Если ехать на автомобиле из Москвы, удобнее всего следовать по Минскому шоссе до поворота на Можайск. Далее нужно проехать весь город сначала по Коммунистической улице, далее поворот налево на Московскую и сразу же поворот направо на Клементьевскую. Следуя по Клементьевской улице, не пропустите указатель на монастырь (налево). Подробнее... Николо-Берлюковская пустынь [ править править код ] Николо-Берлюковский монастырь находится близ села Авдотьина, в 20 километрах от Богородска. Предание говорит, что название Берлюки происходит от прозвища жившего здесь когда-то разбойника. Здесь в XVII веке рядом с храмом святителя Николая поселился монах Варлаам, пришедший, скорее всего, из соседнего Троице-Стромынского монастыря. В Смутное время храм сожгли поляки, и Варлаам построил небольшую деревянную часовню. Вскоре на месте часовни была сооружена небольшая каменная церковь. После упразднения патриаршества Петром I эти земли перешли к кремлевскому Чудову монастырю, а затем - к Троице-Стромынскому. Иноки обители образовали при Никольском храме общину. Адрес: Московская область, Ногинский район, Авдотьино Подробнее... Николо-Пешношский монастырь [ править править код ] Николо-Пешношский монастырь - православный мужской монастырь, расположенный в Дмитровском районе Московской области. Основан в 1361 учеником Сергия Радонежского Мефодием. В 1927 г. закрыт, в 2007 возвращен Церкви. В настоящее время монастырь действующий, но еще продолжается его восстановление. В храмах обители совершаются ежедневные богослужения. При монастыре действует зоопарк. Адрес: Московская область, Дмитровский район, поселок Луговой. Подробнее... Николо-Радовицкий монастырь [ править править код ] Николо-Радовицкий монастырь - православный мужской монастырь в с. Радовицы, Московской области. Основан в первой половине XV века старцем Пахомием. Закрыт в 1919, восстановлен в 2006 г. В настоящее время монастырь восстанавливается, укреляется духовная жизнь обители. Адрес : 140321, Московская обл., Егорьевский р-н, с. Радовицы,ул. Щукина, д. 1-а

http://azbyka.ru/palomnik/Московская_обл...

Успенский храм (Липитино) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Успенский храм построен в 1810 году тщанием прихожан и благотворителей, вместо деревянной церкви XVIII века, сгоревшей в 1804 году. Содержание История [ править править код ] В писцовых книгах Московского государства есть записи от 1577 г.: «село Липитино на речке Коширке в вотчине Чудова монастыря, что на Москве, а преж того было в вотчине за Огрофеною Волынскою», раздавшей свои владения на помин души покойного мужа и принявшей монашеский постриг с именем Александры, «а в селе церковь Воскресения Христова, древяна». В 1715 г. в с. Липитино значится церковь Успения Богородицы вместо церкви Воскресения Христова. Что же послужило поводом для изменения названия Церкви? В 1577 г. Чудову монастырю в Каневском стане принадлежало два села – с. Липитино и соседнее ему с. Лаврентьево, которое до 1377г. принадлежало самому святителю Алексию Митрополиту Московскому, основавшему в Кремле Чудов монастырь. Известно, что святитель особо почитал праздник Успения Божией Матери. Не удивительно, что в принадлежавшем митрополиту с. Лаврентьево стояла церковь Успения, вероятно, им же основанная и сохранившаяся до конца 17 века. К началу 18 века церкви в обоих селах Лаврентьево и Липитино разрушились, и монастырские власти решили восстановить только один храм в своих владениях Каневского стана, переведя церковь Успения Богородицы из с. Лаврентьево в с. Липитино. Спустя век, 31 декабря 1804 г. деревянная церковь с. Липитино «властью Божией сгорела». Уже в 1810 г. «стараниями приходских людей и пособиями боголюбивых дателей построена новая церковь, зданием каменная, в твердости и колокольня крепка». Кирпич производили сами, используя суглинистую местную почву. В клировой ведомости записано следующее: «стены внутри и снаружи не общекатурены, но только выбелены. Утвари достаточно. Престол I – Успения Пресвятой Богородицы. Интересны сведения 1874 г., сообщающие о том, что в с. Липитино два престола – Успения Богородицы и святителя Алексия. Таким образом, основание престола в честь митрополита Московского Алексия может служить ещё одним предположением того, что святитель Алексий при жизни посещал эти места.

http://azbyka.ru/palomnik/Успенский_храм...

Период тяжких испытаний Осенью 1917 года во время артиллерийского обстрела в фасад монастыря попало шесть тяжелых снарядов, два из которых взорвались в митрополичьих покоях. С осени 1918 года в помещениях закрытого Чудова монастыря разместились курсанты пулеметных курсов. На них были возложены охрана и оборона Кремля после вывода полка латышских стрелков. Годом позже курсы преобразовали в Военную школу имени ВЦИК, где одновременно обучалось несколько сотен курсантов. Они же несли в Кремле караульную и патрульную службу. В 1919 году в помещениях упраздненного Чудова монастыря был размещен и кооператив «Коммунист», занимавшийся продуктовым снабжением и бытовым обеспечением проживавших в Кремле многочисленных советских служащих. В октябре 1923 года Совнарком и ВЦИК принимают решение о вселении в бывшую Чудову обитель всех подразделений Лечебно-санитарного управления Московского Кремля. Однако кельи древнего монастыря было сложно переоборудовать под больнично-поликлинические и лабораторные помещения, поэтому Комендатуре Кремля было предложено сконцентрировать все медицинские подразделения в помещениях бывшего женского Вознесенского монастыря, что они и сделали. В марте 1923 года музейный отдел Наркомата просвещения утвердил «Положение о памятниках архитектуры Московского Кремля», которое легло в основу постановления ВЦИК с аналогичным названием. По этому документу, древние здания Чудова монастыря, кроме келий и хозяйственных построек, были отнесены к памятникам архитектуры с требованием их полного сохранения. Но документы не спасли обители от разрушения. 16 декабря 1929 года все здания и церкви Чудова монастыря были взорваны. Значительную часть фресок церкви Чуда Архангела Михаила не удалось демонтировать. Также в декабре 1929 года была снесена древняя Чудовская церковь, а в начале 1930 года эта участь постигла и другие монастырские церкви и корпуса. Музейным работникам Кремля и историкам удалось спасти и перевезти в фонды Оружейной палаты и других музеев наиболее ценные иконы, церковную утварь и святыни и лишь небольшую часть древних настенных росписей.

http://pravmir.ru/fso-podelilas-znaniyam...

В расположенном вблизи от Костромы с. Шунга, принадлежавшем московскому Чудову монастырю, с XVII в. проживали иконописцы, специализировавшиеся в написании для этой обители раздаточных образов свт. Алексия, митр. Московского. Выходцем из Шунги был Иоаким (Любим) Агеев. Местная манера письма - упрощенный вариант костромской художественной традиции (иконы «Св. Троица», 2-я пол. XVII в., ЦИАМ; «Спас Нерукотворный», кон. XVII в., ЦИАМ; «Свт. Алексий, митр. Московский», 1716, иконописец Иван Калычев, ЦИАМ; «Св. Троица», нач. XVIII в., Богоявленский собор Богоявленского Анастасиина монастыря - все из Покровской ц. с. Шунги). Иконописный центр в Шунге просуществовал до кон. XVIII в. Воскресение — Сошествие во ад. Икона. 1767 г. Иконописцы Савва и Михей Словенины (КГОИАХМЗ) Воскресение — Сошествие во ад. Икона. 1767 г. Иконописцы Савва и Михей Словенины (КГОИАХМЗ) Во 2-й пол. XVII в. самостоятельное иконописание появилось в Нерехте и Кинешме. Нерехтчанин Федор Абросимов Попов и кинешемец Меркул Яковлев Поспелов состояли на службе в Оружейной палате. С участием нерехтских мастеров в Москве был создан иконостас Троицкого собора Пахомиева Сыпанова мон-ря (КГОИАХМЗ, ЦИАМ). В XVIII в. иконописание Нерехты попало под влияние ярославской традиции, но сохраняло связь и с костромским искусством. В подмосковном Подольске в 90-х гг. XVIII в. работал выходец из Нерехты Михаил Пастухов (Феодоровская икона Божией Матери, 1793, частное собрание; икона Божией Матери «Троеручица», 1795, собрание Фонда ап. Андрея Первозванного). Кинешемские мастера обслуживали ближайшие села и небольшие города (иконостас ц. Воскресения Христова в с. Молвитине, 1725, иконописцы Усачёвы, не сохр.; «Иерусалимская икона Божией Матери», кон. XVIII в., Областной музей «Музеи города Юрьевца», и др.). Многие из них переселились на север (Вологда, Архангельск). Манера письма была гибкой и соответствовала общим изменениям стиля, а также вкусам заказчиков. В посл. четв. XVIII в. кинешемские мастера освоили масляную технику и живописный стиль столичного иконописания (иконостас Никольской ц. на погосте Бережки, 1794, иконописец Филипп Патракеев). По подписным работам известно большое число имен кинешемских иконописцев кон. XVII - нач. XIX в. (Козьма Кувшинников, Иван и Семен Ефимовы Кувшинниковы, Михаил Слепохин, Алексей Федоров Бачилов, Алексей Турунтаев, Егор Дмитриев Турунтаев, Иван и Яков Крюковы, Иван Плотников, Михаил Рукавишников, Василий Куфтин).

http://pravenc.ru/text/2458871.html

По прибытии в свою паству, упражнялся в тех же самых делах, и с тою же заботою, как выше сказано; и утешался, видя всего прихождение к лучшему и уменьшение трудов. А притом занимался хозяйством по Чудову монастырю, приводя в окончание и совершенство Архиерейский дом, также строя и на Перерве и на подворьях, а еще более в Троицкой Лавре. Ибо получив на оную до 30.000 р., построил вместо ветхой старой, новую ризничную палату, сделал новый иконостас, обложил весь серебром, в Троицком соборе и росписал по стенам на золоте; тоже и в трапезной церкви, и у Никона, и у Михея и в Сошественской церкви, везде новые иконостасы, и вновь росписав стенным писанием, и в больничной церкви новый иконостас, и у Смоленской вновь росписав по стенам и крыльцо новое у Успенского собора, и две палатки новые, Серапионовскую и Максимовскую ; и оградив оградою каменною Корбуху и сад, что при Лавре, и другие многие сделав пристройки и поправки, что всё исчислить подробно не без трудности, да и в печатном Лавры описании то усмотреть можно. Препроводив таким образом 1777 год в Москве и в Лавре, отправился по истечении срока в Петербург, куда и прибыл в начале 1778 года. По прибытии упражнялся, ездя в Синод, нередко бывая у Их Императорских Высочеств, также получая на каждой почте из Епархии и из Лавры премногие дела и прошения, и, немедленно реша, отправлял их в свои места. При окончании года, опять скучая тамошним пребыванием, по тем же самым причинам, о коих прежде сказано, просил Императрицу об отпуске в Епархию и об увольнении навсегда от Синода, и получил; но только паки на год. По прибытии в начале 1779 года в Москву, паки принялся за те же епаршеские дела, и хозяйственные и училищей, и с тою же ревностью, как прежде о том объявлено. По окончании годового срока, не желая отъехать в Петербург, послал к Императрице прошение паки о том же. Почему и отсрочено, но также на год. Итак, остался в Епархии и на 1780 год, и продолжал свое течение дел по-прежнему. А сверх того, во всякую бытность его в Москве присутствовал и в Синодальной Конторе, где как надлежало ему дела производить не одному, но с другими, коих и виды и начала были иные и не беспристрастные, то почти всегдашнее от того чувствовал неудовольствие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Осенью 1696 г. 481 в Малороссию отправился сам патриарший секретарь Карион Истомин. Целью его миссии было доставить патриаршие грамоты влиятельным лицам Гетманата, таким как сам гетман И. Мазепа и киевский митрополит, а также экземпляры только что изданного в Москве славянского перевода «Православного исповедания», сделанного по полному тексту, одобренному Ясским собором. Одним из адресатов был Димитрий Савич, которому, помимо экземпляра катехизиса, К. Истомин привез и давно ожидаемый третий том макарьевских Четий-Миней 482 . Вероятно, между Карионом и иг. Димитрием, людьми высокообразованными и заботящимися о православном просвещении, состоялась содержательная беседа. Вернувшись в Москву, Карион, конечно же, рассказал о Димитрии Савиче и его трудах своим друзьям. Вскоре, в 1697 году иеромонах Феолог посылает два письма Димитрию, между ними завязывается переписка. Сперва её тон − отстраненно-вежливый, разговор ведется лишь о третьем томе Четий-Миней, над которым в это время работал иг. Димитрий 483 . Когда в декабре 1697 г. Димитрий был возведен в архимадриты Черниговского Елецкого монастыря, он не преминул известить об этом событии патр. Адриана, заверяя архипастыря в своем письме, что новый сан лишь поспособствует продвижению его работы над третьей книгой Четий-Миней, которая, по словам, Димитрия Савича, близка к завершению. Патриарх ответил на письмо благожелательно, выслав с грамотой денежное вспомоществование. На этом переписка «списателя житий» и главы Русской церкви оборвалась: патр. Адриан тяжело болел и вскоре скончался, так и не дождавшись выхода новой книги Четий-Миней. Отношения же архим. Димитрия с московскими интеллектуалами продолжали развиваться. В 1699 г. Карион Истомин отослал из Москвы Димитрию Савичу житие прп. Иосифа Волоцкого 484 . А в 1700 г., после выхода третьей книги «Четий-Миней» архим. Димитрий тотчас же выслал её экземпляр в Москву Феологу «памятуя обет честности твой» 485 . В 1701 году Димитрий Савич по вызову царя приезжает в Москву, где и проводит целый год. В этот период времени он имел множество встреч и бесед с Феологом и Карионом Истоминым, а также их знакомыми по Печатному двору и Чудову монастырю. Тем самым митр. Димитрий лично познакомился с интеллектуальной элитой Москвы рубежа столетий. Их отношения быстро перешли от уважительно-деловых к доверительно-личным. Когда летом 1701 года владыка Димитрий тяжело заболел, за ним заботливо ухаживали Феолог, Карион Истомин и чудовский келарь Иоасаф Колдычевский 486 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Святитель Алексий, основав в Москве Чудов монастырь и возобновив монастыри Благовещенский в Нижнем Новгороде и Константиновский во Владимире, которые с того времени начали считаться митрополичьими, наделил все эти монастыри землями, угодиями и селами, а Чудову монастырю завещал еще пред своею смертию двенадцать сел и несколько деревень, частию купленных им на собственные деньги . При Киприане, кроме трех названных монастырей, считался митрополичьим еще монастырь владимирский Борисоглебский и вместе с ними тянул к митрополиту всеми своими селами и доходами. За этим первосвятителем утверждены были все владения, какие издавна, еще до Алексия и при Алексии, принадлежали Московским владыкам, и Киприан обменял только один город Алексин великому князю Василию Дмитриевичу на слободку Святославлю . Митрополит Фотий, прибыв в Москву спустя четыре года по смерти своего предшественника и через два после страшного нашествия Едигеева (1408), нашел митрополичий дом и казну в совершенном запустении, а волости своей кафедры расхищенными от князей, бояр и других людей. Потому решился восстановить и возвратить все потерянное. Это ввело его в столкновения и споры с сильными людьми, причинило ему множество огорчений, но не могло победить его настойчивости в преследовании цели: мало-помалу он обновил все стяжания и доходы своей митрополии, поотыскал все ее вотчины. Кроме того, некоторые села прикупил сам, а большое село Кудрино с тридцатью деревнями и со всеми угодиями получил в дар по завещанию князя Владимира Андреевича. По смерти Фотия пожертвовано еще (около 1433–1440 гг.) митрополитской кафедре в Москве — Успенскому собору село Оксиньинское с деревнями и землями . За Киевскою кафедрою наших митрополитов, или за Киево-Софийским собором, числились также многие земли и села, которые издавна были пожертвованы разными князьями и боярами и находились не только в киевском, но и в волынском, новгородско-литовском и других округах . Случалось, что некоторые из этих сел во время смутных обстоятельств отпадали от митрополии, но потом были возвращаемы.

http://sedmitza.ru/lib/text/435921/

Никольский храм (Лямцино) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Никольский храм (Лямцино) Белокаменная церковь, выстроенная в 1790-1794 гг. в духе провинциального зодчества. Одноглавый четверик с трапезной и колокольней. Южный придел Кирилла Белозерского 1856 г. Закрыта в 1936 г, открыта в 1995 г., отремонтирована. Содержание История [ править править код ] На древней Бронницко-Подольской дороге, среди широких полей с небольшими извилистыми речками стоит село Лямцино. В далеком прошлом оно было вотчиной Чудова монастыря Московского Кремля. Основанный в середине XIV в. митрополитом Алексием, этот древний монастырь являлся крупным центром русской культуры. В XVII в., когда в нем находилось греко-латинское училище и действовала книгописная мастерская, его называли Великой Лаврой. Запись в служебной минее Чудова монастыря свидетельствует, что церковь святителя Николая Чудотворца в селе Лямцино существовала уже в 1534 г. Тогда селом владел Иван Михайлович Семенов, который завещал его в духовной грамоте московскому Чудову монастырю. В те времена храм Николая Чудотворца был одноглавый, деревянный, покрытый тесом, с расписными Царскими и входными вратами. Внутри его украшали иконы с серебряными окладами, а над трапезной возвышалась небольшая колокольня с шатровым верхом и четырьмя колоколами. В дозорных книгах Патриаршего казенного приказа за 1680 г. записано: «Июля в 28 день, по досмотру князя Ивана Шелешпальского, церковь Николая Чудотворца в селе Лямцине деревянная ветха…» Новую деревянную церковь возвели в 1715 г., о чем Патриаршие книги свидетельствуют: «…декабря в 3 день, запечатан указ о священии церкви, по челобитью Чудова монастыря архимандрита Геннадия да келаря иеромонаха Аврамия с братиею велено в Московском уезде, в Чудовской вотчине, в селе Лямцине, новопостроенную церковь во имя Николая Чудотворца освятить Успенского собору протопопу Федору с братиею». В 1769 г. от непогашенной свечи церковь сгорела со всей утварью. Сообщая об этом митрополиту Платону, прихожане сетовали: «…остались мы без слушания славословия Божия. А в определенной для хождения нам Кутузовской Рождественской церкви по причине многолюдства великое принимаем притеснение… и не слышим мы за теснотою никакого поучения и ходить нам в оный храм никак невозможно… А потому желаем мы все приходские люди со усердием для приношения молить вновь каменным зданием со всею церковной утварью церковь во имя Николая Чудотворца в нашем селе Лямцине соорудить, да временно же для приготовления всяких треб на погосте поставить желаем деревянную часовню, и определить к тому церковному зданию бывшего у нас священника Иллариона Петрова, который ныне в селе Булатникове».

http://azbyka.ru/palomnik/Никольский_хра...

Но довольно о себе... Позвольте перенести теперь ваше внимание к тем, кто дал мне в этот, знаменательный для меня, день толчок к столь глубоким переживаниям и кого, по всей справедливости, следует считать подлинными виновниками настоящего нашего торжества. Первая мысль и первое движение моей благодарности обращается к Предстоятелю церкви Московской, Высокопреосвященнейшему митрополиту Владимиру, который благословил положить начало подготовлениям к настоящему празднику я дозволил нам собраться в этих священных стенах, – к нему, а также и его достойным сподвижникам по управлению епархиею, из которых двоих я имею счастие считать в числе своих слушателей и которые с живейшим участием отнеслись к нашему празднику. Нам, рядовым труженикам, легко делать наше маленькое дело, когда мы имеем пред собою таких неустанных трудников. Нам, в чьих руках маленькие светильники постоянно угасают, легко возжигать их снова и снова от пламенных светильников, которые в руках наших архипастырей ярким пламенем горят на свещнице церкви Московской... Прошу вас, отцы и братие, воспеть многая лета Высокопреосвященнейшему митрополиту Владимиру, преосвященнейшим епископам Трифону, Анастасию и Феодору, а также и маститым владыкам, пребывающим в пределах Московской епархии на покое, Евфимию и Мисаилу, принявшим сердечное и деятельное участие в нашем празднике... Многая лета! Второе слово моего благодарения я обращаю к славным обителям: Чудову монастырю, гостеприимно приютившему нас ныне в своих стенах и благословившему меня иконою моего небесного Покровителя, Святителя Алексия, и великой Лавре Преподобного Сергия, приславшей мне в благословение икону Преподобного, под кровом которого протекала моя служебная деятельность в эти двадцать пять лет. Глубоко отрадно мне это выражение любви со стороны св. обителей. Особенно отрадно потому, что по предмету своих занятий я стою лишь в отдаленном отношении к положительному иноческому смиренномудрию. В этом я вижу символ единения веры и науки, которые, при правильном соотношении, конечно, вполне могут уживаться общительно и мирно, друг подле друга, и одну из форм конкретного разрешения давних споров между наукою и верою, каковым спорам, с высшей точки зрения, совсем не должно бы быть места... Высокоуважаемым оо. наместникам, архимандритам: Товии и Арсению, с их любвеобильною братиею, многая лета!

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Vveden...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 БОГОРОДСКОЕ (ВОСТОЧНЫЙ ОКРУГ МОСКВЫ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Первые официальные сведения о селении, находившемся на территории нынешнего Богородского, встречаются в середине XVI века. В Переписной книге за 1550 год оно названо Алымово – сегодня о нем напоминают улица, проезд и переулок Алымовы. О времени появления первого поселения в этих местах есть и другая версия. В пользу ее научности свидетельствуют изыскания, проведенные на территории района. Так, в результате раскопок на берегу реки Яуза был обнаружен культурный слой с характерной для XVI века красной керамикой. Это дает основания утверждать, что селение на берегу Яузы существовало еще за полтора-два века до первого упоминания в Переписной книге. Непродолжительное время Алымовым владел Иоанн Грозный , в 1568 году подписал грамоту о пожаловании этих земель Чудову монастырю . К 1680 году на церковном кладбище была построена в честь Успения Святой Богородицы деревянная часовня (не сохранилась), с тех пор за селением прочно закрепилось название Богородицкого или Богородского. В эпоху Петра I здесь зародилось бумажное производство – первое в России. В начале XIX века Богородское окончательно стало государственным владением. С переводом крестьян на оброк начался новый этап в развитии территории. Они довольно быстро сумели выкупить землю; поделив ее между собой, скоро распродали. И началось в Богородском строительство дач, которые пользовались большой популярностью у горожан. В 1879 году город и земство договорились о включении Богородского в черту Москвы . См. также Использованные материалы Редакция текста от: 12.12.2012 17:13:30 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/5765.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010