С этой просьбой и богатой милостыней в марте месяце 1515 года посланы были на Афон от Великого князя торговые люди Василий Копыл и Иван Вараввин. Посланные по прибытии на Святую Гору предложили старцу Савве приглашение Великого князя московского, но Савва, ссылаясь на старость и болезненное состояние ног, отказался. После этого прот Святой Горы Симеон по совету ватопедской братии решился заменить престарелого Савву иноком Максимом, но Максим, как бы предвидя, что в России ожидают его многолетние страдания, отказывался от этого тяжкого поручения и удаления с любимой им Святой Горы. Игумен ватопедский, видя непреклонность его, сказал, что доставить духовную пищу алчущим есть святое дело величайшей любви; убеждения эти смягчили Максима, и он, предавши себя в волю Божию, решился ехать в Россию. При отправлении Максима в Москву ватопедский игумен Анфим писал митрополиту Варлааму, что избрали и посылают инока Максима «яко сведуща в Божественном Писании и способного к изъяснению и переводу всяких книг, и церковных, и глаголемых еллинских. Правда, – писал он, – Максим не знает русского языка, а только греческий и латинский, но мы надеемся, что он скоро научится и русскому языку». И таким образом, с молитвой и напутственным благословением, инок Максим отправился с послами в Россию, взяв с собою и вышепомянутого иеромонаха Неофита и инока Лаврентия для приготовления себя к изучению русского языка, так как они были несколько ознакомлены с оным. Путешествие их продолжалось два года, ибо посланные великого князя несколько времени должны были провести в Константинополе и потом в Крыму. Максим же в это время занимался изучением русского языка и в начале 1518 года прибыл в Москву. По прибытии Максима в Москву Великий князь принял его с радушием и, обласкавши своим вниманием и покровительством, назначил ему пребывание в Чудовом монастыре, а содержание получать от его великокняжеского двора. Кроме Великого князя, Максиму оказал особое внимание и первосвятитель московский Варлаам, муж святой жизни, который рад был приезду ученого мужа и впоследствии охотно следовал его мудрым советам к улучшению состояния церковного.

http://isihazm.ru/?id=1822

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР ПЕЧЕРСКИЙ (Адриан; † нач. 70-х гг. XVII в.), монах, справщик московского Печатного двора. Происходил, по-видимому, из духовного сословия. Сведений о раннем периоде жизни и деятельности А. П. не найдено. В 1640 или 1641 г. был назначен священником соборной ц. Рождества Богородицы, «что у государя на сенях», с окладом «за годовые и причастные сукна» 4 р., в это время он не был еще монахом, писался в документах под мирским именем. С 1647/48 г. стал протопопом той же придворной церкви. В период церковных реформ являлся сторонником Патриарха Московского Никона (Минова). На Соборе в июле 1653 г. записывал «спорные речи» Ивана Неронова с Патриархом Никоном, причем Неронов укорил его: «Что ты, брате Андрияне, мои речи пишешь-де все? А что вы говорите с Патриархом всякие неподобные речи, и тех ни единой речи не пишешь» (МДИР. Т. 1. С. 50). С сент. 1655 г. Патриарх Никон назначил А. П., «рождественскому протопопу», «быть у книжного печатного дела» с окладом 40 р. Справщиком Печатного двора А. П. служил ок. года, затем удалился в нижегородский Печерский муж. мон-рь , где принял монашество. Во вкладной книге обители записан его вклад, возможно сделанный в связи с принятием монашества: 19 авг. 1656 г. «дал вкладу старец Александр, прежде бывший рождественский протопоп Андреан, что был у государя на сенях», однорядку, ферязи с золочеными пуговицами и охабень всего стоимостью 20 р. ( Титов. С. 24). Уже в нач. 1661 г. А. П. снова находился в Москве, вероятно в Чудовом Алексиевском муж. мон-ре. За ним закрепилось прозвище, образованное от названия места, где он принял монашество,- Печерского мон-ря в Н. Новгороде. Предположение о «западнорусском» происхождении А. П., на основании его прозвища высказанное К. В. Харламповичем , неверно. С 1 марта 1661 г., теперь уже старцем, А. П. вновь был зачислен в справщики Печатного двора, на сей раз с окладом 130 р., с 1663 г.- 40 р. «серебряными деньгами». 19 дек. 1664 г. с него были взяты показания о переписке боярина Н. А. Зюзина с оставившим Патриаршество Никоном. (В своих письмах с целью примирения царя и Патриарха Зюзин добился приезда Никона 18 дек. из Новоиерусалимского муж. мон-ря в Москву.) А. П. указал в «сказке», что был в «мире» духовником семьи Зюзина, поэтому боярин обратился к нему с просьбой сказать, кто посещает Никона. А. П. «чаял, что то все по указу великого государя», и назвал подьякона Никиту Никитина, к-рый и доставлял письма Зюзина Патриарху; сам же А. П. ничего «не писывал», поэтому был оправдан (Дело о Патриархе Никоне. С. 190-194). Об этих событиях с упоминанием А. П. поведал и биограф Патриарха Никона Иоанн Шушерин (Шушерин И. Известие о рождении и воспитании и о жизни святейшего Никона, Патриарха Московского и всея России. М., 1890. С. 47-53), а также Федор Константинов в своей «сказке» (Дело о Патриархе Никоне. С. 178).

http://pravenc.ru/text/64386.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иером. Даниил (Фомин). Фотография. Нач. 50-х гг. XX в. (Фомин Дмитрий Кириллович; 5.11.1875, Москва - 25.07.1953, г. Сорочинск, Чкаловская (ныне Оренбургская) обл.), иером., оптинский старец. Из семьи извозчика. Окончил 4-классную школу в Сокольниках. Поступил учеником в мастерскую серебряных и золотых изделий. Господь неоднократно избавлял Своего избранника от скорбей и смерти: в 1896 г. в давке на Ходынском поле, во время военной службы, по молитве матери в бурю на Каспийском м. Д. был благословлен на монашество схим. Марфой из московского во имя Алексия, человека Божия, жен. мон-ря и схимниками Симонова Нового московского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря . Получал наставление и обучение от духовника Чудова в честь Чуда арх. Михаила в Хонех муж. мон-ря в Москве игум. Герасима (Анциферова). В 1897 г. призван в армию, служил в учебной команде в Асхабаде (совр. Ашхабад) и Ташкенте, стал каптенармусом. Отбыв действительную службу, работал в Москве в мастерской серебряных и золотых изделий. Участвовал в русско-япон. войне 1904-1905 гг., после демобилизации испросил в Чудовом мон-ре благословение на монашеский путь у игум. Герасима и архим. Арсения (Жадановского) . Через сестру Анастасию (впосл. мон. Архелая) принял приглашение посетить Оптину Макариеву в честь Введения во храм Пресв. Богородицы муж. пуст . Через старцев преподобных Иосифа (Литовкина) и Анатолия (Потапова) получил указание от Господа остаться в обители. Духовно окормлялся у прп. Варсонофия (Плиханкова) . Нес послушание в ювелирной мастерской. Исполнял обязанности письмоводителя у прп. Анатолия, под его диктовку отвечал на письма верующих. В 1914 г. призван в армию, в 1917 г. вернулся в Оптину пуст. Принял иноческий постриг с именем Даниил. В 1919 г. рукоположен во диакона, позднее - во иерея. В нач. 1918 г. мон-рь был закрыт. Д. вместе с сестрой проживал в Козельске, где ему во время посещения Никольской ц. было явление свт. Николая Чудотворца, предсказавшего подвижнику тюремное заключение. В 1929 г. переехал в с. Вторая Михайловка Сорочинского у. Оренбургской губ., куда ранее переселились его родные. В 1930 г. арестован и приговорен к 5 годам ссылки, которую отбывал под Архангельском. Вернулся в с. Вторая Михайловка, вопреки запретам продолжал совершать тайные богослужения. Из-за угроз и преследования властей в 1936 г. переехал в Калугу. 11 февр. 1940 г. арестован в числе 9 священнослужителей и монашествующих по обвинению в «антисоветской пропаганде». Содержался в калужской тюрьме, где Д. перенес много скорбей и испытаний, но был утешаем от Господа откровениями о своей судьбе: ему являлись оптинские старцы преподобные Амвросий, Иосиф, Исаакий, Нектарий и Анатолий, наставлявшие его в молитве и укреплявшие в несении креста. 17-19 авг. во время выездной сессии Тульского обл. суда в Калуге отказался признать себя виновным и был приговорен к 8 годам ссылки.

http://pravenc.ru/text/171214.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕННАДИЙ (Гонзов или Гонозов, в схиме Галактион?; 1-я четв. XV в.- 4.12.1505, московский Чудов мон-рь), свт. (пам. 4 дек., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых), архиеп. бывш. Новгородский и Псковский. Г. принял монашество, очевидно, в Спасо-Преображенском Валаамском муж. мон-ре , где его духовным отцом был прп. Савватий Соловецкий. Об этом Г. рассказал в кон. XV в. буд. соловецкому игум. Досифею : «Саватие, началник вашь, старець ми был, аз у него в послушании бых немало время и вем достойна житием старца велика и свята» ( Дмитриева. Житие Зосимы и Савватия Соловецких. С. 280). Несмотря на то что исследователи часто датируют уход прп. Савватия с Валаама на Соловецкие о-ва 1426 г. (Там же. С. 226), ранняя редакция Жития прп. Савватия, автором к-рой был Спиридон (Савва) , дает основание считать эту дату временем поселения прп. Савватия в Валаамском мон-ре (дата помещена в начале жития, где повествуется о переходе прп. Савватия из Кирилловой Белозерской обители на Валаам). В таком случае Г. мог подвизаться в Валаамской обители под духовным руководством прп. Савватия в кон. 20-х или даже в 30-х гг. XV в., тем более что общепринятая в лит-ре дата кончины прп. Савватия (1435) в первоначальной редакции его жития отсутствует. Между 1471 и 1477 гг. Г. стал архимандритом московского Чудова в честь Чуда арх. Михаила в Хонех муж. мон-ря (предшественниками Г. были архим. Феодосий, в дек. 1471 хиротонисанный во епископа Рязанского, а также, возможно, Никандр, упоминаемый единственный раз в грамоте Г. (недатированной) периода архимандритства последнего - АСЭИ. Т. 3. 44. С. 64-65). Первое упоминание Г. в летописи связано с пожаром в Кремле 16 февр. 1477 г., когда «в 7 час нощи у Михаилова Чюда згоре трапеза да архимандритова кельа Генадиева» (ПСРЛ. Т. 25. С. 309; ср.: Т. 12. С. 169). Впрочем, возможно, Г. назван уже в заголовке послания митр. Филиппа I нареченному Новгородскому архиеп. Феофилу 22 марта 1471 г.: «Грамота другая ходила с Генадом» (РИБ. Т. 6. 102. Стб. 721). Если признать, что это первое упоминание Г., то он принадлежал к окружению митр. Филиппа и уже в нач. 70-х гг. XV в. был причастен к новгородским делам. В 1483 г. Г. заложил в Чудовом мон-ре каменную ц. во имя свт. Алексия с трапезной (после назначения на Новгородскую кафедру Г. поручил окончить строительство братьям Юрию и Дмитрию Мануиловичам Траханиотам). В качестве архимандрита Чудова мон-ря Г. упоминается в 2 сохранившихся в подлинниках актах, касающихся землевладения Чудова мон-ря на Яузском мытище. Грамоты не имеют четкой датировки, время их составления определяется периодом архимандритства Г. (АСЭИ. Т. 3. 43. С. 64; 44. С. 64-65).

http://pravenc.ru/text/162054.html

30 июля 1920 г. Совнарком принял постановление «О ликвидации мощей во всероссийском масштабе»; циркуляром НКЮ от 25 авг. того же года предписывалась полная ликвидация мощей, передача их в музеи; «в случаях обнаружения шарлатанства, фокусничества, фальсификаций и иных уголовных деяний» отделы юстиции должны были возбуждать «судебное преследование против всех виновных лиц». Это дало повод для новых гонений. Так, 1 нояб. 1920 г. Новгородский ревтрибунал осудил Тихвинского еп. Алексия (Симанского , впосл. Патриарх Московский и всея Руси) на заключение в концлагерь на 5 лет по обвинению «в подлогах и обмане» в связи с имевшим место в марте 1919 г. «освидетельствованием» мощей в новгородском Софийском соборе. «Обман и подлог» заключались в том, что еп. Алексием были удалены из рак «предметы фальсификации нетления» (искусственные цветы, вата для раздачи богомольцам, к-рая почернела и была негодной, а также лишние пелены). По офиц. сведениям, опубликованным в ж. «Революция и Церковь», с осени 1919 по осень 1920 г. произведено 63 публичных В. м. Помимо этого были вскрыты мощи свт. Алексия в Чудовом в честь Чуда Архангела Михаила в Хонех муж. мон-ре весной 1919 г., Белгородского и Обоянского свт. Иоасафа (Горленко) 1 дек. 1920 г., прп. Серафима Саровского 17 дек. 1920 г. Мощи прп. Серафима Саровского, несмотря на массовые протесты верующих, оставили обнаженными для обозрения. В 1921-1922 гг. нек-рые из вскрытых властью нетленных мощей (свт. Иоасафа, св. католич. Церкви Андрея Боболи и др.) перевезены в Москву на выставку, организованную Народным комиссариатом здравоохранения. К 1922 г. публичные В. м. почти прекратились, но во время изъятия церковных ценностей при отобрании у Церкви серебряных рак и ковчегов производилось множество неофиц. вскрытий, зачастую без надлежащих протоколов. Так, в марте в связи с изъятием серебряной раки в Андроникове в честь Нерукотворного образа Спасителя муж. мон-ре вскрыты мощи прп. Андроника Московского и прп. Саввы , игумена Спасского; в том же году вскрыты мощи Тобольского митр. прп. Иоанна (Максимовича) . Неск. раз в 20-х гг. вскрывались мощи св. прав. Симеона Верхотурского . Последние публичные В. м. состоялись в кон. 20-х - нач. 30-х гг. К делу о В. м. св. блгв. кн. Анны Кашинской в 1930 г. был приурочен громкий антирелиг. судебный процесс.

http://pravenc.ru/text/155572.html

34). По инициативе Е. Ф. для сохранения памяти о муже П. В. Жуковским в Чудовом в честь Чуда арх. Михаила в Хонех муж. мон-ре в Кремле под наблюдением акад. Р. И. Клейна был создан храм-усыпальница вел. кн. Сергея Александровича. Московское Декабрьское вооруженное восстание 1905 г. (по случаю дня тезоименитства государя Е. Ф. находилась в эти дни в С.-Петербурге) дало повод Е. Ф. написать о том, что «революция не может кончиться со дня на день, она может только ухудшиться или сделаться хронической, что, по всей вероятности, и будет. Мой долг,- отмечала Е. Ф.,- заняться теперь помощью несчастным жертвам восстания. Я попросту считаю себя подлой, оставаясь здесь, предпочитаю быть убитой первым случайным выстрелом из какого-нибудь окна, чем сидеть тут, сложа руки… Не надо бояться смерти, надо бояться жить» ( Джунковский. 1997. С. 135). Е. Ф. выбрала особую форму подвижничества - благотворение. Она вложила свои капиталы в устроение обители милосердия. В 1907 г. она вместе с буд. духовником обители прот. Митрофаном (впосл. преподобноисп. Сергий (Сребрянский) ) приступила к созданию устава новой обители сестер милосердия. В мае того же года Е. Ф. купила усадьбу с большим садом на Б. Ордынке, где в окт. открыла лазарет для раненых. 20 нояб. следующего года Московский митр. сщмч. Владимир (Богоявленский) утвердил Устав обители, цель к-рой - «трудом сестер обители милосердия и иными возможными способами помогать в духе чистого христианства больным и бедным и оказывать помощь и утешение страждущим и находящимся в горе и скорби». 10 февр. 1909 г. Марфо-Мариинская московская женская обитель официально начала свою деятельность. 9 сент. того же года Дмитровским еп. Трифоном (Туркестановым) был освящен 1-й храм обители - во имя святых Марфы и Марии, т. н. больничный. 9 апр. 1910 г. в этой церкви еп. Трифон посвятил в звание крестовых 17 сестер обители во главе с Е. Ф., давших обет послушания, нестяжания и целомудрия без монашеского пострига и обещавших творить добрые дела в духе христ.

http://pravenc.ru/text/189843.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРМАН (Клица Григорий Иванович; 3.03.1816, г. Нежин Черниговской губ.- 13.04.1890, Святогорская Успенская пуст. Харьковской губ.), архим., настоятель Святогорской Успенской пуст. (см. Святогорская в честь Успения Пресвятой Богородицы мужская лавра ). Род. в многодетной купеческой семье, дед Г., грек, прибыл в Нежин с о-ва Кефалиния (Кефалония). Крещен в честь свт. Григория Паламы . С детства Г. вместе с матерью посещал нежинский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы жен. мон-рь , насельница к-рого схим. Мария предсказала ему монашество. Окончил Нежинское греч. уч-ще, Нежинский лицей кн. Безбородко, в 1829 г.- Московскую практическую коммерческую академию. В 30-х гг. XIX в. вместе с братьями занимался торговлей мехом в Москве, Киеве, Харькове, Сибири. Посещал театры и увеселительные заведения, «бывали и попойки, и разгул купеческий», вспоминал Г. впосл. В 1836 г., возвращаясь с Ирбитской ярмарки, близ Свияжска провалился под лед Волги. После чудесного спасения раскаялся в греховной жизни, в Чудовом мон-ре дал обет стать монахом. Архим. Герман (Клица). Портрет. Ок. 2000 г. (Святогорская в честь Успения Пресв. Богородицы лавра) Архим. Герман (Клица). Портрет. Ок. 2000 г. (Святогорская в честь Успения Пресв. Богородицы лавра) По совету настоятеля Самарского Пустынно-Николаевского муж. мон-ря архим. Авксентия и благословению Харьковского архиеп. Мелетия (Леонтовича) 24 июня 1840 г. Г. поступил в Глинскую пуст. , стал учеником прп. игум. Филарета (Данилевского) . Нес послушание на пасеке, вкушал пищу раз в день, прочитывал престарелому старцу-пасечнику келейное правило, Евангелие, Псалтирь. После кончины игум. Филарета с 1841 г. служил письмоводителем при игум. Евстратии, пел на клиросе. 20 июня 1842 г. пострижен в рясофор. 15 янв. 1844 г. по инициативе Т. Б. и А. М. Потёмкиных была восстановлена Святогорская в честь Успения Пресв. Богородицы пуст., настоятелем к-рой назначен друг Г.- иером. Арсений (Митрофанов) . 8-15 апр. 1844 г. Г. вместе с 12 глинскими насельниками перешел в Святые горы, где участвовал в возобновлении мон-ря по уставу Глинской пуст., стал ближайшим помощником игум. Арсения, нес послушание ризничего. 7 марта 1845 г. игум. Арсением был пострижен в монашество в честь свт. Германа I , патриарха К-польского, 17 марта 1845 г. в Харькове еп. Иннокентием (Борисовым) рукоположен в сан иеродиакона, служил уставщиком, ввел в обители Глинский распев. Из-за конфликта с казначеем иером. Вениамином, а также из-за частых посещений мон-ря ктиторами Потёмкиными, Е. Шабельской, вносившими «мирскую суету», Г. решил оставить мон-рь. В 1846 г. по совету братского духовника иером. Феодосия ушел в отпуск, нек-рое время жил в Киево-Печерской лавре , Мгарском в честь Преображения Господня мон-ре , брянском во имя ап. Петра и Павла мон-ре , Молченской Софрониевой и Глинской пустынях.

http://pravenc.ru/text/164767.html

С этой же просьбой обратился к митр. Варлааму и патриарх Адриан. Вскоре, 16 окт. 1700 г., патриарх скончался, местоблюстителем патриаршего престола стал Рязанский митр. Стефан (Яворский). Петр I указом от 27 дек. 1700 г. назвал 2 кандидатуры на Сибирскую кафедру (обе, вероятно, были подсказаны митр. Стефаном): Д. и Переяславского еп. Захарию (Корниловича) , велев им прибыть в Москву не позднее первых чисел февр. 1701 г. Д. приехал в столицу 10 февр., 8 марта он произнес приветственное слово Петру I, 23 марта был хиротонисан в митрополита Сибирского и Тобольского. Из-за весенней распутицы и болезни Д. не поехал в Сибирь, все недолгое время управления Сибирской епархией он жил в московском Чудовом мон-ре. Как сообщает Житие Д., святителя во время болезни посетил Петр I и, учитывая слабое здоровье и необходимость закончить работу над «Книгой житий...», отменил свой указ о назначении в Тобольск. На Сибирскую кафедру был поставлен Филофей (Лещинский) , хиротонисанный при участии Д. 4 янв. 1702 г. Живя в Москве, Д. много проповедовал в столичных храмах. И. А. Шляпкин указывает 15 Слов, сказанных святителем с февр. 1701 по февр. 1702 г., в т. ч. «Слово в начатии шведской войны» (19 июня) ( Шляпкин. 1891. С. 285-288). В некоторых проповедях содержится скрытая критика поведения царя во время русско-швед. войны (отсутствие в войсках, к-рыми распоряжались иностранцы, неподобающее поведение). К этому же времени относится пожалование царевичем Алексеем Петровичем панагии Д. Вид Спасо-Иаковлевского мон-ря с молящимися Ростовскими святителями Иаковом и Димитрием. Эмалевая икона. 1-я пол. XIX в. (ЦМиАР) Вид Спасо-Иаковлевского мон-ря с молящимися Ростовскими святителями Иаковом и Димитрием. Эмалевая икона. 1-я пол. XIX в. (ЦМиАР) 4 янв. 1702 г. Д. был назначен митрополитом Ростовским и Ярославским вместо скончавшегося 10 нояб. предыдущего года Иоасафа (Лазаревича). 1 марта 1702 г. Д. прибыл в Ростов. Посетив прежде всего Яковлевский мон-рь (см. Ростовский Спасо-Иаковлевский Димитриев муж.

http://pravenc.ru/text/178011.html

Дальнейшая деятельность Г. связана с Москвой. Он был привлечен к работе по переводу книг с греч. языка, к-рая была поручена вел. князем Василием III Иоанновичем прп. Максиму Греку, прибывшему в 1518 г. с Афона в Москву. Прп. Максим переводил греч. текст на латынь, а Г.- с латыни на церковнослав. язык. О работе с прп. Максимом в Чудовом в честь Чуда арх. Михаила в Хонех муж. мон-ре Г. сообщал Мисюрю Мунехину: «А мы с Власом (Игнатовым.- а. М.) у него сидим переменяяся: он сказывает по-латыньски, а мы сказываем по-русски писарем» ( [Горский]. Максим Грек Святогорец. С. 190). Т. о., Г. не знал греч. языка. В 1519 г. прп. Максим с помощью рус. толмачей завершил перевод Толкового Апостола, к 1522 г.- Толковой Псалтири и, возможно, стихир Вознесению из Цветной Триоди; кроме того, были переведены Беседы свт. Иоанна Златоуста на Евангелия. Г. активно привлекался вел. князем к дипломатической деятельности (видимо, в качестве толмача). До 1525 г. он участвовал в посольствах к швед. и дат. королям, великому магистру Прусскому (вероятно, в 1517 в составе миссии Д. Загряжского) и к имп. Свящ. Римской империи Максимилиану (по-видимому, в 1518 в составе посольства В. С. Племянникова). Об участии Г. в посольской миссии в Норвегию и Данию, совершенной до поездки в Рим (1525), со ссылкой на самого Г. писал имперский посол С. Герберштейн . В 1525 г. в Москву прибыло посольство от Римского папы Климента VII во главе с П. Чентурионе, целью к-рого было вовлечь Москву в коалицию для борьбы с турками. 9 апр. того же года в Рим с ответной грамотой, содержавшей изъявление дружбы, был направлен Г., впрочем не имевший полномочий вести переговоры. Г. с почетом был принят при папском дворе, представлен папе, «которого по обычаю почтил коленопреклонением и которому от своего и государева имени поднес в дар собольи меха» (Россия в 1-й пол. XVI в. С. 262). Вероятно, при этом был вручен портрет Василия III, ставший с этого времени известным в Европе. Находясь в Риме, Г. присутствовал на папском богослужении, посетил сенат, «с восхищением осмотрел святые храмы города, развалины римского величия и плачевные останки прежних сооружений» (Там же. С. 263-264).

http://pravenc.ru/text/164623.html

В нач. июня 1570 г. в Москве К. возглавил хиротонию во епископа Суздальского Варлаама , игум. Стефанова Махрищского во имя Св. Троицы мон-ря . Поставление Варлаама, вероятно, связано с тем, что Махрищский мон-рь был взят в опричнину. 4 дек. 1571 г. К. «повелением» Иоанна IV совершил хиротонию Леонида , архимандрита московского Чудова в честь Чуда арх. Михаила в Хонех муж. мон-ря , в архиепископа Новгородского и Псковского. Новгородский архиеп. Леонид был ставленником царя, отзывавшегося весьма одобрительно о порядках в Чудовом мон-ре (в качестве настоятеля Чудова мон-ря Леонид был преемником царского любимца Левкия, о к-ром Иоанн Грозный писал с похвалами в послании в Кириллов Белозерский мон-рь). В 1570 г. в Дерпте (Юрьеве), занятом русскими войсками в 1558 г. в ходе Ливонской войны, была учреждена православная Юрьево-Ливонская епархия , куда К. поставил еп. Корнилия. По желанию царя, стремившегося возвысить Вологодско-Пермскую епархию за счет вызвавшего недовольство монарха Новгорода, в 1571 г. Великопермской кафедре из Новгородской епархии были переданы земли, расположенные вдоль рек Вага и Сев. Двина, а также Каргополь. В Вологде, одной из царских резиденций, по приказу царя в 1568 г. началось возведение каменного Софийского собора. Во время нашествия крымского хана Девлет-Гирея на Москву в мае 1571 г., когда большая часть столицы была сожжена, митрополит укрылся в Успенском соборе: «И церкви каменые от жару росседалися, и люди в каменых церквах и в каменных погребех горели и задыхалися, едва где кто Божиим сохранением от смерти избыл. Митрополит же Кирил со освященным собором в те поры просидели в церкве Пречистые Богородицы в соборной» (ПСРЛ. Т. 13. С. 300). В том же году К. ходатайствовал перед царем за кн. И. Ф. Мстиславского, к-рый был обвинен в том, что «всей Русской земле изменил», наведя войска крымского хана (ДДГ. С. 476-477). 10 дек. 1571 г. К. послал грамоту в Кириллов Белозерский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь в связи с началом военных действий со Швецией. Митрополит призвал братию творить усиленные молитвы во время Рождественского поста и служить молебны о даровании победы рус. воинству (ААЭ. Т. 1. С. 328. 283). В том же году одновременно с царем К. направил милостыню К-польскому патриарху Митрофану III - 100 р.

http://pravenc.ru/text/1840361.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010