Вступление на паству московских святителей (Исторический очерк) Вступление на паству московских архипастырей и в настоящее время сопровождается некоторыми особенностями, не наблюдаемыми в других епархиях России. Обыкновенно оно открывается торжественным совершением литургии в Успенском соборе в ближайший воскресный или праздничный день по приезде нового митрополита в Москву. В торжественном шествии в собор для совершения первой литургии и состоит особенность московского вступления на паству. Во время благовеста к литургии новый московский архипастырь прибывает в Казанский собор, где его ожидает в богатых облачениях столичное духовенство со святынями московских церквей и соборов. Облачившись во все архиерейские одежды, он отсюда, в предшествии большого крестного хода, идет в новый свой кафедральный Успенский собор для вступления на кафедру московской митрополии. В этом крестном ходе сохранился древний русский обычай. В прежнее время на Руси каждый архиерей, по прибытии в новый свой город, останавливался в первой церкви, находившейся на пути его к собору, отсюда шел торжественным крестным ходом на площадь, где на особо приготовленном месте читал молитву или евангелие и уже потом вступал в собор и совершал в нем первую литургию. Но этот обычай представляет собою только малую часть весьма сложных и весьма торжественных обрядов, какими сопровождалось в древней Руси, а особенно в Москве XVI и XVII веков, вступление новых святителей на паству. В то время – это вступление сопровождалось особым чинопоследованием, состоявшим из настолования и шествия на осляти вокруг города. Настолование существовало в России с древнейших времен. Еще св. Иларион (XI века), митрополит киевский, говорил о себе, что он «от благочестивых епископ священ и настолован». Оно совершалось по хиротонии каждого архиерея и непосредственно следовало за той литургией, во время которой он был посвящен. Большой торжественностью отличалось настолование митрополитов и патриархов московских, совершавшееся перед первой литургией нового святителя в Успенском соборе и всякий раз в присутствии московского царя.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

ЦВ 3 (400) февраль 2009 /  12 февраля 2009 г. Интронизация митрополитов и Патриархов всея Руси. История и современная практика Древнерусские митрополиты, будучи архиереями Константинопольского Патриархата, вступали на свою Киевскую кафедру с совершением того же чина интронизации, что и другие епископы Вселенской Церкви. Чин получил имя настолования, или посажения на стол. «На стол» сажали не только митрополита, но и епископов других русских городов. Настолование епископов Чин интронизации епископа сохранился в рукописях XV века. Как и в византийской практике того времени, епископа интронизировали не в кафедральном храме его города, но в том храме, где совершалась хиротония. Епископа усаживали не на его собственный, а на предстоятельский трон (в данном случае — митрополичий), который переносился со своего обычного места к дверям жертвенника. Непосредственными совершителями обряда интронизации, происходившей сразу по окончании Божественной литургии (и хиротонии), были протопоп и прочие священники; сразу после обряда пелись многолетия. Впрочем, было и некоторое отличие от византийской практики — на каждое из троекратных усаживаний пели не «Аксиос!», а «Ис полла эти, деспота»; кроме того, в чине присутствовало указание о снятии с новорукоположенного и настолованного архиерея литургических одежд и облачения его в «переманатку [параман] с источниками», «икону» (т. е. панагию) и мантию с источниками. Об объезде митрополичьего города верхом на коне, как в византийской традиции, древнерусские рукописи XV века не говорят, но в источниках XVI–XVII веков указано совершать после хиротонии аналогичный обряд шествия на осляти (или же объезда Москвы в карете). При этом до патриаршества Иоакима интронизация (настолование) новорукоположенных архиереев совершалась так же, как и в XV веке, лишь с некоторыми уточнениями. В 1677 г., при патриархе Иоакиме, обряд объезда Москвы новорукоположенными епископами был запрещен и сохранен лишь для новопоставленных Московских патриархов. Тогда же из чина архиерейской хиротонии была исключена и церемония усаживания архиереев на кафедру; тем не менее, в чине сохранились слова о возведении новорукоположенного протоиереем и протодиаконом на «уготованный Феатр» и вручении ему пастырского жезла с чтением особого поучения. Обычай торжественного вручения архипастырского жезла новорукоположенным епископам, с чтением торжественных слов, сохраняется в русской богослужебной практике до настоящего времени, но связь этого обряда с чином интронизации совершенно не ощущается.

http://e-vestnik.ru/church/intronizatsiy...

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Шествие на осляти — православный обряд, совершавшийся в Русском государстве в праздник Вербного Воскресенья и символизировавший вход Господень в Иерусалим — въезд Иисуса Христа на осле. На осла обычно садился митрополит, позднее – патриарх, а под уздцы лошадь вел царь. За эту работу, за то что вел под уздцы «ослика», царь получал от патриарха денежное вознаграждение – 100 рублей. Обычай шествия на осляти в Вербное воскресенье существовал в русских землях с середины 16 века до времени Петра I. В Москве на «осле», ведомом государем, шествовал патриарх, а в других городах – на «осле» ехал епископ или архимандрит крупнейшего монастыря, ездовое животное под уздцы вел воевода. С ослами на Руси была некоторая напряженность, поэтому под ослика маскировали низкорослую лошадь. На нее шили белую попону с длинными ушками. Избранного на такую почетную роль коня готовили задолго. Подготовка лошади, играющей роль осла, заключалась в следующем. Целый месяц до Вербного воскресенья ее держали на диете, чтобы сходство с ослом было большее. А за три дня до крестного хода не кормили вообще, во избежание недоразумений во время хода. Также в течение месяца лошадь водили по маршруту крестного хода, чтобы она привыкла и не пугалась. Описание На полотне изображена процессия, шествующая с богослужения в Церкви «Вход Господень в Иерусалим» (одной из девяти церквей Покровского собора) к Спасским воротам Кремля (бывшие Фроловские). Изображение условно делится на две части – справа пеший царь Алексей Михайлович с придворными боярами и челядью, слева Патриарх «верхом на осляти» с группой митрополитов и епископов. Духовенство и Царя связывает тоненький красный шнур, идущий от узды импровизированного «осла» через центр картины к руке царя. На царе Алексее Михайловиче шапка Мономаха, он в роскошном праздничном наряде, с золотым крестом на груди, под руки его поддерживают придворные, так называемые ближние бояре, а слуги и дети раскатывают перед ними ковровые дорожки. В левой руке царя пальмовая ветвь, а в правой  красный шнур от уздечки. Ведя под уздцы лошадь, наряженную ослом, с восседающим на ней Патриархом в образе Господа Иисуса Христа, царь показывает народу пример своего смирения.

http://azbyka.ru/art/shestvie-na-oslyati...

Современное шествие выглядит совершенно иначе, но осел у Исаакиевского собора все же будет. 10 апреля. ПРАВМИР. В Вербное воскресенье в Петербурге в этом году возродят средневековую традицию «шествия на осляти». Древнюю традицию модернизируют с учетом средневековых реалий, — сообщает Фонтанка.Ру Более 2 тысяч детей будут задействованы в ближайшее воскресенье, 13 апреля, в так называемой «Детской Божественной литургии с крестным ходом по архиерейскому чину».  Богослужение возглавит митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий.  Кроме того, в крестном ходе примут участие курсанты военных училищ. Ранее обряд был запрещен Петром I из-за того, что Патриарх во время шествия должен был ехать верхом на осле, а царь должен этого осла вести. По версии православных источников, молодого царя-реформатора не устроило такое положение дел, когда церковная власть становится главенствующей над светской. Современное шествие выглядит совершенно иначе, но осел у Исаакиевского собора все же будет. Животное повезет тележку с ворохом цветов и, в соответствии с традицией, с наряженной вербой, а следом вокруг собора пойдут юные православные. «Всем детям вручат памятные подарки. Дети будут с родителями. Мне кажется, участием детей мы подчеркнем, что царица всех добродетелей — это любовь, – сообщил вице-губернатор Василий Кичеджи, пообещав принять участие в мероприятии: – Конечно, бюджетных денег на праздник не потрачено. Однако всегда, когда проходят такие большие праздники, мы в них участвуем».         Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 22 апреля, 2016 26 июля, 2014 23 мая, 2014 25 марта, 2014 24 мая, 2013 14 мая, 2013 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/v-peterburge-vozrodyat...

В Санкт-Петербурге пройдет Богослужение с участием уникального межнационального хора из 100 человек 4 апреля, 2014. Новостная служба Торжество состоится в честь Входа Господень в Иерусалим 4 апреля. ПРАВМИР. В Вербное Воскресенье в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга состоится Божественная Литургия и крестный ход. Богослужение будет сопровождаться пением уникального хора из 100 певчих из разных стран. Возглавит Богослужение митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. Украшением станут уникальные песнопения сербской и византийской традиции, грузинского церковного многоголосия, обработки распевов в исполнении хора мальчиков Петербургского хорового училища им. М.И. Глинки под управлением Василия Грачева, детского хора мальчиков «Бичеби» (Грузия) — руководитель Арчил Ушверидзе, ансамбля «Мелоди» и Дивны Любоевич (Сербия), пишет «Благовест-Инфо» . Управлять сводным хором будет из более, чем 100 певчих будет регент Праздничного мужского хора Московского Свято-Данилова монастыря Георгий Сафонов. Возродить традицию празднования Вербного воскресенья в России и организовать «разноязыкий» православный хор принадлежит Международному фестивалю православной музыки совместно с кафедрой древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. Ее работники работают с архивными документами, исследуя и возвращая к жизни некогда утраченные церковные чинопоследования и певческие традиции. В XVII веке Вход Господень в Иерусалим праздновался с великой торжественностью и красотой. Чинопоследование Праздника называлось «Действо цветоносия» или «Шествия на осляти». Продолжая традицию греческой Церкви, русская заимствовала у нее и обряд шествия архиерея на коне, переодетом ослом, символизировавший въезд Иисуса Христа в Иерусалим. Фото: perunica.ru Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/v-sankt-peterburge-pro...

В Российской Национальной библиотеке открылась выставка церковно-певческих книг древнерусской традиции 10 апреля, 2013. Новостная служба Большинство из них происходит из крупных монастырей — Кирилло-Белозерского, Соловецкого и Нижегородского Благовещенского. Это октоихи, ирмологии и другие богослужебные книги XVI-XIX веков, написанные изящным почерком, содержащие пышные орнаменты и миниатюры. 10 апреля. ПРАВМИР. Российская Национальная библиотека представила церковно-певческие книги древнерусской традиции. 9 апреля в рамках ежегодных Бражниковских чтений здесь открылась выставка богато декорированных и иллюстрированных «звучащих рукописей», сообщает «Вода Живая» . Большинство из них происходит из крупных монастырей — Кирилло-Белозерского, Соловецкого и Нижегородского Благовещенского. Это октоихи, ирмологии и другие богослужебные книги XVI-XIX веков, написанные изящным почерком, содержащие пышные орнаменты и миниатюры. Одна из них была создана в 1880 году в Московской губернии и содержит 33 миниатюры в стиле лубка, иллюстрирующие церковные песнопения. На титульном листе изображен первый царь династии Романовых — Михаил Федорович. Рядом — его отец, будущий Патриарх Филарет (в миру — Федор Никитич Романов). Оба изображены на фоне церкви, похожей на Покровский собор Рогожского кладбища в Москве — крупнейшего центра старообрядчества России. Это не удивительно: большинство певческих рукописей создавалось староверами, что являлось для них своего рода промыслом. На открытии выставки в исполнении ансамбля древнерусской музыки «Знамение» прозвучали торжественные многолетия в честь царствовавших особ — Алексей Михайловича и Петра Алексеевича (будущего императора Петра Великого). Этот чин сохранился в сегодняшнем богослужении лишь в форме многолетия в честь Патриарха и высшего священноначалия. Однако в допетровской  России многолетие «благоверному царю и великому князю» включалось в чины Новолетия, Пещного действа (в воспоминание об отроках в печи из книги Даниила) и Шествия на осляти в праздник Вербного воскресения.

http://pravmir.ru/v-rosijskoj-nacionalno...

Новости Детский крестный ход с " Шествием на осляти " состоялся в Петербурге 23.04.2019 13:18 Фото: " Благовест-инфо " Санкт-Петербург, 23 апреля, Благовест-инфо. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил 21 апреля, в праздник Входа Господня в Иерусалим, Божественную литургию в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга. Иерарху сослужили епископы Ардатовский и Атяшевский Вениамин, Петергофский Серафим, ключарь собора протоиерей Алексий Исаев и духовенство епархии. По окончании богослужения был совершен традиционный детский крестный ход с " Шествием на осляти " . Сотни верующих принесли с собой вербовые и пальмовые ветви. Ученики воскресных школ читали часы. За литургией пели женский и детский хоры митрополии, детско-юношеский хор Владимирского собора и другие коллективы. Фото: " Благовест-инфо " Завершающей частью праздника стал крестный ход вокруг храма под торжественный звон колоколов. Во главе шествия двигалась повозка с детьми, запряженная белой лошадью. Такая процессия, проводящаяся у Исаакиевского собора уже не первый год, является современной интерпретацией " Шествия на осляти " , совершавшегося в Московском государстве на Вербное воскресенье. В XVI-XVII веках в Москве совершалась торжественная процессия, которая начиналась у Покровского собора на Красной площади (храма Василия Блаженного) и заканчивалась в Успенском соборе Кремля. Патриарх въезжал в Кремль на белом коне, которого вел под уздцы царь. По пути следования процессии мальчики постилали на землю отрезы дорогой ткани и богатые одежды. Шествие символизировало вход Иисуса Христа в Иерусалим. При Петре I " Шествия на осляти " были отменены. По окончании крестного хода вокруг Исаакия митрополит Варсонофий произнес проповедь, в которой, в частности, сказал: «Многие знали, что Христос исцеляет, врачует, даже воскрешает мертвых, и хотели, чтобы Он стал их царем. Они думали, что Он даст им богатство, власть над другими народами, сбросит ненавистное римское иго... Но Спаситель неоднократно говорил, что не хочет быть земным царем, а построит другое Царство - духовное, Церковь Божию. В этом Царстве Он и правит, а земного не касается, потому что народ хочет только хлеба и зрелищ. Господь хочет дать им большее - Царствие Небесное. И вот, Он идет в Иерусалим сегодня, чтобы дать людям спасение. Поэтому мы прославляем Господа, просим, чтобы Он взял наши грехи на Себя на Голгофе».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Шествие на осляти Алексея Михайловича. В. Г. Шварц. 1865 г.      В XVI веке в России появилась оригинальная традиция шествия на осляти, которая являлась подражанием и воспоминанием о входе Господа в Иерусалим. В Москве шествие изначально совершалось только в Кремле (как правило, около соборов), а с XVII века оно уже выходило за Спасские ворота по направлению к храму Василия Блаженного. До нас дошло описание шествия на осляти второй половины XVII столетия. По традиции, накануне праздника к государю приходил патриарх и звал его принять участие в обряде: «А великий государь царь и великий князь (имярек) всеа Русии Самодержец! Чтобы еси, государь, пожаловал в сию приидущую неделю (воскресенье) под святым Евангелием и под Животворящим Крестом осля вел». На это царь отвечал: «Аще Бог изволит». В сам праздничный день, после ранней Литургии государь выходил в Успенский собор Кремля в праздничном одеянии, в сопровождении сонма бояр, окольничих и другой свиты. Из собора вся процессия со множеством святынь (икон, крестов и прочего) совершала крестный ход. В этом шествии принимало участие духовенство всей Москвы, а также священнослужители из иных городов, которые в день праздника находились в столице. Шествие на осляти. Голландская гравюра XVII в.      Так, например, в 1675 году, кроме государя и патриарха, в крестном ходу приняли участие 3 митрополита, 2 архиепископа, 1 епископ, более 10 архимандритов, 10 игуменов, 15 протопопов, 300 священников и 200 диаконов. Помимо этого в крестном ходе принимало участие большое число светских чинов. По всему пути шествия на улицах были расставлены кадушки с веточками верб для простого народа. Крестный ход останавливался у Покровского собора, лицом к востоку. Затем государь с патриархом шли в соборный придел Входа в Иерусалим. В этот момент правителя сопровождали только самые высшие чины, все остальные останавливались по обеим сторонам Лобного места на Красной площади. В храме патриарх совершал молебен и облачался в праздничные одежды. Государь, в свою очередь, находясь в приделе храма, надевал царские одежды: крест, диадему, царскую шапку (Мономахову), платье и прочее.

http://pravoslavie.ru/78444.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Фото Елены Добряковой Вербное воскресенье: 28 апреля 2024 года 2 мин., 21.03.2024 Содержание Вербное воскресенье в 2024 году приходится на 28 апреля. Почему именно так называется праздник Входа Господня в Иерусалим? В чём смысл праздника, особенности богослужения, какие обычаи, приметы и традиции с ним связаны в России и других странах — читайте в нашей подборке о Вербном воскресенье. Что такое Вербное воскресенье? Вход Господень в Иерусалим — это переходящий двунадесятый праздник, то есть один из главных христианских праздников, в которые мы вспоминаем ключевые события новозаветной истории. Читать далее События Вербного воскресенья Особенности богослужения Вербного воскресенья Вход Господень в Иерусалим (Неделя ваий, Вербное воскресенье) — один из двунадесятых праздников. Таких праздников в церковном календаре 12, все они связаны с главными новозаветными событиями. Читать далее Молитва Входу Господню в Иерусалим Господи Иисусе Христе Боже наш, в вышних со Отцем на Престоле седяй, выну на крылу от Херувим носимый и певаемый от Серафим, во днех же плоти Своея на жребяти осли сести изволивый нашего ради спасения, и от детей воспевание приявый и во Святый град Иерусалим прежде шести дней бытия Пасхи на вольную страсть пришедый, да спасеши мир Крестом, погребением и Воскресением Твоим! Читать далее Икона Вход Господень в Иерусалим Иконография насыщена образами торжества и праздника, что соответствует самому событию, которое во многом предваряет Светлую Пасху Христову. Читать далее Обряд шествия на осляти В середине XVII столетия, во время патриаршества Никона и царствования Алексея Михайловича, обряд «шествия на осляти» совершался особенно пышно. Шествие начиналось от Царской площади у собора Василия Блаженного. Читать далее Погружение в Евангелие. День 12 Есть город золотой На одном метре этой земли больше жизни, чем в ином городе, — сказала я, глядя на мальчишек в кипах, которые гоняли мяч на тротуаре, у стены, сложенной из выпуклых камней. Табличка, написанная от руки на английском, русском и иврите, уведомляла, что за этой кладкой пыльного цвета томился апостол Петр. Читать далее

http://foma.ru/verbnoe-voskresene-28-apr...

Пресс-конференция, посвященная празднованию Вербного воскресенья в Исаакиевском соборе, прошла в северной столице 31 марта 2018 г. 14:21 Пресс-конференция, посвященная празднованию Вербного воскресенья в Исаакиевском соборе, прошла 29 марта 2018 года в медиацентре Правительства Санкт-Петербурга. Ключарь собора протоиерей Алексий Исаев напомнил о евангельских событиях Входа Господня в Иерусалим — одного из двунадесятых праздников Православной Церкви. Он рассказал, что в 2014 году в Исаакиевском соборе была возрождена допетровская традиция крестного хода в Вербное воскресенье с «шествием на осляти». Богослужение в этот день возглавляет архиерей, в крестном ходе участвуют учащиеся воскресных школ храмов епархии. В собор доставят пальмовые ветви, которые раздадут детям. О «шествия на осляти» напомнит украшенная повозка, запряженная белой лошадью. Богослужение начнется 1 апреля в 9.00, его возглавит митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий . Крестный ход начнется в 10.30. «Приглашаем всех желающих принять участие в крестном ходе, особенно тех, кто хочет прийти с детьми — это событие запомнится ребенку на всю жизнь», — сказал отец Алексий. «Город обязан обеспечить всем безопасность, содействовать тому, чтобы все прошло организованно. Все причастные ведомства к этому готовы, поэтому участники могут сосредоточиться на молитве и ощущении праздника», — сказал начальник городского отдела по связям с религиозными объединениями Владимир Иванов. По традиции в праздник Входа Господня в Иерусалим верующие держат в руках ветви деревьев. Это символ пальмовых ветвей (ваий), которыми встречали Иисуса Христа в Иерусалиме. В северных широтах к этому времени зацветает верба, сложилась традиция приходить в храмы с ее ветвями, что дало русское название празднику — Вербное воскресенье. В допетровской Руси в Вербное воскресенье в Москве (с 1669 по 1678 годы — и в других крупных городах) в «шествии на осляти» участвовали Патриарх и царь (или епископ и воевода). Крестный ход был отменен в царствование императора Петра I. Санкт-Петербургская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010