В Священном Писании к человеческому браку приложено высочайшее уподобление — образ союза Христа и Церкви. В свете этого образа становится понятно различие брачных призваний мужчины и женщины, ведущее к семейной гармонии. Муж — духовный глава, кормилец и податель благ, защитник от злобы внешнего мира; жена — устроительница домашнего очага и воспитательница детей: Муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви ( Еф.5:23 ) — в этой евангельской заповеди нет ничего унизительного для женщины. Не унижает ведь изящного оленя сознание того, что он не могучий лев. Не в битвах и на торжищах, а в нежности супружеской и величии материнства раскрывается вся красота женской души. Недаром в первохристианские времена даже язычники изумленно восклицали: “Какие женщины у христиан!” Целомудрие и милосердие, верность призваниям жены и матери были той проповедью, которую женщины-христианки обращали к миру. Нарушение заповеданной Богом семейной иерархии — стремление жены главенствовать (стать, по сути, мужеподобной) и попустительство этому со стороны мужа (его женоподобие) извращают брак. Мужчина сотворен более сильным, и он должен править семьей, но не насилием, а снисхождением и самоотверженной любовью — подобно тому, как Спаситель принял Крест ради утверждения Церкви. И ту же верность и преданность, какой проникнута Святая Церковь ко Христу Господу, должна питать жена к своему супругу. Так мощь и разум мужской природы сочетаются с изяществом и нежностью природы женской, сливаясь в дивное брачное единство воплощение Божественного Домостроительства, предназначившего мужчину и женщину друг для друга. Так в человеческом союзе двух любящих начинают сиять черты союза богочеловеческого. Полноту жизни и радости дарует супружество, благословенное Всевышним. “Песнь песней” — ликующий гимн человеческой любви в Библии — стал образом любви Небесной: О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна! глаза твои голубиные. О, ты прекрасен, возлюбленный мой, и любезен! и ложе у нас — зелень… Я принадлежу возлюбленному моему, а возлюбленный мой — мне… Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее ( Песн. 1:14–15, 6:3, 8:7 ).

http://azbyka.ru/semya/o-tainstve-braka-...

„Мы никогда не дадим народу ничего лучше Писания. Народ предпочитает религиозные книги, не разсуждая о их нравственном значении, они просто нравятся народу. И его вкус становится понятным, когда начинаешь читать Писание, потому что в нем находишь всю человеческую жизнь. Англичане правы, что дают Библию детям. Мои дети будут читать вместе со мною Библию по-славянски». (А. С. Пушкин). Примеры Действие Духа. Оно подобно действию росы на знойном востоке. В царстве благодати без Духа – я сухая и истощенная вещь. Томлюсь, вяну, умираю. Но как природу оживляет роса, так освежает меня веяние Духа. Я сразу делаюсь полон жизни и стремлений, силен, возвышен. Дух приносит мне жизнь и с нею все потребное. А без Животворящего ничто не имеет для меня значения: слушаю, читаю, молюсь, пою, хожу к литургии и не нахожу в этом благословения, пока не оросит меня веяние Духа. Тогда всякое посредство становится приятным и благотворным. „Небеса Его каплют росу» ( Втор. 23:28 ). Какое радостное в этих словах обещание для христианина! Он не предоставлен сухости собственной природы, или жгучему зною мира, или иссушающему ветру сатанинского искушения. Да снидет и на меня ныне, сию минуту эта нежная, тихая, успокоительная роса Господня. Кто создал зелень полевую, создал и меня. Траву Он освежает росою без ее просьбы, а я прошу, умоляю, верую, что Он не оставит без ответа Свое творение. Утешение неречистым. „Итак, пойди, и Я буду при устах твоих, и научу тебя, что тебе говорить» ( Исх. 4:12 ). Иной призванный на пастырское служение не обладает даром слова и, когда приходится ему защищать дело Божие, он чувствует смущение и страх повредить правому делу слабой защитой. Пусть он вспомнит при таком случае, что и неречистый язык создан Богом. Неодобрительно порицать творение Божие! Некрасноречивый человек может говорить на пользу слушателям, как и красноречивый – во вред им. Немного слов иногда приносят большее благословение, чем целый водопад их. Спасительная сила Евангелия состоит не в человеческой риторике с ее обточенными фразами, умными сравнениями и высокими словами, но в веянии Духа Божия. Недостаток плавности речи – неважное дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

Но нет сомнения, что под острым критическим ножом московского владыки бесповоротно гибли все цветы – не только надоедливые цветы красноречия и пустословия, но и дорогие цветы вдохновения, всякая живая зелень, молодые ростки, – оставались только твёрдые части, правила, но не призывы; и нет сомнения, что поэтическая юность, мятущаяся и стремящаяся, никогда не будет в числе поклонников Филарета, неоценимо дорогого для умудрённой опытом и знанием, но зато несколько очерствевшей старости. И это во всём: в действиях, в резолюциях, в проповедях. Когда после кончины Филарета никто не мог назвать ему в преемники из наличных иерархов имени, способного сколько-нибудь остаться заметным на оставленном Филаретом месте, всплыло имя «апостола Сибири», преосвященного Иннокентия, который и занял московскую кафедру. Ещё в Иркутске, при жизни Филарета, Иннокентий чувствовал упадок сил, мечтал о покое и, желая кончить свои дни в Москве, просил у Филарета отвести ему свободный монастырь. Бог судил иное. Те годы, в которые Иннокентий стал московским митрополитом, составляют для человека, как выразился один духовный оратор 367 , «труд и болезнь», и сила и слава владыки не в Москве, а в далёкой Сибири. Впрочем, и в Москве, и в годы немощей, владыка сделал немало для миссионерского дела 368 . Скончался он, на девяностом году жизни, в 1879 году. Протопресвитер И.Л. Янышев, духовник Их Императорских Величеств и заведующий придворным духовенством Особенную известность в царствование Александра II приобрели два протоиерея – ректоры духовных академий: Петербургской Иоанн Леонтьевич Янышев и Московской; Александр Васильевич Горский, скончавшийся в 1876 году 369 . Этому же царствованию принадлежит половина замечательной деятельности по устроению русских мест в Иерусалиме архимандрита Антонина Капустина , скончавшегося в 1894 году. По смерти Протасова должность обер-прокурора исполнял около полутора лет Александр Иванович Карасевский. 20 сентября 1856 года обер-прокурором назначен граф Александр Петрович Толстой, бывший ранее губернатором в Твери и Одессе, а Карасевский через три месяца умер, как говорят, от огорчения вследствие неудачи своей карьеры.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

К первым принадлежат: Феодор Дуда Ласкарь, сын императора Иоанна, бывший с 1255–1259 г. никейским императором и написавший канон Божией Матери; затем, Лев Бардалис, патриций, проконсул, тайный советник двора императора Андроника старшего (1328–1341 г.), написавший некоторые стихиры на праздник Введения во храм Пресв. Богородицы; далее Христофор, патриций и проконсул, написавший канон сырной недели, дышущий глубоким чувством сокрушения о грехопадении наших прародителей и др. А ко вторым нужно отнести Иоанна Кукузеля, Никифора Каллиста и некот. др. Последнему принадлежит служба Живоносному Источнику, совершаемая у нас в пятницу на пасхальной неделе и столь почитаемая нашим народом, а Иоанн Кукузель, родом славянин, бывший пастырем стад, известен в истории церкви Христовой не как творец священных песнопений, а как композитор, писавший музыку на чужие слова. Поучительна его жизнь. Прозвание Кукузеля произошло от слов кукия – боб и зелие – зелень, которыми по бедности своей питался Иоанн. Чудный его голос был замечен, и Иоанн был взят в придворный хор, Где он впоследствии сделался доместиком, т. е. директором. Пленившись рассказами о жизни афонских иноков, он тайно ушел на Афон, объявил себя пастухом и пас там стада коз. Император приказал розыскать Кукузеля. Долго не находили его, но однажды он выдал себя своим пением. Однако, император оставил его на Афоне. Его усердие к пению было вознаграждено самой Матерью Божией. В субботу 5-й недели поста, по окончании канона Кукузель, утомленный Пением на всенощном бдении, которое длится на Афоне всю ночь, заснул. Ему явилась во сне Пречистая Матерь Божия и сказала: «радуйся Иоанне, чадо Мое: пой, Я не оставлю тебя и дала ему златницу. Иоанн проснулся, и в руке его действительно была золотая монета. Иоанну Кукузелю принадлежит изобретение нотных знаков или крюков, которые при Ярославе Мудром, жившем в одно время с Иоанном Кукузелем, были перенесены греческими певцами и к нам в Россию. До Кукузеля употреблялась буквенная система знаков, далеко не совершенная.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

– Церковь христианская устроена была в Филадельфии весьма рано. Первым епископом Филадельфии почитают Димитрия, о котором упоминается в соборном послании св. Иоанна (ст. 12). В Апокалипсисе мы находим особое обращение ангела к церкви филадельфийской. Св. Игнатий писал к церкви филадельфийской особое послание, где дает весьма благоприятный отзыв о христианской жизни членов филадельфийской церкви и особенно хвалит их за радушие и гостеприимство. Но особенно замечательна стала филадельфийская церковь с IX века, когда в Филадельфии была устроена митрополия. Она существует и доселе. Во всей Малой Азии, говорит Норов, только в одной Смирне больше христиан, чем здесь; но греки смирнские большей частью пришельцы и преимущественно живут там для торговли, тогда как филадельфийские находятся здесь из рода в род и единственно заботятся о сохранении правоверия в этом древнем христианском городе. И доселе жители Филадельфии (ныне. Аллах-шехар), что значит Божий город (ср. Апок. 3, 12 ), отличаются добротой и гостеприимством, за что от самих турок получили название «доброго и вежливого народа». Смирна. Город Смирна расположен при обширном Смирнском заливе Эгейского моря. Большей частью он находится на обрывистой, почти совершенно обнаженной горе Пагус. Но около этой горы была прекрасная долина, орошаемая быстрой, светлой рекой Мелесом. «Когда я подъезжал к Смирне, говорит один путешественник, предо мною мелькали рощи кипарисные, масличные, платановые, яркая зелень лугов, кусты тамарисков». В числе знаменитых зданий древней Смирны Страбон ставит гимназию, библиотеку и храм, воздвигнутый в честь Гомера. Но более замечательны были здания амфитеатра и цитадели. Амфитеатр лежал на склонах горы Пагуса, представлял собой полукружие, был прислонен к горе и обращен полукружием к морю. Ступени его были мраморные. Вблизи были устроены особенные логовища, где содержались звери. Здесь, в этом амфитеатре, пострадал св. Поликарп смирнский . На самой вершине Пагуса расположена была цитадель. Объем всего древнего города можно еще теперь видеть по остаткам древних стен, которые идут от горы Пагуса до моря.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

Сверх сего есть еще Откровение Иоанна Богослова, которое древними святыми и просвещенными Духом Отцами принимаемо и почитаемо было действитвительно за Иоанново. Вот число и названия канонических книг Нового Завета. Это как-бы начатки, якори и столпы нашей веры; потому что оне написаны и изданы самими апостолами Христовыми, которые с Ним обращались и Им научены были. Хотя в последствии времени, на основании сих книг и согласно с ними, великие, премудрые и богоносные Отцы составили бесчисленное множество других, во свидетельство и объяснение тех, о которых выше упомянуто: но мы теперь не будем говорить о них, так как число их велико и неопределенно, и все оне с древними одного духа: потому что держатся сих последних, излагая их, или изъясняя. В сем списке содержатся, как уже сказано, все книги Ветхого и Нового Завета. О них мы сказали кратко, потому что рассматривали их только по отношению к числу. Теперь теже самые книги надобно рассмотреть подробнее, т. е., в предположенном порядке брать каждую порознь под особенным ея названием и в отдельных главах обозреть, кем какая написана, откуда получила свое имя и что в себе заключает. Книга 1, Бытия Сию книгу Бытия изрек и написал, по повелению Господню, Моисей. Она так называется потому, что содержит в себе произхождение всего, – и неба и земли и людей и всего вообще видимого, и самое насаждение рая. Она повествует, что в первый день сотворен свет, во вторый – твердь, которую Бог назвал небом, в третий – собрались вóды и показалась суша. Собрание вод он наименовал морем, а сушу – землею; земля произрастила травную зелень и всякое дерево. В четвертый – произошли солнце, луна и весь сонм звезд; в пятый – родились птицы, рыбы и киты, которые в водах; в шестый – четвероногия, звери, пресмыкающияся и скоты, также сотворен человек по образу и подобию Божию; а в седьмый – Бог почил от дел своих и благословил день сей. В сей же книги говорится о преступлении Адама и об изгнании его из рая; а потом об убиении Авеля братом его Каином; о взятии Еноха; о построении ковчега; о бывшем при Ное потопе; о построении башни; о разделении языков и рассеянии народов; об исходе Авраама из земли Халдейской. Сия же книга повествует о разрушении Содома; о законоположении обрезания; о клятве, запечатлевшей обетования Божии, данные Аврааму; о рождении Исаака, Иакова и произшедших от него патриархов; о том, что Авраам жил сто восемдесят лет, а Исмаил, рожденный от Агари, умер ста тридцати семи; о том, как Иосиф продан был братьями своими в Египет и, оклеветанный своею госпожею, ввержен в темницу, а потом поставлен в начальника над всем Египтом. В сей же книге далее говорится о пришествии в Египет Иакова с семидесятью пятью сыновьями; потом, что, быв в Египте, он благословил патриархов сыновей своих, и умер ста сорока семи лет от роду; что тело его перенесено и погребено в Ханаане; что Иосиф после египетского голода жил еще шестьдесят шесть лет и умер ста десяти, завещав пред смертию перенести кости свои в гроб отцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

Вошли в алтарь, я снял стихарь и там заснул. Затем мы пошли к трапезе, причём я чувствовал себя скверно: все веселились, я же был в печали и лихорадке. В этот день было устроено большое торжество; мир сиял, весна в это время вступала в свои права и зелень распускалась. Много раз стреляли из пушек, пили большими полными чашами, была музыка из барабанов, флейт и труб, пение, скоморошьи Потехи и иное. Затем следовали подарки. Мы приехали в свой монастырь в экипаже, окруженном сейманами и драбантами, которые стреляли из ружей, скороходами и певчими. Получив (на водку), они ушли. В течение этой недели литургию совершают рано утром вместе с утреней; по утрам и по вечерам звонят в большие колокола; не бывает ни продажи, ни купли и не открывают лавок кроме мучных и мясных, да еще только продавцы съестных припасов. Глава VIII. Тырговишт. – Кончина господаря Матвея Знай, что в этой стране есть обычай в каждый четверг Пасхи совершать за городом литанию, т.-е. большой крестный ход, обходя вокруг города с хоругвями и иконами, при участии священников в облачениях, а также господаря и всего войска. Бывает большое стечение (народа). Это делается в честь великого четверга и отдания его, а также для встречи четверга Вознесения. В течение последних двух лет валашский господарь Матвей отменял этот крестный ход, ибо, войдя в очень преклонные лета, он совсем не имел силы в нем присутствовать. Но в четверг пасхальной недели он пригласил к себе нашего владыку патриарха, прислав экипаж. Войдя в церковь , мы облачились и надели на нашего владыку патриарха полное облачение. Поставили сосуды для водосвятия и серебряные чаши на подставке. Наш владыка патриарх совершил освящение воды, с которой мы поднялись к господарю и окропили его; затем разоблачились и пошли к трапезе. Патриарх простился с господарем, ибо мы вознамерились отправиться в дальнейший путь. Возвратившись в монастырь, мы начали заготовлять дорожные припасы. Господарь прислал нашему владыке лишь назначенную милостыню, ибо под конец своей жизни он стал большим скрягой, возымел к туркам и татарам чрезвычайную любовь, расточив на них все свое богатство: всякого из них, кто только приходил к нему, он наделял почетным платьем с соболем; возненавидел священников, монахов и игуменов, кои являлись к нему за милостыней, которую он им назначил в начале своего правления, и отпускал их обманутыми в своих ожиданиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таким образом, здесь с невероятной полнотой были представлены все возможные новозаветные материальные свидетельства Искупительной Жертвы, что ставило придворную церковь в один ряд с прославленным храмом Гроба Господня в Иерусалиме, более того, делало ее эпицентром чудотворной энергии, которая, согласно представлениям ромеев, распростанялась отсюда по всему христианскому миру, обеспечивала чудотворную защиту Империи и служила знаком высшей власти. В состав комплекса также входил знаменитый маяк Фарос, стоявший на мысу. Он не только указывал путь в гавань, но был связан с эстафетной системой сигналов, поступавших с восточных окраин Империи. Были здесь и императорские эргастирии по производству предметов роскоши для двора, шелкопрядильни, монетный двор, арсенал, кладовые, несчетные здания для прислуги, которой насчитывалось около 20 000 человек. Прямо на беговую дорожку открывались личные конюшни императора, где над каждым стойлом, содержавшемся в безукоризненной чистоте, висела золотая сбруя. Рядом помещались птичник, псарни, в которых находились охотничьи собаки и гепарды, леопарды, клетки с соколами и даже личный царский зверинец с длинношеими пятнистыми жирафами, жуткими носорагами, величественными гривастыми львами и прочими диковинными заморскими животными. Впрочем, к концу XI в., когда дела пошли хуже, главное жилище ромейских венценосцев основательно обветшало, и «святое семейство» время от времени стало жить во Влахернском дворце, который после пожара был отстроен в северо-западной, окраинной части ромейской столицы, около городских стен. В середине XII в., в эпоху расцвета Комнинов, здесь были возведены роскошные палатии с обилием золота и камня различных оттенков. Даже улица перед этим дворцом выглядела будто ковер из различных пород мрамора. Судя по сохранившимся руинам, палатий имел форму прямоугольного высокого здания в три этажа с большими арочными окнами, что делало комнаты очень уютными и открывало из них великолепный вид на город, корабли в бухте, зелень окрестных полей и садов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тем временем шакрыловцы быстро наполнили вином стаканы, разрезали на мелкие кусочки жертвенные пирог, печень и сердце. Жрец выпил свой стакан и отведал по кусочку жертвенной пищи. После него то же должны были сделать все шакрыловцы, но из уважения к своему правительству, ход церемонии был нарушен. После того, как один из старейшин фамилии попросил у аныхи благословения для щакрыловцев и всех присутствующих, слово было передано президенту страны. В произнесенных В.Г. Ардзинба словах наглядно отражалась позиция властей по отношению к традиционной религии абхазов, а также другим существующим в стране религиям: С древних времен здесь находится святилище. Оно называется Лых-ныха, его жрецами являются шакрыловцы. С древних времен Лых-ныха – это то, что защищало и оберегало абхазский народ. И сегодня Лых-ныха оберегает Абхазию и мы это чувствуем. В древности тут же была построена церковь. Церковь вместе с аныхой защищает абхазский народ. Уже давно этот обычай проводится на Лыхненской поляне. Я хочу всем пожелать, чтобы ваше сердце не болело. Вам, лыхненцы, я от всего сердца желаю всего наилучшего, И вам, шакрыловцы, я желаю того же. Пусть через ту аныху, которую вы, шакрыловцы, обслуживаете, Всегда приходит благословение Бога всему абхазскому народу. Пусть горя будет совсем мало, а радости много, Пусть наши братья и сыновья больше не погибают. Вам всем желаю благополучия и чтобы через год все вновь радостно встретились на этом месте. В нарушение обряда не шакрыловцы, а почетные гости первыми выпили вино, отведали по кусочку жертвенной пищи. Уже после них то же сделали шакрыловцы, а затем – все остальные участники церемонии. Пока почетные гости смотрели на организованные для них скачки, шакрыловцы завершали хлопоты, связанные с проведением ритуального застолья. Когда же все было готово, жрец пригласил всех к столу, на котором помимо ритуальных блюд были и другие: выпечка, овощи, зелень и т.п., поданные для того, чтобы " почетные гости не подумали, что шакрыловцы накрыли им " бедный " стол " .

http://religare.ru/2_26857_1_21.html

Пророки названы «сожительницами» Христу, ибо с ними сожительствовало уже в те времена превечное Слово и зачинало в них пророческое ведение. Вкусив сладость Слова, они ожидали Его воплощения. 3 . Далее дева Прокилла говорит и о прочих девицах : «Затем девицами, которым нет числа, называется множество тех, которые жили праведно под руководством высших и юношески и усердно боролись со грехом». Эти люди жили под руководством цариц -праотцев до потопа и наложниц -пророков после потопа. 4 . Однако никто из них не достиг славы девственников Нового Завета, славы Церкви Христовой. Об этом так говорит Прокилла: «Но из них ни царицы, ни сожительницы, ни девицы не сравниваются с Церковию. Ибо она, совершенная и избранная преимущественно пред всеми ими, состоящая и соединенная из всех апостолов, есть невеста, превосходящая всех красотою цветущей юности и девства. Посему она и ублажается и восхваляется другими, так как она обильно видела и слышала то, чего те желали хотя бы на короткое время видеть, но не видели, и слышать, но не слышали. «Блаженны, сказал Господь ученикам, очи ваши, что видят, и уши ваши, что слышат, ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали ( Мф. 13:16–17 ). (Сравни: Увидели ее девицы, и – превознесли ее, царицы и наложницы, и – восхвалили её: Кто эта, блистающая, как заря, прекрасная, как луна, светлая, как солнце, грозная, как полки со знаменами? – Г.Ф.). Потому пророки и ублажают Церковь и удивляются ей, что, чего они сами не сподобились слышать и видеть, того она удостоилась и сделалась причастницей. Ибо шестьдесят цариц, и восемьдесят наложниц, и девиц без числа: но единственная она, голубка моя, чистая моя » Ореховый сад 6:11 Тамо дам сосца моя Тебе. 6:11 Я сошла в ореховый сад посмотреть на зелень долины, поглядеть, распустилась ли виноградная лоза, расцвели ли гранатовые яблоки? В райском саду были первые люди – Адам и Ева . И в нетленной, еще не оскверненной чистоте добродетели их душ были подобны чудным растениям этого сада. Но, преступившие заповедь Божию, утратившие целомудрие прародители были изгнаны из сада.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010