418 Второе из тех чудес было воскресение мертвого младенца при раке святителя. Четвертое чудо: «Михаил причетник г. Владимира уязвлен был ядовитой стрелой. По его просьбе, принесли его в обитель архистратига: – сам не владел он ни одним из членов; положив больного близ раки, отпели молебен; началась литургия. И вот клирику видится, как говорил он: св. Алексий стоит между двумя священниками, как во время великого входа, и держит в руке потир. Больной громко воскликнул: святитель Алексий! помилуй мя. И чем более воспрещали ему, тем более взывал он, пока святитель не обратился к нему и не произнес слов: «восстань, возьми одр твой и иди в дом твой. Сказав это, возлег он в свою раку. В ту же минуту исцелился клирик. В виду всех он встал, как не страдавший ничем. Он даже взял книгу, и во время молебного пения стал, как канонарх, переходить с клироса на клирос, возглашая песни. 419 Пахомий в своей службе святителю (1460 г.) говорит о чуде назидательном. – «Ты не презрел слез обиженного и припадавшего к раке твоей, поет он святителю. В сонном видении учинил ты обидчика расслабленным, скорчил руки и ноги, и сказал: если не отдашь вскоре сокровища ближнему, не встанешь с одра; когда же тот вскоре с покаянием и слезами припал к твоей раке, получил исцеление». 420 Феодосий митрополит описал, как очевидец, исцеление инока Наума. Наум с детства был иссохшей ногой и ходил на деревяшке; с надеждой на помощь святителя поступил он в Чудову обитель; здесь, служа в поварне долго он молился, молился неотступно. В одну ночь боль в ноге сильно мучила его; острая боль доводила его до исступления, и он молился: «отче святой Алексий, ты видишь страдания мои, или исцели меня, или пусть взята будет душа из бедного тела моего!». Внезапно напал на него страх и в тоже время скорченная нога его разогнулась и стала здоровой. Это было 24 января 1462 года. 421 Из девяти чудес, описанных чудовским архимандритом Ионой, самое поразительное последнее чудо: «немощный руками и ногами и расслабленный всем телом принесен был сострадательными в обитель архистратига, по его вере к великому святителю.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Открытым является вопрос об авторстве распространенного в русской рукописной традиции XV-XVI вв. с именем святителя Алексия «Поучения душеполезна... князем и бояром, всем правоверным християном, христоименитым людем». В списках начиная со 2-й пол. XV в. (напр., в Ефросинове сборнике - РНБ. Кир.-Бел. 6/1083 Л. 327 об.- 336 об.; РГАДсвт. Алексий РО МГАМИД. 453. Л. 304-309 об.), известных исследователям с XIX в., в заголовке стоит имя свт. Алексий, но в пергаменном сборнике 2-й пол. XIV в. (ГИМ. Увар. 589-4 (Царск. 361). Л. 64 об.- 69 об.), переписанном в ростовском Григорьевском затворе, текст приписан «митрополиту всея Руси», имя которого выскоблено и в XVII в. заменено на святителя Алексия («Алексия святаго»). Исторические реалии, которые позволяли бы отождествить автора поучения с конкретным святителем, в тексте отсутствуют. Исходя из датировки Уваровского списка можно предполагать, что исходно в заглавии поучения стояло имя др. Русского митрополита XIV в.- нареченного Михаила (Митяя) или Пимена (имена Феогноста и Дионисия не было нужды заменять, а сочинения Западнорусского митрополитов Феодорита и Романа едва ли были известны в Ростове), лишь позднее замененное на прославленное и авторитетное имя святителя-чудотворца Алексия. Менее вероятно, что другое имя было написано в заголовке Уваровского списка по ошибке и при сверке его с другими списками в XVII в. оно было исправлено на святитель Алексий Учитывая тесную связь с Григорьевским затвором святителя Стефана, епископа Пермского, поставленного во епископы митр. Пименом, наиболее вероятна атрибуция текста последнему, однако вопрос нуждается в дополнительном изучении. В оригинале (дефектном) и в копии XVII в. сохранилась духовная грамота святителя Алексия, в которой святитель завещает Чудову монастырю ряд принадлежавших ему родовых сел и свой «подолней садец», поручив обитель попечению великого князя Димитрия Иоанновича (оригинал и копия грамоты воспроизведены фототипически в приложении к изд.: Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа/Труд святителя Алексия, митр. Московского и всея Руси; Фототип. изд. Леонтия, митрополита Московского. М., 1892).

http://pravoslavie.ru/38316.html

Первые известные постройки появились здесь во 2-й пол. XIV в. Они принадлежали 2 основанным в то время крупным кремлевским мон-рям - мужскому Чудову и женскому Вознесенскому. Вообще церковные владения в вост. части Кремля в XV-XVII вв. были довольно обширны. Наряду с 2 уже названными обителями здесь находился небольшой Афанасиевский мон-рь (подворье Кириллова мон-ря), а также располагалось более десятка монастырских и архиерейских подворий: Троицкое (у Троицких ворот), Симоновское, Новоспасское, Архангельское, Донское, Вознесенское (близ Никольских ворот), Новодевичье, Крутицкое (возле Спасских ворот), Угрешское и Коломенское (на Подоле, близ Петровской башни). Кроме того, здесь стояли и приходские храмы, наиболее значительные из к-рых: свт. Петра, митр. Московского; равноапостольных Константина и Елены; свт. Николая Чудотворца (Николы Гостунского); вмч. Георгия Победоносца; Черниговских чудотворцев; св. Александра Невского; св. Христофора; Рождества Христова; святых Космы и Дамиана; св. Параскевы Пятницы; Входа Господня в Иерусалим и др. Есть свидетельства и о жилых дворах кремлевского духовенства (на Подоле, возле ц. равноапостольных Константина и Елены), в т. ч. священников Архангельского собора (к юго-востоку от него), протопопов Благовещенского собора, духовников вел. князей и царей (близ ц. святых Космы и Дамиана). В вост. части Кремля длительное время постоянно проживали ремесленники. В частности, возле старых Никольских ворот белокаменного Кремля, около ц. святых Космы и Дамиана во 2-й пол. XIV-XV в. селились литейщики, кузнецы, ювелиры, косторезы, сапожники, в нач. XVI в. у Спасских ворот - портные. Недалеко от этих ворот довольно компактно жили богатейшие московские купцы: Ховрины-Головины, Таракановы, Бабины, Антоновы, Петровы и др., нек-рые представители княжеской администрации: дьяки Андрей Ярлык, Семен Башенин и др. Однако при вел. кн. Иоанне III все они постепенно выселялись за пределы Кремля, превращавшегося исключительно в великокняжескую, а затем и царскую резиденцию.

http://pravenc.ru/text/2564228.html

Шунга. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Карта и ближайшие объекты Покровская с. Шунги построена в 1788 г. Костромскими купцами Ильею и Алексеем Савиными, при помощи приходских людей. Данные по Покровской церкви с. Шунги взяты из перечня церквей Костромской губернии начала 20-го века. Священником с 1917 года по 1929 год в этой церкви был Парийский Леонид Александрович, Костромской краевед. Одним из его исследований была беседа с сыном охотника, с которым охотился поэт Некрасов в с. Шода. vit2101@yandex.ru Александр Село Шунга - одно из наиболее интересных исторических сёл Костромского района с незаурядным храмовым комплексом в стиле классицизма и ценной жилой застройкой. Это бывший Мерский стан, а позже здесь была Шунгская волость, в которой стояли погосты Шунга, Самин, Вежи и Куниково. Шунга известна с 13 века, здесь был погост, принадлежавший Владимирскому княжеству. Погост с соседними деревнями в 1459 г. был дан Галичским князем Дмитрием Шемякой в вотчину боярину М.Ф. Сабурову, потомку мурзы Чета, по прозвищу Сабур. Сабуровы и Годуновы считались покровителями Ипатьевского монастыря. М.Ф. Сабуров завещал монастырю Яковлевское и двор в Шунге, а рядом два озера. В дальнейшем " погост Шунга " упоминается в 1581 г., когда царь Иван Грозный пожаловал погост Московскому Чудову монастырю, в чьём владении Шунга оставалась до 1764 года. В 1606 г. погост Шунга и ряд других владений Чудова монастыря были разорены отрядом польско-шляхетских интервентов. Было уничтожено 32 крестьянских двора, а " крестьян убили литовские люди с жёнами и детьми, а остальные люди сошли безвестно " . Храм же в Шунге впервые упоминается в 1616 г., когда на погосте стояли " деревяны клетцки " церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы (летняя) и во имя свв. апп. Петра и Павла (зимняя), в приходе которых в 1653 г. было 133 крестьянских двора. Близ церквей располагались дворы церковнослужителей, монастырский двор и двор иконника Любима Агеева, видного мастера, одного из основоположников Костромской школы стенного писания 17 в. Известны имена и других шунгенских иконописцев 17 века: Якима Зажарского, Оксена Попова, Андрея и Ивана Елепенковых. Талантливым иконописцем 18 века был и крестьянин с. Шунги - Василий Никитич Вощин. В Чудовской вотчине было также немало и мастеров-каменщиков, строивших каменные церкви. Так, в 1688 г. крестьянин села Шунги Данил Тихонов вместе с Спиридоном Хрящевым построили Троицкую церковь в Москве на Мясницкой улице. В Шунгенской волости было также развито картофелеводство и картофель поступал не только в Кострому, но и использовался на приготовление крахмала. В 1909 г. здесь был построен первый в России картофелетёрочный завод. Из подсобных промыслов в волости было развито изготовление из лозы корзин, плетёнок, циновок и др., которые с успехом расходились по всей округе.

http://sobory.ru/article/?object=03086

Местность, где сейчас стоит храм Николая Чудотворца, изначально принадлежала кремлёвскому Чудову монастырю. Здесь за границами Земляного города, располагались митрополичьи конюшни, а соседствующая с ним слобода называлась Чудовкой. Но в начале XVII века вместо конюшен появляется хамовная слобода. Хамовников, то есть ткачей, выделывающих хамовное (а попросту белое) полотно и скатерти для царского двора, перевели сюда из тверской деревни Константиново - поближе к заказчику. Новое поселение росло очень быстро: уже через двенадцать лет после этого основания, в 1638 году, в нём, согласно переписи, насчитывалось 38 дворов, а ещё через пятнадцать лет - почти сто. Объяснить столь бурный рост несложно - у ткачей было множество льгот, ведь слобода являлась одним из центров текстильного производства. К концу столетия здесь обосновался также царский Суконный двор, а к началу XVIII века появилась казённая полотняная фабрика, ещё позже голландский предприниматель Тамес открыл весьма крупное по тем временам предприятие на 77 станков - фабрику " парусиных, лентовых и прочих " материалов. Но это потом. А пока, в 1625 году, в окладных книгах Патриаршего казённого приказа упоминается деревянная церковь Николая Чудотворца. Спустя четверть века о храме уже пишут как о каменном, а в 1677 году его называют храмом " Николая Чудотворца у митропольичьих конюшен " . По данным, которые приводит в своей книге " Сорок сороков " известный исследователь Пётр Паламарчук, " нынешнее здание строилось при царе Фёдоре Алексеевиче, заложено 21 мая 1679 года, освящено 25 июня 1682 года. Одностолпная трапезная с подклетом и колокольнею пристроены несколько позднее: антиминс на престол св. Алексия выдан 17 декабря 1694 года. 15 сентября 1757 года дозволено слева в трапезной устроить придел Дмитрия Ростовского. 5 ноября 1872 года на его месте устроен придел Богоматери " Споручница грешных " . Среди изографов, писавших иконы для храма, известно имя мастера Ивана Максимова. Он - автор иконы святителя Алексия, митрополита Московского, которая датируется 1686 годом, на ней есть изображение Московского Кремля со Спасскими воротами. Храм Николая Чудотворца в Хамовниках, с одной стороны, вполне типичен для московских посадских церквей - построен из кирпича, с применением белого камня, украшен поливными изразцами, основной объём с трапезной и шатровой колокольней расположены по одной оси... Московское барокко, да не совсем. Очень многое здешние зодчие заимствовали у ярославских мастеров узорочья: яркие россыпи уже упоминавшихся изразцов, жизнерадостная красно-зелёная раскраска самой церкви на фоне белой штукатурки...

http://sobory.ru/article/?object=01942

Вознесенская Давидова пустынь 14 августа 2006 г. 09:00 Вознесенская Давидова пустынь (поселок Новый Быт недалеко от Чехова) основана в 1515 году прп. Давидом. Старец происходил из рода князей Вяземских, и в миру носил имя Даниила. Он прожил сорок лет в Боровском монастыре, прежде чем решился основать свою обитель. В пустынной местности, принадлежавшей князю Василию Семеновичу Стародубскому, на берегу реки Лопасни в древней Хутынской волости, Давид поселился с четырьмя иноками. Тогда же были возведены первые деревянные здания — кельи, две церкви и трапезная. При царе Иване Грозном началось сооружение первого каменного храма обители, в честь Вознесения Господня, однако он долгое время оставался недостроенным. Храм разобрали, а на его месте вновь возвели церковь с тем же посвящением. На настоящий момент это самое древнее здание монастыря (1676-1682 гг.). Воскресенский собор принадлежит к стилю московского барокко. Пятиглавый, установленный на высокий подклет, он с двух сторон окружен крытой галереей на аркадах, проемы которой, по всей видимости были заложены. В 1657 г. пустынь по велению Патриарха Никона приписана к Ново-Иерусалимскому Воскресенскому монастырю, в 1712 г. — к Чудову, а в 1764 г. стала заштатной. Лишь в 30-40-е гг. XVIII в. благосостояние обители стало расти, возобновилось каменное строительство. К этому периоду времени относиться нарядная колокольня с курантами в три яруса (перестраивалась во второй половине XIX века). В 1848 г. при игумене Паисии строится двухэтажный братский корпус и угловая башня ограды. Формирование архитектурного ансамбля, растянувшееся на века, завершается к началу XX столетия. После переворота 1917 г. судьба пустыни схожа с судьбами большинства российских монастырей и храмов: разграбление и поругание. Возрождение ансамбля наметилось только к 1992 г. За прошедшие годы разрушенный комплекс почти полностью восстановлен. По материалам сайта «Монастыри и церкви» Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/127307.htm...

Душоново. Церковь Всех Святых. Всехсвятская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Деревянная церковь построена между 1654 и 1670 гг., в начале XIX века перестроена в формах классицизма. В первое время была освящена в честь Николая Чудотворца, с 1839 г. - церковь Всех Святых. Деревянный храм во имя святителя Николая упоминается в селе Душоново уже в документах 1585 г. Церковное строение и земли принадлежали московскому Чудову монастырю. Этот храм был перестроен в 1654 г. и простоял до 1982 г., пока не сгорел. В наши дни на его месте поставлен большой деревянный крест. «Храм был деревянным, рубленым, снаружи обшит тёсом. Здание, состоящее из четверика храма, граненого алтаря, трапезной и притвора, поставлено было на высоком подклете. В 1814 церковь была «возобновлена». Над четвериком надстроили восьмерик, перекрытый куполом». Деревянная Никольская церковь, с 1839 г. – храм Всех Святых, была закрыта советскими властями в 1920-х гг. и превращена в склад. Сгорела в 1970-х гг. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=54829

Запонорье. Неизвестная часовня. /// Епархия неизвестна Деревянная часовня. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Год постройки:приблизительно 2010 - 2011. Адрес: Московская область, Орехово-Зуевский городской округ, д. Запонорье Координаты: 55.636376, 38.867892 Проезд:автобусом до ост. д. Запонорье. От ст. Дрезна - 17 км на автобусе 50. От ст. Орехово-Зуево - 32 км на автобусе 40. От ст. Павловский Посад - 27 км на автобусе 65 Вопрос модератора :Неизвестно в честь какого святого/праздника был освящен храм. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Название села, как часто бывает, отражает географическое положение села - расположенное за рекой Понорь. Деревня Запонорье впервые упоминается в 1587 году. Деревня находилась на земле, принадлежавшей московскому Чудову монастырю. Упоминается и другое название: «Запонорье, Власьевское тож». В XIX веке село Запонорье являлось административным центром Запонорской волости Богородского уезда Московской губернии. В селе находилось волостное правление, церковно-приходская школа, Покровская церковь и старообрядческая часовня. В 1852 году в селе насчитывалось 72 двора и 391 житель. В 1862 году в селе проживало 359 человек (168 мужчин и 191 женщина). В 1899 году в селе проживало 409 человек. В 1925 году численность населения составляла 611 человек, в селе было 115 дворов. Покровская церковь была закрыта в 1940 году, а к 1948 году снесена. Не сохранилась и часовня. Современная деревянная часовня построена в 2011 году. Часовня старообрядческая, Белокриницкого согласия (белокриничники). По преданию, на месте этой часовни располагалось старое кладбище. По материалам: http://www.genealogy-kzn.ru/elkino_molokovo/ Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=59993

Кирил: для нас — закласти духовну основу для добрих польським народами 10 вересня 2012 р. 14:45 8 вересня 2012 року Московський Кирил на Бородинському кореспонденту Першого каналу телебачення про значення послання народам , яке було Предстоятелем Церкви головою католицьких Ми знаходимося на Бородинському тому самому , де в Наполеона було близько ста тисяч . В поляки часто воювали собою . Ми добре пам " Смутний час ; але одночасно поляки пам " ятають , втрату ганьбу , повстання , кров в за , , ХХ  — жертви з одного з боку . пам " ять , яка в скорботу польського , , так над нашими двома народами державами , що у XXI ми не могли пам " , щоб побудувати новий тип . Думаю, все те, що в час мого дуже велике значення саме для того, щоб перегорнути цю тяжку Нехай комара кажуть, хто в а хто в в цих для нас — закласти духовну, основу для добрих двома народами. Тому сили, сили — Руська Православна Церква Католицька Церква прийняли звернутися до двох для того, щоб закликати вимовити слово, звертаючись один до одного, — «прости». на цього прощення примиритися, а значить, не забути, але й не порушувати на могли б заважати розвитку двома народами. Глибоко переконаний, що ця яка в першу чергу духовне значення, яка звернена до до сердець повинна допомогти обом народам, християнським народам, слов " янським народам, що живуть один з одним, почати будувати нову чудову людьми. Ось заради всього цього були зусилля, з тим щоб виробити документ, який, однаковою задовольняючи сторони, переконати народи зробити перший крок до примирення. Прес-служба Московського з ключовими словами –   Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2458221...

Кирил: дуже близька серцю» 19 липня 2010 р. 13:32 15 липня 2010 року  в Чистому провулку Предстоятеля Церкви з представниками  на Кирил на запитання «Перший канал» «Ера». На початку розмови  Владика враженнями свого першого обрання  на престол на який 2009 року. в яких я  побував, стали спогадом минулого року, — сказав — Мене вразило те, що, незважаючи на складний контекст, на що в абсолютна народу православну ця й «Це ж у та в —  зазначив Предстоятель. — Це окреслюють параметри дуже важливого  культурного та поняття, яке б я сформулював  як Руський особливо зазначив, що Руський «не " " , тим  це не За словами Його «це той  самий який вийшов з — Водохрещення». «Це той самий який на та культури, — зазначив Предстоятель. — того, що хтось  цей не цей це об " Я торкнувся всю силу того дивного духовного  та культурного явища, яке породжене  Православною Церквою». дуже близька  серцю з багатьох причин, — сказав Кирил. — Але причина —  це сила це сила почуття, це чистота прояву цього почуття. Дай Боже зберегти людям цю а разом з нею  чудову духовну Прес-служба Московського   Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1224654...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010