Так, например, прп. Харитон, один из основоположников палестинского монашества, предписывал своим монахам питаться только хлебом и водой, и на него ссылается Никон Черногорец в своем «Тактиконе» (Никон Черногорец 1795. Л. 527); однако некоторые строгие аскеты отказывались и от хлеба и питались только овощами и травами. Хотя большинство монахов, как киновитов, так и отшельников, употребляли, помимо хлеба, и так называемые λχανα – овощи (вернее, зелень, так как сюда входили и моченые бобы –  βρεχτ, и чечевица), хлеб все же оставался основным продуктом их питания. Поэтому хлебопекарня ( ρτοκοπεον), которую имел каждый монастырь, была одной из важнейших его построек, возводившихся в первую очередь. Так, в в житии прп. Саввы Освященного повествуется о том, как он, найдя бежавших от него монахов и видя, что они находятся в великом стеснении, «пришел к ним и построил церковь и трапезную ( ρτοκοπεον)» (Kyrillos 1929. P. 123.27). 30 . Сарацины ( Σαραχηνοι, Σα, ρα χνι) [в заголовке гл. 7] – это название во время написания жития еще служит для обозначения народности, населявшей южную и западную Аравию. О сарацинах пишет Созомен в своей «Церковной истории» (6.38). Он возводит это название к имени Сарры, жены Авраама; по его мнению, это племя произошло от Измаила и Агари, имя же Сарры присвоило себе, «чтобы изгладить улику незаконного рождения и неблагородство Агари, которая была рабынею». Он пишет даже об обращении в христианство целого сарацинского племени, после крещения их филарха Зокома. Позднее же, в период раннего средневековья, у христианских авторов это название распространилось на всех арабов (иногда – только кочевых), а затем и на всех мусульман. Так, например, М. Арранц приводит чин «Принятие сарацин», содержащийся в евхологии XI в. Этот чин содержит «отречение от своей веры с анафемой на Моамеда, или Мухумета», и далее следует полная формула анафематствования сарацин (Арранц 1979. С. 28). 33 . ...не думай, что место есть то, чего ищет монах, но образ –  Τρπος – образ действий (и мыслей), поведение, нрав.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но вот приходит Начальник Штаба с докладом, который, большею частью, продолжается до завтрака. Около полудня, на дворе перед столовым шатром собираются чины нашей Главной Квартиры; в ожидании завтрака образуется военный раут, который оживляется рассказами представляющихся, ординарцев и адъютантов, прибывших с какого-либо фронта армии. После завтрака, обыкновенно состоящего из двух однообразных блюд за недостатком провизии и, в особенности, свежей зелени, Великий Князь опять идет заниматься и слушает доклады по всем отраслям обширного и сложного управления армии. Иногда Его Высочество едет к Государю Императору в Порадим или обходит госпитали, или объезжает позиции. Обед подают в 6 часов. Он, можно сказать, тоже стереотипен. Повар Иван ужасно однообразен, супы невкусны, пожалуй, и не по его вине, так как большею частью приготовляются из баранины; рыба совершенно отсутствует, зелень - тоже; на жаркое опять та же баранина, изредка телятина и еще реже - мясо. В одном надо отдать ему справедливость: он может делать сладкие блюда так, что наш строгий гастроном «Дядя Митя» решил, что Иван скорее хороший кондитер, чем повар. Ко всему сказанному надо заметить, что нет, а в наших условиях и не может быть, разнообразия в провизии, и что надо удивляться, как это повара справляются со своими делом, готовя на открытом воздухе на тагане, который напоминает, величиною и формою, жаровню святого Лаврентия. За обедом мы сидим довольно долго. Это единственное время, когда немного забываешь нашу обстановку и развлекаешься оживленными разговорами и, в особенности, музыкой, когда играет наш чудный саперный хор. Особенно интересны рассказы скороговоркою Александра Ивановича Нелидова или нашего инспектора госпиталей Коссинского, который оживляет все общество своим неисчерпаемым остроумием, находчивостью и анекдотами. Иногда и Его Высочество что-нибудь расскажет, а рассказы Великого Князя обыкновенно переданы бывают просто, но мастерски. Интересен и князь Черкасский а также Кидошенков зато наш полевой контролер Черкасов рисуется в своих выступлениях познаниями физики и химии. Теперь у Его Высочества по правую сторону сидит Николай Иванович Пирогов к которому все мы, кроме любви и уважения, питаем даже слабость.

http://ruskline.ru/analitika/2021/08/11/...

Что не сказал бы я и половины. Но хочется поплакать в тишине И выйти в мир со светлыми глазами. Кто молнией промчался по земле, Тот светом облечён под небесами. Отец Василий, отец Трофим, отец Ферапонт, молите Бога о нас, грешных! Истории монастырского киоска Про пирожки Люблю проводить свой отпуск в паломнических поездках. Не просто побыть несколько дней в святом месте второпях, наскоком, а пожить там, потрудиться во славу Божию, почувствовать себя почти своим в святой обители, увидеть её жизнь изнутри. И вот я в Оптиной. Любимая моя Оптина! В каждом святом месте своя благодать. Приехав, услышала такой диалог двух паломниц. — Я только что от святого Александра Свирского . — Да что вы?! И в Оптину? Ну и как вам Оптина? — Знаете, в обители Александра Свирского более строгая атмосфера. А здесь как-то мягко, как дома. Что-то тёплое, родное. Может, это из-за природы? Я живу в Оптиной уже месяц. На этот раз моё послушание—в хлебном киоске. Хлеб монастырский, бездрожжевой, на хмелю. Вкусный! А уж про пирожки и говорить нечего — объедение. С творогом, с рыбой, с грибами, с картошкой, с изюмом, с повидлом, с курагой. Глаза разбегаются — какой пирожок попробовать? Плюшки с сахаром и маком! Только успеваю подавать покупателям пакетики с пирожками. И наливать чай. Сначала послушание кажется игрой. Вспоминаю детство. Во дворе под кустами сирени строим магазин. Игра захватывает всех. Рыжий Вовка приносит кирпич и доску. Это весы. Собираем листья лопуха —это овощи в нашем магазине. Когда магазин полностью обустраивается и совершается пара покупок, игра заканчивается. Весь интерес заключался в создании магазина. А процесс покупки лопухов, разноцветных стёклышек и другого «товара» уже не так привлекателен. Теперь я могу поработать в настоящем монастырском киоске. Справа —стены и блестящие золотые купола Оптиной. Виден ангел с трубой на одной из башенок, собирающий верных под крылья обители. А если встать на крылечко киоска, то видны луг, жёлтая дорога, убегающая вдаль, сочная июньская зелень. Густой и тёплый воздух, солнце любовно и мягко согревает оптинскую землю. Голубое лёгкое небо с белыми невесомыми тучками. Несколько домиков с огородами, прилепившихся рядом с монастырём. Щебечут птицы, петух важно кукарекает. Смотришь вдаль, и сердце замедляет своё биение, мир и покой царят в душе.

http://azbyka.ru/fiction/tesnyj-put-rass...

Возрождение совершается Богом, и в его результате возрожденные становятся «чадами Божиими» ( Ин 1,12–13 ). Сам процесс возрождения разнообразен и по-человечески непонятен. Порою он происходит медленно и в таинственных глубинах души. «Царство Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю; и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе» ( Мк 4,26–28 ). В иных же случаях, как при обращении св. апостола Павла, на дороге в Дамаск ( Деян 9,3–7 ) или как у одного из разбойников на кресте ( Лк 23,40–42 ) это происходит мгновенно, хотя, по-видимому, и при этом происходит таинственная подготовка души. Но так или иначе, личность, бывшая прежде «чадом плоти», становится «чадом Божиим», и это и есть – иное рождение, воз-рождение. Фольклорные произведения, сказки о «живой и мертвой воде» фантазийно отображают этот реальный акт; он и на деле порою состоит из двух этапов. Первый – освобождение от сил, направляющих личность к ложной жизни, т.е., в конечном счете, к смерти; и второе – собственно вселение в очищенную душу сил, направляющих ее к жизни и к свету. Беда, когда дело ограничивается одним первым этапом. Тогда с человеком может случиться история, подобная рассказанной Спасителем о семи нечистых духах: когда нечистый дух, выйдя из человека, возвращается вновь и найдя дом его души «незанятым, выметенным и убранным», входит туда с семью товарищами, злейшими его. «И бывает для человека того последнее хуже первого» ( Мф 12,43–45 ). Но возрождающая сила Божия, эта «живая вода», оказывается недействующей, если встречает сопротивление или хотя бы безразличие. Тогда оказывается необходимым период томительного, неясного ожидания. Душа иногда смутно, иногда определенно переживает свою мертвость. И когда ее касается возрождающая благодать, душа узнает, что ее-то она и ждала всю жизнь. Таким возрождающим действием может обладать, например, слово Божие, о чем пишет апостол: «Родил Он нас словом истины» ( Иак 1, 18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/och...

Доктор искусствоведения Е.И. Полякова находила в росписях Рериха для церкви в Талашкине отзвуки фресок ярославской иконописной школы. Рерих был в восхищении её произведениями: «Какие чудеснейшие краски вас окружают! Как смело сочетались лазоревые воздушнейшие тона с красивою охрою! Как легка изумрудно-серая зелень и как у места на ней красноватые и коричневатые одежды! По тепловатому светлому фону летят грозные архангелы с густыми желтыми сияниями, и белые их хитоны чуть холоднее фона. Нигде не беспокоит глаз золото, венчики светятся одною охрою». При этом Полякова отмечала, что Рерих не копировал работы ярославских мастеров, а только вдохновлялся ими. Ему удалось создать «единую роспись храма, где все композиции дополняют друг друга, выдержаны в единой тональности, в едином ритме». Полякова отмечала различия в различных фресковых циклах Рериха одного и того же времени: в моленной Лившицев золотистые фигуры «благих посетивших» и архангелы на вишнёвом «фоне», а в «Пархомовке» - светлые силуэты святых. Чистыми золотыми, карминными, белыми, бирюзовыми красками расписана была церковь в Талашкино. Храм Святого Духа и официальная церковь Н.В. Тютюгина относит появление мысли посвятить храм именно Святому Духу к 1908 году и связывает её со смертью супруга Тенишевой. Особенностью храма является то, что он посвящён не Сошествию Святого Духа, а самому Святому Духу. У исследователей есть основания утверждать, что он стал первым в России, имеющим подобное посвящение. Доктор искусствоведения профессор Евгений Маточкин увидел в росписи Рериха соединение народных представлений с православными и католическими. Так изображение Богородицы он сближал с образом «Мадонны во славе» неизвестного итальянского художника из Марради конца XV века, а престол, на котором она восседает имеет аналог в мозаике 1297 года из флорентийской церкви Сан Миньято аль Монте, орнамент в форме извивающихся побегов, характерный для европейского искусства XV века, художник использовал в изображении облачения воинов, он поместил изображение Царицы Небесной между двух окон, что характерно для картин Леонардо да Винчи. На покрове Богородицы Маточкин отмечал изображение художником языческих элементов. По его мнению, Николай Рерих соединил образ Богородицы с идеей Святого Духа, которому посвящён сам храм.

http://sobory.ru/article/?object=03165

Странники получали в стенимахской гостинице пищу и приют. Если кто из них желал отдохнуть от пути, то мог прожить в гостинице три дня; в случае болезни он имел право оставаться здесь до выздоровления. Близ гостиницы на холме была воздвигнута башня ( πργος), куда обитатели странноприимницы могли скрываться в случае какой-либо опасности. Вторая странноприимница находилась в местечке Мармари в Македонии, а третья – при монастырьке св. Николая в Фессалонике. Обе они были построены в память покойного брата Пакуриана – магистра Апазия. В них также было по одному рассудительному и богобоязненному прислужнику. Пакуриан строго предписал игуменам своего монастыря исполнять его постановления относительно гостиниц и грозил им гневом Божьим за ослушание. Они ни в коем случае не должны были уменьшать содержание, назначенное для них, даже и в том случае, если монастырь обеднеет. Увеличивать же пожертвования в пользу этих благотворительных учреждений не возбранялось. 2052 Михаил Атталиот учредил при своем монастыре в Редесто птохотрофий ( πτωχοτροφεον), наделив его теми же правами, какие были даны и монастырю. Птохотрофий, вместе с монастырем, должен был подчиняться ктитору из рода Атталиота, а по прекращении этого рода делался самостоятельным и независимым. Он имел такие же права на имения, отписанные Атталиотом, какие принадлежали и монастырю. Каждый воскресный день в воротах птохотрофия бедным раздавался один модий хлеба. Ежедневно в его столовой кормились шесть бедняков, получавшие здесь по куску хлеба, мясо или рыбу, сыр, овощи, вареную зелень и т. п. Ежегодно из столовой птохотрофия на прокормление бедняков, вдов и сирот, по постановлению Атталиота, должно было отпускать 216 модиев хлеба. Кроме того, птохотрофий ежегодно должен был давать по 3 номисмы монастырям св. Николая το Φλκωνος и св. Георгия в западной части Редесто, по 2 номисмы женскому монастырю св. Прокопия в Редесто и монастырю Богоматери в Дафне (вероятно, в Афинах) и по 1 номисме трем храмам – Предтечи, Богородицы Милостивой и Архистратига Михаила.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

“Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу, и вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет сердце человека”, — так воспевает величие Творца Псалмопевец Давид в 103 псалме. Неужели раньше человек не знал о пагубных последствиях неумеренного употребления вина? Безусловно, знал. И в священном писании мы можем найти множество предостережений. “Против вина не показывай себя храбрым, ибо многих погубило вино. Печь испытывает крепость лезвия закалкою; так вино испытывает сердца гордых — пьянством. Горесть для души — вино, когда пьют его много, при раздражении и ссоре” (книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова). “И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом”, — пишет Апостол Павел в Послании к Ефесянам. Еще более грозные слова звучат в Послании к Коринфянам: “ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют”. Из этого следует, что нужно разделять благость Даров Божьих и греховные поступки человека, который зачастую употребляет эти Дары во вред. Не может быть ничего скверного в вине, а лишь только в его греховном употреблении. Как не может быть ничего скверного ни в мясе, ни в браке. Правила Святых Апостолов говорят об этом недвусмысленно: “Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяса и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что все добро зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил вместе и таким образом клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен от священного чина, и отвержен от церкви. Так же и мирянин”. (правило 51) То, что человек предается блуду или обжорству, совсем не значит, что надо приостановить деторождение или принятие пищи. Таким образом, нужно не пропагандировать отвращение к вину, как к таковому, а призывать людей к воздержанию, опираясь на бесценный опыт Церкви. Да и вообще здравое отношение к подобным вопросам может быть только в ограде Церковной и единственная опора на пути борьбы со страстями — Сам Господь.

http://azbyka.ru/zdorovie/antialkogolnay...

Рождественскую литургию в этом году в Никольском соборе возглавил архиепископ Нью-Йорка и митрополит всей Северной Америки Филипп (так звучит полный титул главы Антиохийской архиепископии в США). Рождество у антиохийцев — один из тех уникальных дней, когда литургию святителя Василия Великого можно слушать не по-английски, а большей частью — по-арабски. Но, удивительно, что несмотря на некоторые местные особенности, литургия здесь протекает очень по-русски, а Херувимская песнь, Евхаристический канон и пение хором прошения «Господи, помилуй» звучат совсем на близкие сердцу русские мотивы. Зелень рождественских елок украсила русские храмы Нью-Йорка, а их в мегаполисе пять. Крупнейшие: Свято-Николаевский собор, основанный трудами святого Патриарха Тихона  — центр Патриарших приходов в США, расположен в Верхнем Манхэттене. Всего в четырех кварталах от него — Знаменский собор Русской Зарубежной Церкви, устроенный в здании Архиерейского Синода РПЦЗ при втором первоиерархе митрополите Анастасии (Грибановском) трудами благотворителя Сергия Семененко в 1950-е годы. Многие десятилетия четыре разделяющих храмы блока казались расстоянием и для духовенства, и для прихожан не только непреодолимым, но и нередко наказуемым. Редко кто из обоих «лагерей» осмеливался заходить в «оппозиционные» храмы. В минувшем году единая Русская Церковь отметила пять лет восстановления канонического общения . Большинство прихожан синодального собора по-прежнему составляет потомки первых волн иммиграции, в Патриаршем соборе на молитву собираются наши соотечественники, осевшие в Нью-Йорке последние два десятка лет. Есть и такие, кто посещает богослужения, особенно в дни престольных праздников, в обоих соборах. Это касается и Рождества: торжественная литургия в Патриаршем соборе традиционно служится ночью. В синодальном соборе праздничная литургия совершается утром, как и в большинстве храмов бывшей Русской митрополии, в том числе и ПЦА. Облачение русского духовенства, как на родине — белое, но в украшение храмов вплетены красные рождественские цветки.

http://pravmir.ru/rozhdestvo-v-nyu-jorke...

Были и клирики, и миряне, которые безоговорочно осуждали таких, называя их «traditores» (по–латыни игра слов — буквально «выдавшие», но также «предатели»). Дворы карфагенских тюрем, в которых претерпевали заточение и пытки или дожидались казни жертвы гонений, были до отказа переполнены возбужденной христианской толпой. Верующих вел туда самый похвальный порыв — посетить узников, ободрить их, облобызать их оковы и раны, а возможно, и разделить их участь. Ситуация, однако, показалась епископу Карфагена чересчур взрывчатой, и он послал своего диакона Цецилиана, чтобы тот — надо сознаться, довольно грубо — принудил энтузиастов разойтись по домам и соблюдать спокойствие. Вполне возможно, что при этом иерарх совершил грех, за который ответит в Судный День. Когда, однако, в 311 г. сам Цецилиан был избран очередным епископом Карфагенским, оппозиция, объединившаяся вокруг некоего Доната и от него получившая свое имя, не ограничилась осуждением тех или иных поступков, совершенных теми или иными лицами, но оспорила благодатность самого таинства рукоположения — на том основании, что его совершал иерарх, обвиняемый в малодушии перед лицом гонений. И в связи с этим донатистами был выдвинут общий принцип, согласно которому критерием подлинности Церкви является личная безупречность каждого ее члена, начиная, разумеется, с клира. Истинная Церковь — Церковь Святых, и ей противостоит лжеЦерковь грешников. Таинства могут быть только в Церкви Святых. Донатисты были люди последовательные, они даже перекрещивали тех, кто к ним приходил, — какое же крещение может преподать находящийся в общении с грешниками? Величайший из исторических оппонентов донатизма, Блаженный Августин, напоминал о евангельской притче: «Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы, и ушел. Когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Пришедши же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человека сделал это.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Пусть никто не порицает нас за то, что мы исследуем со тщательностью. Пустословам свойственно порицать установления Божии и укорять за тщатель­ное исследование.    Я слышал, как некоторые укоряли нас, говоря: какая нужда была говорить об огне и воде, о том, что огонь трещит, если на него льют воду? Мы, говорят, же­лаем научиться не естественным наукам, а богословию. Сле­дует знать, что это речи людей невежественных и нерадивых. После богословия наука о природе служит к утверждению бла­гочестия. Если отвергать изучение природы, то должно упрекать пророков, должно порицать апостолов. Апостол поучает о природе: «не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц. Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных» (1Кор.15:39—40). Зачем Павел говорит о предметах природы и, указывая на музы­кальные инструменты, делает упрек, говоря: «Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения. И если труба будет издавать неопределенный звук, кто станет готовиться к сражению? И бездушные вещи, издающие звук, свирель или гусли, если не производят раздельных тонов, как распознать то, что играют на свирели или на гуслях?» (1Кор.14:7—8, 10)? Что об­щего было между языком Павла и свирелью или гуслями? Но он говорит о видимых предметах, чтобы изъяснить духовные. Какая нужда была излагать столько сведений о природе в книге Иова: «Рев льва и голос рыкающего умолкает, и зубы скимнов сокрушаются; могучий лев погибает без добычи, и дети львицы рассеиваются» (Иов.4:10—11). Птенцы же коршунов летают высоко. Зачем Исаия пророк говорил: «как лев, как скимен, ревущий над своею добычею, хотя бы множество пастухов кричало на него, от крика их не содрогнется и множеству их не уступит» (Ис.31:4)? И сам Спаситель говорит о предметах природы: «Царство Небесное подобно зерну горчичному, ...выросши же, бывает больше всех злаков» (Мф.13:31—32); и еще: «подобно есть царствие не­бесное тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва» (Мк.4:26—29). И о природе неба говорит Спаситель. Если, — гово­рит, — «вечером вы говорите: будет вёдро, потому что небо красно; и поутру: сегодня ненастье, потому что небо багрово» (Мф.16:2—3). Итак, зачем все это? Говорю это ради тех, которые по неразумию хотят порицать нас. Речь идет о Боге, а ты отказываешься слушать точное изъяснение догматов? Итак, теперь нам, по благодати Божией, предстоит изъяснить, — не по достоинству предмета, а по мере наших сил, — повество­вание о творении человека. Перейдем к предмету.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3360...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010