Святитель Геннадий, архиепископ Новгородский Святитель Геннадий, архиепископ Новгородский , происходил из рода Гонзовых и был, по свидетельству современников, " муж сановитый, умный, добродетельный и сведущий в Священном Писании " . Первоначальное послушание проходил в Валаамской обители под духовным руководством преподобного Савватия Соловецкого (память 27 сентября). С 1472 года - архимандрит Чудова монастыря в Москве. Ревнитель строгого уставного Богослужения, в 1479-1481 годах архимандрит Геннадий вместе с Вассианом, архиепископом Ростовским, а затем с его преемником Иоасафом бесстрашно вставал на защиту древнего устава в возникшем споре о хождении " посолонь " при освещении нового храма. (Спор возник в связи с чином освящения Успенского собора в Москве.) В 1483 году святой Геннадий начал строить в Чудовом монастыре каменную трапезную церковь в честь чтимого им святителя Алексия, Митрополита Московского († 1378), основателя обители. 12 декабря 1484 года архимандрит Геннадий был посвящен в архиепископа Новгородского. Благоговея к памяти великого святителя Алексия, Геннадий, и будучи в Новгороде, не переставал заботиться о возведении храма его имени: " И сребра довольно на совершение храма того и трапезы и палат посылаше " . Время святительства в Новгороде святого архиепископа Геннадия совпало с грозным периодом в истории отечественной Церкви. Иудейские проповедники, приехавшие под видом торговцев в Новгород, еще с 1470 года начали сеять между православными плевелы ереси и богоотступничества. Лжеучение распространялось тайно. Первое известие о ереси дошло до святителя Геннадия в 1487 году: четверо членов тайного сообщества, в хмельном угаре обличая друг друга, обнаружили пред православными существование нечестивой ереси. Как только это стало известно святителю, ревностный архипастырь немедленно приступил к розыску и с глубокой скорбью убедился, что опасность угрожает не только местному, новгородскому благочестию, но и самой столице Православия Москве, куда еще в 1480 году переехали вожди жидовствующих. В сентябре 1487 года он направил в Москву, митрополиту Геронтию, все розыскное дело в подлиннике вместе со списком обнаруженных им богоотступников и с их писаниями. Борьба с жидовствующими стала главным предметом архипастырской деятельности святителя Геннадия.

http://patriarchia.ru/db/text/908603.htm...

Анализируя причины того, что дало возможность России завоевать и сохранить то место, которого она достигла, мы с изумлением и уважением отмечаем тот факт, что в момент уже своей агонии Византия сыграла в этом завоевании такую важную роль, что это считается одним из наиважнейших, если не самым важным вкладом византийского эллинизма в истории новейшей Европы. Но, находясь в этом месте, я ощущаю необходимость обратиться к именам некоторых великих и одновременно смиренных мужей, как дань памяти их деяниям, положившим в этом стране основание для процветания веры, образования и культуры. Оставленное ими наследие является источником неистощимого знания для учащихся вашей школы в том смысле, что они не щадили даже собственной жизни, трудясь ради духовного совершенствования местной молодежи. Просветитель русских, одна из важнейших фигур XVI века, Максим Грек, именно под таким именем его знают в России, один из выдающихся монахов и богословов той эпохи, апостол и преобразователь Русской Церкви. Светлая личность, первый в России исповедник и преподобномученик. В предисловии к собранию его сочинений, изданных Казанской Духовной академией, говорится: " В такое трудное время прибыл к нам из Греции сей знаменитый муж. В его лице Греция оказала нашей Церкви самую своевременную помощь в вере, которую и передала ей и каковая в эти времена стала подвергаться опасности… За великие труды его воздали ему бедами, гонениями и многолетним заключением… " . В апреле 1649 года в сердце Кремля, в Чудовом монастыре, русское правительство открыло первую греческую школу, школу Арсения или " Греко-латинскую школу в Кремле " . Арсений, ученый XVII века из греческой диаспоры, развил активную деятельность в России и стал известен под именем Арсения Грека — третьего по счету в области литературы и искусства в России, кто носил прозвище " Грек " . Это не очень известный широкой общественности деятель, трудившийся в Москве в эпоху споров, экспериментов и потрясений, которая, в конце концов, привела к эпохе Петра Первого.

http://patriarchia.ru/db/text/2255219.ht...

   При отправлении Максима в Москву ватопедский игумен Анфим писал митрополиту Варлааму, что избрали и посылают инока Максима «яко сведуща в Божественном Писании и способного к изъяснению и переводу всяких книг, и церковных, и глаголемых еллинских. Правда, - писал он, - Максим не знает русского языка, а только греческий и латинский, но мы надеемся, что он скоро научится и русскому языку». И таким образом, с молитвой и напутственным благословением, инок Максим отправился с послами в Россию, взяв с собою и вышепомянутого иеромонаха Неофита и инока Лаврентия для приготовления себя к изучению русского языка, так как они были несколько ознакомлены с оным.    Путешествие их продолжалось два года, ибо посланные великого князя несколько времени должны были провести в Константинополе и потом в Крыму. Максим же в это время занимался изучением русского языка и в начале 1518 года прибыл в Москву.    По прибытии Максима в Москву Великий князь принял его с радушием и, обласкавши своим вниманием и покровительством, назначил ему пребывание в Чудовом монастыре, а содержание получать от его великокняжеского двора. Кроме Великого князя, Максиму оказал особое внимание и первосвятитель московский Варлаам, муж святой жизни, который рад был приезду ученого мужа и впоследствии охотно следовал его мудрым советам к улучшению состояния церковного.    Осмотр великокняжеского книгохранилища привел в восторг любознательного Максима, которому такого множества редких книг не приходилось видеть и на Востоке. Осмотревши всю библиотеку, Максим представил Великому князю список непереведенных книг. Великий князь, посоветовавшись с митрополитом и боярами, просил Максима заняться переводом толковой Псалтири, так как эта книга наиболее других обращалась в руках: с нее начинали знакомиться с грамотой; к ней всего чаще обращались в церковном богослужении; она служила и для домашнего благочестивого упражнения - как уединенному подвижнику, так равно и простому мирянину. А так как Максим еще не был силен в церковнославянском языке и не ознакомлен с его особенностями, то в помощь дали ему двух переводчиков: Димитрия Герасимова и Власия, владеющих латинским языком, которые должны были передавать с латинского на церковнославянский язык то, что будет переводить Максим с греческого на латынь. В пособие же переводчикам назначены были два писца: Михайло Медоварцев и инок Троицкого Сергиева монастыря Силуан.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Спаси и утверди православие молитвами к Сыну Твоему». Святая молитва святителя только озлобила злодеев – слуг Лжедимитрия. Они надели на Иова рясу и клобук простого монаха, позорно таскали по площадям и наконец, посадив в телегу, послали в Старицкий монастырь, прежнюю его обитель. Царь Феодор убит вместе с матерью; сестра его царевна Ксения обречена на горькую жизнь. 153 Едва успел воцариться самозванец, как все лучшие люди с ужасом увидели в пришельце орудие ляхов и иезуитов, а не сына Иоаннова. На кафедру низверженного патриарха возведен, без соборноого избрания – Рязанский архи епископ Игнатий, хитрый грек, живший долго в Риме. Такой пастырь нужен был самозванцу и ляхам. Когда Игнатий для приличия просил благословения у Иова, старец свободно отвечал: «По ватаге атаман, по овцам пастух.» Новый патриарх согласился венчать на царство, помазать св. миром и сподобить причащения Св. Таин еще до совершения брака невесту мнимого Димитрия, Марину Мнишек, папистку, дозволяя ей иметь свою латинскую каплицу и наблюдать все уставы Римской веры. Казанский митрополит Гермоген и Коломенский епископ Иосиф настоятельно требовали, чтобы невеста, как царица Русская, торжественно приняла православие, а иначе она не царица, и даже не может быть заключен брак царя с нею. Самозванец закипел гневом, приказал немедленно выслать Гермогена из столицы в Казанский монастырь и грозил лишить его сана. Такая же участь ожидала и Иосифа. Но Господь защитил Церковь ! Неистовства ляхов, во время свадьбы Лжедимитриевой, восстановили всех против самозванца, и он погиб смертью позорною. Тогда же и лжепатриарх сведен с престола и заключен в Чудовом монастыре. 154 Князь Василий Иванович Шуйский, первый деятель в низвержении Лжедимитрия и знатнейший между боярами, был избран жителями столицы и занял престол царский. Прежде всего желал он избрать законного первосвятителя (старец Иов, лишившийся зрения, отказался). Освященным Собором единодушно избран и посвящен Казанский митрополит Гермоген, муж непоколебимой твердости и правоты, постигнутый опалою самозванца за ревность к православию.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Гедеон, подвижник Серпуховского Владычного монастыря, ученик основателя монастыря преп. Варлаама. Геннадий, архиепископ Новгородский, но низведении с кафедры скончавшийся и погребенный в Московском Чудовом монастыре 4 Декабря 1505-го года (у преосв. Сергия). Геннадий, иконописец Черниговский, живший в середине XVII века (у Барсукова). Георгий праведный, Муромский, муж Иулиании Лазаревской, – под 2-м Января в Подлиннике Филимонова. Георгий, юродивый Новгородский, 3-го Ноября. – Неизвестный. Георгий Святославич, князь, убиенный в лето 6562 (1054), а по году и месяцу кончины это – не убиенный, а умерший естественною смертью (19-го Февраля 1054 года) Ярослав Великий, по христианскому имени Георгий, сын Владимира святого. Георгий (Угрин), «иже пострада со св. князем Борисом и с ним в чудесех видении являшеся, 2-го Мая» (у преосв. Сергия). Георгий. В Синодике недели православия, принадлежавшем Вологодской архиерейской кафедре и находящемся теперь в Петербургской Публичной Библиотеке, – Сборников Библиотеки, описанных А. Ф. 156–170. между прочим возглашается вечная память «Георгию Отильбею, новому исповеднику, много мученому от иноверных за веру христианскую», – л. 167 об. Герасим, отшельник Соловецкий и ученик св. Зосимы (в Соловецком Патерике нет). Герман Кожеозерский. См. Логгин. Герман дивный, ученик преп. Кирилла Белоозерского, преставившийся в лето 7016 (1508). Так как преп. Кирилл скончался 9-го Июня 1427-го года, то Герман мог быть его учеником только в несобственном смысле, как подвижник его монастыря. Гермоген, патриарх Московский, скончавшийся смертью мученика 17-го Февраля 1612-го года. Геронтий, митрополит Московский, скончавшийся 28-го Мая (в каталогах ошибочно: 5-го Мая) 1489-го года. В Московском Успенском соборе, по описям его начала XVI века и 1627-го года, находилась икона митрополита Геронтия, – Русск. Историч. Библиот., изд. Археигр. Комм., т. III, coll. 314 и 420: следует думать, что икона, в качестве иконы-портрета, написана была вскоре после смерти митрополита и что первое некоторое время после смерти он был действительно почитаемым в соборе усопшим (в ркп. Румянц. Муз. 364 есть краткое сказание о митр. Геронтии вместе с сказаниями о митр. Филиппе 1-м и Макарии, а в ркп. гр. Уваровой, бывшей Царского, 896, л. 302, есть наставление как писать митрополитов: Феогноста, Киприана, Фотия, Геронтия и двух Филиппов).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Остатки кареты великого князя Сергея Александровича после взрыва    4 февраля 1905 года Сергей Александрович выезжает из Кремля через Никольские ворота. За 65 метров до Никольской башни раздается взрыв страшной силы. Кучер смертельно ранен, а Сергей Александрович разорван на части: от него осталась голова, рука и ноги — так князя и похоронили, соорудив специальную «куклу», в Чудовом монастыре, в усыпальнице. На месте взрыва нашли его личные вещи, которые Сергей всегда носил с собой: образки, крест, подаренный матерью, маленькое Евангелие. Великий князь Сергей Александрович незадолго до гибели После трагедии все, что не успел сделать Сергей, все, во что он вложил свой ум и неуемную энергию, Елизавета Федоровна считала своим долгом продолжить. «Я хочу быть достойна водительства такого супруга, как Сергий», — писала она вскоре после его смерти Зинаиде Юсуповой. И, вероятно, движимая этими мыслями, отправилась в тюрьму к убийце супруга со словами прощения и призывом к покаянию. Она работала до изнеможения и, как пишет графиня Олсуфьева, «всегда спокойная и смиренная, находила силы и время, получая удовлетворение от этой бесконечной работы». О том, чем стала для столицы основанная великой княгиней Марфо-Мариинская обитель милосердия, существующая и поныне, трудно сказать в нескольких словах. «Господь отмерил мне так мало времени, — пишет она З. Юсуповой. — Надо еще очень многое успеть сделать»… Великая княгиня Елизавета Федоровна — настоятельница Марфо-Мариинской обители милосердия. 1910-е гг. 5 июля 1918 года Елизавета Федоровна, ее келейница Варвара (Яковлева), племянник Владимир Павлович Палей, сыновья князя Константина Константиновича — Игорь, Иоанн и Константин, и управляющий делами князя Сергея Михайловича Федор Михайлович Ремез были живыми сброшены в шахту под Алапаевском. Мощи великой княгини покоятся в храме, который построил ее муж, — храме святой Марии Магдалины в Гефсимании, а останки великого князя перенесены в 1998 году в Новоспасский монастырь Москвы. Она канонизирована в 1990-е годы, а он… Похоже, святость бывает очень разная, и великий — действительно великий — князь Сергей Александрович вновь остался в тени своей великой жены. Сегодня комиссия по его канонизации возобновила работу. «Мы ведь с тобой знаем, что он святой», — говорила в переписке Елизавета Федоровна после смерти мужа. Она знала его лучше всех.

http://pravoslavie.ru/75457.html

свидетельствует, в частности, тот факт, что внебрачный сын Алексея Михайловича и И. М. Мусиной-Пушкиной И. А. Мусин-Пушкин, родившийся в 1671, в дворцовых документах 1685 г. назван «племянником» И.; см.: Седов. 2006. С. 113. Примеч. 4.) Живя в московских монастырях, И. был близок к боярским семьям Ртищевых и Хитрово. В период настоятельства в Чудовом монастыре И. тесно общался с иером. Епифанием (Славинецким) и его учеником иноком Евфимием . К нач. 70-х гг. XVII в. И. проявил себя как противник зап. культурных заимствований: осенью 1672 г. патриарх Питирим, на к-рого И. имел влияние, выступил против первых театральных представлений при царском дворе. Став патриархом, И. также их осудил, несмотря на то что Алексею Михайловичу спектакли очень нравились. 22 дек. 1672 г. И. был хиротонисан во митрополита Новгородского и Великолуцкого. В Новгороде, по-видимому сразу по приезде, он сказал поучение, в котором убеждал паству подчиняться власти, «понеже безначалие всюду зло есть и погибели, и крамолы, и мятежа виновно». Отметив, что власть «есть сугуба: ова гражданская, ова же церковная», митрополит высказался в пользу превосходства церковной власти: «духовный же начальник - многим вящий» начальника гражданского (цит. по: Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. М., 1996. Т. 2. С. 250-251). Из Новгорода И. отправил делегацию в составе архим. тихвинского Большого в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря Макария, свящ. Софийского собора Меркурия Гаврилова и Ф. Верейды к мятежным монахам Соловецкого в честь Преображения Господня муж. мон-ря , отказывавшимся повиноваться властям и служить по новоисправленным книгам (см. ст. Соловецкое восстание ). Эта миссия успеха не имела; в янв. 1676 г., когда И. уже был патриархом, непокорная обитель была взята царскими войсками. В 1673 г. И. издал указ о сборе в Новгородской епархии налогов с духовенства поповскими старостами, а не светскими чиновниками, что стало важной мерой в политике ликвидации управления приходским духовенством со стороны светских лиц, активно проводившейся И.

http://pravenc.ru/text/468879.html

Реакция вел. князя и его советников на это вызванное важными причинами решение патриарха и Синода оказалась очень острой. В Москве его восприняли как продиктованное интересами Литвы и выразили несогласие с действиями императора, его одобрившего. Все обвинения против свт. Алексия были отвергнуты, здесь его «все считали... отцом и называли спасителем народа». Митрополит не допустил открытого столкновения с патриаршими послами, но перед лицом сближения Литвы и Орды, с к-рой уже шла открытая война, Д. И. не мог допустить на митрополичий стол в Москве человека, тесно связанного с Литвой. Положение еще более осложнилось из-за действий Киприана, к-рый зимой 1376/77 г., одновременно с поездкой патриарших послов в Москву, попытался подчинить своей власти Вел. Новгород. 12 февр. 1378 г. митр. Алексий умер. Перед смертью он поручил Д. И. заботу об основанном им Чудовом в честь Чуда арх. Михаила в Хонех муж. мон-ре . На его похоронах присутствовали Д. И. с сыновьями Василием и Георгием (Юрием), а также кн. Владимир Андреевич. По приказу вел. князя, но вопреки воле покойного, по смирению желавшего быть похороненным вне церкви, митр. Алексий был погребен в соборе Чудова монастыря «с великою честью... близ олтаря». В июне 1378 г. митр. Киприан направился в Москву, чтобы занять митрополичий стол в соответствии с патриаршим решением. По приказу вел. князя он со свитой был задержан и ограблен, сутки пробыл под арестом, а затем с позором выслан в Литву. Всех, кто были причастны к этому, митр. Киприан предал проклятию и направился с жалобами на действия Д. И. в К-поль, куда прибыл весной 1379 г. У Д. И. был свой кандидат на митрополичий стол - коломенский свящ. Митяй (Михаил) , духовный отец и начальник великокняжеской канцелярии (печатник). В 1376 г. он был пострижен в монахи Чудова мон-ря архим. Елисеем Чечёткой и сразу стал архимандритом великокняжеского московского в честь Преображения Господня мон-ря (Спаса на Бору) в Кремле . Вел. князь добивался, чтобы митр. Алексий, подобно тому как поступил по отношению к нему митр. Феогност , «благословил» Митяя быть его преемником на кафедре, но митрополит отказался это сделать. После смерти свт. Алексия вел. князь передал архим. Михаилу управление делами митрополии, и тот поселился на митрополичьем дворе. Осенью 1376 г. был низложен К-польский патриарх Филофей. К новому патриарху Макарию Д. И. направил послов с жалобами на решения его предшественника, и им удалось добиться успеха. Патриарх Макарий одобрил решение вел. князя не признавать митр. Киприана, дал архим. Михаилу полномочия управлять митрополией и обещал возвести его на митрополичью кафедру. Однако в 1379 г. утратил свой престол и патриарх Макарий. Не зная об этом, Д. И. собрал в Москве епископов Сев.-Вост. Руси для совершения епископской хиротонии Митяя (Михаила), готовившегося к поездке в К-поль. Против выступил один из наиболее авторитетных иерархов - Суздальский еп. св. Дионисий , и этот план был оставлен.

http://pravenc.ru/text/178205.html

Они, признавая церковные заслуги Никона, граматами своими разрешили, чтобы имя его опять было включено в священный лик патриархов, ибо этот великий муж русской Церкви всегда был достоин своего высокого сана, хотя временно испытал искушения и скорби. Преемники патриарха Никона Выборы нового патриарха происходили 31 января 1667 г. В Чудовом мон. к патриархам собрались архиереи, архимандриты, игумены и множество прочего клира. Сначала избрали 12 кандидатов, в числе которых трое были епископы, а остальные архимандриты и игумены. Потом из них, «не без ведома» государя, избрали трех. Архиереи, с антиохийским патриархом во главе (александрийский был болен), отправились к государю во дворец. По прочтении списка кандидатов, царь, после недолгого совещания с патр. Макарием, указал на первого кандидата, архимандрита Троицкого Сергиева мон. Иоасафа. Дряхлый старец начал-было отказываться, ссылаясь на свои лета, отсутствие учености и способности к церковным делам. Но государь, не без слез, упросил старца покориться воле Божией. 10 февраля, в неделю мясопустную, в Успенском соборе состоялось, с участием патриархов Паисия и Макария, поставление на патриаршество Иоасафа II. По окончании первой седмицы великого поста вновь открылись заседания большого московского собора 1666 года. Во время своих заседаний собор, который может быть сравнен с Стоглавым, успел отозваться на все главные вопросы времени и постарался решить те из них, которые особенно касались государственного положения Церкви, церковного управления и состояния церковного чина. Осудив великое государствование Никона, его чрезмерные притязания и некоторые частные распоряжения, напр. образование им особого, лично ему принадлежащего, удела из трех монастырей, возвратив незаконно отобранные для них вотчины и подчинив эти обители местным архиереям, – собор признал, однако, справедливым основной взгляд Никона на государственное положение Церкви и на монастырский приказ. Запрещено было патриарху носить титул великого государя и вступаться в мирские дела, но, в то же время, была подтверждена прежняя независимость церковного ведомства от мирского суда.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

На эти утрени пешком из Марфо-Мариинской обители приходила великая княгиня Елизавета Федоровна – сестра императрицы. Ее всегда сопровождала женщина в таком же, как и у Елизаветы Федоровны, светлом одеянии. Эту великую княгиню мы постоянно видели и на других службах в соборе, где присутствующие приветствовали ее поклоном. Бывала она и у нас в училище. Запомнились тонкие черты ее красивого лица и милая улыбка. Муж Елизаветы Федоровны, великий князь Сергий Александрович, брат императора Александра III, был убит террористом Иваном Каляевым, и прах его покоился в Чудовом монастыре. Мы иногда ходили петь заупокойную литургию по нем. После Покрова всенощные для ребят совершались в самом Синодальном училище, в его большом зале, где перед эстрадой ставился аналой и на него возлагались Евангелие и крест. На этих всенощных пел хор, состоящий из младших воспитанников, учеников регентского отделения (6–9 классы), а также ребят, голос которых был «переходным» и которые не участвовали в пении Синодального хора. У нас тоже были левый и правый клиросы. На левом клиросе по очереди дирижировали ученики восьмого класса, а на правом – ученики девятого класса. Были обязательно и канонархи – альты третьего класса. Старшие ребята пытались исполнять соло. Например, Вася Кусков солировал в «Ныне отпущаеши» Кастальского. Училищные всенощные служил наш духовник протоиерей Успенского собора Иоанн Воздвиженский, который вел службы внимательно и ровно. Он был человеком с мощной фигурой, седой головой, в очках, плавно движущийся и добрый 566 . Воздвиженский обладал низким басом и служил точно в тоне, дополняя общий ансамбль каждой церковной службы. За регентскими пультами стояли юноши, но надо было видеть, с каким вниманием относился к ним Воздвиженский. 22 октября – празднование иконе Казанской Божией Матери. В этот день крестный ход шел из Успенского собора в Казанский собор, располагавшийся на Красной площади, на углу Никольской улицы. Все службы в этот день совершались подобно тому, как и 1 октября, когда крестный ход направлялся в храм Василия Блаженного.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010