в слове выносная, попала в стык; слово восстановлено мной. Ф Х В ркп. слова между строк. Ц_Ч В ркп. слова написаны напротив строки на левом поле. Л. 22 ...некто дерзну седалище великого архиерея всея Русии олюбодействовати... недели Ваий деяние действовати. – Речь идет о крутицком митрополите Питириме, местоблюстителе патриаршего престола, совершившем в Вербное воскресение обряд шествия на «осляти», как подобает это делать архиерею при поставлении на патриаршую кафедру; патриарх Никон расценил действия митрополита как незаконные с точки зрения церковных канонов. Л. 21 «Ядущим же им, прием Иисус хлеб... еже за вы ломимое». – Контаминация из двух евангельских фраз: точной – Мф. 26:26 , и немного измененной, вероятно, воспроизведенной по памяти – Лк. 22:19 . «Такожде и чашу, налияв... се есть Кровь Моя " »... – Ср.: Мф. 26:27 – 28 . «Се творите в Мое воспоминание». – 1Кор. 11:24 . «Братие, аз приях егда же и предал вам»... – 1Кор. 11:23 . «Вы глашаете Учителя и Господа... образ бо дах вам, и вы творите». – Ин. 13:13 – 15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но близок день, когда придется вам собрать кровавую жатву с посеянных вами семян. Прямо и открыто противлюсь я вашему господству; я разрешаю всех от данной королевичу присяги, и пока язык мой слушается меня, я буду взывать к сынам Руси православной, буду призывать их на бой за веру, престол и отечество, и буду благословлять тех, кто жизнь свою на брани положит. А сам я не боюсь угроз ваших: ты обещаешь мне смерть; но через нее я чаю получить венец муче- нический и жизнь вечную. Ты умертвишь это дряхлое тело; но сам Господь примет душу мою, и к стопам Его сложу свой пастырский посох, не преставая умолять, да ниспошлет Он свою небесную помощь на защиту Руси святой“. Как громом пораженные этими, не- земной силой дышавшими словами Гермогена, ушли от него смущенные злодеи. Но отселе и начинается страдальчество, мученичество великого святителя. По сказанию современника, „много был истязаем архипастырь». Его совсем отстранили от его архипастырских обязанностей по управлению паствою российскою, лишили даже возможности совершать в соборных храмах при стечении народа богослужения; двор патриарший был разграблен, его самого заключили под стражу, окружили польскими солдатами; никого к нему не пускали, как к мятежнику, заговорщику; обходились с ним жестоко и бесчинно. Беззащитный, он должен был терпеть в окружавшем его стане врагов позор, издевательства и всяческие притеснения. Ему. например, не давали даже чернил и бумаги, чтобы лишить его всякой возможности что либо писать и как либо влиять на народ. Между тем приближались великие в христианском мире дни, когда „замолкает всякая плоть человеча», утихают страсти и волнения мирские, – дни страстной и светлой недели (1611 года). Москва, с её грандиозными соборами и великими святынями, с пышным богослужением патриаршим и величественными религиозными церемониями, всегда привлекала на эти недели массы пришлых из провинции набожных, русских людей. Ближайшим образом предстояло в вербное воскресение, 17-го марта, совершение любимого народом, знаменательного обряда-шествия на осляти.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Carevs...

В древнерусских рукописях чина епископской хиротонии XV века уже сохранился чин интронизации новорукоположенного епископа (см.: АИ. Т. 1. 375. С. 472-473). Как и в описываемой блж. Симеоном Солунским византийской практике того времени (см. 1-ю часть настоящей статьи), епископа интронизировали уже не в кафедральном храме его города, но в том храме, где совершалась хиротония. Как и византийском чине XV века, епископа усаживали не на его собственный, а на предстоятельский трон (в данном случае — митрополичий), который переносился со своего обычного места к дверям жертвенника; непосредственными совершителями обряда интронизации, имевшей место сразу по окончании Божественной литургии (и хиротонии), были протопоп и прочие священники; сразу после обряда пелись многолетия. Впрочем, было и некоторое отличие от описанной блж. Симеоном Солунским практики — на каждое из троекратных усаживаний пели не «Аксиос!», а «Ис полла эти, деспота»; кроме того, в чине присутствовало указание о снятии с новорукоположенного и настолованного архиерея литургических одежд и облачения его в «переманатку [параман] с источниками», «икону» (т. е. панагию) и мантию с источниками (см.: Никольский. 1885. С. 4; Неселовский. 1906. С. 281-285). Об объезде митрополичьего города верхом на коне, как в византийской традиции, древнерусские рукописи XV века не говорят, но в источниках XVI-XVII веков указано совершать после хиротонии аналогичный обряд шествия на осляти (или же объезда Москвы в карете). При этом до патриаршества Иоакима интронизация (настолование) новорукоположенных архиереев совершалась так же, как и в XV веке — изменения сводились к некоторым уточнениям: вместо двух старших священников, обряд интронизации было предписано совершать протопопу и протодиакону, а к перечню возлагаемых после интронизаций облачений добавилось указание о вручении новорукоположенному архиерейского жезла, что сопровождалось особой речью митрополита или Патриарха (см.: АИ. Т. 4. 1. С. 11-14. Никольский. 1885. С. 4-7, 29-32; Неселовский. 1906. С. 292-293).

http://patriarchia.ru/db/text/545862.htm...

И. В. Старикова В русском церковном пении Многолетствование главы гос-ва и Церкви было частью церковной и придворной обрядовой культуры Др. Руси, истоки к-рой берут начало в визант. практике провозглашения аккламаций в честь императора и патриарха. В Др. Руси М. являлись обязательной частью внебогослужебного обряда - чина чаши заздравной . Кроме того, они исполнялись в заключение различных церковных служб, в т. ч. молебнов. М. входило в чины новолетия , пещного действа , Страшного Суда действа , шествия на осляти и проч. Тексты М. с упоминанием правящих архиереев, членов царской семьи, патриарха нередко являются единственным точным указанием для датировки певч. рукописей. Сложились 2 традиции выпевания М.- речитативная и мелодически развитая, представленная гл. обр. разновидностями демественного пения ( Бурилина. 1984. С. 204-215). Демество как стилистически своеобразное проявление древнего певч. искусства сложилось в кон. XV в., что совпадает с периодом завершения образования Российского государства и началом формирования торжественной придворной и церковной обрядности. Демественные песнопения представляют собой яркое национально-самобытное явление в древнерус. муз. искусстве. Прежде всего именно в этом торжественном стиле и создавались певч. варианты М. Самый ранний нотированный образец М. известен по рукописи кон. XV в. Песнопение посвящено вел. кн. Иоанну III Васильевичу (1462-1505). Оно отличается от более поздних отсутствием начального слова-определения «благоверному». Особенностью текста произведения является и включение 2 продолжительных мелизматических вставок- аненаек : «Великому князю Ивану Васильевичу всея Руси дай Бог ему многа лета. И-на-ни... Умножи, Боже, лета. А-на-ни...» (РГБ. Ф. 304. 408. Л. 162). Муз. текст отражает распев, выходящий за рамки знаменной системы. В пользу отнесения его к деместву свидетельствуют: отсутствие гласовой принадлежности, а также попевок , лиц и фит знаменного распева; многочисленные внутрислоговые разводы; наличие тресветлых знамен, указывающих на высокую область звучания; исполнение М. в дальнейшем преимущественно демественным распевом.

http://pravenc.ru/text/2563872.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010