Храм Вознесения Господня был осквернён французами во время Отечественной войны 1812 года. В 1938 году был арестован священник, Владимир Алексеевич Покровский (служил в Бурцевской церкви с 1894 года). После его ареста храм закрыли, а настоятеля 26 февраля того же года  расстреляли на Бутовском полигоне (7 октября 2002 года постановлением Священного Синода РПЦ, причислен к Собору новомучеников и исповедников Российских). Разграбленное здание церкви использовалось под склад, позже было брошено на произвол судьбы. Осенью 1999 года полуразрушенное здание храма было возвращено Русской Православной Церкви. Из путеводителя: Марцев П. А. " Москва-Калуга-Козельск " . - Москва, 2015 Недалеко от усадьбы Петровское, принадлежавшей в конце XVIII столетия горнозаводчику Н.А. Демидову, находится село Бурцево бывшего Верейского уезда – теперь Наро-Фоминского городского округа. В сентябре 1812 года при отступлении русской армии к Москве в Бурцево произошло успешное сражение отряда генерала И.С. Дорохова с наполеоновскими солдатами. Свидетелем этого небольшого, но славного эпизода Отечественной войны был каменный храм Вознесения Господня с нижним приделом Тихвинской иконы Божией Матери. Церковь была возведена в 1730-1733 годы на средства помещика М.С. Аничкова по образцу Большого собора Донского монастыря в Москве. В начале XVII века пустошь Бурцево (Мазнев починок) на реке Малой Пахре принадлежала князю Василию Прозоровскому и семье дворян Шушериных. В 1648 году селение купил Сила Осипович Аничков. В 1703 году наследник Силы Осиповича стольник Михаил Степанович Аничков обратился к Петру I за разрешением построить обетную деревянную церковь в своем подмосковном имении. В прошении, которое поступило затем в Патриарший казенный приказ, Аничков писал: «Державнейший царь государь милостивейший, обещание у меня построить вновь святую церковь во имя Пресвятыя Богородицы Тихвинския в Московской уезде, в Гоголеве стану, в вотчине своей, в сельце Бурцове… строить без твоего государева указу не смею; всемилостивейший государь, прошу Вашего Императорского Величества, вели государь, по обещанию моему, на ту святую церковь лес выронить и строить церковь Божию во имя Пресвятыя Богородицы Тихвинския…» Прошение М.С. Аничкова было удовлетворено, и в 1705 году в Бурцево возвели деревянную церковь Тихвинской Божией Матери. После постройки храма село получило второе название – Богородское.

http://sobory.ru/article/?object=01808

В 1920 г. в храме состоялось венчание дочери Федора Ивановича Шаляпина — во время совершения таинства раздавался могучий бас великого оперного певца, читавшего «Апостол». В путеводителях по Москве XIX в. неизменно указывалось, что храм Вознесения Господня у Никитских ворот пользовался особой популярностью у московской интеллигенции, жившей в центре города. Постепенно установилась традиция отпевать в этом храме прославленных представителей московского театрального мира. В частности, в последний путь здесь провожали великих русских актеров Михаила Семеновича Щепкина (1863 г.) и Марию Николаевну Ермолову (1928 г.). Церковь также стала свидетелем страшных «кровавых» событий 1917 г. По свидетельствам очевидцев, на площади Никитских ворот, прямо у стен храма, шли особенно тяжелые бои между юнкерами, защищавшими Временное правительство, и большевиками. 13 ноября 1917 г. в храме «Большое Вознесение» прошло отпевание юнкеров и офицеров, погибших во время октябрьских боев. 23 апреля 1922 г. новая власть произвела в храме «Большое Вознесение» изъятие церковных ценностей «на 500 рублей золота, 4 пуда 20 фунтов 42 золотника серебра, 12 драгоценных камней, 2 пуда 12 фунтов бронзовых изделий». В 1925 г. здесь отслужил свою последнюю литургию Патриарх Тихон. Окончательно храм был закрыт осенью 1931 г. Серебряные венцы, которыми венчали А.С. Пушкина и Н.Н. Гончарову, передали в Государственную оружейную палату. Все остальное убранство храма безвозвратно погибло. Живопись на сводах была уничтожена или замазана. В 1937 г. снесли шатровую колокольню XVII в. и на ее месте разбили сквер. После закрытия храма здание передавали различным арендаторам. Кто только не ютился здесь: конторы, склады, мастерские. Сам храм был частично перестроен: сделали 2-й этаж, наставили перегородок, в стенах пробили новые окна, снесли фронтоны над колоннами. Одно время в нем размещался даже гараж, и в главном алтаре пробили стену для въезда машин. В 1960-е гг. в храм переехала лаборатория по изучению высоковольтных газовых разрядов и молниезащиты Энергетического института им. Г.М. Кржижановского, которая покинула здание храма только в 1987 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5306734.ht...

Самое главное и самое старое сооружение – церковь Вознесения Христова. В нынешнем своем виде она построена и освящена в 1837 г., а ее колокольня над западным крыльцом – в 1839-м. Первый же Вознесенский храм на этом месте был современником самого монастыря. Но первоначальные церкви редко когда сохраняются. Два фактора обычно губят их – пожары и ветхость. Неумение реставрировать храмы в провинциальных городах и обителях приводило к тому, что их перестраивали заново раз в несколько десятков лет, а то и чаще. Каменный Вознесенский храм, согласно документам, был построен в 1691 г. Но век с небольшим спустя в нем уже невозможно стало служить от ветхости. Наконец, последнее строительство состоялось уже в пушкинскую эпоху (легко запомнить, что год освящения храма – год гибели Пушкина, хотя это, конечно, просто совпадение). Вознесенский храм по архитектуре – самый обычный для первой половины XIX века. Небольшой основной объем – с фронтончиками над каждой из четырех сторон, – венчает закругленная в виде византийского купола кровля. Над этой полусферой – еще небольшая луковка. Недавно ее позолотили. Меж основным объемом и колокольней – низенькая трапезная. Двухъярусная колокольня в классическом стиле возносится белым видением на 33 метра и венчается почти такой же кровлей и луковкой, что и сам храм, только чуть меньших размеров. Она – самое высокое сооружение в монастыре. В советское время, без верхней луковки, с одной полукруглой кровлей, облупленная до кирпичей, она походила на какую-то древнюю булгарскую башню… Интерьер храма – бесстолпный. Из-за стреловидных сводов, церковь внутри кажется выше, чем снаружи. Интересно и символично, что часто именно Вознесенские храмы в русском зодчестве бывают особенно вытянуты вверх: например, всемирно известная шатровая церковь Вознесения Христова в Коломенском, в Москве. Узкий и относительно высокий интерьер главного храма Макарьевской обители тоже способен навести верующего на мысли о величии того, что свершилось на 40-й день после Пасхи: «Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы» (Кондак праздника Вознесения Господня).

http://sobory.ru/article/?object=02903

Митрополит Платон (Левшин) был очень известным человеком в Москве. Его называли «вторым Златоустом», «московским Апостолом», потому что он был замечательным, ярким проповедником во времена Государей Екатерины II, Павла I, Александра I. В 1797 году митрополит Платон подарил большого формата Евангелие в серебряно-вызолоченном окладе с собственной ручной надписью «…сию книгу Евангелия даю вкладом в церковь Вознесения Господня, что в Москве на Гороховом поле священнику Петру, Смиренный Платон митрополит Московский, 1797 ноября 18 Вифания…». В храме в более поздние времена служил дьяконом и потом священником известный собиратель архивных документов по истории московских церквей Гавриил Иванович Холмогоров. Работы велись вместе с его братом Василием Ивановичем под руководством историка Забелина Ивана Егоровича. Гавриил Иванович Холмогоров жил недавно от храма на Вознесенской ул., д.2/8, но дом его не сохранился. При советской власти в 1933 году Храм закрыли и передали здание под клуб Аэродинамического института, потом в нём была размещена слесарная мастерская, типография. Местонахождение вывезенных из церкви икон и утвари неизвестно. В 1941 году в здание храма попала авиабомба, повредившая купол, в стене появилась трещина. В 1960-х годах была произведена частичная реставрация церкви-памятника архитектуры. С 1973 года памятник-храм использовался Московским производственным объединением «Упаковка» и оно постоянно сотрясалось от работающих типографских машин. В 1987 году произошел пожар, сильно уничтоживший внутренние интерьеры. Частично утрачена живопись на фасадах, существовавшая ещё в 1950-е годы. После почти 70-летнего забвения храм был передан с большими трудностями Русской Православной Церкви в 1992 г. Постановлением правительства Москвы за 622 от 11.08.1992 г. Однако храм не был доконца освобожден арендателями. Необходимо было освободить помещение от шести туалетов, подсобных помещений наверху, от двух железобетонных перекрытий, изуродовавших интерьер ротонды, расчистить стены с утраченной росписью от следов пожара 1987 года, возникшем по вине картонажной фабрики " Упаковка " - от всякого рода мусора.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Вознесени...

Он мог появиться в память венчания Иоанна Васильевича на престол в 1547 году, хотя в честь этого события в Москве была выстроена Петроверигская церковь на Маросейке, (венчание состоялось в праздник Поклонения веригам апостола Петра), от которой ныне осталось лишь название Петроверигского переулка. В числе других поводов к возведению Предтеченского храма в Коломенском называют и взятие Казани в 1552 году, и моление о даровании наследника – царевича Иоанна Иоанновича, и благодарение за его рождение, и даже покаяние за его убийство. Еще одно древнее предание гласит, будто Предтеченский храм выстроили те же зодчие Барма и Постник, которые возвели собор Покрова на Рву, что не только опровергает знаменитую легенду об ослеплении мастеров, но и придает ей иное звучание: на вопрос царя, могут ли они выстроить храм лучше, они ответили, что могут – и выстроили новое чудо в Коломенском. (Если только Предтеченский храм действительно был возведен в 1550-х годах.) Но все же большинство ученых склоняется к традиционной версии о временном приоритете Предтеченской церкви над Вознесенской и о том, что она стала предшественницей Покровского собора, своего рода архитектурным экспериментом, где впервые вокруг центрального храма были объединены несколько придельных церквей. Если же правы сторонники поздней версии, то Предтеченская церковь была домовым храмом семьи Иоанна Грозного, рождение которого столь благодарно ознаменовали храмом Вознесения в Коломенском. Такие же споры ведутся и о причине возведения Вознесенской церкви. Иные считают, что именно она могла быть возведена Василием III не как благодарственный, а как обетный храм (если Предтеченский храм был построен позднее). Другие даже полагают, что Вознесенский храм и вовсе не имел отношения к рождению наследника, а был построен Василием III в благодарность за победу над крымским царевичем Ислам-Гиреем, одержанную в 1528 году. Большинство же склоняется к общепринятой версии, что Вознесенский храм – благодарственный, воздвигнутый после рождения будущего царя, которое сопровождалось знамениями, сильно испугавшими москвичей – грозой с молниями и даже землетрясением.

http://pravoslavie.ru/523.html

Как во времена своего появления, так и теперь церковь выделяется своей оригинальностью среди соседствующих построек. Теперь, конечно, её окружают более внушительные по своим габаритам здания, но когда-то она, стоящая на высоком берегу Яузы, на самой вершине Таганского холма, красовалась у всех на виду. Новое здание храма стали сравнивать с известными мировыми святынями: храмом Св. Петра в Риме и храмом Св. Павла в Лондоне. Однако в путеводителе по Москве 1913 года известный архитектор И. Е. Бондаренко подчёркивал, что " не Лондонский храм Святого Павла послужил ему моделью, как описывали раньше этот храм, а самостоятельным творчеством создал талантливый Родион Казаков эту красивую церковь " . Кстати, существует предположение, что Родион Казаков, кроме этого храма выстроил для купца Жигарёва ещё и упоминаемый выше собственный дом на бывшей Большой Алексеевской улице. Расписывать новый храм взялся итальянский мастер-живописец Антонио Клаудо. Отметим, что ему же принадлежит роспись церкви Святой Мученицы Татианы, что на Моховой в здании МГУ, и большого собора Донского монастыря. До нас дошла только часть живописного наследия Клаудо. Так, например, мы можем видеть фрески его работы над святыми вратами главного иконостаса и пилонах купола храма. В новом храме приделы освящались постепенно. В октябре 1800 года - Мартиновский и Грузинский (1 и 8 октября, соответственно). Главный престол в честь Вознесения Господня был освящён в 1806 году. Архитектор-реставратор Марина Иосифовна Домшлак писала об этом храме так: " ... безусловно, один из самых лучших и наиболее сохранившихся памятников архитектуры классицизма в Москве " . А журналист и москвовед Александр Александрович Шамаро восхищался в своей статье " Святой Мартин на Большой Коммунистической " : " Перед нами - один из самых грандиозных, самых совершенных в архитектурно-стилевом отношении московских храмов " . В 1806 году новый московский храм Святителя Мартина Исповедника был освящён самим митрополитом Платоном (Левшиным), благословившим его постройку.

http://sobory.ru/article/?object=02328

Разные источники указывают, что возведение церкви завершили в 1532 году. Но непонятно, сколько длилось строительство. Согласно преданию, великий князь Василий III велел построить новый храм по случаю рождения у него долгожданного наследника - будущего царя Ивана IV. Соответственно, решение о строительстве он принимал после августа 1530 года. Однако многие современные учёные сомневаются, что храм мог вырасти за какие-то два года при технологиях XVI века. Ведь даже строительство возрождённого храма Христа Спасителя в 1994-1997 годах шло дольше. А стены и пилоны Исаакиевского собора в Петербурге возвели за восемь лет (с 1828 по 1836 гг). По этой причине датой начала работ чаще называют 1528 год. Так, исследователь истории Москвы и окрестностей А. Корсаков писал в 1870 году: " Великий князь Василий был здесь в 1528 году, когда готовился встретить крымских татар, приблизившихся к Оке... Через четыре года по его повелению здесь была построена каменная церковь Вознесения " . Отсюда возникла версия, что храм воздвигли по случаю победы Василия над полчищами крымского хана Ислам-Гирея. Правда, существует гипотеза, что речь шла просто о моленном храме. Князь хотел замолить грехи и дождаться наследника. Покрыто туманом и имя создателя церкви Вознесения. Чаще других называют работавшего тогда в Москве итальянского зодчего Петрока Малого, или Петра Малого Фрязина. В ходе реставрации памятника в 1979 году на белокаменном карнизе крестовой части храма обнаружили надпись " 1533 " арабскими цифрами. Подобные вещи были характерны только для памятников, возводимых выходцами из стран Западной Европы. Если отталкиваться от версии, что церковь построил Петрок Малый в 1532 году, а сама идея исходила от великого князя, желавшего искупить свои грехи, то история строительства храма могла выглядеть следующим образом. В 1527 году истёк двухлетний срок епитимии, наложенной на Василия III из-за двоежёнства. Дело в том, что Церковь не признала его развода с не сумевшей подарить ему наследника Соломонией Сабуровой и нового брака с Еленой Глинской.

http://sobory.ru/article/?object=03324

В 1933 году власти арестовали настоятеля Вознесенской церкви в Сергиевом Посаде, и протоиерей Николай подал прошение, чтобы его перевели в этот храм. Прихожане Покровского храма выразили неудовольствие, что священник оставляет приход, но отец Николай все же перешел служить в Вознесенский храм, потому что поездки из Посада в Москву становились для него все опаснее, так как он не имел никаких документов: в Москве в милиции требовали, чтобы он получал их по фактическому месту жительства, а в Посаде требовали документы с места его работы в Москве. В 1934 году протоиерей Николай был награжден митрой. Во все время своего служения отец Николай всегда говорил проповеди, зачастую мало учитывая враждебную Церкви позицию советской власти, и его супруга неоднократно просила его, чтобы он воздержался от проповедей, но не проповедовать отец Николай не мог; он постоянно читал духовную литературу и считал своим долгом донести слово правды и знания до своих прихожан. Время было лихое, и со дня на день можно было ожидать ареста. Однажды глухой ночью в их квартиру постучали. Агния Владимировна открыла дверь. На пороге стояли два незнакомых человека, и один из них сказал: «Батюшка, мы приехали к вам, в деревне у нас умирает мать, просит причастить. Мы отказать ей не можем, поэтому мы приехали на телеге за вами. Пожалуйста, причастите». Отец Николай заколебался: нет ли тут какого обмана, и некоторое время молчал, и тогда заговорила супруга: «Ты не имеешь права отказывать! Ведь ты же едешь со Святыми Дарами! Чего ж ты боишься! Тебя Господь сохранит!.. Поезжай!» Отец Николай тут же собрался, поехал, исповедал и причастил умирающую. В 1939 году в Вознесенский храм был назначен почетным настоятелем благочинный из города Можайска протоиерей Федор Казанский, имевший весьма дурную славу в Можайске. К отцу Николаю на исповедь подошла тогда женщина и сообщила, что она специально приехала его предупредить, что этот священник чрезвычайно опасен и церковным людям уже принес много зла в Можайске, а об отце Николае они слышали только хорошее, и поскольку к нему приезжает много духовных детей из Москвы, ему надо быть осторожней. Это известие весьма опечалило отца Николая, и он стал думать, как ему избыть очередную беду. А новый настоятель – секретный осведомитель НКВД по кличке Лебедев – сразу же принялся за «работу».

http://fond.ru/kalendar/409/nikolay/

Его Преосвященство Иоаникий Епископ Оренбургский и Уфимский осенью 1844 года получил от начальника таможенного округа сообщение о том, что заботы по украшению храма Вознесения усердием купца Веснина близятся к завершению, новый иконостас заказан в Москве и «в июне 1845 года имеют быть работы окончены». В архивном фонде Оренбургской пограничной таможни сохранился «Технический список Гостиному и Меновому дворам, состоящим в ведении таможни», составленный в середине XIX века: «Гостиный двор построен внутри города Оренбурга из лавок с двумя воротами, на одних — башня, а на других церковь, которая с 1837 по 1845 годы перестроена щедротами Государя Императора, купцами ростовскими Весниным и Дюковым, приношением прихожан. Ценою, примерно, с тремя иконостасами в 250000 рублей серебром». «Устроить под храмом кладовую» В историческом очерке об оренбургском Троицком храме, опубликованном на исходе XIX столетия, священник И. Рассыпнинский уделил внимание и фактам из летописей других православных святынь: «Под Благовещенской церковью была железная лавка симбирского купца Ивана Твердышева, вместе с тем поставщика мяса на оренбургские войска. «Полно тебе торгашом быть, будь помещиком и заводчиком», — сказал губернатор Неплюев. «Капитала нет, человек я бедный», — ответил Твердышев. «Согласись только, всё остальное будет»,- сказал губернатор. Не далее как через пять лет лавочник из-под Благовещенской церкви Твердышев уже потомственный дворянин, пожалованный Императрицей Елизаветой Петровной прямо в коллежские асессоры, был владельцем трёх горных заводов, помещиком 4000 крестьянских душ, обладателем громадного числа земель, лесов и всяких угодьев. Чудно всё творилось в XVIII столетии!» Благовещенский храм волею судеб превратился в Вознесенский, а в середине XIX века под ним вновь появилась торговая точка, но с иным содержимым. Оренбургский городской голова в июне 1866 года, обращаясь к начальнику таможенного округа, сообщал: «При существовании на Гостином дворе ворот для проезда под храмом во имя Вознесения Господа Иисуса Христа происходят по замечаниям общества купцов, принадлежащих к приходу этого храма, разные неблагопристойности в самом этом проезде, почему купеческое общество желало бы проезд этот закрыть и вместо оного устроить для храма кладовую, а для проезда рядом с церковью из одной или двух лавок устроить другие ворота, с тем что устройство это принимает общество купцов на свой счёт.

http://sobory.ru/article/?object=49342

По сведениям писцовой книги 1676-1683 годов, Вознесенский храм в конце XVII века имел одиннадцать глав, из которых до нашего времени сохранилось только семь. Храм представляет собой сложную многообъемную композицию возникшую, вероятно, в результате нескольких строительных периодов. Известно, что в 1742 году перестраивалась алтарная апсида церкви. Основной небольшой квадратный в плане пятиглавый бесстолпный храм перекрыт сомкнутым сводом, несущим ряды декоративных кокошников, с центральным световым барабаном. Храм с трех сторон окружен двухэтажными приделами, с западной стороны примыкает наружная, крытая, с рундуками каменная лестница. По ней поднимались в помещения второго этажа. С северной стороны находится двухэтажная пристройка, огибающая основной объем также и с запада, где возвышается колокольня, составляющая с храмом единое целое. Башенная часть колокольни, как это можно судить по ее композиции и деталям, появилась в результате одной из перестроек храма в XVIII веке. С южной стороны к главному храму примыкает изящная пристройка – придел, увенчанный главкой на двойном высоком барабане. В наружном украшении храма впервые в Устюге использованы различные изразцы (скорей всего произведенные в Москве, так как в то время в Устюге еще не было своего изразцового производства). Пожар 1715 года уничтожил в церкви древнюю утварь и иконостас с иконами. Существующий в основном храме (Вознесения Господня) резной позолоченный пятиярусный иконостас относится к 1744 году, иконы являются произведениями живописи середины XVIII века. Когда-то здесь в тумбе за престолом стоял старинный деревянный выносной крест обитый просечным железом, с резным Распятием. В иконостасе часовни (бывший придел Богоматери Одигитрии) находился древний образ Божией Матери Всех Скорбящих с жемчужной ризой. Над дверями и в простенках было помещено не мало довольно древних образов. Небольшой четырехъярусный иконостас такого же типа украшает и теплую Воскресенскую церковь. Его отличием является то, что створки царских врат разделены на несколько филенок, заполненных кружевом просечного железа.

http://sobory.ru/article/?object=00248

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010