К началу церем. марша погода к счастью поправилась, выглянуло солнце и настроение сразу повеселело. Прохождение было отличное и атака благополучно окончилась. Завтракали у т. Евгении. В 4 часа уехали в Царское Село. Погулял. Обедали: Соня Орбелиани и Дмитрий Шереметев (деж.). Николая II. 29-го апреля. Четверг. Стоял прохладный день. Утром имел только два доклада. После завтрака пошли к молебну в память Оцу! Гулял и катался в “Гатчинке”. Убил ворону. Ольга и Петя (деж.) пили у нас чай и обедали. Вечером читал. 30-го апреля. Пятница. Погода поправилась, хотя утром шел дождь пока я гулял. После доклада принял 19 представляющихся. Дядя Владимир завтракал с нами. Имел с ним разговор относительно Кирилла — он настаивал на необходимости для него отдыха и заграничного лечения! Это произвело на меня тяжелое впечатление; уезжать теперь за границу! Гулял и катался в байдарках. После обеда покатались в Баболове. 1-го мая. Суббота. День выдался отличный. Имел три доклада до завтрака и два после. Завтракал Кирилл. Гулял и катался на пруде. Зелень подвигается вперед успешно. К обеду поехали в Гатчину, где я простился с Мама перед моею поездкою на юг. Вернулись домой в 10 1/2 с Петей, кот. проехал в Петербург. 2-го мая. Воскресенье. Простоял чудный летний день; поэтому на прогулки выходил в кителе. Ездили впятером к обедне. Завтракали с детьми. Возил Аликс на прудах. Ходил еще долго один. После чая уложил свой небольшой багаж и читал. Обедали вдвоем и затем объехали Баболовский парк. К чаю приехал Миша. В 11 ч. Аликс отвезла меня на станцию, простились, я сел в поезд и отправился в поездку на юг. Миша со мною в вагоне, в отделении Аликс. Так пусто и тяжело без моей душки. 3-го мая. Понедельник. После завтрака проехали Москву, где в поезд вошли д. Сергей, Элла, Мария и Дмитрий. Погода была теплая, ехать было приятно, пыль отсутствовала. 4-го мая. Вторник. Проснулись с дождем, вид был унылый. В 9 час. приехали в Белгород. На станции встретили депутации от сословий и города. С Мишей поехал в коляске через наполненный народом город в собор, затем в поле, где стояло 5 мобилизованных батарей со всем их обозом — 31й артил. бригады. Произведя им смотр и простившись с ними, вернулся на станцию. Поехали дальше. Завтракали рано, т. к. в час прибыли в Харьков. Вне города на хорошем поле смотрел 1ю бриг. 31й пех. див. — 121й пех. Пензенский и 122й пех. Тамбовский, а также 1й Оренбургский казачий полк — все с громадными обозами. Полки представились отлично, состав огромный; они неделю тому назад мобилизовались. Напутствовав их в поход, вернулся в поезд и снова к большому вокзалу, где депутации встречали от Харьковской губернии. Затем проехал с Мишей по городу до собора и обратно. Порядок всюду был образцовый. Около 4 час. выехали дальше в Полтавскую губ. В 10 час. поезд остановился на станции Козельщина, где мы ночевали. Погода позже поправилась. Зелень здесь чудная, сирень цветет, фруктовые деревья все белые. 5-го мая. Среда.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

   Образ этого таинства собственными руками начертали Авраам и жена его Сарра, жившие в палатке под дубом Мамврийским. Здесь нам приходится несколько нарушить течение своей речи: что изображает Авраам, что изображает Сарра, что дуб, что палатка, что испеченные в золе хлебы, почему там три меры семидала и здесь три меры муки, — все это необходимо выяснить подробно. Кого бы мог изображать Авраам? Имя его в переводе значит: «избранный отец множества». Кто же может быть избранным отцом, как не Бог, о Котором «по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их» (Рим. 10:18), Кого изображает Сарра? В переводе это имя значит «начальствующая и предводительствующая». К кому же другому можно бы было приложить эти наименования, кроме Премудрости Отчей? Далее — что такое палатка под дубом Мамврийским? Очевидно, Церковь, осеняемая Крестом. Дубу именно уподобляется Крест ввиду мощности и крепости этого дерева. Что означают три меры семидала? Ясно, что под ними нужно разуметь, как я уже сказал выше, человеческую приро­ду, состоящую из души, духа и тела. Именно так научил нас апостол, говоря: «Бог да сохранит ваше тело и душу и дух» (1 Сол. 5:23).    Итак, Премудрость Божия — Сарра, предводительница или начальница, берет тело, душу и дух, подвергает их действию огня, т. е. озаряет неугасимым светом Божества, и приготовляет три печеные хлеба, т. е. в природу нашу внедряет исповедание Отца, Сына и Святого Духа. Весьма соответствует этому, возлюбленные, прочитанное вам сегодня Евангелие. Зерно горчичное и закваска; закваска обращается в хлебы, зерно развивается в зелень, хлеб же и зелень — это принадлежности поста, в котором Господь Иисус неуклонно да наставляет нас, свершающих ныне течение поста. «Подобно Царство Небесное зерну горчичному»«.    Смысл этого сравнения мы можем уразуметь не иначе, как уяснив себе сначала существо, цвет и величину горчичного зерна. Зерно горчицы по величине незначительно, будучи же посеяно, оно своим развитием превосходит рост всех других огородных растений и по высоте, и по силе разветвления ветвей, и по обилию листьев, так что дает тень, и птицы летающие могут садиться и отдыхать на его ветвях. На вкус оно очень приятно, обладает свойством согревать и имеет целебную силу при приеме внутрь. Ни птицы, ни кто-либо другой не употребляют его в пищу, кроме человека. Снаружи оно красно, внутри же оказывается белым. Таковы свойства этого растения и особенности семени.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

9 апреля — Родительская вселенская суббота 4-й недели Великого поста Пятая седмица — с 10 апреля по 16 апреля 2016 года 10 апреля – воскресенье. Четвертая неделя Великого поста (четвертый воскресный день поста). День памяти богослова Иоанна Лествичника. Иоанн Лествичник был игуменом Синайского монастыря, написал знаменитую «Лествицу добродетелей», где показал ступени восхождения к духовному совершенству. («Лествица» от ст.-слав. «лестница». Варианты — Лествица райская, Скрижали духовные). Образ «Лествицы» заимствован из Библии, где описано видение Лестницы Иакова, по которой восходят ангелы (Быт.28:12). Календарная память Иоанна Лествичника выпадает на время Великого поста, ее перенесли на воскресенье, и она закрепилась за 4-м воскресеньем Великого поста. В день памяти Иоанна Лествичника выпекали лесенки Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. С растительным маслом и вином (одна чаша 200г) дважды в день. Вино чистое виноградное без спирта и сахара, преимущественно разведенное горячей водой. Вместе с тем, весьма похвально воздержание от вина. 11 апреля – понедельник. Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир – каждый раз что-либо одно из этого). Один раз в день, около 15.00. Сухоядение 12 апреля – вторник. Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. Без масла. Один раз в день, около 15.00. 13 апреля – среда. Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир – каждый раз что-либо одно из этого). Один раз в день, около 15.00. Сухоядение В среду вечером в православных храмах совершается особая служба – «Мариино стояние». На этой службе единственный раз в году прочитывается целиком Великий канон Андрея Критского, который звучал по частям с понедельника по четверг первой седмицы Великого Поста и канон преподобной Марии Египетской. 14 апреля – четверг. Стояние преп. Марии Египетской.

http://pravmir.ru/velikiy-post-2016-kale...

Слава неисследимым путям Божиим в ходе нашей жизни. …За преждеосвященной литургией слышен сначала лепет, а потом и плач ребенка. Это два несовместимые явления: преждеосвященная литургия и детский плач, так как за литургией Преждеосвященных Даров дети не причащаются. Тем более обращаешь на это явление внимание. Страстная седмица в этом году, страдания Сына Божия и Его Крест, тоже находятся в большом противоречии с необычайной вдруг красотой внезапно и полно раскрывшейся весны. Где те деревья, что осенью, перед наступлением холодов знаменовали мне Крест Господень? Все укрыто, украшено вдруг пышно распустившейся зеленью – так, что закрыт, изменен образ крестный, который был так отчетлив в пустующих от листьев, хладных деревьях. Вижу нежное убранство берез, уже не флер, а тонкое зеленое кружево, сформированное раскрывшимися изумрудными листиками. В одеянии лиственниц, что стояли оголенными и черными и первые знаменовали мне Крест перед наступлением зимы, вижу нежную бархатистую зелень, еще не перешедшую в тонкие, мелкие иглы. И даже неожиданна душистая клейкая зелень тополей, стволы которых серыми брусьями высились тогда, осенью к небу, представляя собою вертикаль Крестного Древа. Эта вся неизъяснимая радость природы раскрылась и блещет... навстречу Страстной Седмице. Только вот дуб совсем еще черен и гол, полностью обнажен от каких бы то ни было завязей листьев. Он один, пожалуй, подчеркивает то противоречие, которое я усмотрела между ликованием природы и грядущими страстными днями. А крупный мотылек, пестро окрашенный, с коричневыми пятнышками на крыльях, садится под ослепляющим, почти горячим солнцем на золотой, весь раскрывшийся цветок одуванчика. Нежная, переходящая через край, радость земли и всего сущего, оживающего и ожившего от зимнего сна и бездействия. В такой песне земли подошел праздник Входа Господня во Иерусалим. Как связано это торжественное шествие Христа, воздвигшего из мертвых Лазаря, торжество всего города и народа с Его очень близкой, уже предъощутимой Крестной смертью ?

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

«… грозная, как полки со знаменами», потому что сильнее Церкви нет ничего, ее никто не смог истребить до сих пор. Где Наполеон? Где Гитлер, где Ленин, Сталин со всей их силой, могуществом? Какие были, а все они в земле закопаны, а души их в аду мучаются. Кто-то даже и не закопан, но душа все равно в аду мучается. А Церковь жива, она пережила и Гитлера, и Сталина, и Наполеона, Церковь пережила и древних тиранов. Церковь сильнее всех, потому что силы Церкви – в Боге, а не в человеке. Церковь опирается не на слабую рассудительность человеческую, а на Премудрость Божию, потому что она непобедима. Но каждый член Церкви, достигший усыновления, «сыноположения», как говорит апостол Павел, он становится блистающим, как заря, потому что в нем начинает разгораться заря, как говорит апостол Петр, «восходит утренняя звезда в душах наших». Она действительно начинает блистать, она прекрасна, как луна, то есть она сильнее, чем этот мир. Вот как один писатель сказал, что в мизинце одного святого достаточно силы, чтобы преобразить все творение. Это действительно чистая правда. Каждый человек, достигший богоуподобления, какого можно достичь на земле, он уже сейчас становится более красивым, чем любое творение на земле. Почему? Потому что изначально человек – венец творения. И когда он становится на то место, с которого упал Адам, – этого достигают люди еще на земле, потому что дальше душа будет выше Адама, – то он становится прекраснее луны, прекраснее изменяющегося мира и светел как солнце, потому что в нем сияет Христос. Это даже изображается на иконе. Видите: вокруг ликов святых изображается сияние – знак того, что в нем светит невидимое Солнце? Невидимое, потому что слишком яркое, и человек становится грозен, «как полки со знаменами». И дальше душа говорит: «Я сошла в ореховый сад посмотреть на зелень долины, поглядеть, распустилась ли виноградная лоза, расцвели ли гранатовые яблоки? Не знаю, как душа моя влекла меня к колесницам знатных народа моего» ( Песн.6, 11–12 ). Итак, эта душа, уже Богу уподобившаяся, она сходит посмотреть, как распускается ореховый сад, на зелень долины посмотреть.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Библия так повествует о создании растений: «И сказал Бог: да произрастит земля зелень И произвела земля зелень» (Быт. 1:11-12). Здесь идет речь о соучастии сил природы в божественном акте, итогом которого стало появление травы и деревьев. Бог не непосредственно творит растения, а велит земле произвести их, являя дарованную ей творческую способность. Свт. Василий Великий говорит, что эти «глагол и повеление сделались естественным законом и остались в земле и на последующие времена, сообщая ей силу рождать» . Сказанное о земле можно отнести и к водной стихии (Быт. 1:20-21). Т. е. «самодвижность» и способность соучаствовать в творении жизни была дарована Богом неживой природе в целом. Растения в Шестодневе названы «сеющими семя» и «приносящими плод», в чем видно указание на то, что их естество также получило автономную творческую силу. По словам прп. Иоанна Дамаскина, Создатель вложил в них потенцию «расти, питаться, производить семена или рождать себе подобных» . То же самое можно сказать и о естестве рыб, пресмыкающихся, птиц, животных и людей, получившим от Бога благословение «плодиться и размножаться» (Быт. 1:22, 28). То есть обо всей живой природе. Впрочем, в Библии встречаются утверждения, что Бог лично произращает растения (Пс. 103:14,16, Лк. 12:27-28) и создает ребенка в утробе матери (Пс. 138:13, Иов 10:10-12). Как их можно понять? Во-первых, в основе каждого из этих процессов — повеление Творца, изреченное в один из дней творения. Во вторых, Своим Промыслом Он поддерживает в действии природные силы и способности, данные Им Своим созданиям в первичном творческом акте. В-третьих, никто из приходящих в бытие не лишен Его попечения. Итак, с библейской точки зрения творению присуща творческая автономность в рамках установленных Творцом законов, благодаря чему материя может соучаствовать в Его творческих актах. Что справедливо в отношении Творения, должно быть справедливо и в отношении Промысла: вселенной нет необходимости быть жестко детерминированной Свыше, развивающейся по строгой программе. В мироздании есть место для свободы, на природном уровне проявляющей себя как хаос, неопределенность и случай. По словам Хота, спонтанность «вполне созвучна с таким представлением о божественной благодати, когда Бог “позволяет” миру быть таким по своему выбору» . Библеист Герд Тайсен наглядно раскрывает суть этого вопроса применительно к сотворению живых существ: «В случайности может таиться надежда. Исход бросания игрового кубика зависит от случая. Однако если мы знаем, что одной из сторон кубика является “шестерка”, то мы продолжаем надеяться, что она-то нам и выпадет Это всего лишь вопрос времени, и шестерка обязательно выпадет Возникновение жизни — это “попадание в десятку”, и то же самое можно сказать о развитии нервной системы или вообще о возникновении человека» .

http://bogoslov.ru/article/6026071

А всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому гаду, пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную пищу. И стало так.»  ( Быт. 1:29–30 ) Свят. Василий Великий , знающий те же мистерии Троицы вещает также: «Да не пренебрегает Церковь ничем: все есть закон. Бог не сказал : «Я дал вам рыбы в снедь, Я дал вам скот, пресмыкающихся, четвероногих».   Не для этого Он их сотворил, говорит Писание. Действительно, первоначальный закон позволял употреблять плоды, ибо мы еще считались достойными Рая. Какая тайна запечатлевается для тебя под сим? Тебе, диким животным и птицам, говорит Писание, (даны) плоды, растительность и травы… Мы видим, однако, множество диких животных, которые не едят плодов. Какой плод принимает пантера, чтобы напитать себя? Каким плодом может удовлетвориться лев? Тем не менее, эти существа, подчиняясь закону естества, были питаемы плодами. Но когда человек изменил свой образ жизни и нарушил границу, ему предписанную, Господь, по потопе, зная, что люди изнурены, позволили им употреблять любую пищу: «“яко зелень травное дах, вам все» ( Быт.9:3 ). Чрез это позволение другие животные также получили свободу есть все. С тех пор лев плотояден, с тех же пор гриф высматривает падаль. Ибо грифы еще не озирали землю в то самое время, когда появились животные; действительно, ничто из того, что получило именование или существование, еще не умерло, чтобы грифы смогли бы его есть. Природа еще не разделилась, ибо она была во всей своей свежести; охотники не занимались ловом, ибо это не было еще в обычае у людей; звери, со своей стороны, еще не терзали свою добычу, ибо они не были плотоядными… Но все следовали жизни лебедей, и все щипали траву на лугах… Такова была первая тварь, и таково будет восстановление после. Человек вернется к древнему своему устроению, отвергнув злобу, жизнь, обремененную заботами, рабство души по отношению к древним тревогам. Когда он отречется от всего этого, тогда возвратится к той райской жизни, которая не была порабощена страстям плоти, которая свободна, жизнь в близости к Богу, причастник жительства ангелов» (On the Origin of Man, II, 6–7, pp. 239–245). 219  Это Библейское и отеческое учение явно противоречит мнению теистических эволюционистов. Для носителей истинного Предания совершенно немыслима мысль о нормальности борьбы за существование, высказанная о. Андреем. Да, в падшем мире «“борьба за существование» в Божием замысле даже может иметь и особый, педагогически-благой смысл. Во всяком случае блаж. Августин полагает, что борьба между животными назидательна тем, что человек, видя, как борются животные за свою плотскую жизнь, сможет понять, сколь страстно и напряженно он сам должен бороться за свое духовное спасение». 220 Но это верно только в падшем мире, ведь и в спасении нуждается только падший человек. Так зачем же нужен этот урок еще не падшему Адаму?

http://azbyka.ru/kto-kak-bog-ili-skolko-...

Л.А. Ильюнина Остров Залита. Елена Пустовойтова Поезд на Псков чист. Не то что в недавние еще времена моего последнего с Россией свиданья. Простыни проводницы раздают сродни домашним – белые с цветной каемкой. Чай горячий, в подстаканниках, с дребезжащей ложечкой. Пей – не хочу! Попутчиками моими оказалась жена военного с двумя детьми. Дочери пятнадцать, сыну восемь – Иваном звать. Узнав, что еду я на остров Залита, обрадовались: были они у старца Николая четыре года тому назад. Тогда мужа определили служить в Ставрополь. Чечня рядом. Вот и поехала Ольга к старцу, со страхом не могла совладать. Старец выходил к паломникам и со всеми говорил. Ее увидел и сразу спросил: отчего они живут с мужем невенчанными? Наказал повенчаться и успокоил – на новом месте службы горе мимо пройдет. А напоследок сказал: «Сын хорошим человеком вырастет»... Иван сидит рядом с мамой и блестит глазами. – Туда на лодках плыли, страшно даже было – ветер, дождь, вода через борта плещет, а обратно – просто чудо. Солнце светит и на душе покой... За окном вагона тихая русская красота. Лес, пронизанный белыми стволами берез вперемежку с солнечными ладонями лугов. А уж если случится проезжать сплошной березняк, лишний раз вздохнешь от радости и умиления – слава Тебе, Господи, за красоту такую! Поля в России по-прежнему раздольны, завлекают глаз пшеничным золотом. Реки все так же тихи и манят прохладой. Яркие брошки желтой пижмы на зелени лугов, розовые кисти иван-чая, белая пена кашки... А по обочине железнодорожного полотна умиляют своей голубизной распахнутые глаза цикория... Стожки на скошенных лугах крепки и многочисленны, похожи на крепышей-богатырей в островерхих шлемах – сторожат русскую землю. Приволье! Зелень сочная, совсем иная, чем в Австралии. Эвкалиптовые леса окрасом не вышли, их зелень с коричневым отливом, с серым подмесом. Конечно, земля-матушка везде красива, и кому-то эвкалипт милее моей березки. Это не обидно. Обидно, когда свое не мило. Манят взгляд и покосившиеся заборы с поленницами дров под ними, и темные деревянные баньки, и некрикливые домики с резными наличниками. Но всего душе приятней заглядываться на старушек, хлопочущих подле живности или в огороде. Белые платочки, натруженные руки, согбенные спины – русские корни воплоти. Те, кто на самом деле соединяет нас с родной землей. Дай Бог им сил отстоять внуков своих от поклонения чипсам и макдоналдсам, от хеллуинского обезьянничанья. Дай Бог , чтобы их колыбельные закаляли кровь внуков от яда иностранщины и прививали любовь к великой простоте родной речи...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Gurjan...

Идея соучастия мира в творческих актах не была чужда святоотеческой мысли . Так, святитель Григорий Нисский писал: «С первого творческого импульса все вещи существовали в своей заданности как бы некоторой оплодотворяющей силой, внедренной в мироздание для рождения всех вещей; но ни одна не имела еще отдельного и действительного бытия». Блаженный Августин так развивает эту мысль: «... Подобно тому, как в зерне невидимо содержится все, что должно со временем развиваться в дерево, так следует нам представлять себе, что и мир в момент, когда Бог одновременно сотворил все вещи, содержал в себе все вещи, которые земля произвела, как возможности и как причины, прежде чем они развились во времени такими, какими их знаем мы». Святой Иоанн Кроншадтский так объясняет отношение Создателя к природе: «Господь имеет полное уважение к созданной Им природе и ее законам, как к произведениям Своей бесконечной Премудрости. Поэтому и волю Свою Он обыкновенно совершает через природу и по ее законам, наказывая или благословляя нас через различные физические предметы и жизненные обстоятельства. Поэтому без крайней нужды не требуй от Него чуда». Достаточен творческий толчок, и органические молекулы организуются в клетки, микроорганизмы, вирусы, бактерии, морские водоросли и т.д. Принцип творческой эволюции прослеживается в Библии на всех ступенях развития жизни. Действительно, продолжим чтение книги Бытия: «И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду [и по подобию] ее, и дерево [плодовитое], приносящее плод, в котором семя его по роду его [на земле]. И увидел Бог , что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий» ( Быт. 1:11–13 ). Поначалу толстый покров паров и газов окутывали Землю плотной, непрозрачной атмосферой. Когда её поверхность достаточно остыла, пары стали оседать, потекли ручьи и реки, стали образовываться озера и первобытные моря-океаны. Вода – необходимое условие для жизни. При наличии воды и солнечного света, велением Творца воды наполнились первобытными микроорганизмами, водяными растениями, а позже и суша – первобытными тогда еще бессемянными растениями. Все это входит в третий «день» творения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Бог сказал: «да произрастит земля зелень, траву... и дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод» ( Быт. 1, 11 ). Затем Бог сказал: «да произведет земля душу живую... скотов... и зверей» ( Быт. 1, 24 ). Отчего в Писании сказано: «да произрастит», а в другом месте: «да произведет»? ...Деревья, растения и плоды ежегодно произрастают, и вследствие того, что семена их каждый год должны оставаться в земле и происходить непременно из нее, и сказано: «да произрастит земля». А что касается животных и зверей, то они только однажды по слову Всемогущего Бога были порождены землей и вновь рождаются уже не из земли, а по естественному преемству друг от друга. Вот почему относительно животных и сказано Создателем: «да произведет земля», то есть раз и навсегда да породит земля животных. «И стало так» ( Быт. 1, 24 ), – говорится в Писании. Слово Всемогущего Бога осуществилось: земля украсилась растениями и животными ( 40, 755 ). ...Всемогущему Богу угодно было даровать земле растения, водам же Он даровал рыб и птиц. ...Потому что Он впервые даровал вселенной жизнь через воды, то и повелевает прежде всего водам же и произвести живую природу с той очевидной целью, чтобы ты, возлюбленный, знал, откуда происходит корень жизни. Святитель Иоанн Златоуст ( 40, 767 ). Поскольку же Создатель мира по Своей природе есть Жизнь, то и самую природу вод Он сделал матерью плавающих в них и летающих по воздуху. Земле же повелел произвести многообразную природу животных и бесчисленные виды диких зверей. И несомненно. Он произвел все, что Ему было угодно, и превыше всякого умопостижения. Святитель Кирилл Александрийский . Творения, ч. 4, М., 1886, с. 10–11. Когда сказал Бог: «да произведет земля» ( Быт. 1, 24 ), это не значит, что земля производит уже находившееся в ней, но Давший повеление даровал земле и силу произвести ( 113, 157 ). «Да произрастит земля зелень» ( Быт. 1,11 ). И земля, соблюдая законы Создателя, начав с ростка, в краткое мгновение времени осуществила все виды возрастания и тотчас довела их до совершенства ( 4, 73 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010