Савва вспомнил, как он зажмурил глаза, словно от нестерпимого света, и невольно опустился на колени, протянув вперед себя свою плетушку с писанками. В то же время губы его как-то мимовольно, сами собой, выговорили слова: — Христос Воскресе! Дрогнули передовые старики и остановились. Стал и человек в сверкающей шубе, которого вели под руки, и ясным, радостным голосом сказал ответно: — Воистину Воскресе! И все кругом, сколько тут ни было народу, один перед другим заговорили: — Воистину Воскресе! Воистину Воскресе! И опять казалось Савке, что и седые стены, и звезды в высоком небе, и самый воздух повторяют эти слова. А там было словно во сне… И теперь Савва Никитич, вспоминая пережитое, не знает — было ли то наяву или в сонном видении? Человек в сверкающей шубе, с крестом на груди, — сам царь, как догадался теперь мальчик, — склонился над плетушкой Савки и, взяв одну из писанок, молвил: — Красны твои писанки, человече! Вельми добродельны… И божественные слова резаны лепно. Своего ли дела? — Своего, — еле смог ответить Савка. Государь передал писанку стоящему рядом человеку, а тот, приняв ее с низким поклоном, подошел к Савке и из большого кошеля высыпал в его плетушку целую горсть серебряных денег. Двинулся вперед царский милостивый ход, а к Савке, толкая один другого, стали подходить люди. Они брали его писанки и клали на их место серебряные деньги. Скоро разобрали все до единой, и многим еще не хватило. Тогда какой-то боярин стал просить принести ему на дом и спросил, где живет Савка. С этого и пошло. Писанки его прослыли «царскими». А теперь, вот уже пять лет, как нет Савки. На месте его на слободе в добром достатке живет с матерью и сестрами молодой мастер Савва Никитич. Он искусно работает утварь хитрого дела для многих бояр, а к Светлому Христову дню едва успевает для всех приготовить своих писанок. Неизменно приносит он их и к царскому двору. Опорожнив свою плетушку дачами нищим и убогим, Савва отдал ее поберечь приворотной страже, а сам пошел к Чудову монастырю. Скоро ударят к утрене… Уж в Кремле на площади светло от огней. На ходу Савва, вспоминая прошлое, повторял про себя:

http://azbyka.ru/deti/pashalnye-skazki-i...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии Про святыни московского Кремля впервые сняли документальный фильм 21.10.2016 Десятисерийный документальный фильм, рассказывающий о святынях московского Кремля с использованием современных технологий трехмерного моделирования, представили в столице его создатели. " Несмотря на то, что Кремль — это сердце нашей Родины и тем более Москвы , такого рода фильмов о Кремле еще не было. С такой стороны о Кремле еще никто не рассказывал. И это в каком-то смысле явилось для меня самым большим сюрпризом. Как же так: можно рассказывать в сериалах о кремлевских интригах, кремлевских женах и так далее. В вот святынях Кремля, оказывается, никто до этого не рассказывал " , — сообщил журналистам митрополит Рязанский и Михайловский Марк, принимавший участие в съемках. Он отметил, что до революции Кремль " был местом открытым " — любой желающий мог его посетить, помолиться в его соборах. Сейчас все иначе, по этому он надеется, что представленный в документальной ленте " образ святынь Кремля " станет " первым шагом " для того, чтобы рассказать о тех сокровищах которые сокрыты в нем и о его истории. По словам режиссера документального цикла " Святыни Кремля " Алены Фоломьевой, в сериале будут наглядно представлены утраченные объекты Кремля. Так, одна из серий будет посвящена разрушенному большевиками Чудову монастырю , где зрители увидят его трехмерную модель и то, как бы он выглядел сейчас. Напомним, ранее президент России поручил разработать предложения по созданию музея на месте снесенной обители. Создатели надеются, что сериал, на создание которого ушло около двух месяцев, " будет интересен для зрителей всех возрастов " . Фильм начнут показывать на телевидении в ближайшее время. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 21.10.2016 15:19:41 Новости 26.04.2024 В Яранской епархии вышла в свет первая часть сборника документов Яранской епископии 1920-1937 гг.

http://drevo-info.ru/news/21410.html

С ужасом увидел это добродетельный и умный Московский архиепископ Амвросий. Этого благочестивого пастыря можно было назвать в то время настоящим ангелом-хранителем Москвы. С первых дней появления язвы он посвятил себя спасению близких, и не было средства, которое бы он не использовал, чтобы предупредить распространение болезни, особенно в ту пору, когда многие высшие Московские чиновники и вельможи, спасая себя от общего бедствия, разъехались из Москвы, и несчастная столица осталась на попечении почти одного Амвросия. Вы можете представить теперь, как велико было его огорчение, когда он увидел толпы, сходившиеся у Варварских ворот. Он чувствовал, что будет не только трудно, но даже опасно остановить стечение народа в одно место, однако решил сделать это. Сначала он рассказал людям обо всех опасностях, каким они подвергаются, приходя сюда толпами, но потом, когда уже никакие убеждения не подействовали, приказал снять образ со стены. Боже мой! Сколько бед произошло в результате этого! Народ пришел в бешенство, забыл о болезни и со зверскими криками бросился к Чудову монастырю, где думал найти архиепископа. Друзья скрыли несчастного в Донском монастыре, но ненадолго: убийцы нашли его там и безжалостно убили в то самое время, когда он молился за своих врагов. Это было 16 сентября 1771 года. Совершив такое злодеяние, бессмысленная толпа буйных безумцев два дня не переставала грабить и убивать, тем более что усмирить их было некому: большая часть войск была в Турции и Польше; из полицейской же команды многие умерли от язвы, оставшихся же было явно недостаточно для удержания мятежников. Положение в Москве становилось опасным. Великая государыня, одно слово которой могло бы восстановить порядок, была далеко, и, прежде чем до ее слуха дошло бы важное известие о Московских событиях, бесчисленные несчастья могли бы произойти. Но всегда, когда России грозила опасность, появлялись люди, готовые жертвовать собой для спасения Отечества. Так было и в этот раз. В Москве жил тогда генерал Петр Дмитриевич Еропкин. В царствование Елизаветы он был известен своими военными заслугами; в это время из-за слабого здоровья он занимался гражданскими делами в звании сенатора, значит, не имел прямой обязанности заниматься усмирением мятежников. Но чувство любви к Отечеству заставило его вспомнить об обязанности каждого человека заботиться о счастье своих сограждан. Внимая этому священному голосу, благородный Еропкин решился на дело, избавившее Москвитян от явной гибели: он набрал около двухсот человек служащих и отставных солдат и с этим небольшим по количеству, но сильным по преданности отрядом бросился на многочисленные и яростные толпы бунтовщиков. Решительность нападения и более того — вид нескольких пушек, к которым по необходимости прибегнул храбрый генерал, скоро усмирили безумцев и вернули спокойствие встревоженной столице прежде, чем успел приехать туда посланный государыней на усмирение мятежников князь Григорий Григорьевич Орлов.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

Иллюстрированный словарь терминов Альбом схем и рисунков заставок в рукописях собраний Троице-Сергиевой лавры Альбом орнаментальных украшений переплетов рукописей собраний Указатель к альбому схем и рисунков заставок Хронологический указатель переплетов Указатель Выпуск 25 Оглавление От редакции Описания, обзоры, сообщения С. В. Житомирская, Л. В. Гапочко и Б. А. Шлихтер. Архив В. Д. Бонч-Бруевича Е. Н. Коншина. Творческое наследие В. Я. Брюсова в его архиве Н. Б. Тихомиров. Каталог русских и славянский пергаменных рукописей 11–12 вв. Часть 1 О. С. Попова. Новгородская рукопись 1270 г. Миниатюры и орнамент И. М. Кудрявцев. Сборник последней четверти15–начала 16 вв. из Музейного собрания В. Б. Кобрин. Две жалованные грамоты Чудову монастырю.(16 в.) К. А. Майкова. Источник по истории немецкого свободомыслия в начале 18 в. Публикации Таможенная грамота 1596 г. на сельский торжок. Публикация Е. П. Маматовой Документы о Крестьянской войне под предводительством Степана Разина в Поволжье. Публикация Е. Н. Ошаниной Акафист крючкотворцу– неизвестная сатира 18 в. Публикация Л. В. Тигановой Неоконченная повесть Н. С. Лескова. Публикация А. Л. Паниной К истории приобретения и первоначального изучения Архангельского евангелия. (Из переписки И. И. Срезневского , А. Е. Викторова и А. Ф. Бычкова). Публикация К. И. Бутиной Черновое письмо В. Г. Короленко к А. П. Чехову от 14 марта 1902 г. Публикация В. М. Федоровой Из архива Н. А. Рубакина. Публикации И. А. Сницаренко, Л. П. Балашевой. М. В. Чарушниковой, Э. П. Волковой. А. Б. Сидоровой и Л. В. Гапочко Археография и источниковедение Г. И. Довгалло. Справочный аппарат отдела рукописей Г. Ф. Сафронова. Фонды и деятельность отдела рукописей Государственной библиотеки СССР. Библиография. 1836–1962 Указатель имен и названий Выпуск 26 Оглавление От редакции Обзоры фондов И. Л. Андроников. Рукописи из Фельдафинга И. А. Гладыш, Т. Г. Динесман. Архив А. М. Верещагиной Л. М. Иванова, А. Б. Сидорова, М. В. Чарушникова. Архив Н. А. Рубакина Труды Н. А. Рубакина. Составили: В. Э. Фридман, Е. А. Тарасова, Е. Л. Лурье, А. Г. Машканцева. Редактор В. В. Клевенская Новые поступления

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Мышкин Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 57.78663; 38.454883 Россия, Ярославская область, Мышкин Мышкин, Ярославская область Россия Общее описание [ править править код ] Объективно Мышкин – административный центр Мышкинского района Ярославской области, расположен между городами Углич и Рыбинск, в 280 км от Москвы, в 100 км от Ярославля. Население - 6 тысяч человек. Субъективно Город забавный. Мыши тут повсюду – встречают, провожают, кормят, развлекают. В любом названии, будь это кафе, магазин, отель или киоск, обязательно торчат мышиные ушки. Но и кроме мышей есть на что посмотреть. Музеи неплохие, крестьянского быта, к примеру. Полдня, а то и целый день проведёте без скуки. История города [ править править код ] Как-то раз один князь после охоты прилег отдохнуть на высоком берегу Волги. Он проспал несколько часов, а разбудила его мышка, пробежав по его лицу. Князь вначале разгневался, но затем заметил подползавшую змею. Мышка спасла ему жизнь! Тогда он собрал дружину и велел построить на этом месте часовню во имя Святых Бориса и Глеба. Вокруг храма возник город и стал называться Мышкин. Такова легенда. Можно верить ей, можно не верить - все равно ни доказать, ни опровергнуть невозможно. Факты же говорят о том, что люди на месте современного Мышкина жили еще в V-III тысячелетиях до нашей эры. Высокий холм на берегу Волги против устья крупной реки Юхоти был идеальным местом для древнерусского города. Материалы археологических исследований говорят о существовании на этом месте городка в XI-XIII веках. К сожалению, город простоял недолго: он пострадал в войне новгородских и суздальских князей середины XII века, а в 1238 году был полностью уничтожен татарами. Позже Мышкин был отстроен как село. В XV-XVII веках земли вокруг Мышкина принадлежали князьям Шуморовским, Ушатым, Юхоцким, Мезецким, Мстиславским, а позже - московскому Чудову монастырю. В 1551 году во владениях князей Ушатых между Мышкином и Мологой были срублены стены и башни города Свияжска, затем перевезенного вниз по Волге и ставшего опорным пунктом русских войск при взятии Казани.

http://azbyka.ru/palomnik/Мышкин

письмо от 30 апреля 1832 г., стр. 43). Вот почему 18-го мая 1832 года Евгений писал уже Снегиреву: «от священника Диева попросите его описание костромских монастырей и ко мне пришлите» 141 . Свое обещание Диев отчасти исполнил, о чем можно заключить из следующих слов в письме к Снегиреву от 19 августа 1832 года. «Почтеннейшему митрополиту Евгению намерен я послать в сентябре описание еще трех монастырей. Желал бы знать, как он пишет Вам о прежнем моем описании монастырей, Вами представленном» (стр. 45.). 24 сентября 1832 года о. Диев снова писал: «Вместе с сим письмом посылаю три рукописи о костромских монастырях к высокопреосвященнейшему Евгению, киевскому митрополиту. Жалею, что недосуги по постройке лишают меня удовольствия продолжать собирать подробности о прочих монастырях. Впрочем, скоро надеюсь представить Его Высокопреосвященству исторически записки об уничтоженном Сыпановском монастыре» (стр. 47). 14 декабря этого же года Диев получил от митрополита Евгения письмо, вероятно касающееся «Истории российской иерархии», и поэтому поводу 17 декабря писал Снегиреву: «Удостоиться внимания сего почтеннейшего архипастыря почитаю немаловажною наградою трудов моих. В непродолжительном времени надеюсь представить Его Высокопреосвященству несколько монастырских грамот. Жалею, что несколько их я представил для прочтения одному из костромских любителей старины, и он не только их мне не отдает, но не позволяет снять с них списки (стр. 50). В самом начале месяца января 1833 г. M Я. Диев пишет Снегиреву: «В феврале намерен я представить киевскому митрополиту Евгению список с грамоты, данной Чудову монастырю Иоанном IV, – сей список от лица архимандрита Афанасия (ректора костромской семинарии) в прошедшем году был представлен в Историческое общество, а посему обществом, не препоручена ли сия грамота Его Высокопреосвященству для сочинения Истории российской иерархии, покорнейше прошу известить меня» (стр. 52). 5 мая 1833 г. неутомимый Диев извещает своего московского корреспондента: «несколько собрал я подробностей о монастырях, но владыке (костромскому Павлу), когда сказал он, что он получил письмо от Его Высокопреосвященства митрополита киевского, благоугодно было приказать мне, чтобы я прежде представления куда-либо о костромских монастырях, первее представлял ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

500 Он мог быть Архимандритом Спасским после Феодосия, в 1404 г. взятого Киприаном в наместники митрополии в Киеве. Ист. Гос. Рос. т. V, пр. 254. 501 См. Словарь о Писат. Дух. чина. Изд. 2. Ч. I, стр. 322. В том же Словаре, стр. 194, сказано, что в библиотеке Академии Наук между рукописями в лист есть сим Игнатием (путешественником) писанный сокращённый летописец с 1254 по 1423 г. 502 О значении слова «преписа» см. ниже в примечании о служебнике м. Киприана (сноска текст начало: «Хранится в Синод. Библ. Под 478...». Корр.). 503 Ист. Гос. Рос. т. VIII, пр. 173. Степ. Кн. Т. 2, стр. 248. Она была сохранена во время пожара московского (1547 г.). На сию-то Кормчую указывал и Богоявленский Игумен Илия в прении с Лаврентием Зизанием. Розснкампф, Обозрен. Кормч. Кн. 1829 стр. 72, 73. Барон Розенкампф старается определить состав этой Кормчей, но единственно по своим догадкам. Он считает Киприановым перевод правил, отличный от перевода кирилловской и рязанской редакции, с толкованиями, которые приписывает Димитрию Хоматину. Этот перевод правил и толкований найден им не в отдельном виде, но в сводной Кормчей м. Макария, по списку 1615 г. (См. ссылки на сей перевод правил и толкования в описаний сводной Кормчей, в прибавлениях к указателю Обозреной Кормчей. VII, стр. 209–312. Образцы перевода правил представляются Розенкампфом в примечаниях к его Обозрению Кормчей на стр. 38, 50, 54 и 55, и толкований, приписываемых Димитрию Хоматину, там же, стр. 40–44. В ином составе представляется эта сводная Кормчая по списку М. Успенского собора, кратко описанному Π.М. Снегирёвым в Памятниках Московской Древности, стр. 46–48). Но если можно судить о составе Киприанова списка Кормчей по грамотам его преемника, Митрополита Фотия: то догадки Розенкампфа едва ли подтвердятся. В грамоте Фотия против Григория Цамблака (Акт. Ист., т. I. 19), где приводится до 29 правил Апостольских и Соборных из них 15 с толкованием, сии толкования заимствуются по большей части из Аристена. 505 Она приписывается митр. Макарию, a по надписи на списке, принадлежащем Московскому Чудову монастырю, собрана преемником Макария, митропол. Афанасием. Надпись сия должна быть собственноручная; ибо сказано: смиренным митрополитом (Памятники М. Древности, стр. 147). О позднейших дополнениях Степенной книги, см. в Словаре о писател. Духов. чина (1, 322). Востокова Описание ркп. Румянц. Музея, ркп. CCCLXIII. и след.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

У Предстоятель Церкви висловив В.О. Зубкову за внесок у монастир особливе в нашого народу, культури звичайно, в Церкви. того, цей монастир зазнав величезних руйнувань, в тому час цього пам " ятника — завдання не церковне, але й державне. Ви з боку держави цю чудову роботу, ми бачимо, що результати не змушують на себе чекати. Все йде за планом, що точно на визначений монастир буде на високому «Маючи, як личить високому державному мету — благо свого народу, Ви активно з Церквою для досягнення мети», — сказав, звертаючись до В.О. Зубкова, Кирил. Прес-служба Московського , молдавська Фотоальбоми Кирила з першим заступником голови Уряду В.О. Зубковим Кирил нагородив першого " В.О. Зубкова орденом Московського I ступеня за темою Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирила з РФ К. Чуйченко Кирила з РФ С.С. Кравцовим Кирила з нагоди Дня культури : та звернення] Голова нараду з питань збереження об " спадщини Митрополит Будапештський Ватикан поступився у одностатевих пар [Ihmepb " ю] рада з культури провела нараду та культури У продовжиться ансамблю Донського монастиря Патриаршее поздравление митрополиту Орловскому Тихону с 65-летием со дня рождения : та звернення] Кирила ректору МДУ М.В. Ломоносова В.А. Садовничому з дня народження : та звернення] з дня народження : та звернення] Кирила з РФ К.А. Чуйченко з ключовими словами Уряд – та – нагороди   новини Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в У пройде виставка-форум Слова» П " ятигорський в м. Баку Голова нараду з питань збереження об " спадщини У проходить виставка-форум Слова» У нагородили Х сезону конкурсу У пройде виставка-форум Слова» На «Спас» пройшов телемарафон, присвячений Дню книги У пройшла розвитку Посада Ради взяла участь у Дня книги у   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р. Кирил виставку сучасного церковного мистецтва при князя Володимира в 16 2023 р. телезвернення Московського Кирила Актуально Перенесено проведення Собору Церкви Священний Синод констатував з Хризостомом 20 листопада на Священного Синоду Церкви були поминання Предстоятелем Церкви структури, що в Заява Церкви щодо в Документи Бюро друку Церкви розповсюдило заяву, в що Церквою, яку Сербський в Православна Церква на з митрополитом Вторгнення Константинопольського на Церкви в як Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з посяганням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на Священного Синоду Церкви 15 жовтня 2018 року в Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з незаконним вторгненням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на позачерговому Священного Синоду Церкви 14 вересня 2018 року. На Церкви переклади мовою низки важливих церковних Ihmepb " ю © Patriarchia.ru , 2005 – 2024

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1627744...

254 Речь идет о первых четырех томах Дневников, которые охватывают период 1889–1903, то есть время службы Смоленского в Синодальном училище и в Придворной певческой капелле. Ныне хранятся в РГИА, ф. 1119, оп. 1, ед. хр. 3, 5, 7, 8. 255 Чудовские певчие – хор митрополита Московского, созданный в середине XVIII века и получивший свое название по кремлевскому Чудову монастырю, в котором тогда находилась резиденция московских архиереев. Федор Алексеевич Багрецов был певчим, солистом, а потом регентом этого хора; при нем (1840–1874) слава чудовских певчих достигла наивысших вершин (см. подробнее во втором томе серии). 256 При И.Д. Бердникове, который отдал училищу 28 лет жизни, началось формирование Синодального училища как самостоятельного учебного заведения со своей образовательной программой. Подробнее см. во втором томе серии. 257 В 1880 году, после кончины Бердникова, инспектором Синодального училища был назначен преподаватель греческого языка Петр Семенович Соколов. Н.Ф. Добровольский, служивший до того «младшим учителем», был перемещен на должность «старшего учителя». Инспектором Добровольский стал по инициативе Шишкова в 1885 году, после ухода Соколова. По утверждении нового штата училища в июне 1886 года Добровольский стал директором (утвержден в этой должности в октябре того же года), должность инспектора оставалась вакантной, пока не была совсем упразднена. В декабре 1885 года Смоленский был вызван в Петербург министром народного просвещения И.Д. Деляновым и К.П. Победоносцевым для участия в комиссии по обсуждению программ пения для городских училищ и духовных учебных заведений. Тогда же ему впервые было предложено место директора Синодального училища. 258 8 марта 1893 года Чайковский возвратил тетрадь Алексея Петрова с письмом следующего содержания: «Многоуважаемый Степан Васильевич! Возвращаю при сем тетрадь контрапунктических работ А. Петрова, которую я просмотрел с великим удовольствием. Хвала и честь вам и Василию Сергеевичу! Я вынес из вчерашнего посещения вас самое отрадное впечатление» П.И. Полн. собр. соч. Т. 17. М., 1981. С. 60).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

О том, что московское правительство внимательно следило за появлением подобных подделок и сурово наказывало их авторов, не считаясь с условностями, свидетельствует летописец, поместивший в конце XV в. следующее известие: «Тое же зимы архимандрита чюдовского били въ торгу кнутьемъ и Ухтомского князя и Хомутова про то, что зделали грамоту на землю после княжь Андреевы смерти Василиевича Вологодцкого, рекши: далъ къ манастырю на Каменное къ Спасу» 1016 . Чтобы понять обстоятельства, побудившие троицких монахов совершить подобный подлог, необходимо обратиться к истории других аналогичных подделок. Одной из них следует признать духовную грамоту митрополита Алексея, которую обычно датируют временем около 1378 г. Она представляет собой распоряжение о передаче основанному им московскому Чудову монастырю ряда подмосковных сел 1017 . Оригинала завещания не сохранилось, но сомнений в ее подлинности ни у кого из исследователей не возникало, поскольку имеется фототипия подлинника, ныне утерянного, а М. Н. Тихомировым были опубликованы списки духовной, относящиеся к XVI и XVII вв. 1018 Кроме того, в ряде летописей (Никоновской, Воскресенской, Симеоновской, московском летописном своде конца XV в.) под 6885 г. помещена «Повесть о Алексее, митрополите всея Руси», где рассказывается об основании им Чудова монастыря, и сообщается, что он «многа же села и люди и езера и нивы и пажити подава монастырю тому, еже довлеть на потребу братьи» 1019 . Это известие, казалось бы, подтверждало передачу митрополитом Алексеем земельных владений Чудовской обители. Некоторые споры вызывала лишь датировка грамоты. Если М. Н. Тихомиров и другие исследователи полагали, что грамота близка по времени к смерти митрополита Алексея (1378 г.), то Г. В. Семенченко предлагал связать ее датировку со временем основания Чудова монастыря, т.е. с концом 60-х годов XIV в. 1020 Между тем, ряд предварительных наблюдений заставляет усомниться в ее подлинности. В летописном изложении до нас дошли позднейшие завещания других церковных иерархов (Киприана, Фотия) 1021 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010