Как сообщает нам информационный ресурс храма, " когда Честный и Животворящий Крест Господень, сие знамение победы, было вознесено над миром, то соименный победе, святой Никита, пришел под его сень... Сей добрый воин Иисуса Христа стал под крестом, как бы под знаменем, чтобы вести брань против врагов святого Креста, в честь Распятого на нем " . Житие святого Никиты сообщает, что родился он в IV веке в знатной готской семье. Вместе с Законом Божьим он в деталях постиг и воинское искусство и сделался отличным полководцем и стратегом. А когда на Готскую землю пришли язычники под командованием Афанариха, Никита встал под христианский стяг своего друга Фритигерна. Он участвовал во множестве боев, но однажды его врагам улыбнулась удача, и Никита был схвачен. Его пытали и жестоко истязали, в конце концов Афанарих приказал сжечь великомученика. Его дух отошёл к Господу, однако тело в огне не сгорело и осталось неповреждённым. После крещения Руси слава великомученика Никиты пришла и в Киевскую Русь. В начале XVIII века на реке Дрозне (Дрезне) троекратно являлась икона Великомученика Никиты. В этих местах её явления чудесным образом начинали бить целебные источники, вода из которых исцеляла больных. По благочестивой традиции, местные жители стали строить сначала часовни, а потом и храмы. Так, в 1717 году был построен и бывалинский (сожжён в конце 1980-х годов). Она была освящена по благословению преосвященного Стефана, митрополита Рязанского и Муромского, архимандритом Троице-Сергиева монастыря Георгием (Дашковым) в сослужении с архимандритом Новоспасского монастыря в Москве Моисеем (Протопоповым). В летописи Никитской церкви записано: " До начала XVII столетия по преданию, в сем приходе существовал храм во имя Пророка Илии. Что церковь была Ильинская, - подтверждается сохранившимся благочестивым обычаем совершать молебствия сему святому в день его памяти, а также всеобщим желанием прихожан устроить престол в новом каменном храме в честь Илии Пророка, дабы навсегда сохранить в потомстве память о существовавшем Ильинском храме " . В писцовых книгах 1623-1624 гг. о погосте Никитском, на речке Дрозне, записано: " ... у церкви на церковной земле во дворе поп Игнатий, во дворе церковный дьячек Парфенко Васильевич, во дворе просфорница Марьица, пашени середние земли 4 четверти, лесом поросла 12 четвертей в поле, а в дву потомуж, сена по речке Дрозне и на Бывальне 30 копен " . Никитский приход в Бывалино в те времена находился в ведении Троице-Сергиева монастыря. Первоначально деревянный храм существовал отдельно от колокольни, имел террасу-гульбище с северной и западной стороны, вход в храм осуществлялся с северной стороны. Храм был покрыт тёсом.

http://sobory.ru/article/?object=02208

Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " .  http://iknigi.net/avtor-mihail-vostryshev/ Этот храм, что стоит в самом центре современной Москвы, выглядит не таким уж и древним. Но история его, тем не менее, уходит в глубину столетий, ко временам правления Василия III. Первые упоминания о храме Мартина Исповедника относятся к 1625 году, но в источнике не указана дата строительства. В первом письменном источнике, где сказано о дате возникновения храма, - " Историческом известии о всех церквах столичного города Москвы " за 1796 год - читаем: " Мартына Исповедника, празднуемаго Апреля 14 числа, церковь, что в Алексеевской, первоначально построена в 7000 (1492) " . Сведений о том, каким было первоначальное строение храма - каменное или деревянное, на сегодняшний день не имеется. Первые документальные упоминания о каменной церкви относятся лишь к 1708 году. Согласно исследованиям, проведённым журналистом и краеведом Таганки Натальей Леоновой, можно твёрдо сказать, что храм появился на главной дороге из Кремля к Спасо-Андроникову монастырю в марте-сентябре 1492 года. Храм был построен в Алексеевской Новой слободе. Новой она как раз стала в начале XVIII столетия, а до того была так называемой чёрной; жили тут чёрные тяглецы, несшие государственные повинности (ремесленники, торговцы). А Алексеевской она звалась по имени одного из местных храмов, освящённого во имя святителя Алексия Митрополита Московского " что за Яузой " . В старину это место носило ещё одно название - " Хлебники " , вероятно, в честь хлебопеков или торговцев зерном, которые жили в этом месте. В конце XVIII века московский купец Василий Жигарёв, богатый чаеторговец, чувствуя скорую кончину, решил отдать все свои средства на строительство нового храма недалеко от своей усадьбы. Разрабатывал проект и осуществлял строительство архитектор Родион Казаков. Василий Яковлевич был известным человеком в Москве. Он имел собственную усадьбу с главным домом на нынешней улице А. Солженицына (дом купленную и перестроенную впоследствии Владимиром Семёновичем Алексеевым, дедушкой К. С. Станиславского, родившегося в 1863 году в этом доме. Жигарёв был городским головой (председателем Московской городской думы) и многое сделал на своей должности для улучшения жизни Москвы и москвичей. На его долю выпали колоссальные приготовления города к коронации в ноябре 1796 года Павла I: он руководил работами по украшению Москвы, строительством деревянных триумфальных ворот, размещением иностранных делегаций, заказом драгоценных подарков императорской чете. Строительство нового храма благословил московский митрополит Платон (Левшин), и в 1792 году работы начались. Только в 1806 году, то есть через 14 лет, грандиозная стройка завершилась - огромный храм в стиле классицизма стал архитектурной доминантой всего Заяузья.

http://sobory.ru/article/?object=02328

В историографии кон. XX в. существовало 2 версии основания Георгиевского монастыря. По первой версии, которой придерживался В.П. Выголов, каменная Георгиевская церковь была возведена между 1456 и 1461 гг., а монастырь возник после смерти Ю. Кошкина, до 1506 г., которым датирована духовная волоцкого кн. Феодора. По второй, представленной в работах В.Д. Назарова, Георгиевская церковь и Георгиевский монастырь появились в кон. XIV - нач. XV в. Впервые Георгиевский храм упоминается в духовной грамоте 1461 г. вел. кн. Василия II Васильевича, который жаловал 4-му сыну волоцкому кн. Борису «дворы» «Марьиньские Федоровы» в Москве на посаде, около «Святого Егорья, каменные церкви». Мария Феодоровна - дочь Феодора Голтяя, 2-го сына Феодора Андреевича Кошки, была выдана замуж за серпуховского кн. Ярослава Владимировича. Дочь Марии Мария Ярославна была женой вел. кн. Василия II. Духовной грамотой 1477 г. волоцкий кн. Борис Васильевич передал старшему сыну Феодору «бабы моее Марьинские» дворы. «Святой Георгий на Дмитровке» упоминался в летописном известии о московском пожаре 1493 г. Впервые Георгиевский монастырь упоминался в грамоте 1503 г. рузского кн. Иоанна Борисовича, который выплачивал заемное «егорьевское серебро», а «рост на те деньги не плачон на пять лет». Поскольку проценты по взятому займу рузский князь не платил 5 лет, он занял денег в 1498 г., что подтверждает существование монастыря к тому времени. В этой же грамоте «Егорий каменный» упоминается в одном ряду с кремлевскими монастырями московскими в честь Вознесения Господня и Чудовым, а также с Новоспасским, Андрониковым, московским в честь Богоявления Господня и Симоновым. Данные грамоты также свидетельствуют о том, что к 1498 г. монастырь уже существовал. В 1506 г. волоцкий кн. Феодор Борисович, отправляясь в Казанский поход, завещал супруге дворы «на посаде у Юрья святаго» и распорядился вернуть свой долг (117,5 р.) «на Москве Юрьевского монастыря». Георгиевский монастырь находился около пересечения Юрьевской ул. (Георгиевский пер.) с улицей, «что идет от города… к Сущову на Дмитровскую дорогу» (Б. Дмитровка).

http://sobory.ru/article/?object=34972

— Какие наиболее тяжелые испытания Вам пришлось перенести в советский период? — В 1961 году, когда я был назначен епископом, я столкнулся с только что принятым государственной властью решением о закрытии женского Пюхтицкого монастыря в Эстонии и 36 эстонских приходов, которые были названы «нерентабельными». Я тщетно пытался объяснить властям, что мне невозможно начать свою деятельность с уменьшения числа приходов. Мне холодно объяснили, что речь идет об исполнении ранее принятого решения. День за днем мне пришлось защищать интересы Церкви и быть добрым пастырем для моего прихода. Порой во всех учреждениях, в том числе и в Совете по делам религий в Москве, мне приходилось встречать симпатизирующих людей, которые по своей должности не могли помогать мне открыто, но скрыто поддерживали меня. — Как Вы перенесли падение режима? — В конце 80-х годов, когда я был митрополитом Ленинградским, мысль об открытии храмов была воспринята властями крайне негативно. Несколько лет спустя, когда речь зашла об открытии собора Михаила Архангела в Ломоносове, мне объяснили с очевидной неискренностью, что это невозможно, что нельзя здесь совершать богослужения, ибо этот храм находится на улице, носящей символическое название Юных пионеров+ Лишь в конце 1990-го года, перед самым падением режима, я смог наконец-то совершить свое первое богослужение в Успенском соборе Кремля, а затем пройти крестным ходом до Вознесенского храма. Это был первый крестный ход в Москве Церкви, которая вновь обрела свободу. — Как после 74 лет атеизма Вам удается проповедь веры? — Будучи сегодня свободной, Церковь участвует в жизни общества. Наша проповедь в первую очередь направлена на то, чтобы возродить в обществе нравственное начало. И милостью Божией здесь мы добиваемся определенного успеха. Прежде всего мы стараемся повлиять на сердца верующих через Таинства Церкви, через веру, благодаря всесильной помощи Господа. В наше время плюрализма религия становится для большинства россиян основным духовным ориентиром. Как Патриарх, свидетель и участник тех изменений, которые происходят в России, я могу утверждать, что Православие вновь обретает свою прежнюю роль. Церковь стремится исцелять души, ибо в душе находится источник добрых и злых дел.

http://pravmir.ru/patriarx-moskovskij-i-...

11.11.2015, http://valaam.ru/publishing/8603/ В настоящий момент времени (март 2018 г.) ведутся капитальные работы по восстановлению Авраамиевского скита. В 2015-м были закончены работы по благоукрашению храма в честь святого благоверного великого князя Александра Невского. 10 июля 2015 г. во время Первосвятительского визита Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин малого освящения храма. После освящения храма стал понемногу образовываться скит: налаживается монашеская и молитвенная жизнь, ведется богослужебный суточный круг, еженедельно совершаются Божественные Литургии. http://valaam.ru/monastery/87690/ 10 июля 2014 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил возвести на островах Валаамского архипелага скиты для уединенной молитвы братии: «Сегодня, взирая из Патриаршей пустыни на близлежащие необитаемые острова, я задумался: может быть, задачей нашего поколения является создание на каждом Валаамском острове скита, места уединенной молитвы? Дай Бог, чтобы нам хватило сил на каждом острове, где это возможно, обустроить место молитвы, с тем чтобы весь архипелаг был украшен крестами». Всего на Валааме до 1917 года было 13 скитов. Сейчас в монастыре помимо общежительной, возрождена и скитская, пустынническая жизнь. В настоящее время восстановлено 11 исторических скитов, некоторые из которых находятся на отдаленных островах Ладожского озера. В 2014-2022 гг. по благословению Святейшего Патриарха Кирилла на островах Валаамского архипелага были возведены скиты: Прототипом для храма Всемилостивого Спаса Авраамиевского скита послужила церковь Вознесения Господня в селе Коломенском в Москве. Храм двухпрестольный. Главный престол — в честь Всемилостивого Спаса, боковой — в честь преподобного Авраамия Ростовского. Архитектура храма является символическим воплощением идеи храма-маяка как Дома Божия, «корабля Спасения» и одновременно путеводной звезды в океане жизни. На Ладожском озере храм Авраамиевского скита играет роль маяка. 14 октября 2015 года состоялась торжественная закладка нового храма. В 2021 году закончились работы по восстановлению утраченных построек скита. За семь лет на территории скита были построены храм Всемилостивого Спаса, келейный корпус для братии, гостевой корпус, хозяйственные постройки. К постройкам скита подведены все инженерные коммуникации: водоснабжение, электрические сети и др.

http://sobory.ru/article/?object=54320

После кончины Дмитрия Донского его вдова закладывает у Спасских ворот деревянную церковь, которая получает название Вознесенский соборный храм, вокруг нее и начинает отстраиваться монастырь. В 1407 году на месте старого деревянного храма вдовствующая княгиня закладывает уже каменную церковь Вознесения Господня и принимает постриг в Вознесенский монастырь под именем Евфросинии. Ей довелось прожить в монашеской обители лишь несколько недель - 7 июля 1407 года она скончалась. Но после смерти великой княгини Евдокии возведение каменного храма продолжилось. Дело взяла в свои руки невестка Евдокии, великая княжна Софья Витовтовна. Правда, при ней были отстроены только стены собора. А через восемь лет главный храм обители сильно пострадал при очередном московском пожаре. Полстолетия он стоял недостроенным и лишь в 1467 году был полностью восстановлен уже великой княгиней Марией Ярославной, женой великого князя Василия II Темного. Причем для увеличения прочности старых стен их " одели " в новые каменные, нарастив таким образом их толщину. " По преданию, было несколько причин, по которым женская обитель была поставлена именно у Спасских ворот, у главного парадного въезда в Кремль. Дело в том, что в свое время здесь стоял храм, заложенный великим князем Дмитрием в память о свадьбе. Рядом с ним располагался деревянный дворец Дмитрия Донского и терема его жены. Именно здесь, в бывших великокняжеских палатах, и разместились первые монахини. После Дмитрия Донского княжеские покои и другие дворцовые постройки стали располагаться в центре Кремля, поблизости от Соборной площади " , - рассказал Девятов. Царственные гробницы Вознесенский монастырь был не самой древней обителью в Москве. Чуть раньше, в том же XIV веке, были основаны Зачатьевский и Рождественский монастыри. Однако Вознесенская кремлевская обитель сразу заняла главенствующее положение в неофициальной табели о рангах московских девичьих монастырей. Здесь была похоронена великая княгиня Евдокия Дмитриевна, положив таким образом начало новой традиции - именно в стенах Вознесенского монастыря находили место последнего упокоения жены русских великих князей и царей. Фактически все представительницы царских династий Рюриковичей и Романовых были похоронены в стенах обители. До первой половины ХХ века в юго-западной части храма находилось 35 белокаменных гробниц. Так, в храме покоилась жена Ивана III Софья Палеолог, мать Ивана IV Грозного Елена Глинская, мать Петра I Великого Наталья Кирилловна.

http://pravoslavie.ru/89803.html

Предстоятель Сербской Церкви также выразил глубокую благодарность за вклад  Русской Церкви в благоукрашение Собора святого Саввы в Белграде. «Помощь, которую вы оказываете, немаленькая, и мы вновь выражаем глубокую благодарность за это. Этот храм является не только нашей гордостью, но гордостью всего православного мира. В создании благолепия этого храма участвуют русские художники». «Мы представляем единый народ, нас сплачивает и кровь, и нация, и вера. Наши связи — родственные», — засвидетельствовал Святейший Патриарх Ириней. В последовавшей затем братской беседе Предстоятелей Русской и Сербской Православных Церквей была продолжена тема реставрации Собора святого Саввы Сербского. «Купол уже отреставрирован. Мозаика с изображением Вознесения Господня — это праздник города Белграда, очень символичная мозаика. Надеемся, что эта мозаика будет символом нашей сербско-русской дружбы, — сказал Святейший Патриах Кирилл. — Как Вы знаете, сегодня не по своей вине Россия оказалась в непростых экономических условиях, но, несмотря на эти стесненные обстоятельства, мы считаем, что участие в украшении Свято-Саввского собора является нашей с вами общей миссией. На протяжении всей истории наши народы были вместе, никогда не воевали друг с другом, а всегда вместе боролись с врагами, совместно сохраняя единство Православия. И в каком-то смысле этот  храм должен быть памятником этого удивительного исторического братского взаимодействия двух стран, двух народов, двух Церквей». Его Святейшество отметил особую роль подворья Сербской Православной Церкви в Москве, настоятелем которого является епископ Моравичский Антоний, в поддержании межправославного диалога. По словам Патриарха Кирилла, владыка Антоний активно участвует в духовной жизни города как представитель Патриарха Сербского при Патриархе Московском и всея Руси. «Вокруг владыки объединяются православные сербы, живущие в России, что тоже, думаю, имеет важное значение для вашей Церкви, — сказал Святейший Патриарх Кирилл. — Традиционно такую же роль в Белграде играет подворье Русской Православной Церкви, настоятелем которого является протоиерей Виталий Тарасьев. Этот храм объединяет несколько поколений русской эмиграции. В нем совершается молитва о наших беженцах из России, которые навсегда покинули нашу страну в результате революционных событий, а также о наших русских воинах, которые погибли во время Первой мировой войны, в том числе защищая и сербский народ. Благодарю Ваше Святейшество за то, что Вы регулярно совершаете там богослужения, подчеркивая тем свою любовь и любовь сербского народа к нашему народу и нашей Церкви».

http://patriarchia.ru/db/text/5080014.ht...

Спустя 100 лет, в 1838 г. на средства москвичек Варвары Челищевой и Варвары Нерской была выстроена новая трапезная, где освящен второй придел во имя великомученицы Варвары. В 1844 г. воздвигли трехъярусную колокольню. К концу XIX в. на ней находилось восемь колоколов, самый большой из которых весил 315 пудов. Девятинский храм был богато украшен внутри. В 1860 г. соорудили высокий четырехъярусный вызолоченный иконостас. Стены расписали в 1860-1864 г.г. Из 150 икон на 20 были серебряные ризы. 6 икон специалисты отнесли к XVII-XVIII в.в., среди них особо почитаемые храмовые: Девяти мучеников, Михаила Архангела и Варвары мученицы. Большая, в деревянном киоте, икона Девяти мучеников была написана, судя по надписи, в 1693 г. и пожалована храму к его освящению в 1698 г. патриархом Адрианом. Она особенно почиталась больными и немощными. В XVIII в. Безымянный и Кривой переулки были переименованы в Большой Девятинский переулок. Примечательно, что в Москве больше не было храмов в честь Девяти мучеников Кизических. Исключение составляла домовая церковь графа Владимира Григорьевича Орлова, сооруженная и освященная в связи с эпидемией чумы 1771 г. В борьбе с чумой принимал участие старший брат графа - Григорий Орлов. Помещение храма сохранилось до наших дней в мезонине дома 5 по Большой Никитской улице, который занимал до 1950-х г.г. исторический факультет, а ныне издательство Московского Государственного университета. В настоящее время придел Девяти мучеников Кизических имеется в храме Вознесения Господня за Серпуховскими воротами (ул. Большая Серпуховская, 24). Каменный храм начали строить в 1696 г. на средства царевича Алексея, и придел, очевидно, был устроен по благословению Патриарха Адриана. В начале XIX в. стечение богомольцев в Девятинский храм, особенно в летние воскресные дни было столь велико, что на церковном погосте открывали базар. В 1801 г. городскую усадьбу на углу Большого Девятинского переулка и Новинского бульвара приобретает Анастасия Федоровна Грибоедова - мать знаменитого писателя Александра Грибоедова. Последующие одиннадцать лет Грибоедов проживал в доме, который относился к приходу Девяти мучеников Кизических. Приходские церковные книги - единственный источник документальных сведений о нем самом и его близких вплоть до Отечественной войны 1812 г. Будучи прихожанином Девятинской церкви, Грибоедов учится в Благородном пансионе Московского университета, затем в самом университете. В Девятинской церкви его семья служит молебен перед уходом драматурга в армию. Сразу после начала Отечественной войны Грибоедов добровольно записался в ополчение. Когда скончалась мать писателя, ее отпели в Девятинском храме и похоронили на ближайшем - Ваганьковском кладбище.

http://sobory.ru/article/?object=02490

В 1817 г. на Воробьевых горах заложили храм Христа Спасителя – памятник победы в Отечественной войне 1812 г. Он должен был террасами спускаться с вершины Воробьевых гор к Москве-реке. Однако во время земляных работ обнаружилось, что грунт осыпается и сползает; поэтому в 1827 г. строительство здесь прекратили и позже перенесли на Пречистенку. Так Троицкая церковь осталась в этих местах единственным памятником и свидетелем героических событий 1812 г. В XIX веке обновление Троицкого храма происходило дважды: в 1858–1861 гг. и в 1898 г. В XX веке, в 1964 и 1971 гг., производился внешний ремонт здания, а в 1971–1972 гг. – внутренний ремонт. Чистилась настенная живопись, частично была сделана новая. В 2006 г. церковное здание также ремонтировалось снаружи и внутри. Наружные стены храма и колокольни в настоящее время украшают фрески. На колокольне вверху расположен образ Божией Матери «Знамение», а на нижнем ярусе – «Прп. Сергий Радонежский благословляет блгв. кн. Димитрия Донского», «Митр. Московский Алексий исцеляет царицу Тайдуллу» и «Моление прп. Серафима Саровского на камне перед образом Богородицы “Умиление”». На правой стене трапезной изображен святитель Николай, на левой – преподобный Сергий Радонежский (в соответствии с расположением приделов). На портике южного входа находится фреска «Св. Троица с Авраамом и Саррой под Мамврийским дубом». Далее против часовой стрелки: образ Иоанна Предтечи, на внешней стене Горнего места – Голгофа, и, наконец, образ Спасителя. Особого внимания заслуживает настенная живопись внутри храма. Над входом в главную часть из трапезной изображена Ветхозаветная Троица, на куполе – Бог Отец и Бог Дух Святой с предстоящими ангелами, а над алтарем – Вознесение Господне. На стенах в медальонах – изображения пророков Илии и Моисея, святителей Николая и Алексия, митрополита Московского, преподобных Серафима Саровского и Сергия Радонежского, а также образ Божией Матери «Знамение». Над южной дверью ниже медальонов – Сретение Господне и «Насыщение пяти тысяч пятью хлебами», над северной – Введение во храм Пресвятой Богородицы. В иконостасе главного престола привлекает внимание икона Божией Матери «Живоносный Источник», как память о прежнем названии храма. Перед солеей слева – Печерская икона Божией Матери, справа – образ Спаса Нерукотворного. За этими иконами располагаются два лика (хора) для антифонного пения. Слева от амвона – небольшая икона новомучеников Российских, справа – такая же по размеру икона Царственных мучеников. На северной стене находится икона Божией Матери «Утоли моя печали» и особо чтимый образ Божией Матери «Благодатное Небо», на южной стене – икона Божией Матери «Державная».

http://sobory.ru/article/?object=02278

Известно, что до знаменитой осады Троице-Сергиева монастыря в 1608-1610 годах Терентьевская роща была безлюдной, поэтому поляки установили здесь и на соседней горе Волкуше пушки для артиллерийских обстрелов монастыря. После снятия осады в Терентьевском лесу была основана Волкушская (Волкушенская) слобода, а в 1653 году слобожане выстроили здесь первый деревянный храм, названный, как уже было сказано выше, в честь Трёх Святителей. Сама же Вознесенская площадь, где стоит каменный храм, образовалась на месте бывшего монастырского огорода, существовавшего с 1641 по 1768 годы. В первой половине XIX века на площадь при Вознесенской церкви были переведены мясные и игрушечные торговые ряды из бывшего села Клементьево. Значение Вознесенской площади росло. Именно здесь возник административный центр города, который нужно отличать от центра духовного, располагавшегося в самой Лавре. При новой планировке уездного города Сергиевский Посад в первой трети XIX века вокруг каменного храма на Вознесенской площади находилось здание ратуши, а позже, как пишет историк Константин Филимонов, были возведены административные здания полиции, городского управления и думы. С ростом значения Вознесенской площади как административного центра города выросло и возросло значение Вознесенской церкви: в ней проводились церемонии приясяги должностных лиц, а духовенство Вознесенского храма проводило беседы с задержанными в полицейском управлении. Вероятно, появление памятника в 1976 году Владимиру Михайловичу Загорскому рядом с Вознесенской церковью связано с памятью о центральном положении в городе Вознесенской площади в прежние времена. Загорский (настоящее имя Вольф Лубоцкий) для молодой советской республики был своего рода мучеником. Будучи секретарём московского комитета РКП (б) он погиб при взрыве бомбы в доме в Леонтьевском переулке в Москве. Что касается приходского храма, выстроенном в стиле барокко в 1779 году, то его история такова... В 1766 году по просьбе прихожан и с одобрения Духовной консистории, было принято решение заменить два ветхих храма на один каменный. На деньги прихода и благотворителей были заготовлены стройматериалы, составлен проект будущего храма, состоявший из основного объёма холодного храма, тёплой трапезной и колокольни.

http://sobory.ru/article/?object=00093

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010