Преподобная Мария родилась в Египте в середине V века. В возрасте 12 лет она покинула родителей и ушла в Александрию, где провела 17 лет, живя в грехе. Однажды Мария прибыла в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста Господня и попыталась войти в храм Гроба Господня, но какая-то сила удерживала ее. Осознав свое падение, она начала молиться перед иконой Богородицы, находившейся в притворе храма. После этого она смогла войти в храм. На следующий день Мария переправилась за Иордан и ушла в пустыню, где провела всю оставшуюся жизнь, 47 лет, в посте и покаянии. Церковь дает в лице преподобной Марии Египетской образец истинного покаяния и показывает на ней пример неизреченного милосердия Божия к кающимся грешникам. Календарная память Марии Египетской выпадает на время Великого поста, ее перенесли на воскресенье, и она закрепилась за 5-м воскресеньем Великого поста. Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. С растительным маслом и вином (одна чаша 200г) дважды в день. Вино чистое виноградное без спирта и сахара, преимущественно разведенное горячей водой. Вместе с тем, весьма похвально воздержание от вина. 22 апреля – понедельник. Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир – каждый раз что-либо одно из этого). Один раз в день, около 15.00. 23 апреля – вторник. Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. Без масла. Один раз в день, около 15.00. 24 апреля – среда. Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир – каждый раз что-либо одно из этого). Один раз в день, около 15.00. 25 апреля – четверг. Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. Без масла. Один раз в день, около 15.00. 26 апреля – пятница, сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир – каждый раз что-либо одно из этого). 27 апреля – суббота. Лазарева суббота.

http://pravmir.ru/chto-mozhno-v-post/

— Не знаю, как я упала и как встала. И все славили Бога, сохранившего рабу Свою от смерти. В другой раз, когда она варила для сестер зелень в котле и хотела отставить кипящий котел от огня, диавол подкосил ей ноги; она упала назад, а котел с кипящим кушаньем опрокинулся ей на лицо. Помощница ее Юлия закричала, что Евпраксия обварилась, и сбежались все бывшие поблизости сестры; а Евпраксия быстро поднялась с земли и сказала улыбаясь Юлии: — Что ты наделала, сестра? понапрасну ты встревожила сестер и игуменью! И все видели, что лицо ее невредимо, ничуть не обожжено. Игуменья заглянула в котел и увидела, что остатки кипятка на дне еще клокочут; тогда она спросила Евпраксию: — Разве на тебя не попал кипяток? — Жив Господь, — отвечала она, — я почувствовала словно холодную воду, а не кипяток на своем лице. Удивилась игумения и сказала: — Да сохранит тебя Бог до конца, дитя мое! Потом старшим сестрам она сказала наедине: — Видите, Евпраксия сподобилась благодати Божией: упала с крыши и не разбилась, облила лицо себе кипятком и осталась невредима. — Видим, — отвечали сестры, — что Евпраксия истинная раба Божия и что хранит ее Господь: от стольких искушений спас Он ее. В этот монастырь приходили из ближнего города и окрестных селений женщины — мирянки, приносили своих больных детей, а также приводили и бесноватых: Господь, как сказано было выше, подавал исцеление больным и изгонял бесов по молитве богоугодной игумении и сестер, живших по-Божьи. Они собирались в церковь и устраивали совместные моления о разных больных, и те получали исцеление и возвращались домой здоровыми. Была в том монастыре одна бесноватая, которую с юных лет ее мучил живший в ней лютый демон, князь других нечистых духов. Эта женщина была связана цепями по рукам и ногам; она скрежетала зубами, свистела, испускала пену и громко кричала, так что все пугались ее крика. Много раз игумения со старицами молилась в церкви Богу, чтоб отогнал Он беса от этой страдающей женщины, но молитвы их не были услышаны: по Божьей воле это оставалось для большого чуда и для показания святости невесты Христовой Евпраксии, как об этом будет сказано ниже. В этой женщине был такой лютый бес, что никто не мог к ней близко подойти; она была привязана в одной подвальной комнате к столбу, и пищу и питье ей подавали издали: привязывали посуду к длинной палке, клали туда хлеб, бобы и какую-либо зелень и протягивали к ней; а она часто, схватив посуду с палкой, бросала их в лицо подававших. Так держали ее долгое время в монастыре. Однажды привратница пришла к игумении сказать, что явилась в монастырь какая-то женщина и плачет, а с ней восьмилетний ребенок, расслабленный и глухонемой, и просит она помолиться об исцелении своего ребенка. Игуменья, зная по откровению от Бога, что Евпраксии уже дана благодать исцелений и власть над нечистыми духами, призвала ее к себе и сказала:

http://predanie.ru/book/216280-zhitiya-s...

А поскольку здесь во многих местах упоминается о типиках великих монастырей, составленных святыми отцами, то нужно вкратце и из них привести выдержки. Студийский типик, определяя количество и качество снедей, говорит: «Подобает знать, что после Пасхи до недели Всех святых едим вареное сочиво с елеем и зеленью, принимаем же и рыбу, и сыр, и яйца, кроме понедельника, среды и пятницы». Типик Иерусалимский пишет: «Подобает знать, что весь год в простые дни, когда нет праздника или поста, в пятый час клеплем 6 на литургию и после отпуста входим в трапезную и едим два кушанья: одно вареное, а другое – обваренную зелень или сочиво, в постные же дни, то есть в понедельник, среду и пятницу всего года, – сухоядение 7 , по преданию божественных отцов». Типик святой Афонской Горы говорит: «Подобает знать, что от Пасхи до недели Всех святых в трапезной едим два кушанья с маслом, зелень и сочиво, сыр и рыбу, если имеем». О Рождестве Христовом: «Если праздник Рождества Христова случится в среду или в пятницу, разрешаем: мирянам – мясо, монахам же – сыр и яйца, и едим от Рождества Христова во все дни до навечерия 8 святого Богоявления, миряне – мясо, монахи же – сыр и яйца». Об Успении Пресвятой Богородицы: «Если этот праздник будет в среду или в пятницу, разрешаем только рыбу и вино. Если же в понедельник, мирянам разрешается мясо, и сыр, и яйца, монахам же – только рыба и вино». Таково предание богоносных и всеблаженнейших отцов наших о воздержании от мяса, хранимое от дней апостольских одним только произволением каждого благочестивого монаха, в годы же Великого Антония и Евфимия, Саввы и Феодосия и прочих богоносных отцов собранное и утвержденное типиками и писаниями, принятое Святой Соборной Церковью и даже до нынешнего времени не изглаждаемое из книг церковных. Поэтому противники воздержания хотя и не дерзают изгладить это предание, однако имеют к этим правилам непримиримую вражду и ненависть и горе и долу выискивают подобные слова и древние истории для уничтожения и истребления их из монашеского чина.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Poljan...

В пределах Рая покорность твари Адаму выражалась в том, что животные не уничтожали один другого, не лилась кровь. " И сказал Бог (Адаму и Еве): вот Я даю всякую зелень и всякое дерево, у которого плод древесный – вам в пищу, а всем зверям и птицам... (дал) Я всякую зелень травную в пищу. И стало так " . (Быт. 1, 29-30). И стало так, значит, до создания Рая не было так; живые существа поедали друг друга. Вопросу о творении мира посвящена первая часть книги " Шесть дней творения в свете современных геологических данных " , потому сейчас останавливаться на этом не будем. Дерево жизни Что же представляло из себя Дерево Жизни, вкушая плоды которого, Адам мог жить вечно? Что это за пища вечной жизни? По древнему святоотеческому мнению – плоды Древа Жизни – это Райский образ Небесного Хлеба, сошедшего с Небес, вкушая который, человек будет жить вечно. Это была небесная трапеза – как под видом плодов земных, хлеба и вина, преподается человеку небесная пища Тела Христова – так в Раю под плодами Древа Жизни преподавалась Адаму пища нетленной и вечной жизни. Утратив эту небесную пищу, утратил Адам и вечное бессмертие: " И изгнал Адама, и поставил Херувима, чтобы охранять путь к Древу Жизни " . Плач Адама об утраченном Рае – это прежде всего плач об утраченном Древе Жизни, плач о бессмертии. Сербская Церковь сохранила древнейший обычай – плач о Древе Жизни, бывшем в Раю. В праздник Рождества Христова в сербских храмах выносят дерево с листьями – дуб, он символизирует вечность, ибо может жить тысячелетиями, дуб украшают несколькими яблоками и поют печальные песнопения, полные благоговения, а затем опускают ствол в огонь, и листья мгновенно увядают. Эти листья верующие благоговейно берут на память о Древе Жизни. К яблокам же никто не прикасается. Какими неведомыми путями, через многие тысячелетия, донес сербский народ до наших дней традиционную Адамову мистерию и должен, по заповеди Отцов Сербской Церкви, донести ее даже до конца мира. Так, возможно, плакали адамиты, совершая память о Райском Древе Жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2425...

Таково предварительное разграничение веры и знания. Мы должны, однако, несколько углубить его и уточнить взаимоотношение веры в Бога и научного знания, но прежде, чем перейти к этому, мы должны отметить и то, что есть все же (и, конечно, навсегда останутся) такие области, на понимание и истолкование которых одновременно претендует и религиозная вера и научное знание. Можно даже думать, что именно в круге вопросов, которые принадлежат к этим областям и на освещение которых претендуют одновременно и наука и религиозное сознание, и создается напряженность в отношениях веры и знания. К таким вопросам относится общее понимание мира и связанное с этим учение о возможности или невозможности участия Бога в мире (частную форму этого представляет вопрос о возможности или невозможности «чуда»), – но еще больше вопросов связано с темой о человеке. Не имея возможности разобрать все вопросы, в которых будто бы сталкиваются вера и знание, мы разберем всего два вопроса – прежде всего вопрос о возможности участия Бога в мире и о чуде, – из группы же вопросов о человеке мы возьмем вопрос о «бессмертии души», о том, что жизнь наша не кончается со смертью тела. Учение о Боге, как Творце мира и о Промыслителе Божием 2 . По христианскому учению мир создан Богом, Который дал миру те законы, которые определяют жизнь мира. Эти законы вечны, потому что исходят от Бога, – в силу того же они неизменны и постоянны. Однако, творение мира Богом не надо понимать так, как будто мир движется, как некий механизм, будто христианское учение не признает в мире его собственной активности, его известной самостоятельности. Уже в библейском рассказе о творении мира мы находим весьма ясное указание на эту самодеятельность мира. Вот что мы читаем в книге Бытия (гл. I ст. 11–12) о третьем дне творения: «и сказал Бог: да произведет земля зелень, траву… дерево. И произвела земля зелень, траву, дерево…». Это замечательное место прямо говорит о собственной активности земли («произвела земля»), хотя и вызванной к жизни словом Божиим. Но, по мудрому указанию св. Василия Великого , «глагол Божий звучит для мира и ныне», – т. е. и ныне, по воле Божией, существует собственная активность «земли» – та самая активность, Которую наука кладет в основу принципа эволюции.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkov...

434 Венец лета, все произведения земли, зелень, плоды и т.д.; они суть так сказать украшение, венец, который Бог полагает на каждый год. В следующих затем стихах изображается этот венец. Красная пустыни – оазисы, зеленеющие пастбища. У LXX τα ζρη) – пустынные горы; в некоторых кодексах οι ορζι, как и у блаж. Августина и Илария: fines deserti; вероятно, первоначально стояло, как у Симмаха, τα ωραια. Радостию холмы препояшутся; зелень холмов есть предмет радости, и потому они зеленея как бы одеваются, опоясываются радостию. 435 Одеяшася овни овчии; когда бывают хорошие и обильные пастбища, тогда овны овечьи, т.е. стада бывают хорошие и обильные, необычайно жирны, так сказать, одеваются в жир; можно также разуметь и волну. С евр. «одеваются луга стадами». Воззовут, т.е. долины, собственно, люди, населяющие долины. 436 Слова «воскресения», стоящего в надписи, нет ни в еврейском, ни в эксаплах (Феодорит, Василий), но есть у многих отцов; оно могло быть внесено в текст теми, кто относил псалом к освобождению из вавилонского плена (нравственное воскресение; восстановление Израиля, как самостоятельной нации) в высшем смысле к воскресению во Христе (в крещении и в последний день мира). 438 Паче сынов человеческих не ­­ в планах своих касательно сынов человеческих, но: «страшен больше сынов человеческих». 439 Тамо возвеселимся и пр. Тамо – судя по еврейскому, нужно понимать в значении времени и возвеселимся принимать за прошедшее; тогда, когда происходили чудеса на море и на Иордане, мы радовались (в своих отцах; Израиль чувствует себя, как «вечную корпорацию»; ср. Ос.12:5 ) о Боге своем ( εν αυτω), совершившем столь великое. 440 Преогорчевающии – язычники, не признавшие Его Богом и Царем и тем огорчевавшие; в себе, в душе своей; с евр. «против себя», во вред себе. 442 В сете с евр согласнее с связью речи: в «тюрму» на хребте с евр. «на бедре». Взвел еси ­­ посадил на нас верхом – образ поноснейшего рабства. 443 И вознесох над языком не ­­ ενγλσση (Евфимий Зигаб, Никифор), но под моим языком было возношение, т.е. когда возносил молитвы к Богу, то внутренне уже был уверен, что буду услышан, на что у меня под языком уже была готова благодарственная песнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Не ускоряйте смерти заблуждениями вашей жизни и не привлекайте к себе погибели делами рук ваших. Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал всё для бытия, и всё в мире спасительно, и нет пагубного яда, нет и царства ада на земле. Праведность бессмертна, а неправда причиняет смерть: нечестивые привлекли её и руками и словами, сочли её другом и исчахли, и заключили союз с нею, ибо они достойны быть её жребием». Ясно, что здесь говорится только о человеке. Также, вероятно, нельзя прямолинейно судить о питании первозданных животных лишь травою («всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся… Я дал всю зелень травную в пищу» (Быт. 1, 30)). Есть основания считать, хотя это требует дальнейшей проверки, что синодальный перевод на русский язык данного места неточен. В новом переводе Пятикнижия конец 1-й главы Книги Бытия был переведён иначе: «И сказал Бог: “Вот, даю Я вам всякую траву, приносящую семя, которая на всей земле, и всякое дерево, в котором плод дерева, приносящий семя, – вам они да будут в пищу, – и всех земных животных, и всех небесных птиц, и всех пресмыкающихся по земле, у которых живая душа, всякую зелень-траву в пищу”» [lxxviii] . Ещё одно место Библии, привлекающее особенное внимание креационистов, содержится в Книге пророка Исайи: «Тогда волк будет жить вместе с ягнёнком, и барс будет лежать вместе с козлёнком; и телёнок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детёныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе моей, ибо земля будет наполнена видением Господа, как воды наполняют море» (Ис. 11, 6–9). Они полагают, что это место является описанием мира до грехопадения, состояния, к которому должен вернуться падший мир, но в действительности, как следует из контекста главы, она имеет значение эсхатологическое, повествует о пришествии Спасителя, Его суде и блаженствах будущего века.

http://bogoslov.ru/article/3825071

Именно так научил нас апостол, говоря: " Бог да сохранит ваше тело и душу и дух " Итак, Премудрость Божия – Сарра, предводительница или начальница, берет тело, душу и дух, подвергает их действию огня, т. е. озаряет неугасимым светом Божества, и приготовляет три печеные хлеба, т. е. в природу нашу внедряет исповедание Отца, Сына и Святого Духа. Весьма соответствует этому, возлюбленные, прочитанное вам сегодня Евангелие. Зерно горчичное и закваска; закваска обращается в хлебы, зерно развивается в зелень, хлеб же и зелень – это принадлежности поста, в котором Господь Иисус неуклонно да наставляет нас, свершающих ныне течение поста. " Подобно Царство Небесное зерну горчичному " . Смысл этого сравнения мы можем уразуметь не иначе, как уяснив себе сначала существо, цвет и величину горчичного зерна. Зерно горчицы по величине незначительно, будучи же посеяно, оно своим развитием превосходит рост всех других огородных растений и по высоте, и по силе разветвления ветвей, и по обилию листьев, так что дает тень, и птицы летающие могут садиться и отдыхать на его ветвях. На вкус оно очень приятно, обладает свойством согревать и имеет целебную силу при приеме внутрь. Ни птицы, ни кто-либо другой не употребляют его в пищу, кроме человека. Снаружи оно красно, внутри же оказывается белым. Таковы свойства этого растения и особенности семени. Теперь, если мы вникнем в этот предмет со всей тщательностью, мы найдем, что притчу эту можно применить к самому Спасителю. Ведь и Он был ничтожен на вид; и Он недолговечен в мире нашем и велик на небе; Он – и Сын человеческий, и Бог, Сын Божий; Он – неисчетный, вечный; Он – невидимый, небесный, доступный вкушению одних лишь верных; Он был сокрушен и по страдании сделался белым как молоко; Он величием превосходит всякое другое растение; Он – неразлучное с Отцом Слово; Он – Тот, на котором обитают птицы небесные, т. е. пророки, апостолы и все избранные; Он Своей собственной теплотой очищает страдания души, Он освежает нас водой крещения, и под Его сенью мы укрываемся от мирского зноя; Он по смерти своей был посеян в землю и, там явив плодоносную силу, тридневно восставил святых из гробов мертвых; Он воскресением Своим показал себя больше всякого пророка; Он спасает всех силой Отчей; Он от земли процвел до небес; Он, будучи посеян на собственном поле, в мире, верующих в Него приводит к Отцу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Мы, русский народ, простые православные миряне и священники, словно чужие на мировом празднике новых мировых людей. Эти мировые люди веками мечтали править миром. А чтобы править миром, надо править в России… Но ведь трудно переть против рожна. Трудно переть против Бога, Церкви и православного народа. А народ просыпается, понемногу соображать начинает, что «что-то тут не то и не так». Видят же люди, что как ты ни напяливай на человека царскую корону, всё равно Георгий Гогенцоллерн получится. Как не рассказывай, что мы с папой Римским близнецы-братья, всё равно на дне Чудского озера окажешься. И уж если у всех нас, православных, с экуменической точки зрения «не всё в порядке с мозгами», то Бога ведь не обманешь, Он же всё видит… Романов Игорь Анатольевич , Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус» Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть 13. Что плохого конкретно принесла " гаванская встреча " , так никто и не изложил. И было ли обоснованным " смущение православного народа " . А я как-то не имею оснований отказывать своему Патриарху в свободе встречаться с кем он захочет, при том без доклада мне. Проект " Новое знание " - посмотрел на сайте, антирелигиозной программы там не заявлено. А протестовать против популяризации науки в принципе - это, согласитесь, означает снижать образовательный уровень населения. И наивно думать, что в таком случае пусто место будет свято - вместо научных знаний во многих головах водворится, скорее всего, не вера, а суеверия. 12. Ответ на 4, учитель: Зелень закончилась, грибы закончились, красную рыбу нам не привезут. Горе то какое у нашего " учителя праведности " : зелень (доллары) которые платил ему Чубайс закончились, грибы (мухоморы) тоже, самогон гнать не с чего, а красную рыбу не привезут, потому как её уничтожают видимо за то, что она сама виновата в том, что КРАСНАЯ! Уничтожают в рамках - " декоммунизации " морей и океанов, прибрежных вод России)))

http://ruskline.ru/news_rl/2021/10/19/ch...

Нравственное одушевление людей неверующих, основанное на неопределенных поэтических ощущениях молодости, на вычитанных из книг нравоучениях, непрочно, непродолжительно, как зелень оторванной от корня ветки. В первые минуты эта зелень свежа, как прежде, но проходит день – и она обращается в негодную ветошь. Таковы и первые порывы доброй настроенности человека неверующего, от которых очень скоро остается одно лишь разочарование или горделивое притворство, тщеславное лицемерие, тщетно силившееся надевать на себя личину человеколюбия, будучи исполнено внутри себя злобной зависти или тупого отчаяния, как у Каина, или Саула, или Ирода. Это знают по собственному опыту все верующие и неверующие, пережившие юность свою, потому что они испытали нравственное бессилие человеческой природы, лишенной помощи свыше. Вот почему люди пожилые или обращаются к вере, отказавшись от неосуществимых притязаний на добродетель естественную, – или, не желая уверовать, отказываются от стяжания добродетели, видя ее недостижимость без веры. Итак, нет духовной красоты в том сердце, в котором нет Христа. Как же могут стяжать ее сердца, верующие Христу? Сему, братие, научает нас Христос, преобразившийся на Фаворе. Лицо Его просветлилось во время молитвы, во время беседы Его о пророчествах, во время размышления Его о грядущих страданиях в Иерусалиме. Вот путь восхождения к духовной красоте нашей. Должно молитвенно призывать Божественную помощь, должно наполнять свой ум Божественным словом, открытым нам в Священном Писании и во всем учении Церкви; должно, наконец, бодрственно решиться на перенесение скорбей, неизбежных по пути восхождения к славе Божией. Будем же, братие, стремясь к этой славе, не на свои силы полагаться, но молиться и вникать в Божественное учение, будем готовы принимать скорби за Христа по заповеди, и Он сподобит нас участия в Своей вечной славе на небе; и тогда мы, подобно Петру на Фаворе, забудем свои печали и лишения и будем восклицать вечно в духовном восторге: Наставник, добро есть нам зде быти [ Мф.17:4 ; Мк.9:5 ; Лк.9:33 ]. Аминь. Disciplina arcana 1128

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010