Церковные каноны не обязывают христианина отказывать себе в радости Праздников, наложением непонятно кем требуемого поста. Более того, убежденность, что вкушение мяса перед Причастием непременно ведёт к осквернению, способствуют формированию надменного, пренебрежительного отношения к ближним. В самом деле, с каким настроением духа должен взирать такой человек на участников праздничного застолья, потребляющих мясные блюда, зная, что они планируют причаститься? Вероятно, что так: ну ладно, коль скоро правилами этого не запрещается, пусть себе вкушают мясо; а уж Ято не буду вкушать, ведь Я же понимаю, насколько это мерзко, ведь Я же не такой, как они… Цитаты о мясе «Церковь положила в известные времена воздержание от мясной пищи для того, чтобы непрестанно употребляемая мясная пища не разгорячала безмерно тел, чтобы они на растительной пище постного времени прохлаждались и облегчались, а не потому, чтобы употребление мяса заключало в себе собственно какой-либо  грех или нечистоту». святитель Игнатий (Брянчанинов) «Я боюсь не кушанья нечистого, но нечистой страсти. Я знаю, что Ною было позволено есть всякое мясо, употреблявшееся в пищу, что Илия восстановил свои силы мясом, что Иоанна, дивного постника, не осквернило употребление животной пищи, т.е. саранчи. И я знаю, что Исава прельстила чечевица, что Давид сам себя укорял за желание напиться, что Царь наш был искушаем не мясом, а хлебом. И народ в пустыне заслужил упрека не потому, что захотел мясной пищи, а потому, что, мечтая об еде, возроптал на Господа». блж. Августин «Состоящим в клире, пресвитерам или диаконам, которые воздерживаются от мяс, определено касатися оных, и потом, аще восхотят, воздержатися от оных. Аще же не восхотят сего, так что не будут ести и овощей, полагаемых с мясами, и не покорятся сему правилу: да будут низложены от своего чина». 14 канон Анкирского собора Если в христианстве нет ритуального ограничения на вкушение мяса отдельных животных, почему верующие едят не все подряд? «Своими извержениями мы тоже гнушаемся. Ведь по достоинству пищи мясо для нас зелень травная ( Быт.9:3 ), а по различию полезного как в зелени мы отделяем подходящее от вредного, так и в мясе различаем полезное и вредное. Ведь и цикута – зелень, равно как и мясо грифа – мясо, однако никто в здравом уме не станет есть белены и не коснется мяса собаки без великой нужды (и в последнем случае съевший не нарушил закона)».

http://azbyka.ru/myaso

«Размножайтесь»: это (обращено) и к Церкви. Да не будет богословие для одного, но да будет проповедано Евангелие спасения по всей земле. «Размножайтесь!» К кому это относится? К тем, кто родились согласно Евангелию. «Наполняйте землю». Плоть, данную нам для служения, наполните добрыми делами. Да будет око исполнено созерцания того, что подобает. Да будет рука дополнена добрых дел, да будут ноги готовы посетить немощных, пусть они идут, куда следует . Пусть будут все наши члены в их совокупности полностью заняты заповеданными нам делами. Вот что значит «наполняйте землю». Таким образом, эти слова относятся и к бессловесным, но они приобретают особый смысл для нас, обладающих образом, которого удостоены. Ибо они растут телесно, мы же — духовно; и одни наполняют землю своим множеством, а мы добрыми делами наполняем сопряженную с нами землю, то есть (осуществляем) телесное служение. 6. «Вот Я дал вам всякое дерево, которое имеет в себе плод, это будет вам в пищу». Пусть Церковь ничего не оставляет в небрежении: все есть закон. Не сказал (Бог): «Я дал вам в пищу рыб, дал вам скот, пресмыкающихся, четвероногих». (Писание) гласит, что не ради этого Он создал их. Но первое законодательство допустило вкушение плодов: ведь мы еще считались достойными рая. Что означает для тебя скрывающаяся здесь тайна? Вам и диким зверям, и птицам — плоды, говорит (Писание), а также зелень и травы: «вам в пищу и птицам небесным и всем диким зверям на земле». Однако мы видим, что многие из животных не питаются плодами. В самом деле, какой плод себе для пропитания берет пантера? А каким плодом можно накормить льва? Но все же эти (существа) питались какими–то плодами, предназначенными законом природы. Когда же человек отклонился (от закона) и вышел за предназначенные ему пределы, Бог после потопа, зная неумеренность людей, позволил им употреблять в пищу все: «Все это вкушайте, как зелень травную». Этим разрешением и остальные живые существа получили беспрепятственный выбор в еде. Итак, с того времени лев пожирает мясо, коршуны выжидают падаль. А ведь в те времена, когда родились животные, коршуны еще не выискивали (этого) на земле. Ведь еще ничто из того, что получило от Бога свое назначение и существование, не умерло, и коршуны не могли этим насыщаться. И в природе не было раздора, ибо она пребывала в полном цветении; охотники еще не губили (животных), ибо такого занятая (как охота) у людей еще не было. И звери никого не терзали, ибо не были плотоядны. У коршунов обычай кормиться трупами: тогда же не было еще ни трупов, ни трупного запаха и пища коршунов была иная. Но все жили, как лебеди, и кормились на лугах. Мы часто замечаем, как собаки едят траву в качестве лекарства, и это не потому, что такова их естественная пища; неразумные существа, движимые природным инстинктом, идут к тому, что им полезно. Из этого сделай заключение, что и в те времена плотоядные животные поступали таким же образом; они считали своей пищей траву и не нападали друг на друга.

http://predanie.ru/book/68862-tvoreniya/

– Садись же на этого, – сказал он, вздыхая, – твой больно заморился! Они молча поехали к монастырю. Дорога шла все время лесом. Вскоре послышалось журчанье воды, и ручей, пробиравшийся меж камышами, сверкнул сквозь густую зелень. – Узнаешь ты это место, князь? – спросил грустно Михеич. Серебряный поднял голову и увидел свежее пожарище. Кой-где земля была недавно изрыта, а остатки строения и сломанное водяное колесо показывали, что тут была мельница. – Это когда они колдуна схватили, – заметил Михеич, – то и жилье его разорили; думали тут клад найти, тетка их подкурятина! Серебряный бросил рассеянный взгляд на пожарище, и они молча поехали далее. Через несколько часов лес начал редеть. Меж деревьями забелела каменная ограда, и на расчищенной поляне показался монастырь. Он не стоял, подобно иным обителям, на возвышенном месте. Из узких решетчатых окон не видно было обширных монастырских угодий, и взор везде упирался лишь в голые стволы и мрачную зелень сосен, опоясывавших тесным кругом ограду. Окрестность была глуха и печальна; монастырь, казалось, принадлежал к числу бедных. Всадники сошли с коней и постучались в калитку. Прошло несколько минут; послышалось бряцание ключей. – Слава Господу Иисусу Христу! – сказал тихо Михеич. – Во веки веков, аминь! – отвечала сестра-вратница, отворяя калитку. – Кого вам надобно, государи? – Сестру Евдокию, – произнес вполголоса Михеич, боясь этим названием растравить душевную рану своего господина. – Ты меня знаешь, матушка; я недавно был здесь. – Нет, государь, не знаю; я только сегодня ко вратам приставлена, а до меня была сестра Агния… – И монахиня посмотрела опасливо на приезжих. – Нужды нет, матушка, – продолжал Михеич, – пусти нас. Доложи игуменье, что князь Никита Романыч Серебряный приехал. Вратница окинула боязливым взглядом Серебряного, отступила назад и захлопнула за собою калитку. Слышно было, как она поспешно удалялась, приговаривая: «Господи Иисусе Христе, помилуй нас!» «Что бы это значило? – подумал стремянный, – зачем она боится моего боярина?»

http://azbyka.ru/fiction/knjaz-serebrjan...

В страшной силе жизни, жадности к ней – путь его все же к Царствию Божию. Оттого он противоречив, пестр, слепи-телен. Но и вечно – юн. Давид преобразует, дает лик человека вообще, Адама, трепещущего мощью и рожденного во грехе, с вечной тоской по безгрешности. «Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его» – войдешь в храм, голос Давида раздастся тотчас, будто и не было трех тысяч лет. «На всяком месте Владычества Его благослови, душе моя, Господа». Вандейский эпилог (9) 28 июля 1951 Наши отправились на океан. Я один в небольшом доме. Светло, пустынно. На столе книги и рукописи – то, что неизменно сопровождает меня, куда бы ни занесла судьба. Окно выходит в тощий садик при дороге, далее зелень, кое-где домики и направо, вдалеке, узкая синеющая полоса – океан. Это Вандея. Мы не первый год здесь, и все в том же доме, у простых, милых хозяев, старомодных крестьян. Да и страна такая же: не скажешь, чтобы было блистательно. Как раз скорей будни. Зелень, поля, иногда виноградники, места ровные, дороги обсажены такими кустарниками-изгородями, что чрез колючки их не продерешься. Некогда здесь бушевала борьба, а теперь тихо. Все прошло. Иногда попадаются старые башни – остатки помещичьей жизни XVIII века, но сейчас это крестьянская страна и очень католическая. В самом Бретиньоле нашем огромная церковь, в воскресенье служат три мессы подряд. В такой день мимо моего окна едут и на велосипедах, и пешком идут из соседних селений – все в нашу церковь. И входящие в Бретиньоль видят статую Спасителя при въезде, от нас совсем близко. А от церкви недалеко, в особом тупичке, воздымается огромное Распятие. …Двадцать восьмое июля… – в прежней России считалось пятнадцатое, день св. Владимира. Полвека назад, в Москве, утром этого дня некий молодой человек, развернув газету, увидал в ней свой рассказ и свою подпись под ним. Неважное для мира событие! Но для него самое важное – началась новая жизнь. И вот если бы тогда подумать, что пятидесятилетие писания этого будешь встречать в Вандее, пред таким вот раскрытым окном, в тишине, свете деревенского уединения, и что Москва, Россия, все наши поля, леса, благоухания покосов, зорь, весенней тяги, благовест сельской церкви, смиренность кладбища какой-нибудь Поповки тульской – что все это град Китеж, Китеж! Даже имени Россия больше нет.

http://azbyka.ru/fiction/svjataja-rus-za...

В этих молитвах мы молимся главным образом о ниспослании нам Духа Святого, подобно тому, как Он некогда в сей день был послан на апостолов. В этот же праздник украшаются у нас храмы и дома зеленью, и за обедней держим мы в руках зелень и цветы. Это – с одной стороны, для подражания апостолам, так как горница, где сошел на них Дух Святой, была украшена зеленью и цветами, в память синайского законодательства; с другой же стороны, зелень и цветы, это – наш дар Богу из первой свежей зелени и цветов. Великий пост, или св. Четыредесятница, бываете пред праздником пасхи и, вместе со Страстной неделей, которая посвящена воспоминанию последних дней земной жизни и страданий Христа Спасителя, продолжается 7 недель. Называется великим и по своей продолжительности, и по строгости. Церковный устав запрещает употреблять и пищу с маслом в этот пост, исключая суббот и воскресных дней. Называется Четыредесятницей, потому что продолжается четыредесять, т. е. сорок дней, не считая Страстной. Четыредесятница со Страстной неделей установлены для того, чтобы предварительным подвигом воздержания почтить следующицй за ними праздник Пасхи, или Светлого Христова Воскресения. О посте св. Четыредесятницы говорится в правилах апостольских. Петров пост бывает чрез неделю после Троицина дня и продолжается от 1-й до 5-ти недель с несколькими днями. Это зависит от времени празднования Пасхи. Продолжается до 29-го июня, дна святых апостолов Петра и Павла, отчего и называется Петровым, или Петровским. Установлен в честь и подражания святым апостолам, которые постились, уготовляя себя на дело проповеди Христовой, К переходящим дням поминовения усопших, или так называемым родительским субботам принадлежат: субботы 1) пред мясопустной, или сырной неделей; 2) пред Троицыным днем; 3) субботы 2-й, 3-й и 4-й недель Великого поста и 4) Фомин понедельник или вторник. В мясопустную неделю на литургии читается из Евангелия о втором пришествии Господа Иисуса Христа на землю и о страшном суде над родом человеческим.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Во дни игуменства Феодосия, направляющего монастырь по новому уставу, с помощью молитв святого Антония, пришел в Печерскую обитель семнадцатилетний юноша, которого с любовью принял преподобный Феодосии и благословил преподобный Антоний, – это был Нестор, составивший впоследствии житие Феодосия, наш славный летописец. В летописи, ради назидания верующим, рассказал преподобный Нестор о подвигах основателя Печерского преподобного Антония. Расскажем теперь о чудесах преподобного Антония и о его честной кончине. Преподобный Антоний, живший в уединенной пещере, прошел по всей русской земле, прославившись различными чудесами и особенно даром исцеления и пророчества. Обладая даром чудотворных исцелений, преподобный Антоний из смирения прикрывал его, давая болящим для вкушения зелень, которой он сам питался, вкушая эту зелень, недужные становились здоровыми, а исцеляла их молитва преподобного Антония. О даре провидения, которым обладал преподобный Антоний, есть много свидетельств, расскажем же об этом. Три князя Ярославича – Изяслав, Святослав и Всеволод, отправляясь в поход на половцев, пришли к Антонию за благословением. Но он предвидел гнев Божий, который падет на них, и сказал им: «Вы будете побеждены, обратитесь в бегство, и воины ваши или утонут в реке, или будут взяты в плен, или падут от меча». Так и было в битве на реке Альте в 1066 году. Предсказал Антоний и Шимону, сыну варяжского князя Африкана, его судьбу: что Шимон не погибнет в битве при Альте, хотя и будет лежать среди трупов, и что впоследствии он первый будет погребен в каменной печерской церкви, которая чудесным образом воздвигнется в Печерском монастыре. Узнав о предсказании преподобного Антония, Шимон принес ему золотой пояс и венец, снятые им с иконы Христа Спасителя у себя на родине, в Варяжской земле. Шимон рассказал, что был ему голос Божий, повелевший, чтобы этим поясом было измерено основание церкви – и образ этой церкви видел Шимон на воздухе – в которой Шимон будет похоронен, – а венец должен быть помещен над жертвенником. Вот как дивно подтвердилось предсказание преподобного Антония.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

11 . Господь чрез другого Пророка произносит обетование о святой Церкви, говоря: взойдет на ней зелень трости и тростника ( Ис.35:7 ) 59 . Это я, помнится, изъяснил в другом месте (Книг. XXIX, Прав. число 51), что чрез трость надобно разуметь писателей, а чрез тростник – слушателей. Но поскольку и тростник и трость обыкновенно рождаются при воде, и тот и другая усовершенствуются одною и тою же водою, но трость употребляется для письма, тогда как тростником нельзя писать: то что мы должны разуметь под тростником и тростью, если не то, что одно есть учение истины, которое орошает многих слушателей? Но орошаемые им одни могут достигать в слове Божием до такого совершенства, что и сами делаются писателями, т.е. как бы тростьми; а другие слушают слово жизни, имеют зелень доброй надежды и правых дел, но никак не могут усовершиться до того, чтобы писать. Эти на воде Божией что суть другое, если не некий, так сказать, тростник? Они именно в зелености преуспевают, но решительно не могут этого выразить в письмени. Итак Искупитель наш, потому что благоизволил, чтобы те слова, которые Он произнес, были написаны ревностью учителей, трость в руке держал. Эта трость называется мерительною, потому что в самой ревности учителей по некоторому сокровенному судебному распоряжению определяется так, что они для одних читателей полезны, а для других не могут быть полезными. Поэтому-то святые Апостолы, когда спросили Учителя истины, яснее говорящего им, почему Он говорил народу в притчах, услышали: яко вам дано есть разумети тайны царствия небеснаго, онем же не дано есть ( Мф.13:11 ). Или вернее, трость мерительная состоит в том, что в самых Его священных словах, которые для нас написаны, мы познаем, что распоряжения Его сокровенны. Ибо по непостижимому суду Его, как один подходит под меру избранных, так другой оставляется вне, так что никак не может заслужить того, чтобы принадлежать к числу избранных. Итак Он имеет снурок, имеет в руке трость мерительную. Ибо тот, кто снурком размеряет место, инуде тащит снурок, а отынуде оттаскивает, и привлекает сюда того, кого отынуде отвлекает. Так, именно так поступает Искупитель наш в собрании людей, когда одних извлекает из их нечестия, а других оставляет в их нечестии. Так как Он к тем, которых удостоил избрания, приложит снурок сокровенной меры, а от тех, которых судил оставить, отдернул снурок, для того, чтоб и добрые держались внутри меры небесного строения, и злые, в которых нет той доброты, которая имеет ценность, оставались как бы без измерения вне здания.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

Позднее ученые различных специальностей составили 500-страничный научный отчет об обследовании «экспоната анатомического музея ВМА», и тогдашний начальник академии поставил на этом труде свою резолюцию о том, что исследуемый объект следует признать святыми мощами преподобного Александра Свирского и передать их Церкви. Потом наступили незабываемые дни: на наших глазах тысячи людей, отстаивая многочасовые очереди, подходили к мощам в маленьком храме святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии на окраине Петербурга. И хотя по городу уже были пущены слухи, порочащие святыню, народ продолжал ехать к многоцелебным мощам со всех концов страны. Навсегда запомнится то особое благодатное состояние, которое мы все переживали: к нам пришел такой святой! И столько даров он принес нам! Меня лично именно тогда посетило острое чувство именно народной жизни, единства народного, сплавленного любовью. И было понятно, что это преподобный всех объединяет. Это он дает такое чувство семейного родства. Потому что святые ко всем людям относились как к братьям, все для них были родными, всех они жалели. В ноябре 1998 года святой угодник Божий Александр своей нетленной плотью вернулся в родную обитель. И заступничество, и помощь небесного игумена тут же ощутила вся братия. Усиленными темпами пошло восстановление монастыря. Причем жертвователи находились сами. Так были пожертвованы «столярка» для окон и дверей, кровельное железо, краска, инструментарий… Монастырь из грязно-желтого постепенно превращался в белоснежный. Зеленая яркая краска на куполах – символический цвет Святой Троицы – издалека притягивает взоры путешествующих. А в унылую осеннюю и зимнюю пору, которая на севере составляет большую часть года, яркая зелень напоминает о тепле и свете. Важнейшим событием было освящение и подъем на колокольню пожертвованных обители колоколов, особенно главного, большого колокола. Служить в 1998 году уже стали в теплом и отреставрированном маленьком храме праведных Захарии и Елисаветы. Сюда же вошел своими мощами преподобный Александр. Восстановили первый этаж братского корпуса – братии стало прибавляться. Для трудников обустроили гостиницу за территорией монастыря в старинном двухэтажном деревянном доме (весной 2000 года эта гостиница сгорела). Рядом с гостиницей расположился «скотник», тогда его обитателями были овечки, позднее – хрюшки. В 2002 году там же расположился пчельник. Прямо на территории монастыря, вокруг колокольни, развели грядки, и на трапезе появились свои огурцы и зелень.

http://pravoslavie.ru/561.html

От усталости и раздражения спасаюсь, как всегда, в чтение " абсолютно иного " – шестнадцатый том (единственный, мною еще не читанный) дневника Leautaud. Это – август 1944 года, " освобождение " Парижа, несусветная грязь и жестокость epuration … Читал об этом только что в книге Claude Bourdet – с обратными знаками… Но насколько же непосредственная, человеческая реакция Leautaud мне ближе и понятнее. Даже когда он ошибается, то это от неведения, незнания. А у Bourdet – всегда parti-pris , ужасающее клеймо идеологизма. Читаю и думаю – только бы никогда вере, христианству не стать " идеологией " . Пятница, 25 апреля 1975 Раннее, солнечное утро в этом квартале около Бюро подоходного налога], среди небоскребов, среди кишащей толпы. И так как было еще рано ехать на радио " Свобода " , прошелся по улицам вокруг City Hall с почти животной joie de vivre . И вот, наконец, " душеполезную совершивше четыредесятницу " , подъем к Страстной – через предпасхальный свет Лазаревой субботы и Вербного воскресенья. И так как весна поздняя – все в семинарском саду в цвету: ярко-желтые форситии, лиловые азалии, прозрачная зелень деревьев. С детства – любимейшие дни. А фон всего этого – кошмарный, кровавый конец Индокитая и Камбоджи, аресты в России, выборы – сегодня – в Португалии, разгул торжествующего зла и лжи при подлом поддакивании либералов всех мастей. BчepabLe Monde – Francois Mitterand: " Pour nous l " Union sovietique est un facteur de paix… " ). Великий Понедельник, 28 апреля 1975 Лазарева суббота и Вербное воскресенье – два дня беспримесной радости. Изумительные солнечные дни, чудные службы, до отказа переполненная церковь. В субботу после обедни ездили с Л. на кладбище в Roslyn, устраивали могилу родителей Л.]. Вчера днем, между службами, в Wappingers с внуками. Только пробивающаяся еще, " сквозящая " зелень. Вечером – " Чертог… " . Но вечером – и часто посещающее меня, немного мучительное чувство: как будто все то, что так радует, поражает, вдохновляет меня в Православии, и особенно в эти два, любимейших мною, дня, – не то, что ищут от Православия, видят в нем другие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Почему-то здесь торжественный свет синих потоков огня поражает меньше, чем на Соборе. Здесь точно все уходит внутрь, вглубь великой совершающейся службы, вглубь неповторимых часов и мгновений. Однако свет этот гармонирует со всем тем высоким торжеством, которое наполняет сегодня храм. Торжественнее как-то, чем вчера, выглядит южная зелень у царских врат и амвона, она точно вся встрепенулась, украшенная яркими огнями; по-другому уже, точно что-то вещая, благоухают и гирлянды, и зелень паникадил, и это зеленое окаймление кафедры. В алтаре, за престолом среди света лампад, оттеняя живопись икон, белеются матовые кисти сирени… Это все то, что видит глаз, а еще дороже то, что недоступно зрению, что глубже зрения, — дороже то, что зрит в это время сердце. Литургия проходит при мерном торжественном пении; сегодня она совершается четырьмя патриархами… Приидите, поклонимся и припадем ко Христу … Несколько отлично от привычного способа совершается знамение Св. Креста трикирием и дикирием в руках Александрийского Патриарха. Еще больше все уходит внутрь и точно замирает в неизъяснимой глубине Божественной Евхаристии с переходом Святителей во святой алтарь. Благословен еси, Христе Боже наш, иже премудры ловцы явлей … Воспоминание Патриархов православного Востока… За Патриарха Вселенского народ трижды благословляет Патриарх Христофор. Далее возносятся имена Александрийского, Антиохийского, Иерусалимского Патриархов. Святейшего Отца нашего Алексия, Патриарха Московского и всея Руси , — высочайшим голосом провозглашает, наконец, архидиакон. Святейший Алексий трижды благословляет свой народ. Как огнями сияет в этот день митра Московского Патриарха — и как чудно сочетается это торжественное сияние со стоянием его ошуюю Папы и Патриарха Христофора!.. Литургия идет вперед, незабвенные минуты уходят, вот уже высокая херувимская песнь, Верую , Милость мира … Высшее напряжение всех сердец человеческих за пением Тебе поем как-то чудно растворяется сегодня в необъятно-великом торжестве Церкви Русской. Поэтому как никогда те же сердца ищут и находят себе ответ в торжественных звуках голоса архидиакона, поминающего после Достойно “принося­щих Святыя дары сия” — и тех, “ихже кийждо в помышлении имать”.

http://pravmir.ru/o-svyateyshem-patriarh...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010