А для того, чтобы любить людей, надо иметь душу тонкую и чуткую. И совершенно прекрасное средство для того, чтобы ее в этом направлении продвинуть, — искусство. В том числе и музыка. В том числе и инструментальная И еще врать не надо, тоже для братолюбия неполезно. А то рассказывал мне хороший человек, что в ранней юности слушал тяжелый рок, потом стал развиваться в сторону духовности — и тут-то ему про рок «все» объяснили. Он и бросил. А еще потом выучил английский и послушал. И обнаружил, что ничего плохого там нету. Хорошо еще, что он к этому времени таки стал христианином и поэтому простил своих смутителей.. Посмотрите на великолепный Гентский алтарь, там слева от Божией Матери хор, а справа от Иоанна Крестителя — инструментальный ансамбль. И тот и другой одинаково прекрасны. Но окончательно укрепило меня в мысли о древности и художественной лаконичности Цоя то, что я отыскала его скульптурный портрет в самом неожиданном месте. Называется «Музыкант», изваян был на Кикладах Киклады — острова в Эгейском море. Культура III – II тысячелетия до Р. Х. Крепости, города, погребения в каменных ящиках и купольных гробницах., хранится в Национальном музее в Афинах. Датировка приблизительна: XXIV-XXII век до Р. Х. То есть прошло сильно больше четырех тысяч лет. Гитар тогда попросту не было, поэтому дали такую маленькую арфу, а вот выдвинутая вперед челюсть сохранилась вполне. По-моему, убедительно. При предварительном просмотре достаточно большое число людей, которым показывали картинку, опознавало Цоя даже без вопроса. «Вместо тепла — зелень стекла» Теперь, пока я Вас еще не совсем замучала, можно ближе к текстам. Конечно, у всех у нас песня «Перемен!» на слуху. Но при этом необязательно, чтоб со всеми словами. Отнюдь не собираясь толковать каждое слово, я предпочитаю держать текст перед своими — и Вашими, отче, — глазами. Знаки препинания опять же по авторской воле отсутствуют, и, честно говоря, я далеко не всегда могла бы расставить их с полной уверенностью. Ну, ладно. I (1) Вместо тепла — зелень стекла

http://foma.ru/deti-minut.html

Польза для монахов от общего жития достигается лишь в том случае, если будет происходить обмен опытом доброделания. В «Истории боголюбцев» блаженный Феодорит Кирский описывает житие подвижника Публия, вокруг которого собралось значительное число желающих иноческой жизни. Старец построил одно жилище для всех собравшихся и заповедал им «жить вместе и поощрять друг друга в добродетели, чтобы один подражал кротости другого, а тот умерял кротость этого своей ревностью; один представлял собой пример бодрствования, учась у других посту. Говорил же он так: «Заимствуя друг от друга то, чего у вас нет, мы достигнем большего совершенства в добродетели. Как на городских рынках один продает хлеб, другой – зелень, третий торгует одеждой, четвертый мастерит обувь, а все, получая друг от друга необходимые вещи, делают жизнь свою более удобной, потому что, если кто отдает другому одежду, вместо нее получает обувь, а покупающий зелень взамен продает хлеб. Так и нам должно обмениваться взаимно многоценными видами добродетели» 227 . С духовным окормлением монашествующих неразрывно связаны вопросы управления обителью. Святые Отцы писали о порядке и характере управления, имея в виду устройства монашеских общин. Однако познакомиться с этим материалом полезно всем священникам, в том числе и состоящим в браке. Внимательный и деятельный пастырь сможет найти много назидательного прежде всего в области отношения пастыря к своим подопечным. Как в монастыре, так и на приходе в полноценном административном управлении настоятель не может обойтись без преданных Богу и Церкви помощников и единомышленников. Преподобный Нил Синайский рекомендует пастырю, прежде чем приблизить к себе кого-нибудь из подчиненных, испытать его: «Его, когда найдем в таком человеке многие признаки благорасположения и свидетельства неизменной любви, тогда совершенно приблизим его к себе и, не запинаясь уже, будем его хвалить, потому что неблаговременною похвалою и необдуманным благословением вызывает диавола приступить к новому другу и обнаружить кроющееся в нем лицемерие» 228 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/byt...

Гематит - красный железняк, его по свойствам называют кровавиком или сметанником. Кровавик имеет более красный оттенок, который появляется при перетирании минерала. Корень этого слова есть также в слове Гематология, что значит наука о крови. Такого цвета на иконе пишут мафорий Богородицы, в память о том, что своею плотью она дала тело Христу. Очень хорош иссини - черный минерал вивианит. Этот глубокий, подобный ночному небу цвет, говорит о непостижимости Божества, о Его Тайне. Его используют при написании мандорлы. Христа или Богоматери. Мандорла - это неприступное сияние Славы. Но почему рисуют яркое сияние такой темной краской? Чтобы это понять, можно вспомнить: когда Павлу явился Христос, то сильный свет так ослепил его, что он не видел три дня. Моисей, разговаривая с Богом, не мог смотреть на Него. Человек не в состоянии увидеть Сверхсветлый Свет, познать Божественную Суть. Поэтому и плащ, которым укрывается Иисус Христос, мы пишем этой краской. Её же мы используем в написании туники (испода) Богоматери - непостижима тайна воплощения Господа. Все краски синих и голубых цветов на Руси назывались " голубцами " . Азурит - основной карбонат меди. В XXI веке его стали получать искусственным путем и выпускать под названием: " английская горная синь " , " Горная синь " :Ультрамарин, получаемый из ляпис - лазури, или лазурита - смеси натрово-глиноземистого силиката с натрово - известковым сульфатом. Минерал имеет неоднородную окраску и выход ярко синего пигмента невелик. Синие краски представляли для древнерусских мастеров большую ценность, поэтому иногда их приходилось заменять зелеными, которые приобретали на иконописных образах ту же смысловую нагрузку. Зеленые краски называли празеленью. Была известна на Руси ярь - медянка, основная уксуснокислая медь. Но от соприкосновения с олифой верхние её слои со временем темнеют и сейчас эту краску вытеснили другие. Из минерала малахита получают малахитовую зелень - это основная углекислая медь. Измельчая минерал волконскоит, можно получить хромовую зелень - это безводная окись хрома. Краска с таким названием хорошо знакома художникам, но полученная искусственным путем, она уступает по прочности природной. Красивый цвет имеет минерал глауконит. Но, чтобы краска из него была достаточно укрывистой, необходимо добавлять немного белил. Традиционно, зеленым на иконах бывает плащ Иоанна Предтечи. Святой Иоанн проповедовал крещение во оставление грехов и Жизнь Вечную. " Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное " - говорил он. Как вода дает жизнь зеленым растениям, так и крещение дает человеку путь к Вечной Жизни.

http://pravicon.com/text-13

Некоторые благоговейные клирики приезжали для того, чтобы с нами встретиться, после одиннадцати вечера, да и то с потушенными фарами, так как боялись прослыть в селе слабоумными из-за того, что ходили к нам. Кроме этого с нами происходило множество других подобных случаев, напоминавших тяжёлые времена гонений и преследований христиан. Все клирики, которые с нами общались, жестоко поплатились за это и в митрополии их до сих пор держат на плохом счету. Военачальником во всей этой войне против нас был архиерейский наместник в селении Фермон отец Василий, который после нашего ухода открыто похвалялся тем, что смог добиться закрытия Миртийского монастыря, на что старушка Саломия воскликнула: «Горе тебе, отец Василий!» То, что после этого случилось с отцом Василием, известно всем жителям Трихониды и Агриниона. Посреди этой воздвигнутой бесами бури пять женщин смело сражались на стороне монахов. Это были Георгия со своей дочерью Александрой, Кириакия и Фотиния, которыми предводительствовала госпожа Елена, заодно с которой был и её муж Афанасий. Та самоотверженность, с которой эти женщины посвятили себя служению монастырю, убедила меня в том, что у Бога повсюду есть верные Ему люди – закваска, которая со временем поднимет всё тесто. Всякий раз, когда мы готовили монастырь к какому-нибудь празднику, они трудились больше всех. Никогда не приходили они с пустыми руками, с собой у них всегда что-нибудь было: овощи, фрукты, цветы, готовая еда. Как-то холодным зимним днём я сидел у колодца, и вдруг увидел, что ко мне идёт госпожа Фотиния с поднятым передником, который был чем-то наполнен. – Благослови, отче. Я принесла тебе зелени. – Госпожа Фотиния, мы зелень собираем вокруг монастыря, Вам не стоило так трудиться в такой холодный день. – Это, отче, зелень с гор. Я собрала её для тебя, ты должен взять. «Боже мой, богатые даже не подходят к нам, а эти бедняки нас снабжают, утешают своей любовью и поддерживают нашу жизнь своими скудными запасами!» Каждую субботу вечером мы совершали малое бдение по уставу старца Амфилохия, который он дал монастырю Благовещения на Патмосе. Эти женщины приходили первыми. Из-под чёрных платков их лица сияли радостью. «Отче, – говорила госпожа Елена, – всякий раз, как я захожу в монастырские ворота, я забываю обо всём и чувствую себя другим человеком».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Zumis...

Жених, когда видит Невесту в таком виде, говорит: «О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна! глаза твои голубиные» ( Песн.1, 14 ). То есть, когда благоухание миро вошло в тебя, ты приобретаешь глаза голубя. Почему голубя? – Глаза Святого Духа. У человека меняется созерцание мира. Обычно у человека какие бывают глаза? «Руки загребущие, глаза завидущие» – глаза у него все время «хапают». Это даже видно, люди иногда глаза прячут, чтобы другие в них не заглянули, поэтому они ходят в темных очках. Они начинают все судорожно ощупывать глазами, взгляд становится такой жадный, бывает взгляд раздевающий, то есть глаза человека пожирают все вокруг, одержимые страстью блуда или гнева или страстью сребролюбия или чем-то другим, – глаза не Божьи совсем. А когда Бог входит в человека, у него начинают меняться глаза, и это видно. Глаза человека начинает преобразовывать Святой Дух. Человек начинает искать, что полезно, что Богу угодно, что прекрасно. Это следующая степень, которую хочет Жених от Невесты. Чтобы наши глаза, наше зрение отыскивало только прекрасное. Есть люди, которые всегда и везде плохое ищут, везде ищут жидовский заговор, всякие пакости, – они одни против всех. Как пел Гребенщиков: «лихо жить, когда ждешь войны с той стороны». Действительно, когда человек ждет со всех сторон нападения, он везде видит врагов. Потому что не те глаза. Что внутри, то и снаружи человека. Настоящим христианином человек начинает становиться, когда приобретает «глаза голубиные». Когда начинает отыскивать, что хорошо, а не то, что плохо. У некоторых людей есть страшная страсть – поиск врагов, заразы в книжках, заразы в людях, в каких-то идеях и т.д. Такие могут заниматься годами, десятилетиями этой «замечательной» страстью. Это значит, что они не прекрасные, не возлюбленные, у них глаза не те совсем. А нужно, чтобы глаза были голубиные, тогда человек будет отыскивать самое прекрасное, что угодно Святому Духу. Невеста отвечает: «О, ты прекрасен, возлюбленный мой, и любезен! и ложе у нас – зелень» ( Песн.1, 15 ). То есть, Ты прекрасен Сам по Себе и любезен, то есть Ты очень деликатный Бог , очень обходительный. Когда человек общается с Богом, он чувствует, что Бог – сама любезность, очень учтиво общается с человеком. «И ложе у нас зелень» – то есть, когда человек сенситивно общается с Богом, все вокруг начинает цвести. Когда Бог входит в сердце человека, вокруг него начинает все зеленеть. В день Святой Троицы храмы украшают березками, символом вечной жизни, которая в день Пятидесятницы сошла на эту землю. Когда человек становится богоподобным, вокруг него все расцветает. Как отличить настоящего старца от ложного старца? Как отличить настоящего богоугодного человека от ложного благочестия? Настоящий старец всегда полон радостью и вокруг себя сеет жизнь, около него все ликуют, веселятся, люди начинают подниматься с колен, они начинают оживать. А лжестарец, или просто лжепророк, наоборот, везде сеет панику и смуту, потому что он не встретился с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

– «Ибо земля сама собою производит» и пр.; т. е. без ведома человека, по данным ей от Бога законам, в то время, как человек занят другими своими делами. – Не от человека данной ей силой земля произращает семя, хотя со стороны человека и нужны: возделывание земли, удобрение, уход. Так и Царство Небесное или религия в душе человека и в сознании целых обществ раскрывается не силой самих людей, хотя при этом и требуется их собственная деятельность, равно как и содействие божественное, содействие благодати, как для произрастания семени требуется солнце, влага и пр. Только человек не понимает и не знает, как она растет, раскрывается, усовершенствуется. – «Сначала зелень» и пр.: постепенное возрастание семени до полной зрелости. Так и вера или вообще благочестие постепенно возрастает в душе человека и в жизни обществ: сначала она слаба, нежна, как первый росток прозябающего семени, может быть, немалое время остается скрытой в глубине сердца, как семя под землей. Она требует забот, попечений, ухода, влаги благодати и луча солнца-правды, защиты и охранения от холода мира, от жара страстей, от бури разных житейских попечений; тогда, развиваясь далее и более, она дает полное зерно в колосе, – плод веры – добродетели. («Сначала, когда бываем младенцами, еще не достигшими в меру возраста Христова, мы произращаем «зелень», показываем начаток добра; потом – «колос», когда бываем уже в состоянии противостать и искушениям, затем образуются в колосе и «полные зерна», – это тогда, когда кто приносит плод совершенства» Феофил.). – «Когда же созреет плод» и пр.: жатва – кончина мира, жатели – ангелы (ср. прим. к Мф.13:39, 24:31 ); когда плоды добродетелей в Царстве Божием вообще созреют, когда придет определенное время суда над миром, тогда избранные будут отделены от бесплодных, как жнец отделяет добрые колосья от дурных трав, и первые собирает в житницу, а последние уничтожает (ср. еще прим. к Мф.13:49–50 ). Так бывает иногда и в частности с человеком: когда плоды добродетели его созрели и он готов для Неба, он вземлется от среды живых, как срывается готовый плод.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Вслушаемся в слова преподобного Симеона Нового Богослова , говорящий о том, что было ему открыто о первозданном мире: «Бог в начале, прежде чем насадил рай и отдал его первозданным, в пять дней устроил землю и что на ней, и небо, и что в нем, а в шестой создал Адама и поставил его господином и царем всего видимого творения. Рая тогда еще не было. Но этот мир был от Бога, как бы рай некий, хотя вещественный и чувственный. Его и отдал Бог во власть Адаму и всем потомкам его». Так преподобный из XI века опровергает еретическое учение века XX, утверждающее, что смерти не было лишь в раю (мнение прот. Стефана Ляшевского). Посвященный в таинства нетленного мира Моисей открывает нам повеления Господни: «И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть по всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; вам сие будет в пищу. А всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому гаду, пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так» ( Быт. 1, 29–30 ). Итак, по словам Откровения, до падения Адамова все живые существа, обладавшие кровью, содержащую в себе душу живую, питались лишь растениями, не обладающими чувствами, и посему не подверженными страданию. Более того, Господь повелел вкушать не стволы и корни, и не семена, а лишь плоды, зелень и стебли, в которых у растений нет нужды. Этот процесс был столь же безвреден для них, как для нас стрижка волос и ногтей. Даже в нашем мире поедание животными плодов растений служит им на пользу, ибо таким образом их семена распространяются по большой территории, и благодаря этому каждое растение может достигнуть максимального своего развития. Часто говорят, что многие животные сейчас в основном питаются мясом, и спрашивают, каким образом они жили в первозданном мире? Ответить можно так: в том мире не было смерти и тления, посему не было нужды в тех чрезвычайных затратах энергии, которые нужны для преодоления этих сил разрушения. И животным, и человеку требовалось гораздо менее калорийная пища, чем теперь, которую вполне может дать растительный мир. Но даже в нашем падшем мире многие подвижники, при помощи Божией, могут обходиться одной растительной пищей, тем более, это было возможно в мире, пронизанном Господними энергиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Здесь продаются крестики и разные изделия из перламутра; 2-я площадь на восточной стороне Иерусалима под именем Маукаф. Здесь каждое утро продают молоко, масло, сыр, фрукты и дрова мелкие, принесенные издалека; 3-я площадь – бойни – грязная; 4-я площадь для продажи рогатого скота по пятницам; 5-я маленькая площадь в Христианском квартале. Есть ли сады в Иерусалиме? Хотя горный резкий ветер при палящих лучах солнца и каменистая природа, грунт города и недостаток воды не благоприятствуют особенно растительности, – зелени в городе; но тем не менее, при усиленных заботах зелень и сады существуют, как место отдохновения жителям после дневного жара. 1) Любимым местом для освежения воздухом бывает Оливковая роща на севере от Иерусалима за городскими воротами, лежащая в котловине между Елеонскою горою и Русскими постройками. С 4-х часов вечера на это место каждый день уже начинают собираться лица всякого звания и общественного положения. Здесь нет дорожек, и груды камней, быть может, – свидетелей Пророческого слова Христова о разрушении Святого Храма, – лежат здесь в беспорядке и стесняют гуляющих. Это место излюблено более других мест не потому, чтобы оно было лучше других, и удобнее, а потому, что в древности при царях Иудейских были здесь сады и ворота назывались „воротами садов“. А между тем в Иерусалиме имеются и другие места с зеленью и деревьями. 2) Так, на юго-западной стороне от Иерусалима вправо от Яффской дороги в Иерусалиме устроен землевладельцем Греческим Архимандритом Никифором – сад маслин и сделана большая улица для гулянья. И сад этот называется Никифория. 3) На горе Мориа, где ныне Большая Мечеть – на запущенной площади Храма Соломона, особенно в первую половину лета, бывает много зелени, растут и кипарисы, тут магометанам просторно гулять, здесь проводить время. 4) На восточной стороне Иерусалима за городом на Елеонской горе имеется зелень и деревья в саду Гефсиманском, а севернее выше Гефсиманских ворот есть и поле, засеваемое хлебными злаками, например ячменем.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Ис.66:12 . Ибо так говорит Го­с­по­дь: вот, Я направляю к нему мир как реку, и богат­с­т­во народов – как раз­лива­ю­щийся по­ток для наслажде­ния вашего; на руках будут носить вас и на коленях ласкать. «Вот, Я направляю к нему мир, как реку и богатство народов – как разливающийся поток». Все эти образы и мысли представляют собой повторение того, что было раньше рассеяно по частям в разных местах книги пророка Исаии, где было дано сравнение мира с рекой ( Ис.48:18 ) и уподобление его текущему ручью ( Ис.30:28 ) и где говорилось также об обращении богатства и достояния народов на службу верного Сиона ( Ис.60:5 ; Ис.61:6 ). Новозаветные свидетельства о том, что в Иерусалиме, городе мира, был утвержден мир Бога с людьми, служат лучшим оправданием данного пророчества ( Ин.14:27 и др.). Ис.66:13 . Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас, и вы будете утешены в Иерусалиме. «Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас». Материнская любовь – высшая из всех земных привязанностей. И поэт не напрасно сказал, что он «один лишь в мире подсмотрел святые искренние слезы, то слезы бедных матерей...» Вот с этой-то глубокой, сильной и святой любовью Господь и сравнивает Свое отношение к верному Израилю. В другом месте мы уже видели, что Он не только уподобляет Свои отношения чувствам матери, но и ставит даже их выше последних ( Ис.49:15 ). Ис.66:14 . И увидите это, и воз­радует­ся сердце ваше, и кости ваши расцветут, как молодая зелень, и откроет­ся рука Го­с­по­да рабам Его, а на врагов Сво­их Он раз­гневает­ся. «И увидите это, и возрадуется сердце ваше, и кости ваши расцветут, как молодая зелень». Следствием того утешения, Которое Господь преподает всем верным Своим рабам, будет их высокая радость, которая охватит все их существо. Образ «расцветающих костей» особенно типичен для ветхозаветного библейского мировоззрения: как во время бедствий и несчастий кости человека иссыхают и готовы изломаться ( Пс.30:11 ; Пс.31:3 ), так, наоборот, во дни веселья, благополучия и довольства они тучнеют, молодеют и как бы цветут ( Иов.21:24 ; Притч.15:30 ; Ис.58:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но взгляни на окружающую тебя жизнь, на знакомых твоих и на себя самого. Знал ли ты людей, изменивших греховный обычай или вообще – пустой образ жизни  – на постоянный подвиг благочестия, на поборение страстей, на благотворительность и целомудрие? Если видел, то подтвердишь слова мои о том, что и лица людей сих преображались, что в глазах их и во всех чертах их, и в обращения их и в голосе, засиял тот тихий свет духовной, бессмертной жизни, который несравненно привлекательней чувственной красоты грешников и действеннее, нежели деланные речи и льстивое обращение сынов мира сего. Припомни такие изменения в облике знакомых твоих и в твоем собственном облике и возжелай этой духовной красоты, этого неземного света больше, чем всяких земных красот, пренебрегай последними для первого, а не наоборот, как, вероятно, делал ты доселе, и предайся подвигу духовного делания во Христе, дабы приобретать постепенно на лице своем отблеск этой божественной славы Его, которую днесь явил Он на горе Фаворской. Подвиг внутреннего изменения или преображения называется деланием во Христе, потому что без того невозможно духовное делание. «Кто пребудет во Мне – говорит Господь – тот принесет много плода, а та ветвь, которая не пребудет на лозе, высыхает и извергается вон и сгорает, так и вы, если во мне не пребудете». Правда, в наше маловерное время много говорят о нравственной жизни без веры во Христа и молитвы, но слова эти не осуществляются на деле. Нравственное одушевление людей неверующих, основанное на неопределенных поэтических ощущениях молодости, на вычитанных из книг нравоучениях, непрочно, непродолжительно, как зелень оторванной от корня ветки. В первую минуту эта зелень свежа, как прежде, но проходит день, и она обращается в негодную ветошь. Таковы и первые порывы доброй настроенности и человека неверующего, от которых очень скоро остается одно лишь разочарование или горделивое притворство, тщеславное лицемерие, тщетно силящиеся надевать на себя личину человеколюбия, будучи исполнено внутри себя злобной зависти, или тупого отчаяния, как у Каина, или Саула, или Ирода.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010