И стало так. (И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.) И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что [это] хорошо ( Быт. 1:9, 10 ). «На третий день начинают по Божественному повелению отделяться друг от друга космические элементы, неопределенность которых символизировалась “водами”. Воды — уже в прямом смысле этого слова — собираются, и появляется суша» . Второй акт третьего дня творения (четвертый акт с момента начала творения). …И этот росток стебля, Воистину, первороден, Как в творческий день Господень, Когда зацвела земля. София Парнок (стихотворение «Как светел сегодня свет!») И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя (по роду и по подобию ее, и) дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду (и по подобию) ее, и дерево (плодовитое), приносящее плод, в котором семя его по роду его (на земле). И увидел Бог, что [это] хорошо. И был вечер, и было утро: день третий ( Быт. 1:11–13 ). Впервые появляется жизнь на земле. «Ей (земле) повелевается производить растения — первую форму жизни. И земля послушна Логосу, Началу жизни, Который есть одновременно второе Лицо Пресвятой Троицы и Ее устрояющая сила», — отмечает В. Н. Лосский . В Женевской учебной Библии мы читаем: «“Дерево… приносящее по роду своему плод”. Основной закон развития жизни на земле. Эволюция осуществляется в пределах биологического вида» . Снова звучит единственно возможная оценка творения рук Божиих: «И увидел Бог, что это хорошо». И действительно, сколько бы человек не пытался создавать произведения искусства, лучше, чем это делает Бог, у него вряд ли получится. Нам никогда не наскучит любоваться первозданной природой — рассматривать листья деревьев, слушать шум водопада, а ночью, задрав голову, мысленно уноситься в звездное небо… Четвертый день творения. Совпадает с пятым актом творения. Солнце спокойное, будто луна, С утра без всякой короны, Смотрит сквозь облако, Как из окна, На рощу, На луг зеленый.

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

Мы растем и в этом важность, Летом нет забот пока. Отражусь в воде Вильняле, В зеркале родной реки, Без забот и без печали Её волны в путь легли. Деревянный дом и печка, Мы найдем к зиме дрова, Свет погаснет, вспыхнет свечка, Юность в памяти жива. Мама дома, в этом счастье, Есть картошка, молоко... Осень, зимы – не напасти, До весны недалеко! Мы весною в огороде Трудимся по мере сил, Отдыхаем на природе, – Теплый дождик сердцу мил. Речку как-то перекрыли, Старый мост перенесли, И об этом все забыли, – Нашу улицу снесли. Но остался куст сирени, Стройный тополь, неба свет, Луговой букет и зелень, Как из дальних мест привет! Ты прости, сестра Вильняле, У другой живу реки, Сны плывут в ночные дали, – Детства милого деньки... ……………………………………………. КАРУСЕЛЬ В парке отдыхала карусель И грустила, ожидая встречи, И была единственною цель, И бессвязные скрипели речи... В детстве мы ловили карусель, Выбирая цвет скамьи по вкусу. И была единственною цель – Жить азартно, доверяясь чувству. «Красная-опасная» бежит, На скамеечку никто не сядет. Каждый цвет любимый сторожит, Прыгнет, на друзей победно глянет. «Желтая-протертая» за ней, «Голубая-роковая» следом. «Синяя-красивая» сильней Дух захватывает быстрым бегом. Я скамью зеленую люблю, Словно луг родной и зелень леса. Поджидаю и в прыжке ловлю Из спортивного к ней интереса. Вот и жизнь моя как карусель: Школа, институт, семья и дети. И была единственная цель – Все успеть на этом белом свете! Жизнь остановила карусель, Я успела или не успела? У меня единственная цель: Свет бы повидать на свете белом... ……………………………………………. ВЫПУСКНОЕ ФОТО... Фотография.. воспоминаний ветер, Освежает память всякий раз. Школа, класс вот он прощальный вечер, По “земному”,- разметав всех нас. Было ль детство, юность,- в самом деле, Я смотрю на лица, на себя, Слишком быстро все мы поседели, Как давно не видел вас друзья. Было поколению не сладко, И, война оставила свой след. Разным научила жизнь повадкам, Нам с лихвой добавив много бед. Кто,- сошел с дистанции не сдюжив,

http://ruskline.ru/opp/2022/06/02/v_vile...

В знак того, что Иисус Христос после воскресения Своего сорок дней пробыл на земле. Какие еще из праздников, кроме Пасхи, имеют некоторые богослужебные особенности? Праздники: Рождества Христова, Крещения, Преображения, Троицына дня и Воздвижения. Каковы богослужебные особенности праздника Рождества Христова? 1. В праздник Рождества Христова, после Литургии, совершается благодарственный Господу Богу молебен за избавление нашего Отечества от нашествия в 1812 году галлов (французов) и с ними двадцати языков (народов). На этом молебне возглашается вечная память императору Александру I и всем, за веру, Царя и Отечество на брани живот свой положившим. 2. В праздник Рождества Христова, в подражание Ангелам, воспевавшим Его рождение, священнослужители ходят по домам со святым крестом славить Христа. По их примеру, есть обычай и у других, особенно у детей, также славить Христа. Какую особенность имеет праздник Крещения, или Богоявления Господня? 1. В воспоминание крещения Иисуса Христа в водах Иордана у нас в самый день праздника бывает крестный ход на реки для освящения воды. Этот ход и называется ходом на Иордан. Освящение воды бывает еще в храме накануне этого праздника. 2. Кроме совершения водоосвящения в праздник Крещения с этою освященною водою священнослужители ходят по домам прихожан. Это делается для очищения и освящения как самих домов, так и живущих в них. Подобное хождение со святою водою бывает и в другие праздники, например в храмовые. Воду, освященную в Крещение, обыкновенно берут домой и хранят. Это – святыня у христиан. Она не портится часто два-три года и более; исцеляет болезни. Каковы особенности праздника Преображения Господня? К этому празднику у нас поспевают древесные плоды, например яблоки, а на востоке виноград; их приносят в храм для молитвы над ними, чтобы начать есть их с благословения Божия. Каковы богослужебные особенности праздника Пятидесятницы, или Троицына дня? В Троицын день тотчас же за Литургией служится вечерня, на которой читаются при коленопреклонении особые молитвы. В этих молитвах мы молимся главным образом о ниспослании нам Духа Святого, подобно тому как Он послан был в этот день на апостолов. В этот день украшаются храмы и дома зеленью и в руках за обеднею и вечернею держат зелень и цветы. Это, с одной стороны, для подражания апостолам, так как горница, где сошел на них Дух Святой, была украшена, в память синайского законодательства, зеленью и цветами; с другой стороны, зелень и цветы приносятся в дар Богу из первой зелени и цветов.

http://azbyka.ru/katehizacija/zakon-bozh...

И далее люди начинают жить на земле, Бог дает им разные законы, в том числе и так называемые «законы Ноя». Законы Ноя считаются обязательными для всех людей, верующих и неверующих. Считается, что в день Суда эти законы будут спрошены с каждого, все они помещаются в 9-й главе. Далее мы читаем: « Да страшатся и да трепещут вас все звери земные, [и весь скот земной,] и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все » ( Быт. 9:2–3 ). То есть до потопа люди не вкушали мяса. И только после потопа Бог повелел людям вкушать мясную пищу! Я слышал такое предание – правда, оно нигде не зафиксировано, – что однажды батюшку Иоанна Кронштадтского спросили: «А почему после потопа Господь людям разрешил мясо вкушать?» На что святой праведный отец Иоанн ответил: «Люди до потопа были такие злые, что если бы им не разрешили вкушать мясо животных, они б друг друга начали есть! И даже после потопа!» Отчасти, подобное объяснение, подтверждается Иоанном Златоустом : «С этого-то времени начинается употребление в пищу мяса, но не для того, чтобы чрез это возбудить людей к чревоугодию. Они должны были животных приносить в жертву и чрез это воздавать благодарность Господу. Поэтому, чтобы они не вздумали воздерживаться от употребления их как посвященных Богу, Он дает людям позволение употреблять животных в пищу и чрез это освобождает их от всякого недоумения. Как зелень травную, говорит, даю вам все. Потом, как Адаму, дозволив пользоваться всем, Бог повелел воздерживаться от одного дерева, так и здесь, дозволив свободно употреблять в пищу все, говорит: только мяса в крови души не ешьте. Что же означают эти слова? Что такое: мясо в крови души? Это значит – удавленина, потому что кровь есть душа животного. Так, ввиду того что люди должны были со временем приносить животных в жертву Богу, Он как бы дает им такое наставление: кровь предназначена Мне, а мясо вам. А делает Он это для того, чтобы с самого начала остановить в них наклонность к человекоубийству» 99 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Третий день творения И собрал Бог воды под небом в одно место и открыл сушу. И назвал сушу землей, а собрание вод назвал морями. И повелел Бог произрастить земле зелень, траву и деревья, приносящие плоды. И покрылась земля растительностью. Господь отделил воду от суши (см.: Быт 1, 9–13). В третий день были созданы океаны, моря, озера и реки, а также материки и острова. Позже это вызвало восторг у Псалмопевца: Он собрал, будто груды, морские воды, положил бездны в хранилищах. Да боится Господа вся земля; да трепещут пред Ним все живущие во вселенной, ибо Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось (Пс 32, 7–9). В этот же день Бог сотворил весь растительный мир. Это было принципиально новым: Бог положил начало органической жизни на земле. Произвести растительный мир Творец повелел земле. Святитель Василий Великий говорит: «Тогдашний глагол и первое сие повеление сделались как бы естественным некоторым законом и остались в земле и на последующие времена, сообщая ей силу рождать и приносить плоды» (Святитель Василий Великий. Шестоднев. Беседа 5). В книге Бытия говорится, что земля произрастила зелень, траву и деревья, сеющие семя по роду их. Святые отцы этому придавали принципиальное значение, ибо оно указывает на постоянство всего сотворенного Богом: «Что при первом сотворении изникло из земли, то соблюдается и доныне, чрез сохранение рода последовательностью преемства» (Святитель Василий Великий. Шестоднев. Беседа 5). Как видим, третий день был посвящен устроению нашей планеты. И увидел Бог, что это хорошо (Быт 1, 12). Бытописатель поэтическим языком выражает мысль, что Бог творит премудро и совершенно. Четвертый день творения И сказал Бог, чтобы появились светила на тверди небесной, для освящения земли и для отделения дня от ночи. По сотворенным светилам теперь будет вестись отсчет календаря и времени. И появились светила: солнце, луна и звезды (см.: Быт 1, 14–18). В описании четвертого дня мы видим сотворение светил, их назначение и их отличия. Из текста Библии мы узнаём, что свет был сотворен во второй день до светил, чтобы, по объяснению святителя Василия Великого, неверующие не почитали солнце единственным источником света. Один Бог является Отцом светов (см.: Иак 1, 17).

http://pravoslavie.ru/103568.html

У обочины дороги стоял, опираясь на толстую палку, старик в старомодной поддевке. Палка его была с острым железным наконечником и могла при случае превратиться в смертельное оружие. На боку старика холщовая сумка, а на груди, развеваемая ветром, белая могучая борода. Палка была длинная. Старик опирался на нее, не сгибаясь, широко расставив ноги в кожаных сапогах и глядя вдаль: не догонит ли какая машина? А так как сзади старика были ржаное поле и вся сказочная цепочка суздальских башенок, то нельзя было удержаться от соблазна сфотографировать деда. Я общелкал его со всех сторон с чисто репортерским проворством, стараясь, чтобы вышло главное в кадре – развеваемая ветром борода. А старик стоял, не моргнув глазом и не изменяя позы. Начались огороды – все лук да лук. Много и помидоров, огурцов, моркови, капусты. Вся низина перед городом занята огородами. Потом вы делаете несколько шагов, чтобы подняться в горку, и оказываетесь на главной улице Суздаля. Как это ни странно, в гостинице были свободные, к тому же очень приличные номера, а чайная произвела впечатление хорошей городской столовой. Интересно, выкарабкался ли наш грузовик из той ямы или все еще торчит там и водитель с почтовой девушкой, продрогшие и мокрые, устраиваются вздремнуть в кабине?.. Дни двадцать седьмой – тридцатый Итак, мы остановились в Суздале. Принято считать, что у города должны быть предместья; принято считать, что в городе полагается быть вокзалу; принято считать, что город не может обойтись хотя бы без плохонькой фабрички или какого там ни есть промышленного предприятия. Ничего этого нет в Суздале. Без фабричных труб, без железной дороги, без больших городских зданий – затерялся Суздаль среди хлебов Владимирского ополья. Выглядывают изо ржи башенки да купола церквей. Хлеба окружили город, подступив к крайним домам, как это бывает на деревенских околицах. А луга, устремившись вслед за рекой Каменкой, прорвались к самому центру города. В стороне от главной улицы то и дело попадаются улочки, совершенно заросшие травой. Там, где должны быть тротуары, вьется узкая тропиночка, а так кругом зелень да зелень. Смотришь вдоль такой улочки, а она пуста – ни тебе прохожих, ни тебе автомобилей! Вот выбежали двое детей, играют, кувыркаются в траве на самой середине улицы, на самой, что называется, проезжей ее части. Недалеким концом своим улочка упирается, как правило, или в монастырскую стену, или в церковь. Поэтому остается от нее впечатление тихого, уютного тупичка. На окнах домов – резные наличники, на подоконниках – цветы, цветы, цветы.

http://azbyka.ru/fiction/vladimirskie-pr...

Заимствуя, говорил он, друг от друга то, чего у нас нет, мы достигнем большего совершенства в добродетели. Как на городских рынках один продает хлеб, другой зелень, иной торгует одеждами, иной приготовляет обувь, и все, заимствуя друг от друга что кому нужно, живут с полным удобством, (потому что кто уступает другому одежду, вместо её берет себе обувь, покупающий зелень продает хлеб): так и нам должно обмениваться взаимно многоценными видами добродетели. Ревнители подвижничества, собравшиеся к Публию, были греки. Нашлись и из местных жителей благочестивые люди, пожелавшие проводить подвижническую жизнь в обществе Публия под его богомудрым руководством. Они просили Св. старца допустить и их в его стадо и сделать учениками в его святых наставлениях. Он согласился принять их. Построено было новое отдельное здание, в котором сирийцы и поместились. Старец, видя, что общество его стало многочисленно, позаботился соорудить храм, построил и другие необходимые здания, и явилась киновия, сделавшаяся в следующих столетиях славною между сирийскими обителями. Преп. Публий дал своей обители правила и устав богослужения. Строгость правил так была велика, что масло разрешалось инокам употреблять только в дни Пятидесятницы. В уставе богослужения особенность была та, что все иноки, и сирийцы и греки, должны были ежедневно утром и вечером сходиться в храм и отправлять богослужение, разделившись на две стороны и совершая молитвы и песнопения попеременно, то на одном языке, то на другом. Такое установление и по кончине Публия долго сохранялось в основанной им обители. Преп. Публий скончался около 380 г. Преподобный Феотекн 1-й Преподобный Феотекн 1-й управлял отделением греков после преп. Публия. Долго подвизаясь под руководством великого подвижника, он проявил в своей жизни те же высокие качества и добродетели, какие обнаруживал Публий. По словам Феодорита, 47 Феотекн, также как Аффоний, первый настоятель сирийцев, был одушевленным памятником и отпечатком жизни великого отца, и как братьям обители, так и посторонним не давал чувствовать потери дивного подвижника, являя в себе подобие его жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Какие богослужебные особенности праздника Рождества Христова? 1) В праздник Рождества Христова, после литургии, совершается благодарственный Господу Богу молебен за избавление нашего Отечества от нашествия в 1812 г. галлов (французов) и с ними двадцати языков (народов). На этом молебне, кроме многолетия царствующему Государю и всему Его Дому, возглашается вечная память Императору Александру I и всем, за веру, Царя и Отечество на брани живот свой положившим. 2) В праздник Рождества Христова, в подражание ангелам, воспевавшим Его рождение, священники ходят по домам со св. крестом славить Христа. По примеру их, есть обычай и у других, особенно у детей, также славить Христа. Какую особенность имеет праздник Крещения или Богоявления Господня? В воспоминание крещения Иисуса Христа в воде Иордана, у нас в самый день праздника бывает крестный ход на реки для освящения воды. Этот ход и называется ходом на Иордан . Освящение воды бывает еще в храме накануне праздника. Кроме совершения водоосвящения, в праздник Крещения с этой освященною водою священнослужители ходят по домам прихожан . Это делается для очищения и освящения как самих домов, так и живущих в них. Подобное хождение со св. водою бывает и в другие праздники, напр. в храмовые. Воду, освященную в Крещенье, обыкновенно берут по домам и хранят. Она – святыня у христиан. Она не портится часто года два, три и более. Исцеляет болезни. Какая особенность праздника Преображения Господня? К этому празднику у нас поспевают древесные плоды, напр. яблоки , и их приносят в храм для молитвы над ними, чтобы начать есть их с благословения Божия. Какая богослужебная особенность праздника Пятидесятницы или Троицына дня? В Троицын день тотчас же за литургиею служится вечерня , на которой читаются при коленопреклонении особые молитвы . В молитвах этих мы молимся главным образом о ниспослании нам Духа Св., подобно тому, как Он послан был в сей день на апостолов. В этот день украшаются храмы и дома зеленью, и в руках за обеднею и вечернею держат зелень и цветы . Это, с одной стороны – для подражания апостолам, так как горница, где сошел на них Дух Св., была украшена, в память синайского законодательства, зеленью и цветами; с другой стороны, зелень и цветы приносятся в дар Богу из первой зелени и цветов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

Заповедь о питании: « И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть» (Быт.2:16). При всей очевидности этой заповеди для нас (раз человек по природе требует пищи, то Господь определяет, что это будет за пища) укажем на два важных момента. Во-первых, эту заповедь человек получает, уже находясь в Эдемском саду. « Какой высокой чести Бог удостоил его: даровал ему особенную, для него предназначенную трапезу в раю, чтобы он не думал, будто пища у него одинаковая с бессловесными, но живя в раю, как царь, наслаждался бы его удовольствиями, и, как владыка, был отличен от подвластных ему и вел особую жизнь» . Не будем углубляться в богословие Иоанна Златоуста по этому вопросу, зафиксируем лишь поверхностно идею – устанавливается разница в пище человека и животных. Никто сегодня, за исключением некоторых «гурманов», не имеет рацион питания полностью идентичный с каким-либо животным. Хоть малейшее, но приготовление пищи человек производит. Во-вторых, заповедью устанавливается «вегетарианство» прародителей. Действительно, повеление есть мясную пищу мы слышим от Бога лишь после Потопа: « все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все» (Быт.9:3). Некоторые люди даже думают, что становясь вегетарианцами, воздерживаясь механически от мясной пищи, они становятся «духовнее» и/или не допускают смерти животных (не едят «трупы»). Святоотеческое наследие в области православной аскетики прекрасно показывает, что нужно делать человеку, в том числе в сфере питания, чтобы стать на путь богопознания. Здесь же укажем, что механическое воздержание от мясной пищи, без соответствующих душевных и духовных устроений жизни человеком, никогда не даст ожидаемого «духовного» эффекта. « Неужели и вы так непонятливы? Неужели не разумеете, что ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его? Потому что не в сердце его входит, а в чрево, и выходит вон, чем очищается всякая пища. Далее сказал: исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство,– все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Мар.7:18-23). Для наших же рассуждений зафиксируем два тезиса: растительная пища – это пища Адама до грехопадения, после грехопадения Адаму (в лице Ноя и потомков) можно есть животных, которые стали такой же пищей, «как зелень травная».

http://bogoslov.ru/article/5052856

Свидетельство св. Германа († ок. 730), патриарха Константинопольского (в «Толковании на литургию»), следующее: На литургии «иерей возвещает Богу Отцу Христова вочеловечения таинство от рождества до второго Его пришествия и паки тайноводствует и умоляет паки совершити таинство Сына Его, рекше претворити самый хлеб и вино в тело и кровь Христа Бога. Тем же Святый Дух, благоволением Отца и волею Сына, невидимо присутствуя, показует божественное действо и рукою иереевой прилечатствует и прелагает и совершает предлежащие св. дары в тело и кровь Господа нашего Иисуса Христа» 34 . Св. Иоанн Дамаскин († ок. 780), для акта пресуществления даров, вместе с словами Христовыми, считает столь необходимым молитвенное призывание Святаго Духа на дары, как необходим дождь для осуществления сказанных в начале Богом слов: «да произрастит земля зелень» ( Быт.1:11 ). «Бог сказал в начале: «да произрастит земля зелень», и земля, возбуждаемая и укрепляемая Божиим повелением, будучи даже доныне орошаема дождем, производит свои прозябения. Так и здесь Бог сказал: «сие есть тело Мое; сие есть кровь Моя; сие творите в Мое воспоминание; – и по Его всесильному повелению так бывает, и будет до того времени, когда приидет; ибо так сказано: «доколе Он приидет» ( 1Кор.11:26 ). И для сего нового делания, чрез призывание, делается дождем осеняющая сила Святаго Духа» 35 . Св. Никифор († 828), патриарх Константинопольский, говорит: «Хлеб и вино и вода преестественно призыванием иерействующего и наитием Святаго Духа прелагаются в тело и кровь Христову, ибо это имеет и прошение иереево» 36 . Николай Кавасила († 1354), митрополит Фессалоникийский, (в «Толковании литургии»), пишет: «Но внегда речет священник: твоя от твоих, приклонив главу, молится и просит, применяя к предлежащим дарам божественные изречения единородного Сына Божия, Спасителя нашего, чтобы всесвятый и всесильный Дух, почив на них, преложил хлеб в самое честное Его и святое тело, вино же – в самую пречистую Его и святую кровь. Сим же реченным, все священнодействие совершается и совершися, и дары освятишася, и жертва освятися» 37 .

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010