Настоящим своим устройством и благолепием церковь Чуда Архистратига Михаила обязана Митрополиту Платону. При нём она была возобновлена и внутренность её расписана изображениями чудес Архистратига Михаила и некоторыми событиями Священной истории. Иконостас этой церкви устроен по подобию иконостаса Успенского собора. В южной стороне алтаря сохранилось и место, где обретены нетленные мощи Святителя Алексия. В 1686 году придел Благовещения, находившийся при храме Чуда Архистратига Михаила, перенесён был в новую церковь , сооружённую впоследствии Патриархом Адрианов в честь святителя Алексия Митрополита. Когда сооружена была церковь св. Алексия, то и мощи его перенесены были из Архангельской церкви в новоустроенную. Сами Благочестивейшие Цари Иоанн и Пётр и Царевна София переносили мощи святителя Алексия, торжественно, с крестным ходом, и поставили на место, где они почивают и доныне. По левую сторону мощей его, в киоте за стеклом, хранится драгоценное его облачение, в коем он был погребён, а в ризнице находится драгоценное Евангелие, писанное, по преданию, самим святителем. Кроме церквей Архангельской, Благовещенской и Алексиевской, к Чудову монастырю принадлежала некогда церковь апп. Петра и Павла, находящаяся в прежде бывшем архиерейском доме, а ныне в Императорском Николаевском Дворце. В Чудовом монастыре было некогда кладбище, на котором погребались Российские Первосвятители и знаменитые бояре. Здесь, напр., погребены Митрополиты: Феодосий, Симон и Афанасий и знаменитый Патриарх Гермоген, который в этом монастыре мученически окончил жизнь свою; Епифаний Славинецкий, учёный муж XVII в.. Здесь был погребен блаженный и Христа ради юродивый Тимофей, который скончался в 1731 году, при Императрице Анне Иоанновне. 28 лет трудился он в подвиге юродства. Императрица Анна Иоанновна неоднократно посещала Чудов монастырь и над гробом сего юродивого, в присутствии своём, приказывала служить панихиды. Чудов монастырь служил более пяти столетий убежищем иноческой жизни; из него выходили достойные пастыри церкви. Во время Патриархов Всероссийсикх Чудов монастырь назывался лаврою и служил рассадником духовного просвещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Более 50 лет храм был поруган: в нем располагались птицеферма, склады, токарный цех, в алтаре придела Святителя Алексия была раздевалка для рабочих. Главный престол был превращен в свалку мусора и нечистот. В храме не смолкал гул станков и пилорамы, была попытка сделать из колокольни водонапорную башню. Но даже в поруганных храмах молитва не прекращается, не молятся люди, молятся ангелы. В 1992 году наступила новая пора в жизни храма. Указом святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в храм был назначен священник Алексей Грачев, и в апреле того же года в церкви возобновилась литургическая жизнь.  http://hrammitino.ru/?page_id=1920 Церковное место при селе Рождествено на протяжении трех веков, до 1764 г., принадлежало московскому Чудову монастырю. В 1764 г. во время секуляризации монастырских земель село Рождествено перешло в Коллегию экономии, а в XIX веке – к Московской палате государственных имуществ. В 1890 г. настоятель местного храма отец Александр Терновский получил разрешение на постройку каменной церкви. Проект заказали архитектору В.О. Грудзину. Как и в других постройках того времени, колокольня, доминирующая в храмовом ансамбле, широкая трапезная с двумя приделами и четверик главного храма выстроили на одной оси. Объемы трапезной и храма объединены единым ритмом больших окон, которые занимают почти весь простенок, чередующийся с широкими лопатками. Композиция невысокого восьмигранного барабана с луковичной главой, поставленной на постамент, декорированный кокошниками, схематически повторяет образ древнерусских храмов. Строительство длилось почти восемь лет. В 1898 г. освятили последний, главный престол в честь праздника Рождества Христова. На горнем месте алтаря главного храма находилась живописная икона Воскресения Христова, в придельных алтарях – Снятие с креста. В 1924–1925 гг. на средства прихожан в здании сделали ремонт и купили некоторые необходимые ризничные вещи. Церковь закрыли в конце 1930-х – начале 1940-х гг. В церковном здании располагались склады, птичий и скотный дворы, производственные помещения ремонтного цеха. В 1991 г. состоялась регистрация православной общины храма. В 1997 г. закончилось воссоздание его внешнего облика, была отреставрирована колокольня, позолочены изящные церковные главки с крестами, в приделах установили новые иконостасы. В 2004 г. выпускники иконописной школы Московской духовной семинарии закончили роспись храма (ранее храм не был расписан).

http://sobory.ru/article/?object=03259

Строит. Варсонофий , 1738–40. – Клеопа , 1746 и 47. Архим Александр , 1765–74. Игум. Александр , 1775–78. – Пётр , 1778–80. Архим. Аарон , 1802–6. – Арсений , 1807–25. – Никон , 1825–27. – Ириней , 1827–49. – Евгений , 1850–51. (В 1852 вакансия). – Аркадий , 1853–60. – Иоанн , 1861–69. Игумены Иоасаф , строит., 1696. Мирон , 1722. Иона определён 30 мар. 1723; упом. 1724, 25. Мирон , бывший, 12 мар. 1731 определён в Череповецкий. Никон Волосский определён 31 авг. 1731–39, перев. в Казанский Тамбовский. Макарий , 1745. Игнатий , 1748 и 49. Исаакий в сент. 1761 перев. в Козловский Троицкий. Сергий , 1763 и 64. Израиль , строит., 1794. Архимандриты Израиль 21 июля 1802 перев. в Александро-Свирский. Амвросий Виноградский 1803 произведён из префектов Московской акад., а 4 июня 1806 – в Лужецкий. Мефодий , 1807–10. Аарон Нарцисов , 1812–15, перев. в Нижеломовский. Гедеон , 1815–16. Матфей , 1817–31. Антоний , 1831–49. Павел , 1850–55. Кифа перев. из Сковородского? 1856–1858. Феодор , 1859–62. – Иоасаф , 1863–69. Особые заметки Новонырского монастыря: Строит. Филарет , в дек. 1678. Игум. Дионисий , 31 мар., в авг. 1680. Ванырской пустыни, Пензенского уезда: Строит. Трифон , 1675. – Исаия , в мар. 1680. IV, 216. Ивансырского, приписанного к Чудову, строит. Филарет , 1691. IV, 296. Саранского Богоявленского Илиинского строит. Макарий , 1738. Саратовского Крестовоздвиженского (2-го класса): Иг-нья Еванфия , 1845. – Магдалина , 1846–56. – Олимпиада , 1863 69. V, 465. Пензенского Троицкого (основанного в 1691 г.): Игуменьи Анисия , 30 дек. 1697. Фотиния , до 1766. Феврония , 1766–72. Евлампия , 1772 и 73. Ермила , 1774 и 75. Александра , 1775–80. Евпраксия 1789 перев. из Тамбовского Вознесенского. Надежда , 1840–66. Пензенского уезда, пустыни Богородицы Одигитрии и Усекновения главы Иоанна Предтечи: Строит. Трифон , в мар. 1674. – Никифор , 1723. Царицынского Богородичного строит. Макарий . в сент. 1652, в апр. 1658. Краснослободского Спасского: Игум. N ... N .... в дек. 1666. Строит. Филарет определён 29 янв. 1725.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Обитель была известна и своим некрополем. На ее территории и под сводами ее храмов покоились останки известных родов князей Трубецких, Куракиных, Хованских, Щербатовых, Оболенских, бояр Стрешневых. В монастыре были похоронены: дядька (воспитатель) царя Алексея Михайловича и его родственник боярин Б.И. Морозов, духовный писатель и деятель просвещения XVII–XVIII веков иеромонах Кирион Истомин, иеромонах Епифаний Славинецкий, иконописец Тимофей Архипов. В начале XX века в стенах обители обрел место упокоения один из представителей рода Романовых, великий князь Сергей Александрович (1857–1905), убитый неподалеку от Чудова монастыря террористом. С 1904 по 1919 гг. наместником монастыря был викарий Московской епархии епископ Серпуховский Арсений (Жадановский, t 1937), принявший страдальческую кончину в годы советской власти. При владыке Арсении, поддерживавшем связь со старцами знаменитой Зосимовой пустыни, монастырь оказывал большое влияние на духовную жизнь Москвы. Во время Поместного Собора 1917–1918 гг. некоторые его участники размещались в кельях Чудова монастыря. Вместе с его насельниками они пережили в начале ноября 1917 г. артиллерийский обстрел, которому подвергли Московский Кремль сторонники Военно-революционного комитета. В результате этого обстрела некоторые здания обители сильно пострадали. После переезда советского правительства из Петрограда в Москву в марте 1918 г., Кремль превратился в закрытую правительственную резиденцию. Доступ к кремлевским святыням для православных москвичей стал крайне затруднительным, а затем был прекращен вовсе. Насельники и насельницы кремлевских монастырей были вынуждены оставить свои обители. Поселившихся в Кремле большевиков охраняли китайские и латышские стрелки. Но осенью 1918 г. их сменили курсанты пулеметных курсов, преобразованных в Военную школу имени ВЦИК. Присутствие на территории Кремля этого военного учебного заведения решило судьбу архитектурного ансамбля Чудова монастыря. В 1929 г. было принято решение о сносе Чудова и Вознесенского монастырей и примыкавшего к Чудову монастырю здания Малого Николаевского дворца. На их месте в 1928–1934 гг. по проекту архитектора И.И. Рерберга построили здание военной школы, в котором впоследствии разместился Президиум Верховного Совета СССР.

http://sobory.ru/article/?object=45847

15-го августа Собор открыт был торжественной литургией в кремлевском Успенском соборе. Предстоятельствовал старейший из митрополитов – Владимир Киевский (25 янв. 1918 г. убитый большевиками в Киеве). Присутствовали все члены Собора и от лица правительства – председатель совета министров А. Ф. Керенский, министр внутренних дел Н. Д. Авксентьев и министр исповеданий «> А. В. Карташев . После литургии митр. Владимиром прочитана была грамота Св. Синода об открытии Собора, и из тесного собора все священство и народ крестным ходом вышли на кремлевскую площадь. А здесь уже стоял целый лес хоругвей, – собравшихся со всей Москвы крестных ходов. В 33 храмах Москвы совершились одновременно литургии архиерейским служением, и из этих центров крестные ходы направились к единому центру – Кремлю. Соединенный крестный ход направился к Чудову монастырю, а оттуда прошел через Спасские ворота на Красную площадь, на Лобное место, где и был пропет особый молебен самими членами Собора, без синодального хора, который замечательно спел литургию. Весь Кремль и вся Красная площадь были покрыты десятками тысяч народа. Но полицейского порядка не было. Веяло хаосом революции. Москва была переполнена и бурлила В грозной и тревожной обстановке открывался Собор. В душе его участников мучительно сталкивались два диссонирующих переживания: чисто религиозное ликование от сознания участия в великом, издавна чаемом, вожделенном таинстве церковного соборования 4 , наслаждение церковной канонической свободой и – с другой стороны – наблюдение явного растления патриотической воли народа, разложение армии, предчувствие поражений, унижения России и революционных ужасов. На другой день, 16-го августа, после новой торжественной литургии в обширном и светлом храме Христа Спасителя (ныне взорванном большевиками) произошло открытие Собора, его первое публичное заседание. Зрелище было необычное. Никогда еще Россия ранее, под запретом соборования, не видала такого количества епископов, собранных вместе. Их было около 80 – все в своих лиловых с бело-червлеными полосами (“источниками”) мантиях и черных клобуках, среди которых выделялись четыре белых – митрополита Киевского Владимира, экзарха Кавказского Платона и двух молодых новоизбранных митрополитов – Тихона Московского и Вениамина Петроградского. Эти двое надели свои белые клобуки только накануне. Характерная мелочь: чтобы Св. Синод мог пожаловать ко дню открытия Собора белые клобуки двум архиепископам, переименованным в митрополиты, пришлось создать особый законодательный акт – отказа Временного правительства от этой привилегии, ибо привилегия давать белые клобуки, бриллиантовые кресты на клобуки и митры и некоторые типы наперсных крестов принадлежала Кабинету Его Величества. Так педантично старались при Временном правительстве выдерживать линию легальности.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Ведь, к слову сказать, и другой московский храм, тоже названный во имя пророка Божия Илии, который находится в центре столицы, в Обыденском переулке, также никогда не закрывался. Кто-то может посчитать это простой случайностью или счастливым совпадением, но у людей верующих на этот счет имеется своя вполне определенная точка зрения. Святитель Алексий митрополит Московский, правивший с 1354 по 1378 годы, купил у Ильи Озакова это село на свои келейные деньги. Позже эту куплю закрепил жалованной грамотой князь Василий Темный (1425–1462). Неслучайно в переписных книгах XVII века село Черкизово называют «чудотворца Алексия вотчиной». «С того времени, конечно, уже не одна церковь сменила другую, пока, наконец, не была сооружена в 1690 году каменная с приделом во имя святителя Алексия, митрополита Московского. В недавнее же время устроен еще придел во имя Воздвижения Честнаго Креста Господня и сооружена новая колокольня», – сообщает в своей книге П.В. Синицын. По этим же сведениям, Черкизово впервые встречается нам в духовной грамоте святителя Алексия, найденной митрополитом Платоном в Чудовом монастыре в 1779 году, где сказано, что «сельцо куплено на мое серебрецо». В те далекие годы Черкизово было весьма отдаленной от шумной Москвы окраиной. Здесь все располагало к уединению и отдыху на природе в окружении лесных дубрав, расположенных вдоль живописной речки Сосенки, притока Яузы. Для митрополита Алексия была построена архиерейская дача, куда он обычно приезжал в теплое время года. Это место служило летним пребыванием как для него самого, так и впоследствии для его преемников. «Царь Иоанн Васильевич с царевичами в 1564 году ездил в Черкизово на охоту», – упоминает в своей книге П.В. Синицын. Напомним, что с самого начала митрополит Алексий завещал свое село Чудову монастырю, которое оставалось за ним до 1764 года. С 1764 года храм во имя святого пророка Божия Илии выходит из состава подворья и становится приходским храмом. Постройка каменного черкизовского храма относится ко времени правления приснопамятного Патриарха Адриана – последнего патриарха допетровской поры.

http://sobory.ru/article/?object=03340

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Участники конкурса «Православная инициатива» открывают забытые факты истории 2 мин., 01.09.2014 31 августа патриарх Кирилл встретился в Тамбове с победителями грантового конкурса «Православная инициатива» от Тамбовской митрополии. О проекте «Передвижная выставочная экспозиция «Святитель Питирим Тамбовский: начало и конец Российской империи. К 100-летию канонизации», ставшего победителем конкурса в 2012-13 годах, «Фоме» рассказала один из его авторов, преподаватель Тамбовской семинарии Марина Александровна Климкова. По ее словам, проект, включающий в себя два этапа – исследовательский и просветительский, открыл «неожиданные и уникальные» факты. - В результате исследования мы уточнили даты жизни и кончины святителя Питирима. В Житии зафиксированы даты 1645-1698, но еще дореволюционные историки С.Н. Введенский и Н.И. Орлов указывали на то, что есть документы, свидетельствующие, что святитель почил на год раньше. И, действительно, мы нашли в Государственном архиве Тамбовской области документ XVII века, который подтверждает, что святитель Питирим скончался в 1697 году, - рассказала Марина Климкова. Она отметила, что сейчас под грифом Издательского совета переиздается тираж дореволюционной книги Введенского, на которую ранее «никто не обращал внимания». Среди других интересных открытий, которые удалось сделать в рамках проекта, его автор отметила обнаружение месторасположения древнейшей тамбовской обители – Цнинского Троицкого монастыря, первое упоминание о котором относится к 1615 году. По ее словам, он был приписан к московскому Чудову монастырю в Кремле. - Об этом монастыре тоже все забыли, его история, в общем-то, давно закончилась и его никто нигде не упоминал. И вдруг, сейчас, когда президент России говорит о возможном восстановлении Чудова монастыря в Кремле, у нас параллельно происходит открытие одной из его вотчин в Тамбовском крае, - поделилась Марина Климкова. Говоря о втором этапе проекта, преподаватель семинарии рассказала, что на первых порах передвижная экспозиция объедет Тамбовскую митрополию.

http://foma.ru/uchastniki-konkursa-pravo...

Сад Царицына разбит в английском вкусе; в нем шесть прудов, на некоторых построены мельницы; из беседок примечательна по постройке и живописности места, в котором она находится, Миловида, – название, по преданию, данное ей самой Екатериной II. Теперь в летнее время по воскресным и праздничным дням в Царицыне бывают гулянья с музыкой, на которых стекается много народу, и живет много дачников. Черкизово у Преображенской заставы в городской черте – одно из старинных подмосковных сел; существовало еще в XIV столетии и было во владении какого-то Ильи Азакова, а впоследствии принадлежало св. Алексею митрополиту, которым было подарено Чудову монастырю. Сюда езжали русские цари охотиться – так, Иоанн Грозный с царевичами в 1564 г. Летом в Черкизове живали патриархи и московские митрополиты, которые помещались в архиерейском доме, построенном московским митрополитом Тимофеем (17641767 г.) и возобновленном при митрополите Серафиме, в 1819 г. Внутренность этого домика отличается простотою: дешевые обои, которыми обклеены стены комнат, бедная мебель... и только несколько старинных икон и портретов прикрашивают его незатейливую обстановку. Из портретов обращают на себя внимание два: патриарха Филарета Романова, отца царя Михаила Федоровича, и Петра I в зрелом возрасте. На портрете патриарх Филарет изображен с круглым лицом, в полном патриаршем облачении, с царскими бармами и панагией. Портрет Петра I (близ левого уха) прострелен в 1812 г. пулею одним из французов. Церковь здесь каменная; построена в 1690 г. вместо прежней, деревянной; также есть богадельня, основанная в 1819 г. митр. Серафимом в память св. Алексея митрополита. Федоскино село Московского уезда в 30 верстах от Москвы вблизи большой Дмитровской дороги, – одно из старинных сел; принадлежало боярскому роду Вельяминовых, одним из которых, стольником Леонтием в 1615 г. было завещано Богоявленскому монастырю и принадлежало последнему до 1688 г., когда было обменено по прошению Богоявленского архимандрита Никифора патриархом Иоакимом на деревню Марфино, и было присоединено к патриаршему дворцовому селу Троицким-Сельцам.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/putevo...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Мудрая жена. Святая Евфросиния Московская, основательница Кремлевского Вознесенского монастыря 5 мин., 29.08.2014 Великие правительственные мужи собираются восстановить в Кремле Чудов и Вознесенский Стародевичий монастыри. Добрые вести! В самый раз припомнить, какой исток у судеб этих двух обителей, что за люди стоят при их основании. Про Чудову обитель и ее основателя, святого Алексия, митрополита Московского, речь пойдет в другой статье. Даст Бог, она появится в самом скором времени. Жизнь и духовные подвиги мудрой жены, чьими трудами воздвигся Вознесенский монастырь, известны не столь широко. С них и стоит начать. Будущая супруга Дмитрия Донского родилась в семье одного из крупнейших политиков Руси того времени — суздальско-нижегородского князя Дмитрия Константиновича. Большая, но непрочная, можно сказать, эфемерная держава, которой он правил, оказывалась то врагом, то союзником Московского княжества. И брак его дочери Евдокии с 16-летним московским князем Дмитрием Ивановичем имел все признаки политического альянса. Предположительно, сам преподобный Сергий Радонежский, желая мира на Руси, помог договориться о его заключении. К тому времени княжне исполнилось 13 лет — она появилась на свет около 1353 года. У ее супруга все главные деяния были еще впереди: и строительство белокаменного Кремля, и победа на Куликовом поле. Пока что он немногим проявил себя в большой державной работе. Несмотря на политическую подоплеку, брак двух молодых людей удался. Евдокия Дмитриевна осчастливила мужа двенадцатью детьми. Двое из них, Василий и Юрий, впоследствии займут Московский великокняжеский престол. Супружество не омрачалось ничем, помимо тяжелой вооруженной борьбы, которую приходилось вести Дмитрию Ивановичу с литвой и Ордой. Изнемогая в этом противостоянии, князь находил отдохновение и поддержку в своей жене. До наших дней дошло завещание Дмитрия Донского от 1389 года. По его тексту видно и большую любовь князя к жене, и огромное доверие к ней.

http://foma.ru/mudraya-zhena-svyataya-ev...

Менее вероятно, что другое имя было написано в заголовке Уваровского списка по ошибке и при сверке его с другими списками в XVII в. оно было исправлено на имя святителя Алексия. Учитывая тесную связь с Григорьевским затвором святителя Стефана , епископа Пермского, поставленного во епископы митр. Пименом, наиболее вероятна атрибуция текста последнему, однако вопрос нуждается в дополнительном изучении. В оригинале (дефектном) и в копии XVII в. сохранилась духовная грамота святителя Алексия, в которой святитель завещает Чудову монастырю ряд принадлежавших ему родовых сел и свой «подолней садец», поручив обитель попечению великого князя Димитрия Иоанновича . С XVII в., со времени Епифания Славинецкого , с именем святителя Алексия принято связывать создание особой редакции перевода на славянский язык Нового Завета (см. Чудовский Новый завет ), выполненного несомненно в Константинополе не позднее кон. XIV в. Хотя к наст. времени исследователи не считают этот кодекс автографом святителя Алексия и отказались от его датировки 1355 г., временем второй поездки святителя в Константинополь (судя по снимкам, кодекс, пропавший в 1918 г., написан несколькими почерками, явно более молодыми, чем сер. XIV в.,– скорее ближе к концу столетия), в филологической лит-ре высказывается гипотеза о существовании в окружении митрополита (возможно, в Чудовом монастыре) группы переводчиков, связанных с Константинополем и переведших помимо Нового Завета также «Устав литургии» Патриарха Филофея, Служебник и Триоди, подготавливавших, т. о., переход богослужения Русской Церкви (первоначально, вероятно, в общежительных монастырях, прямо или косвенно связанных со святителем Алексем) со Студийского на Иерусалимский устав . Списки этих переводов не получили в рукописной традиции XIV – XV вв. широкого распространения (дошедшие связаны с библиотеками Троице-Сергиева и Чудова монастырей) и были достаточно быстро вытеснены из обращения святогорскими переводами XIV в., пришедшими на Русь в эпоху «второго южнославянского влияния» конца XIV – 1-й пол.

http://drevo-info.ru/articles/5198.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010