Нам представляется возможным дополнить истолкование некоторых изображений Максима Грека как переводчика Толковой Псалтири (для чего он и был приглашен в свое время к московскому великокняжескому двору). Примером таких изображений афонского ученого монаха могут служить, по крайней мере, две рукописи XVIII в. Одна из них хранится в Ярославле в Историко-художественном музее-заповеднике. Здесь Толковую Псалтирь кон. XVIII в. 982/301) украшают две миниатюры, на одной – «Царь Давид», на другой – « Максим Грек », оба в пышном архитектурном обрамлении, один – как автор, другой – как соавтор и переводчик, уподобленный своему предшественнику 743 . Другая рукопись хранится в Москве, в Российской государственной библиотеке (собр. Шибанова, ф. 344, 54). Здесь изображение (оно не публиковалось) отличается более скромными художественными достоинствами. Но примечательно, что ученый монах, сидящий у стола с книгами, не одинок; он держит раскрытую книгу с начальным текстом: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых...», а по сторонам – два старца с книгами, также участвующие в процессе его работы. Это позволяет припомнить, что в Чудовом монастыре вместе с Максимом Греком были толмачи (переводчики) Дмитрий Герасимов и Влас Игнатов, помогавшие ему при переводе Толковой Псалтири. Миниатюрист, возможно, и не знал ни о них, ни их имен и изобразил только «книжную справу» – работу с книгами, где главенствующая роль Максима Грека подчеркнута крупным масштабом его фигуры с нимбом, а помощники (их в каталогах назвали учениками) как бы отодвинуты на задний план. Не исключено, что эта миниатюра добавлена кем-то к рукописи Толковой Псалтири позднее 744 . Но само изображение Максима Грека при Псалтири, а не в сборнике его сочинений показывает, что труд переводчика был замечен и высоко оценен. Особая традиция старообрядческих икон XVIII–XX вв. представлена изображением Максима Грека с двуперстием. Изображения Максима Грека и в рост, и поясные находим в храмовых росписях XVII в. в Вологде, Ярославле, Романово-Борисоглебске. Видимо, прориси распространялись через артели художников.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Об этом заботились и восточные патриархи. Они смотрели на Москву с весьма определенной надеждой, как на единственное место, где православие пользуется поддержкой государственной власти. Константинополь был ведь уже в руках неверных турок. Еще в конце 16-го века (в 1593 году) александрийский патрарх Мелетий Пигас писал царю Феодору Иоанновичу: " устрой у себя, царь, греческое училище, как живую искру священной мудрости, потому что у нас источник мудрости грозит иссякнуть до основания " Впрочем, школ в Москве не заводили до самого почти конца 17-го века. Ограничивались вызовом отдельных ученых людей. Такие люди были нужны и церковному и государственному правительству. Но где таких людей взять? Их брали в Киеве. В 17 веке в Москве мы находим оригинальный тип людей — так сказать придворных монахов, приглашенных из Киева. Обязанности этих монахов были весьма сложны и разнообразны. Они переводили с разных языков почему-либо казавшиеся нужными книги; они же составляли лексиконы. Они говорили проповеди и в торжественных случаях особые " орации " . Они должны были писать торжественные и поздравительные вирши при радостных событиях дворцовой жизни и " Френы " или " Плачи " по случаю той или другой смерти. Они сочиняли догматические трактаты и обличали раскольников. На их обязанности лежало составление церковных служб русским преподобным, а также и " комедий " для придворного театра. Но Киев давал Москве монахов различного направления: одни были сторонники образования греческого, другие — поклонники науки латинской. Столпом греческого направления и центром, вокруг которого собирались московские грекофилы, был киевский ученый Епифаний Славинецкий, живший в Чудовом монастыре. Современники отзываются о нем с самой решительной похвалой. Это был " муж многоученый, не только грамматики и риторики, но и философии и самой теологии известный испытатель и искуснейший рассудитель " Но в собственном смысле придворным монахом был Симеон Полоцкий. Это был ученый совсем иного направления. " И той учивыйся, но не толико (как Епифаний), не бо бысть философ, и то токмо учися, яко обычай есть поляком и литвяном по-латински и по-польски, греческого же писания ничтоже знаяше " Но именно Симеон-то Полоцкий и был наиболее влиятельным в Москве ученым.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/218/...

В 1504 году в Чудовом монастыре находился в заточении выдающийся просветитель, борец с ересями митрополит Новгородский Геронтий, лишенный сана. В 1515 году такая же участь постигла старца Вассиана Косого (Патрикеева). По преданию, иноком Чудова монастыря был самозванец Григорий Отрепьев (этот факт, пожалуй, следует считать легендарным). В 1610 году в Чудовом монастыре был насильно пострижен в монахи свергнутый царь Василий IV Шуйский. Спустя два года в келье Чудова монастыря погиб от голода Патриарх Гермоген, ввергнутый в узилище поляками. Своего расцвета Чудов монастырь достиг в начале XVII века, когда его называли Великой лаврой. При Патриархе Филарете здесь было открыто греко-латинское училище. В 1666 году в Чудовом монастыре собором патриархов и епископов был низложен знаменитый Патриарх Московский Никон. В 1771 году, во время чумного бунта в Москве, монастырь был разграблен москвичами. Во время Отечественной войны 1812 года, когда Москва была захвачена французами, Чудов монастырь сильно пострадал. Здесь находился штаб Наполеона. Мощи свт. Алексия были осквернены и выброшены из раки, а в алтаре собора во имя Чуда Архистратига Михаила была устроена спальня маршала Даву. В Чудовом монастыре находились гробницы многих исторических деятелей. Здесь были похоронены митрополиты Московские Феодосии и Афанасий, последний казанский царь Едигей, во святом крещении Симеон (ум. в 1565 году), известный церковный деятель XVII века Епифаний Славинецкий — «муж многоученый, аще кто ни таков во времени сем, не только грамматики и риторики, но и философии и самыя теологии известный бысть испытатель и искуснейший разсудитель, и опасный протолковник еллинскаго, славянскаго и польскаго языков». В монастыре были похоронены представители многих княжеских и боярских фамилий: сват царя Алексея Михайловича боярин И.И. Морозов, князья Трубецкие, Хованские, Оболенские, Куракины, Щербатовы. В ризнице монастыря хранились богатые вклады московских царей, великих князей и бояр, а библиотека монастыря, в которой имелось множество древних редких книг, являлась одним из самых значительных книгохранилищ России.

http://pravmir.ru/chudov-monastyr/

В 1515 году в монастырь был принудительно пострижен старец Вассиан Косой (Патрикеев). В 1610 году в Чудовом монастыре так же насильно пострижен в монахи свергнутый царь Василий IV Шуйский. А спустя два года там погиб от голода Патриарх Гермоген, ввергнутый в подклеть монастыря поляками. Он даже из заточения рассылал по всей Руси грамоты с призывом бороться за Отечество с врагами, был идейным вдохновителем русского ополчения. «Благословляю воинов на смерть за веру и на защиту Отечества», - говорил он польским интервентам, принуждавшим его благословить на русское царство польского королевича Владислава. В 1666 году в Чудовом монастыре Собором патриархов и епископов был низложен знаменитый Патриарх Московский Никон. Вселенские патриархи Паисий Александрийский и Макарий Антиохийский сняли с него патриарший сан, клобук и панагию. «Возьмите жемчуг себе», - язвительно молвил Никон. В монастыре покоились мощи не только митрополита Алексия. Здесь были похоронены митрополиты московские Феодосий и Афанасий, последний казанский царь Едигей, во святом крещении Симеон (умер в 1565 году), известный церковный деятель XVII века Епифаний Славинецкий - «муж многоученый, аще кто ни таков во времени сем, не только грамматики и риторики, но и философии и самыя теологии известный бысть испытатель и искуснейший разсудитель, и опасный протолковник еллинскаго, славянскаго и польскаго языков». В монастыре покоились представители многих княжеских и боярских фамилий: сват царя Алексея Михайловича боярин И.И. Морозов, князья Трубецкие, Хованские, Оболенские, Куракины, Щербатовы. В 1905 году в подклете Алексеевской церкви упокоился великий князь Сергей Александрович, убитый террористом Иваном Каляевым. Останки великого князя были случайно обнаружены во время земляных работ в 1985 году, спустя десять лет их перенесли в фамильную усыпальницу Романовых в Новоспасском монастыре. Во время Отечественной войны 1812 года Чудов монастырь был поруган и сильно пострадал - здесь находился штаб Наполеона. Архивные документы духовной консистории и Сената французы спустили в выгребные ямы. Мощи святителя Алексия были осквернены и выброшены из раки, а в алтаре собора во имя Чуда архистратига Михаила устроили спальню для маршала Даву...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/d...

Кроме церквей Архангельской, Благовещенской, Алексеевской и Андреевской Чудову монастырю принадлежала некогда церковь , апостолов Петра и Павла, находящаяся в прежде бывшем архиерейском доме, а ныне в императорском Николаевском дворце. В этой обители были ещё церкви, в разное время уничтоженные: Великомученицы Евдокии, над задними вратами. Построенная царём Иоанном Васильевичем в 1556 году, в память рождения царевны Евдокии; Мучеников Платона и Романа, – сооружённая митрополитом Платоном в честь его ангела и впоследствии переименованная в честь Всех Святых 24 . В Чудовом монастыре было некогда кладбище, на котором погребались российские первосвятители и знаменитые бояре. Здесь, например, погребены митрополиты: Феодосий, Симон и Афанасий, и знаменитый патриарх Гермоген, который в этом монастыре мученически окончил жизнь свою, Епифаний Славинецкий, учёный муж XVII века. Здесь был погребён блаженный и Христа ради юродивый Тимофей, который скончался 1731 года, при императрице Анне Иоанновне. 28 лет трудился он в подвиге юродства. Императрица Анна Иоанновна неоднократно посещала Чудов монастырь и над гробом сего юродивого в присутствии своём приказывала служить панихиды. Чудов монастырь служит более пяти столетий убежищем, иноческой жизни, из него выходили достойные пастыри церкви. Во время патриархов Всероссийских, Чудов монастырь назывался Лаврою и служил рассадником духовного просвещения. В 1646 году, когда вызван был великим князем Василием Иоанновичем учёный Максим Грек , для разбора рукописей царской библиотеки, он был помещён в Чудовом монастыре. Во время патриарха Филарета Никитича, в этом монастыре заведена была школа, называвшаяся Патриаршею, потому что состояла под ведением самого патриарха; первым учителем в ней был Арсений Грек. Упражняясь в духовной жизни, иноки Чудова монастыря занимались изучением греческого и латинского языков и переводили книги на русский язык. Между другими занятиями иноков этого монастыря было исправление церковных книг по греческим подлинникам. Главным образом в этом деле трудился Арсений Грек и потом Епифаний Славинецкий.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Алексий, святитель, митрополит Московский и всея Руси (Бяконт Елевферий Федорович) († 1378, память 12/25 февраля, 20 мая/2 июня, 5/18 октября и в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых) Родился в конце XII века (между 1292 и 1300 гг.) в г. Москве в семье черниговского боярина Федора Бяконта. На 20-м году жизни ушел в Московский Богоявленский монастырь и в 1320 году принял монашество с именем Алексия, находясь под руководством опытного старца Геронтия. В 1340 году митрополит Феогност определил его жить при своем святительском дворе и заведовать церковными судебными делами Церкви. 6 декабря 1352 года митрополитом Феогностом хиротонисан во епископа Владимирского и Суздальского. В 1354 году патриархом Каллистом был утвержден «архиепископом Киева и великой России с титулом всечестного митрополита и экзарха». Скончался 12 февраля 1378 года в Чудовом монастыре. 20 мая 1431 года в Чудовом монастыре обрушилась церковь , в которой был погребен святитель Алексий. Падавшими камнями был разбит гроб его, в котором и обрели нетленные мощи святителя. Святитель Алексий явил собою образ доброго пастыря и деятельного патриота. Он сумел сочетать в себе эти два великих качества. Это был муж славный в добродетелях, отличавшийся силою слова, сведущий в канонах и искусный в знании как церковных, так и гражданских законов. Эти качества и послужили причиной представления его к иерархическому управлению самой святейшею митрополией Киевской и всея Руси. Со времени возведения святителя Алексия в митрополита началась его деятельность по устройству и восстановлению церквей и монастырей. В 1361 году были восстановлены монастыри: Чудов, Спасо-Андроников и Алексеев в Москве; в 1362 году – Симонов, Серпуховской, Владычный вне Москвы; в 1365 году – Константинов близ Владимира, Благовещенский в Нижнем Новгороде. Святителю Алексию пришлось вести напряженную борьбу за единство Русской Церкви. Благодаря своей настойчивости, энергии и твердости характера в соединении с умом и образованием он смог поставить архипастырскую власть в России на небывалую высоту. Призванный волею Божиею к управлению дел церковных и государственных, он, как первоиерарх Русской Церкви, всегда оставался первомолитвенником за православных людей, церковным пастырем, кротким аскетом, человеком безупречной иноческо-подвижнической жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Москвичи под водительством Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского подняли восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, а сами укрылись в Кремле. Совместно с русскими изменниками они насильно свели святого Патриарха Гермогена с Патриаршего Престола и заключили его в Чудовом монастыре под стражу». Патриарх Гермоген благословил русских людей на освободительный подвиг. Более девяти месяцев томился святитель Гермоген в тяжком заточении. 17 февраля 1612 года он мученически скончался от голода и жажды.Освобождение России, за которое с таким несокрушимым мужеством стоял святитель Гермоген, успешно завершилось русским народом по его предстательству. Тело священномученика Гермогена было с подобающей честью погребено в Чудовом монастыре. Святость Патриаршего подвига, как и его личности в целом, была озарена свыше позднее — при вскрытии в 1652 году раки с мощами преподобного. Через 40 лет после смерти Патриарх Гермоген лежал как живой. По благословению святителя Гермогена с греческого на русский язык была переведена служба святому апостолу Андрею Первозванному и восстановлено празднование его памяти в Успенском соборе. Под наблюдением Первосвятителя были сделаны новые станки для печатания богослужебных книг и построено новое здание типографии, пострадавшее во время пожара 1611 года, когда Москва была подожжена поляками. В 1913 году Русская Православная Церковь прославила Патриарха Гермогена в лике святых. Его память совершается 12/25 мая и 17 февраля/1 марта. Филарет (Романов Федор Никитич) (1554–1633) – Патриарх Московский и всея Руси, отец первого царя из династии Романовых. При царе Феодоре Иоанновиче – знатный боярин, при Борисе Годунове попал в опалу, был сослан в монастырь и пострижен в монахи. В 1611 году, находясь с посольством в Польше, взят в плен. В 1619 году вернулся в Россию и до своей кончины был фактическим правителем страны при своем болезненном сыне – царе Михаиле Феодоровиче. Иоасаф I – Патриарх Московский и всея Руси. Царь Михаил Федорович, извещая четырех Вселенских Патриархов о кончине своего отца, писал также, что «избран и поставлен Великия Российския Церкви Патриархом Псковский архиепископ Иоасаф, муж благоразумный, правдивый, благоговейный и наученный всякой добродетели».Патриарх Иоасаф I был возведен на кафедру Московского Патриарха по благословению Патриарха Филарета, который сам указал себе преемника.

http://azbyka.ru/shemy/patriarhi.shtml

Муж в книжном учении изящный Всем известно о нем высказывание: «муж зело премудростью украшенный, в книжном учении изящный и в чистоте жития известный». А что оно значит? 28 мая, 2013 Всем известно о нем высказывание: «муж зело премудростью украшенный, в книжном учении изящный и в чистоте жития известный». А что оно значит? Небольшое рассуждение в связи с установкой памятника свт. Гермогену , патриарху Московскому и всея Руси Святитель Ермоген (как сам он подписывался, и как он прославлен в лике святых), человек выдающийся во многих отношениях: и как церковный, и как государственный деятель, священник высокого духа и нравственности, защитник Родины, «за веру Христову и паству Твою душу свою положив» (буквально, ибо умер в Чудовом монастыре от голода), известен также, по свидетельствам современников, как человек выдающегося ума, начитанности и образованности (во многом — самообразования, так как много работал в монастырских библиотеках). Всем известно о нем высказывание: «муж зело премудростью украшенный, в книжном учении изящный и в чистоте жития известный». А что оно значит? Муж, т.е. человек, зело (очень, весьма) премудростью украшенный – премудрость , по-церковнославянски, слово очень многозначное (мудрость, Премудрость Божия или София в том числе и т.д.); здесь человек, украшенный многими умениями, знаниями ; в книжном учении, а раньше школьное образование проходило в чтении и разборе священных книг (Псалтири, Четий-Миней и др.) изящный – изящный означает «превосходный, отличный»; попросту говоря, изящный в книжном учении — превосходный ученик, тот, кто получил отличное образование; в чистоте жития известный – слово чистый в переносном значении «цельный, девственный»; чистота – «праведность», «целомудрие, чистота», «святость». То есть будущий свт. Гермоген еще в священническом сане был известен целомудренностью, праведной жизнью. Кроме того, про него говорили, что он Государь велика разума и смысла и мудра ума – здесь очень интересен ряд из трех близких по значению существительных:

http://pravmir.ru/muzh-v-knizhnom-ucheni...

Было уже два часа дня, когда все, участвовавшие в богослужении, и почетные гости собрались в покоях Митрополита в том же Чудовом монастыре на скромную трапезу. Все блюда были грибные, никаких спиртных напитков не было. Пред последним блюдом была провозглашена вечная память Патриарху, а после обеда провозглашено многолетие Царству­ющему Дому и послана телеграмма Государю. Преосвященный председатель юбилейной комиссии Анастасий, епископ Серпуховский, огласил приветственную телеграмму предсе­дателя и сорока членов Государственного Совета на имя Московского Митрополита. В 6 часов вечера совершены всенощные бдения во всех церквах столицы, а на другой день – архиерейские служения в Успенском соборе Ярославским архиепископом, а в Чудовом монастыре – Митрополитом Владимиром. Кроме того, оба дня были архиерейские слу­жения в храме Спасителя и Епархиальном доме. В 7 часов вечера в Епархиальном доме открылось торжественное собрание в память великого Патриарха. Первым говорил преосвященный Анастасий, за ним В. В. Назаревский, И. Соболевский, Е. В. Барсов и протопресвитер Успенского собора П. А. Любимов. В этих речах во всем величии восстал пред слушателями великий печальник Русской земли – и как подвижник-святитель, и как государственный муж, и как первоиерарх Русской Церкви, и, наконец, как бытописатель своего времени и песнотворец – автор тропаря Богоматери: “Заступнице усердная”. После перерыва синодальный хор исполнил в высшей степени художественно несколько песнопений. Особенно сильное впечатление произвело чтение грамоты патриарха Гермогена тушинцам-изменникам и гимн святителю-страдальцу. Очень жаль, что эти новинки художественного творчества в нашей вокальной музыке и поэзии не воспроизве­дены в нотных знаках: тогда можно было бы и в духовно-учебных заведениях, и в торже­ственных собраниях в память святителя в разных городах России воспроизвести их при посредстве хоров. Так завершилось чествование памяти святителя Гермогена на месте его великого подвига. Русь XX века оглянулась на свое далекое прошлое XVII века, увидела там, в ряду героев веры и патриотизма, великого мужа, явившегося вождем этих героев, возбранным воеводою в святом деле спасения Руси в тяжкую годину смуты и междуцарствия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Известны 2 поучения М.: «Против разговаривающих в церкви» и «О глаголющих и смеющихся в церкви» (публ.: Жмакин. 1881. Прил. С. 84-88). Первое из них почти дословно включено в состав 16-й гл. «Стоглава». Основная мысль поучений состоит в том, что если мы с трепетом предстоим земному царю, то тем более должны иметь благоговение к Небесному Царю. Эти поучения М. мог произнести после венчания на царство Иоанна IV в 1547 г. и до начала Стоглавого Собора в 1551 г. В 60-х гг. XVI в. подавляющее большинство книжников круга М. либо умерли, либо в связи со старостью отошли от дел. «Макариевский» период в истории древнерус. книжности закончился вскоре после смерти св. митрополита (см.: Усачев. Некоторые размышления. 2013). Лишь немногие книжники, вероятно, продолжали работать и в более поздний период. На рубеже 50-х и 60-х гг. XVI в. те, кто создавали Степенную книгу в Чудовом мон-ре, могли быть привлечены к составлению Лицевого летописного свода (см.: Усачев А. С. Митр. Афанасий и памятники рус. летописания сер.- 3-й четв. XVI в.//ЛиХ, 2011-2012. М.; СПб., 2012. С. 253-274). Архим. Макарий (Веретенников), А. А. Турилов Почитание Имя М. было внесено в монастырские синодики и кормовые книги Троице-Сергиевой лавры ( Кириченко Л. А., Николаева С. В. Кормовая книга Троице-Сергиева монастыря 1674 г.: Исслед. и публ. М., 2008. С. 240), Иосифова Волоколамского (КЦДР. 1991. [Вып.:] Иосифо-Волоколамский мон-рь как центр книжности. С. 125-126), Кириллова Белозерского ( Шаблова Т. И. Кормовое поминовение в Успенском Кирилло-Белозерском мон-ре в XVI-XVII вв. СПб., 2012. С. 312), Соловецкого в честь Преображения Господня муж. монастырей, оно также указано в синодике московского Успенского собора и др. В 1564 г. Иоанн IV, возвратившись из похода, поклонился в московском Успенском соборе мощам Московских чудотворцев, в т. ч. «и новейшаго Макария митрополита» ( Тихомиров М. Н. Новый материал об Иване Грозном//ТОДРЛ. 1958. Т. 14. С. 255; Он же. Российское гос-во XV-XVII вв. М., 1973. С. 391). В житийной лит-ре XVI-XVII вв. нередко отмечалась добродетельная жизнь М. Бывш. соловецкий игум. сщмч. Филипп II (Колычев) , став во главе Русской Церкви, согласно Житию кон. XVI в., «благий сей нрав подражая... боголюбиваго Макария митрополита, усердно подшася последовати честным стопам его» ( Лобакова И. А. Житие митр. Филиппа: Исслед. и тексты. СПб., 2006. С. 215-216). В Житиях псковских святых М. характеризуется как «боголюбивый Макарий, чюдный муж», «боголюбивый митрополит Макарий, чюдный отец», «муж в добродетелех преизрядный», «якоже второй Златоуст, учением и правою верою въсиа в Руской земли сей Святейший Макарие и Духа Святаго исполненый чюдный муж» ( Охотникова В. И. Псковская агиография XIV-XVII вв. СПб., 2007. Т. 1. С. 102; Т. 2. С. 154, 225, 371, 402).

http://pravenc.ru/text/2561278.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010