да соберется вода и явится суша... да произрастит земля зелень... да будут светила на тверди небесной... да произведет вода пресмыкающихся... да произведет земля душу живую». Все это есть сокращенная монограмма полноты всего тварного мира до человека. И лишь при сотворении человека мы имеем акт не только софийного творения, определяющий его место в космосе, но и ипостасно-божественного, что выражается в совете Божием (конечно, во Св. Троице): «сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему » (1, 26). Ипостась человека, предвечно-тварная, несозданно-сотворенная, творится при участии всего три ипостасного лица Св. Троицы. Однако его естество, тварное человечество, по общему порядку всей твари софийно творится Отцом: «u сотворил Бог человека»... (27). Но если мы участие Логоса в творении познаем лишь какдействие Логоса, Его откровение в Софии, то и участие Духа Св. определяем подобным же образом: в творении мира Он участвует не ипостасно, но действием Своим, не как Дух Св., но как дух Божий, носящийся над водами. Его действие в творении соответствует Его откровению в Софии. В ней оно есть прежде всего реальность, жизнь, красота или слава. И первое действие Духа Св. в творении есть то, что в пустоте ничто возникает реальность (в «уконе» – «мэон»), как некая предварительная действительность: именно земля , как онтологическое место будущего творения, а затем и разные виды бытия. Это действие Духа Св. как ипостаси реальности выражено в словах «да будет... и стало так», повторно встречающихся в рассказе о днях творения. Можно видеть нарочитое действие Духа и в осуществлении производящей силы земли и воды как материнского лона, той первореальности, в которой засеменены слова Слова, идеи творения, совершаемые животворящей силой. Сюда относятся речения: «да произрастит земля зелень... – и произвела земля» (11, 12); «да произведет вода... произвела вода» (20, 21); «да произведет земля душу живую» (24). И об откровении Св. Духа в красоте также говорится заключительным рефреном о всяком дне творения: «и увидел Бог, что он (свет) хорош» (4), «и увидел Бог, что это хорошо» (10) и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

«По словам Писания, – учит преп. Пинуфрий, – начало нашего спасения и премудрости есть страх Господень; от страха Господня рождается спасительное сокрушение сердечное, а от сего – отвращение от всех стяжаний – корень смирения; от смирения же происходит умерщвление воли, а умерщвление воли истребляет все пороки, которые, если истребятся, то добродетели плодятся и растут так, что производят чистоту сердечную, которою приобретается совершенство любви ангельской» (см. Месяц. А. Сергия, т. 2, стр. 315; сн. Ист. прав. монаш. на вост. профес. М. Д. Ак. П. Казанскаго , гл. I. стр. 234). 4. Примеры перенесения скорбей с радостию и благодарением Бога Праведный человек, который знает и верит, что всё, случающееся с нами, случается по допущению премудрого и всеблагого Промысла Божия, принимает всякое приключающееся ему зло мужественным и радостным сердцем. 1 . Св. ап. Павел говорит: «Я исполнен утешением, преизобилую радостию, при всякой скорби нашей» ( 2Кор. 7:4 ). «Радуюсь, – говорит он, – не только в алчбе и жажде, не только в узах, темницах и ранах, не только в бедах и стеснениях, и во всякой скорби нашей, и не только исполняюсь небольшим утешением, но преизбыточествую радостию, преизобилую веселием, когда бьют меня палками, когда побивают меня камнями, когда терплю кораблекрушение и целые сутки нахожусь в пучине морской». 2 . То же самое было с св. ап. Андреем, который, когда вели его на распятие, издали еще приветствовал святой крест и, приблизясь к нему, радостно обнял и поцеловал его (по «Ч.-М.») 5. Благодари Бога за все Его дары Один прозорливый старец, сидя на общей трапезе, где всем подавалось одинаковое кушанье, увидал, что пища, вкушаемая братиею, переменяется: один вкушает мед, другой простой хлеб, а некоторые овощную зелень. Удивленный таковою переменою брашна, он вопросил Господа открыть эту тайну. Господь возвестил старцу: ядущие мед означают тех, которые со страхом и радостию духовною принимают дары Божии, обращаясь непрестанно мыслию своею к Богу, – ядущие хлеб также довольствуются с благодарностию, а ядущие зелень – это те, которые недовольны пищею и ропщут. Потому для собственного блага всем надлежит пользоваться дарами Божиими с чувством благодарения, по слову апостола: «Аще... ясте, аще... пиете, аще ли ино что творите, вся во славу Божию творите» ( 1Кор. 10:31 ) (Пролог 4 авг.). 6. Всегда благодари Господа

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Надо сказать, что меня вдохновляют порой очень неожиданные для многих вещи, и я благодарна всем этим людям, которые, сами того не зная, прошлись по краешку моей жизни и чему-то меня научили. Меня может вдохновить молодая женщина с ярким макияжем и броским маникюром, «неправильно» одетая, стоящая у иконы Спасителя и разговаривающая с Ним так, как будто она, а не я полжизни уже прожила в монастыре, серьезно изучала богословие, постигла опытом многие свойства Бога и знает о Нем что-то самое важное. Маленький мальчик, сладко спящий на лавочке в храме – как в объятьях Бога, – говорит со мной очень сильно и убедительно. Сдержанный взрослый мужчина, которому сложно заплакать даже от большой душевной боли, даже на похоронах матери, рыдает как ребенок у ног Небесного Отца на первой своей Исповеди. Совсем немолодая женщина на воскресной службе – в ярком, далеко не по возрасту, казалось бы, наряде… на самом деле одела для встречи с Богом лучшее, что у нее есть. Мне нравится смотреть, как человек общается с Богом на волне своей души и своего сердца, в соответствии со своими запросами, а не протокольно, не по памятке «Как вести себя в храме», хотя я понимаю, что памятки тоже нужны, но вот они меня почему-то не вдохновляют. Священник, стоящий у аналоя и исповедующий людей. Вы замечали когда-нибудь, как преображаются, какими красивыми делаются их лица под этой тяжестью человеческих несовершенств? Они настоящие наводчики, призывающие на нас всех Божественную благодать и соединяющие нас с небом. Они прекрасны! А священник, стоящий у престола с воздетыми к небу руками? Несколько десятков лет я вижу это на каждой литургии – и не могу смотреть равнодушно, без подступающего кома к горлу. Нежная весенняя зелень говорит о Творце не менее убедительно, чем Евангелие от Иоанна Я очень люблю природу. Нежная весенняя зелень вдохновляет меня и говорит о Творце не менее убедительно, чем Евангелие от Иоанна. Это все в нашей жизни – мелодии того самого Неба, к которому тянется каждая душа, уверена – даже атеиста. Просто кто-то старается эту тягу в себе скрыть, и иногда это даже получается.

http://pravoslavie.ru/133786.html

Игумен латинский послал утром пешего араба к иноку монастыря Кармильского, живущему в Каиафе, осведомиться о судах, и сей посланный, избранный по быстроте своего хода, которой отличаются горные жители, возвратился вечером; но он не принес нам удовлетворительного известия и мы принуждены были искать севернее другой пристани. Между тем, пользуясь сим временем, я хотел посетить гору Фавор, отстоящую только за три часа к юго-востоку от Назарета, и на другой день приезда, рано утром пустился в путь. Фавор Довольно долго подымаясь и спускаясь по Галилейской цепи, я переехал поток Киссон, знаменитый во дни пророка Илии, совершившимся близ него закланием жрецов Ваала, вокруг их поверженного кумира, и далее у южной подошвы гор, достиг я цветущей долины Эздрелонской. Одиноко стоит при начале ее величественный Фавор, как бы огромный пьедестал, избранный для великого события. Только с севера несколько придерживается он к горам, над коими гордо поднимает коническую главу свою, достойную быть престолом преобразившегося Бога. Цветущая зелень трав и дерев, облекает его от подошвы до вершины, как бы роскошной ризой. Обилием его пользуются жители соседнего селения Деворы, которое сохранило именем своим память пророчицы иудейской, пригвоздившей враждебного Сиссару к подошве Фавора. Менее часа должно подыматься на священную сию гору, которая имеет отвесной высоты до 500 сажень. По мере приближения к ее вершине свежее становится зелень, разнообразнее деревья, прохладным садом венчающие росистое чело Фавора, наподобие высокой горы Эдема. На самой вершине обширная, хотя не ровная площадь покрыта развалинами. Еще сохранился вокруг их глубокий ров и приметны остатки ограды, с семью вратами; ибо место сие, пустынное во дни Преображения, было укреплено иудеями в последнюю войну их с Римом; но твердыня Фавора, почти неприступная и заключавшая внутри стен дождевые колодцы, (и поныне утоляющие жажду поклонников), разрушена до основания императором Адрианом. Двумя столетиями позже, новые поселенцы уединились на священной горе, воздвигнув храм Преобразившемуся и подле оного еще две обители во имя пророков Моисея и Илии, как бы взамен тех скиний, которые хотел поставить здесь смятенный горней славой апостол. Несколько ниже была еще одна церковь на том месте, где Спаситель, сходя с горы, запретил ученикам разглашать о чудесном явлении. Развалины храма Преображения заметны на восточном высочайшем краю Фавора и еще сохранились своды нижнего яруса, куда прежде ежегодно приходил совершать литургию греческий епископ Птолемаиды.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

В 1659 году в храм попала молния. Заново возведённая в 1660 году деревянная церковь на средства посадского человека Михаила Семёнова, снова сгорела, а спустя тридцать с лишним лет на её месте выросло новое каменное здание Казанского храма. Заботами Григория Строганова было возведено много церквей в других русских городах, причём некоторые из них очень похожи на Устюжинский храм. Таковы, например, Введенский собор в Сольвычегодске, Рождественская церковь и храм Смоленской иконы Божией Матери в Нижнем Новгороде. Подобные аналогии наводят на мысль об одном и том же архитекторе, но его имя доподлинно неизвестно. Есть основания предполагать, что им был живописец Степан Дементьевич Нарыков, обучавшийся в Италии и работавший у Строганова в последние десятилетия XVII века, как раз в то время, когда были построены все эти церкви. Точно лишь известно, что Степан Нарыков расписывал иконостас Введенского собора в Сольвычегодске и писал иконы для храма в Великом Устюге. Вполне возможно, что по его проектам и были построены " строгановские " храмы, обладающие несомненным сходством в планах и в декоративном решении необычайно живописных фасадов, напоминающих нам о барочной европейской архитектуре. Благодаря искусству неизвестного архитектора (или архитекторов), а также заслугам Григория Дмитриевича Строганова, этот вид барокко пришёл в русскую архитектуру, получив наименование " строгановский стиль " . Церковь Казанской иконы Божией Матери была построена на исходе XVII столетия и напоминает старинные русские терема того времени. Одновременно с главным храмом был сооружён северный Екатерининский придел. Остальной ансамбль церкви расширялся в последующие столетия - в 1767 году была построена высокая шатровая колокольня, а южный Антипьевский придел был пристроен в середине XIX века вместе с закрытой папертью вдоль западного фасада и каменной оградой. Над одноэтажными приделами особенно величественно смотрится главный храм с его богато декорированным фасадом. Его яркий красный цвет, просвечивающий летом сквозь зелень деревьев, напоминает о Неопалимой Купине - горящем кусте, в котором, согласно Ветхому Завету, Бог явился Моисею. Красочные барочные украшения фасадов - белокаменная резьба, фигурные фронтоны, витые колонки - также привлекают взгляд. Казанский храм в плане квадратный. Массивные гранёные главы поставлены на двухъярусные восьмигранные барабаны. Барабаны обработаны квадратными и прямоугольными филёнками и окаймлены карнизами сложного профиля. Из пяти барабанов только центральный является световым. Карниз с филёнками и крупными зубцами кирпичной кладки опоясывает четверик по периметру. Все фасады имеют сложное завершение в виде разорванного лучкового фронтона, в который включён массивный киот с щипцовым покрытием. Из белого камня вырезаны детали декора, обрамляющего оконные проёмы.

http://sobory.ru/article/?object=00239

Той рече и быша, Той повеле и создашася ( Пс. 32, 9 ). Та же зиждительная сила слова творческого, какая открылась при создании мира в явлении из ничего Живых существ по движению мысли и воли Создателя, выраженных неведомым нам способом Его Божественной речи, – та же сила слова Господня проявляется на языке человеческом в Св. Писании, именуемом откровенным Словом Божиим, которому всегда присуща благодатная сила Божия, дающая жизнь призываемым ко спасению душам человеческим: живо слово Божие и действенно ( Евр. 4, 12 ). Иисус Христос вливает словом Своим жизнь в души человеческие по Божеству Своему, а пророки и апостолы – по благодати Св. Духа, сопровождающей слово их. В вещаниях собственно пророческих и апостольских слово, произносимое устами человеческими, исходит не от души человеческой, а от Духа Божия, и только орудием человеческого слова передается человеческому слуху: тако глаголет Господь, возглашали пророки ( Ис. 28, 16 ), глаголю благодатию, давшеюся мне, говорили апостолы ( Рим. 12, 8 );– завещаваю не аз, но Господь ( 1Кор. 7, 10 ). Прекрасными образами изъясняет нам само Божественное откровение животворное действие слова Божия на души человеческие: „как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест: так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, оно не возвращается ко мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его“ ( Ис. 55, 10–11 ). И сами провозвестники слова Божия в чувстве объемлющей их благодати и духовной силы слова, которое намеревались произносить, в восторге восклицали: „внимай небо, я буду говорить, и слушай земля слова уст моих: польется как дождь учение мое, как роса речь моя, как мелкий дождь на зелень, как ливень на траву» ( Втор. 32, 1–2 ). Животворная сила слова сообщена от Бога и самим людям, в виде им лично усвоенного дара. Дар этот принадлежит, во-первых, верующим во Христа, говорящим от ума, просвещаемого божественной истиною, и от сердца, исполненного любви Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Село Глухово расположено возле старицы реки Ветлуги – это большое озеро Глуховское. На берегу озера и расположился этот красивый бревенчатый храм. О.Алексий проводил нас на верхний ярус колокольни, на звонницу, звон колоколов которой разносится над необъятными далями спокойных вод рукава таежной Ветлуги. Более всего паломников поразило нерукотворное чудо – в храме мироточат иконы. Много икон Спасителя, Божией Матери, святых угодников, покровителей воинства. Маслянистые капли или потоки мира прихожане наблюдают обычно во время богослужений в течение уже более восьми лет. Далее долгая лесная дорога привела нас в поветлужское село Троицкое, которое славится самым старым деревянным храмом в Нижегородской области. Он построен в 1713 году. Ранее здесь стоял храм, возведенный в 1667 году, он обветшал и разрушился. Место это намолено монахами из Соловецкого монастыря, которые основали Троицкий Бабьегорский Черноезерский мужской монастырь. Поселение на этом месте, видимо, существовало уже до монахов на горе, называемой Бабьей. Название такое связано с прежним расположением переправы через Ветлугу невдалеке от этой горы. Троицкий храм-памятник деревянного зодчества федерального значения. Рядом с ним в 1870 году построили зимнюю церковь, тоже деревянную, которая освящена в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. В обоих храмах села Троицкого на иконах или засохшие следы маслянистых пятен или капель, или свежие, еще жидкие капельки мира, выступившие на прошедшем богослужении. О. Сергий отслужил молебен с акафистом перед иконой Казанской Божией Матери. О явлении мироточения икон он сказал: «Если иконы мироточат – это свидетельствует прежде всего о присутствии благодати Божией. Храмы древние. Иконы намолены. Когда на иконе выступают кровавые капли – это предвозвещает нерадостные события. При всяком явлении мироточения нужно усиливать молитву. После чаепития в дачном доме прихожанки нижегородского храма Нины Петровны и водитель автобуса, и все паломники вдохновились заехать еще в село Владимирское к храму и побывать на озере Светлояр с легендарным, «утопленным» в озере градом Китежем, где сама природа встретила нас дружелюбно: тучи развеялись, лучи вечернего солнца украсили и лесную зелень, и водную гладь глубокого, прозрачного озера с «утопленной» в нем историей неведомого нам древнего поселения.

http://ruskline.ru/opp/2023/07/06/napomi...

Вопрос: Если Бог позволил праведному Ною есть мясо после потопа, ибо " всякое, – сказал Бог , – животное вам будет в пищу, и как зелень травную даю вам все» ( Быт.9:3 ), то какой будет грех или какая добродетель монахам, вкушающим или не вкушающим мяса? Ответ: Не есть мяса до потопа было общим законом для всех людей, изначально данным Адаму Богом в раю. «Ибо вот, Я дал вам, – сказал Бог , – всякую траву семенную, сеющую семя, и всякое дерево, у которого в себе плод древесный, сеющий семя, это будет в пищу вам, и всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому гаду, пресмыкающемуся по земле, который имеет в себе душу живую» ( Быт.1:29–30 ). А то, что после потопа стали вкушать мясо, представляется скорее попущением Божиим и снисхождением к невоздержанию нашему, чем законом Божиим. «Ибо после потопа, – сказал Василий Великий , – позволено Богом Ною и после него всем людям есть мясо, не как нужное естеству нашему, но как снисхождение немощи нашей. Ибо ведал Господь, что люди жестоки, и попустил наслаждение всем. И по такому попущению и прочие животные начали есть мясо без боязни, восставая друг на друга. Возможно тем, кто желает, подражая жизни райской, и ныне руководить собой и направлять самих себя к этому житию, избегая наслаждения многими и различными яствами и употребляя в пищу плоды и семена древесные. Излишнее же, как ненужное, отвергнем, не потому что считаем это мерзким, ибо почитаем Создавшего, но как нежелательное из-за удобострастности плоти». Удивляться же здесь должно тому, как этот божественный иерарх в одном из постнических слов своих позволяет монахам обмакивать хлеб в жидкость, в которой варился небольшой кусок мяса, и есть для некоего услаждения. Здесь же, в слове на шестоднев, он запрещает вкушение мяса, называя его пищей, возбуждающей страсти, и всем, желающим подражать упомянутому райскому житию, повелевает питаться одними семенами и плодами земными, да и сам Василий Великий имел пищей хлеб и воду, по свидетельству божественного Григория Богослова . И отсюда познается, что даже во времена этого великого учителя некоторые из монахов не полностью воздерживались от мяса, так как это еще не было запрещено.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Poljan...

В Церкви монашество явило образец идеальной и удивительной жизни и убеждений древних аскетов-отшельников и пустынников, которые в нерастленности и девстве совершали великие подвиги духа. Сочный плод монашеского жития вызрел на Востоке в эпоху святого императора Константина и передавался из поколения в поколение как образец для всеобщего подражания. Христиане наделяли монахов, этих парящих в выси орлов духа, прекраснейшими эпитетами и величайшими похвалами за соблюдение девства, аскезы, поста, общежительного устава, послушания, нестяжания и достойного ношения своего духовного всеоружия. Все люди: бедные и богатые, грешные и святые, патриархи и цари – именовали «граждан Небес», и мужчин, и женщин, блаженными, бесплотными, абсолютно свободными, а их житие – ангелоподобным. Монахов любили, почитали и стремились приблизиться к ним, возносили славословия как «воинам Христовым». С тех пор и доныне монашество – это «священное воинство, Божественный и всеблагой чин, монашеское и ангельское жительство». Образование института монашества стало одним из важнейших моментов в мировой истории. На протяжении следующих периодов развития монашества, в разные эпохи и на разных территориях, иноки, жившие в постоянном приобщении ко Христу, сохраняли этот эсхатологический образ жизни, несмотря на все противодействия и притеснения вначале со стороны язычников, затем обмирщвленного общества, ересей, расколов и заканчивая астматическим удушьем нашей эпохи. Все это свидетельствует о неиссякающей способности человека восходить к Богу и возможности познания Бога для находящихся в лоне Церкви. Таким образом, во все времена и эпохи монастырь остается одним – живой иконой Царства Божиего, в котором братия постоянно пребывает в ожидании наставлений, подобных дождю и росе, сходящих на зелень, ливню – на траву (см.: Втор. 32:1–2 ). Несмотря на все преобразования и оскудение духовной жизни, любой паломник по монастырям заверит вас в том, что аскетическая традиция жива в обителях. Ибо велика сила духовного семени, которое способно прорасти сквозь тернии!

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

Миниатюрист же представляет Давида молящегося Богу (Которого свет и истина наставили и ввели Давида в жилища Божии), Давида намеревающегося войти в храм („введоста мя в гору святую Твою и в селения Твоя»), пророков исповедающих Христа в гуслях („исповемся Тебе в гуслех «), наконец в параллель с молитвой Давида представляет молитву Спасителя „о языце жидовстем». Возьмем еще псалом 43-й. В той и другой псалтири содержание этого псалма истолковано совершенно одинаково в следующих словах: „о первей милости Божией и о последних маккавеох, о жидох, ихже красота главная отъяся, сиречь Христос ... Подтверждение творит пророк христианом слабым, которыи же ся дивят про что бы Бог , яко же ся им зрит, оставил мученики своя, понеже ся чтет еже отец древних некогда высвобожал и того ради во образе мучеников пророк припоминает благодеяния учиненная отцем древним”. Миниатюрист иллюстрируя это содержание, ограничивается изображением двух лиц, молящихся перед медальонным образом Спасителя, двух преподобных и царя Давида перед скинией. Миниатюрист же исчерпал всё это содержание сполна: он изобразил и семь братьев Маккавеев с Елеазаром и Соломонидой, и толпу жидов вместе с изображением рождества Христова, и лики пророков и мучеников. Сверх того в двух особых миниатюрах он ввел сюда некоторые детали: иудеев отверженных Иеговой, праотцев в раю, пророков и царя Давида, наконец еще раз отверженных иудеев, поражаемых ангелом и умерщвляемых на всяк день подобно овцам заколания (гробы со скелетами и жертвенные овцы). Еще один последний пример различия наших миниатюр в развитии темы о пределе человеческой жизни в псалме 89-м. В на этот раз представлен только один сгорбленный старец с посохом в руке. Наоборот в соответственно со словами „вси дние наши оскудеша и гневом твоим исчезохом” изображены грешники, ниспадающие в ад и попаляемые пламенем, исходящим от Бога Отца; тут же и праведники обращающиеся к Богу, а внизу 70-ти летний старец („дние лет наших в нихже седмьдесят лет”); подле старца зелень („утро яко трава мимоидет”) и опадающие цветы (....„утро процветет и прейдет: на вечер отпадет, ожестеет и изсхнет”).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010