Стоявшее у северной стены большое Распятие жестоко поругано. Ударом снаряда сорваны распростертые, пригвожденные ко Кресту Пречистые Руки Спасителя. Тело его покрылось изъязвлениями от кирпичных вонзившихся осколков, и Распятие все залито маслом из лампады. Красные пятна создают потрясающую картину живого окровавленного Тела. Богомольны, которым удалось проникнуть в Кремль, подходя к этому Святому разбитому и поруганному Распятию, не могли спокойно смотреть на это жестокое поругание, предавались неописуемому отчаянию, плакали навзрыд, обнимали подножие Распятого Христа. Один из снарядов попал в окно так называемых Петровских Палат, где спасался от стрельцов Петр Великий, разбил оконный простенок и разорвался внутри Палаты. В настоящее время в этих Палатах все разрушено. Малый Дворец Малый Никольский дворец Малый Николаевский Дворец, принадлежавший ранее Чудову монастырю, сильно пострадал от орудийного погрома. Снаружи видны громадные сквозные пробоины. Внутри все тоже разрушено, и когда мне пришлось обойти комнаты, то я увидел картину полного разгрома. Громадные зеркала и прочая обстановка дворца варварски разбивались и разрушались. Шкафы разбиты, книги, дела и бумаги разбросаны по всем комнатам. Петропавловская в Николаевском дворце церковь пробита снарядом и разгромлена. Иконостас разбит, сотрясением взрывов распахнулись Царские Врата и завеса церковная разорвана надвое. Отсюда расхищено много ценных икон. Здание Судебных Установлений Расстрелян Суд, где пробит снарядом купол знаменитого Екатерининского зала. В том же зале разорван замечательный портрет Екатерины и причинено много других повреждений. Безумцы натолкнулись в комнатах судебной экспертизы или у следователей на горшки с вещественными доказательствами, то есть с препаратами отравленных желудков, мертвых выкидышей и проч, и пожрали эти «маринады», благо они были налиты спиртом. Башни Испорчены Кремлевские башни, из которых угловая, Беклемишевская, сбита и стоит без вершины. Обезглавленная Беклемишевская башня Московского Кремля Ружейной пулей прострелена на Троицких воротах икона Казанской Божией Матери. Кутафья и Троицкая башни Московского Кремля На Никольской башне, которую разбили в 1812 году французы, образ Святителя Николая, оставшийся невредимым от французского нашествия, ныне подвергся грубому расстрелу. Как Никольская башня, так и Никольские ворота совершенно изрыты снарядами, пулеметами, ручными гранатами и ружейными пулями. Совершенно уничтожен киот, прикрывающий икону Св. Николая, сень над иконой сбита и держится на одном гвозде. С одной стороны изображение Ангела сбито, а с другой прострелено. Среди этого разрушения образ Св. Николая уцелел, но вокруг главы и плеч святителя сплошной узор пулевых ран. При первом взгляде кажется, что иконы нет, но, всматриваясь внимательнее, сквозь пыль и сор вырисовывается сначала строгое лицо Святителя Николая и в правом виске видна рана, а затем становится яснее и весь этот чудотворный образ — стена и ограждение Священного Кремля.

http://pravmir.ru/rasstrel-moskovskogo-k...

149 О построении этой церкви имеется с северной стороны оной в стене при входе церковном надпись, высеченная на доске. 150 Рескрипт был следующего содержания: Преосвященнейший Платон, Архиепископ Московский! Мы повелели Синоду заштатный Перервинской монастырь приписать к Чудову монастырю для учреждения в нём училища и содержания бедных учеников. А каким образом содержать оный монастырь и учредить в нём училище из его получаемых ныне доходов, тому сочинить штат поручаем Вашему Преосвященству. На подлинном подписано так: ЕКАТЕРИНА. 152 1) Серафим, Архиепископ Минский. ЕПИСКОПЫ: 2) Амвросий Тульский, 3) Августин Дмитровский, 4) Иона Тамбовский. 153 См. Историческое описание города Пскова, составленное Ник. Ильинским, напечатанное в СПб., в 8, ч. 1. стр. 60. 154 Статья сия помещается в дополнение к напечатанной во 2 части Истории Российской Иерархии, стр. 566 и далее. PDF стр. 727. Абзац начало «Краткое описание 158 В летописце Псково-Печерском это обстоятельство записано так: 7027/1519 поставиша монастырь во Пскове Печерский от града 40 поприщ, за Изборском 15 поприщ, в Тампове погост и церковь Пресвятой Богородицы Успения в горе ископаша, и ручей сквозь монастырь проведоша и ограду каменну аки град; поставиша, и проч. См. Описание Пскова, составленное Ник. Ильинским, изд. СПб., 1790 год, в 8 долю листа, стр. 47. 161 Подлинная грамота писана чистым уставом на листовой бумаге. Из знаков препинания в ней одна только точка при каждом почти слове. 162 Преподобные Амфилохий и Макарий были преемниками Преподобному Дионисию в Игуменстве Глушицкого монастыря, а Преподобный Григорий – основателем Лопотовского монастыря. 164 Преподобный этот преставился, как значится в записке, найденной при гробе его, в 1506 году, Июня 6 дня. 165 Посольским назван потому, что на нём в 1650 году посланный из Москвы к Монгольскому Цизан Хану, кочевавшему тогда близ Селенги реки, посланник Тобольский сын боярский Ерофей Заболотский с сыном и с семью казаками убит Бурятами. Место, где убиенные погребены, лежит близ монастырской ограды извне. Кроме того, на этот мыс как от Российской, так и с Китайской стороны по пограничным делам съезжались посольства; о чём упоминается в донесении 1725 года о Посольском монастыре в высокий Сенат от Сибирского Губернатора Тайного Советника Князя Долгорукого.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Девять митр Архиерейских различного достоинства; из них две старинные отличаются богатством украшений из жемчуга и каменьев самоцветных; но богатейшая, лучшая из всех и едва ли не единственная во всей России по драгоценности украшений, по искусству и вкусу работы, есть Потемкинская: она по золотому глазету осыпана крупными алмазами, яхонтами, сапфирами и другими драгоценными каменьями, обнизана окатистым жемчугом. Между двенадцатью финифтяными образами, с лаврами из бриллиантов, изумрудов и яхонтов, находятся лики: Св. Великомученицы Екатерины и Св. Григория Армейского, Ангелов Екатерины II-й и Князя Потемкина. Над образом Спасителя корона из крупных бриллиантов, а на верху митры возвышается сапфир с перекрестьем из бриллиантов. Три посоха Митрополита Платона, пожалованные ему от Екатерины II, Павла I-ro и Князя Потемкина: один костяной трудов самой Императрицы, с резными образами Господа Саваофа и Св. Михаила Архангела, осененных Императорскою короной. На рукояти след. надпись: «Сей посох пожаловала Великая Государыня, Императрица Екатерина Алексеевна Преосвященному Платону, Архиепископу Московскому». Другой из трости, пожалованной ему Павлом I, с портретом Императора и с золотыми яблоками и рогами, на коих висят две крупные жемчужины. Третий серебряный с самоцветными камнями, дар Потемкина Платону в 1778 году Между драгоценными утварями обращают на себя внимание золотое чеканное кадило и узорочной старинной работы серебряная с финифтью ладонница и вместе темьяница двухярусная, в виде пятиглавой церкви; на поддоне ее вырезана надпись, из коей видно, что она дар Чудову монастырю, в 1680 году, от Боярина Бутурлина по жене его Татиане. Умывальница серебряная с филогранью, финифтью и самоцветными камнями, состоящая из кунгана и блюда с прорезною крышкой, отличается искусною затейливостью Греческой работы. Кроме сего, три серебряные чаши водосвятные, в коих весу 32 ф. с золотн. Одна из них приношение Царя Феодора Алексеевича. Блюда серебряные, по большей части, надгробные Годуновых, Морозовых и Голицыных. Между ними замечательно большое серебряное умывальное блюдо, пожалованное Екатериною II Платону в день провозглашения его Митрополитом в Успенском соборе, в ее присутствии, 1787 г. Июня 29.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Его в 1678 г. составляли села, входящие, помимо Тамбовского, в нынешние Козловский, Моршанский и Шацкий уезды Тамбовской губернии таковы: близ деревянного города Тамбова четыре слободы – Стрелецкая, Пушкарская, Полковая и Покровская, во всех церкви; деревня Борок, Красный городок, Лысогорский на р. Челновой, городок Верхний Беломестной слободы, село Кузьмина Гать, деревня Починки, с. Бокино, с. Бада Пашкильская, села: Татаново, Поляна, или Куксово, Горелое, Черясное, Городище, Погановка тож, Новоселки, Вихляйка, Новая Грязновка, Старая Грязновка, дер. Святое, с. Сержала, Кершенского десятка с. Борки, Ракша, Духовка и сельцо Духовское с часовней (далее нет листов в изданном документе); всех церквей 17, с городскими – 26. Тамбовского уезда Верхоценская волость, старые села: Перкино, дер. Перкино, дер. Семихино, села Питерское, Крюково, Моршанского десятка – Сокольники, Морша и городок в 5 верстах от Морши в красном лесу... в нем часовня. Корельского десятка – с. Устье, Корели; Алкуженского десятка – Мутасьево, Алкужа, Борки; Новосельского десятка – с. Серповое; Пеньковского десятка – с. Романово, с. Давыдово и деревня Луговая; Верхоценской волости – новые села Рыбной пустоши – с. Отманов угол, Вирятино, Сосновка – Благовещенская слобода тож, Архангельское-Кулики, с. Ракша, с. Хлыстово, Ильинское-Сысоево, Иальинское-Алгасово, Темешово и Вановье. Тамбовский уезд граничил с Козловским Тамбовской епархии и Шацким – Рязанской. Последний отделялся рр. Опушкой и Вопшей; за рекой был вопшинский черный лес и цнинский, находившийся в общем владении крестьян Тамбовского и Шацкого уездов. В Тамбовском уезде два монастыря – первый Троицкий на Цне, в 179 г. приписанный к Чудову монастырю, вместо взятой у него лебедянской вотчины – села Доброго Городища; – второй Никольский, или Мамонтова пустынь на озере Глубоком, приписан к Савво-Сторожевскому монастырю (Летон. Занятий Археограф. Коммиссии, IV, 30–49). 857 О насельниках и быте Тамбовского края в XVII в. см. прекрасную статью талантливаго историка-бытописателя И.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

68, с. 341). Данная оговорка весьма важна, так как известно, что Митрополит Макарий был к тому времени в преклонном возрасте и даже хотел решить вопрос о своем уходе на покой 248 . Его многогранная церковная и культурно-просветительная деятельность требовала много сил и времени, и не мала была у него и административная нагрузка. «Судебная власть Митрополита над настоятелями зафиксирована в грамотах Троице-Сергиеву, Симонову, Московскому Новоспасскому, Чудову, Серпуховскому владычному, Троицкому Махрищскому, Федоровскому Переславль-Залесскому, Троицкому Данилову, Владимирскому Рождественскому, Владимирскому Спасскому, Чухломскому Корнильеву, Торопецкому Троицкому монастырям, Дмитриевскому собору во Владимире» 249 . Обозревая многогранную церковно-административную и культурно-просветительную деятельность святителя Макария, приходится удивляться его умению и организаторским способностям. Поэтому представляется весьма промыслительным, что на Стоглавом Соборе старец-иерарх был умолен остаться на первосвятительском престоле, и это послужило ко благу Церкви. Разбирая некоторые вопросы иконографического характера, Стоглавый Собор предписывает: «Писати живописцем иконы с древних образов, как греческие живописцы писали и как писал Андрей Рублев и прочии пресловущии живописцы» (гл. 41, вопр. 1, с. 303). В 43 главе Собор (с. 314–315) очень подробно останавливается на важности и святости иконописного дела, подчеркивая высокий образ иконописца: «Подобает быти живописцу смирену, кротку, благоговейну, непразднословцу, не смехотворцу, несварливу, независтливу, непьяницы, неграбежнику, неубийцы» (гл. 43, с. 314). Мастера-иконописцы должны, не утаивая секретов, передавать свое мастерство ученикам. Высший надзор за иконописанием поручается иерархии. Архиепископы и епископы должны по вышеотмеченному принципу о «благочинных» избрать «во своем пределе живописцев нарочитых мастеров да им приказывати надо всеми иконописцы смотрити» (гл. 43, с. 315). Как показывают источники, во исполнение данного соборного указания в Москве были «надо всеми иконникы установлены четыре старосты иконникы, а велено имь над всеми иконникы смотрити» 250 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

онечно, Смутное время начала XVII века не могло пройти мимо деревни. Она тоже, как и множество других сёл и деревень, была разорена. Но и воссоздавать её пришлось большому человеку, участвовавшему в Земском Соборе 1613 года, когда на царство был избран Михаил Феодорович Романов. После Путилково было отдано в поместье дворцовому дьяку Ивану Болотникову. Он служил в приказах Большого и Казанского дворцов, за выслугу и старательность не единожды приглашался даже к царскому столу. После поместье перешло к самому царскому казначею, кравчему Павлу Ивановичу Волынскому. Тоже большой государственный деятель и участник больших событий. Одно из них - участие в памятных мероприятиях, посвящённых блаженной схимонахине Марфе, Христа ради юродивой, подвижнице Ивановского монастыря в Москве. Позже имение перешло к вдове Павла Ивановича Феодосии. Через некоторое время она выменяла принадлежащие Чудову монастырю четыре пустоши на Путилково с 17 крестьянскими дворами. Странный, на первый взгляд, обмен, скорее всего, был связан с тем, что она хотела пожертвовать имение, но напрямую это сделать было нельзя, так как существовал запрет на передачу дворянских владений Церкви. Пустоши по факту тоже перешли в хозяйственное ведение монастыря. Спустя немного лет в окрестностях Москвы прошла эпидемия чумы, собравшая большое число жертв, в том числе и в землях Чудова монастыря. Переписная книга в 1678 году, т. е. примерно через 20 лет после эпидемии, замечает: " В деревне, что было сельцо Уварово, на речке Барышихе, в деревне Митине, Микитино тож, на Курове враге, и в починке Русинове крестьянских дворов нет, и те деревни запустели с морового поветрия " . Центром вотчины монастыря стало село Рождествено. Заселялись опустевшие земли выходцами из других мест, например, монастырский староста был взят из села Фоминского Московского уезда. Однако на этом фоне резко выделялось Путилково - 11 крестьянских дворов с 44 жителями и 11 бобыльских, в которых числились 33 человека. В их числе оказались лишь 17 новых жителей. Тем временем в Рождествено был возведён деревянный храм Рождества Христова, в 1694 году заново перестроенный из-за обветшания. Духовный подъём не мог не сказаться на общей ситуации. И вот уже в 1704 году в деревне Путилково в 25 крестьянских дворах - 93 человека.

http://sobory.ru/article/?object=40494

Часть 2 Совершив в Троицкой Лавре слёзное моление об упокоении души преставившегося Государя, своего ученика и друга, Митрополита Московский поздравил письмом Императора Aлekcahдpa I с восшествием на прародительский Престол и удостоился получить от него благосклонный ответ; вслед затем прислан манифест о Короновании Государя в Москве. Сколько обстоятельства и люди ни отдаляли Платона от покойного Императора и сколько разные случаи ни обнаруживали охлаждение к нему последнего, однако же не могли совершенно погасить в сердце Павла I дружбы и уважения к бывшему наставнику своему, – в чём удостоверили Платона завещанные ему Императором в духовной: трость с набалдашником, осыпанным бриллиантами и изумрудами, и любимая вызолоченная карета, в коей езжал покойный Государь. Сии дары принял Платон со слезами, и завещал, после смерти своей: трость Троицкой Лавре, где она и доныне хранится в ризнице, а карету Императорскую – назначил Чудову монастырю 88 . Помышления о вечности не могли отвлечь Архипастыря от временных отношений, в какие поставили его высокий сан, место, старшинство и соединённые с ними права на первенство при торжественном и величественном священнодействии таинства, каково Миропомазание Всероссийского Царя на царство. Вскоре прибыли из С.-Петербурга и других городов в Москву Синодальные Члены: Митрополит Новгородский Амвросий и Архиепископ Ярославский Павел и прочие Архипастыри; одни из них были питомцы Платона, другие, – давно ему знакомые. Прибыл и он из Троицкой Лавры 89 . В это время Викарием Московской Митрополии был Преосвященный Серафим Глаголевский, избранный на это место Платоном – его покровителем. Первенствующим тогда в Св. Синоде был Амвросий, пожалованный в Митрополиты Новгородские и С.-Петербургские за день до кончины Императора Павла I. Несмотря на своё старшинство и другие права, Платон, не без искушения душевного, сомневался, кто будет первенствовать при Короновании: он или Амвросий. В этом вопросе участвовали и паства его и Двор и Синод. Архипастырь первого царствующего града, как человек, мог бы оскорбиться понижением пред бывшим учеником и викарием своим, младшим по службе и меньшим ещё по заслугам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Простота митрополита Иннокентия была необыкновенной. К нему свободно, часто и в неприемные часы, приходили с разными заботами и нуждами священники и миряне, знатные и простого звания люди. Обращался Владыка со всеми без напускной важности и суровости. Он не любил официальные разбирательства с потоком казенных бумаг: многие недоразумения и ссоры улаживал миром в своем кабинете. В отношении к подчиненным был по-отечески снисходителен, но гордеца умел деликатно поставить на место. Летом Владыка часто жил в подмосковном селе Черкизово за Преображенской заставой. Древнее село это принадлежало некогда святителю Алексию Московскому , который завещал его Чудову монастырю. Церковь в Черкизове, как и в родном далеком Ангинском, освящена была в честь Илии Пророка. Перед церковью был большой пруд, а в глубине вековой липовой и березовой рощи стояла архиерейская дача с домовой церковью. Устройство дома вполне соответствовало характеру его обитателя: в комнатах простой сосновый пол, изразцовые печи, ничем не украшенные бревенчатые стены. Не изменяя своему обычаю, Митрополит неоднократно объезжал храмы и монастыри своей епархии, размеры которой не в пример прошлым были значительно меньше. Как-то после очередного путешествия его стали расспрашивать о поездках на собаках и сравнивать с нынешними его выездами в карете, запряженной шестеркой лошадей. Митрополит рассмеялся: – По правде сказать, в карете очень спокойно; но вот беда: к этому покою я никак не могу привыкнуть. Чувствуешь себя как будто бы расслабленным и связанным. То ли дело, как бывало в Камчатке, пройдешь несколько верст пешком, да еще в пургу, – с каким удовольствием сядешь себе потом в нарту и полетишь на собаках! Я как-то здоровее себя чувствовал. Воздух великое дело! Святитель всегда искренне недоумевал, когда восхищались его апостольскими путешествиями: ведь ему надо было только собраться, а дальше его же везде возили! В том же 1868 году, когда святитель Иннокентий стал митрополитом Московским, произошло еще одно очень значительное для него и для России событие: по соображениям политическим и экономическим земли Русской Америки были проданы Соединенным Штатам. Первые и самые любимые прихожане Святителя, алеуты и колоши, стали гражданами другого государства. Но они остались и до сих пор пребывают православными христианами: узы этого братства прочнее и надежнее, чем узы гражданские.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Но между тем, в течение того же года, Великий Князь обручил себе новую невесту, принцессу Виртемберг-Штудгардтскую, Марию Федоровну, ныне Государыню Императрицу. Для Платона новый подвиг. Он паки к ней определён был в учителя для наставления в нашем Законе, и для приуготовления к соединению с православною нашею Церковью . Что им и исправлено точно таким же порядком, как было при покойной Великой Княгине Наталии Алексеевне. Притом, при совершении брака их, провозгласил и пристойное слово. А чтобы быть её духовником, от того отведён Платон, чему и рад был он. Итак, исправив и сию должность, так, как и при покойной Великой Княгине, получив притом увольнение, отправился в Москву в начале 1777 года. По прибытии в свою паству, упражнялся в тех же самых делах, и с тою же заботою, как выше сказано, и утешался, видя всего прихождение к лучшему и уменьшение трудов. А притом занимался хозяйством по Чудову монастырю, приводя в окончание и совершенство архиерейский дом, также строя и на Перерве и на подворьях, а еще более в Троицкой Лавре. Ибо получив на оную до 30 000 р., построил вместо ветхой старой, новую ризничную палату, сделал новый иконостас, обложил весь серебром, в Троицком соборе и росписал по стенам на золоте, тоже и в трапезной церкви, и у Никона, и у Михея и в Сошественской церкви, везде новы иконостасы, и вновь росписав стенным писанием, и в больничной церкви новый иконостас, и у Смоленской вновь росписав по стенам и крыльцо новое у Успенского собора, и две палатки новые, Серапионовскую 9 и Максимовскую 10 ; и оградив оградою каменною Корбуху и сад, что при Лавре, и другие многие сделав пристройки и поправки, что всё исчислить подробно не без трудности, да и в печатном Лавры описании 11 то усмотреть можно. Препроводив таким образом 1777 год в Москве и в Лавре, отправился по истечении срока в С.-Петербург, куда и прибыл в начале 1778 года. По прибытии упражнялся, ездя в Синод, нередко бывая у Их Императорских Высочеств, также получая на каждой почте из епархии и из Лавры премногие дела и прошения, и, немедленно решая, отправлял их в свои места.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Наиболее смущает, что языком неисправно говорит и рукою пишет. Притом крепок на ухо стал, а упражнения его те же, как и прежде, т. е. правление епаршеских дел и хозяйственных по Лавре, по Чудову, по Перерве и по Вифании. Июня 6 дня получил митрополит известие о заключённом с Французами и Бонапартом мире и отправил благодарственное молебствие. Впрочем, сей год прошёл в тех же упражнениях. В 1808 году почти в тех же упражнениях провождал митрополит. А в августе месяце Бог помог совершить и самому освятить 23 дня новопостроенный храм в Махре, и прочие там недостатки исправить, что желающий видеть сам пусть усмотрит. Да там же прежде того освящена церковь на воротах, во имя Петра и Павла, в июне. В сей же год совершил пять глав на Успенском соборе. Среднюю всю покрыл медью с позолотою, и 4 боковые голубою краскою с золочено-медными звездами, да на трапезе главу всю также вновь покрыл медью с позлащением. В 1809 году сделал сень серебряную на столпах в Троицком соборе, что коштовало в двадцать тысяч рублей. В том же получил от Государя кавалерию ордена святого Владимира первого класса. В Перервинском монастыре вновь устроено много, так что кругом обстроен и можно по переходам вокруг ходить. Кто хочет любопытствовать, пусть посмотрит. В том же году, как нечаянное прибытие Государево последовало из Твери, то хотя при всей слабости, митрополит отправился в Москву, сретил Государя и принят весьма милостиво. Удостоился два раза быть у Царского стола и имел особенную аудиенцию в кабинете. Тут же подал прошение о возвращении двух из ведомств его, взятых Синодом церквей придворных, которые милостиво и возвращены по-прежнему. Теперь делаются хоругви в Троицкий собор, шитые и редкие, дай Бог окончить! Впрочем, здоровье митрополита от часу хуже становится. С 1810 года митрополит по самый день кончины своей, хотя час от часу больше чувствовал изнеможение сил своих, однако не переставал заниматься хозяйственными делами по Лавре, Вифании, Чудовскому и Перервинскому монастырям. Когда же чувствовал некоторое облегчение, то раза по два и более каждо годно отправлял и Божественную литургию в Вифании, которую в последний раз совершить сподобился 1812 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010