и) в книжном собрании С.Р.К .: 79) Ркп. 14. Толковая Псалтирь, в переводе Максима грека , на 5 первых кафизм, скорописью двух почерков первой половины XVII в., в 4-ую долю листа, на 16+547 листах. На первых 16 листах находится послание Максима грека вел. князю Василию Ивановичу («всяко даяние благо и всяк дар совершен»), а на следующих начинается толкование псалмов. Ркп. принадлежала московскому купцу Павлу Афанасьеву Ватлину. Сказания о Максиме греке никакого нет. Ркп. 94. преп. Иосифа Волоколамского устав с прибавлениями, поморского письма начала XVIII в., в 4-ку, 256 лл. на 251 – слово Максима грека «на потопляемых и погибаемых богомерским гнусным содомским грехом в муках вечных. Глава 64». Сказания о нем нет. Ркп. 95. Максима грека о крестном знамении и другие статьи, нового письма, в 4-ку, 28 лл. Сказания о нем нет. Ркп. 129. Сборник, именуемый Просветитель многосложный, полууставом XVII в., в 4-ку, 546 лл. На 364–380 листах 6 слов Максима грека . Сказания о нем никакого нет. Ркп. 305. Спиридона Потемкина слова с иными статьями, полууставом XIX в., в 4-ку, 175 лл. С 135 об. и до конца рукописи слова (9) Максима грека . Сказания о нем никакого нет. 84) Ркп. 72. Св. Иоанна Дамаскина творения с разными прибавлениями, мелким полууставом разных почерков и скорописью более поморского письма второй половины XVII и начала XVIII в., в 8-ку, на 4+160+15+122+44+172+16 листах. В ркп. (на 1-м седьмого счета) между прочим находится сказание о Максиме греке – «осьмой убо тысящи наставши», сокращенной редакции, той же, которая в ркпп. Соловецкого монастыря 862/752 и 851/741 и Императ. Публичной библиотеки О. I, 96. (См. выше стр. XXIX-XXXVIII). Оканчивается теми же словами, что и ркп. Публичной библиотеки (см. стр. XXXVIII, вар. я). (Ркпп. за 79 и 84 просмотрены А.П.Б.). к) в библиотеке Чудова монастыря: 85) Ркп. 12/182. Толкования на 16 пророков (Осию, Иоиля, Амоса, Авдия, Иону, Михея, Наума, Аввакума, Софонию, Аггея, Захарию, Малахию, Исаию, Иезекииля, Иеремию (Варуха), Даниила). Перевод Максима грека (?). На 166-св. Епифяния Кипрского об именах пророческих, и откуда беша сами, и како умреша и кде лежат мощи их. – Толкованиям предшествуют небольшия сказания о пророках. Сказания о Максиме греке нет никакого, равно и указаний, что перевод сей совершен им. Ркп. XVI в., 333 листа. На переплете и на первых листах записи XVI и XVII вв. о принадлежности ркп. Чудову монастырю. (Толкования на 16 пророков встречаются в ркпп. и до XVI в.). Отмечаю здесь эти ркпп. потому, что в каталоге библиотеки Чудова монастыря перевод сих толкований приписывается, хотя и нерешительно, Максиму греку. См. Памятники древней письменности за 1879 г., вып. IV, Спб. 1879 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Управляет обителью архимандрит. Сретенский монастырь. Эта необщежительная обитель находится в Белом городе, на улице Сретенке. В давнее время на этом месте было так называемое «Кучково поле», где казнили преступников. В конце XIV столетия здесь выстроили церковь во имя Марии Египетской. Во время нашествия в 1895 году на Москву Тамерлана из Владимира принесена была чудотворная икона Владимирской Божией Матери. Образ встречен был на Кучковом поле. Вскоре же после этого Тамерлан, устрашенный видением, оставил Москву. В ознаменование этого чудесного избавления столицы и России от полчищ страшного завоевателя великий князь Василий Дмитриевич построил на месте встречи образа каменную церковь в честь Владимирской Богоматери и при ней обитель, названную Сретенским монастырем. В настоящее время в этой обители три храма: каменный, в честь иконы Владимирской Божией Матери, церковь во имя Св. Марии Египетской с приделом во имя Сретения Господня и храм в честь Св. Николая Чудотворца. Ежегодно 26 августа из Успенского собора совершается крестный ход в Сретенский монастырь. Праздники в этой обители следующие: 2 февраля, 1 апреля, 23 июня, 26 августа, в неделю Всех Святых и 6 декабря. Управляет Сретенским монастырем архимандрит. Чудов монастырь. Эта обитель выходится в Кремле, на Царской площади, на месте прежде бывшего здесь двора для послов из Золотой Орды. Основан монастырь в 1365 году святителем Алексием, митрополитом Московским. Поводом к созданию этой обители послужило чудесное исцеление от слепоты жены хана Джанибека Тайдулы. Исцеление даровано было ей по молитве святителя Алексия, и благодарная Тайдула подарила св. Алексию упомянутый двор ханских наместников. Святитель же вместо этого двора, в память чудесного исцеления, в сентябре месяце 1365 г. в день чуда Архистратига Михаила, устроил деревянную церковь в память чуда Архистратига Божия, бывшего в Колоссах. С этого времени положено было начало Чудову монастырю. Первыми иноками его были вызванные монашествующие из Сергиевой обители. Во время нашествия Тохтамыша Чудова обитель была разорена, сожжена и разграблена. Великий князь Димитрий Донской, возобновивший опустошенный город, восстановил и эту обитель. Спустя 60 лет после кончины Св. Алексия в Чудовом монастыре открыты были его мощи. В 1493 и 1547 годах обитель эта была опустошена пожарами. После бедствий Смутного времени Чудов монастырь в XVII веке достигает высшего процветания и получает название «Великой лавры». Патриарх Филарет Никитич основал при нем греко-латинское училище, называвшегося «патриаршей школой». В 1812 году обитель снова была разграблена, а святыни ее подвергнуты поруганию. Алтарь соборной церкви превращен был в спальню маршала Даву. Мощи св. Алексия были выброшены из раки.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

В течение почти пяти веков Чудову суждено быть не только поприщем духовных подвигов иночества, но свидетелем и участником в делах Церкви, Государства и просвещения. Вселенские судии, Патриархи Паисий и Макарий грамотою своей 1667 года подтверждают, что «от сея св. обители премногим богобоязливым иночествующим мужем, аки от лозы доброплодныя пресладким прозябати грезнам». Было даже время, как показывают нам факты, что в стенах его судимы были дела. Церковные и решались Государственные. В таком отношений история сей обители не ограничивается тесным кругом монашеской жизни; но соприкасается истории Москвы и получает значение Государственное. В ней первый строитель дома Св. Архангела Михаила является не только поборником православия, непоколебимым столпом отечественной Церкви, но и ревнителем о благе России, которой он, по словам В. К. Димитрия Донского, «даровал мирное житие,» был ходатаем за нее у корыстолюбивого Чанибека и лютого Бердибека, убийцы отца и 12 братьев, миротворцем враждовавших друг против друга Князей земли Русской, которые являлись к нему на Третейский суд; Тверский Князь Иван Михайлович, выкупленный Димитрием Донским из плена Ординского, сидел у него на дворе заложником до тех пор, пока его не выкупил отец 635 . Может быть, в этой же обители Святитель Алексий пред кончиною своей предлагал панагию и омофор Преподобному Сергию, смиренно отрекшемуся от высокого сана Иерарха. Многие из Настоятелей сего монастыря занимали Иераршеский престол; двое из них Иоаким и Адриан были Патриархами Всероссийскими. Прежний его Архимандрит, а потом Архиепиекоп великого Новгорода Леонид памятен бедственною участью своей: в 1572 г. Царь Иоанн Васильевич, «оборвав на нем сан и в медведно ошив, собаками его затравил 636 » Странный жребий выпал Чудовскому чернцу Григорию Богданову Отрепьеву принять рукоположение в диаконы от первого Патриарха Иова 637 , потом сделаться орудием политики Иезуитов и Поляков, около года царствовать в России под именем сына Иоаннова Димитрия и наконец бесславно погибнуть на площади. Но в той же обители Промысл попустил клятвопреступным Боярам сорвать Царскую багряницу с Шуйского, преемника Лжедмитрия и насильственно облечь его в иноческий сан. Во время Стрелецкого бунта 1682 года, в Чудов монастыре неволею пострижен в монахи отец Царицы Наталии Кирилловны Кирилл Полуехтович Нарышкин и, после пострижения, отвезен на Белоозеро в Кириллов монастырь 638 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

3.  Церковь крестовая в Архиерейском доме во имя св. Апостолов Петра и Павла. 4. Колокольня каменная, вновь выстроенная, на ней довольное количество находится колоколов с надписями, означающими, когда и при ком оные литы. Большой из оных лит в 1634 году для Ростовской соборной церкви Государем Царём Михаилом Феодоровичем, на поминовение по отцу своему, Патриарху Филарету, а полиелейный лит в 1734 году; оба Русских мастеров. 5. Дом Архиерейский, огромный, построенный в новейшем вкусе, видом на Ивановскую площадь. 6. С западной, северной и восточной сторон окружён монастырь пространными флигелями, в коих помещаются монашествующие, Консистория и Грузинские Преосвященные, в Москве находящиеся. О достопамятностях Из достопримечательнейших вещей в Чудове монастыре имеются: 1. Мощи св. Алексия, Митрополита Всероссийского, открыто почивающие в богатой серебряной раке, устроенной по повелению Великого Князя Василия Иоанновича в 1534 году. 2. Евангелие письменное, принадлежавшее сему Святителю, которое тщанием Преосвященного Митрополита Платона всё обложено жемчугом и убрано каменьями. 3. Образ св. Алексия, писанный на верхней доске гроба его, украшенный серебром и драгоценными каменьями, который в 1683 году был изъязвлен ножом от еретика Фомки Иванова, по ремеслу цирюльника, заразившегося Кальвинистской ересью. Образ сей поставлен в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. 4. Саккос Кресчатый, принадлежавший сему Святителю, сделанный по его повелению в 1364 году, шит по таусинной камке, оплечье, зарукавье и подольник низаны жемчугом. 5. Его же Епитрахиль, низанная жемчугом по таусинному атласу. 6. Подризник камки кизильбашной, кушатчатый полосатый. 7. Посох дорожчатый, в возглавии оправлен серебром и на возглавии по обе стороны вырезаны кресты; наверху подпись: смиренный Алексей Митрополит всея России. Под возглавием над яблоком другая надпись: лета 7186, поновлен бысть сей жезл Иоакимом Патриархом Московским и всея России. 8. Записка собственной руки сего Святителя, из которой явствует, что подмосковное село Черкизово, до штатов Чудову монастырю принадлежавшее, куплено на собственную сего Святителя сумму. Ныне находится там загородный Архиерейский дом.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Второе из тех чудес было воскресение мертвого младенца при раке святителя. Четвертое чудо: «Михаил, причетник г. Владимира, уязвлен был ядовитою стрелою. По его просьбе, принесли его в обитель Архистратига: – сам он не владел ни одним из членов; положив больного близ раки, отпели молебен; началась литургия. И вот клирику видится, как говорил он: св. Алексий стоит между двумя священниками, как во время великого входа, и держит в руке потир. Больной громко воскликнул: святитель Алексий! помилуй мя. И чем более воспрещали ему, тем более взывал он, пока святитель не обратился к нему и не произнес слов: «востани, возьми одр твой и иди в дом твой». Сказав это, возлег он в свою раку. В ту же минуту исцелился клирик. В виду всех он встал, как не страдавший ничем. Он даже взял книгу, и во время молебного пения стал, как канонарх, переходить с клироса на клирос, возглашая песни» 240 . Пахомий в своей службе святителю (1460 г.) говорит о чуде назидательном. – «Ты не презрел слез обиженного и припадавшего к раке твоей, поет он святителю. В сонном видении учинил ты обидчика расслабленным, скорчил руки и ноги, и сказал: если не отдашь вскоре сокровища ближнему, не встанешь с одра; когда же тот вскоре с покаянием и слезами припал к твоей раке, получил исцеление» 241 . Феодосий митрополит описал, как очевидец, исцеление инока Наума. Наум с детства был с иссохшею ногою и ходил на деревяшке; с надеждою на помощь святителя поступил он в Чудову обитель; здесь, служа в поварне, долго он молился, молился неотступно. В одну ночь боль в ноге сильно мучила его; острая боль доводила его до исступления, и он молился: «отче святый Алексий, ты видишь страдания мои, или исцели меня, или пусть взята будет душа из бедного тела моего!» Внезапно напал на него страх, и в то же время скорченная нога его разогнулась и стала здоровою. Это было 24-го января 1462 года 242 . Из девяти чудес, описанных Чудовским архимандритом Ионою, самое и поразительное последнее чудо: «немощный руками и ногами и расслабленный всем телом принесен был сострадательными в обитель Архистратига, по его вере к великому святителю.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

С разговором я и не заметил, что мы подошли к самым Кремлевским соборам. Женщина пошла по направлению к Чудову монастырю, а я направился в Успенский собор, который важнее по своему значению. Народом был наполнен собор, так что с трудом пришлось пробраться в него. Служил сонм иерархов; пели певчие синодальные. Служба совершалась Великопостная – торжественно, после которой совершался обряд «прощения». Я здесь до конца службы не остался, а перешел в Чудов монастырь, где служил епископ, при участии всего монастырского духовенства. Народу было так много, что трудно было пробраться вперед. Все были в праздничной одежде, как будто в первый день Пасхи. Вечерня прошла скоро, в конце которой архимандрит монастыря говорил проповедь «О значении настоящего дня и о прощении обид». [...] Каждый старался как можно ближе стать к нему, чтобы ловить его проповедные для народа слова. «Этот день, – говорил он, – издревле почитался христианами и заслуживал особое внимание своим значением. Он провождался особенно... Народ прощался друг с другом; прощался Царь с своими подданными; хозяин с своими работниками и слугами; начальник с подвластными ему; старшие с младшими и, наконец, пастырь с своими пасомыми. Прощение совершалось не только сердцем, но, чтобы было и явно, исполнялся обряд «прощения». Некоторые говорят – «прощение должно быть сердцем, а не обрядом». Но нет, если я на вас имею обиду, хотя сердцем я уже и простил ее, но вы-то не знаете, что я вас простил. [...] Вы знаете, что не было ни одного человека от сотворения мipa – без греха, кроме Богочеловека. Потому я вам советую не оставлять без внимания этот день и исполнять все, как исполняли издревле предшественники наши. Не верьте тем людям, которые говорят вам – «зачем вы пойдете в церковь прощаться, можно простить всякую обиду сердцем, а обрядность эта церковная ни к чему». Не обращайте на них никакого внимания, что бы они ни говорили вам и на вас. Вы знаете, что мы можем примириться с вами только посредством Церкви, которая как мать заботится о нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 МОСКОВСКИЙ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ХРАМ В МИТИНЕ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Московский Рождественский храм в Митине. Западный фасад. Фото от 10 июля 2016 г. Храм стоит на возвышении, на берегу речки Всходни, у кладбища, доминируя в ландшафте окружающей терри­тории. Первоначальный деревянный храм был построен 1758 году по благословению храмоздателя наместника Московского Чудова монастыря архимандрита Иосифа. Церковное место при селе Рождествено на протяжении трех веков, до 1764 года, принадлежало Московскому Чудову монастырю . В первой половине XVII века Чудов монастырь поселил на этих землях крестьян и тогда же поставил небольшую деревянную церковь. В  1673 году была выстроена новая церковь вместо прежней, тоже деревянная. В 1694 году выдан антиминс для освящения нового храма. С 1685 года в течение почти 40 лет настоятелями храма были члены одной семьи, передававшие приход от отца к сыну. В 1759 году на средства наместника Чудова монастыря иеромонаха Иосифа построена деревянная церковь Рождества Христова с колокольней, разрушенная в 1940-х годах. В процессе секуляризации монастырских земель в 1764 году село Рождествено перешло в Коллегию экономии, а в XIX веке - к Московской палате государственных имуществ. При настоятеле Сергии Остроумове подведён фундамент, храм оштукатурен внутри. В 1888 году на приход был назначен новый настоятель - священник Александр Терновский , который предложил построить новый каменный храм. В приходе насчитывалось уже около 1200 человек, тогда как старый деревянный храм мог вместить не более 200 человек. В дни праздников в храме была духота и давка. Прихожане храма собрали 5000 рублей. На сельском сходе жители приняли решение о бесплатном подвозе материалов. На фундамент пошли кирпичи разобранного древнего храма в с. Тушино. В 1890 году настоятель храма священник Александр Терновский получил разрешение на строительство каменного храма. Новый храм был возведён по проекту архитектора Владислава Осиповича Грудзина в 1890 - 1898 годы. 23 июля 1890 года была совершена закладка нового храма .

http://drevo-info.ru/articles/13677023.h...

Куниково. Церковь Воскресения Христова. Воскресенская церковь, Свято-Воскресенский храм /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Впервые " погост Куников " упоминается в 1581 году, когда Царь Иван Грозный пожаловал погост московскому Чудову монастырю, в чьём владении Куниково находилось до 1764 года. Храм на погосте впервые упоминается в 1654 г., когда в Куникове стояла деревянная церковь во имя свт. Алексия, митр.Московского. В середине 40-х годов 19 в. взамен деревянных церквей был возведён каменный пятиглавый храм с трёхъярусной колокольней, освящённый в 1847 году. В храм перенесли три престола из деревянных церквей: 1) в холодном четверике - в честь Воскресения Христова (Воскресения Словущего), в тёплой трапезной 2) правый - во имя свт. Николы, 3) левый - во имя свт. Алексия, митр.Московского. Церковь в Куникове подверглась закрытию решением Костромского облисполкома от 1 октября 1947 года. Впрочем, храм в любом случае был обречён: в связи с созданием Костромского водохранилища облисполком 4 марта 1953 г. принял решение о разборке здания храма в Куникове. В 1955-1956 гг. церковь была разобрана, а осенью 1956 г. её останки на небольшом острове окружили воды " Костромского моря " . Источник информации: Н.А. Зонтиков " Храмы Костромского района " . Воскресенская церковь с. Куникова каменная, с такою же колокольнею, построена в 1847 г. усердием прихожан на собранные пожертвования. Окружена каменной оградой, не оконченной с южной и юго-восточной сторон. Внутри ее приходское кладбище, без особой церкви. Престолов три: главный престол в холодной церкви в честь Воскресения Христова, в теплой правый престол во имя св. и чудотворца Николая Мирликийского, левый во имя св. Алексия, митрополита Московского. Средства церкви постоянные: 50 руб. в билете госуд. комиссии погашения долгов. В пользу церкви в 1872 г. пожертвованы прихожанами на вечное время: рыболовное озеро, приносящее дохода 200 руб. в год и весы, приносящие дохода 50 – 95 руб. в год, сдаются с торгов.

http://sobory.ru/article/?object=23686

Труд митрополита Алексея. М., 1892 (в приложении, с подлинника и списка); Тихомиров М. Н. Средневековая Москва в XIV–XV вв. М., 1957. С. 291. 1020 Тихомиров М. Н. Средневековая Москва... С. 290; Смирнов И. И. Заметки о феодальной России//История СССР. 1962. 3. С. 153; Черепнин Л. B. Русь, спорные вопросы феодальной земельной собственности в XI–XV вв.//Пути развития феодализма. М., 1972. С. 236; Алексеев Ю. Г. Аграрная и социальная история Северо-Восточной Руси. Переяславский Уезд. M., 1966. С. 105; Кобрин В. Б. Две жалованные грамоты Чудову монастырю (XVI в.)//Записки Отдела рукописей [ГБЛ]. Вып. 25. М., 1962. С. 291; Семенченко Г. В. Духовная грамота митрополита Алексея (к изучению раннего завещательного акта Северо-Восточной Руси)//Источниковедческие исследования по истории феодальной России. М., 1981. С. 10. 1023 Веселовский С. Б. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. М., 1969. С. 397–398. 1029 Акты феодального землевладения и хозяйства XIV–XV вв. Ч. I. М., 1951. 31–34. С. 49–52. (Далее: АФЗХ); ПСРЛ. T. XI. С. 214. 1031 ДДГ. 17. С. 46. О топографии данной местности см.: Чернов С. З. Некрополь в московском зоопарке на Пресне и локализация большого двора князя Владимира Андреевича «на трех горах»//Неисчерпаемость источника. К 70-летию В. А. Кучкина. М., 2005. С. 198–220. 1033 Веселовский С. Б. Феодальное землевладение в Северо-Восточной Руси. T. I. М.; Л., 1947. С. 353–354. 1034 АФЗХ. Ч. I. С. 53; Веселовский С. Б. Феодальное землевладение... Т. 1. С. 355; Он же. Исследования. С. 63. 1041 Подробнее об истории Троицкого подворья: Зверинский В. В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи с библиографическим указателем. T. III. Монастыри, закрытые до царствования императрицы Екатерины II. СПб., 1897. С. 29. 1436. 1046 Бурейченко И. И. К истории основания Троице-Сергиева монастыря//Сообщения Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника. Вып. 3. Загорск, 1960. С. 34; Юшко A.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вскоре к ним присоединились еще несколько человек. Общими усилиями храм был восстановлен, построены кельи. Но затем последовало разорение образовавшегося братства окрестными жителями. На Лукиана наложили оковы и отправили в Москву к Патриарху; там он был оклеветан в «нечистой жизни» и отдан «под начал» в Чудов монастырь. Полный духовного мира и незлобия, смиренно воспринял он случившееся, как волю Божию, терпел всяческие лишения, безропотно неся самые тяжелые послушания. В 1646 году к Патриарху обратились иноки из Спасской пустыни Архангельской губернии с просьбой благословить способного начальника в эту северную обитель. Чудовский архимандрит Кирилл указал на Лукиана, рассказав о его добродетелях. Святейший Патриарх, подробно расспросив его, увидел глубину его ума, великое смирение и духовную мудрость. Лукиан был рукоположен в сан иеромонаха и назначен в архангельскую обитель строителем. В обители успешно возводились храмы и устраивалась иноческая жизнь по общежительному уставу. Это вызвало неприязнь некоторой части братии, которой строгий монастырский порядок был не по душе. Преподобный, видя, что большинство не вмещает насаждаемый им образ монашеского делания, не мог сам поступиться им в угоду слабейшим. Выход был один – благословив братию, отправился он в свои прежние намоленные места, в любимую им пустынь, к церкви Рождества Богородицы, снова поставил себе келью и начал упражняться в безмолвии. С несколькими пришедшими к нему братьями, молитвою и постом воевал он против врагов невидимых, но вскоре вынужден был вновь покинуть избранное им место и вернуться в обитель Чудову. Там он снова начал подвизаться на различных послушаниях. Монахи и благочестивые миряне, слушающие рассказы Лукиана о пустыни, избранной Самой Царицей Небесной и о явленных там чудесах от иконы Богоматери, пожелали обустроить это святое место. Благочестивые люди Москвы испросили у государя Алексея Михайловича и у Святейшего Патриарха Иосифа благословение на строительство пустыни и разрешение иеромонаху Лукиану священнодействовать там.

http://pravicon.com/info-3956

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010