Из Вознесенского монастыря мы с батюшкой прошли осматривать разрушение Кремля. Когда мы находились во дворе Синодальной Конторы, близ казарм послышался какой-то крик и гул толпы. Толпа, видимо, приближалась к Чудову монастырю. Когда она была близко, то стало ясно, что озверевшая толпа над кем-то требует самосуда и ведёт жертву к немедленному расстрелу. Я перебежал как мог быстро со двора к толпе солдат, бушевавшей между Царь-пушкой и Чудовым монастырем; батюшка Чернявский подходил к толпе с другой стороны. Здесь я увидел, как неизвестный мне полковник отбивался от разъярённой окружавшей его многолюдной толпы озверевших солдат. Солдаты толкали и били его прикладами и кололи штыками. Полковник окровавленными руками хватался за штыки, ему прокалывали руки и наносили глубокие раны, он что-то пытался выкрикивать, но никто его не слушал, только кричали, чтобы немедленно его расстрелять. Какой-то офицер вступился за несчастного, пытаясь защитить его своей грудью, тоже что-то кричал. Я подбежал к толпе и стал умолять пощадить жизнь полковника. Я заклинал их именем Бога, родной матери, ради малых детей – словом, всеми возможными усилиями уговаривал пощадить, но озверевшей толпой овладела уже сатанинская злоба, мне отвечали угрозами немедленно расстрелять и меня, ругали буржуем, кровопийцей и проч. В это мгновение какой-то негодяй солдат отбросил несчастного мученика в сторону, и раздались выстрелы, которыми всё было кончено. Офицер, защищавший полковника, здесь же бросил бывшую у него винтовку, отошёл к разрушенной стене у Синодальной Конторы и повалился на груду кирпичей. Причина убийства этого полковника (56-го полка) заключалась в том, что полковник должен был временно сократить довольствие солдат за недостатком провианта на порции хлеба в течение полудня до подвоза нового запаса 388 . Но что сталось с нашим Кремлём?! Замолк рёв артиллерийской пальбы, затих шум братоубийственной бойни, и из праха и дыма гражданской войны глядит он на нас, зияя ранами, разбитый, осквернённый, опозоренный Кремль – твердыня нашего духа, немой свидетель прежней нашей славы и настоящего позора, сложенный по кирпичу трудами поколений, залитый в каждом камне кровью его защитников, стоявший свыше полтысячи лет, переживший всякие непогоды и бури и павший ныне от руки своего же народа, который через полтысячи лет стал разрушать свои вековые святыни, покрыв ураганным огнём Кремлёвские соборы, это диво дивное, восьмое чудо мира, привлекавшее к себе за тысячи вёрст толпы любопытных иностранцев, приезжавших в Москву подивиться на красоту Кремлёвских соборов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Спросим теперь последователей СтоГлава: каким же это образом могло случиться, что в начале XVII столетия троеперстие для крестного знамения было господствующим и в Греции, и даже в России, если справедливо, как вы утверждаете, что не только со времени Стоглавого Собора, но и прежде его и вообще изначала в Церкви православной употреблялось только одно истинное перстосложение – двуперстное? . Перейдем к вопросу об аллилуйе. Ныне сделалось известным, что в некоторых наших богослужебных книгах еще XIV в., правда немногих, двух-трех, из которых одна принадлежала митрополиту Киприану, а другая, кажется, московскому Чудову монастырю, встречаются выражения: «Аллилуиа, аллилуйа, слава Тебе, Боже». Есть основание думать, что эта сугубая аллилуйя занесена к нам в книгах из Сербии, и к концу XIV или в начале XV столетия имела у нас уже немало последователей, но тогда же встретила и жарких обличителей. В «Уставе о петьи мефимона», по рукописи того времени, между прочим говорилось: «Иже мнози поют по двойцю алелугиа, а не в трегубна, на грех себе поют. Пети: алелугиа, алелугиа, алелугиа, слава Тобе, Боже. Алелугиа речется: пойте Богу – то Отцу; второе: пойте Богу – а то Сыну; а се третьее: пойте Богу – а то Св. Духу. Таже: слава Тобе, Боже. Первое, пой алелугиа трижды Пресвятей Троици – Отцю и Сыну и Святому Духу, а се единому Богу, в Троице сущю: слава Тобе. Пой же вся со крестьяны, но по трижда, а не по дважда; аще ли по двоижды, то разлучаешь Отца и Сына и Св. Духа». В каких местах появились было у нас эти первые последователи сугубой аллилуйи и кто написал против них приведенное обличение и наставление, неизвестно. Но в 1419 г. недоумение относительно аллилуйи обнаружилось именно в Пскове, и по поводу этого неудомения вызван был псковичами подать свой голос сам митрополит Фотий, который тогда же отвечал им: «Что ми пишете о аллилуйи... сице глаголи: аллилуйа, аллилуйа, аллилуйа, слава Тобе, Боже; аллилуйа, аллилуйа, аллилуйа, слава Тобе, Боже; аллилуйа, аллилуйа, аллилуйа, слава Тобе, Боже».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

403 Воскресенский в диссертации, стр. 186.– Письмо евангелия есть мелкий и очень хороший, совсем каллиграфический, полуустав. Конечно, вовсе нельзя объявлять за невозможное того, чтобы св. Алексий способен был писать каллиграфически: но так как полууставная каллиграфия требует много времени (очень мешкотна), а св. Алексий, сберегая своё время, имел полную возможность заменять себя настоящим или профессиональным каллиграфом: то и является основание сомневаться в той части предания, которая усвояет написание рукописи самому св. Алексию. (Хотя, с другой стороны, не невозможно предположено, что святитель нарочито хотел потрудиться в изготовлении хорошего списка евангелия). Сличение евангелия с собственноручной (как принимается) душевной грамотой св. Алексия Чудову монастырю, о которой сказали мы выше, не даёт места положительному ответу ни в утвердительном, ни в отрицательном смысле (как будто одна и та же рука, а как будто и не одна и та же рука…).– Чтение всей рукописи евангелия в её фототипическом издании, так как мелкое письмо её выцвело или слиняло, вообще очень затруднительно, а для нас с нашими плохими глазами совсем-таки невозможно. Но мы прочли евангелие от Марка, напечатанное Г. А. Воскресенским в его издании: «Евангелие от Марка по основным спискам четырёх редакций рукописного славянского евангельского текста» (Сергиев Посад, 1894), и можем сказать теперь следующее: 1) Список Нового Завета, усвояемый преданием св. митрополиту Алексию, заключает в себе или представляет собой несомненную особую редакцию славянского перевода Нового Завета; 2) Эта особая редакция перевода изготовлена Русским, а не каким-либо другим славянином (ибо употребляются русские слова: погост, которым переводится греческое слово κμη, – I, 38 и VI, 6, 36 [в первом случае: κωμοπλεις – погосты града], мошна, которым переводится греческое слово πρα – VI, 8); 3) Особая редакция перевода изготовлена не через выбор из существовавших редакций его казавшихся лучшими чтений, а через сличение его (перевода) с греческим подлинником; 4) Ясная цель, с которой изготовлена редакция, состояла в возможной точности перевода, собственно – в возможной буквальности его, которая доводится в редакции до nec plus ultra.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Митрополит Хабаровский Игнатий просит ограничить продажу алкоголя в регионе 27 января, 2014. Новостная служба Каждое пятое преступление совершается в состоянии алкогольного опьянения. 27 января. ПРАВМИР. Митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий поддержал инициативу руководства УМВД России по Хабаровскому краю и обратился к Председателю Законодательной Думы Хабаровского края Виктору Чудову с просьбой скорейшего принятия на региональном уровне нормативного акта по недопущению розничной продажи алкогольной продукции в период с 19.00 до 11.00 часов местного времени. Об этом сообщается на сайте УМВД России по Хабаровскому краю . С 2011 года на территории Хабаровского края согласно Федеральному закону Российской Федерации от 22.11.1995 171 – ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23.00 часов до 08.00 часов по местному времени. Тем не менее, на территории края наблюдается рост зарегистрированных преступлений в общественных местах, в том числе на улицах. При этом каждое пятое из них совершено в состоянии алкогольного опьянения. Особенно тревожит тот факт, что растет число преступлений, совершенных несовершеннолетними, находящимися в состоянии опьянении. Именно этим вызвано обращение руководства УМВД России по Хабаровскому краю к губернатору Хабаровского края Вячеславу Шпорту о внесении изменений в законодательство края по временному ограничению реализации алкогольной продукции. Митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий в связи с актуальностью данной проблемы выразил пожелание скорейшего рассмотрения данного вопроса Законодательной Думой Хабаровского края. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/mitropolit-xabarovskij...

Государственным чиновникам и правительственным учреждениям на обращения граждан положено реагировать. Поступало ли официально такое письмо в министерство, подготовлен ли на него ответ? Какова вообще позиция профильного российского ведомства по этому вопросу? Пытаясь разобраться в этих нехитрых вопросах, я не предполагал, что соприкасаюсь с тайной поистине государственного масштаба. В ответ на редакционный запрос, направленный помощнице министра Ирине Ган, сотрудница пресс-службы Ксения Золотарева подтвердила: министерство действительно получило письмо от ООО «Демократор». Однако «в соответствии с Федеральным законом “О порядке рассмотрения граждан РФ” ответ на данное письмо может огласить только заявитель», добавила Ксения Георгиевна. Увы, попытка связаться с самим «Демократором» успехом не увенчалась. Эта организация, на сайте которой приведены недействующие контактные телефоны, спряталась в общении с редакцией за псевдонимом Администратор и после длительной бесплодной электронной переписки посоветовала обратиться на интернет-форум к инициатору обращения — некоему физическому лицу Петру Николаевичу Чудову. В общем, демократия от «Демократора» получилась какая-то избранная, внутреннего розлива. Только в физике соль... Хорошо знающие МИФИ люди любят рассказывать, сколь сильны в этом вузе традиции. Но славны мифисты не только традициями, но еще и собственным, весьма характерным менталитетом. Лучше всего он постигается на могучем песенном фольклоре этого вуза. Так, гимн мифистов начинается с фразы «Вот ты проходишь, лысиной сверкая, хотя по паспорту тебе лишь двадцать пять». А после вынесенной в подзаголовок фразы из старинной МИФИческой «Дубинушки», слова которой положены на мотив широко известной одноименной русской народной песни, следует хлесткое «остальное всё — ноль», продолжаемое не вполне политкорректной констатацией «а философ и медик — дубина!» Если честно, никогда не понимал, чем не угодили два несчастных персонажа отчаянным авторам до сих пор популярного среди разных поколений мифистов песенного шедевра. Но традиционный дух МИФИ с его ревнивым отношением ко всем новшествам «из-за забора» эта фраза отражает достаточно честно.

http://e-vestnik.ru/science/fizika_lirik...

— Беглый небось, — ответил за Митьку ямщик. — По всему видать, беглый. — Нда, — произнес офицер. — Так что же нам с тобой делать? — Да что делать! — ответил ямщик. — Сдадим его, ваше благородие, на станции — там разберутся. Впереди как раз мелькнул огонек. Санки подъезжали к селу Чудову. Соскочил ямщик с козел, отбросил с ног офицера доху. — Вылазь и ты, беглый, — сказал Митьке. Офицер пошел на станцию, ямщик замешкался у лошадей, а Митька — раз! — и в сторону. Вышел офицер со смотрителем станции, а Митьки и след простыл. — Тут был, — стал оправдываться ямщик. — И куда он девался? Утек небось, как есть утек. Шустрый такой, не зря что беглый. — Бог с ним, ваше благородие, — сказал смотритель. — Много их тут, беглых, шатается. Двинул офицер ямщика по затылку рукой и опять ушел в дом. Угнал и ямщик лошадей. А Митька в это время сидел за сугробом в придорожной канаве, не зная, как быть. И вдруг видит — подают новую тройку. Вышел офицер, сел в санки. Тогда Митька выпрыгнул из канавы, догнал санки и пристроился сзади на полозьях. Резво бегут свежие кони, разлетается из-под полозьев снег, взлетают санки на ухабах — только держись! Держится Митька, слететь боится. Под дохой сидеть было тепло, а теперь холодно. Жмется Митька, трет ладошкой щеку, а сам чувствует — замерзает. И не стало у Митьки больше сил сидеть сзади. Покрутился, покрутился и стал пробираться по саночным распоркам к сиденью. Долез, смотрит — офицер спит. Приподнял тогда Митька край дохи — и шмыг в санки! И сразу стало тепло, хорошо. Свернулся калачиком и заснул. Проснулся Митька оттого, что кто-то тормошит его за плечо. Открыл сонные глаза. Смотрит, над ним стоит офицер. — Ты как здесь? Митька все и рассказал. Засмеялся офицер. — Вот я тебя сейчас властям сдам! — говорит, а у самого на лице улыбка. Понравился, видать, офицеру Митька. Чувствует Митька, что офицер про власть просто так, чтобы припугнуть, говорит. Повел офицер Митьку на станцию. Накормил и опять спрашивает: — Так что же нам с тобой делать? — Возьми с собой, барин, — произнес Митька.

http://azbyka.ru/fiction/istorija-krepos...

С. Волковой к Н. Ф. Финдейзену от 1 мая 1928 года. РНБ, ф. 816, оп. 2, В фонде Асафьева в ГЦММК (ф. 171) хранится также письмо В. В. Яковлева от 12 июня 1927 года, в котором Василий Васильевич сообщает, что получил предложение готовить к печати театральные и музыкальные мемуары для издательства «Academia» и собирается, в соответствии с решением комиссии ГАХН, начать с «Воспоминаний» Смоленского. Яковлев указывает также, что рукопись будет печататься с сокращениями и работа распределена между несколькими сотрудниками: казанский период – Ю. С. Никольский, московский – С. С. Попов, петербургский – С. С. Волкова под общей редакцией Яковлева. Этот план не был осуществлен. 14 Речь идет о первых четырех томах «Дневников», которые охватывают период 1889–1903 гг., то есть время службы Смоленского в Синодальном училище и в Придворной певческой капелле. 15 Чудовские певчие – хор митрополита Московского, созданный в середине XVIII века и получивший свое название по кремлевскому Чудову монастырю, в котором тогда находилась резиденция московских архиереев. Вплоть до конца XIX века Чудовский хор считался лучшим в Москве. Федор Алексеевич Багрецов был певчим, солистом, а потом регентом этого хора; при нем слава чудовских певчих достигла наивысших вершин. Багрецов сочинял церковную музыку, устраивал духовные концерты. (См. о нем также в разделе сборника, посвященном В. С. Орлову. 16 При И. Д. Бердникове, который сам в детстве пел в Синодальном хоре и затем отдал училищу 28 лет жизни, началось формирование Синодального училища как самостоятельного учебного заведения со своей образовательной программой. Как говорится в объяснительной записке к проекту устава училища, составленному в 1881 году (не утвержденному), до Бердникова «Синодальный певческий хор и состоящее при нем училище составляли одно целое. Инспектор хора наблюдал за поведением взрослых и малолетних певчих; на наем трех учителей по штату 1857 года назначено было 450 рублей в год, но за скудостью этого вознаграждения в училище был только один преподаватель; для классных занятий была отведена одна только комната, хотя воспитанники и подразделялись на четыре класса...» (Металлов, с.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

122 Он мог быть Архимандритом Спасским после Феодосия, в 1404 г. взятого Киприаном в наместники митрополии в Киеве. Ист. Г. Р. Т. V. пр. 254. 123 См. Словар. о Писат. Дух. чина. Изд. 2. Ч. 1. стр. 322. В том же Словаре стр. 194. сказано, что в библиотеке Академии Наук между рукописями в листе есть сим Игнатием (путешественником) писанный сокращенный летописец с 1254 по 1423 г. 125 Ист. Г. Р. Т. VIII, пр. 173. Степ. Кн. Т. 2. стр. 248. Она была сохранена во время пожара московского (1547 г.). На сию-то Кормчую указывает и Богоявленский Игумен Илия в прении с Лаврентием Зизанием. Розенкампф, Обозрен. Кормч. Кн. 1829 стр. 72, 73. Барон Розенкампф старается определить состав этой Кормчей, но единственно по своим догадкам. Он считает Киприановым перевод правил, отличный от перевода кирилловской и рязанской редакции, с толкованиями, которые приписывает Димитрию Хоматину. Этот перевод правил и толкований найден им не в отдельном виде но в сводной Кормчей М. Макария, по списку 1615 г. (См. ссылки на сей перевод правил и толкований в описании сводной Кормчей, в прибавлениях к указателю Обозрения Кормчей. N. VII. стр. 209 – 312. Образцы перевода правил представляются Розенкампфом в примечаниях к его Обозрению Кормчей на стр. 38, 50, 54 и 55, и толкований, приписываемых Димитрию Хоматину, там же стр. 40 – 44. В ином составе представляется его сводная Кормчая по списку М. Успенского собора, кратко описанному И. М. Снегиревым в Памятникак Московской Древности, стр. 46 – 48). Но если можно судить о составе Киприанова списка Кормчей по грамотам его преемника, Митрополита Фотия то догадки Розенкампфа едва ли подтвердятся. В грамоте Фотия против Григория Цамблака (Акт. Ист. Т. I. N. 19.), где приводится до 29 правил Апостольских и Соборных, из них 15 с толкованием, сии толкования заимствуются по большей части из Аристена. 127 Она приписывается Митр. Макарию, а по надписи на списке, принадлежащем Московскому Чудову монастырю, собрана преемником Макария, Митропол. Афанасием. Надпись сия должна быть собственноручная; ибо сказано смиренным Митрополитом (Памятники М. Древности стр. 147). О позднейших дополнениях Степенной книги, см. в Словаре о писател. Духов. чина (1, 322). Востокова Описание рк. Румянц. Музея, рк. CCCLXIII. и след.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Закрыть Долина смерти и бессмертия На День памяти и скорби Николай Юрлов   15:08 22.06.2023 1193 Время на чтение 12 минут Фото: Почётный караул в Мясном Бору Война не закончена до тех пор, пока не похоронен последний солдат Было ранее утро, когда московский поезд подходил к Чудову: до Великого Новгорода оставалось совсем ничего, но ещё было время попить чай и слегка перекусить. И тогда мы вспомнили о сырной лепёшке, которую прихватили в красноярском аэропорту. А ведь поначалу её даже и брать-то с собой не захотели, и лишь железный аргумент о голодном пайке бойцов 2-й ударной армии окончательно решил судьбу едва не оставленной в пиццерии выпечки. Юнармеец из города Зеленогорска Варвара Емельяненко столь суровой аналогией особенно прониклась. Ей пришлась по душе эта деталь, возможно, она использует её в сочинениях о поездке, и тогда избитая, казалось бы, тема «Как я провёл лето?» зазвучит совершенно по-новому. И тут не будет тех восхищений, характерных для провинциального туриста: высокая гражданская тема, масштаб увиденного только на Любином Поле и Мясном Бору Новгородской области — разве такое забудется когда-нибудь? Особая энергетика заупокойного места не какой-то пустой звук… Военно-патриотическая экспедиция «Горсть памяти». Красноярск — Великий Новгород-2021», которую организовал для юнармейцев известный сибирский предприниматель и меценат Сергей Барабан, действительно заставляет школьников размышлять о нашем прошлом и настоящем. Думать о тех, кому было намного тяжелее, чем нам, ныне живущим, но они, несмотря на все лишения и невзгоды, выстояли и сохранили в себе одно из лучших человеческих качеств — готовность к самопожертвованию. Это в наше время можно спокойно бросать голубям даже не хлебные крошки, а целые куски — бойцы, оказавшиеся в окружении на одном из ответственных участков Волховского фронта, на второй год войны получали какие-то жалкие сухарики по пятьдесят граммов на брата. Крапивная похлёбка была спасением, об этом вареве бойцы мечтали по ночам, сидя в окопах и землянках и мучаясь желудочно-кишечными расстройствами.

http://ruskline.ru/analitika/2023/06/22/...

Пока еще довольно слабое, проявляющееся лишь частично и спорадически, такое объединение могло бы сослужить не малую службу в деле действительного обновления нашей мысли и жизни, если бы сделалось явлением более обычным. Ибо в единении, во взаимной нравственной поддержке и любви, заключается громадная сила, – это старая, но вместе и вечно новая истина! Как в мире физическом все согревается и оживляется теплотой и светом солнечным, так и в мире духовном все согревается и оживляется теплотой и светом, исходящими от Солнца мира, озаряющего сердца и умы людей. Без его теплоты и света, сам ум светит лишь светом тусклым и призрачным. Ночь смотрит тысячею глаз, А день глядеть одним; Но солнца нет, и – по земле Тьма стелется, как дым. Ум смотрит тысячею глаз, Любовь глядит одним; Но нет любви и – гаснет жизнь, И дни плывут, как дым... Ужасно это, – когда меркнет свет любви и будничные, серенькие дни плывут, как дым. Тогда безволье и дряблость заглушают добрые начинания, как бы решительны в отдельных инициативах они ни были... Да послужит же наше настоящее объединение залогом и началом деятельной, не случайной и спорадической, но планомерной и постоянной, нравственной взаимоподдержки, объединяющей в одно братство всех, шествующих в направлении к одним и тем же идеалам!...” —412— По предложению юбиляра все собрание пропело «многая лета» митрополиту Владимиру и всем его достойными сподвижникам по управлению епархией, Троице-Сергиевой Лавре, Чудову монастырю, Академии и ее корпорации с учащимися, комитету по организации торжества, редакции «Московских Ведомостей». Преосвященный Анастасий возгласил многолетие юбиляру, который является для всех своих многочисленных учеников и почитателей мудрым и мужественным знаменоносцем. Дружным хором, едиными устами и единым сердцем, а потому и воодушевленно, пропело все собрание «многая лета». Когда окончился ряд приветствий, в зале тех же митрополичьих покоев состоялся обед в честь юбиляра, на котором было возглашено множество тостов и немало сказано речей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010