Отец будущего патриарха, протоиерей Николай Страгородский, получил обычное для детей духовенства образование – в Арзамасском духовном училище и Нижегородской духовной семинарии. В ноябре 1864 года в Арзамасском Воскресенском соборе он венчается с семнадцатилетней Любовью Раевской. В начале же декабря 1865 года прибывший в Арзамас епископ Нижегородский и Арзамасский Нектарий (Надеждин) за Божественной литургией в Воскресенском соборе рукоположил Николая в сан диакона с последующим назначением на вакансию причетника в Николаевский женский монастырь. Спустя два года, 19 января 1866 года, у отца Николая и Любови Дмитриевны Страгородских родился первый ребенок – дочь Александра. В 1867 году, 11 января, родился второй ребенок – мальчик. По церковной традиции, спустя несколько дней в Воскресенском соборе было совершено таинство крещения и дано ему имя – Иван. Восприемниками были его дед, протоиерей Иоанн Дмитриевич, и родная сестра его матери Варвара Раевская. В сентябре 1868 года Любовь Дмитриевна скончалась от чахотки, и Николай Иоаннович остался один с двумя малолетними детьми. Овдовев, отец Николай вел строгую и скромную жизнь, поделив все свое время между церковью и семьей. В монастыре его любили за истовое служение Богу и всегдашнюю готовность к духовному руководству и помощи. В своем доме он установил распорядок жизни в строгом соответствии с уставами общецерковными и монастырскими. На помощь ему пришли родственники, основную заботу по воспитанию детей взяла на себя бабушка будущего патриарха – Пелагея Васильевна. Ей помогали в этом няня Анна Трофимовна и сторож Воскресенского собора Елизарыч, у которого малолетний Ваня порой пропадал целыми днями. Можно сказать, что детство брата и сестры прошло в ограде Алексеевского монастыря, где священствовал их отец – иерей Николай Страгородский, назначенный в 1867 году старшим священником в обители. Монастырь, расположенный в конце Прогонной улицы, был примечателен тремя каменными храмами: Вознесения Господня, Успенским и больничным – во имя преподобного Иоанна Лествичника и великомученицы Варвары. Главной святыней общины была местночтимая икона Божьей Матери «Утоли моя печали» и образ святителя Николая Чудотворца. При обители существовали странноприимный дом, две больницы и разные мастерские. Воспитанницы обители обучались Закону Божьему, чтению молитв и псалтырей. Кроме этого, юных насельниц в обязательном порядке по два часа в день обучали различным рукоделиям: сначала вышивке по канве, затем – более сложному шитью золотом и жемчугом. Сестры Алексеевской общины славились изготовлением плащаниц, облачений и различных церковно-богослужебных вещей, вышитых золотом и серебром. Заказы на них поступали даже из Греции и Святой земли. Одна из изготовленных сестрами плащаниц, а также хоругви были пожертвованы общиной в новоосвященный храм Христа Спасителя в Москве, за что матушка Евгения была награждена «золотой медалью для ношения на груди на Александровской ленте».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

С бабушкой мы впервые увиделись, когда мне было 19 лет. Тогда я выиграл в лотерею и с этими деньгами отправился в Россию – сначала побывал в Москве , Загорске и Ленинг раде, а потом поехал в Харьков. В тот раз я повез бабушку на такси в церковь. Все были в восторге, что на службу пришел молодой человек, который к тому же еще и читал Шестопсалмие. В те годы это было редкостью. Я же считаю, что мне оказали тем самым большую честь. Бабушка тогда стояла в храме и вся буквально сияла Бабушка тогда стояла в храме и вся буквально сияла. Она была очень довольна, что приехал внук, которого она не видела ни разу и который вместе с ней пошел на службу. Я ничуть не был удивлен, что бабушка ходит в храм, несмотря на то, что в советское время это не поощрялось. Она была очень верующим человеком и часто приходила на богослужения. Кроме того, ее брат, игумен Тихон (Подгаевский), принявший постриг в Югославии, по возвращении в СССР служил неподалеку от Харькова. В тот мой приезд он и мне показывал харьковские храмы. Интересно, что отец Тихон, будучи монахом, ходил в светской одежде, – такое было время. Харьков. Игумен Тихон. 1969 Было очень трогательно, когда вечером местные монахини, которые так прекрасно пели во время службы на клиросе, принесли мне знаменитые украинские вареники, а также записочки о здравии и за упокой. Дело в том, что после Харькова я собирался в Иерусалим, на Елеонскую гору, к празднику Вознесения Господня. Конечно же, я исполнил их просьбу. Это была моя единственная встреча с бабушкой, больше увидеться нам не привелось. Но моя мама часто мне рассказывала о ней. Любимым выражением мамы было: «Хай Бог милуе», и от бабушки в Харькове я тоже часто слышал эти слова. Я думаю, они для меня важны и сейчас. Отец Виктор (в центре) на могиле игумена Тихона. Харьков, 2019 Протодиакон Виктор Лохматов Записал Дмитрий Злодорев, Вашингтон Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии

http://ruskline.ru/opp/2022/01/12/kak_ya...

Через несколько лет после революции Михаил Алефиренко стал служить по духовной линии. Такое решение говорит о мужественном характере и любви к Богу, поскольку государство тогда обрушивало на духовных пастырей и тюрьмы, и высылки, и расстрелы. Учился ли отец Михаил в Саратовской семинарии, точно неизвестно — та была закрыта в 1918 году, а в анкете, в графе «образование», батюшка написал «сельская школа». В сан священника он был рукоположен в 1924 году в Москве. После закрытия семинарий епископы рукополагали простых прихожан, лишь бы они были грамотны, знали церковнославянский язык и могли запомнить ход богослужения. Арестованных диаконов и священников надо было кем-то заменить. Возможно, Михаил Алефиренко был одним из таких людей. Внучка Михаила Петровича Алефиренко, моя бабушка, вспоминала, что дома у деда хранилось множество церковных книг, которые он перед смертью передал саратовскому Свято-Троицкому собору. В начале 1920-х годов в Покровске еще был слышен тихий и торжественный колокольный звон. Благодатные Таинства питали многие души. И как ароматный фимиам в лучах солнечного света, поднимались молитвы верующих на богослужениях. В живописном центре города, там, где теперь памятник Калинину и детсад, красовалась церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Если б мы тогда прошли от нее по улице Покровской (теперь Ленина) по направлению к вокзалу, то полюбовались бы и Крестовоздвиженской, и Петропавловской церковью. На этой улице, кстати, и жил отец Михаил — в доме 75. А еще на горе у кладбища на Полиграфической в то время высилась Александро-Невская церковь, а на перекрестке улиц Рабочей и Телеграфной стоял прекрасный храм в честь Вознесения Господня. Простите за обилие географии — хочется, чтобы мои земляки представили их расположение. В 1929 году большевистские газеты обрушили свой гнев на храмы и церковнослужителей. Требовали прекратить звон, колокола снять и переплавить, церкви отдать под клубы, больницы и школы. Горькое время. Из шести храмов Покровска уцелел лишь Свято-Троицкий, с которого сняли кресты и купола и превратили в библиотеку. Старожилы утверждали, что над руинами взорванного Покровского храма несколько дней были слышны стоны и плач — будто Богородица оплакивала безумие несчастных людей, разрушавших святыни.

http://pravoslavie.ru/56163.html

Рядом с храмом уже больше года вовсю работает другое приходское учреждение – благотворительная столовая для бедных, где кормят в день по 150-170 человек. Бедняков в богатой Тюмени, как и в богатой Москве, очень много, и питаются в столовой в основном не бомжи и алкоголики, а пенсионеры. «Как-то я заехал к одной бабушке, которая не могла сама до храма дойти, – рассказывает отец Максим. – Бабушке лет 80, еле ходит, квартира запущенная… Спрашиваю: «А дети у Вас есть, внуки?» Есть, говорит. «А часто они Вас навещают?». Числа 5-го или 6-го придут, отвечает. «Почему?» – «А мне в эти дни пенсию приносят. Они придут, возьмут мою пенсию и будут на нее пить. Жалко, Господь меня не берет. Давеча помылась, надела чистую сорочку, сутки пролежала – да вот, не умерла». Создатель бесплатной столовой, бизнесмен Юрий Горкавенко сам пришел к отцу Максиму и предложил ее организовать: «Вы только благословите!». Уже через месяц батюшке принесли согласованный проект, а еще через месяц столовая заработала. Вдобавок Горкавенко в храме и почти во всех приходских помещениях поставил за свой счет новые окна (его фирма их выпускает). «Как-то Юра меня спрашивает: куда бы еще окна вставить? – смеется отец Максим. – И мы оба одновременно посмотрели на деревянный туалет во дворе. Но решили на эту будку все-таки дорогие пластиковые окна не расходовать…» Отношение двух попечителей Вознесенско-Георгиевского храма к Православию разное. Если замкнутый и упрямый Георгий Иванович посещает храм, исповедуется и причащается, то открытый, общительный и любезный Юрий Горкавенко продолжает считать себя «неформалом» (определение отца Максима). Юрий и его жена Людмила – оба красивые, загорелые, хорошо одетые люди – сидя за столиком в собственном уютном кафе, рассказывают мне о своей поездке в Индию, в , и недоумевают, что именно так не понравилось священнику; ведь там они молились Христу (изображение Спасителя стоит в ашраме в специальной маленькой нише), и никто им этого не запрещал. Создание благотворительной столовой для Юрия – некая ступень в программе самореализации, причем идея пришла к нему после какого-то то ли индуистского, то ли буддийского «личностного тренинга». «Ну и потом, делать добро просто приятно», – с улыбкой, но совершенно серьезно говорит он.

http://foma.ru/spasenie-ot-biznesa.html

Один из авторов книги Леонид Беляев рассказал, что отличие Церкви Вознесения Господня в Коломенском от других памятников русского зодчества XVI века состоит в том, что она, будучи более доступной, всегда имела широкие возможности для архитектурного и археологического исследования. Многолетний труд авторов приводит их к заключению, что храм Воознесения имеет итальянский след: его творцом, по их мнению, был Пьетро Анибале (Петр Ганнибал; Петрок Малой), происходивший из Ломбардии. Церковь Вознесения в Коломенском, с его точки зрения, имеет абсолютно новаторскую для своей эпохи архитектуру: в то время в Московии господствовали переработки византийской крестово-купольной композиции и следование «образцу», а Церковь Вознесения появилась на основе самостоятельного творческого замысла, ставшего новым словом в истории русской архитектуры. «Последние два десятилетия дали значительные результаты для изучения развития градостроения в Москве. Вся археология московского строительства, начавшаяся лишь с конца XIX века, преимущественно черпает материал за счет Коломенского, и, в первую очередь, Церкви Вознесения Господня. Теперь мы имеем новый, более полный взгляд на то, как формируется культурная среда при московском дворе, какие можно проследить связи и взаимные влияния русской и итальянской художественной культуры и архитектуры»,  —   заключил Леонид Беляев. Выступивший затем Андрей Баталов сказал: «Результат нашего труда — разрушение мифологем в истории архитектуры. В книге мы постарались рассказать многомиллионному миру читателей о том, как складывались градостроительные парадигмы. Долгие годы теория о развитии каменных форм строительства из деревянных была самодовлеющей, и только сейчас нам удалось аргументированно  показать, что итальянский автор Церкви Вознесения Господня, Пьетро Аннибале, никого не копировал и деревянных прототипов у данной церкви не было. Он перенес в Москву реалии Тосканы, в которой он вырос. Мы постарались за счет применения археологических методов исследования оградить читателя от новых мифов, дав достоверную картину архитектурного комплекса храмов и строений в Коломенском.»

http://e-vestnik.ru/news/tserkov_voznese...

http://www.le-eparchy.ru/content/mon.php?mont=tun К 1888 г. стало ясно, что прежние церкви монастыря тесные и не вмещавшие порой всех желающих, за давностью лет стали еще и весьма непрочны. Тогда было решено просить епархиальное начальство о разрешении приступить к постройке нового храма. В ноябре 1888 г. получено благословение на то епископа Воронежского и Задонского Вениамина (Смирнова). Проект новой пятиглавой соборной церкви с тремя престолами выполнен воронежским губернским архитектором А. А. Кюи. В 1889 г. с открытия весны началась подготовка разного материала для постройки церкви… В октябре 1892 г. кладка стен была окончена и поставлена железная кровля, вымощен пол, вставлены окна, установлены «железные кресты на главах в небогатом виде и окрашены желтой краской», осталось установить иконостас. Окончанием постройки и отделки соборного храма продолжила заниматься игуменья Клавдия. Сооружение и отделка новой соборной церкви с главным престолом во имя Вознесения Господня, а также двумя приделами: правый - в честь Покрова Божией Матери и левый - во имя св. Николая чудотв., обошлись в сумму, превышающую 80 000 руб. Размеры Вознесенского собора: длина с алтарем и папертью - 54 арш., ширина - 30 арш., высота до карниза – 50 арш. На храме 5 глав и одна над алтарем. Храм имел в плане форму креста... Иконостас имел длину 20 арш. и высоту 10 арш. Храм холодный, без отопления. Он имеет 36 окон, из коих три итальянских, дают обильно света. В западной части храма устроены небольшие хоры, пока из-за отсутствия лестницы никем и ничем не занимаемые. Пол храма и алтаря выкрашен; боковые части храма отделены от средней деревянной решеткой, окрашенной под дуб. … Иконостас храма четырехъярусный, весь покрыт позолотой. Иконы художественной работы на золотом чеканном фоне исполнены в Москве в мастерской Ахапкина. Весь храм внутри оштукатурен и окрашен в светло-голубую краску с различными оттенками по карнизам. Панели окрашены в коричневую краску. Свод алтаря, купол храма и колонны расписаны стенною живописью местным мастером. Иконы для стенной живописи взяты из альбома Киевского Владимирского собора…

http://sobory.ru/article/?object=05288

Файл 33099.jpg:   Размер: 800x969, 0.78 MPix, 465 Kb. Дата: 2018-11-23, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (103) , (0) . Описание: Спас Всемилостивый. (Историко-археологическое описание Вознесенской Давидовой пустыни (Серпуховского уезда, Московской губ.) в связи с историческим сказанием о чудотворной иконе всемилостивого спаса, что у Маскварецкого [!] моста в Москве и жизнеописанием святого преподобного Давида, ученика святого преподобного Пафнутия Боровского, основателя Давидовой пустыни по первоисточникам и главнейшим пособиям составил И.Токмаков. Москва: " Русская " типо-лит., 1892. С.59.) Файл 33282.jpg:   Размер: 549x699, 0.38 MPix, 237 Kb. Дата: 2018-12-22, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (88) , (1) . Описание: Чудотворный Образ Спасителя, находящийся в часовне у Москворецкого Моста в Москве. Кон. XIX - нач. XX века. Дерево, темпера, золочение. 26 х 31 см. Частное собрание. Файл 33283.jpg:   Размер: 769x894, 0.69 MPix, 225 Kb. Дата: 2018-12-22, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (107) , (1) . Описание: Изображение Чудотворного Образа Спаса, иже Находящегося в часовне У москворецкого Моста в Москве. 1850-е гг. Дерево, темпера. 22 х 16 см. Частное собрание. Файл 34036.jpg:   Размер: 845x1100, 0.93 MPix, 372 Kb. Дата: 2019-07-18, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (81) , (0) . Описание: Утерянную 90 лет назад икону «Господь Вседержитель» вернули в Покровский собор Москвы. Икона XVII века " Господь Вседержитель (Спас Москворецкий) " , утерянная в 1920-е годы, возвращена на свое историческое место - в Покровский собор (Храм Василия Блаженного), который является действующим храмом и музеем. С понедельника реликвия доступна для посетителей и прихожан, передает корреспондент ТАСС. " Только что прошел факт передачи Государственному историческому музею уникальнейшего памятника русск[...] Файл 34495.jpg:   Размер: 500x623, 0.31 MPix, 420 Kb. Дата: 2020-04-18, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (62) , (0) . Описание: " Вседержитель " икона. Период создания: 19 век (?) Материал, техника: дерево, левкас, яичная темпера, золото, серебро, живопись. 31 х 26 см. Место создания: — Государственный музей Холуйского искусства, Ивановская обл., Южский р-н, Холуй

http://pravicon.com/icon-423

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом . В дар новоосвященному храму Святейший Владыка передал список Казанской иконы Божией Матери. Во внимание к помощи в строительстве храма Усекновения главы Иоанна Предтечи Предстоятель Русской Церкви наградил префекта Южного административного округа Г.В. Смолиевского орденом святого благоверного князя Даниила Московского II степени. Затем Святейший Патриарх Кирилл в сопровождении Г.В. Смолиевского посетил предполагаемое место строительства еще одного храма в этом районе — на берегу реки Москва в районе улицы Борисовские Пруды. В беседе с Его Святейшеством префект ЮАО подчеркнул, что строительство храма весьма необходимо ввиду того, что численность населения в прилегающих районах составляет 320 тысяч человек. Село Братеево к юго-востоку от Москвы известно с XVII века. Места славились живописными пейзажами, плодородными угодьями и целебные источниками; в Москве-реке и реке Городня, между которыми располагалось Братеево, водилось множество рыбы. Главным украшением села был каменный храм, освященный в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. После революции здание церкви было отдано под клуб, а в 1982 году, когда село стало частью Москвы, — снесено. В 1996 году недалеко от этого места стали вновь собираться верующие. Первое время они молились в вагончике, но к 2000 году был выстроен временный деревянный храм в честь Святой Троицы — до сегодняшнего дня единственный в районе Братеево с населением более 100 тыс. человек. Строительство каменной церкви благословил приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II , однако воплотить в жизнь проект удалось только сейчас, благодаря «Программе-200». Каменная шатровая церковь выполнена в лучших традициях русского зодчества и напоминает шедевр мировой архитектуры — храм Вознесения Господня в Коломенском. Снаружи здание облицовано светлым кирпичом, изнутри стены полностью зашпаклеваны, так что через три года можно приступать к росписи. Фарфоровый иконостас изготовлен в Санкт-Петербурге в керамической мастерской «Гильдии мастеров» (работы художников этого объединения украшают церкви Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Татарстана, Псковской и Рязанской областей).

http://patriarchia.ru/db/text/2481610.ht...

Среди молившихся в храме были настоятельница Покровского ставропигиального монастыря игумения Феофания (Мискина), насельницы Покровской обители и воспитанницы монастырского приюта для девочек. Богослужебные песнопения исполнил хор Покровского монастыря под управлением Л.В. Амбросовой. Патриаршее богослужение транслировалось в прямом эфире на телеканалах «Союз» и «Спас» .  Верующие, не попавшие в переполненный храм, молитвенно участвовали в богослужении, наблюдая за трансляцией на большом экране, установленном на территории обители.    На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов.  После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл вознес молитву о мире на Украине.  За Литургией Святейший Владыка рукоположил диакона Кирилла Марковского, клирика храма святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве, помощника начальника УФСИН России по г. Москве по организации работы с верующими, в сан пресвитера.  Проповедь перед причастием произнес священник Арсений Ручкин, клирик храма Успения Пресвятой Богородицы — Патриаршего подворья в Троице-Лыкове г. Москвы.  Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом:  «Сегодня мы вспоминаем святую старицу Матрону Московскую — но не так, как обычно вспоминают исторических личностей. Мы вспоминаем ее не только разумом своим, но и в наших сердцах, потому что она оставила такой след в жизни города Москвы, какой не оставляли и люди великие, славные, могущественные. К кому из исторических личностей ко гробу приходит столько людей? Ни к кому! А к старице Матроне, слепой женщине, пораженной страшным недугом, которая всю свою жизнь лежала, не видя света Божия, не имея возможности передвигаться, люди идут и идут, и будут идти, потому что она предстательством пред Господом отвечает на наши молитвы. Она рядом с нами, ее молитвами вознесся этот дивный монастырь, и, несомненно, ее молитвами подает Господь силу и матушке игумении, и всем сестрам, чтобы в таком благолепии содержалось это святое место.

http://patriarchia.ru/db/text/5603690.ht...

Строящиеся храмы — это свидетельство веры. Прежде всего тех, кто строил, кто внес свою лепту в строительство, и в ответ на эту жертву Господь, конечно, будет с теми, кто строил храмы Божии. А в сердцах людей должна сохраняться благодарность, и особенно в молитвенной памяти тех, кто будет служить в этом храме, всегда должны оставаться имена тех, кто храм построил и благоукрасил».  В дар храму Святейший Патриарх Кирилл передал икону преподобного Саввы Сторожевского с житием.  Затем во внимание к помощи Валаамскому монастырю церковных наград были удостоены:  Участникам освящения были вручены иконки Владимирской Божией Матери с Патриаршим благословением. 10 июля 2014 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил возвести на островах Валаамского архипелага скиты для уединенной молитвы братии: «Сегодня, взирая из Патриаршей пустыни на близлежащие необитаемые острова, я задумался: может быть, задачей нашего поколения является создание на каждом Валаамском острове скита, места уединенной молитвы? Дай Бог, чтобы нам хватило сил на каждом острове, где это возможно, обустроить место молитвы, с тем чтобы весь архипелаг был украшен крестами».  Всего на Валааме до 1917 года было 13 скитов. Сейчас в монастыре помимо общежительной, возрождена и скитская, пустынническая жизнь. В настоящее время восстановлено 11 исторических скитов, некоторые из которых находятся на отдаленных островах Ладожского озера. В 2014-2022 гг. по благословению Святейшего Патриарха Кирилла на островах Валаамского архипелага были возведены скиты: Прототипом для храма Всемилостивого Спаса Авраамиевского скита послужила церковь Вознесения Господня в селе Коломенском в Москве. Храм двухпрестольный. Главный престол — в честь Всемилостивого Спаса, боковой — в честь преподобного Авраамия Ростовского. Архитектура храма является символическим воплощением идеи храма-маяка как Дома Божия, «корабля Спасения» и одновременно путеводной звезды в океане жизни. На Ладожском озере храм Авраамиевского скита играет роль маяка.

http://patriarchia.ru/db/text/5943208.ht...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010