Благословенная грамота на нынешнее каменное здание выдана 10 июня 1634 г. Южный предел Прокопия и Иоанна Устюжских около 1680 г. впервые упомянут в списке 1690 г. вместе с Никольским» (Сорок сороков. Т. II. М., 1994. С. 113-115) . Видимо, тогда и был построен существующий ныне каменный южный придел, посвященный удивительному святому Северной Руси - прав. Прокопию, Христа ради юродивому Устюжскому чудотворцу. Прокопьевский придел, устроенный новгородцами и устюжанами в своем храме на Б. Никитской, был и остается единственным св. престолом в г. Москве, освященным в честь этого святого. Как мы видели, Александровский приводит сведение, что в 1680г. придел именовался в честь двух святых покровителей г. Устюга - Прокопия (+1303) и Иоанна (+1494) Устюжских чудотворцев, канонизированных в 1548 г. И действительно, по описи храма 1813 года, в иконостасе придела находилась икона с изображением двух этих святых. Храм издавна упоминается как трехпрестольный. Северный его придел еще в документах XVII в. указывается как Никольский. У исследователей нет единого мнения, когда он был переименован в честь Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Есть мнение, что это произошло в первой трети XVIII в. Например, в рукописи Александровского далее говорится: «В 1730 г. вместо него (Никольского придела - сост.) выстроен северный придел Усекновения главы Иоанна Предтечи». Мнения других исследователей: «В 1737 г. церковь горела и к 1739 г. была восстановлена; тогда к ней пристроили небольшой северный придел Иоанна Предтечи». Но в 1731 и в 1764 гг. северный придел упоминается как Никольский. Исследователь А.Ф. Малиновский, описавший храм в 1820 г., также именует его Никольским (Малиновский А.Ф. Обозрение Москвы. Ч. 3. РГАДА Ф. 197. Оп. 1. Д. 27. Л. 16-16 об.; Малиновский А.Ф. Обозрение Москвы. М., 1992.) . Видимо, третий, Никольский придел существовал до нач. XIX века, а затем был упразднен. Интересно, что в 1813 г. среди храмовых икон не числилось ни одного местного образа св. Иоанна Предтечи. Северный придел в честь Усекновения его честной главы был освящен лишь в 1874 г., и храм с этого времени вновь становится трехпрестольным.

http://sobory.ru/article/?object=02266

Поэтому то мы всегда говорим, что грех уныния, грех отчаяния -это корень и основа всех остальных грехов. Потому что если вы хотя бы ненамного верите Христу, то вы должны хотя бы чуть-чуть видеть все то, что Он для вас делает. У вас перед глазами всегда должен стоять христов крест. И то, что он пуст, это следствие воскресения. То, что Христос вознесен, чтобы всякий верующий не погиб, а имел жизнь вечную. А значит, Он и для тебя сделает жизнь вечную, что поможет тебе преодолеть тяготу этой жизни. Что поможет тебе пройти свой путь достойно и приблизиться ко Христу. Вот если ты это будешь видеть, и будешь видеть всегда, ты среди тех, о ком сказано: всякий верующий в него не погибнет, но будет иметь жизнь вечную. Мне казалось очень важным об этом вам сказать в преддверии праздника Воздвижения креста Господня, о котором мы сегодня еще будем говорить. Я начинаю отвечать на телефонные звонки. -Добрый вечер, батюшка Александр,  вам звонит  из Ярославля раб божий Михаил. -Здравствуйте. -Благословите. -Бог вас благословит. -Батюшка Александр, вот я слушаю вас часто. Мне очень нравятся ваши беседы. Но вот хотели мы, ярославские православные верующие, посетить ваш храм и поклониться вашему чудесному кресту. -Так…так… -Но вот тут у нас одна заминка есть. Где бы нам переночевать, чтобы мы смогли спокойненько днем приехать, ночь переночевать где-то, а потом прийти к вам на службу? -Понятно. Но вот вы знаете, наш храм многими вещами уникален, но среди прочих и одной грустной вещью. Это единственный храм в Москве, у которого нет подсобных помещений. Вот, казалось бы, безбожная власть завершилась с началом перестройки, казалось бы, церкви возвращают здания, сооружения, все то, что было построено верующими для верующих раньше. Но вот  удивительнейшим образом выглядит то, что в четырнадцатом году двадцать первого века у одного из очень известных московских храмов некуда ни верующих пригласить, ни дать возможность людям переночевать. Единственное что мне в данном случае приходит в голову, это Паломнический центр Московского патриархата, который располагается в гостинице «Университетская».

http://radonezh.ru/text/chelovek-rodilsy...

В обители на Ордынке были устроены две церкви, часовня, бесплатные больница, аптека, амбулатория, столовая, воскресная школа, приют для девочек-сирот и библиотека. На наружной стене обители висел ящик, куда бросали записки с просьбами о помощи, и этих просьб поступало до 12 тысяч в год. Настоятельница собиралась открыть отделения обители по всем губерниям России, устроить загородный скит для ушедших на покой сестер, а в самой Москве организовать во всех частях детские приюты, богадельню, и построить дом с дешевыми квартирами для рабочих. Священником обители великая княгиня пригласила о. Митрофана Серебрянского, служившего в русско-японскую войну полковым священником, а потом перешедшего в обычный приходской храм города Орла. Приглашение последовало после того, как Елизавета Федоровна прочла его мемуары о войне. Есть предание, что о. Митрофан, поначалу согласившись на приглашение княгини, потом решил отказаться, дабы не оставлять своих прихожан, и собрался послать ей телеграмму. Вдруг его правая рука онемела и отнялась – священник понял, что он не сможет теперь служить в своем храме и воспринял случившееся как Указующую Волю Провидения. В молитве он обещал Богу согласиться на приглашение московской настоятельницы, и через два часа рука его уже действовала. Однако в долгих хлопотах и прощаниях ему никак не удавалось уехать из Орла, и священник почувствовал, что и сам не в силах покинуть родной край. Его рука вновь отнялась, и тогда он поехал в Москву молиться Иверской: в знаменитой московской часовне он пообещал перед чудотворным образом, что переедет в Москву, моля вернуть ему руку. Когда он приложился к иконе, пальцы его задвигались, и он тут же поехал в Замоскворечье и сообщил настоятельнице, что согласен. 22 мая 1908 года, в праздник Вознесения Господня на Большой Ордынке состоялась закладка соборного храма во имя Покрова, который строился до 1912 года архитектором А.Щусевым в стиле модерн с элементами древнего новгородско-псковского зодчества. Расписывать храм Елизавета Федоровна пригласила выдающихся художников Михаила Нестерова, его ученика Павла Корина, и известного скульптора С.Коненкова.

http://pravoslavie.ru/118.html

Желая отмолить грех и дождаться насдедника, князь и велел построить храм. После этого Петрок Малый приступил к работе. Местом для церкви выбрали подмосковное село Коломенское, бывшее к тому моменту вотчиной московских князей. Оно располагалось на высоком правом берегу Москвы-реки, там, где река поворачивает на юг. Следовательно, церковь можно было увидеть издалека. Согласно современным расчётам архитекторов, исследовавших фундамент, высота основного храма составляет 62 метра, высота приделов - почти 25 метров, высота западного притвора - свыше 14 метров. Окончательное решение о том, как выглядеть будущему храму, по всей видимости, приняли летом 1529 года. В том же году приступили к сооружению подклета, а в 1530-м - четверика. Спустя ещё год настала очередь кокошников и восьмерика. Наконец, в первой половине 1532 года сделали шатёр. Далее поставили столбы второго яруса папертей, на южном крыльце выросла звонница. В завершении настелили полы и обустроили " царское место " . 3 сентября 1532 года церковь Вознесения Господня в Коломенском освятил митрополит Московский Даниил. На церемонии присутствовал Василий III, княгиня Елена Глинская и царевич Иван Васильевич. Историк И. Е. Забелин в 1872 году так описал последующий пир: " На освящении, в сентябре того же года, три дня пировали у великого князя в коломенских великокняжеских хоромах: митрополит с собором духовенства, братья княжеские и бояре " . Церковь нарекли в честь Вознесения Господня. Есть версия, что гора в Коломенском находилась от Кремля на том же расстоянии, что и Елеонская гора от древней части Иерусалима. Именно на Елеонской горе свершилось Вознесение Спасителя. А поскольку в те времена господствовала идея " Москва - третий Рим " , то было логично предположить, что Господь перед концом света сойдёт на Землю именно в Москве. Московская легенда гласит, что в восточной церкви Вознесения даже приготовили место для Господа. Так или иначе, но над Коломенским вознёсся храм. В 1542 году летописец отмечал: " Бе же церковь та вельми чудна высотою и красотою и светлостию, такова не бывала прежде на Руси " .

http://sobory.ru/article/?object=03324

Замечательно, что Казанская церковь в Юрино сохранилась до наших дней как памятник Дмитрию Михайловичу Пожарскому, им же первоначально и построенная. Церковь подверглась реконструкции в 1998 г. Реставраторы попытались придать ей первоначальный облик и в целом им это удалось, за исключением окон: по отношению к описанию церкви очевидцами XIX в., их сделали только два, а не четыре, и не волоковые. В адрес-календаре Нижегородской епархии за 1888 год Казанская церковь в селе Юрино Балахнинского уезда не значится. В.Е. Шматов «История церквей в Нижегородской вотчине князя Дмитрия Пожарского», http://www.d-pozharsky.ru Небольшое старинное село Юрино, находящееся на Балахнинской низменности среди бескрайних лесов и болот, в междуречье Волги и Луха (левый приток Клязьмы), известна как старинная вотчина князей Пожарских. Ещё в 1363-1365 годах князь Иван Фёдорович Стародубский получил в удел Жарскую волость во вновь образованном Нижегородском княжестве. Тогда же им в Жарской волости было основано село Юрино и построена деревянная церковь в честь Спаса-Преображения Господня. Не случайны названия села и церкви — князья Стародубские очень почитали великого князя Владимирского Юрия II Всеволодовича, основателя Нижнего Новгорода, который заложил в Нижегородском кремле первую каменную церковь Спаса-Преображения. После смерти Ивана Фёдоровича Стародубского (умер бездетным) его вотчина в Жарах перешла по наследству к его племяннику — Василию Андреевичу Стародубскому, который и стал прозываться Пожарским, т.е. «владеющий Жарами». В селе Юрино была родовая усадьба князей Пожарских. Сюда в марте 1611 года, когда князь Дмитрий Михайлович Пожарский долечивал свои раны, нанесённые во время боя в Москве, прибыла делегация нижегородцев во главе с наместником Печерского Вознесенского монастыря, архимандритом Феодосием, которая убедила князя возглавить нижегородское ополчение в октябре 1611 года. После победы народного ополчения в 1612 году, князь Д. М. Пожарский строит в своем родовом Нижегородском имении Юрино деревянную клетскую церковь честь Казанской иконы Божией Матери, способствовавшей этой победе. Рубленный «в обло» храм, стоящий на высоком подклете, без алтарного прируба и с пониженным трапезным прирубом, перекрытых двускатными кровлями, построен в 1614-1615 годах в усадьбе князя Д. М. Пожарского на его сбережения в ознаменование победы над смутой и избрания на царствование Земским собором 21 февраля 1613 года Михаила Фёдоровича Романова. Казанский храм был приписан к сельской Преображенской церкви. Последнее упоминание о ней находятся в материалах Балахнинской десятины, относящиеся к 1746 году. По всей видимости, во вт. пол. XVIII века Преображенская церковь в селе была упразднена, Юрино стала деревней прихода Воскресенской церкви села Бурцево, а Казанская церковь при этом стала часовней.

http://sobory.ru/article/?object=14360

На это прошение последовала милостивая резолюция Его Преосвященства: „Марта 7-го 1816 года, дозволить“... (далее трудно разобрать резолюцию). Однакоже, вследствие вероятно потребовавшихся больших расходов на приведение в благоустройство новых приделов с трапезою, а кроме того на возобновление церковных каменных лавок, сгоревших в 1812 г., и выстроенных в 1816 году 67 , настоящая холодная церковь по новому плану была перестроена только лишь к 1830 году, когда было совершено и её освящение. По сему случаю в храме нашем „1830 г. 18 сентября служил Высокопреосвященнейший митрополитъ Филарет, – где в первый раз произносились особенные молитвы, им составленные по случаю появления в Москве губительной болезни холеры и сказана им проповедь о холере“ 68 . С 1830 г. 69 доселе перестроенная тогда вновь настоящая наша церковь во имя Св. Василия Великого – и после того, как примыкающая к ней трапезная церковь с приделами были перестроены и распространены, – остается неизменною, служа в настоящее время местом по преимуществу праздничных и торжественных богослужений, – когда с особым усердием возносим мы благодарения и молитвы ко Господу и Его Великому Святителю... Призирай милостиво с небесе, о Великий Святителю, на эти малые молитвы наши, в храме Твоем приносимые, и буди неумолчный о нас, смиренных, Ходатай пред Престолом Вседержителя и Спаса Нашего! 56 Служил при нашем храм с 22 июля 1794 года. 1814 г. 2 июля был избран духовником благочиния. Скончался 12 марта 1831 года. На его место перемещен свящ. Вознесенск. монаст. о. Михаил Иаковлевич Изюмов (Арх. Дух. Коне.) 57 Билет изъ управы Благочиния её 37005, сентября 28 дня 1810 года. Записки прот. А. А. Романовского. 59 Письменное показание священника и прихожан ВасилиеКесарийской церкви на запрос консистории об употреблении 10 тысяч рублей, – данное в 1813 году, июня 28 дня (Арх. Дух. Коне.). 60 „Старая наша (холодная) церковь находится в разорительном положении, последовавшем от непрителя“ (см. показание священно-церковно-служителей и старосты и прихожан, 1813 года, июня 28 дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij-Razumi...

По этому плану патриарх Никон повелел возвести в Воскресенском монастыре храм, подобный иерусалимскому, но больше и величественнее, чтобы такой церкви в России и окрестных государствах не обреталось. Ибо Иерусалимский храм от турецких притеснений во многом был испорчен и разорен, а также иными неправославными верами опоганен. Он не мог отныне служить главной святыней правоверным — такая святыня созидалась по воле Никона в Российском государстве. Как Россия являлась Новым Израилем, землей обетованной, надеждой мира, так Новый Иерусалим, по мысли патриарха, должен был стать духовным центром мирового православия. Русские, греки, сербы, болгары, православные выходцы из Речи Посполитой и с Кавказа, представители всех стран и народов собирались Никоном под сень Воскресенского монастыря. Строительство грандиозного храма должно было стать делом всенародным, Новый Иерусалим — богатейшей обителью в России и всем православном мире. В то же время Никон не забывал, что Воскресенский монастырь, вместе с Крестным и Иверским, является его личным владением, как бы островом духовной власти в Российском царстве. Для укрепления экономической мощи этого острова патриарх приписал к нему еще четырнадцать монастырей и пустыней разных епархий вместе с их землями, угодьями, крестьянами и казной; сюда же были отданы земли и крестьяне закрытой Никоном Коломенской епархии, доходы с пятидесяти приходских церквей. В Москве патриарх пожертвовал Воскресенскому монастырю бесприходную церковь Вознесения на Панех с принадлежавшими ей землей и лавками, которые обеспечивали московское подворье новой обители. Не жалея денег, покупал Никон новые земли с крестьянами, округляя владения своего личного удела. В патриаршем уделе господствовала монастырская власть и монастырский суд, подотчетные только Никону. Он проверял счета и руководил хозяйством, набирал иноков, посвящал в дьяконы, иеромонахи и архимандриты, ставил в церкви священников и весь причт, распределял налоги на крестьян, творил суд и расправу, распоряжался доходами. Не только в своем уделе — на всех патриарших землях Никон взял в свои руки суд, отрицая право судить духовных лиц в Монастырском приказе. Его светские чиновники ставились и в делах епархиального управления над духовенством, всюду осуществляя волю архипастыря.

http://sedmitza.ru/lib/text/439712/

После начала первой мировой войны традиция перенесения иконы из слободы Пески в Изюм не прервалась. В 1915 г. архиеп. Харьковский и Ахтырский Антоний (Храповицкий) накануне крестного хода прибыл в Пески, где в Вознесенской ц. 12 мая совершил всенощное бдение, на следующий день - литургию. Торжественное перенесение П. и. из Песков в Изюм сопровождали представители городских властей, сословий и оркестр духовой музыки, исполнивший в пути гимн «Коль славен наш Господь в Сионе». В крестном ходе, возглавляемом архипастырем, приняло участие более 15 тыс. чел. По прибытии в Изюм чудотворный образ был установлен посреди городского Преображенского собора. Торжества продолжились архиерейскими богослужениями. 14 мая на соборной площади перед П. и. архиеп. Антоний совершил молебен по случаю коронационных торжеств. После этого архиепископ посетил местное духовенство и лазарет для раненых воинов. Современная история Обретение иконы состоялось в 1998 г., когда стало известно, что она находится (до наст. времени) в Вознесенском кафедральном соборе Изюма Харьковской обл. В 1999 г. по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II самолет МЧС со списком П. и. и др. святынями на борту 43 часа облетал границы России. Этот необычный крестный ход начинался и заканчивался чтением акафиста П. и. В 2001 г. в Москве освятили новый храм в честь Песчанской Казанской иконы Божией Матери в Измайлове. В 2008 г. со 2 по 5 окт. вокруг Харькова прошел многотысячный крестный ход с чудотворной П. и. В марте 2014 г. один из списков П. и., написанный в Харьковской епархии, был передан в подмосковный воинский храм блгв. кн. Александра Невского на территории Софринской бригады Внутренних войск МВД России. В 2015 г., 27-28 июля, в дни мероприятий, приуроченных к 1000-летию преставления равноап. кн. Владимира, П. и. пребывала в Киеве наряду с др. чудотворными иконами. Наиболее ранние чудеса от П. и. исцеление благочинного протоиерея Изюмской соборной церкви Иоасафа Погорлевского от непрекращавшихся судорог (1783); воскрешение младенца, сына уездного учителя Стефана Гелевского (ок. 1800); спасение от моровой язвы близлежащих населенных пунктов (1830).

http://pravenc.ru/text/2580078.html

- Хийтоле (храме преподобного Серафима Саровского), - Медвежьегорске (храме пророка Илии), - Повенце (храме святителя Николая), - Питкяранте (храме Вознесения Господня), - Суоярви (храме Рождества Христова), - Кудаме (храме святителя Николая), - Сяпсе (храме Рождества Христова), - Толвуе (храме великомученика Георгия Победоносца), - Великой Губе (храме преподобного Алексия, человека Божия), - Чалне (храме архистратига Михаила). - На Пасхальной седмице состоялся молебен и встреча с заключенными исправительной колонии 1, где находится тюремный храм преподобного Ионы Яшезерского. В некоторых храмах это были первые Архиерейские богослужения за всю их историю: - впервые за триста лет в часовне свт. Николая и Ильи Пророка деревни Чуйнаволок; - в Митрофаниевской пустыни Важеозерского Спасо-Преображенского мужского монастыря; - в строящемся Казанском храме на Кукковке; - в храме пророка Илии поселка Святозеро; - в тюремном храме преподобного Ионы Яшезерского; - в храме преподобного Серафима Саровского в селе Хийтола; - в храме святителя Николая пос. Кудама; - в храме во имя преподобного Алексия, человека Божия с. Великая Губа. Мной было совершено освящение Великим Чином 3 храмов: 1) Успения Пресвятой Богородицы в Сяндемском женском монастыре. Также рукоположен священник к этой обители. Теперь в этом монастыре совершаются регулярные богослужения. В этом году были совершены два иноческих пострига. 2) Святителя Николая в возрождающемся Клименецком мужском монастыре. Это также новопостроенный очень уютный теплый деревянный храм. Ранее братия служила в полуразвалившейся каменной церкви праведных Захарии и Елисаветы. Построены братский корпус и вспомогательные помещения. 3) Также освятили новопостроенную церковь Архистратига Михаила в п. Чална Центрального благочиния». Также Владыка принимал участие в богослужениях за пределами Петрозаводской епархии. Правящий Архиерей сообщил, что в 2017 году состоялось 7 Пленарных заседаний Синодальной Богослужебной Комиссии, Председателем которой он является. Кроме того, еженедельно в Москве и Санкт-Петербурге проводились заседания рабочих групп. Комиссия пополнилась двумя архиереями: архиепископом Берлинским Марком и епископом Каракасским Иоанном – известными специалистами в области литургики. План работы Комиссии был утвержден Святейшим Патриархом. Что же касается служб Карельским святым, то комиссией были составлены и утверждены Священным Синодом тропарь, кондак и молитва преподобному Адриану Андрусовскому. В план Комиссии на 2018 год включена служба Собору всех святых в земле Карельской просиявших.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/12/13/re...

Бодянская, в Сербии. Борколабовская, 1659, Июля 11, в Борколабовском женском монастыре, Быховского уезда, Могилевской епархии. Боровская, см. Цезарская. Борская, см. Взыскание погибших Борщаговская, близ Киева, в селе Братской Борщаговке. Браиловская, в Браиловском женском монастыре, Подольской епархии (Русский Паломник 1888, стр. 545); другая икона того же наименования, в той же обители (Русский Паломник 1895, сходна с Ченстоховской) Братская, она называется Вышгородская, с 1654г., Мая 10, в Киеве, в Братском монастыре; другие дни празднования – на 5 неделе Великого поста, 2 Июня, 6 Сентября Белобережская, см. Троеручица. Беловежская, XVII в. в селе Хвастовцах, Борзенского уезда, Черниговской епархии. Празднование в день Вознесения (день явления иконы) Белыничская, или Белыновицкая, в местечке Белыничах, Могилёвской епархии, в 45 верстах от Могилева на Днепре. В 1876г. возвращена от католиков (Церковные Ведомости 1889, стр. 689) Васильковская, явилась около половины XV в. при чудодейственном источнике целебной воды; ныне там церковь , называемая «Святая вода», в двух вёрстах от заштатного города Василькова, Гродненской епархии; икона очень древняя и ветхая, письмо высокого и чистого художества. Богоматерь изображена слёзно-молящейся с мечом в груди (по проречению святого Симеона Богоприимца). Празднование в 10 пятницу по Пасхе (Русский Паломник 1893, Ватопедская, см. «Отрада или Утешение» Введение Божьей Матери, 21 Ноября, в Серпуховском Владычнем монастыре (Русский Паломник 1891, стр. 744). Велико-пещерская, см. Пещерная Великорецкая... Взыграние, 1795, Ноября 7, в Николо-Угрешском монастыре, Московской епархии; в Новодевичьем монастыре в Москве; копия в Ватопеде, на Афоне. Взыскание погибших, XVIII в., Февраля 5, в Москве, в церкви Рождества Христова, в Палашах; – при Александр. Сиротском Институте; в церкви святого Николая в Звонарях, на Рождественке; в селе Красном, Конотопского уезда; у церкви Георгиевской, г. Болхова. Список с неё в селе Бор, Тарусского уезда, Калужской епархии, в храме её имени, написан в 1809г, в воспоминание чуда над крестьянином (а храм создан в 1853г). Борская икона имеет ту особенность, что вверху её находится полукруг, в котором изображено Крещение Господне, в воспоминание дня, когда совершилось чудо над крестьянином. (Русский Паломник 1892г. и 1896г. и 7)

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010