Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДАВИДОВА В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ (Московской епархии), находится в пос. Нов. Быт Чеховского р-на Московской обл. Согласно записи в синодике 1602 г., Д. п. основана прп. Давидом Серпуховским, к-рый вместе с 2 старцами и 2 «простыма мужи» 31 мая 1515 г. поселился в пустынной местности на берегу р. Лопасни в Хатунской вол., принадлежавшей кн. Василию Семеновичу Стародубскому, сыну кн. Семена Ивановича Можайского. Хатунская вол. и десятина являлась самой юж. частью Московского у. по р. Лопасне и располагалась между Серпуховским и Коломенским уездами; входила в состав Митрополичьей, затем - Патриаршей, с нач. XVIII в.- Синодальной области, со 2-й пол. XVIII в. относилась к Московской епархии. Давидова пустынь. Литография. Нач. ХХ в. Давидова пустынь. Литография. Нач. ХХ в. Прп. Давид с учениками построили деревянные храм в честь Вознесения Господня с приделом Успения Пресв. Богородицы и трапезную ц. во имя свт. Николая Чудотворца, «и постави келий, и созва братию». По преданию, преподобный посадил первые деревья в липовой роще, находящейся за стеной пустыни, «был кормильцем-отцом всего окрестного населения» ( Токмаков. С. 7). Дата кончины прп. Давида, приведенная в синодике, 19 сент. 1529 г., по мнению совр. исследователей, сомнительна (см.: Давид Серпуховской). Прп. Давид был погребен на территории Д. п., впосл. над его захоронением поставлена часовня, о к-рой сообщает опись обители XVII в.: «В той же часовне опочивает преподобный отец Давид под спудом, на гробнице покров сукно черное, среди крест серебреный» ( Холмогоровы. Вып. 7. С. 140-141). В 1619 г. Д. п. была разорена литовцами и черкасами гетмана П. Сагайдачного , в 20-х гг. XVII в. возобновлена, в 1657-1667 гг. приписана к Новоиерусалимскому в честь Воскресения Господня муж. мон-рю , с 1712 г.- к Чудову мон-рю , с 28 апр. 1721 г.- к московскому во имя свт. Иоанна Златоуста муж. мон-рю , указом Синода от 13 янв. 1727 г. Д. п. стала самостоятельной, с 1764 г.- заштатной. В кон. XVIII в. в Д. п. находилось Хатунское духовное правление, присутствующими к-рого были строитель и 2 священника.

http://pravenc.ru/text/168568.html

Многочисленные пожалования были дарованы во 2-й пол. 40-х - 50-х гг. обителям, поддержавшим вел. князя в борьбе с Шемякой. Троице-Сергиев мон-рь получил от вел. князя села в Суздале и освобождение от налогов для мн. своих владений, особенно широкие привилегии были даны владениям обители в Галиче - бывш. столице противников В. В. Находившийся на территории удельного княжества Кириллов Белозерский мон-рь, игум. к-рого Трифон «разрешил» В. В. от клятвы, получил освобождение от уплаты торговых пошлин на всей территории вел. княжения и от великокняжеской семьи - земли на Вологде. Симонов мон-рь получил в 1447 г. для своих подмосковных сел (вклад кн. Константина Димитриевича) освобождение от всех налогов, замененных оброком в полрубля, и полную судебную власть над крестьянами, в 1448 г. вел. князь подтвердил права мон-ря на все земли, на грамоты, к-рые сгорели во время пожара в мон-ре. Позднее В. В. освободил от уплаты дани и др. налогов монастырские села в Дмитрове и «дал ту дань и со всеми пошлинами к своей церкве святому Василью на полати». Щедрые пожалования получил в 50-х гг. XV в. и Евфимиев суздальский в честь Преображения Господня мон-рь . Его нижегородские села были освобождены от всех налогов и повинностей и должны были уплачивать лишь 20 алтын оброка. Кроме того, монастырские крестьяне получили право беспошлинно торговать хлебом. Ряд пожалований был сделан В. В. Чудову мон-рю (сохр. не все грамоты вел. князя этой обители): для монастырских сел в одной из московских волостей был установлен оброк размером в 1 р. взамен всех налогов и повинностей. При В. В. новые земельные владения приобрел московский Архангельский собор в Кремле - села в Московском и Боровском уездах. Привилегии владений собора были значительными: они были освобождены от всех налогов и повинностей, протопоп собора обладал весьма значительной судебной властью над крестьянами. В житии прп. Мартиниана Белозерского есть рассказ о том, как в бытность преподобного игуменом Троице-Сергиева мон-ря (1447-1455) один из бояр вел. князя отъехал в Тверь. По просьбе В. В. прп. Мартиниан уговорил боярина вернуться в Москву, где тот был заключен в тюрьму. Игумен резко осудил действия вел. князя и добился освобождения боярина. Однако увещания духовных лиц действовали не всегда. Когда в 1462 г. был раскрыт заговор серпуховских детей боярских, хотевших освободить своего князя из тюрьмы, В. В. не разрешил духовным отцам исповедать их перед казнью. По приказу В. В. Пахомий Логофет в 1459 г. написал житие свт. Алексия , митр. Московского, и в 1461/62 г. ездил в Кириллов Белозерский мон-рь собирать сведения о жизни прп. Кирилла для составления его жития.

http://pravenc.ru/text/Василий II ...

Димитрия Солунского; к XIX в. уцелел лишь храмовый образ из придела, позднее он находился в трапезной ц. прп. Михаила Малеина. В пожаре 1737 г. сгорел весь иконостас Георгиевского храма, кроме храмовой иконы. Церковь была разобрана в связи с постройкой ц. во имя вмц. Екатерины в нач. XIX в., ее алтарь был расположен на месте храма вмч. Георгия. В документах упоминается «затвор св. Георгия»: возможно, это место служило помещением для престола древней церкви. Из документов известно о судьбах нек-рых служителей этой церкви: диак. Георгий в Смутное время оказался на Ваге, 3-м священником при шенкурской Архангельской ц., о чем стало известно от его сына, свящ. Феодора, добивавшегося в 1640 г. отцовского места (ДАИ. Т. 2. Стб. 235). Вероятно, при царе Феодоре Иоанновиче М. В. м. была отдана земля подворья Новодевичьего монастыря к западу и проход между Кремлевской стеной и монастырской оградой с востока. К кон. XIX в. границы М. В. м. определяли: на севере - Сенатский двор, на западе - здания, принадлежавшие Николаевскому дворцу и Чудову мон-рю, на востоке - участок стены Кремля севернее Спасской башни. В то время в мон-ре существовали такие здания, как собор в честь Вознесения Господня с приделами в честь Успения Пресв. Богородицы и иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»; ц. во имя прп. Михаила Малеина с приделом во имя мч. Феодора «иже в Пергии»; ц. во имя вмц. Екатерины с приделами в честь Рождества св. Иоанна Предтечи и Казанской иконы Божией Матери. Обитель имела 2- и 3-этажные каменные корпуса с деревянными галереями (с вост. стороны), каменные сараи, помещения для карет и скота, деревянную часовню, колодец, беседку, сады и теплицу. Мон-рь соблюдал древние традиции - на всю 1-ю седмицу Великого поста его ворота запирались. В сер. XVIII - 30-х гг. XIX в. инокини занимались изготовлением «изукрашенной вербы» (с использованием искусственных цветов, дутых восковых плодов и фигур), продававшейся на Красной пл. на Вербное воскресенье ( Кондратьев. 2003. С. 58; Гордеева.

http://pravenc.ru/text/2564202.html

заменено на А. («Алексия святаго»). Исторические реалии, к-рые позволяли бы отождествить автора поучения с конкретным святителем, в тексте отсутствуют. Исходя из датировки Уваровского списка можно предполагать, что исходно в заглавии поучения стояло имя др. Русского митрополита XIV в.- нареченного Михаила (Митяя) или Пимена (имена Феогноста и Дионисия не было нужды заменять, а сочинения Западнорус. митрополитов Феодорита и Романа едва ли были известны в Ростове), лишь позднее замененное на прославленное и авторитетное имя святителя-чудотворца А. Менее вероятно, что др. имя было написано в заголовке Уваровского списка по ошибке и при сверке его с др. списками в XVII в. оно было исправлено на А. Учитывая тесную связь с Григорьевским затвором свт. Стефана , еп. Пермского, поставленного во епископа митр. Пименом, наиболее вероятна атрибуция текста последнему, однако вопрос нуждается в дополнительном изучении. В оригинале (дефектном) и в копии XVII в. сохранилась духовная грамота А., в к-рой святитель завещает Чудову мон-рю ряд принадлежавших ему родовых сел и свой «подолней садец», поручив обитель попечению вел. кн. Димитрия Иоанновича (оригинал и копия грамоты воспроизведены фототипически в приложении к изд.: Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа/Труд святителя Алексия, митр. Московского и всея Руси; Фототип. изд. Леонтия, митр. Московского. М., 1892). С XVII в., со времени Епифания (Славинецкого), с именем А. принято связывать создание особой редакции перевода на слав. язык НЗ (см. Чудовский Новый Чудовский Завет), выполненного несомненно в К-поле не позднее кон. XIV в. Хотя к наст. времени исследователи не считают этот кодекс автографом А. и отказались от его датировки 1355 г., временем второй поездки святителя в К-поль (судя по снимкам, кодекс, пропавший в 1918 г., написан несколькими почерками, явно более молодыми, чем сер. XIV в.,- скорее ближе к концу столетия), в филологической лит-ре высказывается гипотеза о существовании в окружении митрополита (возможно, в Чудовом мон-ре) группы переводчиков, связанных с К-полем и переведших помимо НЗ также «Устав Божественной литургии» ( «Диатаксис» ) Патриарха Филофея, Служебник и Триоди, подготавливавших, т.

http://pravenc.ru/text/81755.html

XVII в.- к Саввинову Сторожевскому мон-рю, упразднена в 20-х гг. XVIII в.), балахнинский Покровский (мужской, в г. Балахне; основан в 1-й пол. XVI в., упразднен в 1783), балахнинский Христорождественский (женский, в г. Балахне; основан не позднее сер. XVI в., упразднен в 1764), Черноезерская Троицкая (Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, пуст., Соловецкая пуст. на Красной горе; мужская, близ совр. с. Троицкого Воскресенского р-на; основана в 60-70-х гг. XVI в., упразднена, вероятно, в 10-х гг. XVIII в.), нижегородский Симеоновский (мужской, в Н. Новгороде; основан в 1574, упразднен в 1715), нижегородский Успенский (мужской, в Н. Новгороде; основан не позднее XVI в., в 1593 приписан к арзамасскому Спасскому мон-рю, упразднен в 1621), Троицкий в Березопольском стане (основан не позднее 2-й пол. XVI в., в 1598/99 отдан «пустым» Дудину Амвросиеву Николаевскому мон-рю), нижегородский Духов (мужской, в Н. Новгороде, в Нижегородском кремле; основан в 1574, упразднен в 1764), Воскресенский Матюшевский (мужской, в совр. с. Матюшеве Сосновского р-на; основан между 1588 и 1608, в 1614 приписан к Дудину Амвросиеву Николаевскому мон-рю, упразднен не ранее 70-х гг. XVII в.), Дорофеева Успенская (муж. пустынь, в совр. с. Дорофееве городского окр. Сокольский; основана в 80-90-х гг. XVI в., с 1655 приписана к Саввинову Сторожевскому мон-рю (по др. сведениям, позднее - к Кривозаозерскому (Кривоезерскому) мон-рю), упразднена в 1708), Казанская-Великовражская (муж. пустынь, в совр. с. Великий Враг Кстовского р-на; основана в кон. XVI в. (по нек-рым данным - в XIV в.) как приписная к Симонову Новому московскому в честь Успения Пресвятой Богородицы мужскому монастырю , упразднена в 1724), Скоробогатовская «Пречистыя Богородицы» (муж. пустынь, в совр. дер. Скоробогатово Ковернинского р-на; основана ок. 1604/05, впервые упом. в 1606, приписная к Дудину Амвросиеву Николаевскому мон-рю, упразднена в 70-х гг. XVII в.), Пелеговская Богоявленская (Троице-Сергиева Богоявленская) (муж. пустынь, на р.

http://pravenc.ru/text/2565202.html

Арсений (Минин) , иеросхим. Аристоклий (Амвросиев), иеросхим. Сергий (Веснин) Святогорец, переводчик и писатель схим. Азария (Попцов), переводчик и составитель церковных служб схим. Аркадий (Любовиков), иконописец иером. Василий (Селезнёв) и др. Подвижнической жизнью были известны на А. духовники Русской обители иеросхимонахи Агафодор, Вероник, Виссарион, Аверкий, Михаил, затворники-молитвенники схимонахи Тихон и Пантелеимон, по благословению о. Иеронима проживавшие в келлиях близ мон-ря. По благословению о. Иеронима и о. Макария рус. иноки приобретали и восстанавливали обветшавшие греч. келлии: были отстроены Иоанно-Златоустовская, свт. Николая Чудотворца («Белозерка»), Свято-Троицкая (мон-рь Хиландар), Георгиевская Керасийская (Лавра прп. Афанасия), ап. Андрея Первозванного и равноап. Нины (мон-рь Ставроникита). Келлия во имя вмч. Артемия. Фотография П. И. Севастьянова. XIX в. К нач. XX в. на А. существовали следующие рус. келейные обители (а также каливы, имевшие параклисы, но не считавшиеся келейными обителями). К Вел. Лавре были приписаны: 2 келлии во имя св. Иоанна Предтечи, 2 - в честь Покрова Пресв. Богородицы, 2 - во имя свт. Иоанна Богослова, 3 келлии во имя вмч. Георгия, келлии во имя вмч. Артемия, в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», Рождества Пресв. Богородицы, прп. Макария, Георгиевская, Рождества Христова, свт. Иннокентия, Всех Афонских святых, Успенская, Преображенская, Архангельская, свт. Николая, Всех святых, Введенская. К Ватопедскому мон-рю были приписаны обители: Живоносного Источника, св. Иоанна Предтечи; к Иверскому мон-рю - ап. Иоанна Богослова, свт. Иоанна Златоуста, преподобных Петра и Онуфрия, Положения пояса Пресв. Богородицы, свт. Николая Чудотворца, прор. Илии, св. Иоанна Предтечи; к Хиландарскому мон-рю - свт. Иоанна Златоуста, ап. Иоанна Богослова, 2 келлии во имя св. Иоанна Предтечи, Свято-Троицкая, свт. Николая Чудотворца, св. Игнатия Богоносца, Благовещенская, Трехсвятительская; к Дионисиату - Введенская; к Кутлумушскому мон-рю - вмч. Варвары, Иверская, свт. Николая, св. мучеников Феодора Тирона и Феодора Стратилата; к Пантократору - во имя 12 апостолов, прп. Саввы Освященного, свт. Димитрия Ростовского, Сретенская, 2 келлии во имя свт. Николая Чудотворца, Рождества Пресв. Богородицы, Успенская, свт. Митрофана Воронежского, свт. Тихона Задонского, Благовещенская, прп. Сергия Радонежского, в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница»; к Ксиропотаму - прор. Илии и Успенская; к Каракалу - Кресто-Воздвиженская; к Филофею - Георгиевская, Вознесенская, Преображенская, свт. Николая Чудотворца, прп. Евфимия Великого, Рождества Пресв. Богородицы; к мон-рю Симонопетра - Благовещенская; к мон-рю Ставроникита - Покровская, Свято-Троицкая, сщмч. Климента, в честь Казанской иконы Божией Матери, Архангельская, Трехсвятительская, Рождества Пресв. Богородицы, Введенская, св. Иоанна Предтечи, Успенская, во имя ап. Андрея Первозванного и равноап. Нины; к Григориату - свт. Николая Чудотворца.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

игум. м-ря Иоасафа Кроковского к Луцкому еписк. Дио­нисию Жабокрицкому); т. V, 212, LV (игумен м-ря Варлаам Ясинский в 1684 г. избран в архим. Киево-Печерск.), 387, (игумен м-ря Иоасаф Краковский был вместе с тем игумен. и ректором Братского м-ря, 1693 г.), 423–427, CXXXVI–CXXXVIII (акты 1695 г., относящиеся до избрания Иоасафа Краковского в еписк. Переяславские); т. VI, 9, IV (дело 1507 г. о присвоении игуменом и братиею м-ря нив Плоской и Клиноватой), 10, V (духовн. завещ. 1507 г. Романовича на половину им. Шепелич в пользу м-ря), 12, VI (духовная 1507 г. Грид- ковича м-рю на село Гридково), 13, VII (отказ­ной лист 1508 г. Печерского м-ря в пользу Ни- кол. м-ря от поля и двора Кононовского; намест­ник Антоний), 14, VIII (дарств. запись 1510 г. Дашкевича на сельцо Саркланов; игум. Макарий), 15, IX (решение спорного дела 1510 г. о ниве между Печерским и Никол. м-рями), 16, X (дарств. запись 1512 г. Павши м-рю на сельцо Климятин; игум. Макарий), 21, XII (дарств. запись 1517 г. Полозовича м-рю на остров Кучуков и бортную землю Мутишинскую), 37, XVII (коро­левский лист 1542 г. Каневским мещанам о неприсвоении земель м-ря; игум. Варлаамий), 63, XXXI (лист короля Стефана 1578 г. архим. Печерскому о неподчинении своему ведению Ни­колаев. м-ря; игум. Давид), 73, XXXVI (королев. лист 1581 г. архим. Печер. м-ря о непритеснении братии и крестьян Николаев. м-ря; игум. Филатий), 571, CCXXVIII (письмо 1626 г. игумена м-ря Серапиона Бельского к ц. Михаилу Феод. о милостыни), 621, (жалоба 1630 г. на игум. Серафима Бельского и братию о само­вольном построении церкви в Пивных горах), 726, (жалоба 1636 г. игумена м-ря Серапиона Бельского на митроп. Петра Могилу о насильствен. завладении м-рем); ч. 6, т. I, 1, I (дело 1498–1513 г. о приписке к м-рю Львом Тышкевичем 4-х данников из имения Скородного), 6, III (запись 1514–1529 г. Полозовича м-рю на данника с землею и данью грошевою и медовою), 7, IV (запись 1514–1543 г. от Ив. Немирича м-рю на человека Алексея и земли; игум. Герасим); ч.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

кн. 1669 г. вотчин села Литвинова), 1525 (межев. кн. 1683 г. вотчин в разных станах), 1549 (межев. кн. 1689 г. вотчин села Салкова с дерев. Перемышльской и Замыцкой волостей), 1559 (межев. кн. 1691 г. вотчин в селе Литвинове с дерев. станов Манатьина, Быкова и Коровина), 1569 (межев. кн. 1693 г. вотчин. земель пустоши Хвостовой тех же станов); II, книги дозорн., переписн. и проч., 68 (на стр. 32 перечислены деревни вотчины м-ря в приходе церкви Иоанна Предтечи нар. Соте Иледом. волости Костром. у.), стр. 84, 92, 105, 107, 109 (опись 1680 г. церковн. земли в вотчин. м-ря Константиновского, Литвинова, Хорюхина тоже, Покровского на рч. Сухой Городенке, дер. Дятловой); Бычков, “Опис. рукописей И. П. Библиот.», I, 47, 27 (перенес. м-ря из Москвы на Новое), 353, 14 (Павла, архиеп. Сарск. и Подон., завет м-рю); “Древние акты Вятского края», 154, 127 (цар. грам. 1666 г. еписк. Александру о выдаче игум. Феоктиста и бумаг его Новоспасс. архим. Иосифу), 155, 128 (наказ архим. Иосифу, назначенному ехать в Вятку за игум. Феоктистом); “Журн. Мин. Вн. Дел», 1840 г., XXXVII, 219 (изображения в м-ре царей Михаила Феод. и Алексея Мих.); “Труды Саратов. архив. Комиссии», I, 441 (грам. 1635 г. об отдаче на оброк архим. м-ря Иосифу Саратовских Курдюм. и Чирлатов. рыбн. ловель вместо Иргиз- ских), 446 (грам. 1652 г. о пожаловании м-рю в Саратове 4 дворов. мест; архим. Никон; грам. 1653 г. об отдаче м-рю на оброк Иргизских рыб. ловель; грам. 1659 г. по челобитн. архим. Иосифа о запрещении Богданову брать подрядных ловцов м-ря), 448 (грам. 1674 г. о разрешении м-рю владеть их рыбным двором внутри г. Саратова, предназначавшегося к сломке; архим. Иосиф), 449 (проезж. грам. 1684 г. архим. Гавриилу об освобож. монаст. подвод, посылаем. из Кадом. у. в Саратов для рыбн. и солян. подъема), 453 (выпись 1750 г., выданная по челобитью архим. Мисаила, на недвижим. Саратов. имение близ сел Терсы и Малковки); “Древн. Росс. Вивлиоф.», 1774 г., IV, 120 (патр. Иоаким по духовн. завещ. 1690 г. оставил м-рю 3.000 руб.), VI, 80 (архим.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Основан преп. Пафнутием, жив­шим в XVII ст.; соседние жители усердствуют поминать его панихидами. В 1659 г. упоминается строитель Иосиф, а в 1665 г. определен Ферапонт. Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 631; Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.”, 205, 382. 2123 . Троицкий на Березни­ках или на Бередниках, муж­ской, следует полагать находился при дер. Березники, Московской губ., Дми­тровского у., в 52 вер. к юго-вост. от Дмитрова, и в 21 вер. к югу от лавры, близ села Царева. В 1471 г. Дмитровский кн. Георгий Васильевич от­дал его со всеми землями Троице-Сергиев. м-рю. «Се яз, говорится в акте, князь Юрии Вас. приказал есми Троиц. игу­мену Сергиева м-ря Спиридонью ведати свой м-рь Живонач. Троица на Березниках да земли, кои земли давали к тому м-рю к Троице на Березники бояре и дети боярские». “Ист. опис. Тр.-Сергиевы лавры”, 147; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 259; “Акты Археогр. Эксп.”, I, 88 (Ж. гр. 1471 г. Дмитр. кн. Юрия Вас. Тр.-Серг. м-рю о заведо­вании игум. Спиридонию м-рем на Березниках); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 15; “Чтения в И. Общ. ист.”, 1878 г., IV, ист. опис. Тр.-Серг. лав., 178 (припис. в 1471 г.); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции”, IV, грамоты, 143, 174 (жалов. грам. 1471 г. кн. Юрия Вас. Троице-Сергиеву м-рю на заведование Троиц. м-рем на Бередниках), 144, 186 (жал. грам. 1473 г. В. кн. Ивана Вас. на заведов. Троиц. м-рем на Березниках). 2124 . Троицкий – Борисоглеб­ский, мужской, ныне приходская цер­ковь в гор. Курске. В грамоте ц. Михаила Феод. 1612 г. сказано: «...по гра­моте Царя Бориса строил Иона в Кур­ске, на краю посада за Куром, мона­стырь Троицы Живоначальной Бориса и Глеба, и в тот монастырь братию собрал и в прошлом, в 120 году, приходили под Курск литовские люди, и храм тот разорили и монастырь выжгли, братию, старцев и бобыльков высекли». Таким образом, м-рь уже существовал в первых годах XVII ст., и строил его Иоанн Телка на вечное поминовение души своей. В 1618 г. Иоанн Телка приписал его к Знаменскому м-рю в Курске. Когда упразднен неизвестно, но уже в 1742 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

1842 . Новодевичий – Преображенский, женский, совсем уничтоженный, Ярославской губ. и уезда, в 30 верстах от Ярославля. В реестре 1723 г. малобратным монастырям Ростов. епархии показан «Новодевичий м-рь, чтó при церкви Преображения Господня», припис­ной к Казанскому девич. м-рю в Яро­славле; тогда в нем было 5 монахинь; крестьян не имел. “Опис. докум. и дел архи­ва Св. Синода”, III, прилож., XXXIV. 1843 . Новоздвиженская, мужская пустынь, ныне село Какша, Костромской губ., Ветлужского у., в 65 вер. к сев.– вост. от Ветлуги, при р. Большой Какше. Основана в 1655 г. старост. Тихоном и в 1659 г. приписана к Макариеву Унженскому м-рю. Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 881, 35. 1844 . Ново – Словинская – Богородице – Одигитриевская, мужская пус­тынь, ныне село Словинка или Подмонастырская Слобода, Костромской губ., Макарьевского у., в 63 вер. к зап.– сев.-зап. от Макарьева, при ррч. Сло­винке и Якушке. Основана на месте явления в 1635 г. иконы Божией Матери, именуемой Словенскою, празднество кото­рой совершается 23 сентября. В 1724 г. приписана к Ипатьевскому м-рю. “Ист. Росс. Иер.”, V, 347; VI, 147; Ратшин, 164; Бе­ляев, “Стат. опис. церквей Костр. епар.”, 313; Бакмейстер, “Топогр. известия”, 1771 г., 332; Стро­ев, “Спис. иер. и настоят.”, 880, 32; “Опис. до­кум. и дел архива Св. Синода”, I, 201 (доношение 1721 г. архим. Ипатского м-ря Гавриила); IV, 236 (прошение 1724 г. игум. Иоасафа о приписке к м-рю малобратн. м-рей: Никол. Надеин. и Преображ. в Булине), 240 (сама приписана к Ипатьев. м-рю). 1845 . Нятин, мужской, совсем уни­чтоженный, ныне часовня и следы по­строек, на Климецком острове, Олонец­кой губ., Петрозаводского у., в 65 вер. к вост. от Петрозаводска и в 2 вер. от Климецкого мон., при губе Нятиной. Существовал в XV в. до построения Климецкого мон., а по учреждении послед­него иноки старого монастыря пересе­лились в новый. В описи Климецкого мон. в 1582 г. о нем говорится: «да от монастыря 2 вер. в Мякиной губе двор монастырской коровей, а в нем живут детеныши и коровники». См. Климецкий м-рь и Ратшин, 421; Неволин, “Пятины, в Зап. И. Р. Геогр. Общ.”, VIII, прилож., 163; “Чтения в И. Общ. ист.”, 1870 г., IV, Отд. 2, 2 (Барсов, “Олонец. м-рь Клименцы”).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010