О Ф., помнится, говорил я вам, что не употребил бы его, если бы не вас послушался. Унимайте его. Более же поговорим о нем, если будет угодно Богу, дома. Мир вам о Господе и братии. Мая 11-го 1836. Письмо 138 Примите, о. наместник, посетителей, графиню Анну Алексеевну и о. архимандрита Фотия, со всяким вниманием. О. Архимандрита возьмите в мои келлии, или где покойнее отдохнуть ему. Исполните священное, чего пожелают. Между прочим о. архимандрит желает слушать панихиду по схимонахе Михаиле. Предложите им и угощение от нашего усердия. Мир вам и братии. Не пишу к вам потому, что скоро смотрю к вам. Июня 4-го 1836. Письмо 139 Благословение Божие вам, отец наместник, и братии. Простите, что замедлил писать, хотев тотчас по приезде. Обитель оставил я с благодарением Богу и Преподобному О. нашему Сергию. Благодарю и вас за труды для обители и за помощь моей немощи. Мысль о священных сосудах в Вифанию желаю исполнить. Только не знаю, как возьмусь за сие. Не назовете ли мастера, который бы не захотел обмануть меня? Неприятные отношения мои к художникам по Чудову монастырю делают то, что я боюсь входить в сношения с художниками, основанные на доверенности, а входить в разбирательства предостерегательные и не имею времени, и не умею. По приезде моем тотчас встретил меня случай, о котором и говорить не хотелось, и молчать не хочется. Служитель Михайло, пришел ко мне после всех, говорит: ходил с образчиками бархата. – С какими? – В лавру на облачение. – Взял что ли ты их? – Нет, возвратил те, которые присланы из лавры, как негодившиеся, и вместо которых пришлют из лавры рисунки. – Приехавший из лавры настоятель должен был признаться служителю, что ничего такого не знает. Простите меня, мне все кажется, что не должно ставить настоятеля в такое положение. Научите меня лучше видеть вещи. По прилагаемому при сем определению поспешите сделать в Соборе исполнение и доставить мне. Так хочется мне начать дело, чтобы перемещаемые не запутывали один другого. Благочинный, надеюсь, будет полезен в Петербурге. Между тем сведения, полученные о тамошних, продолжают быть сомнительны. Да дарует Бог, чтобы дело было лучше слуха.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Эти стихи остались не написанными. Само Благое Провидение наложило на них запретную десницу. Сохранилась только единственная каноническая редакция, указанная выше, заканчивающаяся словами: «Глаголом жги сердца людей». Пушкин должен был немедленно ехать в Москву по вызову Царя. Поэта привезли прямо в Комендантское Управление, откуда дежурный генерал повел его в Малый Николаевский дворец, примыкавший к Чудову монастырю (который недавно только был описан в трагедии «Борис Годунов»). Небритого, в дорожном пыльном сюртуке ввели Пушкина в кабинет Императора. Тема беседы была следующая. Покойный Император Александр Павлович выслал поэта в деревню за вольнодумство, но Император Николай Павлович думает освободить его, если только он даст слово не писать ничего против Правительства. Пушкин ответил, что уже давно не пишет ничего против Правительства и что у него одно только желание быть полезным отечеству. Государь готов верит Пушкину, но в бумагах заговорщиков имелись списки его стихов, а иные из мятежников прямо заявили, что их образ мыслей сложился под влиянием Пушкина. А как Пушкин относится к этим бунтовщикам? Поэт должен был сознатъся, что он многих из этих лиц уважал, а некоторых даже любил. Но если Пушкин любил заговорщиков, то как поступил бы он, случись ему быть 14 декабря в Петербурге? Поэт ответил, не колеблясь: «Непременно, Государь, был бы среди мятежников, и слава Богу, что меня не было тогда в столице...». Эта искренность поразила Императора. «Теперь, надеюсь» – сказал Император, «мы более ссориться не будем. Я сам буду твоим цензором». В этот же день, вечером, на балу у французского посланника, Государь Николай Павлович сказал Д. Н. Блудову (бывшему основателю общества «Арзамас», а впоследствии графу, министру и Президенту Академии Наук) – «Знаешь, что я нынче долго говорил с умнейшим человеком в России?» На недоумение Блудова Государь сказал: «Это был Пушкин». К сожалению, Государь не смог быть постоянным цензором поэта и цензура часто стала зависеть от шефа жандармов А.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Andreevsk...

Высота сана приводит иногда к самовозношению, самовозношение – к гордыне, а этот порок изверг Денницу с неба в бездну ада. Гордость породила Ариев, Несториев. Преимущество чести породило папство; из папства вышло лютеранство; из лютеранства вышли, тоже как порождения гордости, эти рои сектантства, которые в последнее время наполнили нашу Русь православную. Не надменность ли ума породила самые последние секты и заблуждения, многих отторгнувшие от Церкви и возбудившие опасения для предержащих властей? Вот опасности величия сана. Что касается тяготы епископского омофора, то опасность здесь заключается в том, что эта тягота может привести к изнеможению, а изнеможение к унынию, уныние же – к желанию снять с себя это иго. А сие ведет не к восхождению по лестнице нравственного совершенства, а к нисхождению. Такое ниспадение заслужило некогда упрек Пастыреначальника Христа Ангелу одной из первых христианских Церквей ( Откр.2:1–5 ). Сие говорится не для того, чтобы смутить твой помысл, возлюбленный брат, но чтобы напомнить, быть может тебе известное, чего можно ожидать и чего опасаться каждому из нас. Закончу мою речь тем же, чем и ты закончил свою: дерзайте убо, дерзайте, людие Божии, верен Обещавший: «Аз есмь с вами, и никтоже на вы». Прими сей жезл – символ пастырства, вручаемого тебе от Пастыреначальника Христа. Речь при вручении жезла новопоставленному епископу Серпуховскому Арсению (Жадановскому) 33 Преосвященный епископ Арсений! Я и многие со мною рады, что возведение тебя, возлюбленный брат, на иерархическую степень не соединяется с отнятием тебя от обители святителя Алексия 34 , где ты служил, будучи образом для верных словом, житием, любовью, духом; не отнят ты и у того сонма богомольцев, который собирался здесь во множестве. Не нужно много времени, чтобы узнать причину стремления богомольцев к Чудову монастырю. Чуткие души верующих узнают, где они могут найти удовлетворение их духовной жажды, и стремятся туда. Они чувствуют родство с теми, кто может удовлетворять их жажду спасения. Приходящие сюда и живущие здесь почуяли родство души своей с твоей душой, как и душа твоя сроднилась с ними духовным родством. Благочиние и уставность службы закрепили этот союз.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

протоиереев и иереев, быть учеником которых я и сам почитал бы для себя за честь, а также и лиц совсем других общественных кругов, но которые сочувствуют делу и задачам просвещения в духе православного христианства. Иные из них, ив имея возможности присутствовать здесь лично, прислали мне выражение своего сочувствия и свои приветы телеграфные и письменные... Всем им многая лета! В заключение позволю себе высказать одно пожелание общего характера. Я сказал уже, что современное общество и в частности все мы, собравшиеся здесь, испытываем тоску по объединению под одним, заветным для нас, знаменем, – под знаменем просвещения в духе православного христианства. Пока еще довольно слабое, проявляющееся лишь частично и спорадически, такое объединение могло бы сослужит не малую службу в деле действительного обновления нашей мысли и жизни, если бы сделалось явлением более обычным. Ибо в единении, во взаимной нравственной поддержке и любви, заключается громадная сила, – это старая, но вместе и вечно новая истина! Как в мире физическом все согревается и оживляется теплотою и светом солнечным, так и в мире духовном все согревается и оживляется теплотою и светом, исходящими от Солнца мира, озаряющего сердца и умы людей. Без его теплоты и света, сам ум светит лишь светом тусклым и примрачным. Ночь смотрит тысячею глаз, А день глядит одним; Но солнца нет и – по земле Тьма стелется, как дым. Ум смотрит тысячею глаз, Любовь глядит одним; Но нет любви и – гаснет жизнь, И дни плывут, как дым... Ужасно это, – когда меркнет свет любви и будничные, серенькие дни плывут, как дым. Тогда безволие и дряблость заглушают добрые начинания, как бы решительны в отдельных инициативах они ни были... Да послужит же наше настоящее объединение залогом и началом деятельной. не случайной и спорадической, но планомерной и постоянной, нравственной взаимоподдержки, объединяющей в одно братство всех, шествующих в направлении к одним и тем же идеалам!... По предложению юбиляра все собрание пропело «многая лета» митрополиту Владимиру и всем его достойными сподвижникам по управлению епархией, Троице-Сергиевой Лавре, Чудову монастырю, Академии и ея корпорации с учащимися, комитету по организации торжества, редакции .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Vveden...

б подякувати Вам також за склалися у Вас з владикою Варлаамом, якого Ви добре знали ще до того, як став за все те, що Ви робите для в Готовий обговорити з Вами питання, Ви, владика, — ми таку чудову Вас сердечно». «Дякую, Ваша Святосте! Ми щиро Вам за Ваш колосальний труд заради того, щоб був мир людьми, — сказав, у свою чергу, Ю.Б. Ваша нас в цих процесах». «Ми бачимо, з якою душевним болем Ви ставитеся не до тих проблем, у нас, а й в державах, у тому не православних, християнських державах, — продовжив глава Знаю, з яким болем Ви ставитеся до проблем, в арабському мусульманських державах. Я чув виступи щодо щодо Ви говорили, що насамперед страждають люди, бо справи починають вершити хто не у диявола. Диявол вони починають бунтувати, починають вносити смуту, чого за все страждають люди з чистою душею, бояться Бога». «Разом владикою та православними ми робимо все, щоб у нас в були мир — запевнив Ю.Б. що людина повинна являти свою насамперед у добрих справах.  час обговорювалися питання та церковно-державних На завершення Кирил та Ю.Б. пам " ятними подарунками. Прес-служба Московського , молдавська Фотоальбоми Кирила з главою Ю.Б. Кирил з головою Ю.Б. за темою Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла главе Республики Ингушетия М.М. Калиматову с 65-летием со дня рождения : та звернення] Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла председателю Совета Федерации Федерального Собрания РФ В.И. Матвиенко с днем рождения : та звернення] Лист подяки Кирила Президенту О.Г. Лукашенку : та звернення] Кирила з РФ К.А. Чуйченко П " ятигорського до Баку У шосту в молитовно вшанували пам " ять жертв нападу на храм Представники Синодального з чернецтва до з ключовими словами церковно-державний –   новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил з головою Ради конгресу В.П. Кирила з РФ С.С. Кравцовим Кирил з ректором О.Г. Кирил з членом Бюро союзу А.Р. Кирил: Руська та Сербська Церкви можуть внесок у що у " робоча Кирила заступниками голови руського народного собору Кирила заступником мера Москви в Москви з питань житлово-комунального господарства, Департаменту ремонту м.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3582609...

Изъ замечательныхъ вещей въ пустыни хранятся: сосуды, употребляемые при сделанныя въ 1598 г. царевича Феодора Борисовича. Пустынь владеетъ 83 дес. земли. Игуменъ. Монаховъ 33, послушниковъ 17. Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи, 1908 г., стр.489-490 Пустынь была приписана к Воскресенскому Ново-Иерусалимскому монастырю в 1657 г., в 1667 г. исключена из его ведения по указу царя Алексея Михайловича. В 1712 г. она была приписана к Чудову монастырю, а в 1721 г. по определению Святейшего Синода от 28 апреля - к Московскому Златоустовскому, в казну которого поступали все земли и скот пустыни, а также доходы от часовни у Арбатских ворот. В 1724 г. по определению Духовной дикастерии (Синодальная контора в Москве) была взята в монастырь ризница пустыни. Источник: протоиерей Олег Пенэжко. " г.Чехов. Храмы Чеховского района Московской области " . 2001 г. Основные реставрационные работы в обители проводились под руководством архитектора О.В. Гаевой. Кирилл Аминов, 17 мая 2015 г. В 1515 г. прп. Давид, из рода кн. Вяземских, более 40 лет подвизавшийся в Боровском монастыре, в пустынной местности на берегу Лопасни, бывшей во владении кн. Василия Семеновича Стародубского, основал мужской монастырь. По указу Ивана Грозного здесь начали строить каменный Вознесенский собор, но строительство завершено не было. В 1619 г. обитель была разорена литовцами и черкесами. В то время монастырь был беднейшим. В 1657 г. он был приписан к Воскресенскому Ново-Иерусалимскому монастырю, затем к Чудову, в 1721 г. - к Златоустовскому. В 1727 г. Давидова пустынь получила самостоятельность. В 1760-1778 гг. в обители размещалось Хатунское Духовное правление. В 1792 г. в монастыре введено общежитие и он восстановлен по указу митрополита Платона иеромонахом Макарием. С XIX в. начался расцвет обители, появилось множество каменных зданий; сложился существующий архитектурный облик. В 1915 г. обитель получила статус второклассного мужского монастыря. Рост благосостояния обители прервали события 1917 г. В 1930-х гг. монастырь покинули последние монахи. На территории монастыря и в его постройках разместился сельхозтехникум. Уничтожено монастырское кладбище, на котором покоился прах героя Отечественной войны 1812 г. генерала Дохтурова. В 1992 г. жители поселка образовали общину, которой был передан собор Всемилостивого Спаса. С 1995 вновь учрежден мужской монастырь и началось его возрождение. В 1997 г. были обретены мощи прп.Давида Серпуховского. В монастыре собрано более 150 частиц мощей святых угодников Божиих.

http://sobory.ru/article/?object=02624

Спасскую и Боровицкую башни Кремля откроют для прохода к Чудову монастырю 1 августа, 2016. Новостная служба Путин поручил сделать музейные «окна» для обозрения древних фундаментов и других находок, обнаруженных при археологических раскопках 1 августа. ПРАВМИР. Президент РФ Владимир Путин поручил к концу декабря подготовить предложения по организации прохода туристов и других посетителей в Кремль через ворота Боровицкой и Спасской башень. Глава государства по итогам осмотра парка на месте демонтированного 14-го корпуса Московского Кремля поручил создать дополнительный туристский маршрут по территории Кремля без посещения музеев, с отдельным входным билетом, и организовать его информационное сопровождение. Об этом говорится в перечне поручений главы государства, опубликованном на сайте Кремля. Решать вопрос о пропуске туристов будут Федеральная служба охраны, Управделами президента и Министерство культуры. В настоящее время проход посетителей в Кремль осуществляется только через пропускной пункт у Кутафьей башни (расположенной в районе Александровского сада и соединенной мостом с Троицкой башней северо-западной стены). Путин поручил сделать музейные «окна» для обозрения древних фундаментов и других находок, обнаруженных при археологических раскопках на месте демонтированного 14-го корпуса Кремля. В подвалах этого бывшего административного здания может быть создан полноценный подземный музей, передает ТАСС. В частности, будет завершена музеефикация фундамента Малого Николаевского дворца, церкви митрополита Алексия и Благовещенской церкви Чудова монастыря на Ивановской площади Кремля, церкви Святой Екатерины Вознесенского монастыря на Спасской улице Московского Кремля. Среди других поручений Путина — рассмотрение вопроса о воссоздании «на историческом месте креста в память о трагической гибели великого князя Сергея Александровича». 14-й корпус Кремля, здание, которое не является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО, было построено в 1932–1934 годах на месте разрушенных Чудова и Вознесенского монастырей и Малого Николаевского дворца. До 1991 года в 14-м корпусе проводились заседания Верховного Совета СССР. До 2012 года в корпусе находились некоторые подразделения администрации президента, в том числе пресс-служба, служба протокола, управление по внешней политике и референтура. Там же находился второй рабочий кабинет президента. В 2015-2016 годах административное здание было демонтировано, а при раскопках на его месте были открыты остатки нескольких древних построек.

http://pravmir.ru/spasskuyu-i-borovitsku...

Успенский храм (Жилино) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Успенский храм построен в 1754 году на пожертвования прихожан вместо деревянной церкви XVII века, принадлежащей Чудову монастырю. По преданию, в этом храме молился полководец Кутузов. Из Жилина он отправил донесение об оставлении русскими Москвы. Содержание История [ править править код ] «Село Жилинское» упоминается в XIV в., в духовной грамоте святителя Алексия, Митрополита Московского. Он завещал село основанному им кремлевскому Чудову монастырю. Писцовые книги XVII в. упоминают о существовавшей в «вотчине Чудова монастыря» деревянной церкви. Нынешняя каменная церковь стоит на взгорье с 1754 г. Построена она на пожертвования прихожан. По преданию, в этом храме молился полководец Кутузов. Из Жилина он отправил донесение об оставлении русскими Москвы. Престолов в храме три — в честь Успения Пресвятой Богородицы, во имя Святой Троицы и во имя святителя Николая Чудотворца. Резные и фигурные части иконостасов покрыты сусальным золотом. На храмовых иконах басменные ризы, и к каждой из них приделаны специальные рамки, в которые раньше вставлялись лучшие богемские (листовые) стекла. Застекление сохранилось и поныне. Главный иконостас — пятиярусный. Стенное писание и орнаменты по местам при поновлении и даже полной замене сохранены в единстве стиля. Многое сохранилось от старого храма и утвари. Особо чтимые иконы: Казанская, «Нечаянная радость», Владимирская. Храм не закрывался. В настоящее время здесь действует воскресная школа. Приход активно занимается благотворительностью. Проведены ремонтно-реставрационные работы. Архитектура [ править править код ] Успенский храм выстроен в стиле провинциального барокко, каменный, на белокаменном цоколе, состоит из бесстолпного четверика. Двусветный четверик храма перекрыт сомкнутым сводом, завершён декоративным барабаном с луковичной главкой. С востока к зданию примыкает прямоугольный алтарь, с запада небольшая трапезная с двумя боковыми приделами и приземистая классицистическая колокольня в три кубических яруса, перекрытая куполом с люкарнами. Декоративное убранство переработано в 1850-х годах и сводится к расчленяющим стены пилястрам, карнизам. Наличников вокруг широких прямоугольных окон нет.

http://azbyka.ru/palomnik/Успенский_храм...

Президентская библиотека имени Ельцина готова предоставить материалы для реставрации кремлевских монастырей 22 августа, 2014. Новостная служба У библиотеки есть несколько посвященных этим двум разрушенным монастырям оцифрованных дореволюционных изданий с детальным описанием обителей и их убранства 22 августа, ПРАВМИР. Первая электронная национальная Президентская библиотека имени Ельцина располагает обширной документацией по Чудову и Вознесенскому монастырям Московского Кремля и готова помочь в их воссоздании. Об этом сообщил РИА Новости директор по связям с общественностью библиотеки Валентин Сидорин. «Мы располагаем информацией по Чудову и Вознесенскому монастырям в Московском Кремле. У нас подготовлен большой объем материалов с описанием этих монастырей, которые мы готовы предоставить», — сказал Сидорин. По его словам, у библиотеки есть несколько посвященных этим двум разрушенным монастырям оцифрованных дореволюционных изданий с детальным описанием обителей и их убранства — «вплоть до того, где какая икона располагалась, что где находилось». В этих книгах есть также изображения и фотографии монастырей. «Если эти материалы будут востребованы, мы их, безусловно, предоставим. Была поставлена задача сделать эти объекты, прежде всего, архитектурными. Поэтому мы готовы работать и с правительством Москвы, и со всеми, кому будет поручено этим заниматься», — добавил собеседник агентства. На данный момент библиотека сотрудничает с Александро-Невской лаврой в Петербурге, Тихвинским Богородичным Успенским монастырем в Ленинградской области и Юрьевым монастырем в Новгороде. Напомним, что идею о воссоздании кремлевских монастырей высказал в конце июля президент России Владимир Путин в конце июля. Это предложение вызвало обширную дискуссию в обществе, в том числе она касалась возможностей реставрации. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/prezidentskaya-bibliot...

Кроме церквей Архангельской, Благовещенской, Алексеевской и Андреевской Чудову монастырю принадлежала некогда церковь , апостолов Петра и Павла, находящаяся в прежде бывшем архиерейском доме, а ныне в императорском Николаевском дворце. В этой обители были ещё церкви, в разное время уничтоженные: Великомученицы Евдокии, над задними вратами. Построенная царём Иоанном Васильевичем в 1556 году, в память рождения царевны Евдокии; Мучеников Платона и Романа, – сооружённая митрополитом Платоном в честь его ангела и впоследствии переименованная в честь Всех Святых 24 . В Чудовом монастыре было некогда кладбище, на котором погребались российские первосвятители и знаменитые бояре. Здесь, например, погребены митрополиты: Феодосий, Симон и Афанасий, и знаменитый патриарх Гермоген, который в этом монастыре мученически окончил жизнь свою, Епифаний Славинецкий, учёный муж XVII века. Здесь был погребён блаженный и Христа ради юродивый Тимофей, который скончался 1731 года, при императрице Анне Иоанновне. 28 лет трудился он в подвиге юродства. Императрица Анна Иоанновна неоднократно посещала Чудов монастырь и над гробом сего юродивого в присутствии своём приказывала служить панихиды. Чудов монастырь служит более пяти столетий убежищем, иноческой жизни, из него выходили достойные пастыри церкви. Во время патриархов Всероссийских, Чудов монастырь назывался Лаврою и служил рассадником духовного просвещения. В 1646 году, когда вызван был великим князем Василием Иоанновичем учёный Максим Грек , для разбора рукописей царской библиотеки, он был помещён в Чудовом монастыре. Во время патриарха Филарета Никитича, в этом монастыре заведена была школа, называвшаяся Патриаршею, потому что состояла под ведением самого патриарха; первым учителем в ней был Арсений Грек. Упражняясь в духовной жизни, иноки Чудова монастыря занимались изучением греческого и латинского языков и переводили книги на русский язык. Между другими занятиями иноков этого монастыря было исправление церковных книг по греческим подлинникам. Главным образом в этом деле трудился Арсений Грек и потом Епифаний Славинецкий.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010