После революции 1917 года храм сохранился благодаря знаменитому архитектору Петру Барановскому. Он добился, чтобы село Коломенское стало музеем архитектуры под открытым небом, а церковь Вознесения получила статус памятника. Выдающийся ученый Игнатий Яковлевич Стеллецкий в то время начал исследовать подклет церкви. Он мечтал найти вход в библиотеку Ивана Грозного, и ему показалось, что внутри церкви Вознесения есть тайный ход. Туда притащили земснаряд и начали искать этот ход. Барановскому пришлось сказать властям, что Стеллецкий — кладоискатель и аферист, но сделал он это не для того, чтобы испортить жизнь Игнатию Яковлевичу, а чтобы спасти церковь от разрушения. Поскольку еще немного — и подземный ход там появился бы, но не XVI, а ХХ века Александр  Докукин, Кандидат исторических наук Церковь уцелела и во время Великой Отечественной войны. Фашистские самолеты пролетали над «Коломенским», бомбы падали рядом, были разбиты баржи на берегу Москвы-реки, повреждена Водовзводная башня — памятник архитектуры XVII века, который находится рядом с церковью Вознесения. Но сама она снова не пострадала. Единственный ущерб, причиненный во время войны, — повреждение креста тросом аэростата, который находился поблизости. «На протяжении столетий ничто так и не смогло разрушить церковь Вознесения. Относиться к этому можно по-разному: счастливая случайность, талант строителей, которые создали сверхпрочную конструкцию, а может быть, — просто чудо», — считает экскурсовод. 17 декабря 1994 года церковь Вознесения Господня вошла в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Это один из трех памятников в Москве, включенных в этот список, наряду с Кремлем и Новодевичьим монастырем. В следующем году церковь Вознесения будет праздновать 490-летие с момента освящения. Кроме того, в 2022-м будет еще один юбилей. 25 июля 1662 года церковь была в центре событий, вошедших в историю как Медный бунт. «Царь Алексей Михайлович, который был на богомолье внутри храма, пытался успокоить толпу, которая пришла к нему требовать бояр на расправу. Но народ не унимался, и когда дело приняло серьезный оборот, царь приказал стрельцам всех разогнать. Это событие попало в школьные учебники», — рассказывает историк.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В 1920 г. в храме состоялось венчание дочери Федора Ивановича Шаляпина — во время совершения таинства раздавался могучий бас великого оперного певца, читавшего «Апостол». В путеводителях по Москве XIX в. неизменно указывалось, что храм Вознесения Господня у Никитских ворот пользовался особой популярностью у московской интеллигенции, жившей в центре города. Постепенно установилась традиция отпевать в этом храме прославленных представителей московского театрального мира. В частности, в последний путь здесь провожали великих русских актеров Михаила Семеновича Щепкина (1863 г.) и Марию Николаевну Ермолову (1928 г.). Церковь также стала свидетелем страшных «кровавых» событий 1917 г. По свидетельствам очевидцев, на площади Никитских ворот, прямо у стен храма, шли особенно тяжелые бои между юнкерами, защищавшими Временное правительство, и большевиками. 13 ноября 1917 г. в храме «Большое Вознесение» прошло отпевание юнкеров и офицеров, погибших во время октябрьских боев. 23 апреля 1922 г. новая власть произвела в храме «Большое Вознесение» изъятие церковных ценностей «на 500 рублей золота, 4 пуда 20 фунтов 42 золотника серебра, 12 драгоценных камней, 2 пуда 12 фунтов бронзовых изделий». В 1925 г. здесь отслужил свою последнюю литургию Патриарх Тихон. Окончательно храм был закрыт осенью 1931 г. Серебряные венцы, которыми венчали А.С. Пушкина и Н.Н. Гончарову, передали в Государственную оружейную палату. Все остальное убранство храма безвозвратно погибло. Живопись на сводах была уничтожена или замазана. В 1937 г. снесли шатровую колокольню XVII в. и на ее месте разбили сквер. После закрытия храма здание передавали различным арендаторам. Кто только не ютился здесь: конторы, склады, мастерские. Сам храм был частично перестроен: сделали 2-й этаж, наставили перегородок, в стенах пробили новые окна, снесли фронтоны над колоннами. Одно время в нем размещался даже гараж, и в главном алтаре пробили стену для въезда машин. В 1960-е гг. в храм переехала лаборатория по изучению высоковольтных газовых разрядов и молниезащиты Энергетического института им. Г.М. Кржижановского, которая покинула здание храма только в 1987 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5306734.ht...

Самое главное и самое старое сооружение – церковь Вознесения Христова. В нынешнем своем виде она построена и освящена в 1837 г., а ее колокольня над западным крыльцом – в 1839-м. Первый же Вознесенский храм на этом месте был современником самого монастыря. Но первоначальные церкви редко когда сохраняются. Два фактора обычно губят их – пожары и ветхость. Неумение реставрировать храмы в провинциальных городах и обителях приводило к тому, что их перестраивали заново раз в несколько десятков лет, а то и чаще. Каменный Вознесенский храм, согласно документам, был построен в 1691 г. Но век с небольшим спустя в нем уже невозможно стало служить от ветхости. Наконец, последнее строительство состоялось уже в пушкинскую эпоху (легко запомнить, что год освящения храма – год гибели Пушкина, хотя это, конечно, просто совпадение). Вознесенский храм по архитектуре – самый обычный для первой половины XIX века. Небольшой основной объем – с фронтончиками над каждой из четырех сторон, – венчает закругленная в виде византийского купола кровля. Над этой полусферой – еще небольшая луковка. Недавно ее позолотили. Меж основным объемом и колокольней – низенькая трапезная. Двухъярусная колокольня в классическом стиле возносится белым видением на 33 метра и венчается почти такой же кровлей и луковкой, что и сам храм, только чуть меньших размеров. Она – самое высокое сооружение в монастыре. В советское время, без верхней луковки, с одной полукруглой кровлей, облупленная до кирпичей, она походила на какую-то древнюю булгарскую башню… Интерьер храма – бесстолпный. Из-за стреловидных сводов, церковь внутри кажется выше, чем снаружи. Интересно и символично, что часто именно Вознесенские храмы в русском зодчестве бывают особенно вытянуты вверх: например, всемирно известная шатровая церковь Вознесения Христова в Коломенском, в Москве. Узкий и относительно высокий интерьер главного храма Макарьевской обители тоже способен навести верующего на мысли о величии того, что свершилось на 40-й день после Пасхи: «Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы» (Кондак праздника Вознесения Господня).

http://sobory.ru/article/?object=02903

Он мог появиться в память венчания Иоанна Васильевича на престол в 1547 году, хотя в честь этого события в Москве была выстроена Петроверигская церковь на Маросейке, (венчание состоялось в праздник Поклонения веригам апостола Петра), от которой ныне осталось лишь название Петроверигского переулка. В числе других поводов к возведению Предтеченского храма в Коломенском называют и взятие Казани в 1552 году, и моление о даровании наследника – царевича Иоанна Иоанновича, и благодарение за его рождение, и даже покаяние за его убийство. Еще одно древнее предание гласит, будто Предтеченский храм выстроили те же зодчие Барма и Постник, которые возвели собор Покрова на Рву, что не только опровергает знаменитую легенду об ослеплении мастеров, но и придает ей иное звучание: на вопрос царя, могут ли они выстроить храм лучше, они ответили, что могут – и выстроили новое чудо в Коломенском. (Если только Предтеченский храм действительно был возведен в 1550-х годах.) Но все же большинство ученых склоняется к традиционной версии о временном приоритете Предтеченской церкви над Вознесенской и о том, что она стала предшественницей Покровского собора, своего рода архитектурным экспериментом, где впервые вокруг центрального храма были объединены несколько придельных церквей. Если же правы сторонники поздней версии, то Предтеченская церковь была домовым храмом семьи Иоанна Грозного, рождение которого столь благодарно ознаменовали храмом Вознесения в Коломенском. Такие же споры ведутся и о причине возведения Вознесенской церкви. Иные считают, что именно она могла быть возведена Василием III не как благодарственный, а как обетный храм (если Предтеченский храм был построен позднее). Другие даже полагают, что Вознесенский храм и вовсе не имел отношения к рождению наследника, а был построен Василием III в благодарность за победу над крымским царевичем Ислам-Гиреем, одержанную в 1528 году. Большинство же склоняется к общепринятой версии, что Вознесенский храм – благодарственный, воздвигнутый после рождения будущего царя, которое сопровождалось знамениями, сильно испугавшими москвичей – грозой с молниями и даже землетрясением.

http://pravoslavie.ru/523.html

Помолимся! В заключительном слове Его Святейшество поблагодарил всех участников богослужения за общую молитву, а епископа Красногорского Савву и представителей московского духовенства – за сопровождение крестного хода от Коломенского к Храму Христа Спасителя. Святейший Патриарх Алексий также сообщил, что иконы, сопровождавшие крестные ходы по программе «Под звездой Богородицы», освящены храме Казанской иконы Божией Матери в Коломенском и будут переданы в туда, откуда начались шествия к Москве: во Владивосток, Якутск, Барнаул, Ростов-на-Дону, Архангельск, Санкт Петербург, Иерусалим и на Святую Гору Афон. Фото - Ю.Клиценко, Cедмица.Ru Обращаясь к участникам программы «Под звездой Богородицы» Предстоятель, в частности, сказал: «Благодарю многих православных людей за их подвиг участия во всероссийском крестном ходе. Не все дошли до Храма Христа Спасителя, но все они внесли свой вклад в молитву ко Господу и Его Пречистой Матери. Укрепляя себя духовно, они молились об Отечестве, народе земли нашей, Святой Русской Православной Церкви. Спасибо всем участникам крестного хода за их подвиг, за их молитвы. Знаменательно, что этот крестный ход завершается сегодня, в период празднования Вознесения Господня и в День 125-летнего юбилея с момента освящения первого Храма Христа Спасителя». Храм Христа Спасителя Храм-памятник в честь победы российского воинства над наполеоновскими войсками построен по велению императора Александра I. 12 октября 1817 г. состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя на Воробьевых горах, однако строительство не увенчалось успехом. 10 апреля 1832 года император Николай I утвердил новый проект Храма, составленный архитектором К.А. Тоном. Закладка Храма-памятника по проекту К.А.Тона состоялась 10 сентября 1839 года на новом месте неподалеку от Кремля. Храм строился почти 44 года, и 26 мая 1883 года, в День Вознесения Господня, в Москве был совершен чин освящения Храма в честь Христа Спасителя. 5 декабря 1931 г. Храм-памятник воинской славы был варварски уничтожен.

http://sedmitza.ru/text/414833.html

В 1933 году власти арестовали настоятеля Вознесенской церкви в Сергиевом Посаде, и протоиерей Николай подал прошение, чтобы его перевели в этот храм. Прихожане Покровского храма выразили неудовольствие, что священник оставляет приход, но отец Николай все же перешел служить в Вознесенский храм, потому что поездки из Посада в Москву становились для него все опаснее, так как он не имел никаких документов: в Москве в милиции требовали, чтобы он получал их по фактическому месту жительства, а в Посаде требовали документы с места его работы в Москве. В 1934 году протоиерей Николай был награжден митрой. Во все время своего служения отец Николай всегда говорил проповеди, зачастую мало учитывая враждебную Церкви позицию советской власти, и его супруга неоднократно просила его, чтобы он воздержался от проповедей, но не проповедовать отец Николай не мог; он постоянно читал духовную литературу и считал своим долгом донести слово правды и знания до своих прихожан. Время было лихое, и со дня на день можно было ожидать ареста. Однажды глухой ночью в их квартиру постучали. Агния Владимировна открыла дверь. На пороге стояли два незнакомых человека, и один из них сказал: «Батюшка, мы приехали к вам, в деревне у нас умирает мать, просит причастить. Мы отказать ей не можем, поэтому мы приехали на телеге за вами. Пожалуйста, причастите». Отец Николай заколебался: нет ли тут какого обмана, и некоторое время молчал, и тогда заговорила супруга: «Ты не имеешь права отказывать! Ведь ты же едешь со Святыми Дарами! Чего ж ты боишься! Тебя Господь сохранит!.. Поезжай!» Отец Николай тут же собрался, поехал, исповедал и причастил умирающую. В 1939 году в Вознесенский храм был назначен почетным настоятелем благочинный из города Можайска протоиерей Федор Казанский, имевший весьма дурную славу в Можайске. К отцу Николаю на исповедь подошла тогда женщина и сообщила, что она специально приехала его предупредить, что этот священник чрезвычайно опасен и церковным людям уже принес много зла в Можайске, а об отце Николае они слышали только хорошее, и поскольку к нему приезжает много духовных детей из Москвы, ему надо быть осторожней. Это известие весьма опечалило отца Николая, и он стал думать, как ему избыть очередную беду. А новый настоятель – секретный осведомитель НКВД по кличке Лебедев – сразу же принялся за «работу».

http://fond.ru/imennoj-ukazatel/409/Niko...

Его Преосвященство Иоаникий Епископ Оренбургский и Уфимский осенью 1844 года получил от начальника таможенного округа сообщение о том, что заботы по украшению храма Вознесения усердием купца Веснина близятся к завершению, новый иконостас заказан в Москве и «в июне 1845 года имеют быть работы окончены». В архивном фонде Оренбургской пограничной таможни сохранился «Технический список Гостиному и Меновому дворам, состоящим в ведении таможни», составленный в середине XIX века: «Гостиный двор построен внутри города Оренбурга из лавок с двумя воротами, на одних — башня, а на других церковь, которая с 1837 по 1845 годы перестроена щедротами Государя Императора, купцами ростовскими Весниным и Дюковым, приношением прихожан. Ценою, примерно, с тремя иконостасами в 250000 рублей серебром». «Устроить под храмом кладовую» В историческом очерке об оренбургском Троицком храме, опубликованном на исходе XIX столетия, священник И. Рассыпнинский уделил внимание и фактам из летописей других православных святынь: «Под Благовещенской церковью была железная лавка симбирского купца Ивана Твердышева, вместе с тем поставщика мяса на оренбургские войска. «Полно тебе торгашом быть, будь помещиком и заводчиком», — сказал губернатор Неплюев. «Капитала нет, человек я бедный», — ответил Твердышев. «Согласись только, всё остальное будет»,- сказал губернатор. Не далее как через пять лет лавочник из-под Благовещенской церкви Твердышев уже потомственный дворянин, пожалованный Императрицей Елизаветой Петровной прямо в коллежские асессоры, был владельцем трёх горных заводов, помещиком 4000 крестьянских душ, обладателем громадного числа земель, лесов и всяких угодьев. Чудно всё творилось в XVIII столетии!» Благовещенский храм волею судеб превратился в Вознесенский, а в середине XIX века под ним вновь появилась торговая точка, но с иным содержимым. Оренбургский городской голова в июне 1866 года, обращаясь к начальнику таможенного округа, сообщал: «При существовании на Гостином дворе ворот для проезда под храмом во имя Вознесения Господа Иисуса Христа происходят по замечаниям общества купцов, принадлежащих к приходу этого храма, разные неблагопристойности в самом этом проезде, почему купеческое общество желало бы проезд этот закрыть и вместо оного устроить для храма кладовую, а для проезда рядом с церковью из одной или двух лавок устроить другие ворота, с тем что устройство это принимает общество купцов на свой счёт.

http://sobory.ru/article/?object=49342

Третий, верхний храм – духовный, божественный, имевший Форму круга как выражение бесконечности нашего духа, посвящался Воскресению Христову. Он должен был освещаться обильным, полным светом, насколько позволяли условия архитектуры, – в знак того, что в духовной жизни обилие света, полное господство добра. Плафон (внутренняя сторона) купола, изображавший отверстое небо, долженствовал освещаться невидимыми окнами, алтарь же получал свет чрез оконные стекла с изображением на них Воскресения Христова. (Из этого храма, как источника света, свет проникал и в храм Преображения, в котором поэтому и царствовал полусвет). На стенах этого храма предполагалось изобразить историю Спасителя после Его Воскресения – явления Его ученикам в духовном, прославленном теле и наконец Вознесение как отшествие из этого мира на небо, в полноту славы Божией. Духовный мир окружают и существа духовные – ангелы. Такова была глубокая, возвышенная и многообъемлющая идея тройственного Витбергова храма, посвященного Богочеловеку – Христу, явившемуся на землю в уничижении, показавшему мерцание своей божественной славы в преображении и оставившему этот мир в полном сиянии славы, равно показавшему и нам путь восхождения от славы в славу. Лестница, шириною более 50-ти сажей, начинаясь в 70-ти саженях от предположенной на берегу Москвы-реки набережной, идет пятью огромными уступами, которые, служа основанием всему зданию, ведут до половины горы, где должен быть устроен нижний храм, возвышающийся до вершины горы, на 15 саженей, причем и лестница, разделяясь на две стороны принимает новый оборот. Там начинается средний храм с богатым предхрамием, или обходом, шириною до 5-ти, а длиною до 80-ти саженей с каждой стороны. Выше его, вокруг огромного купола, 25 саженей в поперечнике, начинается верхний храм. Вокруг обхода иди колоннады среднего храма, поддерживавшей главный купол храма, помещались статуи главнейших добродетелей – с одной стороны добродетелей Ветхого Завета, а с другой – Нового Завета. Эти добродетели (вера, надежда, любовь, чистота, смирение и проч.) открывают вход в истинный храм Христов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По московской традиции, автором проекта трапезной и колокольни считается архитектор А.П. Евлашев. В мае 1762 г. «доброхотный и боголюбивый вкладчик» К.М. Матвеев обратился к Московскому митрополиту Тимофею с прошением, в котором выражал желание вместо «настоящей каменной церкви во имя Знамения Пресвятой Богородицы» вновь на том же месте «обширную каменную своим коштом разобрав построить». Скоро последовавший указ Московской духовной консистории позволял купцу «то строение производить в силу правил святых отец, и престолы устроить в указную меру, и построя убрать иконостасами и святыми иконами и протчим церковным благолепием украсить и всею церковною утварью удовольствовать неоскудно». В мае 1770 г. строительство было окончено. Архиепископ Московский и Калужский Амвросий (Зертис-Каменский) (+ 1771) благословил освятить новый обширный престол во имя Преображения Господня. Приделы же посвятить Знамению Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца. На хорах «два придела учинить… поставкою иконостаса со святыми иконами во имя Вознесения Господня да Рождества Богородицы и все пять престолов на выданных на атласе антиминсах освятить дозволить». Чин освящения главного престола в честь Преображения Господня совершил Московский архиеп. Амвросий в Духов день, 24 мая 1770 г. Расположенный справа от него Никольский придел был освящен 11 июня, левый, Знаменский, - 25 августа. Богородице-Рождественский придел слева на хорах освятили 7 сентября. А придел во имя Вознесения Господня, по неясным причинам, был освящен только через несколько лет - 28 мая 1774 г. В 1770 г. Матвеев пожертвовал храму большой колокол. Еще одним колоколом храм обзавелся через 12 лет. Всего колоколов насчитывалось восемь. По главному престолу новый храм стал именоваться Преображенским, но даже в официальных документах гораздо чаще встречается его древнее, исконное название - Климентовский. Он стал украшением не только Замоскворечья, но и всей древней столицы. По описи, проведенной в 1770-1771 гг., уникальное творение неизвестного зодчего оказалось в числе пяти «наилучших во всей Москве» храмов.

http://drevo-info.ru/articles/13671374.h...

По сведениям 1699 г., «за Вознесенским девичьим монастырем, что на Москве», числилось в разных уездах 2127 дворов (Владения и крепостные крестьяне Рус. Церкви в кон. XVII в. М., 1988. С. 59). Собор 1407-1467 гг. был разобран в 1518 г. «ветхости ради»; в том же году 10 авг. был заложен храм, освященный 9 мая 1521 г., в праздник Вознесения Господня, митр. Московским и всея Руси Варлаамом . В традиционной для подобных известий структуре летописного текста вместо вел. княгини назван вел. князь, что означает, как правило, использование для строительства средств из великокняжеской казны, а значит - пресечение традиции прямого покровительства вел. княгинь мон-рю ( Баталов. 1996. С. 32-33). В то же время в летописях нач. XVI в. М. В. м. назван «монастырем великих княгинь», что можно трактовать не иначе как утвердившееся назначение к нач. XVI в. его как усыпальницы. Строительство 3-го каменного здания собора при царе Феодоре Иоанновиче было обусловлено теми же причинами, что и возведение прежних храмов и мон-рей: пожарами в Москве. Так, в 1547 г. выгорел весь М. В. м., погибли 10 стариц и все церковное имущество, за исключением образа «Одигитрии», вынесенного из огня священником. Возможно, это мог быть список, выполненный Дионисием . В пожаре 24 мая 1571 г. мон-рь снова пострадал, погибли насельницы. Особую главу в истории М. В. м. составляют события, связанные с чудесными явлениями 1521 г., свидетельницами к-рых оказались насельницы и прихожанки монастырских церквей, впосл. описанные в Никоновской летописи и Лицевом летописном своде (70-е гг. XVI в.). Известие озаглавлено «Видение необычно и милостивно инокине слепой» и связано с горячими молитвами москвичей в 1521 г. в ожидании набега крымских татар на столицу; чудесные явления происходили также по молитвам св. Василию Блаженному. Особенно пространным является лицевой цикл, включающий 9 миниатюр (Шумиловский том//РНБ. F. IV. 232. Л. 838 об.- 844) - готовый «набор» композиций для житийного цикла (для иконописи или шитья). Элементом, объединяющим его различные изобразительные компоненты, является фигура (или полуфигура) слепой инокини присутствовавшей во время торжественного выхода из храма и городских ворот Московских святителей с Владимирской иконой Божией Матери.

http://pravenc.ru/text/2564202.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010