Вероятно, это обстоятельство сыграло роль в том, что в 1834-1840 годы на средства простых прихожан был построен богатый по сельским меркам каменный храм Вознесения Господня с приделами Николая Чудотворца и Грузинской Божией Матери. До революции в Подмосковье было только три храма с престолами, освященными в честь Грузинской иконы: в усадьбе Кривякино (ныне в черте города Воскресенска), в селе Якшино (городской округ Чехов) и в Борщево под Клином. Кривякинский храм сейчас не действует: находится на территории музея. Церковь в Якшино снесли в 1950-е годы, а нынешний храм был построен заново около 20 лет назад. Таким образом, Вознесенский храм в Борщево с приделом Грузинской иконы Божией Матери является единственным исторически сохранившимся и никогда не закрывавшимся храмом со столь редким для Подмосковья посвящением придела. Оригинал Грузинской иконы Богородицы находился в Красногорском монастыре Пинежского уезда Архангельской губернии. По преданию, образ был вывезен из покоренной персами Грузии в 1622 году. Завоеватели похитили многие христианские святыни в правление шаха Аббаса, а затем некоторые из них были проданы набожным русским купцам. Среди этих реликвий, выкупленных у персов, была Грузинская икона Божией Матери. Ее приобрел в 1625 году приказчик ярославского торговца Григория Лыткина Стефан Лазарев. Сам купец Лыткин несколько раз во сне получал приказание от Господа привезти грузинскую икону в Красногорский архангельский монастырь. Лыткин исполнил божественное повеление, и с тех пор образ прославился в северной обители многочисленными чудесами, первым среди которых было исцеление глухого и слепого инока. Слава о чудотворном образе распространилась по всей России, а в 1650 году патриарх Никон установил празднование новой иконе 22 августа (по старому стилю). В Москве несколько лет спустя прославились два чудотворных списка Грузинской иконы: в Троицкой церкви в Никитниках у бывших Варварских ворот и в Алексеевском монастыре. В 1654 году в Москву из Красногорской обители для обновления красок была временно принесена чудотворная Грузинская икона. Серебряных дел мастер Евдокимов, у которого был тяжело болен сын, попросил позволения священника перенести чудотворный образ к себе домой. Желание его было исполнено, и после молебна сын Евдокимова полностью выздоровел. В благодарность за это мастер заказал точную копию иконы, которую затем поместил в Троицкую церковь у Варварских ворот Китай-Города. В том же 1654 году был обретен второй московский список Грузинской иконы в Алексеевском монастыре.

http://sobory.ru/article/?object=08171

Третий, верхний храм – духовный, божественный, имевший Форму круга как выражение бесконечности нашего духа, посвящался Воскресению Христову. Он должен был освещаться обильным, полным светом, насколько позволяли условия архитектуры, – в знак того, что в духовной жизни обилие света, полное господство добра. Плафон (внутренняя сторона) купола, изображавший отверстое небо, долженствовал освещаться невидимыми окнами, алтарь же получал свет чрез оконные стекла с изображением на них Воскресения Христова. (Из этого храма, как источника света, свет проникал и в храм Преображения, в котором поэтому и царствовал полусвет). На стенах этого храма предполагалось изобразить историю Спасителя после Его Воскресения – явления Его ученикам в духовном, прославленном теле и наконец Вознесение как отшествие из этого мира на небо, в полноту славы Божией. Духовный мир окружают и существа духовные – ангелы. Такова была глубокая, возвышенная и многообъемлющая идея тройственного Витбергова храма, посвященного Богочеловеку – Христу, явившемуся на землю в уничижении, показавшему мерцание своей божественной славы в преображении и оставившему этот мир в полном сиянии славы, равно показавшему и нам путь восхождения от славы в славу. Лестница, шириною более 50-ти сажей, начинаясь в 70-ти саженях от предположенной на берегу Москвы-реки набережной, идет пятью огромными уступами, которые, служа основанием всему зданию, ведут до половины горы, где должен быть устроен нижний храм, возвышающийся до вершины горы, на 15 саженей, причем и лестница, разделяясь на две стороны принимает новый оборот. Там начинается средний храм с богатым предхрамием, или обходом, шириною до 5-ти, а длиною до 80-ти саженей с каждой стороны. Выше его, вокруг огромного купола, 25 саженей в поперечнике, начинается верхний храм. Вокруг обхода иди колоннады среднего храма, поддерживавшей главный купол храма, помещались статуи главнейших добродетелей – с одной стороны добродетелей Ветхого Завета, а с другой – Нового Завета. Эти добродетели (вера, надежда, любовь, чистота, смирение и проч.) открывают вход в истинный храм Христов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По сведениям 1699 г., «за Вознесенским девичьим монастырем, что на Москве», числилось в разных уездах 2127 дворов (Владения и крепостные крестьяне Рус. Церкви в кон. XVII в. М., 1988. С. 59). Собор 1407-1467 гг. был разобран в 1518 г. «ветхости ради»; в том же году 10 авг. был заложен храм, освященный 9 мая 1521 г., в праздник Вознесения Господня, митр. Московским и всея Руси Варлаамом . В традиционной для подобных известий структуре летописного текста вместо вел. княгини назван вел. князь, что означает, как правило, использование для строительства средств из великокняжеской казны, а значит - пресечение традиции прямого покровительства вел. княгинь мон-рю ( Баталов. 1996. С. 32-33). В то же время в летописях нач. XVI в. М. В. м. назван «монастырем великих княгинь», что можно трактовать не иначе как утвердившееся назначение к нач. XVI в. его как усыпальницы. Строительство 3-го каменного здания собора при царе Феодоре Иоанновиче было обусловлено теми же причинами, что и возведение прежних храмов и мон-рей: пожарами в Москве. Так, в 1547 г. выгорел весь М. В. м., погибли 10 стариц и все церковное имущество, за исключением образа «Одигитрии», вынесенного из огня священником. Возможно, это мог быть список, выполненный Дионисием . В пожаре 24 мая 1571 г. мон-рь снова пострадал, погибли насельницы. Особую главу в истории М. В. м. составляют события, связанные с чудесными явлениями 1521 г., свидетельницами к-рых оказались насельницы и прихожанки монастырских церквей, впосл. описанные в Никоновской летописи и Лицевом летописном своде (70-е гг. XVI в.). Известие озаглавлено «Видение необычно и милостивно инокине слепой» и связано с горячими молитвами москвичей в 1521 г. в ожидании набега крымских татар на столицу; чудесные явления происходили также по молитвам св. Василию Блаженному. Особенно пространным является лицевой цикл, включающий 9 миниатюр (Шумиловский том//РНБ. F. IV. 232. Л. 838 об.- 844) - готовый «набор» композиций для житийного цикла (для иконописи или шитья). Элементом, объединяющим его различные изобразительные компоненты, является фигура (или полуфигура) слепой инокини присутствовавшей во время торжественного выхода из храма и городских ворот Московских святителей с Владимирской иконой Божией Матери.

http://pravenc.ru/text/2564202.html

Источник: Слобода Люботин на р. Люботинке, в 20 верстах от Харькова и в 23 от Валок. Нынешний каменный храм построен в 1811 г.; в 1836 г., при устроении нового иконостаса, он, по желанию прихожан, освящен во имя Вознесения Господня. На устроение нового иконостаса крестьянин Иван Вовченко пожертвовал 2000 руб. ассигнациями. Пожертвования других замечательны и по обстоятельствам... Так супруга помещика Василия Абазы Татиана пожертвовала 4000 руб. ассигн. по случаю болезни ея, и ея болезнь вскоре после того кончилась. Казенный крестьянин Григорий Даниленко пожертвовал на иконостас 500 руб. ассигн. Случай, возбудивший его к этому,- внезапная смерть двух сыновей, постигшая их в один день. Казенный крестьянин Тарасий Кононенко пожертвовал в 1838 г. на серебренную вызлощенную ризу, сделанную по заказу в Москве на икону св. м. Параскевы, 270 руб. и на хоругви 600 руб. ассигн. Эта благотворительность пробуждена была тем, что семейство Кононенка, заключавшееся в жене, 2 сыновьях и 3 дочерях, вымерло от чахотки в один год... В Люботинском храме есть древняя курская икона Знамения Божией Матери, к коей жители Люботина издавна притекали и притекают с особенным благоговением и верою. Особенно 1847 и 1848 г. - гибельное время холеры, доказало, до какой степени Люботинцы благоговеют к Божией Матери; целые два месяца не умолкало молебствие по домам и распутиям, св. икону носили везде, гдте только можно было ходить, последняя хижина сего прихода не лишалась присутствия св. иконы, и, благодарение Господу Богу и Его Пречистой Матери, - приход, по числу душ его, мало потерпел утраты. Все прихожане единодушно согласились в память избавленья от страха смерти совершать на всегда в воскресные дни пред божественною литургиею молебствие пред св. ликом Божией Матери. Это и выполняется. Устное предание полагает существованию сей иконы около ста лет; в храм внесена она бывшим в 1820 г. при Люботинской церкви священвиком Феодором Литинским, а к нему поступила от родственницы его помещицы Фесенковой.

http://sobory.ru/article/?object=03849

О постройках первых лет существования обители ничего не известно. В 1692 г. заложили новый каменный двухъярусный собор в честь Вознесения Господня. Нижнюю церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы освятили 15 июля 1701 г. Постройка верхнего Вознесенского храма началась в 1709 г. и была задержана указом от 9 октября 1714 г. о прекращении каменного строительства по всей России, кроме Петербурга. Собор закончили постройкой и освятили в 1730 г. На первом ярусе в трапезной г. стараниями Я.В. Маренцова устроили придел в честь Тихвинской иконы Божьей Матери. В 1764 г. в числе других Варсонофьевский монастырь упразднили, и в его кельях обосновались части московского гарнизона, а собор стал приходской церковью. В 1820 г. колокольня, находившаяся на крутом спуске, дала опасные трещины и была разобрана. Взамен нее в 1833 г. выстроили новую звонницу в стиле ампир. Главный храм был одной из самых интересных построек рубежа XVII–XVIII веков. Поездка царя Петра I в Европу вместе с Великим посольством в 1697–1698 гг. резко изменила все направление русской архитектуры. В Москве ненадолго устанавливается как бы «голландский архитектурный вкус» – так много архитектурных заимствований из архитектуры Западной Европы было в постройках этого времени. И заимствований не наивно-доморощенных, как в XVII веке, а профессионально освоенных и переработанных. Этот новый стиль некоторые историки архитектуры предлагают называть «стилем Великого посольства». Высокий четверик храма стоял на высоком подклете, окруженном арочной галереей. Четверик двухъярусный, с двумя рядами больших окон, завершался в центре стены люкарной с круглым окном. Выше был поставлен мощный восьмерик, украшенный пилястрами. Над ним – восемь люкарн с овальными медальонами, в которых размещались изображения святых. Завершал здание купол сложной формы на восьмигранном барабане, украшенном валютами. Архитектурные формы Вознесенского храма стали служить образцом для многих церквей Москвы и Подмосковья первой половины XVIII века.

http://sobory.ru/article/?object=34250

В 2006 году у монастыря появилось подворье в первопрестольной Москве - храм Иерусалимской иконы Божией Матери за Покровской заставой (ул. Талалихина, 24). Этот храм был построен в 1912 году архитектором С.Ф. Вознесенским в стиле русских шатровых храмов XVI века. Он вмещал до 2000 богомольцев и по убранству был один из лучших в Москве. Теперь от его былого великолепия не осталось и следа... Подворье сразу притянуло к себе тех московских прихожан, которые чувствуют особый дух и вкус монастырской молитвы, и стремятся приобщиться хоть отчасти к жизни " земных Ангелов - небесных человеков " - монахов. Вокруг храма сложилась община верующих, храм стал для них тем Домом, где их души нашли благодать и успокоение от многочисленных горестей и забот современной жизни. Храмы [ править править код ] Святыни [ править править код ] Иерусалимская икона Божией Матери. Первописанная Иерусалимская икона Пресвятой Богородицы, по преданию, написана святым апостолом и Евангелистом Лукой в 15-й год по Вознесении Господнем, в Гефсимании. В 463 году Иерусалимская икона была перенесена в Царьград греческим царём Львом Первым, или Великим, и поставлена в храме Богородицы - Пигии, т.е. источника, и пребывала здесь до времени благочестивого царя Ираклия. Когда заступничеством этой иконы скифы, воевавшие против Царьграда, были совершенно побеждены и изгнаны из пределов царства - Иерусалимская икона была перенесена во Влахернскую константинопольскую церковь, где она пребывала до времени царствования Льва Шестого Философа. При нём эта чудотворная икона была перенесена в Херсонес или Корсунь. В 988 году икону принесли в дар великому равноапостольному князю Владимиру, когда он покорил этот город и принял в нём святое Крещение. Впоследствии князь Владимир даровал эту Корсунскую святыню новгородцам, обратившимся в христианскую веру. В новгородском Софийском Соборе она пребывала до царстия Иоанна Васильевича Грозного, который в 1571 году перенёс её в Успенский Собор московского Кремля, откуда в нашествие Наполеона этот святой образ был похищен. Его место занял верный список, взятый из московской церкви Рождества Богородицы, что на Сенях. Промыслом Божиим и подвигом веры самоотверженных православных верующих, Иерусалимская икона была спасена от поругания и уничтожения, настигшего множество православных святынь в годы большевистского террора и последующих гонений на Веру и Церковь. В 1993 году она вернулась в монастырь. Находится в храме Иерусалимской иконы Божией Матери.

http://azbyka.ru/palomnik/Крестовоздвиже...

Камень преткновения Воистину храм Вознесения Господня, возводимый Фондом «Вознесение», стал камнем преткновения. Судите сами. В бедной небольшой Ивановской епархии вновь организованный образовательный фонд взялся за возведение большого Покаянного храма, за привлечение средств на его постройку - не прося у епархии на храм ни единой копейки. Причем, новый Владыка Иосиф неоднократно заявлял, что епархия не имеет к этому строительству никакого отношения. Фонд приглашает его освятить закладной камень - не идет. Приглашают принять участие в крестном ходе - Владыка занят... Но вот происходит любопытное. В 2010 г., дабы заручиться поддержкой Патриарха Кирилла на второй срок губернаторства, М. Мень вместе с еп. Иосифом едут в Москву к Патриарху Кириллу. И... Обещают построить в Иванове храм Вознесения Господня. Патриарх удивлен - найдутся ли в бедной Ивановской губернии такие средства? Но с другой стороны, гарант в лице губернатора сидит рядом... С этой их поездки прошло уже много времени, никакого строительства обещанного ими Патриарху не ведется, оно даже не планируется. Да и странно: зачем строить одновременно два храма Вознесения Господня? Но, судя по всему, второй храм никто и не собирался строить. А об уже строящемся Фондом храме в Москве попросту не знали или забыли. Зато владыка Иосиф ведёт себя странно: все мероприятия Фонда, в том числе и постройку храма, он игнорирует. Но почему-то в 2008 году пригласил к себе предпринимателей, финансирующих строительство храма Вознесения. Те, не предполагая подвоха, ответили на его вопрос, что для окончательного строительства храма, которое уже шло, необходимо 26 млн. рублей и дали обещание принять участие в финансировании стройки. Следующий шаг владыки был таков. В июне 2011 года на собрании духовенства в епархии епископ Иосиф заявил, что у него есть неопровержимые факты (!), что руководство Фонда вместе с игуменьей Свято-Введенского монастыря Марией (Перепеча) - а строящийся храм был приписан к созданному архим. Амвросием женскому Введенскому монастырю - украли из Фонда денежные средства в размере 26 миллионов, пожертвованные на строительство Покаянного Храма-памятника Вознесения Господня в г. Иваново на Вокзальной площади, что эти факты он, епископ Иосиф, передает в следственные органы МВД. Все - в недоумении...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/1...

Вторая линия споров – имя архитектора Вознесенского храма. Одни называют его «неизвестным», но, несомненно, русским мастером. Другие – и их большинство – считают его архитектором итальянского зодчего Петрока Малого, что построил в те же 1530-е годы крепостную стену Китай-города в Москве и дворец Василия III в Коломенском. А раньше коломенский храм Вознесения ошибочно приписывали Алевизу Новому, построившему Архангельский собор в Кремле. Архитектурные элементы и техника Вознесенского храма указывают на знакомство его автора с итальянской архитектурой. Ведь в то время еще продолжались «великие стройки» итальянцев в Москве, где их прозвали «Фрязиными»: не привыкнув к русским морозам, они жаловались на своем языке: «Фре! фре!» – «холодно». Петроку Малому, несмотря на его шедевры, не повезло в России. От «великого мятежа и безгосударствия», начавшегося после смерти Елены Глинской в 1538 году, он бежал в Ливонию, его отправили в Дерпт на суд местного епископа, который решил выдать беглеца московскому князю. Какая судьба его постигла в дальнейшем – неизвестно. Ведь он знал многие тайны московских крепостей, которые русские государи разглашать не хотели. Для понимания символико-архитектурного феномена Вознесенской церкви Коломенского следует обратиться к канонам градостроительной модели средневековой Москвы, осмыслявшей себя «Третьим Римом», и единственной наследницей Византии, и богоизбранной державой, призванной сохранить Православную Церковь, и центром мирового Православия. Средневековая Москва воспроизводила в своем градостроительстве символы главных христианских цивилизаций – Иерусалима, Константинополя, Рима, преемницей которых ощущала себя, и образ Града Божия из Откровения Иоанна Богослова. Москва осмысленно устраивалась как архитектурно-градостроительная икона Града Божия – Небесного Иерусалима – и уподоблялась во образ Святой Земли, связанной с земной жизнью Господа Иисуса Христа. В этой градостроительной модели «Третьего Рима» великокняжескому Коломенскому отводилась особая роль – символизировать иерусалимскую Елеонскую гору, на которой совершилось Вознесение Господне.

http://pravoslavie.ru/523.html

И сильные мира сего этому не препятствуют, и даже в какой-то степени это приветствуется. «Одна актриса мне сказала: сейчас вдруг все начали говорить о духовном преображении России, но – простите меня! – я не вижу этого преображения. Напротив, куда ни посмотришь – везде духовная грязь, безнравственность, цинизм, эгоизм. Что же это, конец света наступает?» «Что я могла ответить? – разводит руками Инна Николаевна. – Мы знаем, что будет " День Господень " ! Но чтобы достойно подойти к нему, нужна любовь – нет, капля любви! Потому что если будет в нас хотя бы одна эта капля, то уже можно надеяться на милость Божию, которая не знает границ». Инна Николаевна говорит, что нельзя впадать в уныние – это первый признак потери любви. Она берет в руки Апостол, бережно перелистывает страницы: «Вот, нашла…» И начинает читать из Первого послания апостола Павла коринфянам: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит…» Вот так и нам надо жить – с любовью. Верить, надеяться и… любить. И тогда мы многое увидим в другом, добром свете, по-другому будем смотреть на многие вещи. Слушая Инну Николаевну, я вспомнил рассказ одного своего знакомого. Он часто бывал в Москве, и однажды его спросили, как он вообще может так долго находиться в этом «тяжелом, погрязшем в грехах городе», в этой «Москве кабацкой» с ее увеселительными заведениями на каждом углу, высокой преступностью, да и вообще в этой вечной московской сутолоке?.. А он удивился, потому что ничего этого не видел и ничего об этом не знал, а все свое свободное время посвящал хождению по православным храмам, поклонению святыням, богослужению. Он видел и хорошо знал «Святую Москву»! «Я люблю святую Москву, – как будто услышав мои мысли говорит Инна Николаевна. – Вот храм Вознесения Господнего у Никитских ворот. Его называют " Большое Воскресение " .

http://radonezh.ru/analytics/inna-vykhod...

Конечно, враг рода человеческого силен, и вся его борьба именно на этом фронте – не допустить преображения нашего мира. Но Церковь Божия существует в мире и называется воинствующей Церковью именно потому, что она борется за этот мир, за его преображение, чтобы в Царствии Божием явились и наши преображенные тела, и наша физическая благодатию Божией преображенная реальность. Из слова после Литургии в храме Христа Спасителя г. Москвы, 17 мая 2018 года, в праздник Вознесения Господня Духовная связь между Афоном и Русью С какой же радостью воспринимаешь ныне возрождение русского монашества на Святой Горе! Особенно радостным было для меня последнее посещение , когда я увидел и множество монахов, и возрожденную обитель – восстановленную, отреставрированную, прекрасно отреставрированный Старый Русик, реставрирующийся Ксилургу. Я осознал, что наступила новая эпоха в истории русского монашества на Афоне, и в этом смысле подворье в Москве имеет очень большое значение. Это место притяжения многих людей, которые хотели бы помогать русскому афонскому монашеству, и надеюсь, что эта поддержка будет продолжаться и впредь. Но главное, что должно привлекать людей в этот храм, – это духовная связь между Афоном и Русью, между Афоном и Русской Православной Церковью, потому что именно эта связь является причиной любви, которую русские люди испытывают в своем сердце к Афону. Надеюсь, подворье будет в полной мере осуществлять эту связь, несущую со Святой Горы Афон на Русь свет афонского старчества, афонской молитвы, а отсюда на Афон будут обращаться молитвенные воздыхания наших людей и пожертвования, необходимые для поддержания обителей. Из слова после Литургии в храме великомученика Никиты на Швивой горке в Москве – подворье афонского Пантелеимонова монастыря – 20 мая 2018 года, в Неделю 7-ю по Пасхе, в память святых отцов I Вселенского Собора (325) и Собора преподобных отец Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

http://pravoslavie.ru/113072.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010