Свято-Успенский кафедральный собор (Махачкала) : Храмы [ править править код ] Свято-Успенский кафедральный собор (Махачкала) [ править править код ] Свято-Успенский кафедральный собор (Собор во имя иконы Успения Пресвятой Богородицы, основанный в 1906 г.) — главный и единственный православный храм Махачкалы с 50-х годов XX века, когда в 1952 году был снесён собор Святого Александра Невского (1891—1952 гг) располагавшийся на площади Ленина, на месте нынешнего здания правительства Дагестана. После революции храм был закрыт, а в его помещении в разные годы располагались склад и магазин. Богослужения были возобновлены только в 1943 году. В 1969 году по благословению Патриарха Алексия I в церковь был передан иконостас из церкви Святого Архангела Гавриила (Меньшикова башня), что расположена в Москве в Архангельском переулке. Является главным православным храмом Республики Дагестан. Приход относится к Махачкалинскому благочинию Владикавказской и Махачкалинской епархии РПЦ. Адрес : 367012 , Россия, Республика Дагестан, Махачкала, ул. Орджоникидзе (Кадырова), д.148 Телефон : +7 (8722) 69-18-09 Подробнее... Храм равноапостольного князя Владимира (Махачкала) [ править править код ] Князь-Владимирский храм, расположенный на территории правительственного комплекса на центральной площади г. Махачкалы, построен по благословению архиепископа Махачкалинского и Грозненского Варлаама при содействии Калининой Инны Васильевны на месте разрушенного в 1953 году собора в честь святого благоверного великого князя Александра Невского и освящен в честь святого равноапостольного великого князя Владимира в память 1000-летия со дня его преставления. Открытие храма прошло в торжественной обстановке 7 мая 2016 года. 9 июня 2016 года, в праздник Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, архиепископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам совершил чин великого освящения Князь-Владимирского храма. Адрес: Махачкала, площадь Ленина, д. 1А. Подробнее... Проезд из Москвы/из Санкт-Петербурга [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Махачкала

Документы рассказывают, каким был в 1861 году иконостас нового устройства: «вышиной около 6 саженей, а ширина 4 с половиной сажени, поставлен в четыре яруса, а по бокам от северных и южных дверей имеет небольшое углубление в алтарь. Украшающие иконостас 8 колонн первого става и 4 третьего, равно вся узорчатая резьба, покрывающая большую часть его, сплошь вызолочены двойником по гульфарбе, а прочие места иконостаса выкрашены голубою краскою, кроме тумб под колоннами, которые выкрашены под вид мрамора» Царские врата, составленные из набранной на решетчатом столярстве резьбы, вызолочены: «На верху оных врат Дух Святый в виде голубиной, резной, посеребрянный ... Потом выше потир резной позолоченный, окруженный резным же позолоченным сиянием, а далее выше над потиром на резных высеребрянных облаках Господь Саваоф во Славе Своей, окруженный семью резными херувимами, по сторонам которого на карнизах предстоят ему на коленях два резные ангела». Над северной и южной дверями располагались резные позолоченные ангелы «с трубами, на боку их устроено вроде треугольника, в середине которого резное Всевидящее Око». Иконостас был увенчан «резным изображением Воскресения Христа Спасителя, окруженным резным же позолоченным сиянием». К началу XX в. большинство находившихся в Свято-Вознесенской церкви икон были произведениями нового письма, написанными в XIX веке, за исключением нескольких икон старой живописи, созданных в XVIII в. Одной из самых древних и ценных была хранившаяся в алтаре икона «Господь Саваоф во Славе Своей с Сыном и Духом Святым» с облетающими 8 Серафимами. По углам доски были изображены благовестники четырёх Евангелистов. На всех изображениях венцы были медные, отбеленные, кроме Духа Святого, двух Серафимов и Благовестников. Эта икона старинной живописи, мерой 1 аршин 3 вершка вышины и 1 аршин 3 вершка ширины, к сожалению, до наших дней не сохранилась. Свои иконостасы имелись и в приделах Пророка Илии и Николая Чудотворца. В алтаре Пророка Илии находилась старинная икона Муромской Богоматери, написанная ещё в XVII столетии и перенесенная в храм из старой деревянной церкви. Икона, к счастью, сохранилась, она была реставрирована в 1987 году в Москве и в настоящее время хранится в Национальном музее Республики Коми.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Вознесен...

Диакон Николай Маслов успешно окончил Пятые пастырские курсы в марте 1914 года и тотчас вместе с еще двумя выпускниками подал прошение об определении на какое-либо священническое место в Саратовской епархии. 19 марта епископ Саратовский и Царицынский Алексий (Дородницын) распорядился сделать запросы о нем консистории. Заведующий курсами епископ Верейский Модест (Никитин) ответил 3 апреля, что отец Николай является знатоком пения, отличается прекрасным поведением - очень тактичен и миролюбив. Тверская консистория 13 мая уведомила, что «Маслов по службе всегда аккуратен, исправен и вообще к исполнению своих обязанностей относится с должным вниманием и усердием». 3 июня 1914 года диакон Николай Маслов был назначен, а в первый день Петрова поста - 15 июня - был рукоположен епископом Алексием во иерея. Хиротония состоялась в Крестовой церкви Архиерейского дома. Местом служения его была определена Александро-Невская церковь небольшого села Кадомцево Вольского уезда (сейчас - село Кадомка Воскресенского района Саратовской области). Известно, что до отца Николая туда был назначен его однокашник, «окончивший пятые пастырские курсы в гор. Москве» - Георгий Христин. Деревянный однопрестольный храм в этом селе был построен в 1887 году тщанием прихожан. В штате были только священник и псаломщик. К приходу была приписана деревня Новая Новиковка. В селе была общая для мальчиков и девочек церковно-приходская школа, где отец Николай преподавал Закон Божий, а в находившейся в 3,5 верстах деревне - школа грамоты. Через два года, 28 сентября 1916 года, священник был перемещен к Вознесенской церкви Скрябинского женского монастыря Сердобского уезда Саратовской губернии (ныне это территория Пензенской области). Каменный храм обители рядом с селом Скрябино был построен в «русско-византийском» стиле в 1891 году тщанием тамбовского почетного потомственного гражданина Андрея Михайловича Носова. Главный престол был освящен в честь Вознесения Господня, было два придела - в честь Успения Пресвятой Богородицы и преподобномученика Андрея Критского. По штату монастырю было положено два священника и диакон, но священник в обители служил с диаконом один. С 1912 года обитель возглавляла игумения Леонида 1857 года рождения, получившая домашнее образование. Монашеский постриг мать Леонида приняла в 1903 году, в 1913-м была возведена в сан игумении. По данным 1912 года, в монастыре проживало 18 мантийных монахинь и 148 послушниц, которые сами обрабатывали несколько десятков десятин земли. При монастыре действовали церковно-приходская школа с хорошей библиотекой и приют для девочек. 24 мая 1917 года настоятельницей Скрябинского монастыря была назначена монахиня Нина.

http://ruskline.ru/opp/2019/fevral/7/sto...

Церковь была окончена и освящена только в 1788 году. По неизвестной причине в промежутке между 1783 и 1788 годом Измайлов отказался от идеи посвящения преподобной Марии Египетской, и в итоге верхний храм был освящен в честь Владимирской иконы Божией Матери. По мнению некоторых исследователей, в этот же промежуток времени произошла смена архитектора. Если изначальный проект принадлежал Баженову, то примерно с 1785 года достраивал церковь в Быкове другой выдающийся зодчий, знакомый Измайлову по «Экспедиции кремлевских строений» – Матвей Казаков. Отсюда, возможно, и разные мнения среди теоретиков архитектуры, одни из которых приписывали авторство храма Баженову, другие – Казакову. Церковь в Быкове построена в «готическом» вкусе, в том смысле, который вкладывали в это слово в прошлом. Готикой называли всё необычное, что выходило за рамки канонов барокко или классицизма. Например, в 1913 году священник Н. В. Лихачев называл «строго готической» Вознесенскую церковь в Коломенском. Облик Владимирского храма в Быково сегодня кажется подчеркнуто «европейским», однако архитектор вдохновлялся в равной степени древнерусскими и даже восточными образцами. Можно предположить, что редкая овальная форма центральной части церкви в Быкове навеяна видом Кувуклии в храме Гроба Господня в Иерусалиме. Такую же форму имеет еще одна причудливая подмосковная церковь – Преображенский храм в Спасо-Вифанском монастыре в Сергиевом Посаде. Эта церковь строилась почти одновременно с быковской с 1783 по 1787 годы, а ее заказчик уже упоминавшийся митрополит Платон (Левшин) лично знал Измайлова. Церковь в Спасо-Вифанском монастыре действительно символизировала палестинские святыни: на первом этаже помещалась стилизованная пещера праведного Лазаря, а второй этаж изображал гору Фавор. Церковь в Быкове в 1948-1952 гг. Источник: Музей архитектуры им. А. В. Щусева Был у Баженова и опыт строительства сооружений в восточном стиле. В 1775 году по случаю заключения Кючук-Кайнарджийского мира с Турцией Василий Баженов строил увеселительные павильоны на Ходынском поле в Москве. Облик фантастических построек был навеян турецкой архитектурой. Павильоны украшали многочисленные башенки, каланчи и минареты. В екатерининскую эпоху многие мечтали о восстановлении греческой империи и освобождении Константинополя, так что башенки и шпили церкви в Быкове могли иметь и восточное «византийское» происхождение.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Иеродиакон Каллист (Косулин), 57 лет, Троице-Сергиева Лавра Основное послушание отца Каллиста было на Ключарне Лавры. К исполнению этого послушания он подходил с большой ответственностью. Приходилось вставать раньше всех (чтобы выдать ключи всем пономарям храмов), а ложиться — позже всех (пока все храмы не закроются после уборок). Зимой же было необходимо просыпаться еще раньше, чтобы расчистить дорогу для братии к Ключарне. Отец Каллист был добр и всегда старался поддержать братию в трудную минуту приветливым словом и искренней улыбкой. Настоятель храма УПЦ МП священник Алексей   Иродов, 48 лет. “Я не знаю, где найти слова, чтобы выразить ту внутреннюю боль от утраты такого родного моему сердцу человека. Человека, который всегда был предельно честен и никогда ни перед кем не заискивал. Человека, готового всегда прийти на помощь. Человека, который всегда так тонко понимал мою душу и всегда был для меня поддержкой и опорой в любых жизненных ситуациях. На своем жизненном пути я не встречал другого такого же честного, достойного, мудрого и отзывчивого священника, настоящего Батюшки!», — написал Настоятель храма святого Александра Невского, Винница, священник Виктор Парандюк . Протоиерей Александр Воскобойников, 59 лет,  Санкт-Петербург, клирик апостола Петра в Веселом поселке. «Заботами протоиерея Александра Воскобойникова построен храм апостола Петра в Веселом поселке, создана приходская община… Я видел, каким высоким пастырским авторитетом пользовался отец Александр у клира и прихожан… Господь призвал его в особое время — светлые пасхальные дни», — отметил митрополит Варсонофий.   Основатель и духовник Свято-Введенского монастыря архимандрит Амвросий (Юрасов) Архимандрит Амвросий (Юрасов) родился в 1938 году в Алтайском крае. Закончил Московскую духовную семинарию.  Настоятелем Вознесенского собора в Иванове был назначен в 2006 году. Главный врач Троицкой Сергиевой лавры и Московской духовной академии игумен Тихон (Барсуков) Игумен Тихон (в миру — Александр Яковлевич Барсуков) родился на Алтае 11 ноября 1954 года. После школы он учился в Алтайском государственном медицинском университете, а окончив его, проработал шесть лет в Медико-санитарном отделе 27 3-го Главного управления медздрава СССР. В 1987 году закончил клиническую ординатуру в Москве и был принят на работу в Центральную клиническую больницу восстановительного лечения при Федеральном медико-биологическом агентстве России.

http://pravmir.ru/svyashhennosluzhiteli-...

— Не могут же они носиться по школе как угорелые вместе с остальными?  — Может, они и не носятся, но ходят очень уверенно. Вы и не поймете, что перед вами слепой ребенок, — улыбнулась Виктория Владимировна. — Мы учим детей ориентироваться по школе в совершенстве. Они знают на память все лестницы, коридоры, повороты и классы, так что найдут любой уголок лучше нас с вами. И читают много, и на компьютере работают, и спортом занимаются, и даже из бисера плетут.  Те, кто не хотел бы вкладывать в детей душу, просто не работают в школе, уверяет директор. — Знаете, у нас несколько лет назад мальчик школу закончил — Сагиб. Он из азербайджанской семьи, которая здесь, в Твери, держит сеть ресторанов. В процессе обучения Сагиба его дедушка к отцу Валерию креститься пришел. Отец Валерий спросил, зачем ему это. Он ответил: «Потому что ваш Бог — это любовь».  Потеряли мобильность из-за пандемии В пандемию отец Валерий начал ограничиваться лишь посещениями Тверской школы До этого, напротив, чаще школа выезжала вместе со священником. Он не только организовывал поездки и сопровождал детей, но обеспечивал им комфортабельный автобус. У школы есть свой «пазик», но на нем далеко не уедешь — тряско, детям тяжело. Школьники были в Москве, в Третьяковской галерее, несколько раз ездили в Сергиев Посад, участвовали в фестивале «Пасхальная радость». Со школьными спектаклями ездят по военным частям.  — Мы постоянно ездили в Дудино, — рассказывает директор Виктория Татаринова. — Еще с тех пор, когда отец Валерий храм Вознесения Господня только начинал восстанавливать. Уже 11 лет. Сначала там доски убирали старые, листву сгребали. Потом мусор из храма вытаскивали. Когда хозяйство при храме появилось, стали помогать картофель собирать. Конечно, много пользы мы не принесли, но нашим детям очень полезно трудиться. Есть у нас такая проблема небольшая: когда к нам гости или спонсоры приходят, все наших детей жалеют, подарки дарят, и они уже к этому привыкли. Уже спрашивают: а подарки будут? Для разнообразия очень хорошо немного поработать. Ну и, конечно, мы были на открытии храма, ездили на литургии. И для детей, и для нас это каждый раз был праздник. К сожалению, с начала пандемии мы в Дудино больше не были. Просим отца Валерия каждую неделю, но он пока не может согласовать.

http://pravmir.ru/vy-i-ne-pojmete-chto-p...

Оставшись вдовой после двадцати трех лет брака, Евдокия посвятила жизнь Церкви и духовным подвигам. В то же время есть основания полагать, что она проявила себя и как умелая хозяйка многочисленных вотчин — об этом свидетельствует ее активная строительная деятельность, на которую требовались солидные средства. Жизнь Евдокии после смерти Дмитрия Донского характеризуется летописным «Сказанием о блаженной великой княгини Евдокии во инокинях Евфросинии», составленном в традиционном стиле древнерусской литературы похвалы умершим князьям: «По преставлении же супруга своего великаго князя Дмитрея Ивановичя по Бозе трудолюбезно пребываше, воздержанием же плоть свою изнуряа, целомудрие же съхраняа и чистоту душевную, вкупе же и телесную со всецем смиреномудрием просвещая, прочее же милостивным нищелюбием богоугодное житие исправляа, кроме всякого тщеславия, имиже въможно есть Богу угодити». Наиболее известным и, пожалуй, самым главным детищем Евдокии в последние годы жизни становится Вознесенский женский монастырь, основанный ею в Московском Кремле за Фроловскими воротами на месте княжеских теремов (разобран в 1929 году). Эта обитель стала третьим женским монастырем Москвы. Уже в XV столетии устанавливается традиция, по которой собор монастыря служил усыпальницей великих княгинь (впоследствии — цариц) и женщин из правящего дома. Аполлинарий Васнецов. Московский Кремль при Дмитрии Донском. Акварель      Именно в Вознесенском монастыре 17 (30) мая 1407 года незадолго до смерти Евдокия приняла монашеский постриг с именем Евфросиния (в переводе с греческого — «радость»). 7 (20) июля 1407 года она преставилась ко Господу и была погребена здесь же. В XIX веке Ефвросиния была местночтимо канонизирована и оказалась на долгое время, до прославления великой княгини Елисаветы, единственной женщиной в соборе московских святых. Более того, канонизация Ефросинии состоялась намного раньше прославления ее мужа, Дмитрия Донского, который был причислен к лику святых лишь в 1988 году. Осенью 1999 года состоялось знаменательное событие, по сути являющееся вторым обретением мощей Евфросинии. Археолог Т.Д. Панова завершила исследование предполагаемых мощей великой княгини, находившихся вместе с другими останками после разрушения Вознесенского монастыря в подклете Архангельского собора, и надежно подтвердила их подлинность. В настоящее время в Москве в районе Котловки строится храм в честь преподобной Евфросинии (Евдокии), великой княгини Московской.

http://pravoslavie.ru/3334.html

11 мая 2019 года архиепископ Егорьевский Матфей, управляющий Северо-Восточным и Западным викариатствами, совершил чин освящения закладного камня в основание строящегося храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Двухэтажная Казанская церковь была возведена в рамках Программы строительства православных храмов в Москве. Архитектор храма – протоиерей Андрей Юревич в соавторстве с Владимиром Медиевским. Первая литургия в нижнем храме была совершена в праздник Казанской иконы Божией Матери 21 июля 2021 года, а в верхнем храме – на Пасху 2023 года. Фото: foto. patriarchia.ru Епископ Петр (Зобов Дмитрий Валентинович) родился 26 июня 1973 г. в г. Воскресенске Московской обл. В 1980-1988 гг. обучался в средней школе 17 г. Воскресенска; в 1988–1992 гг. – в Воскресенском химико-механическом техникуме, в 1992-1995 гг. – в Российском химико-технологическом университете имени Д.И. Менделеева. В 1995-1996 гг. алтарничал в храме Воздвижения Креста Господня пос. Палех Ивановской обл. В 1996 г. – библиотекарь, почтальон, экскурсовод Николо-Шартомского мужского монастыря Шуйской епархии. 18 августа 1996 г. в соборе Преображения Господня г. Иваново архиепископом Ивановским и Кинешемским Амвросием рукоположен в сан диакона. 19 августа 1996 г. в Преображенском соборе г. Иваново архиепископом Ивановским Амвросием рукоположен в сан пресвитера. 29 ноября 1996 г. в Николо-Шартомском монастыре архиепископом Ивановским Амвросием пострижен в мантию с именем Петр в честь свт. Петра, митрополита Киевского. В 1996 г. – клирик Николо-Шартомского монастыря. В 1996–1998 гг. – клирик собора Воскресения Господня г. Шуя Ивановской обл. В 1998-1999 гг. – келарь Николо-Шартомского монастыря. В 1999–2003 гг. обучался в Коломенской духовной семинарии. С 1999 года служил в ряде храмов Ивановской области – подворьях Николо-Шартомского монастыря. В 2006 г. возведен в сан игумена. В 2006–2018 гг. – преподаватель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской духовной семинарии. Решением Священного Синода от 12 марта 2024 г. (журнал 14) избран епископом Кудымкарским и Верещагинским.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

По просьбе патриарха Адриана в 1694 г. свт. Димитрий Ростовский составил службу К. м. и написал Слово на день памяти этих святых ( Державин А., прот. Четии Минеи свт. Димитрия, митр. Ростовского, как церк.-ист. и литературный памятник//БТ. 1976. Т. 15. С. 99, 111; СККДР. Вып. 3. Ч. 1. С. 262). В Москве 1-я деревянная церковь во имя К. м. была построена в 1697 или 1698 г. недалеко от Новинского вала. Ее возвели по обету патриарха Адриана после его исцеления в 1696 г. от паралича, к-рое он связывал с чудесной помощью К. м. В правление имп. Анны Иоанновны деревянная церковь сгорела, в 1732-1735 гг. рядом было построено совр. каменное здание, в 1736 г. был освящен придельный престол во имя арх. Михаила, а в 1738 г.- главный престол во имя К. м. В 1929 г. храм был закрыт; его передали городской жен. тюрьме, располагавшейся по соседству, а затем - ОГПУ. В 70-х гг. ХХ в. здание храма занимало учреждение «Гипробытпром»; в 1976-1979 гг. была проведена реставрация церкви, на купол был возвращен крест. Передача храма РПЦ состоялась в 1992 г., богослужения в нем возобновились с апр. 1994 г. В 2004 г. из ц. св. Иоанна Предтечи на Пресне была возвращена храмовая икона - образ К. м. с частицей мощей этих святых. В Москве известен еще один храм, посвященный К. м.,- домовая церковь гр. В. Г. Орлова, которая была построена в связи с эпидемией чумы 1771 г. Кроме того, придел во имя К. м. имеется в ц. Вознесения Господня за Серпуховскими воротами. Каменную церковь начали строить в 1696 г. на средства царевича Алексея Петровича. Видимо, посвящение придела связано с особым почитанием К. м. при патриархе Адриане ( Паламарчук П. Г. Сорок сороков. М., 1994. Т. 2. С. 110-111; 1995. Т. 3. С. 123, 149-150). В 1696 или 1697 г. был устроен придел во имя К. м. в новгородском Николо-Дворищенском соборе ( Круговых Л. Н. История приделов Николо-Дворищенского собора//НИС. 1999. Вып. 7(17). С. 174-178). Кроме того, частицы мощей К. м. были вложены в икону этих святых в Успенском соборе Астрахани (из иконостаса нижнего храма в честь Владимирской иконы Божией Матери). В Вышенском мон-ре также находились икона и ковчег с частицами мощей К. м.

http://pravenc.ru/text/1684590.html

С бабушкой мы впервые увиделись, когда мне было 19 лет. Тогда я выиграл в лотерею и с этими деньгами отправился в Россию – сначала побывал в Москве, Загорске и Ленинграде, а потом поехал в Харьков. В тот раз я повез бабушку на такси в церковь. Все были в восторге, что на службу пришел молодой человек, который к тому же еще и читал Шестопсалмие. В те годы это было редкостью. Я же считаю, что мне оказали тем самым большую честь. Бабушка тогда стояла в храме и вся буквально сияла Бабушка тогда стояла в храме и вся буквально сияла. Она была очень довольна, что приехал внук, которого она не видела ни разу и который вместе с ней пошел на службу. Я ничуть не был удивлен, что бабушка ходит в храм, несмотря на то, что в советское время это не поощрялось. Она была очень верующим человеком и часто приходила на богослужения. Кроме того, ее брат, игумен Тихон (Подгаевский), принявший постриг в Югославии, по возвращении в СССР служил неподалеку от Харькова. В тот мой приезд он и мне показывал харьковские храмы. Интересно, что отец Тихон, будучи монахом, ходил в светской одежде, – такое было время. Харьков. Игумен Тихон. 1969 Было очень трогательно, когда вечером местные монахини, которые так прекрасно пели во время службы на клиросе, принесли мне знаменитые украинские вареники, а также записочки о здравии и за упокой. Дело в том, что после Харькова я собирался в Иерусалим, на Елеонскую гору, к празднику Вознесения Господня. Конечно же, я исполнил их просьбу. Это была моя единственная встреча с бабушкой, больше увидеться нам не привелось. Но моя мама часто мне рассказывала о ней. Любимым выражением мамы было: «Хай Бог милуе», и от бабушки в Харькове я тоже часто слышал эти слова. Я думаю, они для меня важны и сейчас. Отец Виктор (в центре) на могиле игумена Тихона. Харьков, 2019 Рейтинг: 9.9 Голосов: 808 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Владимир Григорьевич 11 января 2022, 16:28 Спасибо автору за интересные воспоминания. Многие наши соотечественники ссылаются на трудности " советских времен " . На мой взгляд - это самооправдание. Кто истинно верил, тот и в церковь ходил. Церковь " Всех святых " на Соколе не закрывалась. На пасху очередь на освящение куличей стояла от нынешнего " Гидропроекта " . Люди ездили в " Загорск " , в лавру и на источник. Наша соседка - пожилая женщина в 50 годы ходила пешком в " Киево-Печерскую лавру " на богомолье и обратно, возвращалась поздней осенью. Люди по дорогое принимали её на ночлег! Вот, что значит вера! Комфортной веры никогда не было и не будет. Кто ищет Бога, тому Он и помогает! Да хранит Всех Господь!

http://pravoslavie.ru/143750.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010