Мисково. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь, Свято-Успенский храм /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы , Всех Святых , Алексия, митрополита Московского Год постройки:не позже 1816. Год утраты:Не установлен. Адрес: Костромская область, Костромской район, Сущевское сельское поселение, урочище Мисково Координаты: 57.99097, 40.85449 Проезд:Успенская церковь была закрыта в марте 1953 года в связи с созданием Костромского водохранилища. В 1955 году храм был разобран. В 1956 г. к остаткам разрушенного храма подступили воды Костромского водохранилища. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Впервые " погост Митцкой " упоминается в 1581 году, когда Царь Иван Грозный пожаловал погост московскому Чудову монастырю, в чьём ведении Мисково оставалось до 1764 года. Храм же впервые упоминается в 1616 г., когда на погосте стояла деревянная церковь Успения Божией Матери с двумя приделами - во имя свт.Николы, и во имя свт.Алексия, митр.Московского. К 1629-1630 гг. на погосте появилась вторая церковь - во имя святых муч. Флора и Лавра. В 10-е годы 19 века взамен деревянных в Мискове был возведён каменный пятиглавый храм с высокой четырёхярусной колокольней, освящённый в 1816 году. В храм перенесли три престола из деревянных церквей: 1) в холодном четверике - в честь Успения Божией Матери, в тёплой трапезной, 2) правый - во имя Всех Святых, 3) левый - во имя свт. Алексия, митр. Московского. 18 мая 1914 г. на колокольню церкви был поднят новый колокол весом 963 пуда 10 фунтов (15 с половиной тонн) - один из самых больших в Костромской губернии. В связи с работами по созданию Костромского водохранилища Костромской облисполком 4 марта 1953 г. принял решение о закрытии и разборке Успенского храма в Мисково. В 1955 году церковь эта была разобрана, а полученный кирпич пошёл на укрепление уходящих под воду скотомогильников. К счастью, уцелела большая часть конструкций богатого иконостаса церкви (1-я четверть 19 в.), перевезённых в 1954 г. в Кострому; по-барочному витые колонки и царские врата из Мисковского храма установили в главном и обоих придельных иконостасах церкви Иоанна Златоуста на Лавровской улице, в то время - кафедрального собора Костромской епархии. Осенью 1956 г. к останкам разрушенного храма подступили воды Костромского водохранилища.

http://sobory.ru/article/?object=23667

Филипповское. Церковь Николая Чудотворца. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Село Филипповское на реке Серой находится в 120 верстах от Владимира и в 56 верстах от Мурома. В писцовых книгах 1628 г. в Филипповском показана церковь во имя Николая чудотворца, когда построена эта церковь, неизвестно. В 1684 г. в Филипповском была построена новая деревянная церковь во имя того же святителя. Эта церковь просуществовала до построения каменного храма в 1821 г. В существующем храме устроено три престола: главный – во имя св. Николая чудотв., в теплых приделах – во имя преп. Сергия Радонежского и св. Алексия, митрополита Московского (освящен в 1818 г.). Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон своею древностью и ценностью украшений замечательны иконы Спасителя, Смоленской Божией Матери и Николая чудотворца. Церковные документы хранятся в целости: копии с метрических книг с 1803 г., исповедные росписи с 1828 г. Причта при церкви по штату положено: 2 священника, диакон и 2 псаломщика. На содержание их получается: процентного капитала, от земли пахотной, от служб и требоисправлений до 2500 руб. в год. Дома у членов причта собственные, на церковной земле. Приход состоит из села, 9 деревень и 1 сельца, в коих по клировым ведомостям числится 2047 душ муж. пола и 2299 жен. В селе имеется школа грамоты и земская народная школа; в дер. Оленине с 1891 г. открыта церковно-приходская школа, содержится на средства местного купца. В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 4. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1897 г. Село Филипповское Киржачского района Владимирской области – место, где находится Свято-Никольский храм, принадлежало святителю Алексию митрополиту Московскому и Всея Руси (1292-1378 гг.), первому из Московских митрополитов, так как раньше духовным центром Руси был Владимир. Будучи епископом Владимиро-Суздальской епархии (до 1350 г/), святитель Алексий владел с. Филипповским. Перед своей кончиной святитель Алексий передал село во владение Чудову монастырю г. Москвы. Это случилось в 1377 году (за три года до Куликовской битвы), незадолго до смерти святителя, и об этом мы находим упоминание в его духовной грамоте: «Се аз смиренный грешный раб Божий Алексий, пишет грамоту духовную целым своим умом. Дано святому великому архангелу Михаилу и честному его Чюду село Жилинское, Серкизовское, Тюфтетское…, Филипповское с деревнями и бортью, Обуховскую деревню. А все те села даю с серебром и с половинки и с третинки и с животиною».

http://sobory.ru/article/?object=03907

Другое объяснение основано на том, что близость двух текстов может быть включена в ряд фактов, свидетельствующих о литературных контактах 80–90-х гг. XVI в. между московскими кругами, близкими к официальным церковным властям, к Чудову монастырю, и просветительскими кругами Великого княжества Литовского, их издательской деятельностью, которые, в свою очередь, были связаны с миляновичским кружком Курбского (его деятельность освещена в книге В. В. Калугина). Так, в сборник чудовского происхождения (ГИМ. Чуд. 236) включено изданное в 1586 г. в типографии Мамоничей в Вильно сочинение Иоганна Спангснберга «О силлогизме», переведенное либо Курбским, либо одним из участников его кружка. 24 Сборник Чуд. 236 относится к 90-м гг. XVI в. (нижняя грань определяется упоминанием Патриарха в «Лествице властей», верхняя – тем, что рукопись является вкладом 1600 г. в Чудов монастырь архимандрита Пафнутия). В собрания сочинений прп. Максима Грека конца XVI в. (Синодальное и в составе рукописи Парижской национальной библиотеки Slav. 123) включен еще один перевод, изданный в той же типографии в 1585 г., а именно «Диалог», или «Прение», Константинопольского Патриарха Геннадия Схолария с Амуратом, т. е. султаном Мехмедом П. Предисловие к переводу написано Курбским, в нем содержится высокая оценка личности и творчества прп. Максима, он назван «новым исповедником». Издание «Диалога» было посвящено Остафию Воловичу, подканцлеру Великого княжества Литовского, имело изображение его герба. 25 Исайя Каменчанин направился в Москву в 1561 г. по поручению Остафия Воловича, который был, видимо, его покровителем, поэтому в Исайе можно предполагать одного из проводников указанных литературных контактов и присоединиться к мнению Калугина (основанному на другой совокупности фактов): «Связь между разделенными огромным расстоянием Курбским и Исайей Каменчанином перестает быть невероятной и необъяснимой». 26 Несмотря на кажущуюся связь выявленных фактов с гипотезой об авторстве Курбского, следует все же заключить, что эта связь именно кажущаяся. Можно говорить о литературных контактах, но высказывать какие-либо суждения об авторе преждевременно. Нельзя исключить, что автор мог быть не один, их могло быть несколько; вопрос пока остается открытым. Комментарий в русле истории

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/no...

Начальница общины                  монахиня Вячеслава Ноября 9 дня, 1917 года С подлинным верно: секретарь консистории 224 Сверял столоначальник 225 ГА РФ. Ф. Р-3431. Оп. 1.Д. 563. Л. 140. Подлинник. Л. 141–141 об. Заверенная копия. I.18. Прошение членов Священного Собора в Соборный Совет по вопросу о предоставлении Патриарху Тихону Малого Николаевского дворца в Кремле в качестве места проживания 24 ноября (7 декабря) 1917 г. Просим Священный Собор поставить на очередь и обсудить вопрос о неотложной и настоятельной необходимости принять меры, какие будут признаны нужными, к возвращению Никольского Кремлевского дворца Чудову монастырю для места жительства Святейшего Патриарха. Руднев С. П. Архим[андрит] Вениамин Кн[язь] Е.Н. Трубецкой Архиепископ Вениамин Архиепископ Иоанн 226 ГА РФ. Ф. Р-3431. Оп. 1.Д. 575. Л. 65–65 об. Подлинник. Рукопись. I.19. Заметка из газеты «Московский листок» об ограблении Гуслицкого Спасо-Преображенского монастыря Московской епархии 24 ноября (7 декабря) 1917 г. Ограбление монастыря Вчера приехавшие из Гуслиц Богородского уезда Московской губ. сообщили подробности ограбления Спасо-Преображенского монастыря 227 . Одетые в солдатскую форму, ворвавшись в монастырь, когда там шла служба, потребовали выдачи сосудов и денег. Монахи растерялись и стали показывать бандитам, где находятся священные сосуды и драгоценности. Последние старались захватить все, что только возможно было. Затем потребовали у игумена 20 тысяч рублей денег, полученных им на монастырские расходы, и, надругавшись над Святыми Дарами, заявили, что они – большевики и потому все, что сделали, то делали по поручению Военно-революционного комитета и партии. Забрав все, бандиты удалились. Московский листок. 1917. 24 ноября. I.20. Статья из газеты «Московский листок» о захвате рабочими Московского епархиального свечного завода 25 ноября (8 декабря) 1917 г. Захват рабочими свечного епархиального завода 228 Вчера рабочие епархиального завода самочинно захватили весь завод, наложили свои печати на кладовые со свечами и воском, удалили смотрителя и прекратили работу. Вчера же ими посланы депутаты для наложения печатей на воскобелильный завод в селе Гальянове и на заводской склад в Златоустовом переулке.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В современной историографии монастырские вотчины XIV–XV вв. подробно исследованы. См., например, работы: Никольский Н. К. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII в. (1397–1625). СПб., 1897. Т. 1; Бурейченко И. И. Монастырское землевладение и хозяйство Северо-Восточной Руси во второй половине XIV в. М., 1966. АКД; Копанев А. И. История землевладения Белозерского края XV–XVI вв. М.—Л., 1951; Ивина Л. И. Крупная вотчина Северо-Восточной Руси конца XIV — первой половины XVI в. Л., 1979; Черкасова М. С. Землевладение Троице-Сергиева монастыря в XV–XVI вв. М., 1982. АКД. В настоящее время грамота Ягайлы датируется 1405 г. (Acty grodckie zemskie. Lw?ow, 1878. T. 7. 26). Новое издание рассказа о низложении еп. Евфимия, совпадающего с повествованием в Троицкой летописи, которую использовал Н. М. Карамзин,— ПСРЛ. М., 1965. Т. 15. Вып. 1 (Рогожский летописец). Подробное рассмотрение события см.: Клюг. Княжество Тверское. С. 223–227. Упорное нежелание новгородцев принять месячный суд митрополита в значительной мере объясняется тем, что доходы от церковного суда поступали в архиепископскую казну, которая в условиях Новгородской республики играла роль государственной. Со стороны Новгорода, таким образом, это была борьба за сохранение статьи государственного дохода (о владычном суде в Новгороде XIV–XV вв. см.: Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси X–XV вв. М., 1970. Т. 2. С. 58–60; Хорошев А. С. Церковь в социально-политической системе Новгородской феодальной республики. М., 1980. С. 78–83). Десятинники занимались сбором церковной десятины (Флоря. Отношения государства. С. 118–119). В настоящее время высказано мнение, что соборный ответ является памятником, созданным не ранее 1550-х гг., не отражающим реальных документов нач. XVI в. (Плигузов А. И. Соборный ответ 1503 г.//РФА. Вып. 4. С. 749–813), однако вопрос нельзя считать окончательно решенным. О грамоте свт. Алексия Чудову монастырю см.: Семенченко Г. В. Духовная грамота митрополита Алексея (к изучению раннего завещательного акта Северо-Восточной Руси)//Источниковедческие исследования по истории феодальной России. М., 1981.

http://sedmitza.ru/lib/text/435951/

197 В тоже время Андреевский монастырь обращен в воспитательный дом для подкинутых младенцев 198 . Баскаков составил штат Чудову монастырю и прислал монастырскому начальству для исполнения. Но архимандрит, который был в ту пору синодальным членом, подал протест, в котором жаловался, что ему назначили бедное содержание и что у него отняли всякую власть над монастырем, и подчинили надзору братии. 199 По смерти Государя, хотя императрица Екатерина I, 16-го марта 1725 года, дала указ Баскакову, чтобы порученные ему б.п. Государем дела чинил неотложно и писал в Сенат и Кабинет по прежнему 200 : но дело это мало по малу рушилось. Хозяйственные дела Феофана, во всю бытность его псковским епископом, были не завидны. Он постоянно жаловался на бедность, занимал, просил и, если б не милость Государя, то был бы в самом жалком положении. В 1722 году, в бытность Государя в Москве, Феофан просил отдать ему дом Александра Кикина за Никитскими воротами у Гранатного дома с каменным строением, отписанный в 1718 г. на Государя. Государь приказал отдать, но Сенат не отдал, потому что дом уж отдан был Ивану Кикину. 201 Государь пожаловал ему, вместо того, два подмосковных села – Владыкино и Озерецкое. Феофан просиял-было надеждой, и с восторгом писал к Государю, из Москвы 24 августа 1722 года: «всепокорственно благодарствую величеству вашему за пожалованныя мне вотчины и в том великое к убожеству моему явленное милосердие, и обязан пребываю не токмо природным моим подданством, но и многими многих Государя моего милостивейшаго благодеяний титлами, к верной и вечной службе». Но, по причине хлебных недородов, села сделали, на первой поре убыток, вместо пользы. О состоянии хозяйственных дел Феофана можно судить по следующему письму его к Государю в 1723 году. «Всемилостивейший Государь! понуждаемый скудостию моею и уповая на отеческое милосердие вашего величества, дерзаю всемилостивейшаго моего Государя турбовать сим моим прошением. Врученная мне епархия вельми скудна: денег собирается не многое число и по годам неровное, для того, что некия пустоши иногда вода заливает и, по раздаче церковным и домовым служителям, мало что на нужды домашния остается.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Вознесенская Давидова Пустынь. Рака с мощами прп. Давида. Совершенно разоренная в годы Смуты, пустынь в 1657 г. была приписана патр. Никоном к Ново-Иерусалимскому Воскресенскому монастырю. В 1712 г. ее приписали к Чудову монастырю, а в 1764 г. она стала заштатной. Лишь с конца XVIII в. благосостояние обители стало расти и каменное строительство возобновилось. Складывавшийся в течение столетий архитектурный ансамбль монастыря окончательно сформировался к началу XX века с постройкой величественного собора Всемилостивого Спаса. На монастырской территории были похоронены: выдающийся полководец Д.С.Дохтуров († 1816 г.), представители дворянских фамилий Оболенских, Ромодановских, Васильчиковых, Головкиных и др. Давидову пустынь посещали великие церковные иерархи: митр. Платон (Левшин), святители Московские Филарет (Дроздов) и Иннокентий (Вениаминов), апостол Америки и Сибири. Здесь подолгу жил митр. Владимир (Богоявленский), будущий новомученик Российский. В 1915 г. в Москве и Серпухове широко отмечалось 400-летие монастыря. В это время здесь проживало более 100 монахов. В 1937 г. пустынь была закрыта, а монахи изгнаны. Последний настоятель архим. Валентин, управлявший обителью 44 года, остался жить в поселке у одной благочестивой женщины, но через некоторое время был убит неизвестными, забравшими тело с собой с целью сокрытия преступления. Вскоре рядом с монастырем забил источник. Его появление связали с мученической кончиной настоятеля и в народе за ним прочно закрепилось название «Валентиновский». Последние десятилетия на территории пустыни обосновался Чеховский механико-технологический техникум, занимающий часть зданий до сих пор. Вознесенская Давидова Пустынь. Ковчег. В 1992 г. жителями поселка Новый Быт была образована православная община и ей был передан собор во имя Всемилостивого Спаса. В 1995 г., в первую субботу Великого поста, была совершена первая Божественная Литургия, 1 июня оглашено решение Св. Синода о возобновлении монашеской жизни, а ранее назначенный настоятель иером. Герман (Хапугин) был возведен в игумена обители. 24 мая 1997 г. были обретены св. мощи прп. Давида (местночтимый святой Московской епархии). Сегодня службы совершаются в Знаменском храме (остальные реставрируются).

http://pravoslavie.ru/1877.html

Балашиха. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Среди аргументов отказа верующим в возвращении Балашихинских храмов безбожные власти упоминали не закрывавшуюся в годы советской власти церковь Рождества Богородицы в селе Никольское-Трубецкое. Находится она всего в одной версте от Покровской церкви. Село Никольское возникло в 60-е годы семнадцатого века; земли эти поначалу принадлежали Кремлевскому Чудову монастырю, а после Смутного времени перешли в ведение Романовых - первых русских царей. Именно Алексею Михайловичу обязано село своим существованием: царским указом было велено заселить его 80 крестьянским дворами, и хотя по записи 1678 г. в Никольском насчитывалось лишь 48 дворов, это был район, выражаясь современным языком, «массовой застройки». Село строилось по утвержденному царем чертежу, а Государь Святой Руси, как сам себя называл Алексей Михайлович, стремился во всем соблюдать благочестие. В плане село имело вид креста, а в центре этого креста находился деревянный рубленый храм в честь Святителя Николая. На рукописном плане конца семнадцатого века Никольская церковь изображена трехпрестольной. Церковь содержалась на руге (причт получал содержание из государевой казны) вплоть до петровских времен: нуждавшийся в средствах царь-реформатор с 1700 года велел это содержание отменить и обязал священника Никольской церкви «довольствоваться подаянием приходских людей». А людей-то было совсем немного: к этому времени в селе оставалось всего 39 дворов. До начала девятнадцатого века село Никольское принадлежало дворцовому ведомству, а в административном отношении относилось к Измайловской волости Московского уезда. В начале XIX века Никольское перешло князьям Трубецким, владельцам близлежащих имений Гольянова, Абрамцева и Лукина. «Не было бы счастья, да несчастье помогло»: главное имение Трубецких Говорово в Отечественную войну 1812 г. было французами разграблено, и князьям пришлось перебираться в тихое Гольяново; в Никольском они отстроили небольшую усадьбу.

http://sobory.ru/article/?object=06236

Я говорю це тут, з особливим почуттям звертаючись до тому що ви нестимете слово Боже протягом частини XXI коли з нас уже не як важливо, щоб ви зберегли слова, я звернув до вас, той душевний духовний, який ви тут, у цих але, непохитну у правоту справи. Нехай не бентежиться серце 14:1), покладайтеся на Господа, все у вашому буде щасливим у духовному цього слова. Закликаю благословення Боже на Санкт-Петербурзьку духовну та дуже дуже з навчання, з роботи як ректора. Та й духовний зв " язок цим святим не переривався, я прошу Господа, щоб послав благословення на вас, у у пронести Христову через обставини того часу, в який Господь закликав вас виконувати На згадку про би цей Володимирський образ Покровительки Москви, Покровительки це про чудову духовну Церкви, у тому про прекрасну московську буде тут, у цих вас, ще раз святом. Нехай благословення Боже над нами, над градом нашим Петербургом, над народом нашим, над Церквою нашою, над молоддю що Господь прихилить Свою дасть людям мир Воскрес! Прес-служба Московського Фотоальбоми до в домовому У день пам " апостола та Богослова Кирил звершив в за темою У збори Катеринодарська духовна отримала державну на провадження за програмою (бакалаврат) Затверджено склад ради наукового журналу «Богослов» монастиря з чернечого постригу : та звернення] В сиропусну, день пам " князя Московського, Кирил звершив в Даниловому в день пам " князя Московського в Даниловому У сиропусну, день пам " князя Московського, Кирил звершив в Даниловому Митрополит Каширський Феогност Божественну в в день пам " засновника Ответы Святейшего Патриарха Кирилла на вопросы на встрече с участниками Всемирного фестиваля молодежи : та звернення] Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на Всемирном фестивале молодежи : та звернення] у Реутова. (Корчукова) на Туранського Слово Кирила при жезла Преосвященному (Корчукову), Туранському, : та звернення] з ключовими словами школи – престольне свято –   Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в Благовещенском соборе Московского Кремля у 2-гу Великого посту у Володимирському в м.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5927598...

Падение веса мелкой монеты больно ударило по интересам простого народа, ибо сократило покупательную способность и без того скудных накоплений монеты и привело к росту цен. Победа Дмитрия Шемяки над Василием II вызвала явное неудовольствие у ордынских покровителей Василия Васильевича в Казани. Ответ их не заставил себя долго ждать. 17 апреля 1446 г. («на Велик день») казанские татары, простояв три дня под Устюгом, предприняли попытку взять его штурмом. Они «приступили к городу, несучи на головах насад». Насады (лодьи) должны были защитить татар от града камней, выстрелов, стрел и копий, которые сыпались на них с крепостной стены. Хотя казанцы и подожгли городские укрепления, город им не удалось захватить. Они отошли от Устюга, получив с него «откуп, копейщину, за 11 000 денег и всякою рухлядью», т.е. мехами. В Устюг меха поступали из северных земель и отсюда шли на рынки в Новгород, по Волге и в Центр. Не удалось татарам взять и полон. Затем казанцы, миновав Галич, «приходили... на Кичменгу» и вверх по Югу через волок направились на Ветлугу, приток Волги. Возвращаясь в Казань, они плыли на плотах, «да в полоех тонули». Из отборного отряда (в набеге на Углич принимал участие «царев двор» численностью 700 человек) в Казань вернулось всего 40 человек. В борьбе за укрепление своего авторитета великий князь Дмитрий Юрьевич решил использовать церковь. Так, 14 марта 1446 г. он выдал жалованную грамоту нижегородскому Благовещенскому монастырю. Как великий князь он подписал подтверждение грамоты Василия II 1443 г. на земли Троицкого монастыря в Переславле. Вероятно, к тому же 1446 г. относятся и его грамота на троицкие владения в Дмитрове (10 мая), подтверждение троицкой грамоты на владения у Соли Переславской и выдача грамоты Чудову монастырю на владения в Переславле. Троицкие старцы, выдав головою Василия II, оказали новому великому князю столь важную услугу, что, право же, грешно было бы их не отблагодарить. В Москве в 1446 г. (после бегства Исидора) митрополита не было. Возможно, делами митрополии ведал рязанский епископ Иона, уже дважды предлагавшийся Василием II в качестве митрополита. Князь Дмитрий Юрьевич призвал Иону к себе и сообщил о готовности обеспечить возведение его на митрополичий престол. Однако со своей стороны тот должен был помочь новому великому князю в сущем «пустяке». Ему поручалось съездить в Муром, принадлежавший к Рязанской епархии, и вывезти оттуда детей Василия II. Иона должен был сообщить великокняжеским боярам в Муроме о готовности князя Дмитрия отпустить Василия Васильевича и даже выделить ему удел. Соблазн был слишком велик, и Иона принял предложение Шемяки. Вместе с коломенским епископом Варлаамом он поехал в Муром, где князья Ряполовские и бояре Василия II отпустили его детей с Ионой, взяв с владыки крестное целование в том, что они будут неприкосновенны. Бояре опасались, что в случае их отказа Дмитрий Шемяка может совершить поход на Муром и взять детей силой.

http://sedmitza.ru/lib/text/438787/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010